Научная статья на тему 'Образованность как ведущая ценность в решении социально-экономических проблем развития современного общества'

Образованность как ведущая ценность в решении социально-экономических проблем развития современного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ / SCIENCE AND EDUCATION / ОБРАЗОВАННОСТЬ / EDUCATION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT / VALUES OF SOCIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латуха Ольга Александровна, Пушкарев Юрий Викторович, Пушкарева Елена Александровна

В статье выявляются ценностные ориентиры современного общественного развития. Современное социальное, экономическое, технологическое развитие общества на первое место ставит проблему развития новых гуманитарных знаний, по новому понимаемой образованности. Гуманистическая обоснованность и направленность социально-гуманитарного образования приобретают особую актуальность в нестабильные кризисные исторические периоды. Человек в новых условиях должен стать решающей материальной, экономической и духовной ценностью современного мира. Авторами особо отмечается, что будущее современного общественного развития должно определяться прежде всего его социокультурным потенциалом, степенью развития науки и образования. Решение социально-экономических проблем невозможно без высокого уровня развития образования. Уровень образованности членов общества начинает играть важную роль в конкурентоспособности страны. Подчеркивается, что современная ситуация, характеризующаяся быстрой сменой структурных форм, глобальными проблемами, изменением традиционных ценностей, предъявляет и новые требования к человеку. Образованность человека определяется как ведущая ценность в решении социально-экономических проблем современного общественного развития. Роль гуманитарных и социально-экономических наук на новом этапе жизни человечества приобретает особое значение, превосходящее даже значение естественных и технических наук без гуманитарных наук нельзя решить те глобальные проблемы, которые встали перед современной цивилизацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латуха Ольга Александровна, Пушкарев Юрий Викторович, Пушкарева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education as a Leading Value in Solving Social and Economic Problems of Modern Society Development

The article reveals valuable reference of modern social development. Modern social, economic, and technological development of society in the first place puts the problem of the development of new humanitarian knowledge, understand the new learning. Humanistic justification and direction of social and humanitarian education becomes very important in unstable crisis historical periods. Humane people in the new environment should be decisive material, economic and spiritual value of the modern world. The future of social development should be determined by its socio-cultural potential, the degree of development of science and education. Addressing social and economic problems is impossible without a high level of education. The level of education in society is beginning to play an important role in the country's competitiveness. The current situation, characterized by a rapid succession of structural forms, global issues, change of traditional values, and makes new demands on the individual. Educated person is defined as the leading value in solving social and economic problems of modern social development. The role of humanitarian and socio-economic Sciences at the new stage of human life is of particular importance, surpassing even the value of natural and technical Sciences without the Humanities cannot tackle the global problems that are faced by modern civilization.

Текст научной работы на тему «Образованность как ведущая ценность в решении социально-экономических проблем развития современного общества»

УДК 37.017.316.4 ББК 70/794

ОБРАЗОВАННОСТЬ КАК ВЕДУЩАЯ ЦЕННОСТЬ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

О.А. Латуха, Ю.В. Пушкарев, Е.А. Пушкарева

Аннотация. В статье выявляются ценностные ориентиры современного общест венного развит ия. Современное социальное, экономическое, технологическое развитие общества на первое .место ставит проблему развития новых гуманитарных знаний, по новому понимаемой образованности, Гуманистическая обоснованность и направленность социально-гуманитарного образования приобретают особую актуальность в нестабильные кризисные исторические периоды, Человек в новых условиях должен стать решающей материальной, экономической и духовной ценностью современного мира, Авторами особо отмечается, что будущее современного общественного развития должно определяться прежде всего его социокультурным потенциалом, степенью развития науки и образования, Решение социально-экономических проблем невозможно без высокого уровня развития образования, Уровень образованности членов общества начинает играть важную роль в конкурентоспособности страны, Подчеркивается, что современная ситуация, характеризующаяся быстрой сменой структурных форм, глобальными проблемами, изменением традиционных ценностей, предъявляет и новые требования к человеку. Образованность человека определяется. как ведущая ценность в решении социально-экономических проблем современного общественного развития, Роль гуманитарных и социально-экономических наук на новом этапе жизни человечества приобретает особое значение, превосходящее даже значение естественных и технических наук - без гуманитарных наук нельзя решит ь те глобальные проблемы, которые встали перед современной цивилизацией,

Ключевые слова: наука и образование, образованность, конкурентоспособность, ценностные ориентиры общественного развития, социально-экономическое развитие.

