Научная статья на тему 'Формирование способности тренера к саморегуляции эмоций во время баскетбольного матча'

Формирование способности тренера к саморегуляции эмоций во время баскетбольного матча Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
259
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ТРЕНЕР / БАСКЕТБОЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зайцев Анатолий Александрович, Луткова Наталия Валерьевна, Макаров Юрий Михайлович

В статье представлены результаты исследования, направленного на разработку методики формирования способности тренера к саморегуляции эмоций, которая включает в себя следующие компоненты: контроль и регуляцию тонуса мимических мышц; контроль и регуляцию мышечной системы; контроль дыхания, движений, поз, голоса и речи; визуализацию. Обучение тренеров приемам саморегуляции эмоций осуществлялось на методических семинарах, в которые последовательно включались элементы лекций, объяснение и показ упражнений, практическое опробование средств и методов саморегуляции, представлялись различные формы организации самостоятельных занятий. Эффективность предложенной методики доказана результатами педагогического наблюдения, пульсометрии и психологического тестирования. Выявлено достоверное снижение неэтичных обращений к судьям и спортсменам; изменилась динамика ЧСС в ходе баскетбольного матча в сторону снижения в стрессовые моменты игры; зарегистрировано большее количество стенических эмоций; улучшились показатели взаимоотношений между спортсменами и тренером в команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зайцев Анатолий Александрович, Луткова Наталия Валерьевна, Макаров Юрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of ability of the coach to self-control of emotions during the basketball match

Results of the research directed to development of the technique of formation of ability of the coach to self-control of emotions, which includes the following components, are presented in the article: the control and regulation of the tone of mimic muscles; the control and regulation of the muscular system; the control of breath, movements, poses, voices and speeches; visualization. Coach education to methods of self-control of emotions was carried out at methodical seminars, which consistently joined elements of the lectures, explanation and display of exercises, practical approbation of means and methods of self-control, various forms of the organization of independent occupations were represented. The efficiency of the offered technique is proved by results of pedagogical observation, the pulse measurement and psychological testing. Reliable decrease in unethical addresses to referees and athletes is revealed; dynamics of the heart rate changed during the basketball match towards decrease at the stressful moments of the game; the bigger quantity of sthenic emotions is registered; indicators of relationship between athletes and the coach in team improved.

Текст научной работы на тему «Формирование способности тренера к саморегуляции эмоций во время баскетбольного матча»

Психологические науки

УДК 796.323.2:159.9

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ТРЕНЕРА К САМОРЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ ВО ВРЕМЯ БАСКЕТБОЛЬНОГО МАТЧА

Анатолий Александрович Зайцев, доктор педагогических наук, профессор, Калининградский государственный технический университет, Калининград (КГТУ, Калининград); Наталия Валерьевна Луткова, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Михайлович Макаров, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.

Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, направленного на разработку методики формирования способности тренера к саморегуляции эмоций, которая включает в себя следующие компоненты: контроль и регуляцию тонуса мимических мышц; контроль и регуляцию мышечной системы; контроль дыхания, движений, поз, голоса и речи; визуализацию. Обучение тренеров приемам саморегуляции эмоций осуществлялось на методических семинарах, в которые последовательно включались элементы лекций, объяснение и показ упражнений, практическое опробование средств и методов саморегуляции, представлялись различные формы организации самостоятельных занятий. Эффективность предложенной методики доказана результатами педагогического наблюдения, пульсометрии и психологического тестирования. Выявлено достоверное снижение неэтичных обращений к судьям и спортсменам; изменилась динамика ЧСС в ходе баскетбольного матча в сторону снижения в стрессовые моменты игры; зарегистрировано большее количество стенических эмоций; улучшились показатели взаимоотношений между спортсменами и тренером в команде.

Ключевые слова: методика, саморегуляция, эмоциональная сфера, тренер, баскетбол.

FORMATION OF ABILITY OF THE COACH TO SELF-CONTROL OF EMOTIONS DURING THE BASKETBALL MATCH

Anatoliy Aleksandrovich Zaytsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad; Natalia Valerievna Lutkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yuri Mikhaylovich Makarov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and

Health, St. Petersburg

Annotation

Results of the research directed to development of the technique of formation of ability of the coach to self-control of emotions, which includes the following components, are presented in the article: the control and regulation of the tone of mimic muscles; the control and regulation of the muscular system; the control of breath, movements, poses, voices and speeches; visualization. Coach education to methods of self-control of emotions was carried out at methodical seminars, which consistently joined elements of the lectures, explanation and display of exercises, practical approbation of means and methods of self-control, various forms of the organization of independent occupations were represented. The efficiency of the offered technique is proved by results of pedagogical observation, the pulse measurement and psychological testing. Reliable decrease in unethical addresses to referees and athletes is revealed; dynamics of the heart rate changed during the basketball match towards decrease at the stressful moments of the game; the bigger quantity of sthenic emotions is registered; indicators of relationship between athletes and the coach in team improved.

