Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СТАТУСА МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НИХ В 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ)'

ФОРМИРОВАНИЕ СТАТУСА МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НИХ В 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЛАДИМИРСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дорошенко Светлана Ивановна

В статье описываются различные типы музыкальных школ 20-х годов ХХ века, анализируются особенности формирования содержания образования в них: ориентация на профессиональный уровень подготовки, включение в систему массового музыкального образования и разработка предметных блоков для учащихся общеобразовательных школ. Исследование опирается на документы Государственного архива Владимирской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Дорошенко Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE STATUS OF THE MUSIC SCHOOLS AND THEIR EDUCATIONAL CONTENT DURING 20 YEARS OF THE XX CENTURY (ON EXAMPLES OF MUSICAL SCHOOLS OF THE VLADIMIR PROVINCE)

Formation of the status of the music schools and their educational content during 20 years of the XX century (on examples of musical schools of the Vladimir province) (by Doroshenko S. I.) deals with different types of music schools of the twenties of the XX century and with the formation of their educational content: the professional level orientation of training, the inclusion into the system of general musical education and the development of subject units for the students of secondary schools. The study is based on documents the State Archives of the Vladimir region.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СТАТУСА МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НИХ В 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ)»

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ И ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

©Дорошенко С. И., 2011

ФОРМИРОВАНИЕ СТАТУСА МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НИХ В 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ

ШКОЛ ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ)

В статье описываются различные типы музыкальных школ 20-х годов ХХ века, анализируются особенности формирования содержания образования в них: ориентация на профессиональный уровень подготовки, включение в систему массового музыкального образования и разработка предметных блоков для учащихся общеобразовательных школ. Исследование опирается на документы Государственного архива Владимирской области. Ключевые слова: история музыкального образования, музыкальная школа, предметное содержание образования, Владимирская губерния.

Проблема определения статуса музыкальных школ и формирования содержания музыкального образования в них сегодня актуальна, как никогда: вопрос массовости или элитарности, «жесткого» профессионализма или «мягкого» просветительства, при всем желании не может быть решен удовлетворительно для всех сторон. И хотя никакой исторический период буквально не повторяет предыдущие, позволим себе предположить, что обращение к ситуации, сложившейся в 20-е годы ХХ века, может способствовать осмыслению сегодняшних проблем, связанных с набором предметов в музыкальных школах, с их взаимодействием, с ролью музыкальных школ в широком процессе массового музыкального образования.

Проблему формирования содержания образования в музыкальных школах 20-х годов прошлого века мы рассматриваем с двух позиций: с точки зрения взаимодействия профессионального и массового музыкального образования и с позиции отбора и взаимного сочетания музыкальных дисциплин.

На содержание образования в музыкальных школах начала ХХ века серьезно влияла церковно-певческая традиция, обусловливающая приоритет вокально-хорового начала. Так, основатель Владимирской музыкальной школы П. А. Ставровский был сыном знаменитого владимирского регента А. Е. Ставровского, пятьдесят лет возглавлявшего Архиерейский хор. Петр Алексеевич активно участвовал в деятельности Архиерейского хора: писал для него музыку, существенно обновил концертный репертуар (хор участвовал и в светской музыкальной жизни). Пение в хоре, управление хором было делом, в которое основатель Владимирской музыкальной школы был включен с детства. В дальнейшем, с 1924 по 1929 гг. школу возглавлял выпускник Московского синодального училища Сергей Иванович Федоров. Уже сам набор предметов, которые преподавал Сергей Иванович в музыкальной школе — теория музыки, скрипка, хор, — свидетельствует о том, что церковно-регентская направленность сохранялась во внутренних смыслах, содержании, способах организации музыкального образования. В дальнейшем светское развитие музыкальной педагогики развело эти предметы в разные стороны и разорвало теснейшие связи не только между инструментальным и вокальным началом в музыкальном образовании, но и, к еще большему сожалению, между слуховым опытом и теорией музыки. Связь звучания скрипки со звуком голоса (скрипка в регентской традиции поддерживала и организовывала вокальную работу), теоретических знаний с гармоническим строем хора, и, самое главное, объединение всех этих направлений развития музыкальных способностей в деятельности одного человека, несомненно, создавали особенно благоприятные условия для развития слуха и исполнительского аппарата. Жесткая дифференциация «теоретиков» и «исполнителей», не свойственная музыкальной педаго-

гике начала ХХ века (по крайней мере, на уровне музыкальных школ), в дальнейшем, на наш взгляд, стала подрывать целостность содержания музыкального образования.

