Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АУДИРОВАНИЕ / МУЛЬТИМЕДИА / АУТЕНТИЧНЫЙ МАТЕРИАЛ / ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурмагина Л.А., Гончар Н.А.

Актуальность статьи заключается в том, что при успешной совместной работе преподавателей, учителей и обучаемых и интеграции ИКТ в учебный процесс можно достичь больших результатов. Интерактивное обучение с участием компьютера представляет собой синтез информационных и педагогических технологий. Данные технологии позволяют моделировать любую речевую ситуацию реального общения, а также способствуют быстрому формированию речевых навыков при обучении аудированию на уроках иностранного языка. Использование информационных технологий на уроках иностранного языка может помочь в сохранении и поддержании мотивации учащихся. Целью данной статьи является показать значимость использования ИКТ на уроках английского языка при обучении аудированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE AND EFFICIENCY OF USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES FOR THE DEVELOPMENT OF LISTENING SKILLS AT THE FOREIGN LANGUAGE LESSONS

The authors consider that with the successful joint work of teachers themselves, teachers and students, and ICT integration in the educational process great results can be achieved. Interactive learning with a computer is a synthesis of information and pedagogical technologies. These technologies allow you to simulate any speech situation of real communication and also contribute to the rapid formation of speech skills in teaching listening in foreign language lessons. Using information technology at a foreign language lesson can help students preserve and maintain motivation. The goal of the article is to show the importance of using ICT at English lessons for teaching listening.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»



ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.1.02:372.8

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Ацдатпа

взектшт: Мугал1мдердщ, окытушылар мен сту-денттердщ б1рлескен жумысыныц жэне оку процесь не АКТ-ны енпзудщ аркасында улкен нэтижелерге цол жетозуге болады. Компьютермен интерактивт! окыту - бул акпараттык жэне педагоги калы к техно-логиялардыц синтеза Бул технологиялар кез-келген накты сейлеу жагдайын модельдеуге мумкшдш бе-ред1, сонымен катар шет тш сабактарында тыцдау-ды окытуда сейлеу дагдыларын тез калыптастыруга ьщпал етед1. Шет тш сабагында акпараттык техно-логияны колдану окушыныц ынтасын сактап, кол-дауга кемектесед1.

Максаты: тыцдауга уйретуде агылшын тшшдеп сабактарда АКТ колдану мацыздылыгын корсету.

Аннотация

Актуальность статьи заключается в том, что при успешной совместной работе преподавателей, учителей и обучаемых и интеграции ИКТ в учебный процесс можно достичь больших результатов. Интерактивное обучение с участием компьютера представляет собой синтез информационных и педагогических технологий. Данные технологии позволяют моделировать любую речевую ситуацию реального общения, а также способствуют быстрому формированию речевых навыков при обучении аудированию на уроках иностранного языка. Использование информационных технологий на уроках иностранного языка может помочь в сохранении и поддержании мотивации учащихся.

Целью данной статьи является показать значимость использования ИКТ на уроках английского языка при обучении аудированию.

Бурмагина Л. А.,

старший преподаватель департамента филологии педагогического института им У. Султангазина, г. Костанай

Гончар H.A.,

студентка 4 курса департамента филологии педагогического института им У. Султангазина, г. Костанай

Heziszi создер: акпараттык-коммуникациялык технологиялар, тыцдау, мулътимедия, ni) ин) ска материал, онлайн платформалар.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, аудирование, мультимедиа, аутентичный материал, онлайн-платформы.

Keywords: information and communication technologies, listening, multimedia, authentic material, online platforms.

в; S I

<c

m

о

СП

à w О в; s

L

0 §

1 X ш t-

к

в; s

Рч О ш t-

Annotation

The authors consider that with the successful joint work of teachers themselves, teachers and students, and ICT integration in the educational process great results can be achieved. Interactive learning with a computer is a synthesis of information and pedagogical technologies. These technologies allow you to simulate any speech situation of real communication and also contribute to the rapid formation of speech skills in teaching listening in foreign language lessons. Using information technology at a foreign language lesson can help students preserve and maintain motivation.

The goal of the article is to show the importance of using ICT at English lessons for teaching listening.

