Научная статья на тему 'Формирование стратегических мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности промышленных предприятий'

Формирование стратегических мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1857
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шепелев Артем Васильевич

В статье рассматриваются приоритетные направления развития промышленных предприятий по производству строительных материалов, выявляются возможности повышения их экономического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегических мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности промышленных предприятий»

УДК 338

А.В. Шепелев *

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье рассматриваются приоритетные направления развития промышленных предприятий по производству строительных материалов, выявляются возможности повышения их экономического потенциала.

Ключевые слова: промышленность, промышленные предприятия, стратегические мероприятия, конкурентоспособность.

В целях повышения стабильности функционирования и стратегического развития отрасли производства строительных материалов необходимо проводить мероприятия, способствующие эффективной работе отдельных предприятий отрасли. На наш взгляд, такими мероприятиями могут стать совершенствование биржевой торговли строительными материалами, воспроизводство сырьевой базы отрасли, привлечение инвестиций для расширения производственных мощностей предприятий, повышение качества и ассортимента товаров.

Основными проблемами отрасли, выявленными в процессе анализа, являются:

— большое технологическое отставание отрасли от иностранных производителей;

— материальное и моральное устаревание оборудования;

— значительное повышение стоимости продукции из-за транспортных расходов на ее перемещения, что снижает мобильность строительства;

— низкая конкурентоспособность производимых товаров ввиду завышенной стоимости продукции, использования устаревших технологий и оборудования, требующих высоких затрат энергии;

— слабая инновационная активность предприятий отрасли в части производства и реализации товаров.

Для решения структурных проблем на государственном уровне была разработана стратегия развития экономики нашей страны до 2020 года, основными направлениями которой являются:

— повышение технологического уровня промышленности;

— повышение уровня конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке;

— внедрение в наиболее перспективные рыночные ниши и завоевание там высоких позиций.

Реализация указанной стратегии базируется на законодательном регулировании вопросов планирования и прогнозирования экономического развития, программно-целевом механизме и учете специфики каждого региона и отрасли промышленности. Кроме того, реализация намеченных стратегических планов не-

* © Шепелев А.В., 2011

Шепелев Артем Васильевич (kafedra_pm@mail.ru), кафедра прикладного менеджмента Самарского государственного экономического университета, 443090, Российская Федерация, г. Самара, ул. Советской Армии, 141.

возможна без эффективных взаимоотношений между хозяйствующими субъектами.

Таким образом, для повышения уровня конкурентоспособности российских предприятий необходимо на государственном уровне решить следующие задачи [1].

1. Мотивировать предприятия осуществлять инвестирование в наукоемкие технологии, а также применять на практике прогрессивные методы организации и управления производством.

2. Проводить постоянную модернизацию основных производственных фондов при поддержке государства.

3. Создать эффективные финансовые инструменты, которые дадут возможность повысить инвестиционную привлекательность российских предприятий.

4. Изменить характер производственной деятельности — перейти к гибкой системе хозяйствования, позволяющей предприятиям быстро реагировать на изменения во внешней среде.

На базе указанной стратегии Министерством экономического развития РФ разработана стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 г., которая предполагает осуществление необходимых мероприятий для полного покрытия дефицита на рынке основных строительных материалов, а также повышения технологического и технического уровня отечественных предприятий и качества выпускаемой продукции. Основными целями данной стратегии являются:

— создание в России и в каждом ее субъекте производства номенклатуры современных высококачественных энергосберегающих и конкурентоспособных стройматериалов с учетом имеющейся сырьевой базы;

— развитие машиностроительных предприятий по изготовлению современного высокотехнологичного оборудования для предприятий стройматериалов, систем инженерной и транспортной инфраструктуры, передовых технологий, обеспечивающих долговечность, архитектурную выразительность и высокую экономичность эксплуатируемых зданий и сооружений;

— обеспечение потребности отечественного рынка в энергосберегающих стройматериалах.

На основании указанных стратегий нами были определены направления стратегического развития конкурентоспособности предприятий, функционирующих на самарском рынке строительных материалов. Проведенный анализ позволил выделить структурные проблемы исследуемых предприятий, основными из которых являются:

— высокий уровень изношенности основных фондов;

— недостаточное использование маркетинговых инструментов;

— неэффективная кадровая политика;

— низкий уровень применения инноваций;

— нестабильная финансовая ситуация.

