Научная статья на тему 'Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе на среднем этапе обучения с использованием соционики'

Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе на среднем этапе обучения с использованием соционики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1424
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СОЦИОНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова О. В., Мингазова Н. А.

В статье рассматривается процесс формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка с учетом индивидуальных особенностей восприятия и обмена информации учащихся, диагностируемых, учитываемых и прогнозируемых на протяжении обучения с помощью концепции типирования личности соционики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе на среднем этапе обучения с использованием соционики»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

оптимизация преподавания иностранных языков: материалы III Международной научной заочной конференции. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012 С. 214-219.

2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. Пособие для учителя. М.: АРКТИ-Глосса, 2000, 165 с.

3. Ляховицкий М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам / М.В.Ляховицкий // Иностранные языки в школе.- 1973.- №1.- С.27 - 34.

4. Поляков О.Г. Профильно-ориентированное обучение английскому языку и лингвистические факторы, влияющие на проектирование курса // Иностранные языки в школе. 2004. № 2. С. 6-11.

5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций.- М.: Просвещение, 2006.239 с.

6. Хальзова В.М. «Педагогические условия воздействия на мотивацию студентов неязыковых специальностей вузов при изучении иностранного языка» Международный научно-исследовательский журнал: Часть 4. 3(22) 2014 Екатеринбург - 2014 С. 61-63.

7. Eco Readings: учебно-методическое пособие по чтению по дисциплине "Иностранный язык" для студентов специальности 280202.65 "Инженерная защита окружающей среды" Сост. Т.В. Асеева, В.М. Хальзова - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. -221 с.

© Хальзова В.М., Асеева Т.В., 2016

УДК 37.04.

О.В. Хасанова, к. пед. н., доцент Н.А. Мингазова, студент ИФМК КФУ г. Казань, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИОНИКИ

Аннотация

В статье рассматривается процесс формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка с учетом индивидуальных особенностей восприятия и обмена информации учащихся, диагностируемых, учитываемых и прогнозируемых на протяжении обучения с помощью концепции типирования личности - соционики.

Ключевые слова

Английский язык, социокультурная компетенция, индивидуальный подход, соционика.

В современном образовательном пространстве реализуются новые подходы к обучению иностранного языка, суть которых сводится не только к пересмотру методики преподавания отдельных аспектов языковой системы, но и к обеспечению культороведческой направленности обучения. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования представлен ряд требований, которые предполагают наличия у учащегося высокого уровня сформированности ряда языковых компетенций: учебно-познавательной, лингвистической, стратегической, профессиональной, социокультурной и т.д.

Особую актуальность, на современном этапе изучения английского языка, получила, входящая в состав коммуникативной компетенции, социокультурная компетенция, целью которой является формирование у учащегося положительного отношения к культуре людей, говорящих на языке, к самому языку, а также, по

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

мнению В.В.Сафоновой, формирование «знания национально-культурных особенностей стран изучаемого языка, умений осуществлять речевое поведение в соответствии с этими знаниями, готовность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире» [7. с. 142].

Однако, несмотря на достаточную исследованность содержания социокультурной компетенции и высокую частотность употребления данного термина в методической литературе, разработка и реализация эффективных подходов и методик формирования данной компетенции на уроках английского языка на среднем этапе обучения являются вопросом малоизученным и представляющим интерес.

В настоящее время, реализация социокультурного подхода на уроках иностранного языка, как правило, осуществляется через стандартный набор тематических текстов, художественных произведений, диалогов, песен, ролевых игр, ситуативных клише, аудиотекстов и т.д. При этом, важно подчеркнуть, что в процессе отбора материалов существует необходимость соответствия ряду требований, касающихся информационной значимости, аутентичности, соответствия принципам доступности и посильности, учета интересов учащихся и иных факторов, требующих специальных знаний о психических и физиологических особенностях школьников, значимых на протяжении всего педагогического процесса, в частности, в среднем звене.

Так, в педагогических исследованиях неоднократно отмечалось, что ученики усваивают один и тот же учебный материал с разной скоростью и качеством [4. с. 12; 6. с. 38; 132]. Причиной этого является то, что учащиеся относятся к различным типам личности с различными формами информационного метаболизма, что не раз было подтверждено в исследованиях Б.Л.Ливер, В.В.Гуленко, Ю.В. Рындина, И.Л. Бим, Л.В Калинина и др. В связи с этим и подходы к изучению английского языка должны быть разными и основываться на соционических типах личности.