Не так, как сегодня, в начале ХХ века осмысливалось место вокального образования в музыкальной школе. В первой трети ХХ века отделение академического вокала во Владимирской музыкальной школе было ведущим. Это было связано, в частности, с возрастным составом учащихся. Вокалу обучались достаточно взрослые люди (юношей принимали после окончания мутации). Некоторые выпускники стали солистами оперных театров, участвовали в городских оперных постановках, концертах.

Обозначенные характеристики связаны не только с отбором содержания образования, но и со статусом музыкальной школы. Первые музыкальные школы, созданные в конце XIX - начале ХХ веков, были гораздо ближе к современному музыкальному колледжу, чем к ДМШ. Особенно ярко это видно на примере провинциальных музыкальных школ, которые выполняли функции центров музыкального образования в регионах. Владимирская музыкальная школа 20-х годов принадлежала к учебным заведениям профессионального образования [1; с. 35]. Это подтверждает мысль о том, что во Владимире она фактически выполняла функции среднего специального учебного заведения. Профессиональный характер образования подчеркивается и тем, что в школе (судя по отчету в Губпрофобр 1927 года) учились подростки, начиная с 13 лет. Из 68 учащихся школы 29 были старше 18 лет. При этом предварительная подготовка по специальности у 27 учащихся была выше семилетки. С предварительной подготовкой 1 год в школу в 1927 году поступили всего 8 человек [1; с. 35]. В целом сведения об учащихся показывают, что для поступления в музыкальную школу нужна была предварительная подготовка, хотя с каждым человеком вопрос решался достаточно индивидуально.

Не только в губернском центре, но и в других городах губернии музыкальные школы явно брали на себя функции осуществления профессионального музыкального образования. Не только музыкальные школы I ступени (Владимирская, Муромская, Вязниковская), но и Народные музыкальные школы, статус которых был ниже, ориентировались в своей работе на консерваторскую модель. Так, в 1920 году Народная музыкальная школа была организована в Гороховце. В отчете уездного подотдела искусств читаем: «Заведующий, обладая знаниями и любовью к делу, ... поставил его на недосягаемую высоту. Из Нижнего Новгорода и других городов были приглашены преподаватели новые, все с определенным профессиональным стажем; трое окончивших консерваторию. Обучаются в школе в большинстве подростки, дети приюта, пролетариата и советские служащие. Всего в школе учеников насчитывается около 150 человек. Симфонический оркестр часто дает концерты из классических произведений Бетховена, Вагнера, Чайковского. Программа школы придерживается определенно программы Московской консерватории» [2; с. 44]. В цитируемом докладе о работе Го-роховецкого художественного подотдела, конечно, есть преувеличения, происходящие, скорее всего, от недостаточной компетентности докладчика. Во всех подобных документах чувствуется эффект «испорченного телефона»: профессионал-музыкант подает сведения о своей работе, а потом деятель уездного политпросвета «обрабатывает» материал и препровождает в центр; в результате вполне четкие профессиональные сведения перемежаются с некорректными и странными комментариями. Слова об ориентации на Московскую консерваторию мы понимаем так: из Нижнего Новгорода, который всегда (и сейчас) влияет на культурную жизнь Гороховца больше, чем Владимир, были приглашены музыканты, в том числе трое выпускников Московской консерватории (Горьковская консерватория была создана позже). Эти люди во главе с заведующим, А. И. Любовичем, начали проводить в жизнь академические музыкальные традиции. Поскольку Гороховецкая школа не имела даже статуса государственной, вероятно, лучше говорить не о единстве с программой Московской консерватории, а о единстве художественных ориентиров, о возможности подготовки абитуриентов консерватории.