Разрабатываемые стратегические мероприятия должны быть, прежде всего, направлены на повышение конкурентоспособности предприятий и выпускаемой продукции за счет ускорения темпов модернизации и воспроизводства технического вооружения, производственной базы и оборудования.

Для эффективной реализации намеченных мероприятий необходимо усилить меры государственного регулирования, которые включают:

— внедрение международных стандартов качества производства и управления;

— совершенствование законодательного регулирования научно-исследовательских разработок, направленных на развитие отрасли и конкуренции;

— создание условий для освоения инновационных технологий;

— снижение налогового бремени для предприятий, осуществляющих выпуск наукоемких товаров;

— поддержку внедрения технологий, позволяющих производить продукцию, конкурирующую на мировом рынке;

— стимулирование научно-технических преобразований и применения объектов интеллектуальной собственности.

Наиболее приоритетным стратегическим направлением повышения конкурентоспособности предприятий отрасли является комплексное использование инновационных процессов. Для его осуществления необходимо проводить системные мероприятия в области научно-исследовательской деятельности, охраны объектов интеллектуальной собственности, сертификации наукоемкой продукции, освоения производства новой конкурентоспособной продукции [2].

Производство новых видов инновационной продукции возможно в рамках крупных производственных систем с высоким уровнем интеграции науки и техники, которые имеют достаточное количество инвестиционных ресурсов. Кроме того, необходимо согласование целей и задач научно-исследовательских центров с задачами повышения конкурентоспособности конкретных производственных структур.

Одним из стратегических мероприятий, направленных на повышение уровня конкурентоспособности предприятий отрасли, является использование технических и бытовых отходов при производстве строительных материалов. В качестве сырья могут быть использованы металлургические шлаки, стружки, опилки, золы, использованные автомобильные шины и т. д. Такая сырьевая база в нашей стране составляет более 80 млрд т. Это позволит увеличить объем производства строительных материалов и уменьшить воздействие на окружающую среду.

Особо важной проблемой отрасли является практически полное отсутствие научно-исследовательских разработок в области создания новых высокорезультативных технологий в течение последних десятилетий. Такое положение обусловлено сокращением работников, обладающих высокой квалификацией в научной и инженерно-технической сферах, отсутствием полноценной исследовательской базы.

Поэтому для повышения уровня конкурентоспособности предприятий, осуществляющих выпуск строительных материалов, необходимо выделить следующие стратегические мероприятия:

— сформировать научно-техническую базу для проведения исследований в области совершенствования технологии производства строительных материалов;

— повысить качество профессионального образования специалистов;

— увеличить финансирование научно-исследовательских разработок, направленных на повышение эффективности производства.

Еще одним основополагающим фактором в достижении высокого уровня конкурентоспособности является активное использование нематериальных активов, которые образуются как уникальное сочетание индивидуальных особенностей предприятия и проявляются во взаимоотношениях с партнерами и покупателями. Нематериальные активы формируются за счет эффективного использования корпоративного опыта и накопленных знаний, внутренней культуры, творческого потенциала сотрудников, имеющихся лицензий, торговых брендов, информации. Такие конкурентные преимущества создаются на протяжении длительного периода и являются специфическими для каждого предприятия, поэтому их нельзя повторить.

Для повышения конкурентоспособности российских предприятий необходимо осуществлять инвестиционную деятельность, используя все доступные механизмы инвестирования, включая государственные заказы, вложения в уставной капитал, привлечение иностранного капитала и льготное кредитование. Развитие предприятий в инновационном направлении невозможно без государственной поддержки, которая должна заключаться в инвестировании приоритетных национальных проектов, внедрении рыночных инструментов коммерциализации инновационных открытий, применении льготного налогообложения к предприятиям, осуществляющим научно-исследовательскую деятельность.

В настоящее время в ситуации системного экономического спада для поддержания и стабильного развития отечественной экономики необходимо использовать накопленный в прошлом теоретический и практический опыт воспроизводственных балансов, а именно усилить роль государства в формировании стратегических планов крупных промышленных предприятий и регулировании воспроизводственных процессов. Для этого на высшем уровне необходимо создать соответствующие структуры, контролирующие межрегиональные и межотраслевые связи, а также оказывающие предприятиям координационную поддержку в решении стратегических вопросов.

