Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УРОКИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / FOREIGN LANGUAGE LESSONS / PRIMARY GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефременко К.С.

В данной статье рассмотрены основные принципы использования средств ИКТ при обучении английскому языку с целью развития социокультурной компетенции учащихся начального общего образования. Рассматриваются основные составляющие коммуникативной компетенции и основные средства ИКТ на уроках иностранного языка. Приводятся примеры практического использования средств ИКТ с целью развития социокультурной компетенции на уроках английского языка в 4 классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефременко К.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS AT THE LEVEL OF PRIMARY GENERAL EDUCATION WITH THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

This article discusses the main principles of using ICT tools in teaching English in order to develop the socio-cultural competence of students of primary General education. The main components of communicative competence and the main means of ICT in foreign language lessons are considered. Examples of practical use of ICT tools for the development of socio-cultural competence in English lessons in grade 4 are given. The effectiveness of using ICT in foreign language lessons has been proved. Interest in the subject increases, historical and country-specific facts are more effectively assimilated, and creative potential is revealed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 372.8

Ефременко К. С. студент

научный руководитель: Кузнецова Е.Н.

доцент

кафедра теории и методики лингвистического образования и межкультурной коммуникации Ставропольский Государственный Педагогический Институт Россия, г. Ставрополь

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные принципы использования средств ИКТ при обучении английскому языку с целью развития социокультурной компетенции учащихся начального общего образования. Рассматриваются основные составляющие коммуникативной компетенции и основные средства ИКТ на уроках иностранного языка. Приводятся примеры практического использования средств ИКТ с целью развития социокультурной компетенции на уроках английского языка в 4 классе.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, социокультурная компетенция, информационно-коммуникационные технологии, уроки иностранного языка, начальное общее образование.

Efremenko K.S. student

research supervisor: Kuznetsova E.N.

associate professor department of theory and methodology of linguistic education and intercultural communication Stavropol State Pedagogical Institute

Russia, Stavropol

FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS AT THE LEVEL OF PRIMARY GENERAL EDUCATION WITH THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Annotation: This article discusses the main principles of using ICT tools in teaching English in order to develop the socio-cultural competence of students of primary General education. The main components of communicative competence and the main means of ICT in foreign language lessons are considered. Examples

ofpractical use of ICT tools for the development of socio-cultural competence in English lessons in grade 4 are given. The effectiveness of using ICT in foreign language lessons has been proved. Interest in the subject increases, historical and country-specific facts are more effectively assimilated, and creative potential is revealed.

Key words: communicative competence, socio-cultural competence, information and communication technologies, foreign language lessons, primary General education.

Основной целью обучения иностранному языку в школе является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая является сложными комплексным понятием и включает в себя 6 компонентов, одним из которых является социокультурная компетенция.

Тем самым, отсутствие или недостаточное знание иностранного языка, культурных и исторических особенностей той или иной страны лишает возможности людей найти взаимопонимание и положить конец многим мировым конфликтам, спорам и даже войнам. По статистическим данным Министерства образования и Науки РФ уровень сформированности социокультурной компетенции остается на низком уровне (34%). Налицо следующие объективные трудности: отсутствие языковой среды; сжатые рамки урока; недостаток страноведческого материала в существующих УМК; неподготовленность обучающихся к встрече с иноязычной культурой и отсутствие оптимальных средств, помогающих сформировать спектр знаний о культуре Англии, реалиях, традициях и быте англичан.

Из этого следует, что формирование социокультурной компетенции является приоритетной и одной из необходимых, а младший школьный возраст является оптимальным для формирования данных способностей и умений. Данная проблема обсуждается в работах: Солововой Е.Н., Литвиновой Л. Д., Е.В. Стюриной, Н.В. Барановой [1], Ж.С. Мельниковой [2], Н.М. Романовой [3], Knapp Karlfried, Barry Tomalin [4].

Социокультурная компетенция - это совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка.

