ьшоп,\\жт
Формирование современной системы непрерывного образования в Германии
Людмила Ивановна Писарева,
ведущий научный сотрудник лаборатории исследования педагогики и образования в зарубежных странах Института теории и истории педагогики РАО, кандидат педагогических наук, [email protected]
• кризис системы образования • непрерывное образование • национальные условия • реформа образования • трансформация • программа ЕС • проблемы развития •
Вступление современного общества в эпоху постиндустриального развития на рубеже ХХ-ХХ1 вв. обусловило переход образования на новую педагогическую парадигму, провозгласившую приоритет системы «образования в течение всей жизни» вместо системы «образования на всю жизнь», признанной единственным средством адаптации человека к изменяющейся среде обитания и сохранения идентичности человека.
Для создания системы непрерывного образования в Европе нужна была чётко разработанная стратегия развития национального образования, учитывающая все факторы влияния на жизнь индивида, общества, страны в целом, экономики, современных инфраструктур, новых технологий, рынка труда. Политики стран Европейского союза взялись совместно решать фактически общие проблемы, что предопределило направленность и содержание деятельности различных международных организаций, виды теоретической, финансовой, консультативной и практической помощи европейским странам-участницам и странам-партнёрам при реализации ими национальных проектов.
В течение нескольких десятилетий, начиная с 60-х годов ХХ в., создавалась модель развития непрерывного образования. Обосновывались её цели и задачи, основные критерии и принципы европейской образо-
вательной политики, уточнялись формулировки таких понятий, как «образование», «непрерывное образование», «образование в течение всей жизни», а с учётом новых требований социума вносились соответствующие изменения, дополнения и рекомендации. Это была работа над программой-максимумом, предложенная в качестве ориентира или вектора развития национального образования.
«Непрерывное образование, как организующий принцип образования в целом, предполагает адекватное создание всеобъемлющей и целостной системы, предоставляющей средства для удовлетворения образовательных и культурных запросов каждой личности в соответствии с её способностями». Это одно из определений понятия непрерывного образования, сформулированного в Совете по культурному сотрудничеству при Европейском совете1.
Национальные планы развития непрерывного образования на рубеже ХХ-ХХ1 вв. сверялись с планами и рекомендациями европейского сообщества, выработанными ими критериями по реализации программы непрерывного образования. Эти программы отслеживались международными организациями через _
установление ус- ТТ _ _ „ . :
1 } 1 Осипов В.Г. Социапьно-филоа
тойчивой прямой анализ современной концепции
и обратной связи рывного образования. — Ереван
в том числе через С. 44-45.
офский непре-1989. —
процедуру отчётности, позволяющей фиксировать динамику их развития. По праву можно констатировать: «в наши дни в Европе уже не существует суверенных национальных государств классического типа, целиком опирающихся на национальную экономику и обладающих автохтонной (исконной) национальной культурой»2.
Реализация разработанной европейской концепции непрерывного образования потребовала трансформации в организационном и содержательном плане всех институтов национального образования как обязательного условия их перехода на систему непрерывного образования и адаптации к принципиально иным требованиям экономического, политического, идеологического, технологического, культурологического и научного характера по сравнению с предшествующей эпохой научно-технической или индустриальной революции.
Несмотря на сходства проектов в области национальной политики европейских стран по сближению образовательных систем, а также на совместное участие в реализации единой программы «образования через всю жизнь», предложенной ЕС, каждая страна показала свои особенности и специфику при решении проблемы непрерывного образования.
Среди европейских стран Федеративная Республика Германия занимает лидирующее положение и особое место в Европейском союзе как одна из его основательниц (Договор о создании Европейского объединения угля и стали, 1951 г.), как участница создания общего рынка (Римские договоры, 1957 г.) и как экономически развитое государство, которому принадлежат ведущие позиции в экономической, политической, социальной и культурной областях международной жизни.