В последнее время статус иностранного языка с каждым годом повышается и, соответственно, повышается потребность в его изучении. Особенно ярко это выражается в политике нашего государства. По инициативе первого президента Республики Казахстан постепенно внедряется политика трехъязычия. Согласно ей, количество ка-захстанцев, владеющих как государственным, так и русским и английским языком с каждым годом должно расти. Как считает H.A. Назарбаев, для современного казах-станца владение тремя языками - это обязательное условие собственного благополучия [1]. Поэтому сейчас уделяется огромное внимание изучению иностранного языка. Но, как отметил первый президент Республики Казахстан, гражданин Республики Казахстан должен не просто знать, но и вла-^ деть иностранным языком, то есть уметь ^ применять навыки на практике и совершен-§ ствовать их[2]. Это подразумевает развитие < у учащихся способности осуществлять нео посредственное общение с носителями изу-§ чаемого языка в наиболее распространён-о ных ситуациях повседневного общения. А,

о как известно, общение - это не только гово-д

рение на иностранном языке, но и восприя-^ тие речи собеседника на слух. То есть, ауци-^ рование является одним их основных видов q речевой деятельности в общении с носите-н лями иностранного языка. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача

формирования коммуникативной компетенции учащихся. На практике развивать только этот речевой навык неэффективно, да и невозможно, поскольку правильно подобранный материал и рационально составленные задания, позволяют формировать языковые навыки: лексические, грамматические и фонетические. Через аудирование происходит активное усвоение лексической и грамматической структуры языка. Кроме того, без аудирования не может быть развито говорение, т.к. это две взаимосвязанные стороны устной речи. В любой языковой дисциплине прослушанная информация предполагает отработку навыков говорения или письма. Таким образом, правильно организованный процесс обучения аудированию способствует формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся, что в итоге подразумевает достижение цели обучения.

При обучении иностранному языку должно уделяться равное внимание развитию всех основных языковых навыков. Но, в силу того, что некоторые из них развивать несколько сложнее, приходится постоянно совершенствовать методы и способы обучения. Одним из таких навыков является аудирование. Согласно статистике, аудирование дается большинству учеников сложнее, чем другие виды деятельности. Поэтому очень часто обучение аудированию становится проблемой при изучении иностран-

ного языка. Разные методисты подходят по-разному к решению этой проблемы. Кто-то предлагает уделять больше времени развитию именно этого навыка, кто-то видит решение проблемы в изменении методик преподавания, кто-то склонен к более консервативным методам решения проблемы или считает, что со временем, под влиянием среды навык разовьётся до необходимого уровня. Но проблема в том, что у нас нет возможности создать нужную среду, даже на уроке, зачастую нет необходимых условий для этого. А также приходится брать во внимание тот факт; что у учеников часто разный уровень знаний и разные способы восприятия. Работать с каждым индивидуально в условиях одного урока мыслится невозможным. Поэтому многие преподаватели склоняются к тому, что в данном случае эффективно использование информационно-коммуникационных технологий на уроке. И проблема, заключающаяся в разнице уровней учеников, в данном случае решается подготовкой разноуровневых заданий к одному материалу на урок.

Очень важную роль играет и мотивация учеников к изучению иностранного языка. Часто в условиях современной школы мы сталкиваемся с такой проблемой, как низкая мотивация учеников. Поэтому в список задач преподавателя входит также создание атмосферы заинтересованности для учеников. Каждый из них должен понимать важность результатов обучения и быть нацеленным на процесс. Даже преуспевающе ученики, сталкиваясь с проблемой в восприятии устной речи, зачастую теряют интерес и соответственно мотивацию. Стоит помнить об этом и стараться поддерживать интерес учащихся из урока в урок, от темы к теме, от задания к заданию. Иногда именно использование информационных технологий на уроке может помочь в сохранении и поддержании мотивации учащихся. В силу своей распространенности и, зача-

стую, незаменимости информационно-коммуникационные технологии вызывают устойчивый интерес у учеников. Данный факт можно использовать в своих целях при планировании урока. Углубляясь в вопрос о мотивации, примерами материалов, повышающих интерес учеников, могут быть песни иностранных исполнителей, учебные подкасты, видео популярных ютуб-блоге-ров, зарубежные новости, иностранные телевизионные программы и шоу. В рамках урока, для достижения образовательных целей, могут быть использованы разные ау-диоисточники. В данном случае построение урока и подбор материалов и их адаптация зависит полностью от преподавателя, его фантазии и того, насколько он заинтересован в мотивации своих учеников.

Процесс обучения аудированию может носить как аудиальный, так и визуальный характер. В этом могут помочь информационные технологии, осуществляющие трансляцию видеоматериала. При успешной совместной работе преподавателей и учащихся и интеграции ИКТ в учебный процесс можно достичь великолепных результатов. Интерактивное обучение с участием компьютера представляет собой синтез информационных и педагогических технологий. Это подразумевает создание реальной ситуации, приближенной к подлинному общению на иностранном языке. Мультимедийные технологии позволяют совместно использовать различные носители информации: текст, графические изображения, звук, анимацию и видеофрагменты. Использование данных технологий позволяет моделировать любую речевую ситуацию реального общения. Использование компьютерных программ способствует быстрому формированию речевых навыков. Кроме того, эффективность обучения увеличивается за счет того, что обучающиеся получают информацию в тот момент, когда она им требуется, они в любое время могут

в; К х

т

о

СП

я

ш О в; х

и

О §

X X ш Е-

к

в; X Рч

о

ш Е-

в; х х

т

о

СП

я

ш О в; X

1-ч

о ч о

X X ш Е-

к

в; К

Рч

о

ш Е-

вернуться и повторить ранее пройденное и попросить у компьютера подсказку - осуществляется обратная связь[3, с.98].

