Научная статья на тему 'Формирование социокультурной компетенции при профессионально-ориентированном обучении межкультурной коммуникации будущего специалиста-психолога'

Формирование социокультурной компетенции при профессионально-ориентированном обучении межкультурной коммуникации будущего специалиста-психолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межкультурная коммуникация / профессионально-ориентированное обучение / социокультурная компетенция / специалист-психолог / иноязычное общение

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанова И. В.

В статье рассматривается совокупность социокультурных знаний и умений, необходимых психологам для реализации эффективной профессиональной деятельности, обоснованы принципы профессионально-ориентированного обучения языку и культуре его носителей и представлен комплекс профессионально-ориентированных социокультурных заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Султанова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article concerns the system of sociocultural knowledge and skills needed by psychologists in order to perform effectively their professional activity. The principles of teaching a foreign language and culture of its native speakers are revealed, a complex of profession-oriented sociocultural tasks is analyzed.

Текст научной работы на тему «Формирование социокультурной компетенции при профессионально-ориентированном обучении межкультурной коммуникации будущего специалиста-психолога»

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА

Работа представлена кафедрой профессиональной иноязычной коммуникации Волгоградского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Т. Н. Астафурова

В статье рассматривается совокупность социокультурных знаний и умений, необходимых психологам для реализации эффективной профессиональной деятельности, обоснованы принципы профессионально-ориентированного обучения языку и культуре его носителей и представлен комплекс профессионально-ориентированных социокультурных заданий.

The article concerns the system of sociocultural knowledge and skills needed by psychologists in order to perform effectively their professional activity. The principles of teaching a foreign language and culture of its native speakers are revealed, a complex of profession-oriented sociocultural tasks is analyzed.

В современной практике иноязычное ляется в рамках психологической п°м°щи

общение социального психолога осуществ- жертвам международных конфликтов и ка-

тастроф; телефонной службы доверия; преодоления внутрисемейных конфликтов в смешанных браках; содействия российским заявителям в реализации иммиграционного процесса; психологических вопросов управления совместными предприятиями. Незнание или недостаточное владение языком пациента существенно ограничивает возможности оказания ему психотерапевтической помощи из-за различий социокультурного и психолого-поведенческого характера, которые осложняются при взаимодействии врача и инофонного пациента через переводчика. Указанные различия возникают в результате подверженности психотерапевтов влиянию собственных культурных стереотипов и неучета особенностей инокультурных процессов индивидуации и сепарации; расхождения в системе ценностей двух культур; ошибочной интерпретации психологических реакций пациента в ситуациях, связанных с потерей социально значимого статуса, болезнью, смертью близких; тенденции к патологизации оценки непривычного поведения, связанного со своеобразием культуры ее носителя (J. R. Betancourt, A. Connolly, Е. A. Jacobs, Y. Kozuki, М. G. Kennedy, S. Movahedi). В качестве средства преодоления подобных неосознаваемых конфликтов во взаимоотношениях психотерапевта и пациента необходимо формировать у психолога навыки принятия мировоззрения клиента и применения в психотерапевтическом воздействии параметров, релевантных для культуры клиента, вследствие чего при подготовке психолога необходимо комплексное сообу-чение иностранному языку и культуре его носителей и формирование у будущего специалиста иноязычной социокультурной компетенции (СКК).

Опираясь на теоретическую базу, разработанную в отечественной и зарубежной методике, и исходя из целей профессионально ориентированного обучения ИЯ студен-тов-психологов, под социокультурной компетенцией понимается один из показателей сформированное™ вторичного языкового

сознания личности, обладающей умениями и навыками интерпретации и применения социокультурной информации в ситуациях профессионального межкультурного взаимодействия. В соответствии сданной трактовкой СКК интегрирует профессиональный и лингвокультурный компоненты обучения. В основу предлагаемой модели формирования СКК положены следующие принципы: принцип аутентичности контекста обучения; принцип взаимосвязи обучения иностранному языку с содержанием профессиональной подготовки; принцип культурно-связанного соизучения иностранного и родного языков; принцип создания достаточного количества ситуаций профессионального межкультурного общения; принцип стимулирования способности адаптироваться к новым речевым ситуациям; принцип достаточности и разнообразия аутентичных материалов и приемов обучения; принцип прагматической релевантности используемых материалов.