В основе перехода немецкой системы образования к новой педагогической парадигме, к «образованию длиною в жизнь», лежат как общие объективные для всех стран ЕС факторы, так и особые исторически сложившиеся условия и возможности,
- а также экономи-
2 Lutzeler P.M. Deutschland — Grosser ческие, социальные, ^Internationale Politik. — Bonn, политические, культурологические, пе-
Staat-? 1997. -
№ 2.
■ С. 15.
дагогические основы развития и создания национальной модели системы непрерывного образования.
Развитие немецкого непрерывного образования — это динамичный процесс, происходящий в различных структурах и на различных ступенях образования, где нашли отражения два основных сегмента: традиционный, исторически обусловленный, сохраняющий особенности системы национального образования в течение более шестидесяти лет своего развития. Второй — характеризующий новые общеевропейские тенденции, проявляющиеся в системе немецкого образования в последние десятилетия благодаря тесному взаимодействию с другими странами в рамках международного сообщества, и прежде всего Европейского союза.
В немецкой педагогической литературе непрерывное (дословно: «дальнейшее») образование обозначено двумя терминами: Weiterbildung (переквалификация или получение новой специальности) и Fortbildung (усовершенствование профессиональных знаний по ранее полученной специальности). Термин «образование длиною в жизнь» (Lebenslange Bildung) появился на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
Созданию современной системы непрерывного образования предшествовал сложный период демократических преобразований.
В отличие от системы образования большинства стран Запада немецкое образование прокладывало себе путь к переходу на новую педагогическую парадигму «образование длиною в жизнь», преодолевая особые исторически сложившиеся в стране ко второй половине ХХ в. трудности. Трудности послевоенного социального, экономического, политического, идеологического и культурного развития, раздела страны на оккупационные зоны, краха господствовавшей в довоенные годы идеологии, создания на общей территории двух немецких государств — ФРГ и ГДР, развивавшихся в течение последующих 40 лет по различным сценариям своей внутренней и внешней политики вплоть до воссоединения в 1990 г.
Система немецкого образования в середине ХХ в. переживала глубокий кризис. Она
представляла реальную угрозу успешности в конкурентной борьбе на рынке труда и экономическому росту, ставшему возможным, в частности, благодаря финансовой помощи США, заинтересованных в ФРГ как будущем стратегическом партнёре по НАТО и «надёжном союзнике» на европейском континенте, что содействовало экономическому подъёму в стране, известному как немецкое «экономическое чудо».
Германия в эти годы испытывала острую потребность в специалистах со средним и высшим образованием, жила «старым капиталом», т.е. в первую очередь за счёт тех, кто получил образование до Первой мировой войны и в военный период. К началу 70-х годов данный потенциал был исчерпан, что усугубляло кризисное состояние системы образования, которая отличалась откровенно социально обусловленной иерархической структурой, глубоким разрывом между элитарным и «народным» образованием, наличием тупиковых учебных заведений в системе обязательного (формального) образования, высоким процентом второгодничества и выпускников школ без получения свидетельств об их окончании. Последние были основным контингентом в составе неквалифицированной рабочей силы и безработных.
В немецкой системе образования были нарушены основные демократические принципы образования: общедоступность, непрерывность и преемственность. По уровню финансирования образования в 1969 г. ФРГ занимала 22 место среди европейских стран.
«До сих пор существующему экономическому подъёму скоро придёт конец из-за отсутствия у нас квалифицированных молодых кадров. Когда отказывает образование — это уже прямая угроза прочности всему обществу» — так охарактеризовал ситуацию 50-х — 60-х годов, сложившуюся в системе немецкого образования, один из чиновников госкомиссии по вопросам образования в ФРГ и автор знаменитой монографии, подготовившей общество к радикальной реформе 70-х годов «Катастрофа немецкого образования» Г. Пихт3.
Воссоздание системы просвещения на демократических принципах, которое при-
шлось на наиболее сложные послевоенные годы (50-е — начало 70-х гг. ХХ в.), относится к периоду её основного старта, определившего направление развития немецкого образования на несколько десятилетий вперёд и заложившего основы непрерывного образования.