На уроках модель культуры страны изучаемого языка можно интересно изучать с помощью информационно -коммуникационных технологий: а) видеосредств (фотоснимки, иллюстрации, слайды и т. д.; в) предметно-вербальных средств (программы ТВ и радио, кинематограф); с) предметов реальной действительности (билеты в театр, кино, этикетки товаров, анкеты и т.д.; д) предметов изобразительного искусства е) справочно-энциклопедической литературы (путеводители, карты, план города и т. д.) [2].

Формирование социокультурной компетенции - это сложный педагогический процесс, который требует регулярных тренировок и правильно подобранных учебных упражнений с использованием ИКТ.

На первом этапе работы следует провести анализ УМК на наличие страноведческого материала, провести анкетирование на выявление уровня социокультурной компетенции. Использование ИКТ с целью формирования социокультурной компетенции осуществлялось на уровне всех видов речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение).

1. На фонетической зарядке учащиеся отрабатывали звуки, читая английские пословицы и поговорки с разными эмоциями. Пример -аутентичные аудиоматериалы на сайте Native English.Фонетическая зарядка на отработку звука [t]:Don't trouble trouble until trouble troubles you.

2. С целью развития навыков чтения можно использовать сайт British Council for Kids, где представлено большое количество видеофрагментов страноведческого характера. Поэтапно дана предтекстовая работа (см. Фото 1), работа с текстом (см. Фото 2), послетекстовые задания на понимание прочитанного, игры, вопросы для дискуссии._

FACT FILE: The UK

Фото 1. Отрывок дотекстовой Фото 2. Отрывок текста работы

3. Материалы социокультурной направленности на развитие навыков аудирования представлены на сайтах British Council for Kids, Мета школа и YouTube. Мы использовали видеофрагмент о королеве Elizabeth I (British Council for Kids).

Последовательно выполняются

задания на снятие трудностей при прослушивании, само

прослушивание, задания на понимание и обсуждение

исторических фактов (см. Фото 3).

¥

Ti

Фото 3. Фрагмент аудирования

4. Для развития навыков говорения можно использовать картотеку «Talk for 1 minute». На карточках даны разные темы на одну из которую в течении минуты следует высказать своё мнение (см. Фото 4).

WHILE WE PACK THE BAGS, LET'S TALK ABOUT THE UPCOMING TRIP. I HAVE 12 CARDS. YOU HEED TO COME UP TO THE TEACHER-TABLE, TAKE A CARD WITH A SENTENCE AND ANSWER THE QUESTION SHORTLY, EXPRESSING YOUR THOUGHTS.

TRAVELING

К fori MINUTE TRAVELING

Фото 4. Фрагмент говорения Для отработки лексики по теме «Достопримечательности» мы

использовали интерактивные игры с британского образовательного сайта London Quiz (см. Фото 5).

Фото 5. Примеры используемых интерактивных игр

Полученные количественные и качественные данные исследовательской работы позволяют проследить положительную динамику развития социокультурной компетенции. Общие показатели динамики повысились в среднем на 30%. В ходе работы можно сделать вывод, что согласно научно-теоретическим исследованиям, на уроне начального общего образования при решении образовательных задач по развитию коммуникативной компетенции эффективно использовать ИКТ как метод с целью развития социокультурной компетенции.

Использованные источники:

1. Баранова Н.В., Гусева С.Б. Социокультурный компонент в содержании обучения английскому языку // Иностранные языки в школе, 2011, №4, С. 13-20.

2. Мельникова Ж.С. Формирование социокультурной компетенции при обучении английскому языку в современной школе // Вестник науки и образования, 2015, №2, С. 13-15

3. Романова Н.М. Формирование социокультурной компетентности у младших школьников на уроках английского языка // Начальная школа. 2010. № 11.С. 31-34

4. Barry Tomalin, Susan Stempleski. Cultural Awareness. Oxford University Press, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.