1ЕК

EDUCATION AS A LEADING VALUE IN SOLVING SOCIAL

AND ECONOMIC PROBLEMS OF MODERN SOCIETY DEVELOPMENT

I O.A. Latukha, Yu.V. Pushkarev, E.A. Pushkareva

Abstract. The article reveals valuable reference of modern social development. Modern social, economic, and technological developmen t of society in the first place puts the problem of the development of new humanitarian knowledge, understand the new learning. Humanistic justification and direction of social and human itarian education becomes very importan t in unstable crisis historical periods. Humane people in the new environment should be decisive material, economic and spiritual value of the modern world. The future of social developmen t should be determined by its socio-cultural potential, the degree of development of science and education. Addressing social and economic problems is impossible without a high level of education, The level of education in society is beginning to play an important role in the country's competitiveness. The current situation, characterized by a rapid succession of structural forms, global issues, change of traditional values, and makes new deman ds on the in dividual. Educated person is defined as the leading value in solving social and economic problems of modern social development, The role of humanitarian and socio-economic Sciences at the new stage of human life is of particular importance, surpassing even the value of natural and technical Sciences - without the Humanities cannot tackle the global problems that are faced by modern civilization,

Keywords: science and education, education, competitiveness, values of social development, economic and social developmen t,

Уровень социального, экономического, технологического развития человеческого общества, острота глобальных проблем, вставших перед современным человечеством, скорость происходящих перемен, растущие угрозы войн н терроризма, опасность для самого существования человечества тропу ют коренных перемен н новых гуманитарных знаний, по новому понимаемой образованности. По словам Н.С. Розова, «резкие повороты политической и общественной жизни не отменяют необходимости последовательной разработки фундаментальных про-

блем образования. Более того, гуманистическая обоснованность и направленность социально-гуманнтар-ного образования приобретают особую актуальность в исторические периоды, чреватые вспышками и ростом насилия» [1, с. 193].

Во многих исследованиях подчеркивается тот факт, что сегодня идет активный поиск новых путей развития цивилизации, н основной отличительной чертой постиндустриального общества будет гуманизация образования. Человек в новых условиях должен стать решающей материальной, экономической и ду-

ховной ценностью современного мира [2-4]. Образованность человека определяется как ведущая ценность в решении социально-экономнче-скнх проблем современного общественного развития.

Новейшая история XX—XXI веков внесла много социальных перемен, как в России, так и в мире в целом. По словам В.А. Коптюга, «можно утверждать, что роль гуманитарных и социально-экономических наук на этом этапе жизни человечества приобретает особое значение, превосходящее даже значение естественных н технических наук, без которых, что ясно всем, нельзя решить те глобальные проблемы, которые встали перед цивилизацией. Достижения естественных, технических и экономических наук будут необходимым, но явно недостаточным условием выхода человечества из кризиса. Без гуманизации всех сфер жизни реализовать концепцию устойчивого развития не удастся» [цнт. по: 5, с. 5].

В последние десятилетня активно разрабатывается концепция устойчивого развития общества, экономики н культуры [5—6], в которой делается решительный акцент на:

• гуманизацию социально-экономической жизни общества:

• обеспечение действительного контроля над эффективностью использования природно-ресурсного потенциала Земли в интересах населения планеты:

• соблюдение прав и свобод граждан, социальную защиту населения на путях борьбы народов за равномерное распределение доходов и капиталов.

Устойчивость как понятие социальной философии — это способность

конкретной развивающейся системы не выходить за допустимые пределы направленных и закономерно обусловленных изменений, а также восстанавливать свое исходное положение после отклонения от номинальных параметров развития [6, с. 99]. Усугубляющийся кризис развитых обществ говорит о том, что ценности частной собственности и свободы предпринимательства, сыгравшие в истории развития цивилизаций положительную роль за счет активизации деятельности человека, сегодня уже не могут быть ориентирами для устойчивого развития. Заложенная в них концепция лежит в русле экономики потребления, а не в пространстве социокультуры. II хотя многие государства достигли определенных успехов в ограничении «свободы предпринимательства», «прибыли любой ценой», проблема остается, поскольку остается, пусть и модифицированная, система базисных ценностей общества [5, с. 70-71]. По мнению Н.С. Розова, «в новой исторической эпохе ведущей формой мировоззрения станет уже не религиозное сознание, не идеологическое сознание, а ценностное сознание» [7, с. 63].

Кризис в системе ценностей представляется гораздо более опасным, чем любой экономический. С этой точки зрения будущее России должно определяться ее социокультурным потенциалом, а именно ду-ховно-нравственным состоянием общества, степенью развития науки и образования [5, с. 13].

