Научная статья на тему 'Формирование современной интеллектуальной культуры в контексте концепции развития человеческого капитала'

Формирование современной интеллектуальной культуры в контексте концепции развития человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ECONOMIC SCIENCE / SOCIAL AND ECONOMIC ANALYSIS / HUMAN CAPITAL / ECONOMIC GROWTH / SCIENTIFIC AND TECHNICAL POTENTIAL / EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латуха Ольга Александровна, Пушкарёва Елена Александровна

В статье анализируется концепция человеческого капитала с позиции социально-экономического анализа проблем развития современного общества. Подчеркивается, что сегодня значительно вырос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, путям их активизации. Отмечается, что важнейшим активом человеческого капитала является образование, которое становится решающим фактором экономического роста и научно-технического потенциала современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латуха Ольга Александровна, Пушкарёва Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MODERN INTELLECTUAL CULTURE IN THE CONTEXT OF THE CONCEPT OF DEVELOPING HUMAN CAPITAL

The concept of the human capital from a position of the social and economic analysis of problems of development of a modern society is analyzed in the article. It is emphasized, that the interest of an economic science to human creative abilities and ways of their activization today has considerably grown nowadays. It is marked, that the major value of the human capital is education which becomes a determinative of economic growth and scientific and technical potential of a modern society.

Текст научной работы на тему «Формирование современной интеллектуальной культуры в контексте концепции развития человеческого капитала»

№ 6 - 2013 г. 09.00.00 философские науки

УДК 612.821.3:001.9

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

КАПИТАЛА

О. А. Латуха1, Е. А. Пушкарёва2

1ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава

России (г. Новосибирск) 2ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

(г. Новосибирск)

В статье анализируется концепция человеческого капитала с позиции социально-экономического анализа проблем развития современного общества. Подчеркивается, что сегодня значительно вырос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, путям их активизации. Отмечается, что важнейшим активом человеческого капитала является образование, которое становится решающим фактором экономического роста и научно-технического потенциала современного общества.

Ключевые слова: экономическая наука, социально-экономический анализ, человеческий капитал, экономический рост, научно-технический потенциал, система образования.

Латуха Ольга Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПК и ППВ ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-таШ latuha@mail.ru

Пушкарёва Елена Александровна - доктор философских наук, профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», е-таП: pushkarev73@mail.ru

Концепция человеческого капитала играет центральную роль в современном экономическом анализе. Оно дает новые возможности для исследования таких важнейших проблем, как экономический рост, распределение доходов, место и роль образования в общественном воспроизводстве, содержание процесса труда и т.п. [1]. Все больше сторонников имеет позиция, что человеческий капитал — это наиболее ценный ресурс современного общества, наиболее важный, чем накопленное богатство [2-4].

Необходимо научиться измерять стоимость этого богатства. Чем больше общество осознанно вкладывает ресурсы в развитие человека, тем оно демократичнее.

Глобализация в развитии современного общества устраняет барьеры, препятствующие движению капиталов, технологий, информации и квалифицированной рабочей силы [5-6]. Это позволяет концентрировать ресурсы в международных масштабах на самых перспективных направлениях. Если в предшествующих видах общества основной объем капитала был сосредоточен в производстве материальных ресурсов, необходимых для жизнедеятельности человеческого сообщества, то в современном информационном обществе доля подобного капитала не является доминирующей, — значительная часть капитала сосредотачивается в сфере производства и распределения информации. Важнейшей движущей силой этих изменений стала информатизация — проникновение информационных и коммуникационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека. Все большее распространение получают новые, прежде всего информационные, технологии. Формируются охватывающие планету коммуникационные и транспортные сети, потоки капиталов, усиливаются процессы миграции, а ведущим ресурсом развития становится «человеческий капитал».

Под человеческим капиталом обычно понимают количество и качество физического, интеллектуального запаса здоровья популяции с гарантией преемственности поколений, сохранения этой преемственности. Таким образом, человеческий капитал, по существу, состоит из двух взаимозависимых социальных уровней: во-первых, воспроизводство, репродуктивный потенциал популяции, её духовный, семейный статус, формирование молодого поколения; во-вторых, эффективное вхождение подрастающего поколения в социальный мир, где основные принципы человекопроизводства сопряжены с воспитанием, целеполаганием, духовностью, образованием, целеустремленностью, творческой трудовой активностью в социальной сфере [1, 7].

Сегодня возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, путям их активизации, что совпадает со всеобщей закономерностью развития современной науки в целом: концентрацией исследований на проблеме человека. Это, в свою очередь, требует осмысления роли образования как ведущей сферы воспроизводства созидательных качеств человека, накопления человеческого капитала [8-9].

Важнейшим активом человеческого капитала является образование, которое становится решающим фактором экономического роста и научно-технического потенциала. Развитая человеческая личность выступает в современном обществе как решающий фактор и главный информационный ресурс [10]. Это тем более становится актуальным, что основные источники экономического роста и повышения благосостояния общества все более перемещаются от физического капитала к накопленным знаниям и информационным ресурсам.