Согласно ст.2 (1) Основного закона ФРГ (принят в 1949 г.), образование должно обеспечить каждому, независимо от пола, возраста, профессионального образования, социального, профессионального статуса, политических и идеологических взглядов или национальности, возможность приобретать знания, умения и навыки, необходимые для полноценного участия в трудовой жизни и жизни общества в целом4.
«Каждый имеет право на свободное развитие личности и свободный выбор профессии» — было записано во всех 11 федеральных земельных законах ФРГ в 6080 гг., заложивших основы создания и развития системы непрерывного образования. В число этих законов вошли: «Закон об охране труда молодёжи» (1965 г.), «Закон о профессиональном образовании» (1969 г.), «Закон о содействии образованию взрослых» (1974 г.); «Закон о содействии непрерывному образованию» (1980 г.), «Закон о непрерывном образовании» (1984 г.) и другие, которые последовательно обновлялись и дополнялись в последующие годы (1991 г., 1992 г., 2000 г., 2004 г., 2008 г.)5.
Процесс непрерывного образования условно разделён на два этапа: формальное образование (начальное, среднее, высшее), предшествующее трудовой деятельности, и дальнейшее (продолженное) неформальное и информальное образование, т.е. сочетание учёбы в специально созданных учреждениях (первоначально в системе -
образования взрослых) и практической деятельности в сфере профессиональной занятости.
«Закон о порядке и содействии непрерывному образованию» (1982 г.), например, следую-
3 Picht G. Die deutsche BildUngskatastrophe. — Freiburg, 1964. — C. 16.
4 Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland // Bereinigte Amtliche Sammlung der Schulvorschriften (BASS) — 1989/1990. — Dusseldorf, 1989. — C. 95.
5 Erstes Gesetz zur Ordnung und Forderung der Weiterbildung vom 7. Mai 1982 // Bereinigte Amtliche Sammlung der Schu-
Ivorschriften (BASS) ■ seldorf, 1989.
1989/1990
■ Dus-
щим образом определяет этот порядок и юридическое право выпускника учебного заведения на продолжение образования в системе непрерывного образования, представленного различными областями научных и практических знаний: «После завершения первой фазы обучения в школе, вузе или в области профессионального образования учебные учреждения системы непрерывного образования должны выпускникам, получившим знания и квалификации (компетенции), предложить соответствующие виды образования или аналогичные мероприятия в равноценных и взаимосвязанных сферах. В таких сферах как постпрофессиональное образование; профессиональное образование; научное образование; политическое образование; образование, ориентированное на организацию досуга и развитие творческого потенциала; семейное и родительское образование; личностно-ориентированное образование»6.
Начало 70-х годов отмечено подготовкой школьной реформы, переходом от работы над концепцией будущего немецкого образования к практической её реализации, от признания необходимости разработки концептуальных основ непрерывного образования к созданию для него соответствующих условий. Для этого нужно было прежде всего устранить те несоответствия (точнее — анахронизмы) европейскому уровню, которые тормозили экономический рост и вели к снижению конкурентоспособности страны на мировом рынке труда: тупиковые школы, большой разрыв между «народным» и элитарным образованием, отсутствие преемственности между разными ступенями образования и др. С этой целью были подготовлены такие документы общефедерального зна-
- чения, как «Основ-
ной план образования» (1970 г.) и
«Структурный план системы образования» (1971 г.). которые определили основные задачи наиболее радикальной в истории Германии реформы образования, рассчитанной на устранение ос-
6 Erstes Gesetz zur Ordnung und Forderung der Weiterbildung vom 7. Mai 1982 // Bereinigte Amtliche Sammlung der Schulvorschriften (BASS) — 1989/1990. — Dusseldorf, 1989. P. 144.
7 Struktürplan fur das Bildungswesen. Empfehlungen des Bildungskommission. Hrsg. Deutschenbildungsrat. 3. Aufl. — Stuttgart, 1971.
8 Statistisches Jahrbuch der Bundesrepublik Deutschland 2013. Statistisches Bundesamt. — Weinheim, 2013. — C. 75.
новных его «пороков», и обозначили демократический курс с ориентацией на общеевропейские принципы непрерывного образо-вания7.
