УДК 332
Формирование стратегических альтернатив и перспективных направлений развития муниципального образования на основе оценки
его конкурентных позиций
Formation of strategic alternatives and the perspective directions of development of municipality on the basis of an assessment of his competitive
positions
Терещенко Наталия Вячеславовна, асп.
РЭУ им. Г.В. Плеханова, г.Москва, Стремянный пер., 36, 117997; e-mail:
[email protected] Tereshchenko Nataliia Vyacheslavovna, graduate student
Plekhanov Russian University of Economics, Stremyanny lane, 36, Moscow,
117997; e-mail: [email protected]
Целью настоящей статьи является исследование вопросов, связанных с совершенствованием стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований, в частности, определения перспектив и направлений развития на основе оценки конкурентных позиций. В статье рассматриваются методика оценки конкурентных позиций, матрицы стратегических альтернатив, перспективные направления развития муниципальных образований Калининградской области, а также алгоритм укрепления конкурентных позиций муниципального образования посредством реализации инвестиционных проектов.
Ключевые слова, стратегическое планирование, конкурентные позиции, конкурентоспособность, стратегические альтернативы, направления развития
The purpose of this article is to study the issues and aspects related to the improvement of strategic planning of social and economic development of municipalities, in particular, the formation of prospects and directions of development based on the assessment of competitive positions. The technique of an estimation of competitive positions, matrix of strategic alternatives, perspective directions of development of municipal formations of the Kaliningrad region, as well as the algorithm of strengthening the competitive position of municipality through the implementation of investment projects was discussed in the article.
Key words: strategic planning, competitive positions, competitiveness, strategic alternatives, future trends.
Функционирование современных муниципальных образований характеризуется постоянной конкурентной борьбой за создание благоприятных условий для жизнедеятельности, условий хозяйствования экономических субъектов и инвестиционного климата, а также формирование имиджа самого муниципального образования и обеспечение интереса к нему со стороны различных субъектов. При этом в условиях растущей между муниципальными образованиями конкуренции за инвестиционные, финансовые и кадровые ресурсы, каждое муниципальное образование для того, чтобы преуспеть в этой борьбе, должно стремиться максимально реализовать и наращивать свой социально-экономический потенциал [3]. В этой связи требуется принятие органами местного самоуправления мер, направленных на рост уровня жизни граждан и создание благоприятной экономической среды, повышение привлекательности и конкурентоспособности муниципальных образований.
В связи с этим, на наш взгляд, при разработке стратегического плана должна учитываться способность муниципального образования к конкурентной борьбе, его конкурентные позиции в контексте разных уровней окружения (внутри одного субъекта РФ, федерального округа и Российской
Федерации в целом), в основе определения которых должна лежать соответствующая методика.
В научной литературе представлены и описаны отдельные методические подходы к оценке муниципальных образований с позиций конкурентоспособности и реализации их потенциала, представленные в работах Шеховцевой Л.С. и Степановой Ю.Р. [6], Федосеева М.В. [5] , Николаевой Е.Н. [4], Дьяконова А.А. [2], Дупленко Н.Г., Пурыжовой Л.В. [1].
На наш взгляд, конкурентные позиции муниципального образования должны оцениваться по трем направлениям, характеризующим безопасность развития муниципального образования среди иных муниципальных образований, а также по 14 показателям оценки (Рисунок 1). Безопасность экономического развития
• Инвестиции в основной капитал на одного жителя, тыс.руб.
• Объем производства продукции на одного жителя, тыс.руб.
• Удельный вес прибыльных организаций, в % к общему числу
Безопасность социального развития
• Среднемесячная заработная плата работников организаций, тыс,руб.
• Отношение среднего размера заработной платы к величине прожиточного минимума трудоспособного населения, раз
• Ввод в действие жилых домов населением за счет собственных и заемных средств, кв.м. общей площади на одного человека
• Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв.м.
• Младенческая смертность (число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000 родившихся живыми)
• Численность врачей на 10 ООО человек населения, человек
• Вклады (депозиты) физических лиц на рублевых счетах в Сберегательном банке Российской Федерации, руб. на человека
• Средний размер вклада (депозита) на рублевых счетах в подразделениях Сберегательного банка, рублей
Безопасность финансово-бюджетного развития
• Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов местного бюджета, %;
• Среднедушевая бюджетная обеспеченность (расходы местного бюджета в расчете на 1 жителя, тыс. руб.)