Образование всегда играло ключевую роль в истории человечества. Давая толчок новым технологиям, формируя общественное сознание, оно было тем инструментом, который позволял сохранять само общество. Образование в настоящее время стало предметом пристального внимания со стороны ученых в силу следующих обстоятельств: новые требования к качеству подготовки кадров, в частности, возрастанием удельного веса научного потенциала в обществе и ускорением на этой основе экономического развития, выдвинули проблему «подтягивания» системы образования до уровня развития экономики и науки; увеличение численности людей, вовлекаемых в сферу образования; уменьшение сроков амортизации знаний — если раньше для инженеров оказывалось

возможным использование их специальных знаний в течение 20-25 лет, то сейчас их хватает на 7-10 лет, а это, в свою очередь ставит задачу по совершенствованию знаний практически в течении всей жизни; увеличение числа профессий, требующих высшего и среднего образования; изменение соотношения умственного и физического труда с все более рельефно выступающей тенденцией в пользу первого, что означает наличие реального и весьма интенсивного процесса интеллектуализации труда; изменение социальной роли и функции образования в жизни современного общества.

Тем не менее, нерегулируемые рыночные экономические процессы негативно сказываются на общественном развитии и способствуют нивелированию ценности образования в современном общественном развитии. К сожалению, в последнее время в нашей стране произошло обесценивание понятия «образование». Высших учебных заведений вместе с филиалами насчитывается более трех тысяч. И все вузы выдают дипломы одинакового образца. В обществе потерян ориентир, многим людям не ясно, что такое по-настоящему образованный человек и что такое человек, получивший какое-то образование. Считается, что «человек имеет образование», даже если он, например, проучился три года в филиале вуза, где преподавали «десантным» способом. В отдельных случаях такое образование даже называют высшим. Разумеется, всякое получение знаний похвально. Однако я бы хотел вернуть понятию «образование» его истинный смысл. Почему это важно? Потому что в последнее время произошли такие открытия, такие прорывы в науке, которые может осмыслить далеко не каждый человек, имеющий диплом [8, 11].

По мнению В. А. Садовничего, специфика развития образовательного пространства в современном мире в первую очередь связана с его обесцениванием: «я хотел бы сразу оговорить тот смысл, который я вкладываю в понятие «образование» [11, с. 93]. Речь идет о глубоком фундаментальном образовании. Это такое образование, получив которое, человек способен дальше самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Он знает законы природы, законы развития общества, умеет логически рассуждать, анализировать и связывать факты, принимать решения, изучать явления с научной точки зрения. Именно таким образованием всегда славилась Россия и в царское время, и в советское, и в наши дни. В этом «тяжелом» образовании лидирующую роль всегда занимали несколько университетов. Они создавали славу нашей системы образования и задавали ее уровень и сегодня у нас в стране есть десятки таких университетов.

Опыт свидетельствует, что не всегда экономический спад сопутствует понижению роли высшего образования. Скорее, наоборот, высшая школа в интересах государства и общества должна сформировать кадры будущего подъема экономики, разрабатывать для социально-экономического развития структурные, технологические, социальные новации, предупреждающие безработицу молодежи и, главным образом, для сохранения культурно-образовательного и научного потенциала, вкладываемого в понятие интеллектуальная культура.

Образование является фундаментом интеллектуальной культуры, его основой, и общество не может нормально функционировать и развиваться без системы культурных ценностей. Структурам образования принадлежит одно из первых мест в формировании культуры [12-14]. Интеллектуальная культура, охватывая самые существенные грани человека, способствует формированию профессионала.

Именно понимаемая в широком смысле слова интеллектуальная культура общества аккумулирует, воспроизводит и создает особую информацию в виде системы ценностей (идеи, идеалы, традиции, формы и нормы общения и поведения и т.п.). Интеллектуальная

культура создает свободу в разнообразии, что способствует самоорганизации важнейших социальных сил и движений. В условиях рыночной экономики, постиндустриальной цивилизации решающее значение для стабилизации общественного развития приобретает научно-образовательная сфера. Сегодня необходимо опережающее развитие науки и образования по отношению к остальным видам человеческой деятельности.

Список литературы

1. Гапоненко А. Л. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / А. Л. Гапоненко, Т. М. Орлова. — М. : Эскимо, 2008. — 400 с.

2. Майер Б. О. Технологическая платформа «Образование»: онтологический анализ / Б. О. Майер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2012. — № 2 (6). — С. 36-47.

3. Майер Б. О. О паттерне «double bind» в современном обществе и образовании / О. Б. Майер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета.

— 2012. — № 3. — С. 44-55.

4. Майер Б. О. Ценностные иерархии потребительских выборов и гендерные различия / О. Б. Майер, А. В. Ткачев // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2011. — № 4. — C. 23-49.

5. Князев Н. А. Философские уровни анализа сущности процессов глобализации / Н. А. Князев // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета.

— 2013. — № 4. — С. 38-47.

6. Шмайс Й. Декларация зависимости / Й. Шмайс // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2013.— № 1.— С. 50-54.