В начале 70-х годов в рамках этой реформы вводится новая классификация структуры системы образования как предпосылка для разработки основ непрерывного образования. Сектор дошкольного воспитания, находившийся прежде в системе здравоохранения, вошёл в систему образования в качестве так называемой «элементарной ступени».
Концептуальная и практическая задача подготовки к обучению в течение всей жизни предусматривала включение в образовательный процесс детей более раннего возраста и возложение на систему дошкольного воспитания новой функции, т.е. подготовки к школе.
В эти годы в ФРГ при более слабом, чем в других европейских странах, развитии дошкольного воспитания, как по экономическим причинам, так и из-за приверженности немецкой семьи традиционному домашнему воспитанию, необходимо было увеличить количество детских садов и их контингент, а также расширить охват детей более раннего возраста. Динамика их развития привела к тому, что в 90-е гг. около 70% детей 3-6 лет посещали дошкольные учреждения, а в 2013 г. дошкольники 6-8-летнего возраста в подготовительных группах и классах составили 96-98%, дети 4-5 лет — 89% и в возрасте до 3 лет — 29,3% из общего числа посещавших детские сады8.
Особо значительная роль в системе образования вообще и непрерывного в частности принадлежит базовому среднему образованию, оно определяет выбор и направление дальнейшего образования.
В результате реформы школьной системы были:
— созданы более благоприятные условия для обучения и продвижения учащихся различных слоёв населения;
— смягчены жёсткие правила распределения учащихся по каналам общего среднего и профессионального образования;
tтодои,mm
— расширены юридические права, облегчающие переход в средние школы повышенного типа;
— введено профилирование в традиционно элитарных учебных заведениях, создан новый тип школ (колледж) с предоставлением одновременно общего и профессионального образования разного уровня подготовки.
Эти меры увеличили шансы учащейся молодёжи в системе общего, профессионального и высшего образования и привели к изменению процентного соотношения учащихся в различных типах общеобразовательных средних школ, о чём свидетельствует следующая статистика. В 60-е годы учащиеся распределялись по типам школ по схеме: 75% в народных школах, 8,3% — в реальных, 15,1% — в гимназиях. В 80-е годы это соотношение изменилось как: 36,7%; 27,0%; 27,2%, в 90-е гг. как 22,8%; 26,3%; 29,1%9.
Учащиеся 1-й ступени среднего образования в возрасте 10-16 лет (срок обучения 9-10 лет) — это будущий основной контингент системы профессионального образования. Для получения ими полного среднего образования (11 ступени), среднего специального или высшего образования нужно прежде получить профессию, поработать несколько лет по своей специальности и только тогда продолжить образование.
Система профессионального образования в ФРГ — это наиболее широко представленная, востребованная, динамично и успешно развивающаяся структура с разветвлённой сетью учебных заведений различного уровня и форм подготовки. 2,6 млн учеников обучаются по 240 профессиям начальной профессиональной подготовки и 94 специальностям в техникумах системы профессионального образования, построенной по иерархическому принципу.
Из 51,5 млн (72,4%) обладателей профессиональным образованием 69,3% получили его в рамках заводского профессионального обучения (дуальная система), 10,4% — по окончании техникумов, 6,8% — в профессиональных (специализированных) вузах, 10,0% — в академических вузах, 1,5% — по окончании аспирантуры опре-
делённого профиля. Без профессионального образования числятся 19,2 млн человек и только у 0,7% работающих нет данных
о виде диплома10.
В начале 90-х годов, также как и многие страны Европы, ФРГ столкнулась с кризисом на рынке труда. Проблемы экономического роста, конкурентоспособности и занятости населения содействовали расширению сети услуг в системе профессионального образования, повышению спроса на различные виды и формы профессиональной подготовки, а также переподготовки и переквалификации лиц трудоспособного возраста и представителей старшего поколения.
Для восполнения числа учеников, начинавших дуальное (заводское) профессиональное обучение, был подготовлен специальный проект федерального правительства ФРГ, содействующий привлечению большего числа молодёжи в профессиональную систему образования. Были введены повышенные стипендии, поощрительные премии и льготы для успешных учеников курсов заводского обучения. Предоставлено право участия в более качественных программах с целью повышения уровня образования или квалификации, а также возможность их повышения за рубежом.