В современном мире особую ценность представляет образование [8]. Наука н образование — ценности, которые на конкретном этапе развития зарождались, по-разному людьми

воспринимались, но в итоге утвердились как неотъемлемые составляющие духовных ценностей человечества. Процессы, происходящие в современном обществе, принципиально изменили взгляд на роль и место образования в нем [9—11]. В эпоху развития технократического общества, которое достигло своего расцвета в XX века, о науке говорили как о ведущем факторе развития общества. Сейчас в этой роли все больше видят образование [12, с. 12].

В истории общества было немало таких периодов, которые связаны с переломными состояниями общества. Образование на таких этапах играет особую роль. Смысл образования — в трансляции новых жизненных смыслов н ценностей [13]. Именно образование становится фактором гармонизации современного общества.

Образование станет фактором гармонизации, если, как отмечает A.C. Запесоцкий, с одной стороны, в нем найдет отражение складывающийся новый тип культуры (инте-гративный тип культуры, вбирающий в себя выдающиеся достижения всех предшествующих культурных эпох), а с другой — оно даст ответы на наиболее острые проблемы современной цивилизации [14].

Сегодня можно уверенно утверждать, по мнению В.А. Козырева, что образование превратилось в одну нз важнейших отраслей человеческой деятельности. Уровень образованности членов общества начинает играть важную роль в конкурентоспособности страны [12, с. 13]. Безусловным признается, что решение социально-экономических проблем невозможно без высокого уров-

ни развития образования на основе базовых ценностей гуманизма.

Система образования как один из важнейших социальных институтов не могла не ответить на происходящие в современном информационном обществе изменения [15—16]. Однако образование как институт воспроизводства культуры, причем институт весьма инерционный, существует в современном быстро изменяющемся мире. Постановка сегодняшнего образования будет давать плоды в течение десятилетий, и эти плоды, хотя бы в принципе, должны быть адекватны будущей мировой ситуации. Следовательно, в основу образования должны быть положены те идеи и принципы, которые с наибольшей вероятностью получат преимущественное развитие в будущем [17, с. 63].

Ситуация в мире характеризуется сегодня не только экономической и политической нестабильностью, но н глубочайшим мировоззренческим кризисом. Общество нуждается в восстановлении связи времен, в частности, в приобщении к различным, выработанным разными культурами способам решения смысло-жнзненных проблем. Общество в стремлении к экономической эффективности, техническим достижениям, господству над природой, повышению уровня потребления непростительно мало уделяет внимания самому человеку. Необходима гуманизация всей общественной жизни н в первую очередь системы образования [17].

Выход нз кризиса образования увязывается научным сообществом с построением новой модели общества, способом выживания которого

может стать образование нового типа. Характеризуя образовательную систему в модели устойчивого развития, ученые выделяют две ее глобальные функции. Первая названа неогуманнстической, что означает ориентацию образовательного процесса на задачи выживания и развития человечества [1; 5; 7]. Это предполагает, по мнению В.А. Козырева, передачу новым поколениям не только накопленных в прошлом знаний н опыта, но и ориентацию этих поколений на будущее через его прогностические научные модели [12, с. 13]. Второй глобальной функцией образования признается экологическая, предполагающая формирование нового экологического мышления.

В условиях происходящих изменений все более отчетливо в общественном сознании проявляется тенденция ориентации на «человеческое измерение» — удовлетворение существующих в обществе и вновь возникающих различных личностных интересов к образованию.

Институт образования, продолжающий функционировать как традиционная образовательная система, все полнее и ярче «являет» внутреннюю, онтологическую сущность — как сложный и противоречивый процесс становления человека в качестве субъекта собственного «бытия» в образовании. Причем в этом процессе реализуются его «природный потенциал» и образовательные запросы, ориентированные, в конечном итоге, на современные социальные и культурные «интересы», «вызовы» и т. п.

Принципиально новой идеей в современном мире является вклю-

ченность человека в непрерывный образовательный процесс [18]. Для обеспечения возможностей и условий для непрерывного образования человека создаются все новые типы государственных, общественных, частных образовательных учреждений.

Во все времена образование понималось как способ трансляции ценностей, социальных норм и жизненных смыслов. В рамках образования человеку предлагалось осваивать накопленный опыт и знания, нормы и правила. Однако современная ситуация, характеризующаяся быстрой сменой структурных форм, глобальными проблемами, изменением традиционных ценностей, предъявляет и новые требования к человеку.