Сущность СКК определяет особенности содержания обучения иностранному языку и культуре студентов-психологов. Социокультурное содержание обучения включает следующие компоненты: иноязычные социокультурные знания, умения и навыки, обеспечивающие толерантное отношение к инокультурной специфике партнера; сферы и микросферы функционирования национальной культуры; ситуации, отражающие аспекты инокультурной действительности; аутентичные тексты и система иноязычных заданий культуроведче-ского характера. Все проблемные культуро-ведческие задания на анализ и сравнение этнокультурных явлений и понятий, необходимые для формирования у студентов-психологов иноязычной СКК, носят профессионально ориентированный характер и включают познавательно- поисковые и исследовательские упражнения:

• на осознание сходств и различий в по-требностно-мотивационной сфере личности в родной и изучаемой культурах на разных этапах личностного развития;

• определение ценностно-смысловых приоритетов в трудовой, воспитательной, образовательной и других видах деятельности и взаимоотношений в иноязычной культуре;

• освоение психологических приемов и технологий, активно применяемых в различных сферах деятельности в изучаемом сообществе;

• контрастивно-сопоставительный анализ деятельности различных социальных институтов в родной и изучаемой культурах;

• поиск, классификацию и анализ причин культурного и социального неравенства, личностных и социальных конфликтов в изучаемом сообществе;

• интерпретацию общественной реакции и действий властных структур изучаемого сообщества при решении локальных, национальных и международных проблем и конфликтов;

• решение психологических задач по разрешению личностных, семейных, управленческих проблем и конфликтов в современной социально-экономической среде изучаемого сообщества.

Разработанная модель формирования иноязычной социокультурной компетенции реализуется на двух этапах. На первом этапе цель обучения ИЯ состоит в том, чтобы сформировать у студентов-психоло-гов основы психологической восприимчивости к межкультурным различиям (ценностные ориентации, менталитет, способы познания в разных культурах, нравственное развитие, распознавание и оценка эмоций, отношение ко времени, материальным ценностям, труду, религии, семье и т. д.). Обучающиеся приходят к пониманию того, что в основе каждой культуры лежит система ценностей, значений и норм, объединяющая людей по определенным признакам и оказывающая влияние на становление и нравственное развитие личности (отношение к противоположному полу, когнитивная деятельность, особенности психических расстройств, психологической

адаптации и реакции, стратегии поведения в конфликтных ситуациях). Социокультурный компонент включается в содержание обучения ИЯ в форме познавательно-поисковых заданий.

На втором этапе коммуникативной подготовки к осуществлению профессиональной межкультурной коммуникации будущие специалисты-психологи учатся применять социокультурные знания, умения и навыки при решении профессиональных психологических задач в разных практических отраслях (управление, экономика, образование, наука, здравоохранение, социальная политика и др.); при осуществлении психологического сопровождения межкультур-ных контактов, при проведении консалтинга российских и иностранных специалистов, тренингов межкультурного взаимодействия и социально-психологической адаптации личности в инокультурном пространстве, при разрешении конфликтов, проблем межкультурного взаимодействия. Отличительной особенностью второго этапа обучения иноязычной культуре является переход обучающихся от восприятия, осознания и понимания к активной деятельности, предполагающей умения проявлять инициативу при установлении межкультурного контакта, выступать в качестве представителя собственной культуры в рамках сферы профессиональной деятельности; прогнозировать и распознавать социокультурные пробелы, ведущие к недопониманию, созданию ложных стереотипов, неверной интерпретации фактов культуры, кросс-культурным конфликтам; объяснять участникам коммуникации профессиональные реалии родной культуры; проявлять толерантность в диалоге культур; самообу-чаться самостоятельно действовать в поли-культурном профессиональном мире, используя адекватные коммуникативные стратегии. Кроме того, рассмотрение социокультурных аспектов иммиграции, аккультурации и разрешения конфликтных ситуаций призвано сформировать у будущего специалиста навыки принятия миро-

воззрения клиента и опираться в оценке непривычного поведения и психологических реакций пациента в различных ситуациях на релевантные инокультурные параметры. На втором этапе в качестве способа обучения формам и видам межкультурного профессионального взаимодействия и психологического воздействия на собесед-ника-представителя иной культуры выступают профессионально ориентированные социокультурные задания исследовательского типа.

Таким образом, посредством усиления языковой подготовки будущих специалистов расширяется образовательный потенциал высшей школы, а именно подготовка специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в открытом мировом сообществе, не только развивая лингвистические представления, знания, умения и навыки студентов, но и совершенствуя культуру межличностного и делового общения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.