Особая роль в обучении аудированию отводится использованию аутентичных материалов, которые очень функциональны. Под функциональностью понимается их ориентация на реальное использование, так как они создают иллюзию приобщения к естественной языковой среде. Именно это, по мнению многих ведущих специалистов в области методики, является главным фактором в успешном овладении иностранным языком. Работа над функционально аутентичным материалом приближает обучающегося к реальным условиям употребления языка, знакомит его с разнообразными лингвистическими средствами и готовит к самостоятельному аутентичному употреблению этих средств в речи[4, с. 57].Другими словами, встретив какие-либо грамматические конструкции или лексические единицы в аудиоматериале ученик часто способен применять их в своей речи и на письме.

Некоторые исследователи считают, что, помимо всего, одной из трудностей в формировании навыков аудирования является отсутствие необходимых фоновых знаний (ментальности, особенностей в выражении мысли носителей языка и т.д.), поэтому, чтобы преодолеть эту трудность, язык должен изучаться в контексте этой цивилизации. Это мнение находит отражение в социолингвистическом и социокультурном компонентах коммуникативной компетенции. Для преодоления этой трудности обучающийся должен получать также необходимую информацию о стране изучаемого языка и ее народе. В данном случае источниками могут быть учебные фильмы, а также художественные ленты, в том числе и сериалы, если действие в них происходит в стране изучаемого языка, видеопрезентации, интернет-путешествия и т.д. Бес-

спорно, наилучший результат может быть достигнут за счет использования аудиовизуальных источников и информационно-коммуникативных техно логий[5, с. 64].

При использовании аутентичных материалов на уроках развивается именно речевой слух. Поскольку индивидуальная манера речи может быть очень разнообразной, она часто представляет трудности для ее восприятия и понимания. Плюсами использования ИКТ в процессе обучения аудирования можно считать:

• возможность выбора разнообразных акцентов носителей языка;

• возможность выбора необходимого темпа речи;

• широкий выбор тем при использовании интернет-технологий;

• более чёткое аутентичное произношение материала;

• возможность совершать остановки и паузы по мере необходимости по усмотрению учеников.

Наибольшую актуальность использование ИКТ с целью развития навыков аудирования приобретает в условиях дистанционного обучения. Особенно сейчас, когда преподавание удаленно явилось главным условием сохранения обучения в условиях карантина, важность использования ИКТ в обучении в целом (не только для развития одного навыка) значительно повысилась. Несмотря на дистанционный формат работы, преподавателю важно сохранять следование общеобразовательным целям. Поэтому создаются условия для тренировки и развития всех навыков, в том числе и аудирования. В данном случае у преподавателя есть два варианта организации обучения аудированию:

1.Подбирать аудиоматериал на интернет-платформах и обеспечивать доступ к нему ученикам путем создания интернет-ссылки. При использовании данного варианта, ученику предоставляется сво-

бода и самостоятельность, он сам решает, сколько раз ему прослушать аудиома-тернал, если интернет-ресурс оснащен функциями режима, то ученик волен выбирать и темп.

2.Преподаватель воспроизводит аудиома-териал на своем устройстве, находясь в то же время в видеоконференции с учениками.

Наиболее эффективным считается первый вариант; ведь именно тогда ученик достигнет лучшего понимания, в то время как интернет-помехи могут помешать воспринять аудиоматериал полностью.

Существует еще один вариант организации обучения аудированию, но к нему прибегают чаще всего когда нет необходимых устройств и техники. В этом варианте, преподаватель озвучивает материал самостоятельно, возможно используя жесты для способствования пониманию основной темы текста.

Ни для кого не станет открытием, что использование ИКТ при обучении аудированию намного эффективнее, чем воспроизведение материала самими учителем. Так как любая индивидуальная особенность произношения, тембр голоса, достаточно быстрый темп и определенные дефекты речи могут затруднять ее понимание [3, с. 98]. Для того чтобы преодолеть трудности, связанные с пониманием речи носителей языка, необходимо уже с начала обучения слушать их речь, постепенно сокращая количество учебных текстов, предъявляемых преподавателем. Следует помнить и то, что чем больше носителей языка будет слушать обучающийся, тем легче он адаптируется к индивидуальной манере речи. Поэтому необходимо широкое применение учебно-аутентичных и подлинно аутентичных записей. Именно в этом аспекте наиболее актуально применение информационно-коммуникативных средств, в частности, интернета, мобильных телефонов, интерактивной доски и т.д.

