УДК 332
К ВОПРОСУ О КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЯХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ПРОЦЕССЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Н. В. Терещенко, аспирант РЭУ им. Г. В. Плеханова
В данной статье рассматриваются вопросы конкурентных позиций муниципальных образований: их понимания, оценки, использования результатов оценки в процессе муниципального управления. Автором предложена методика оценки конкурентных позиций муниципальных образований, которая апробирована на примере муниципальных образований Калининградской области на основе данных статистической отчетности за 2014 г. Отмечены особая роль и важное значение применения указанных результатов оценки в процессе стратегического планирования на муниципальном уровне и реализации соответствующих стратегических инициатив.
муниципальные образования, конкурентные позиции, методика оценки конкурентных позиций, стратегическое планирование
Приток инвестиционных ресурсов в муниципальное образование определяется его привлекательностью и конкурентоспособностью, поскольку направление предпринимательского капитала осуществляется туда, где могут быть размещены конкурентоспособные производства и построен бизнес, приносящий соответствующий доход. Инвестиции в экономику муниципального образования становятся основой для роста благосостояния жителей, их доходов, а также для повышения уровня их занятости. Таким образом, одной из важнейших задач органов местного самоуправления становится формирование конкурентоспособной экономики территории в целях обеспечения соответствующего уровня и качества жизни проживающего на ней населения.
Чаще всего понятие конкурентоспособности рассматривается в первую очередь как обладание объекта свойствами, которые создают ему экономические преимущества перед другими родственными объектами и определяют его успех [1].
Вопросы повышения конкурентоспособности во многом актуальны для уровня муниципальных образований и вот почему. Ограниченность ресурсов для развития, вероятность ухода экономических субъектов из данного городского пространства, идентичность миссии и стратегических целей администраций различных муниципальных образований и другие причины являются основными причинами растущей конкуренции между городами [2].
Понятие конкурентоспособности тесно связано с понятием территориальной конкуренции, под которой чаще всего понимается деятельность действующих от лица муниципального образования групп по его продвижению и позиционированию как площадки для размещения экономической деятельности в тесной конкуренции с другими территориями.
В соответствии с еще одним подходом конкурентоспособность трактуется как механизм нахождения наилучшего варианта сочетания интересов владельцев и пользователей ограниченных ресурсов развития местных сообществ [3], гармонизация интересов всех субъектов муниципального образования с целью выполнения особых функций, а также наличие возможностей по решению тактических и стратегических задач каждого субъекта для обеспечения стабильного социального и экономического развития муниципального образования и роста уровня жизни населения [4].
Таким образом, в процессе конкуренции происходит развитие экономических систем за счет распределения между наиболее эффективными участниками экономических отношений ограниченных ресурсов. Многие ученые приходят к выводу, что муниципальное образование конкурентоспособно в тех сферах деятельности, в которых оно имеет конкурентные преимущества, т.е. обеспечивающие превосходство над другими территориями характеристики, ставя под сомнение способность быть конкурентоспособным во всех секторах экономики.
Среди показателей конкурентоспособности города выделяют эффективность деятельности предприятий, занятость, уровень и качество жизни населения, территориальную доступность муниципального образования, эффективную инфраструктуру и др.
В современных условиях конкурентоспособность выступает как фактор, определяющий качество жизни местного сообщества и задающий ход развития города, формируемый в определенных границах [5].
Составляющими элементами конкурентоспособности муниципального образования являются его конкурентные позиции, на состояние которых влияют различные факторы конкурентоспособности, которые могут дать как преимущества, так и недостатки в конкурентной борьбе. Перечень факторов конкурентоспособности характеризуют потенциал территории, элементами которого являются природно-сырьевой, экономический, финансово-бюджетный и социальный потенциалы [6].
Поскольку в настоящее время на местах не уделяется должного внимания долгосрочному планированию, а основное внимание органов местного самоуправления направлено на решение текущих задач, это негативным образом отражается на конкурентоспособности муниципальных образований [7].
В этой связи разработка действенной стратегии социально-экономического развития может позволить муниципальному образованию всесторонне проанализировать особенности развития всех элементов конкурентного потенциала территории, уточнить свое положение относительно других муниципальных образований, выявить опасные моменты, а также, что весьма важно, определить новые направления развития, которые будут содействовать дальнейшему увеличению привлекательности территории муниципалитета и росту его конкурентоспособности [8].
Таким образом, на наш взгляд, стратегическое планирование развития муниципального образования должно осуществляться, исходя из необходимости повышения конкурентоспособности муниципального образования и укрепления его конкурентных позиций на основе соответствующей методики с учетом наиболее значимых показателей и индикаторов, характеризующих развитие муниципальной социально-экономической системы.
При разработке методики оценки конкурентных позиций муниципального образования необходимо исходить из определения оптимального состава показателей (не слишком широкого и не слишком узкого), доступности необходимых для расчета показателей данных в первую очередь статистических; возможности определения приближения объекта к «опасному» состоянию, а также идентификации негативных тенденций в развитии муниципального образования; возможности использования методики с применением ПЭВМ.