• Отношение муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам местного бюджета
Рисунок 1. Система направлений и показателей оценки конкурентных позиций муниципального образования
В основе методики - оценка конкурентных позиций муниципальных образований по трем уровням - региону, федеральному округу и Российской Федерации в целом, а также трем направлениям оценки, обозначенным на рисунке, путем расчета нормированных показателей как отношения значения
показателя конкретного муниципального образования к величине показателя другого уровня (по региону или федеральному округу или по Российской Федерации).
Оценка конкурентных позиций производится в разрезе направлений и уровней оценки отдельно, а также рассчитывается интегральный показатель оценки конкурентных позиций муниципального образования.
Для определения конкурентной позиции муниципального образования автором предложена система балльной оценки, а также интервалы изменения нормированных показателей (таблица 1).
Таблица 1. Интервалы изменения нормированных показателей и система
балльной оценки
Индикатор Баллы
0 баллов 0,5 балла 1 балл 1,5 балла
Индикаторы, рост которых свидетельствует об улучшении Р <0,5 Р 0,5< т<\ Р 1< ^ <1,5 Р
конкурентной позиции
муниципального образования
Индикаторы, рост которых свидетельствует об ухудшении Р >1,5 Р 1< 1]к<\,5 р 0,5< у*<1 р <0,5
конкурентной позиции
муниципального образования (индикаторы младенческой
смертности и отношения
муниципального долга к налоговым
и неналоговым доходам)
Присвоенные нормированным показателям балльные оценки в рамках
каждого направления подлежат корректировке с учетом установленных для каждого показателя весовых коэффициентов (на основе приоритетности), а затем суммируются и формируют по каждому направлению оценки балльную оценку (таблица 2).
Таблица 2. Весовые коэффициенты, установленные для показателей оценки
№п/п Наименование показателя Вес
1.1 Инвестиции в основной капитал на одного жителя, тыс.руб. 0,4
1.2 Объем производства продукции на одного жителя, тыс.руб. 0,3
1.3 Удельный вес прибыльных организаций, в % к общему числу 0,3
2.1 Среднемесячная заработная плата работников организаций, тыс.руб. 0,1
2.2 Отношение среднего размера заработной платы к величине прожиточного минимума трудоспособного населения, раз 0,3
2.3 Ввод в действие жилых домов населением за счет собственных и заемных средств, кв.м. общей площади на одного человека од
2.4 Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв.м. од
2.5 Младенческая смертность (число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000 родившихся живыми) 0,1
2.6 Численность врачей на 10 000 человек населения, человек 0,1
2.7 Вклады (депозиты) физических лиц на рублевых счетах в Сберегательном банке Российской Федерации, руб. на человека од
2.8 Средний размер вклада (депозита) на рублевых счетах в подразделениях Сберегательного банка, рублей 0,1
3.1 Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов местного бюджета, %; 0,5
3.2 Среднедушевая бюджетная обеспеченность (расходы местного бюджета в расчете на 1 жителя, тыс.руб.) 0,2
3.3 Отношение муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам местного бюджета 0,3
Суммирование оценок по направлениям позволяет определить интегральную оценку конкурентных позиций муниципальных образований в
разрезе уровней оценки.
Рейтинг оценок конкурентных позиций муниципальных образований стоится на основе интегрального значения, определяемого путем расчета средней геометрической величины оценок конкурентных позиций муниципального образования по области, федеральному округу и Российской Федерации в целом.
Расчет оценок конкурентных позиций муниципальных образований проведен автором на примере муниципальных образований Калининградской области по данным статистической отчетности за 2014 год по трем направлениям и трем уровням (КО - Калининградская область, СЗФО -Северо-Западный Федеральный округ, РФ - Российская Федерация), что позволило построить их рейтинг (Таблица 3). В соответствии с представленным рейтингом наилучшие среди муниципальных образований конкурентные позиции свойственны областному центру - г. Калининграду, а также расположенным на побережье Балтийского моря и ориентированных на развитие туризма и рекреации муниципальным образованиям
(Пионерский г.о., Зеленоградский м.р., Янтарный г.о., Светлогорский м.р.). Кроме того, в первой пятерке рейтинга отмечено промышленно развитое муниципальное образование - Светловский г.о.