Современный человек должен обладать принципиально иной образованностью, уметь адекватно реагировать на сложную социально-культурную ситуацию эпохи, разрешать кризисные ситуации, адаптироваться в быстро изменяющемся мире [19]. В исследованиях «мира образования» все отчетливей выявляется тенденция доминирования «человекообразу-ющей» («человекосозидающей») его функции, все в большей степени актуализируются проблемы развития н саморазвития личности, ее самообразования, самовоспитания, самоопределения, самореализации в процессе образования [20, с. 5].

Важной характеристикой современного образования является воспитание человека не только как гражданина определенного государства, но н как члена сообщества, в рамках всего человечества, ответственного за все в нем происходящее.

Образование должно формировать у человека новое видение мнра, связанное с пониманием взаимосвязи и взаимообусловленности всего, что в нем происходит, с осознанием глобальных проблем н личной ответственности за их решение [12, с. 13].

СПИСОК источников И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Розов, Н.С. Ценности в проблемном мире. Философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии [Текст] / Н.С. Розов. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 1998.-291 с.

2. Василькова, Е.В. Духовные основания культуры [Текст] / Е.В. Василькова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014.

- № 4. - С. 35^12. DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2226-3365.1404.03

3. Латуха, O.A. Экономика общества знания: научно-образовательные приоритеты развития (обзор проблемы) [Текст] / O.A. Латуха, Е.А. Пушкарева // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - № 5.

- С. 99-110. DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2226-3365.1405.11

4. Тихомирова, Е.Е., Колечкова, О.И. Этические концепты культуры как основа воспитания [Текст] / Е.Е. Тихомирова, О.И. Колечкова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 3. - С. 54-61.

5. Сибирь: Пути устойчивого развития (со-циогуманитарный аспект) [Текст] / под ред. В.И. Бойко, В.А. Ламина, В.П. Фофанова. - Новосибирск: Сиб. науч. изд-во, 2006. - 424 с.

6. Бобров, В.В. Социальное развитие: сущность, условия и критерии устойчивости: Монография [Текст] /В.В. Бобров. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. - 230 с.

7. Розов, Н.С. Философия гуманитарного образования: ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе [Текст] / Н.С. Розов.

- М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. - 194 с.

8. Майер, Б.О. Аксиологические аспекты образования как фактора обеспечения устойчивого развития [Текст] / Б.О. Майер, H.H. Власюк // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 26-33.

9. Евзрезов, Д.В. «Образование 2030» - вызов системе образования. 1. Форсайт образования - план создания «людей одной кнопки»? [Текст] / Д.В. Еврезов, Б.О. Майер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2. - С. 118-132. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1402.11

10. Евзрезов, Д.В. «Образование 2030» - вызов системе образования. 2. Форсайт образования - смена модели детства? [Текст] / Д.В. Еврезов, Б.О. Майер //Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. -№ 2. - С. 133-149. DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2226-3365.1402.12

11. Майер, Б. О. Технологическая платформа «Образование»: онтологический анализ [Текст] / Б.О. Майер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2(6). -С. 36-47.

12. Козырев, В.А. Педагогический университет как источник образовательных инноваций в высшем педагогическом образовании: Монография [Текст] / В.А. Козырев. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 307 с.

13. Пушкарёв, Ю.В. Развитие образования в условиях новой системы ценностей глобального общества [Текст] / Ю.В. Пушкарев, Е.А. Пушкарева // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. -№4.-С. 20-25. '

14. Заиесоцкпй, A.C. Гуманитарная культура и гуманитарное образование [Текст] / A.C. Засопецкий. - СПб, 1996. - 320 с.

15. Латуха, O.A. Роль высших учебных заведений в создании инноваций [Текст] / O.A. Латуха, Ю.В. Пушкарев // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - № 3. -С. 66-72.

16. Майер, Б.О. Изменения в системе современного общества и реформы высшего образования [Текст] / Б.О. Майер, Д.В. Ев-резов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2012,-№6. -С. 37-43.

17. Никитенко, В.Н. Сборник научно-педаго-гических и методических работ [Текст] / В.Н. Никитенко. - Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2006. - 279 с.

18. Сегаль, Б.А. Многоликость перестройки высшей школы [Текст] / Б.А. Сегаль // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2. - С. 50-61. DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2226-3365.1402.05

19. Латуха, О.А. Экономическое развитие современного общества и проблема подготовки инновационных кадров [Текст] / О.А. Латуха, Ю.В. Пушкарев // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 5. -С. 50-56.

20. Степашко, Л.А. Образование как общественный институт: аспект «человекораз-мерности» [Текст] / Л.А. Степашко // Философия образования. - 2007. - № 2 (19). -С. 4-11.

