Научная статья на тему 'Особенности формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов технического вуза'

Особенности формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева П. А., Лебедева И. С.

В статье рассматривается определение понятия социокультурной компетенции и её составляющих, а также выделяются основные профессиональные компетенции, которыми должен обладать студент технического вуза. На основе выделенных компетенций рекомендуются основные средства и способы формирования социокультурной компетенции студентов технического вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов технического вуза»

УДК 378.004:811.111

П.А.ВАСИЛЬЕВА, канд. пед. наук, доцент, [email protected], И.С.ЛЕБЕДЕВА, канд. пед. наук, доцент, [email protected] Санкт-Петербургский государственный горный университет

P.A.VASILYEVA, PhD inped. sc., associateprofessor, [email protected], I.S.LEBEDEVA, PhD in ped. sc., associate professor, [email protected] Saint Petersburg State Mining University

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматривается определение понятия социокультурной компетенции и её составляющих, а также выделяются основные профессиональные компетенции, которыми должен обладать студент технического вуза. На основе выделенных компетенций рекомендуются основные средства и способы формирования социокультурной компетенции студентов технического вуза.

Ключевые слова: иноязычная социокультурная компетенция, профессиональная компетенция, речевое поведение, технический вуз.

THE PECULIARITIES OF FORMING SOCIAL-CULTURAL COMPETENCE OF HIGH TECHNICAL SCHOOL STUDENTS

In the paper the definition of social-cultural competence and its components are given as well as the key professional competences of high technical school students are determined. Some ways and means of forming social-cultural competence are recommended.

Key words, foreign language social-cultural competence, professional competence, verbal behaviour, high technical school.

Начало XXI века обусловлено фундаментальными изменениями во всем мире, затрагивающими такие сферы деятельности, как экономика, политика и образование. В связи с этими изменениями появилось новое понятие «глобализация системы высшего образования», обозначающее наступление качественно нового этапа международных связей в контексте развития международного образовательного пространства.

Одним из отличительных признаков современного образования является приобщение к общеевропейскому образовательному пространству и переход на двухуровневую систему подготовки (бакалавр

и магистр). Таким образом, процесс глобализации приводит к таким новым формам образования, как интеркультурное и транскультурное, для функционирования которых необходимо формировать у студентов знание иноязычной социокультурной компетенции [1].

В современной методической и лингвистической литературе существует достаточно большое количество определений понятия «социокультурная компетенция» (СКК), которая является неотъемлемой составляющей межкультурной коммуникации. Так, например, отечественный методист В.В.Сафонова считает, что СКК включает лингвострановедческую, социолинг-

вистическую и культурологическую компетенции, обеспечивая носителю языка «возможность ориентироваться в социокультурных маркерах аутентичной языковой среды, избежать социокультурных «ловушек» и препятствий, прогнозировать возможные социокультурные помехи в условиях межкультурного общения и способы их устранения» [2, с.19].

В.В.Сафонова полагает, что структура СКК, объединяющая общекультурную, страноведчески маркированную культуроведче-скую, лингвокультурологическую, социолингвистическую и социальную компетенции человека, обеспечит ему возможность:

• ориентироваться в социокультурных маркерах аутентичной языковой среды;

• прогнозировать возможные социокультурные трудности в условиях межкультурного общения и способы их преодоления;

• адаптироваться к иноязычной среде, следуя установленным правилам этикета в инокультурной среде, проявляя уважение к традициям, ритуалам и стилю жизни другого культурного сообщества.

В методической литературе можно встретить и несколько другое определение СКК. Например, по мнению А.Н.Щукина, СКК, включающая социолингвистическую компетенцию, является средством расширения объема знаний о «социокультурной специфике стран (страны) изучаемого языка, совершенствовании умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультур-ные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентациях» [3, с.86].

Обобщая существующие определения СКК, можно сделать вывод о том, что под данным понятием следует понимать знание национально-культурных особенностей стран изучаемого языка, правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях общения и умение коммуникантов осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими знаниями и собственными ценностными ориентациями.

Принимая во внимание структуру СКК и особенности профессионально ориентированного обучения студентов технического вуза, можно выделить основные профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник технического вуза:

• обладать глубокими знаниями по специальности и уметь их применять для практической профессиональной деятельности;

• уметь ставить, исследовать и анализировать комплексные задачи;

• уметь проектировать и разрабатывать решения комплексных задач, оценивать результаты инженерной деятельности, нести ответственность за принятие решений;

• уметь вести профессиональную деятельность с соблюдением этических норм как на родном, так и на иностранном языках;

• уметь общаться с иностранными участниками профессиональной деятельности;

• непрерывно профессионально совершенствоваться.

Таким образом, иноязычная профессиональная подготовка студентов технического вуза должна быть направлена на межкультурную компетенцию, предполагающую приобщение студентов к иноязычной культуре с позиций общепринятых этических правил и норм межкультурного общения. Основными способами формирования СКК в техническом вузе выступают все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование и письмо. В качестве основных средств формирования СКК предлагаются использовать следующие:

• аутентичную литературу (как технического, так и научно-популярного характера);

• аудиоматериалы (представляющие ситуации реального иноязычного общения в условиях межкультурной коммуникации на бытовом и деловом уровнях);

• видеоматериалы (учебные аутентичные материалы, рекламные материалы зарубежных фирм-производителей);

• Интернет (для осуществления общения в виртуальном пространстве как в письменной, так и в устной форме);

-105

Санкт-Петербург. 2011

• проживание за рубежом (например, в рамках академического обмена).

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть следующее: тенденции глобализации системы высшего образования в целом направлены на совершенствование технологий обучения, включая и преподавание иностранного языка, владение которым будет способствовать развитию профессионального и межкультурного общения в контексте мирового образовательного пространства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Куимова М.В. К вопросу развития иноязычной социокультурной компетенции студентов неязыкового вуза / М.В.Куимова, Н.А.Кобзева // Современные

проблемы науки и образования. 2011. № 6 (Приложение «Педагогические науки»). С.4.

2. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования //Иностр. языки в школе. 2001. № 3. С. 17-24.

3. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. М., 2006. 480 с.

REFERENCE

1. Kuimova M. V., Kobzeva N.A. About the matter of developing foreign social-cultural competence of high school students // Modern problems of science and education. 2011. № 6. (Attachment «Pedagogical Science»). P.4.

2. Saphonova V.V. Cultural study in the system of modern foreign language education // Foreign languages at school. 2001. № 3. P.17-24.

3. Schukin A.N. Foreign languages training: Theory and practice. Moscow, 2006. 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.