Одним из вариантов решения проблемы формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка может служить соционика - концепция о типах личности с их особенностями восприятия информации об окружающем мире сформированная в 1970-х годах. В основе соционики лежат идеи швейцарского психолога и философа К.Г.Юнга [9. с. 57-67], которые в последующем были систематизированы литовским экономистом и социологом А.Аугустинавичюте [7. с. 21-27].

Соционика, или как ее называет ряд исследователей, междисциплинарная наука, лежащая на стыке психологии, информатики и социологии, прежде всего, может весьма эффективно себя зарекомендовать на различных этапах образовательного процесса: формирование классов по критерию доминирующих склонностей учащихся (гуманитарии, социалы), создание рабочей обстановки в классе с помощью формирования учебных подгрупп, поиск индивидуального подхода с учетом особенностей типа личности с последующим выбором соответствующей методики преподавания и т. д.

Непосредственно в данной работе мы предлагаем, используя соционику, как аналитический инструмент, рассмотреть персонифицированное формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в рамках групповой формы обучения в школе. Данная задача была осуществлена нами на практике, во-первых, путем определения типов учеников 5-ого класса «Средней общеобразовательной татарско-русской школы № 34» г. Казани при поддержке учителя английского языка С.Я. Мусиной, во-вторых, путем оптимизации процесса обучения путем индивидуализации преподаваемого материала, а именно, цикла занятий по теме «Столица Великобритании» и «Достопримечательности Лондона» в рамках учебно-методического комплекса «Enjoy English» Биболетовой М.З, Денисенко О.А. для 5-ого класса под преобладающий среди учащихся канал восприятия и стиль мышления.

Необходимо уточнить, что в соционике выделяют всего 16 типов личности, определяемых, в основном, путем тестирования или анализа поведения, однако, учитывая трудоемкость типирования целого класса, для учителя, желающего повысить формирование социокультурной компетенций на уроках английского языка, для начала, вполне достаточно иметь представление о существовании 4-х соционических группах -основательных, обстоятельных, гибких, восприимчивых, и особенностях работы с каждой из них. Данные группы, отвечающие за скорость восприятия информации, переключаемость с одной задачи на другую и основательность подходов строятся на трёх признаках: сенсорики или интуиции, рациональности или иррациональности, тактики или стратегии.

В ходе работы с классом, в частности, дискуссий, предусматривающих емкие ответы, среди 23

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

учащихся нами предварительно были распознаны представители всех четырех соционических групп. Наименьшую по численности группу - группу основательных (сенсорики, рационалы, тактики) составило 4 учащихся. Данную группу отличает внимательность к качеству ощущений, потребность в стабильности и чувстве комфорта во всем, склонность не доверять непроверенной информации и сложность единовременного усвоения объемного материала.

Обстоятельными (рационалы, интуиты, стратеги) были идентифицированы 7 учащихся, которых выделяет внимательность к уникальному и необычному, непостоянный, динамичный стиль обучения, склонность к работе в команде.

Гибкие в количестве 6 учащихся (иррационалы, сенсорики стратеги), являются наиболее легко переключаемыми, подстраиваемыми под учебные планы, их выделяет внимательность к статусу и авторитету источника информации, потребность в четкой последовательности повествования, имеют высокий уровень мотивации.

Также 6 учащихся были определены нами в группу восприимчивых (иррационалы, интуиты, тактики), которые постоянно стремятся к совершенствованию своих знаний и компетенции, увлеченно собирают интересную и важную для них информацию, быстро воспринимают услышанное и не любят повторений.

Несмотря на отсутствие пропорционального деления учащихся, и малый состав основательной группы, риск неуспеваемости в процессе обучения иностранному языку для последних сведены к минимуму благодаря учителю, соционический тип которого соответствует этой же группе восприятия информации, что позволяет ему ориентируясь, с профессиональной точки зрения, на большинство, предвосхищать проблемы меньшинства.

Знания о принадлежности учащихся к той или иной группе позволили нам достаточно быстро и точно определить их природные задатки и спрогнозировать зоны развития в процессе формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка.