Этот период совпал с таким судьбоносным событием в истории Германии, как её объединение в 1990 г. после 40-летнего периода независимого существования на одной исторической родине двух немецких государств разных социально-экономических формаций, что внесло существенные изменения в решение проблемы образования вообще и непрерывного образования в частности.
Население ФРГ численностью в 61 млн человек увеличилось на 17 млн за счёт населения Восточной Германии. Уже накануне за год до воссоеди- -
нения страны на западногерманский рынок рабочей силы прибыло полмиллиона граждан ГДР и переселенцев из других стран. Около 4,8 млн ра-
9 Statistisches Jahrbuch der Bundesrepublik Deutschland 2012. Statistisches Bundesamt. — Weinheim, 2012; Statistisches Jahrbuch der BRD 2003. Statistisches Bundesamt. — Wiesbaden, 2003.
10 Weiterbildung in Deutschland / Qualifizierung in einer sich anderten Welt II Bildung und Wissenschaft. — 1992. — № 1.
ботающих по найму (половина всех работающих в новых землях) должны были влиться в процесс обучения и переквалификации. Такие отрасли промышленности, как текстильная и химическая были вынуждены уволить тысячи малоквалифицированных рабочих и служащих. В розничной торговле, в финансовой системе и в секторах сферы услуг появились новые профессии. Около 70% лиц, занятых в сельском хозяйстве Восточной Германии, должны были переквалифицироваться, оставив свою прежнюю работу как несоответствующую современным требованиям.
разования, будущих квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Рост количества студентов, прошедших путь через профессиональную систему, явился причиной того, что впервые за всю историю ФРГ их число превысило количество учеников профессионального обучения. «На каждого каменщика приходится по одному академику» — известная реплика в одной из публикаций педагогической прессы этого периода, точно определявшая отношение общества к «перекосам» в системе распределения профессиональных кадров.
Данное историческое событие коснулось всех секторов, в том числе наиболее престижного, т.е. системы высшего образования, которое в 50-60 гг. ассоциировалось с непрерывным образованием. Примечательно, что идея непрерывного образования и её реализация (подготовка и переподготовка специалистов разного уровня) осуществлялись главным образом через высшую школу в виде новой функции вуза по повышению квалификации широкого спектра участников. Вузы стали центром образования для взрослых, т.е. для «нетрадиционного» состава студентов. Одновременно происходила утрата университетами монополии на высшее образование из-за конкурента со стороны промышленных фирм, создания ими собственных вузов и учебных центров, своих систем переподготовки высококвалифицированных кадров. Работодатели стали крупными организаторами и инвесторами непрерывного образования.
К середине 80-х годов произошёл перелом в традиционном распределении немецких абитуриентов и студентов по каналам образования.
Учащиеся школ 11 ступени среднего образования в возрасте 16-19-лет (срок обучения 12-13 лет) традиционно составляли основной контингент студенчества страны. Однако немецкая молодёжь старых, а затем и новых земель проявила повышенный интерес к высшему образованию и профессиям, для овладения которыми требуется обучение в высших учебных заведениях. Количество студентов возросло вдвое.
Данная тенденция привела к «недобору» учеников системы профессионального об-
Что касается сектора образования взрослых, то его значение в развитии всей системы образования и вклада в экономические успехи Германии трудно переоценить.
Одной из отличительных особенностей модели немецкого непрерывного образования является создание исключительно широко разветвлённой сети учебных заведений и учреждений, государственных, общинных, частных, конфессиональных, ведомственных, офисных, производственных и прочих, предлагающих все виды и формы дальнейшего постформального (начального, среднего, высшего) обучения и особенно профессионального образования. Оно представлено различными типами учебных заведений общего среднего образования, аналога формального образования средних школ трёх типов (главной, реальной, гимназии) дневных, вечерних, заочных и дистанционных форм обучения в различных структурах, агентствах и ассоциациях.