Таблица 3. Рейтинг оценки конкурентных позиций муниципальных образований Калининградской области по итогам за 2014 год
Наименование МО Интегральный Статус
№п/п показатель конкурентных позиций конкурентной позиции
1 Калининградский г.о. 2,60 Безопасная
2 Пионерский г.о. 2,50 конкурентная
3 Зеленоградский м.р. 2,19 позиция
4 Янтарный г.о. 2,03
5 Светловский г.о. 1,98
6 Светлогорский м.р. 1,95
7 Гурьевский го. 1,84
8 Мамоновский г.о. 1,57
9 Балтийский м.р. 1,47 Небезопасная
10 Багратионовский м.р. 1,43 конкурентная
11 Неманский м.р. 1,41 позиция
12 Озерский м.р. 1,36
13 Нестеровский м.р. 1,32
14 Полесский м.р. 1,28
15 Гвардейский м.р. 1,27
16 Правдинский м.р. 1,26
17 Гусевский г.о. 1,23
18 Советский г.о. 1,22
19 Черняховский м.р. 1,20
20 Славский м.р. 1,16
21 Краснознаменский м.р. 1,14
22 Ладушкинский г.о. 0,86
Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что применение оценки конкурентных позиций муниципального образования и использование результатов оценки может быть эффективно в процессе стратегического планирования на муниципальном уровне, поскольку может позволить не только определить местоположение конкретного муниципального образования относительно иных территорий, определить его конкурентные преимущества, но и выявить основные проблемы, а также определить перспективные направления его развития в целях максимальной реализации потенциала, повышения его привлекательности и конкурентоспособности.
На этой основе представляется необходимым предложить матрицы стратегических альтернатив для формирования стратегий социально -экономического развития муниципальных образований, сформированные на
сочетании показателей «Экономическая конкурентоспособность -социальная конкурентоспособность», «Экономическая
конкурентоспособность - финансово-бюджетная конкурентоспособность», «Социальная конкурентоспособность - финансово-бюджетная конкурентоспособность» (таблицы 4-6).
В рамках каждого квадранта предложены и описаны стратегии, предлагаемые муниципальным образованиям.
Представленные стратегические альтернативы являются взаимодополняемыми и позволяют обеспечить максимальную реализацию потенциала муниципального образования в целях повышения его конкурентоспособности и укрепления конкурентных позиций.
Таблица 4. Стратегические альтернативы по уровню социальной и экономической конкурентоспособности муниципальных образований
я
Характерны вшмй уровень социальной и низкий уровень экономической конкурентоспособжкггн.
Необходимо выявление (|кзкторов енпбпи экономичесий конкурентоспособное™ н осуществление мер, направленных ¡[арост экономической конкурентоспособности территории, в т.ч. рост объемов инвестиций в экономику и повышение их эффективности, модернизация производства и роет инвестиций производственного нашачення , укрепление каналовсбыта местных предприятий.
Необходима реатпзацня стратеги il интеграции е вышестоящими уровнями в части решения проблем экономического характера, реализация крупных инвестиционные проектов, втч инфраструктурных, е привлечением кредитные п частных средств для их финансирования.
Стратегия стнму. прщиш экономического развития_
Уровень Экономической конкурентоспособности и уровень социальной конкурсрггоепособпоети высоки, т.е. сохранен баланс экономической н социальной составляющие.
Развитие муниципалы сой зшпинв характеризуется достаточно высокими показателями в сравнении е другими муниципальными оирагсованиями региона, окру га н Российской Федерации в целом. Предполагается сохранение осущсствтяемой политики ч кономнчеекопо развития, с дополнительными акцентами па оказание поддержки местным предприятиям по выходу на международные рынки, развитию шгкмун и ципальнопо сотру л [ичеетва, налаживанию тесных горизонтальных if вертикальные связей, зкономнчсским методам стимулирования деятельности (льготные налог» вые режимы, распределс[|ие ресурсов)
Высокий уровень социальной конкурентоспособности предполагает достаточный у ровень доходов населения, которому должны быть предоставлены дополнительные и][струме]гтысбережения и инвестирования. Эффективное не пользование данных инструментов во многом определяется уровнем финансовой грамотности населения, который необходимо повышать.