Конкурентные позиции муниципального образования должны оцениваться по трем направлениям, характеризующим безопасность развития муниципального образования среди иных муниципальных образований в контексте региона, федерального округа и Российской Федерации в целом:
1. Безопасность экономического развития муниципального образования. Показатели данного направления характеризуют состояние экономики, жилищной сферы и инвестиций в муниципальном образовании.
2. Безопасность социального развития муниципального образования. Показатели данного направления характеризуют уровень жизни населения и его социальное благополучие.
3. Безопасность финансово-бюджетного развития муниципального образования. Показатели данного направления характеризуют самостоятельность местных бюджетов в обеспечении достаточными для покрытия расходов местных бюджетов источниками доходов, зависи-
мость от финансовой помощи бюджетов других уровней бюджетной системы, влияют на стабильность финансово-бюджетной системы муниципальных образований.
Отметим, что в качестве наименования направлений оценки понятие безопасности введено не случайно. Во-первых, безопасность является качественным показателем, который определяет возможность системы быть устойчивой к воздействию различных факторов и угроз, во-вторых, безопасность реализуется в системе критериев и показателей, предусматривает установление допустимых границ изменения значений индикаторов и их значений, соответствующих различным состояниям системы. Под безопасным развитием предлагается понимать такое развитие муниципальной социально-экономической системы, которое позволяет ему иметь конкурентные позиции выше среднего.
Каждому из вышеперечисленных направлений соответствует определённый набор показателей, которые, на наш взгляд, наиболее точно могут охарактеризовать эти самые направления.
В соответствии с методикой предлагается оценивать конкурентные позиции муниципальных образований по трем уровням - региону, федеральному округу и Российской Федерации в целом, а также трем направлениям оценки, представленным выше - безопасность экономического развития муниципального образования, безопасность социального развития муниципального образования, безопасность финансово-бюджетного развития муниципального образования путем расчета нормированных показателей.
Таким образом, методический подход предполагает расчет показателей как нормированных величин по отношению к показателю по региону, федеральному округу и российскому показателю по 14 величинам (1 = 1 ^ 14):
Р =■
Гук
П
ук
П
(1)
'■УР■
где
П
У'к _
величина 1-го показателя по j-му муниципальному образованию по направле-
нию к;
Р
ук
нормированный показатель, относящийся к индикатору 1 по j -му муниципальному образованию и к-му направлению оценки;
П ур■ - величина показателя другого уровня (по региону или федеральному округу или по Российской Федерации), относящаяся к индикатору 1 и к-му направлению оценки.
Конкурентные позиции муниципального образования оцениваются по каждому направлению и уровню оценки отдельно, а также рассчитывается интегральный показатель оценки конкурентной позиции муниципального образования.
Для определения конкурентной позиции муниципального образования автором предложена система балльной оценки, позволяющая определить состояние муниципальной социально-экономической системы, а также сравнить его с состоянием других объектов оценки.
Таблица - Интервалы изменения нормированных показателей и система балльной оценки
Индикатор Баллы
0 баллов 0,5 балла 1 балл 1,5 балла
Индикаторы, рост которых свидетельствует об улучшении конкурентной позиции муниципального образования Р ук <0 5 р 0,5< "*<1 р 1< <1,5 ""V Л1
Индикаторы, рост которых свидетельствует об ухудшении конкурентной позиции муниципального образования (индикаторы младенческой смертности и отношения муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам) Р ^ >1,5 р 1< ^<1,5 р 0,5< °к<1 р ']к <0,5
Система балльной оценки, а также интервалы изменения нормированных показателей определяются в соответствии с таблицей.
Как видно из представленной таблицы, индикаторы оценки разделены на две группы -рост которых свидетельствует об улучшении конкурентной позиции муниципального образования и, наоборот, рост которых свидетельствует об ухудшении конкурентной позиции муниципального образования. В последнюю группу включены два индикатора - младенческой смертности и доля муниципального долга в налоговых и неналоговых доходах муниципального образования.
В соответствии с системой балльной оценки каждому индикатору присваивается 0, 0,5, 1 или 1,5 балла в зависимости от значения.
Присвоенные нормированным показателям балльные оценки в рамках каждого направления корректируются с учетом установленных для каждого показателя весовых коэффициентов (на основе приоритетности), а затем суммируются и формируют по каждому направлению оценки балльную оценку.
Таким образом, формула расчета интегральных показателей оценки конкурентных позиций муниципального образования по каждому уровню оценки в разрезе направлений оценки выглядит следующим образом:
п
И, = £ (с * Рк ), (2)
1=1
Иск
где ' - интегральный показатель по j-му муниципальному образованию по к-му направлению оценки;
Рк - нормированный показатель, относящийся к индикатору i в рамках к-го направления оценки по j-му муниципальному образованию;
с - весовой коэффициент, относящийся к индикатору i в рамках к-го направления оценки.
Интегральную оценку конкурентных позиций муниципальных образований в разрезе уровней оценки составляет сумма оценок по направлениям.