С целью выявления актуальности и эффективности использования ИКТ на уроках иностранного языка было проведено исследование, в котором были выбраны респо-денты из числа преподавателей иностранного языка. Исследование проводилось в ГУ «Ключевая средняя школа», ГУ «Октябрьская средняя школа», ГУ «Карасуская средняя школа», ГУ «Карасуская основная школа». Согласно проведенному исследованию, использование ИКТ в целях формирования и развития навыков аудирования в учебных заведениях становится всё более актуальным. В данных учебных заведениях всё больше преподавателей склонялись к положительной оценке использования ИКТ в условиях образовательного процесса. Результаты представлены в следующей диаграмме:

■ Охотно используют ■ Используют, но не часто Используют очень редко ■ Почти не используют

2%

66%

Рисунок 1. Доля преподавателей, использующих ИКТ при обучении аудированию

В целом использование ИКТ в планировании и организации учебного процесса получило высокую оценку и положительные отзывы в плане эффективности и результативности.

Показательно то, что среди преподавателей, часто использующих ИКТ на уроках, присутствуют как молодые, так и опытные

в; К х

т

о

СП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я

ш О в; X и

О §

X X ш Е-

к

в; X Рч

о

ш Е-

о

специалисты. В процессе компьютеризации образования каждый второй преподаватель освоил инновационные технологии в необходимой степени. Таким образом, многие специалисты видят в инновациях плюсы и отказываться от них не намерены. Но в то же время имеются школы и преподаватели с достаточно низким коэффициентом использования ИКТ в учебном процессе. Основными причинами отказа от использования ИКТ являются либо отсутствие самих технологий, либо их техническая неисправность.

Также среди опрошенных преподавателей иностранных языков сложилось мнение, что обязательно следование определенному алгоритму работы с аудиоматериалом. Он может варьироваться в зависимости от структуры самого урока, возраста детей и их знаний. Некоторые считают, что воспроизведения аудиозаписи/видеозаписи/под-каста дважды достаточно для понимания учениками. Другие полагают, что, два раза прослушав аудио, ученики мало что понимают, и считают что самым оптимальным количеством будет прослушивание материала три раза и более.

По оценке самих преподавателей, во многих случаях применение ИКТ дает положительные результаты и повышает качество знаний учеников. Помимо использования К ИКТ на уроках могут оказаться эффектив-^ ными задания для самостоятельной работы м с использованием ИКТ с целью развития

^ навыков аудирования. Кроме того, препо-о

□ч даватель может посоветовать ученикам по-

£ лезные и эффективные онлайн-платформы

g для самостоятельного изучения. Что тоже

К может дать свои положительные результант

ты в будущем. Яркими примерами таких ® платформ могут быть www.Puzzle-english. S com, www.duolingo.com, www.lingualeo.

и com, www.busuu.com, которые могут быть

н

использованы не только для развития навыков аудирования, но и для отработки лекси-

ческого и грамматического материала, как учащимися самостоятельно, так и на уроках иностранного языка. А такие известные платформы, как www.edmodo.com, www. kahoot.com могут использоваться преподавателем с целью проверки степени усвоения материала учащимися, причем сделать это можно в игровой форме. А также с их помощью можно упростить процесс выполнения и проверки домашнего задания как с аудиоматериалом так и заданиями другого характера.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что применение ИКТ в условиях учебного процесса продиктовано условиями времени. Отказ от использования столь эффективных технологий будет неразумным. И, напротив, при обдуманном и рациональном применении ИКТ на уроках преподаватель может значительно повысить как качество самих уроков ИЯ, так и результаты работы обучаемых.

ЛИТЕРАТУРА:

1.«0б образовании». Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III.

2.Назарбаев H.A. «Болашакка багдар: рухани жацгыру». «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12 апреля 2017 г.

3.Ахметзянова С.М., Полькина Г.М. Методика обучения иноязычному аудированию на уроке иностранного языка в основной школе // Казанский вестник молодых учёных. - 2018. Том 2, №3.

4.Кузьмина A.B. Преподавание аудирования с использованием видеоряда как фактор повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Вопросы методики преподавания в вузе,- 2017 г.

5.Карева Н.В. Преподавание аудирования с использованием видеоряда как фактор повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Вестник евразийской науки. - 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.