Предусмотрс!юсохранение социальной ориентированности осуществляемой деятельности, направленной на повышение качества и уровня жизни населения, рсатизацню программ и проектов социального характера.
Стратегия уетпичивот p;i штин_
Характерны низкий уровень ¡кономнчсской и ггщивмтй конкураггоепособности, что говор] гт о нех|к|)сктивно(.ти еоцнально-экономичеекой политики в целом, необходимости се кардинального пересмотра и реформирования.
И ¡стих условиях наблюдается напряженность па рынке тру да и рост безработицы (соответственно, необходимы меры по содействию занятости населения и предупреждению р^мтга безработицы, проведение профориентации той рабспы среди молодежи, повышение качества профессиональногообучения бсфаботньгх, взаимодействие С работодателями в части отбора и обучения специалистов под работодателя, социальная поддержка безработных граждан н др.), а также другие негативные тенденции, требующие изменений.
Необходим комплексный анализ причин пс'х|к|)сктивно(.ти рсатичусмой политики, сс пересмотр, (Армирование новых целей,задач, приор1ггетов развития, а также механизмов и инструментов их достижения, системы илпроля и мониторинга.
С точки зрения экономической составляющей необходим поиск возможностей для развития новых, более эффективных е^и.-р бизнеса па территории муниципального образования, укрепление каналов сбыта местных предприятий, применение новых управлс] [ческих технологии.
Стратегия К'кушем пмживиняя и смены кургл па булущес_
Уровень экономического развита достаточно высок, при этом низок уровень социальной конку рс1ггоепособпоетн, что говор] гт о диспропорциях в развитии муниципального образования, неэффективности отдельных реализу емых инициатив, недостижении основных целей деятельности органов местного самоуправления.
Необходимы выявление Дикторов снижения социальной конкурентоспособности, осуществление мер, направленных на роет социальной гонкуренюсшжобвосп] территории, реализация: стратегий интеграции е вышестоящими уровнями в части решения проблем социального характера.
(Эеновная заэача — стимулирование социального рашитня, в т.ч. приоритет адресной поддержке нуждающихся семей с детьми, повыше]сие качества предоставляемых услуг, содействие в решении жилищных: проблем отдельных категорий граждан, содействие повышению доли платежеспособного наееления, развитие спорта и оздоровление населения и др.
Стратегия стимл.энропапня сии нальном] рипнтия
Ннзклн
Нысокан
) ии н) ч мчеекан конкуре il тис nneoôiiiic гь
Таблица 5. Стратегические альтернативы по уровню экономической и финансово-бюджетной конкурентоспособности муниципальных образований
3 s
¡
'1 S
л
Уровень экономического развития достаточно высок, при тин финансово-бюджетная пан кур е н тос пособносгь на НИЗКОМ уровне.
Низкий уровень финансовой Ювкуревгосгюсобносгн eic позволяет концентрироваться на наиболее перспективных и прорывных направлениях, а также вдолжной мере направлять инвестиции на модерннзацню производств м обновление используемых технологии.
Создание □ модернизация инфраструктуры требует, в первую очередь, реал изации инфраструктурных инвестиционных проектов. Мультипликативный эффект инвестиции стимулирует рост валового продукта, "занятости и, соответственно, поступление дополи ителы сыч средств в местный бюджет, что ведет в конечном итоге к повышению самодостаточности территории и повышению се финансово-бюджетной конкурентоспособности.
Предполагает активное участие в реализации программ и проектов вышестоящих уровней с соответствующей финансовой поддержкой.
Требует развития методов экономического и административного регулирования п стимулирования хозяйственной деятельности, отдание условий ЛИ стимулирования налоговфп) потенциала, в т.ч. проведение активной работы с ]салотоплательдшкаин е возможным незначительным повышением i1азопового бремени.
( rpaici il я нарашннапнн финансового шлеп una. m u стимулирования lit [RCIГ El (hit И BK1 ниш пиши деятельности
Уровень эко: [омического развития и уровень фн нансово-ою джеп гой коп курснтоспособ] гости высоки, т.е. состояние экономики стиму лирует рост самодостаточности территории, что, в свою очередь, позволяет осу ществлять дальнейшие экономические преобразоваг i ия, обсепсч ив фш галенрован не приоритетных направлений экономического развили.