На завершающем занятии нами был проведена викторина «По дорогам Лондона», в ходе которого выдвинутые нами предположения нашли подтверждение. Так, с заданием, касающегося декодирования смысла тематических идиом (backseat driver, itchy feet) учащиеся из группы восприимчивых, как правило, чуткие к интуитивным подсказкам, справились наиболее успешно. Группа основательных, потратив на это чуть больше времени, предоставила наиболее развернутые ответы («backseat driver - это пассажир машины, дающий ненужные советы»; «itchy feet - это не сидящий на месте, любящий движение человек»). Обстоятельных, предпочитающих изучать любую вопрос с ее основ, заинтересовала этимология, историческое формирование идиом, («слово backseat образовано от двух английских слов back и seat), а группа гибких предложили самые качественные и разнообразные примеры употребления данных идиом (Tom will travel to Europe again, so he has itchy feet; Tom's sisters are backseat drivers and he hate traveling with them).

Таким образом, на основе имеющегося теоретического и практического материала мы можем сделать ряд выводов. Цикл занятий, проведенный в 5-ом классе показал, что учащиеся качественно и количественно расширили объем своих знаний в области социокультурной компетенции.

О повышении уровня их общей культуры и информированности в области социокультурной компетенции свидетельствуют также результаты завершающего квеста «По дорогам Лондона» и двух показательных для нас эссе, написанных учащимися в конце первого и последнего занятий. В итоговых работах учащиеся показали большую осведомленность и заинтересованность в вопросах культурных достопримечательностей и истории Великобритании. Их суждения и письменные работы были лишены традиционных стереотипов об истории, традициях, моделях поведения, кулинарных пристрастиях и любимых тем для беседы народа изучаемого языка.

В целом, группы восприятия были легко диагностированы нами с помощью опросов и наблюдения. Определение групп позволило нам понять причину непонимания или потери интереса к занятиям, выбрать методику преподавания и адаптировать практически любой учебно-методический комплекс под скорость усвоения информации. Помимо этого, знание типов учащихся позволило задействовать сильнейшие каналы восприятия каждого ученика, увеличить объем и прочность усвоения материала, познавательная активность

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

учащихся, интерес к предмету, возможность создавать ситуации личнозначимые для каждого ученика.

Однако, необходимо учитывать и тот факт, что существующая методика образования позволяет говорить лишь об индивидуальном подходе к каждому ученику и о внедрениях лишь некоторых аспектов индивидуализации формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка путем деления класса на 4 группы, но не позволяет реализовывать индивидуальные методики в рамках групповой работы.

Исходя из всего вышесказанного, мы пришли к выводу, что учет данных особенностей типов должен соблюдаться при диагностике и оценке знаний учащихся, а также, при построении индивидуальной траектории развития и в ходе всего процесса формирования языковых компетенций на уроках английского языка на среднем этапе обучения с использованием соционики. Список использованной литературы:

1. Аугустинавичуте А. Модель информационного метаболизма // Соционика, ментология и психология личности. - 1995. №1. - С. 21-27.

2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2. - С. 22-24.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 214 с.

4. Гуленко В.В. Гарантии продуктивного обучения//Соционика, ментология и психология личности. 1996. -№ 6.- С. 12-18.

5. Калинина Л.В. Определение соционического типа студента с целью повышения эффективности преподавания иностранного языка // Молодой ученый. - 2010. - №12. Т.2. - С. 119-121.

6. Ливер Б.Л. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 2000. - 226 с.

7. Мингазова Л.И. Прошедшие сквозь века ... /История развития татарской детской литературы. - Germany, Saarbrucken: изд. Palmarium academic publishinq, 2012. - 255 с.

8. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению языкам международного общения: социально-педагогические и методические доминанты // Сборник научных статей. - Таганрог: Таганрогский гос.радиоте.ун-т., 2004.

9. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. - Москва: Печатный Дом, 2006. - 168 с.

10. Юнг К.Г. Психологические типы. М., Л.: Прогресс-Универс, 1995. - 23-34.

© Хасанова О.В., Мингазова Н.А., 2016.

УДК 378

Хатуаев М. О.

старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД,

Воронежский институт МВД России (г. Воронеж, Россия) Ищенко Е. В.

старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД,

Воронежский институт МВД России (г. Воронеж, Россия)

«ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ

УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ»

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.