В таких структурах следует проводить анализ национального промышленного потенциала и выявлять государственно значимые резервы, а также отрасли, в которых применение инновационных научных разработок позволит вывести российские товары на высокие конкурентные позиции на мировом рынке. Кроме того, следует провести общегосударственную инвентаризацию основных фондов и их переоценку на основе реально сложившейся стоимости национального богатства.

Восстановление межрегиональных хозяйственных связей в пределах России и стран СНГ позволит национальной экономике функционировать более результативно в современных сложных экономических условиях.

Систему управления воспроизводственным процессом, на наш взгляд, следует строить на основе интеграции крупных промышленных предприятий одной отрасли в единую межрегиональную структуру, которая даст возможность оптимизировать производственные процессы как внутри отрасли, так и в экономике в целом. Эффективное использование региональных природных ресурсов, повышение кадрового потенциала территории даст существенный толчок развитию отечественной промышленности.

Позиция ученых в данном вопросе заключается в том, что применяемый си-нергетический подход к структурным проблемам как формам реализации теории развития сложных систем, в которых постоянно взаимодействуют автономные, разнокачественные компоненты и региональные подсистемы, осуществляет трансформацию действующего экономического потенциала в новое качество.

Конкурентоспособность предприятий отрасли строительных материалов основывается на их способности быстро адаптироваться к изменениям внешней среды, а также с наибольшим эффектом использовать имеющийся экономический потенциал. Для поддержания высокого уровня конкурентоспособности предприятиям следует сосредоточиться на выпуске высокоприбыльной продукции, которая имеет постоянные конкурентные преимущества, повышать уровень обслуживания потребителей и поддерживать высокую деловую репутацию.

Кроме материальных факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность предприятий, большое значение имеют приемы и навыки работы, корпоративная культура, способности персонала.

Макроэкономические факторы являются определяющими для обеспечения конкурентоспособности отдельных предприятий, при этом конкурентоспособность предприятий неразрывно связана с конкурентоспособностью национальной экономики. Для повышения уровня конкурентоспособности нашей страны на мировом рынке необходимо:

— формирование управляющих структур, определяющих политику государства в вопросе обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий;

— разработка соответствующей законодательной базы и стратегии обеспечения конкурентоспособности;

— систематическое повышение уровня квалификации управленческих кадров в вопросе обеспечения конкурентоспособности предприятий.

На уровне самого предприятия следует разработать соответствующую стратегию повышения уровня конкурентоспособности, учитывающую основные показатели функционирования предприятия, его «слабые места» и «точки роста», особенности работы и воздействующие факторы макро-, мезо— и микроокружения.

Стратегическое управление конкурентоспособностью является перспективным направлением развития предприятий отрасли производства строительных материалов. Для формирования эффективной стратегии управления конкурентоспособностью необходимо соблюдение следующих условий:

— наличие действенной технологии разработки стратегии;

— системный подход к формированию стратегии;

— анализ внешних и внутренних факторов как основа для разработки стратегических, тактических и оперативных мероприятий по управлению конкурентоспособностью;

— переход от абстрактных определений к конкретным показателям повышения конкурентоспособности.

Для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности при формировании стратегии необходимо стремиться не только к достижению высокого конкурентного статуса производимой продукции, но и к расширению рынков сбыта, завоеванию новых сегментов, привлечению новых потребителей. Уровень конкурентоспособности предприятия также зависит от оптимизации организационной структуры и качества экономического потенциала.

Реализация конкурентоспособной стратегии предприятия требует выполнения определенных условий, а именно:

— тщательный анализ всех аспектов деятельности предприятия для выявления проблем, определения направлений финансирования, применения радикальных мер;

— привлечение инвестиционных ресурсов для обеспечения инновационных проектов;

— проведение мониторинга состояния кадрового потенциала, а также мероприятий по повышению его качества;

— усовершенствование организационной структуры, отбор наиболее выгодных поставщиков;

— управление ассортиментной политикой на основе постоянного повышения качества и наукоемкости выпускаемой продукции;

— налаживание тесных контактов с потребителями, стремление максимально удовлетворить их потребности и повысить положительный имидж предприятия.