Высокий уронень фнпапсово»бюджстнон конкурентоспособности позволяет направлять финансовые ресурсы на совершенствование производственных процессов, внедрение совремей н их технологий, повыше] сне инновационное™ производства, создание условий для размещения производствсн! ilex мощностей (предоставление налоговых льгот и преференций).
Позволяет обеспечивать иш|1раетр\ктурой территории, создавать круп н ыс логистические центры и др.
Предусматривает сохранение основных принципов бюджетно-налоговой политики С их незначительной корректировкой, Ses радикальных изменении.
('[pareтин комплексной pe;i.шЛн> эконочнческшн н финнпсопого потенциала
Низкий уровень экономической и финансово-бюджетной конкурентоспособности может свидетельствовать О низкой эффективности управленческой деятельности в муниципальном образовании. в том числе неверно определенных целях, задачах и приоритетных направлениях развития. С одной стороны, Е1сдостаточпочпая финансово-бюджетная основа деятельности eic позволяет направлял. необходимые ресурсы на решение стоящих задач, с другой стороны, тс расходы, которые несут органы местного самоу правления, не достигают цепей и не имеют необходимоm экономического эффекта.
Участие в реализации программ и проектов вышестоящих уровней осуществляется либо в незначительном количестве, либо не д(х_тнгаст необходамрit) экономичеекото ЭффектВ.
Преду сматривает корректировку направлений развития мун иципал ыгого образования, перераспределениересурсов нате направления деятельности, которые способны обеспечить наиболее значимые результаты, в т.ч. инфраструктурные проекты и модернизацию инстнтуцжлгалыюй стру ктуры.
В условиях снижения налогового потенциала необходима реализация жесткой бюджетной полит:[кн, направленной lía повышение качества и эффективности предоставления услуг, оптимизацию расходных обязательств, взвешешаая налоговая политика, управление бюджетными рисками, жесткая политика управления долговыми обязательствами, кОпрфоь первоочередных расходов, повышение эффективности бюджетных расходов, совершенствование закупочных процедур на муниципалыЕом уровне, совершенствование системы финансового контроля, в т.ч. в части вопросов оценки эффективности использования бюджетных средств и др. < щит н я измен с ннн курса и сиены нр иприт его в_
Низкий уровень экономической конкурентоспособности и высокий уровень фн нансово-бюджеп юй кон курснтоспособ] гости свидетельствует о иоффе кп i ese юй политике в части
СТИМуЛНрОВаННЯ раЗВИТИЯ ЗКОЕЮМНЧССКОЙ деятельности на конкретной территории, недостижении необходимых показателей.
Необходим аиаэнз поставленных целей и задач экономического развития, выбранных приоритетов, механизмов н инструментов их релизации, их корректировка по необходимое™, опенка Эффективности бюджетных расходов.
Предполагает развитие методов экономического стимулирования хозяйственной деятели гости, формирования конкурентной среды, развития малого и среднего предпринимательства, уфеплеиие канатов сбыта продукции, повышение инвестиционной оривлскатслыгости территории, в части бюджетном политики - реализацию комплекса мероприятии по повышению зффектпнностн бюджетных расходов, использование инструментов бюджетирования, ориеитнрова][пого на результат.
Предусматривает внедрение новых управленческих технологий, повышение кадрового потенциала муниципального упражнения, активное участие в реализации программ и проектов вышестоящих ypoBEicH, направлен:гых на развитие экономики ыуни ципальнопо образовш гия. ( [ ра i ci ня и» (Дания условии дни ра ним и» бизнеса и формировании коикгуре и теши срезы
Низкая
Высокий
Фии аисово-птзжегния ковкуре итоспоснбн ость
Таблица 6. Стратегические альтернативы по уровню социальной и финансово-бюджетной конкурентоспособности муниципальных образований
3
я
э
о £
|
г
'X
А -
--
--
Уровень социальной конкурентоспособности высок, что говорит о достаточном уровне удовлетворения потребностей граждан, их качестве и уровне жизни, о правильно выбранных приоритетах социального [И',вития. 11рн этом учитывая низкий уровень финансово-бюджетной конку рентоспособности это может привести к замедлению темпов оказаня социальной поддержки населению и невозможности на должном уровне исполнять обязательства перед гражданами, оказывать услуги должного качества, а также содеиствать росту дальнейшего благосостояния граждан.