Keywords: technique, self-control, emotional sphere, coach, basketball.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время большое значение в подготовке команды к баскетбольному матчу имеет психологическая подготовка, которая нужна не только спортсмену, но и тренеру. Во

время соревнований спортсмен особенно восприимчив ко всем внешним влияниям. Раздражительность, сомнение, суетливость тренера немедленно передаются команде и могут отрицательно повлиять на ход и результаты игры. Всем своим внешним видом, формами обращения со спортсменами тренер должен поддерживать их уверенность в своих силах и волю к победе. Это важное требование предполагает наличие у тренера способности управлять своим собственным эмоциональным состоянием, в целях оказания должного психологического воздействия на спортивный коллектив. Вместе с тем, в доступной литературе, нами не обнаружены данные о специальной психологической подготовке тренера к баскетбольному матчу в контексте управления своими эмоциями.

По данным ведущих специалистов в области спортивной тренировки, во время баскетбольного матча игроки и тренеры испытывают большие психологические нагрузки, которые сопряжены с активацией различных сфер психики: эмоциональной, мотивационной, интеллектуальной, волевой, сферы саморегуляции. Успешная деятельность тренера во многом определяется способностью к саморегуляции, в том числе и к саморегуляции эмоций [1, 3, 5, 6].

В этой связи целью настоящего исследования явилось теоретическое и экспериментальное обоснование методики формирования способности тренера к саморегуляции эмоций во время баскетбольного матча.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для оценки современного состояния проблемы эмоционального поведения тренеров был проведен опрос. Для оценки эффективности разработанной методики использовались следующие методы: педагогическое наблюдение, пульсометрия, психологическое тестирование, количественный и качественный анализ результатов. В экспериментальном исследовании приняло участие 10 тренеров СШОР № 9 по баскетболу г. Калининграда. Обучение тренеров приемам саморегуляции эмоций осуществлялось на 10 методических семинарах, в которые последовательно включались элементы лекций, объяснение и показ упражнений, практическое опробование средств и методов саморегуляции, представлялись различные формы организации самостоятельных занятий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты опроса показали, что большинство тренеров испытывают эмоциональное напряжение до, во время и после матча, они считают, что их поведение, эмоциональный настрой влияет на поведение игроков.

Тренеры высокой квалификации в баскетболе характеризуются тем, что, в зависимости от того, как складывается игра, берут тайм-ауты, проводят замены, перестраивают тактику игры, входят в контакт с судьями. Все эти действия требуют от них высокой психологической устойчивости, способности сохранять хладнокровие, сдерживать свои эмоции, несмотря на несправедливое судейство, негативную реакцию зрителей.

Начинающие тренеры основное внимание уделяют технической и тактической составляющим баскетбольного матча, не придают значения психологической подготовке, в том числе, регуляции эмоций, что выражается в конфликтах с судьями, спортсменами своей команды и команды соперника. Из опрошенных 90% тренеров не используют приемы психологического настроя на матч, приемы саморегуляции эмоций во время матча, остальные 10% используют приемы переключения внимания, самовнушения и самоубеждения.

В ходе специальных научных исследований было отмечено заметное учащение пульса у тренеров, когда соревновались их ученики [3]. Стресс во время соревнований вызывал заметные изменения в частоте пульса у тренеров и, в критические моменты соревнований, приближался к уровню, отмеченному у соревнующихся спортсменов. Американские психологи измеряли частоту пульса у тренера по баскетболу во время выступления его учеников. В отдельные моменты частота сердечных сокращений достигала 158 уд/мин.,

то есть практически была равна частоте пульса у соревнующихся спортсменов. Даже на тренировках пульс у тренера повышался до 114 уд/мин.

Эти данные подчеркивают необходимость разработки методики, направленной на формирование у тренера способности к саморегуляции своих эмоций. Освоение этой методики является одной из мер предосторожности, как во время тренировок, так и на соревнованиях. Считается, что в первую очередь, на изменение эмоционального состояния реагируют мимические мышцы. Это проявляется в моменты эмоционального напряжения, тренер начинает хмуриться, поднимает или сдвигает брови, сжимает зубы. Поэтому первым компонентом методики стали контроль и регуляция тонуса мимических мышц.