Основными видами стратегий, реализация которых позволит повысить конкурентоспособность предприятий строительной отрасли в настоящее время, являются стратегия проникновения на рынок и стратегия присутствия на рынке.

Сущность стратегии проникновения на рынок заключается в формировании условий для длительного присутствия на рынке товара, которое обеспечивается его конкурентными преимуществами. Основными направлениями реализации стратегии являются:

— структурный анализ рынка и уровня конкуренции на нем;

— принятие решения о времени вхождения на рынок с наиболее эффективным товаром;

— привлечение инвестиций для развития производства данного товара.

Достижение целевых результатов данной стратегии определяется уровнем успешного функционирования товара на рынке, достижения им стадии зрелости и расширением границ присутствия на рынке. Критериями успеха являются прибыль и занимаемая доля рынка.

Стратегия присутствия на рынке имеет два направления — стратегия поведения и стратегия конкурентной борьбы. Выбор определенного вида стратегии зависит от специфических условий внутренней и внешней среды предприятия, от его способности использовать конкурентные преимущества.

Стратегии поведения подразделяются по степени активности на наступательные, оборонительные и стратегии отступления. Классификация стратегии конкурентной борьбы основана на выборе методов борьбы — ценовых или неценовых. Использование определенного вида стратегии связано с некоторой долей риска ввиду неправильного анализа конкурентной ситуации на рынке, собственных возможностей или непредсказуемых изменений макроэкономической обстановки.

Многие предприятия, стараясь обеспечить свою конкурентоспособность, используют стратегию лидерства по снижению издержек. Другие выстраивают конкурентную борьбу на основе достижения наивысшего качества товаров. Третьи хотят повысить конкурентоспособность за счет более полного удовлетворения запросов потребителей. Все рассмотренные направления могут привести к лидерству среди конкурентов, но особо важное значение, на наш взгляд, необходимо уделять производственному процессу как основополагающему при выпуске товаров и услуг. Производственная система конкурентоспособного предприятия должна иметь оптимальную конфигурацию, а производственный процесс — высокую скорость. Для его ускорения следует сокращать срок прохождения документации, оптимизировать структуру и организацию производства. Технологические новшества и длительные взаимовыгодные отношения с поставщиками, использование эффективных логистических приемов играют значительную роль в повышении конкурентоспособности производственной системы.

Основное направление стратегии — повышение уровня конкурентоспособности предприятия — является главной целью ее осуществления. Для повышения эффективности реализации общей стратегии необходимо разработать частные стратегии, направленные на повышение конкурентоспособности отдельных сфер деятельности предприятия, а именно маркетинговую, товарную, организационную, инновационную, финансовую, кадровую, экологическую, технологическую стратегии. Для решения этого вопроса все подразделения предприятия должны консолидироваться для достижения главной цели. Кроме того, необходимо определить конкретную роль каждого подразделения в реализации стратегических планов, четко разграничить функциональные обязанности между службами, проанализировать количество потребляемых ими ресурсов и соотнести с результатами работы.

На сегодняшний момент под влиянием экономического кризиса ценность человеческих ресурсов значительно сократилась. Стараясь минимизировать из-

держки и получить кратковременный финансовый эффект, предприятия снижают затраты на содержание персонала, сокращают штаты, что приводит к резкому падению конкурентоспособности как персонала, так и предприятия в целом.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о значительной роли персонала в достижении высокого уровня конкурентоспособности предприятия. Профессиональные знания и опыт являются одними из главных факторов повышения конкурентного статуса. Наряду с этим, необходимо проводить мероприятия по увеличению заинтересованности персонала в эффективности деятельности предприятия, чему в большей степени может способствовать экономическое стимулирование инициативы и высоких результатов работы. Мы предлагаем создать фонд стимулирования работников, который будет распределяться по итогам года в каждом структурном подразделении предприятия. Чем выше уровень конкурентоспособности предприятия, тем большую денежную премию могут получить работники. Создание такого фонда в условиях экономического кризиса является сложно выполнимой задачей, поэтому это мероприятие должно быть реализовано после стабилизации финансовой ситуации на предприятии.