В отсутствие возможности повысить бюджетную и налоговую обеспеченность в текущем периоде исполнение обязательств перед гражданами в полном объеме остается, одннм из основных направлении и задач бюджетной политики. Кроме того, особый приоритет отводится осуществлению социально необходимых расходов капитального характера как основы выполнения социальных обязательств в будущем.
11ри этом для долгосрочной перспективы необходима реализация мер по укреплению финансового потенциала территории.
(лратегкя наращивания финансового потенциала и сохранения содидльдых ориентиров_
Уровень соцнатьной конкурентоспособности и уровень финансово-бюджетной конкурентоспособности высоки, что свидетельству ет о грамотно выстроенной социально ориентированной политике 11овышение качества и уровня жизни населения остается главной целью деятельности, которая достигается. Это во многом обусловлено правильностью целен и задач, а также приоритетных направлении развития муниципальных образований, в т.ч. обеспечивается и благодаря осу ществляемым экономическим преобразованиям.
Сочетание высоких уровней конкурентоспособности приводит к повышению удовлетворенности населения качеством работы органов власти и местного самоуправления, повышению их имиджа и имиджа самого муниципальногообразования как интересного места для жительства и ведения деятельности, реализации своих возможностей и потенциалов
Предполагает сохранение осуществляемой в предыдущих периодах политики, ее подходов и принципов.
Стратегия комплексной реализации финансового и социального потенциала
= -
Социальная и финансово-бюджетная конкурентоспособность на низком уровне, что свидетельствует о неэффективности реализации социальной политики в муниципальном образовании, а также низком уровне самообеспеченности территории. 'Это, в свою очередь, может являться следствием неэффективности экономической политики
Поскольку проводимая политика должна быть направлена на повышение качества и уровня жизни местного сообщества, а возможности финансового обеспечения сильно ограничены, представляется необходимым: оптимизировать бюджетные расходы и обеспечить финансирование социально значимых обязательств, повысить эффективность налогово-бюджетного контроля, осуществлять управление бюджетными рисками, повысить эффективность бюджетных расходов, в частности, на основе программно-целевого финансирования и др , а также реализовать меры, направленные на рост самодостаточности территории Необходим контроль за уровнем дефицита и объемом долга муниципального образования.
{ тратегняуправления бюджетными расходами и рисками_
Высокий уровень фикансоэо-бюджетнон конкурентоспособности и низкой социальной конкурентоспособности свидетельствует, в первую очередь, о низком качестве управления в муниципальном образовании, неиспользовании его финансовых возможностей для достижения главной цели - повышения качества и уровня жизни населения, о низкой эффективности и результативности проводимой социальной политики. ^}то, в свою очередь, приводит к росту социальной напряженности среди населения и его неудовлетворен ностн.
Необходим анализ поставленных целей и задач социального развития, выбранных приоритетов, их корректировка по необходимости. Предполагает внедрение новых у правленческих технологий, повышение кадрового потенциала му ниципального управления,активное использование инструментов бюджетирования, ориенти рован ного на резул ьтат
Стрял'сгия пересмотра ориентиров и повышения эффективное гп управления
Низкая
Высокая
Фн н ;ш сово-б ю. 1же I н ая кон ку рентоеп осойно с гь
Важную роль в достижении целей социально-экономического развития муниципальных образований играет инвестиционная деятельность,
реализация инвестиционных проектов, которая также отражается на росте привлекательности территории, повышении ее конкурентоспособности. Это обусловлено тем, что реализуемые инвестиционные проекты призваны обеспечить достижение тех целей, задач, приоритетов социально-экономического развития, которые обозначены в плановых документах муниципального образования, основным из которых является стратегия социально-экономического развития, формируемая в несколько этапов.
Важным этапом является этап определения механизма реализации стратегии, ключевую роль в котором играют программные инструменты реализации - муниципальные программы, предусматривающие, в том числе, реализацию инвестиционных проектов, в частности, приоритетных. В этой связи именно реализация инвестиционных проектов становится значимым элементом системы стратегического планирования, призванным не только обеспечить достижение целей социально-экономического развития, но и повысить привлекательность территории, укрепить ее конкурентные позиции.