REFERENCES

1. Rozov N.C., Tsennosti v problemnom mire. Filosofskie osnovaniya i sotsial'nye prilo-zheniya konstniktivnoi aksiologii, Novosibirsk, 1998, 291 p.

2. Vasilkova E.V., Dukhovnye osnovaniya kul'tury, Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2014, No. 4, 35-42, DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365. 1404.03

3. Latuha O.A., Pushkareva E.A., Ekonomika obshchestva znaniya: nauchno-obrazovater-nye prioritety razvitiya (obzor problemy), Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2014, No. 5, 99-110. DOI: http:// dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1405.11

4. Tikhomirova E.E., Kolechkova O.I., Etiche-skie kontsepty kul'tury kak osnova vospi-taniya, Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, No. 3, 54-61.

5. Sibir': Puti ustoichivogo raz\'itiya (sotsiogu-manitamyi aspela), Novosibirsk, 2006,424 p.

iEK

6. Bobrov V.V., Sotsial'noe razvitie: sushch-nost', usloviya i kriterii ustoichivosti: Mono-grqfiya, Novosibirsk, 2005, 230 p.

7. Rozov N.C., Filosofiya gumanitamogo ob-razovaniya: tsennostnye osnovaniya i kont-septsiva bazovogo giimanitaniogo obra-zovaniya v vysshei shkole, Moscow, 1993, 194 p."

8. Mayer B.O., Vlasjuk N.N., Aksiologicheskie aspekty obrazovaniya kak faktora obespech-eniya ustoichivogo razvitiya, Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, No. 4,26-33.

9. Evzrezov D.V., Mayer B.O., "Obrazovanie 2030" - vyzov sisteme obrazovaniya. 1. For-sait obrazovaniya - plan sozdaniya "lyudei odnoi knopki"? Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2014, No. 2, 118-132. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1402.11

10. Evzrezov D.V., Mayer B.O., "Obrazovanie 2030" - vyzov sisteme obrazovaniya.2. For-sait obrazovaniya - smena modeli detstva? Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2014, No. 2, 133-149. DOI: http:// dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1402.12

11. Mayer B.O., Tekhnologicheskaya platforma "Obrazovanie": ontologicheskii analiz, Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, No. 2, 36-47.

12. Kozyrev V.A., Pedagogicheskii universitet kak istochnik obrazovatel'nykh innovatsii v vysshem pedagogicheskom obrazovanii: Monografiya, St-Petersburg., 2005, 307 p.

13. Pushkarev Yu.V., Pushkareva E.A., Razvitie obrazovaniya v usloviyakh novoi sistemy tsennostei global'nogo obshchestva, Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, No. 4, 20-25.

14. Zapesotsky A.C., Gunianitaniaya kul'tura i gumanitamoe obrazovanie, St. Petersburg, 1996, 320 p.

15. Latuha O.A., Pushkarev Yu.V., Rol' vysshikh uchebnykh zavedenii v sozdanii innovatsii, Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, No. 3,66-72.

16. Mayer B.O., Evzrezov D.V., Izmeneniya v sisteme sovremennogo obshchestva i re-formy vysshego obrazovaniya, Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, No. 6, 37-43.

17. Nikitenko V.N. Sbornik nauchno-peda-gogicheskikh i metodicheskikh robot, Birobidzhan, 2006, 279 p.

18. Segal B.A., Mnogolikost' perestroiki vysshei shkoly, Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2014, No. 2, 50-61. DOI: http://dx.doi.org/10.1 52 9 3/2226-3365.1402.05

19. Latuha O.A., Pushkarev Yu.V., Ekonomi-cheskoe razvitie sovrememiogo obshchestva i problema podgotovki innovatsionnykh kadrov, Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, No. 5, 50-56.

20. Stepashko L.A., Obrazovanie kak obshchest-vemiyi institut: aspekt «chelovekorazmer-nosti», Philosophy of education, 2007, No. 2,4-11.

Латуха Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья, факультет повышения квалификации и переподготовки врачей, Новосибирский государственный медицинский университет, latuha@ mail.ru

Latukha О.A., PhD in Economics, Associate Professor, Department of Health Organization and Public Health, Novosibirsk State Medical University, [email protected]

Пушкарев Юрий Викторович, кандидат философских наук, доцент, кафедра права и философии, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected]

Pushkarev Yu.V., PhD in Philosophy, Associate Professor, Department of Law and Philosophy, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected]

Пушкарева Елена Александровна, доктор философских наук, профессор, кафедра права и философии, Новосибирский государственный педагогический университет, pushkarev73@ mail.ru

Pushkareva Е.А., Dr of Science (Philosophy), Professor, Department of Law and Philosophy, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.