Средства указанного фонда должны формироваться за счет увеличения объема реализации, величина которого напрямую зависит от конкурентоспособности производимых товаров. Таким образом, работники становятся заинтересованными в выпуске более конкурентоспособной продукции. Методика создания фонда стимулирования заключается в определении норматива оплаты труда на единицу реализованной продукции (как соотношении фонда заработной платы и стоимости реализации, необходимой для безубыточной работы предприятия). Затем рассчитывается реальный фонд оплаты, равный произведению норматива оплаты труда и фактического объема реализации. На последнем этапе для установления величины фонда стимулирования необходимо найти разность между реальным фондом оплаты труда и фондом заработной платы в точке безубыточности.

Как было отмечено ранее, немаловажным фактором в достижении конкурентного преимущества является квалифицированный персонал и высокий уровень развития человеческого капитала. При этом для повышения качества трудовых ресурсов предприятиям необходимо проводить тщательный отбор наиболее перспективных и профессионально мотивированных кандидатов на управленческую работу, проводить обучение и переподготовку кадров, повышать уровень корпоративной культуры и ответственности руководителей, раскрывать творческие способности персонала, увеличивать активность и заинтересованность сотрудников в результатах своего труда. Общей тенденцией развития предприятий в современной экономике является вложение инвестиций в человеческий капитал для получения долгосрочного конкурентного преимущества. Создание оптимальных условий для раскрытия потенциала сотрудников, постоянное усовершенствование рабочих мест, повышение квалификации, профессиональная подготовка кадров с применением новейших технологий дают возможность предприятиям использовать имеющиеся трудовые ресурсы с максимальной эффективностью.

В ходе исследования был проведен социологический опрос специалистов руководящего звена предприятий, осуществляющих выпуск строительных материалов (120 человек), для определения факторов, влияющих на конкурентоспособность с практической точки зрения. Такой методологический прием позволил оценить реальное положение на рынке строительных материалов, состояние конкуренции и общий уровень конкурентоспособности предприятий отрасли. Применение опроса дает возможность получить информативную оценку без ис-

пользования сложных методологических и информационных приемов анализа. Данные получены от непосредственных участников рынка, которые обладают большой информационной базой, знают рыночную ситуацию и потребности покупателей. Сочетание аналитического и опросного методов исследования позволило более полно оценить уровень конкурентоспособности на рынке строительных материалов.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1) эффективность деятельности предприятий отрасли определяется массовостью производства продукции и обеспечивается повышением ее качества, что невозможно без обновления основных средств и применения современных технологий. Замена устаревшего оборудования, строительство новых объектов и применение инновационных методов работы позволит предприятиям, выпускающим строительные материалы, завоевать высокие конкурентные позиции не только на внутреннем, но и на внешнем отраслевом рынке;

2) в настоящее время необходимо активизировать процессы инновационного обновления основных фондов, причем не отдельных предприятий, а всей экономической системы. Особое значение в этом процессе имеют поддерживаемые государством объекты приоритетного инновационного развития, которые позволят российским предприятиям осуществлять выпуск высокотехнологичной продукции, способной конкурировать на мировом рынке с ведущими товаропроизводителями. Кроме того, это даст возможность сократить затраты производства за счет повышения степени переработки и более экономичного использования сырья и материалов;

3) осуществление инновационных проектов возможно только при достаточном финансировании. В связи с этим для повышения финансового потенциала предприятиям необходимо находить возможность осуществлять воспроизводство инвестиционных ресурсов, активно участвовать в функционировании рынка ценных бумаг, приобретая акций других предприятий, вкладывая средства в различные негосударственные фонды, взаимодействуя с банковскими учреждениями.

Библиографический список

1. Борисов В.А., Синельников А.В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 6. С. 22—28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ильясова Л.Р. Позиция предприятия на рынке — инструмент эффективного управления // Экономика и управление. 2008. № 6. С. 74—80.

Л.У. ЗИере^*

FORMATION OF STRATEGIC ACTIONS FOR INCREASE OF LEVEL OF COMPETITIVENESS OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

In the article priority directions of development of the industrial enterprises for manufacture of building materials are considered, possibilities of increase of their economic potential come to light.

Key words: industry, industrial enterprises, strategic actions, competitiveness.

* Shepelev Artem Vasilievich (kafedra_pm@mail.ru), the Dept. of Applied Management, Samara State University of Economics, Samara, 443090, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.