Интегральное значение, на основе которого строится рейтинг конкурентоспособности муниципальных образований, определяется как среднее геометрическое значение оценок конкурентных позиций муниципального образования по области, округу и Российской Федерации в целом:
К, = ^КрегКокругКрф , (3)
К,
где ] — интегральный показатель оценки конкурентной позиции муниципального образования;
К
рег — оценка конкурентной позиции муниципального образования по региону;
К
округ — оценка конкурентной позиции муниципального образования по федеральному
округу;
К
рф — оценка конкурентной позиции муниципального образования по Российской Федерации.
Отношение (по каждому направлению и уровню оценки) интегрального показателя оценки конкурентной позиции муниципального образования к среднему значению по всем муниципальным образованиям позволяет определить статус их конкурентной позиции (безопасный или небезопасный) в соответствии с установленными критериями.
Расчет нормированных показателей позволил определить интегральные значения конкурентных позиций муниципальных образований по трем направлениям и трем уровням (КО -Калининградская область, СЗФО - Северо-Западный Федеральный округ, РФ - Российская
Федерация), а также определить их статус - безопасные или небезопасные (выше среднего или ниже среднего).
Рейтинг конкурентоспособности сформирован на основе интегрального значения, рассчитанного как среднее геометрическое значение оценок конкурентных позиций муниципального образования по области, федеральному округу и Российской Федерации в целом.
Представленный рейтинг позволил определить, что наилучшие среди муниципальных образований конкурентные позиции имеют областной центр - г. Калининград, а также муниципальные образования, расположенные на берегу Балтийского моря и ориентированные на развитие туризма (Пионерский г.о., Зеленоградский м.р., Янтарный г.о., Светлогорский м.р.). Кроме того, в первую пятерку рейтинга включен Светловский г.о., являющийся промышленно развитым муниципальным образованием, основное место в структуре производства товаров и услуг которого занимают обрабатывающие производства (переработка масличных культур, рыбопромышленный комплекс и др.).
Представленные в статье данные позволяют сделать вывод о том, что применение оценки конкурентных позиций муниципального образования и использование результатов оценки может быть эффективно в процессе стратегического планирования на муниципальном уровне, поскольку может позволить не только определить местоположение конкретного муниципального образования относительно иных территорий, его конкурентные преимущества, но и выявить основные проблемы, а также определить перспективные направления его развития в целях максимальной реализации потенциала, повышения его привлекательности и конкурентоспособности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Важенин, С. Т. Конъюнктура конкурентоспособности региона / С. Т. Важенин, А. Р. Злоченко, А. И. Татаркин // Регион: экономика и социология. - 2004. - № 3. - С. 23-38.
2. Вальвашов, А. Н. Оценка и развитие конкурентных преимуществ города: На примере городов Краснодарского края: дис. ... канд. экон. наук. Краснодар, 2005. - 248 с.
3. Вальвашов, А. Н. Квазиконкурентные преимущества муниципального образования // Управление социальными, экономическими и политическими процессами в российских регионах: Сб. ст. Междунар. конф. Екатеринбург: УрАГС, 2004., c.16
4. Кобец, Е. А. Конкурентные позиции муниципальных образований// Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2008. no 10, том 87.
5. Колесникова, Н. А. Финансовая и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента / Н. А. Колесникова. - Москва: Финансы и статистика, 2000.
6. Мерзлов, И. Ю. К вопросу о содержании понятия «конкурентоспособность»// ARS ADMINISTRANDI. № 3 / 2012. С.5-13
7. Николаева, Е. А. Формирование и оценка конкурентоспособности сельских муниципальных образований региона: дис. ... канд. экон. наук. Улан-Удэ, 2006. 149 с.
8. Николаева, Н. А. Конкурентоспособность города: взгляд зарубежных ученых // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 6. С.69-76
9. Синько, В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия// Стандарты и качество. 2000. № 4. С. 54.
10. Федосеев, М. В. Совершенствование системы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований: автореф. дис. ... канд. экон. наук. -Нижний Новгород, 2004. 23 с.
11. Филиппов, Ю. В. Основы развития местного хозяйства / Ю. В. Филиппов, Т. Т. Авдеева. - Москва: Дело, 2000.
12. Шеховцева, Л. С., Степанова Ю.Р. Методика оценки стратегической конкурентоспособности муниципальных образований: интегральный подход (на примере Калининградской области)//Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта, 2014. no.3, с.32-40.
TO THE QUESTION OF COMPETITIVE POSITION OF THE MUNICIPALITIES IN THE
STRATEGIC PLANNING PROCESS
N.Tereshchenko, Postgraduate student, Plekhanov Russian University of Economics
This article discusses the questions about the competitive positions of the municipalities: their understanding, evaluation, use of evaluation results in the process of the municipal management. The author suggests a method of estimating the competitive position of municipalities. This method was tested on the example of the municipalities of the Kaliningrad region on the basis of statistical reporting for 2014. The role and importance of using these assessment results in the strategic planning process at the municipal level and the implementation of relevant strategic initiatives was emphasized.
municipalities, competitive position, the method of evaluating the competitive position, strategic planning