На этой основе предложим алгоритм укрепления конкурентных позиций муниципального образования посредством реализации инвестиционных проектов (Рисунок 2).
Рисунок 2. Алгоритм укрепления конкурентных позиций муниципального образования посредством реализации инвестиционных проектов
Стоит отметить, что несмотря на индивидуальность каждого муниципального образования, наличие собственного пути развития, все муниципальные образования могут быть объединены по группам в зависимости от схожих тенденций и проблем развития и ряду других признаков, что, в свою очередь, определяет необходимость координировать и гармонизировать стратегии развития муниципальных образований, отнесенных к одной группе, а также идти по пути межмуниципального сотрудничества и взаимодействия.
Так, например, анализируя итоги оценки конкурентных позиций муниципальных образований Калининградской области за 2014 год было установлено, что все муниципальные образования могут быть объединены в
четыре зоны по некоторому территориальному признаку, а также уровню их конкурентной позиции. При этом для каждой из групп свойственны свои особенности стратегического планирования и приоритетные направления социально-экономического развития. Это позволило также выделить основные сферы реализации инвестиционных проектов в рамках стратегии развития муниципального образования (Таблица 7).
Таблица 7. Особенности стратегического планирования и приоритетные направления социально-экономического развития муниципальных образований Калининградской области, объединенных по зонам
Зоны Состав зоны- наименования МО Конкурентная позиция Особенности стратегического планирования Рекомендуемые инвестиционные проекты и стратегические направления развития
Центральная Г с «Город Калининград» Высокая Г.о. «Город Калининград» является областным центром, в котором проживает около 440 тыс.человек, т.е. около половины жителей региона. Стратегическое планирование должно затрагивать все сферы экономической деятельности и социальную сферу, быть комплексным и обоснованным. Разнонаправленные проекты в различных сферах, инфраструктурные проекты, совместные проекты с региональными и федеральными органами власти. Комплексные проекты развития территории.
Приорсжшн зола
Туристски- рекреационной шпраеленноат Пионерский г.о. Янтарный го. Светлогорский м.р. Зеленоградский м.р. Выше среднего Указанные муниципальные образования имеют природные и географические предпосылки для развития туризма, в связи с чем стратегическое планирование рекомендуется ориентировать на развитие муниципальных образований как турисгско-рекреационных зон. Инвестиционные проекты, направленные на развитие туризма и рекреации, в т.ч. инфраструктурные проекты. Проекты в сфере развития прибрежного рыболовства и аквакультуры.
Смешанной шпраеленноат Балтийский м.р. Близка к среднему Балтийский муниципальный район, также расположенный на берегу Балтийского моря, имеет свою специфику. Несмотря на наличие привлекательного географического положения, его цешр - город Балтийск является самым западным городом России, ее форпостам на Балтийском море с главной военно-морской базой Балтийского флота. Стратегическое планирование данного муниципального образования должно быть комплексным н направленным, с одной стороны, на развитие туристического сектора, и, с другой стороны, на поддержание статуса «военного» муниципального образования. Инвестиционные проекты, направленные на развитие туризма и рекреации, в т.ч. инфраструктурные проекты. Проекты развития транспортной, энергетической, коммунальной инфраструктуры. Проекты в сфере информационных н комм уникационных технологи й.
Пригородная зона Светловский г.о. Гурьевский г.о. Выше среднего Указанные муниципальные образования входят в зону, с одной стороны, граничащую с областным центром, а, с другой стороны, являются переходным звеном к другим муниципальным образованиям. Стратегическое планирование предполагается ориентировать на развитие транслортно-логисшческой системы, а также всестороннее развитие экономики и социальной сферы муниципальных образований. Проекты комплексного развития территории, проекты в транспоргно-логистнческой сфере, проекты в сфере промышленности, в т.ч. развитие наукоемких производств. Инфраструктурные проекты.
Основная зона
Глубинная Полесский м.р Гвардейский м.р Гусевский г.о. Черняховский м.р. Нижесреднего Указанные муниципальные образования «удобно» расположены относительно транспоргно-логистических каналов области. В этой связи стратегическое планирование должно учитывать данную особенность и максимально реализовывать потенциал в данной Проекты в транспортно-логистической сфере и смежных сферах (обслуживание дорог, ремонт и обслуживание транспортных средств, развитие сферы обслуживания)
Таблица 7 (Продолжение). Особенности стратегического планирования и приоритетные направления социально-экономического развития
муниципальных образований Калининградской области, объединенных по зонам
сфере. Кроме того, необходимо развивать смежные сферы. Инфраструктурные проекты.