Особенно многочисленны профессиональные учебные заведения различных уровней подготовки в системе неформального профессионального образования и повышения квалификации, а также неформальное и информальное образование и учение в системе образования взрослых.
Система образования взрослых представлена народными университетами, библиотеками, образовательными центрами при церквях и профсоюзах, занимающихся созданием курсов общего и профессионального образования и объединённых в общефедеральную организацию «Работа и жизнь». В Германии насчитывается 938 народных университетов, которые пре-
tmonoy,mm
доставляют гражданам свыше 600 тыс. различных курсов.
Из 81,7 млн населения страны 41 млн — лица трудоспособного возраста, из которых в различных мероприятиях непрерывного образования принимают участие более 8,8 млн человек или 49% (52;% мужчин и 47,6% женщин). Наибольшее число слушателей (22,2 млн или 28,8%) приходится на лиц 35-55-летнего возраста. В связи с объединением Германии доля населения в возрасте от 19 до 64 лет, принявшая, например, в 2000 г. участие в мероприятиях по повышению уровня профессиональной подготовки, составила 29%. Из них на новые земли пришёлся 31%, на старые земли — 28,%11.
Основной мотивацией для участия в различных мероприятиях слушателей является стремление соответствовать уровню современных требований в профессиональной сфере, подниматься по служебной лестнице (делать карьеру). Из общего числа всех слушателей 45,1% посещают курсы более широкого профессионального профиля ^е11егЬПСипд), 14,1% — в объёме общего среднего образования, 11,3% — по своей рабочей специальности ^ог1ЬИСипд), 0,9% — по подготовке к экзаменам в рамках своей специальности ^оАЬПСипд)12.
Вполне закономерно, что в стране, где развиты практически все современные отрасли промышленности, сельское хозяйство и одна из самых совершенных в мире сфера услуг, наибольшим спросом в системе непрерывного образования пользуются такие области, как экономика, отрасль торговли, сфера услуг, что соответствует социальным запросам населения. В 2011 г., например, из 24,6% всех работающих в производственной сфере 1,6% были заняты в сельском хозяйстве, лесной и рыбной отраслях производства и 73,8% — в сфере обслуживания.
Особым спросом у определённого контингента слушателей пользуются курсы по изучению предметов, выносимых на экзамены в общеобразовательных средних школах (немецкий, английский языки и математика), как курсы, «конкурирующие» со сравнительно новым сектором образования по оказанию дополнительной учебной помощи
учащимся в целях повышения успеваемости, аналога нашего репетиторства ^асИ-ЫИеэеМог). Уже в 90-е годы около половины всех учащихся в свои школьные годы пользовались платными услугами этого сектора, в который входят более 3 тыс. частных репетиторских организаций
13
Стабильный интерес проявляется к курсам по изучению и совершенствованию иностранных языков, за ними по значимости следуют курсы по основам научных знаний о здоровье, по художественному творчеству, по торговому делу, по основам воспитания.
Всё более востребованными становятся не только чисто «деловые», но и личностно-ориентированные мотивации: желание приобрести навыки общения с партнёрами, уметь налаживать производственные и личные взаимоотношения с коллегами по работе, быть готовыми приобрести новую профессию и сменить рабочее место, а также развивать такие качества личности, как инициатива, готовность принимать самостоятельные решения при возникновении проблем и брать на себя ответственность и др.
Что касается содержания непрерывного образования в целом, то социально-экономическая составляющая преобладает в системе профессионального образования, культурологическая — в системе инфор-мального образования, педагогическая (или социально-педагогическая) — в большей или меньшей степени в каждой из них.