Переходя к следующей позиции — влиянию на содержание музыкального образования требований массового просветительства — нужно прокомментировать статусную пози-

цию музыкальных школ I ступени в системе Наркомпроса, которому подчинялись все учреждения образования, культуры, искусства. С административных позиций статус музыкальной школы Первой ступени нельзя признать высоким (общеобразовательные школы были двух ступеней, при этом первая ступень предполагала пятилетнее образование). В связи с переводом Владимирской музыкальной школы в ведение ГубОНО педагоги музыкальных школ стали шкрабами — школьными работниками — и условия их труда стали формироваться строго по модели Единой трудовой школы. Например, существенно сократились традиционные летние каникулы и отпуск педагогов. 22 июня 1920 года на коллегиальном заседании ГубОНО рассматривалось «ходатайство Владимирской музыкальной школы I ступени на перерыв учебных занятий с 15 июня по 15 августа сего года». Постановили ходатайство отклонить, «указав Совету школы: а) перерыв занятий в школе должен быть одинаков с перерывом таковых с Единой Трудовой школе, то есть не превышать одного месяца, б) преподаватели школы получают двухнедельный отпуск, установленный в текущем году для всех советских служащих» [3; с. 108].

Содержание музыкального образования подверглось реформированию и переосмыслению с позиций организации связи с общеобразовательными школами. Проблемы администрирования и формирования нового, «массового» предметного содержания музыкального образования в некоторых музыкальных школах вышли на первый план. Например, в Муромской музыкальной школе велись целые баталии по поводу смены директора, формирования устава школы, преподавания «спущенного из столицы» предмета «слушание музыки».

Заведующим Муромской музыкальной школой в 1920 году был слепой музыкант — композитор и пианист — Валенков. По свидетельству педагогов школы, этот человек обладал незаурядными музыкальными дарованиями: колоссальной музыкальной памятью, абсолютным слухом, композиторским талантом, тонким чувством стиля. Кроме того, ему были присущи прекрасные личные качества: интеллигентность, отзывчивость, способность найти общий язык с любым из коллег и учеников. Он получил музыкальное образование по классу композиции у профессора Петроградской консерватории Иосифа Вителя; о его произведениях с одобрением отзывались известные музыканты: М. Штейнберг, Ф. Блюменфельд, Ф. Шаляпин [4; с. 88]. Снятие его с должности, судя по переписке представителей коллектива школы с ГубОНО, было связано с плохой постановкой обязательных предметов — теории музыки и хорового пения. Официально увольнение Валенкова было обосновано его физическим недостатком: «Принимая во внимание тяжелый физический недостаток т. Валенкова, освободить его от заведования музыкальной школой, оставив как ценного преподавателя по классу рояля. Заведующим организатором Муромской музыкальной школы назначить тов. Невского с 1 января 1921 года» [4; с. 79]. Местком школы начал жаловаться на Невского: «Во главе школы стоит не только не специалист, но и совершенно не знающий ни постановки музыкального дела, ни музыки как искусства, а потому не умеющий руководить не только группами обучающихся у него по теории и хоровому пению, но и общей коллегиальной работой школы...» [4; с. 53]. «Камнем преткновения» в этом конфликте стали обязательные, общеобразовательно-музыкальные предметы. Будучи насильственно связанной с Единой трудовой школой, Муромская музыкальная школа не смогла справиться с массовостью и неконкретностью вставших перед ней музыкально-педагогических задач. «Неудовлетворительная постановка обязательных предметов (теории и хорового пения), — оправдывались педагоги, — происходила от следующих причин. Условия занятий в Единой трудовой школе не давали возможности оторвать учащихся для специального прохождения обязательных предметов в Музыкальной школе.» [4; с. 88]. Из не совсем четкого объяснения (пафос данной бумаги был в защите снятого заведующего) видно, что многие учащиеся Единой трудовой школы одновременно учились и работали. При этом они должны были изучать обязательные музыкальные предметы. Невского, очевидно, назначили как раз потому, что он вел эти предметы и был школьным работником по пению в общеобразовательной школе. Это достоинство в глазах ГубОНО выглядело как явный порок с позиции педагогов музыкальной школы. «Компромат» сформулирован так: «Невский — бывший церковный регент и школьный ра-