При появлении эмоциональной нагрузки происходит напряжение мышечной системы, независимо от действий сознания. Для регуляции мышечного напряжения А.И. Луньковым [4] были разработаны упражнения с использованием самоприказов, самовнушений, которые и стали вторым компонентом методики.

Третьим компонентом стало использование дыхательных упражнений, которые являются наиболее доступным способом регуляции эмоционального возбуждения.

В напряженных ситуациях матча, тренер часто теряет контроль над тембром голоса, скоростью речи, теряет плавность движений, не может усидеть на месте. Поэтому четвертым составляющими методики стали: контроль движений, поз, голоса и речи.

Пятый компонент методики - визуализация - это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация его воображения.

Формирования способности тренера к саморегуляции эмоций осуществлялось в ходе проведения методических семинаров. Далее проводилась оценка эффективности применения разработанной методики.

В ходе наблюдения по видимым признакам, по методике предложенной А.А. Зайцевым [2], регистрировались проявления эмоций тренерами во время баскетбольного матча. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты экспериментального исследования эмоциональных состояний тренера во время баскетбольного матча (количество раз)_

Контрольная группа Экспериментальная группа

Эмоции До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

(средн. знач.) (средн. знач.) (средн. знач.) (средн. знач.)

Интерес, волнение 17 21 15 11

Радость 15 14 17 24

Горе, страдание 5 4 5 -

Удивление 8 10 9 7

Гнев, ярость 7 6 4 1

Отвращение, омерзе- 1 2

ние

Презрение, пренебре- 2 2 1

жение

Страх, испуг - - - -

Стыд, смущение - - - -

Вина, раскаяние - - - -

Всего: 55 57 53 43

Анализ результатов позволяет сделать заключение, что до эксперимента частота и выраженность эмоций (гнев, ярость, испуг, радость, удивление) были намного выше, чем после проведения эксперимента. После обучения способам саморегуляции тренеры стали стараться сдерживать свои эмоции, испытывать больше положительных, чем отрицательных, что повлияло и на психологическое состояние игроков команды. Значительно снизилось количество негативных замечаний, выкриков тренером в сторону игроков и судей во время матча.

Пульс тренера измерялся с помощью пульсометра за 15 минут до матча и с интервалом в две минуты на протяжении каждой четверти, перерывов и тайм-аутов. График

изменения частоты сердечных сокращений у тренера контрольной и экспериментальной групп в период баскетбольного матча представлен на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1 - График изменения частоты сердечных сокращений у тренера контрольной группы в период баскетбольного матча

Рисунок 2 - График изменения частоты сердечных сокращений у тренера экспериментальной группы в период

баскетбольного матча

График показывает, что после педагогического эксперимента максимальный показатель ЧСС во время матча у тренера 122 уд/мин., тогда как до эксперимента этот показатель достигал 138 уд/мин.

Результаты исследования отношений между спортсменом и тренером по методике Ю.Л. Ханина и А.В. Стамбуловой [7, 8] представлены на рисунках 3 и 4. Статистический анализ данных показал, что способность тренера управлять своим эмоциональным состоянием положительно повлияла на взаимоотношения со спортсменами. У спортсменов изменились взгляды на профессиональные и личностные качества тренера, его поведение и эмоциональное состояние. Что говорит, об эффективности управления тренером командой во время баскетбольного матча.

Таким образом, результаты исследований позволяют говорить о высокой эффективности предложенной методики формирования способности тренера к саморегуляции эмоций во время баскетбольного матча.

Рисунок 3 - Показатели отношений между спортсме- Рисунок 4 - Показатели отношений между спортсменами и тренером в контрольной группе до и после экс- нами и тренером в экспериментальной группе до и по-перимента сле эксперимента

ВЫВОДЫ

В ходе исследования осуществлено теоретическое и экспериментальное обоснование методики формирования способности тренера к саморегуляции эмоций во время баскетбольного матча, включающей в себя следующие компоненты: контроль и регуляцию тонуса мимических мышц; контроль и регуляцию мышечной системы; контроль дыхания, движений, поз, голоса и речи; визуализацию. Доказана эффективность разработанной методики психологической подготовки тренера на основе формирования способности к саморегуляции эмоций. В экспериментальной группе тренеров было зарегистрировано достоверное снижение неэтичных обращений к судьям и спортсменам; изменилась динамика ЧСС в ходе баскетбольного матча в сторону снижения в стрессовые моменты игры; зарегистрировано большее количество стенических эмоций; улучшились показатели взаимоотношений в команде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. - 4-е изд. - М. : Советский спорт, 2012. - 312 с.