Переферийная Неманский м.р. Озерский м.р. Нестеровский м.р. Правдинский м.р. Советский г.о. Славскнй м.р. Краснознаменский м.р. Ниже среднего Данные муниципальные образования расположены по переферии территории региона, близки к границам Европейского союза, что создает дополнительные возможности. Стратегическое планирование должно быть направлено на использование существующих конкурентных преимуществ (транспортные коридоры, лриграничность. возможность создания и развития экспортных производств, создания совместных предприятий и др.) и генерацию новых. Существуют предпосылки для развития призма, диверсификации экономики, развития экономического, культурного и образовательного сотрудничества. Кроме того, данные муниципальные образования имеют предпосылки и условия для развития сельского хозяйства, что также должно быть учтено при стратегическом планировании. Стратегическое планирование должно учитывать данные обстоятельства в целях максимальной реализации потенциалов. Проекты в транспортно-логистической сфере и смежных сферах {обслуживание дорог, ремонт и обслуживание транспортных средств, развитие сферы обслуживания). Инвестиционные проекты, направленные на развитие туризма и рекреации, торговли, проекты приграничного сотрудничества с соседними муниципалитетами Литвы и Польши. Инвестиционные проекты в сфере сельского хозяйства.
Юго-западная (дальняя) Мамоновский г.о. Багратионовский м.р. Близка к среднему Муниципальные образования удобно расположены относительно транспортно-логистических узлов. Кроме того, являются граничащими с Республикой Польша. Выход к Калининградскому заливу создает предпосылки для развития туризма и рекреации. В связи с этим стратегическое планирование должно быть направлено на развитие приграничного сотрудничества, ту ризма и сферы обслуживания. Проекты в транспортно-логистической сфере и смежных сферах {обслуживание транспортного комплекса, ремонт и обслужи ванне транспортных средств, развитие сферы обслуживания). Проекты, связанные с развитием высоких технологий. Инвестиционные проекты, направленные на развитие туризма и рекреацин, торговли, проекты приграничного сотрудничества с соседними муниципалитетами Польши.
Юго-западная ¡ближняя) Ладушкинский г.о. Ниже среднего Указанное муниципальное образование выделено в отдельную группу как территория, достаточно близкая к областному центру, с другой стороны, являющаяся переходным звеном к более отдаленным муниципальным образованиям, Стратегическое планирование предполагается ориентировать на развитие транспортно-логистической сети, а также всестороннее развитие экономики и социальной сферы муниципальных образований, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности муниципального образования. Проекты в транспортно-логистической сфере, проекты в сфере туризма (и обслуживания туристических и транспортных потоков) и рекреации, проекты в сфере промышленности.
Таким образом, формирование стратегических альтернатив и перспективных направлений развития муниципального образования является важной задачей при разработке стратегического плана, предопределяющей многие дальнейшие решения. При этом именно применение оценки конкурентных позиций муниципального образования и использование результатов оценки может помочь решить эту задачу.
Литература
1. Дупленко Н.Г., Пурыжова Л.В. Асимметрия потенциала социально-экономического развития муниципальных образований региона на
примере Калининградской области//Молодой ученый, 2014, № 19.1, с. 19-24.
2. Дьяконов А.А. Формирование процесса стратегического планирования развития муниципального образования: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Челябинск, 2011. 23 с.
3. Кобец Е.А. Конкурентные позиции муниципальных образований// Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2008. no 10, том 87.
4. Николаева Е.А. Формирование и оценка конкурентоспособности сельских муниципальных образований региона: дис. ... канд. экон. наук. Улан-Удэ, 2006. 149 с.
5. Федосеев М.В. Совершенствование системы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Нижний Новгород, 2004. 23 с.
6. Шеховцева Л.С., Степанова Ю.Р. Методика оценки стратегической конкурентоспособности муниципальных образований: интегральный подход (на примере Калининградской области)//Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта, 2014. no.3, с.32-40.