7. Айзман Р. И. Здоровье педагогов и обучающихся — ключевая задача современной школы / Р. И. Айзман // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2012. — № 3. — С. 24-35.

8. Садовничий В. А. Роль образования и науки в переходе к устойчивому развитию / В. А. Садовничий // Высшее образование сегодня. — 2002. — № 1. — С. 10-17.

9. Власюк Н. Н. Образование как фактор адаптации общества к устойчивому развитию : методологические основания проблемы / Н. Н. Власюк // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2011. — № 4. — C. 7-15.

10. Интеграция образовательных систем и проблема формирования личности в системе высшего образования / Н. Букатов, Е. Каланда, С. Лысенко, Ю. В. Пушкарёв // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. —2013.— № 1.— С. 43-49.

11. Садовничий В. А. Пока не поздно — уже опаздываем / В. А. Садовничий // Образование, которое мы можем потерять : сборник / Под общ. ред. В. А. Садовничего.

— М. : МГУ, 2002. — С. 93-105.

12. Жукоцкая З. Р. Слово-Логос : культурологический потенциал / З. Р. Жукоцкая, Е. В. Василькова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2012. — № 2 (6). — С. 68-72.

13. Майер Б. О. Аксиологические аспекты образования как фактора обеспечения устойчивого развития / Б. О. Майер, Н. Н. Власюк // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2012. — № 4. — С. 26-33.

14. Заречнева Н. Г., Чупахин Н. П. Структура теоретического знания и языковая коммуникация // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. —2012. — № 6. — С. 32-36.

FORMATION OF MODERN INTELLECTUAL CULTURE IN THE

CONTEXT OF THE CONCEPT OF DEVELOPING HUMAN CAPITAL

O. A. Latukha1. Е. А. Pushkareva2

1SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health (Novosibirsk c.) 2FSBEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University» (Novosibirsk c.)

The concept of the human capital from a position of the social and economic analysis of problems of development of a modern society is analyzed in the article. It is emphasized, that the interest of an economic science to human creative abilities and ways of their activization today has considerably grown nowadays. It is marked, that the major value of the human capital is education which becomes a determinative of economic growth and scientific and technical potential of a modern society.

Keywords: economic science, the social and economic analysis, the human capital, economic growth, scientific and technical potential, education system.

About authors:

Latukha Olga Aleksandrovna — candidate of economic sciences, assistant professor of public health services organization chair of FAT & PDD at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health, e-mail: latucha@mail.ru

Pushkareva Elena Aleksandrovna — doctor of philosophical sciences, professor of philosophy chair at FSBEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University», Novosibirsk State Pedagogical University, e-mail: pushkarev73@mail.ru

List of the Literature:

1. Gaponenko A. L. Management of knowledge. How to turn knowledge into the capital / A. L. Gaponenko, T. M. Orlov. — M.: Eskimo, 2008. — 400 P.

2. Mayer B. O. Technological platform «Education»: ontological analysis / B. O. Mayer // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2012 . — № 2 (6). — P. 36-47.

3. Mayer B. O. «Double bind» pattern in modern society and the education / O. B. Mayer// Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2012. — № 3. — P. 44-55.

4. Mayer B. O. Valuable hierarchies of consumer elections and gender differences / O. B. Mayer, A. V. Tkachev// Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2011. — № 4. — P.23-49 .

5. Knyazev N. A. Philosophical levels of the analysis of essence of globalization processes /N A. Knyazev// Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2013. — № 4. — P. 38-47.

6. Shmays Y. Dependence declaration / Y. Shmays // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2013. — № 1. — P. 50-54.

7. Ayzman R. I. Health of teachers and being trained as a key task of modern school / R. I. Ayzman // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2012. — № 3. — P. 24-35.

8. Sadovnichy V. A. Role of science and education in transition to sustainable development / V. A. Sadovnichy // Higher education today. — 2002. — № 1. — P. 10-17.

9. Vlasyuk N. N. Education as a factor of adaptation of society to a sustainable development: methodological bases of a problem / N. N. Vlasyuk // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2011. — № 4. — P. 7-15 .

10. Integration of educational systems and problem of formation of the individual in system of the higher education / N. Bukatov, E. Kalanda, S. Lysenko, Y. V. Pushkarev // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. —2013. — № 1. — P. 43-49.

11. Sadovnichy V. A. Until it's not late — we are already late / V. A. Sadovnichy // Education which we can lose: collection / Under general edition of V. A. Sadovnichy. — M.: Moscow State University, 2002. — P. 93-105.

12. Zhukotsky Z. R. Slovo-Logos: culturological potential / Z. R. Zhukotskaya, E. V. Vasilkova // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2012. — № 2 (6). — P. 68-72.

13. Mayer B. O. Axiological aspects of education as factor of providing asustainable development / B. O. Mayer, N. N. Vlasyuk // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2012. — № 4. — P. 26-33.

14. Zarechneva N. G., Chupakhin N. P. Structure of theoretical knowledge and language communication // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2012. — № 6. — P. 32-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.