2. Зайцев, А.А. Теоретические аспекты технологии создания социально-педагогических программ в физической культуре на основе активации вестибулярной системы : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Зайцев Анатолий Александрович. - СПб., 1999. - 418 с.

3. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2010. - 352 с.

4. Луньков, А.И. Способы саморегуляции эмоционального состояния / А.И. Луньков. - Режим доступа : http://www.elitarium.ru/2008/07/09/samoreguljacija_sostojanija.html (дата обращения: 20.12.2017).

5. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте / В.Л. Марищук. - М. : Просвещение, 2005. -

305 с.

6. Родионов, А.В. Психология физической культуры и спорта : учебник / А.В. Родионов. -М. : Академия, 2010. - 368 с.

7. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры : учебное пособие / Н.Б. Стамбулова. - СПб. : Центр карьеры, 1999. - 368 с.

8. Ханин, Ю.Л. О регуляции психических состояний в условиях групповой взаимосвязанной деятельности // Социально-психологическое и социальное планирование / Ю.Л. Ханин. - Л., 1973. - С. 110-116.

REFERENCES

1. Gorbunov, G.D. (2012), Psychopedagogy of sport, Soviet Sport, Moscow.

2. Zaitsev, A.A. (1999), Theoretical aspects of technology of creation of social and pedagogical programs in physical culture on the basis of activation of the vestibular system, dissertation, St. Petersburg.

3. Ilyin, E.P. (2010), Psychology of sport, Peter, St. Petersburg.

4. Lunkov, A.I. "Ways of self-regulation of emotional state", available at: www.elitarium.ru/2008/07/09/samoreguljacija_sostojanija.html (accessed 20 December 2017).

5. Marishchuk, V.L. (2005), Psychodiagnostics in sports, Education, Moscow.

6. Rodionov, A.V. (2010), Psychology of physical culture and sport: textbook, Academy, Moscow.

7. Stambulova, N.B. (1999), Psychology of sports career: studies. benefit, Career center, St. Petersburg.

8. Khanin, Yu.L. (1973), "On the regulation of mental states in conditions of group-related activities", Social and psychological and social planning, Leningrad state University, pp. 110-116.

Контактная информация: nataliya_lutkova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.03.2019

УДК 159.99

ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Валерия Валерьевна Манахова, магистрант, Ольга Владимировна Грибкова, кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва; Мария Славовна Антонова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Российский национальный исследовательский медицинский университет, им. Н.И. Пирогова, г. Москва

Аннотация

Развитие психологической науки в нашей стране и за ее пределами сопровождается повышением интереса к проблемам оказания психологической помощи. Психологическое консультирование возникло в ответ на потребности людей, которые ищут помощи и поддержки квалифицированного специалиста. Этот вид помощи является одной из основных форм практического применения профессиональных возможностей психолога во всех сферах жизнедеятельности и, в частности, в системе образования. Учитывая современное состояние разработки данной проблемы, мы ставим перед собой цель провести эволюционный анализ основных теоретических аспектов психолого-педагогической консультации как одного из вида психологической помощи учащимся учебного заведения.

Ключевые слова: педагогика, психологическое консультирование, образовательная среда, психологическая безопасность.

SCIENTIFIC IDEAS EVOLUTION ABOUT PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE AT THE EDUCATIONAL SPHERE

Valeria Valerievna Manakhova, the master student, Olga Vladimirovna Gribkova, the candidate ofpsychological sciences, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Maria Slavovna Antonova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow

Annotation

Development of the psychological science in our country and abroad is accompanied with the increasing interest to the psychology assistance problems. Psychology assistance arose as the answer to the people's needs, searching for help and support by qualified expert. This kind of help is one of the main kits of the psychologist professional opportunities for practical application at all sphere of life activity, including education. Considering a current state of this problem development, we set before ourselves the purpose to carry out the evolutionary analysis of the main theoretical aspects of psychology and pedagogical consultation as one of the psychological assistance type for educational institution's students.

Keywords: pedagogic, psychological consultation, educational sphere, psychological safety.

В жизни каждого человека бывают критические моменты, когда усложняются взаимоотношения с окружающими, обостряются внутренние противоречия, становятся невыносимыми переживания относительно своего положения, которое кажется безвыходным. Особенно нуждаются в квалифицированной психологической помощи молодые люди (учащиеся), становление жизненных позиций и убеждений которых связано с возрастными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.