ботник по пению в Советской общеобразовательной школе» [4; с. 87]. Понятно, что о церковном прошлом Невского коллеги упоминают здесь, чтобы подчеркнуть его негодность для роли заведующего советской музыкальной школой. Наивная же рядоположенность ярлыков «церковный регент» и «школьный работник по пению» ярко свидетельствует о том невысоком мнении, которое имели Муромские свободные художники о школьном общеобразовательном предмете «пение» и о его преподавателях.

Валенкова восстановили. Но проблемы остались неизменными. Параллельно с описанным разбирательством по поводу заведующего шла переписка об уставе школы и о содержании «массовых» предметов: «Муромская музыкальная школа просит указать программу курсов слушания музыки и выслать нормальный устав музыкальной школы» [4; с. 55]. Выслали ли губернские власти муромлянам образец устава или нет, неизвестно. Согласно выработанному в самой школе проекту устава, цель деятельности — «дать начальное музыкальное образование всем возрастам, обладающим необходимыми музыкальными данными для того, чтобы стать впоследствии полезными работниками в области музыкального искусства» [4; с. 198]. Как видим, педагоги Муромской музыкальной школы своим целеполагани-ем с самого начала подчеркнули профессиональный характер музыкального образования в своем учебном заведении. Это образование предполагает не эстетико-воспитательные задачи, не организацию досуга, а перспективу «стать полезными работниками в области музыкального искусства», то есть музыкантами-профессионалами.

Таким образом, можно констатировать следующие характерные особенности формирования содержания образования в музыкальных школах Владимирской губернии 20-х годов ХХ века. Во-первых, музыкальное образование опиралось на церковно-певческую традицию, что влекло за собой приоритетное развитие вокального и хорового классов, тесное взаимодействие музыкально-теоретических дисциплин, хорового и инструментального исполнительства (работа с хором осуществлялась при поддержке скрипки, что формировало иные механизмы формирования хорового строя, нежели сегодня). Во-вторых, содержание образования было ориентировано на профессиональную подготовку музыкантов: музыкальные школы принадлежали к системе профобра, возраст учащихся (не ниже 13 лет, высокий процент 18-летних и старше) позволял реализовывать профессиональные задачи, ориентированные на сформированный исполнительский аппарат (в том числе, в сфере академического вокала). Поступление в музыкальную школу требовало предварительной подготовки. В-третьих, музыкальные школы участвовали в организации процессов массового музыкального образования в Единой трудовой школе. В качестве предметов, ориентированных на массовое музыкальное просветительство, развивались теория музыки, хор, а также слушание музыки. Формирование этой сферы предметного содержания музыкального образования происходило со значительными трудностями. Однако «регентские» традиции, при которых один и тот же человек мог профессионально управлять хором, осуществлять инструментальную (скрипичную) поддержку партий и преподавать теорию музыки, создавали реальные условия для интеграции музыкального образования в музыкальных и общеобразовательных школах и создания единого музыкально-образовательного пространства.

Литература

1. Сведения об учащихся учебных заведений профобра за 1926-27 учебный год. — ГАВО. Ф. 1045. Оп. 1. Ед. хр. 982.

2. Отчеты о работе губернского и уездного подотделов искусств. — ГАВО. Ф.1045. Оп. 1. Ед.

хр. 419.

3. Протоколы коллегиальных заседаний ГубОНО, отчеты о работе внешкольного подотдела. — ГАВО. Ф.1045. Оп. 1. Ед. хр.174.

4. Смета на содержание музыкальной секции при подотделе искусств. Переписка с клубами и музыкальными кружками о снабжении музыкальными инструментами. — ГАВО. Ф.1045. Оп.1. Ед. хр.453.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.