Также как в документах ЕС, в ФРГ разрабатываются программы федерального и земельного (регионального) уровня, где непрерывное образование как процесс получения базовых, профессиональных и дополнительных знаний и компетенций рассматривается в качестве одного из механизмов деловой и социальной мобильности, направленных на обеспечение равенства жизненных шансов граждан, улуч- _
шение качества жизни, повышение гражданской активности. В 2000 г. реализуются такие программы, как:
11 Statistisches Jahrbuch der BRD 2003. Statistisches Bundesamt. — Wiesbaden, 2003.
12 Statistisches Jahrbuch der Bundesrepublik Deutschland 2013. Statistisches Bundesamt. — Weinheim, 2013.
— »Инновации и обучение — разви-
13 Weiterbildung in Deutschland / Qualifizierung in einer sich anderten Welt II Bildung und Wissenschaft. — 1992. — № 1.
тие возможности профессиональной карьеры в течение всей жизни», где предусматривается расширение различных форм переобучения и повышения квалификации;
— »Обучение на протяжении всей жизни для всех»;
— проект федерального Министерства образования и науки «Связи с общественностью и маркетинговая стратегия для изменений в сфере демографии», предназначенный для расширения связей между предприятиями различных бизнес-сообществ для принятия конкретных мер по трудоустройству и переподготовке старшего поколения;
— федеральная программа «Стратегия непрерывного учения в Федеративной Республике Германии»;
— специальная программа «Формирование профессиональных компетенций: профессиональная квалификация для целевых групп, нуждающихся в особой поддержке», для лиц с ограниченными возможностями и для молодых мигрантов;
В 2001 г. вводится федеральный закон «О реформировании инструментов политики рынка труда».
В 2008 г. обновлены ранее принятые «Закон об образовании взрослых» и «Закон о содействии непрерывному образованию и библиотечному делу»14. В этих документах чётко прослеживается ориентация на европейские ценности, на развитие ответственности, самостоятельности, самодисциплины, на формирование готовности к профессиональной и географической мобильности.
Одним из последних
14 Deutsch EUT YDJCE Informationsstelle der Laender im Sekretariat der Kolk. — Bonn, 2013.
15 Demmer M. Bildungsbericht und nationale BildungsStrategie // Die Deutsche Schu le. — 2006. — № 4; Konsortium Bildungsberichterstattung. Bildung in Deutschland — Gutersloh — Verlag W. Bertelsmann, 2006.
16 Bildungsbericht 2012. Darstellung der Kompetenzen, Strukturen und Bildungspolitischen Entwicklungen. Das Bildungswesen in der Bundesrepublik Deutschland. — Bonn, 2011-2012.
документов, определяющих направление политики в области непрерывного образования в первом десятилетии XXI в., был т.н. «Отчёт об образовании в Германии» (2006 г.), подготовленный на консорциуме «педагогическим генералитетом», который был представлен федеральным Министерством обра-
зования, науки и технологии, конференцией министров культуры земель, Германским институтом международных педагогических исследований, Германским институтом молодёжи, Высшей школой системы информации, Социологическим исследовательским институтом, а также статистическими ведомствами федерации и земель.
В ходе работы консорциума было принято решение: готовить аналитические отчёты и публиковать их в печати с периодичностью в два года для информирования общества о результатах развития концепции «Образования в течение жизни», о состоянии дел на различных ступенях системы образования, представленных в разделах: «Образование в раннем детстве», «Общеобразовательные школы и неформальное учебное пространство в школьные годы», «Профессиональное образование», «Высшая школа», «Непрерывное образование и учёба в зрелые годы»15.
В опубликованных в последующие годы (2008 г., 2010 г. и 2012 г.) отчётах отражена динамика развития различных ступеней системы образования в указанных выше разделах, а также в наиболее проблемных областях системы образования (структура школьной системы, демография, образование мигрантов)16.
В заключение следует подчеркнуть, что переход Федеративной Республики Германии на новую педагогическую парадигму стал началом серьёзных преобразований в системе просвещения, формирования новой интегрированной системы дошкольного, школьного, профессионального, высшего образования и широко разветвлённой сети различных учебных заведений как системы «образования длиною в жизнь». Она предлагает гражданам разнообразные виды и формы образовательных услуг и открывает перспективы профессионального и культурного роста, что стало возможным ценою преодоления серьёзных социально-экономических, политических, педагогических и культурных трудностей и решения сложных проблем, стоявших перед образовательной политикой Германии в течение последних 60 лет. □