Влияние электронных систем обучения на образование и менеджмент
Петров Е.П., д.т.н., профессор, член-корреспондент РАЕН Петров И.Е., аспирант
Вятский социально-экономический институт
В статье раскрыты проблемы влияние электронных систем обучения на образование и менеджмент. Представлена модульная концепция построения образовательного процесса с применением электронных учебных материалов и принципы их организации с применением соционики. Соционика как вариант управления познавательным процессом в электронных учебных материалах. Приведен пример организации учебного курса.
15 современных условиях постоянного развития наукоемких отраслей промышленности и генерации новых знаний, необходимо обеспечить непрерывное развитие профессиональных и личностных качеств персонала. Профессиональное развитие на современном этапе - это, прежде всего, приобретение и активное использование дополнительных технических знаний и совершенствование навыков в работе с информационными технологиями. Личностное развитие предполагает развитие навыков командной работы, умение приобретать и использовать дополнительные знания.
Применяемые в настоящее время методы воздействия на развитие качества рабочей силы, эффективные в предыдущие периоды, не позволяют обеспечить решение данной проблемы в кратчайшие сроки. Выявилась острая проблема в части обеспечения организаций и компаний высококвалифицированным персоналом и формирования новых механизмов управления качеством человеческих ресурсов.
Государство решает данную проблему путем перехода к бизнес ориентированному обучению под кадровые потребности предприятий через двухуровневое образование и соответствующие изменения в учебных программах и тарифно-квалификационных справочниках.
А что влечет за собой такое решение для предприятий и учебных заведений?
Прежде всего, невозможность реализации старыми методами качественного решения задач переподготовки и повышению квалификации кадров, что связано с быстрым изменением технологий и, как следствие, быстрым устареванием содержательной части учебной литературы.
Одним из вариантов решения данных проблем является применение электронных методов обучения, преимуществами которых являются мобильность, гибкость, наглядность реализации, интеграции и быстрый обмен ресурсами. А в сравнении с выпуском в печать учебной литературы и скоростью разработки.
Отметим, что в настоящее время электронные методы обучения позиционируются на технологиях обучения, классификация которых показана на рис. 1.
Поэтому изменение методов реализации процесса обучения непрерывно влечет за собой изменения технологий подачи информации, которые требуют изменения методов обучения, а те изменения в организации учебного процесса.
Хотя электронные методы обучения и позволяют решить проблемы качества подготовки кадров, они имеют ряд присущих им специфических недостатков. Связанны они, прежде всего, с субьектно-объектной и функционально-технологической реализацией модели обучения (рис. 2).
Эти недостатки видны из модели, изображенной на рис. 2. и они следующие:
• организация обратной связи для коррекции обучения;
• организация управления и самоуправления учебно-познавательным процессом.
Вопрос организации обратной связи и коррекции можно решить программно-
техническим средствами. Например, реализация в программном пакете TestBOX представляет из себя общение с преподавателем посредством элект ронной почты или независимое использование протоколов ICQ. Jabber, Gadu-gadu и других.
Намного сложнее вопрос организации управления и самоуправления учебно-познавательным процессом. Но и здесь есть решение. Это применение соционики - науки, изучающей процессы информационного обмена человека с окружающим миром и их влияние на психику человека и основывающейся на диагностике типов информационного метаболизма по базису Юнга и модели Рейнина.
Согласно соционике, взаимодействие психики с окружающим миром и с другими людьми происходит на информационном уровне. Знания, накопленные этой наукой, дают возможность изучать информационную структуру психики, которая носит объективный характер. Представители разных типов воспринимают информацию по-разному, но при этом можно точно указать, с каким типом информации каждый из нас работает лучше, а с каким хуже.
Информационный метаболизм - это процесс усвоения, обработки и передачи информации психикой человека. Каждая система, по теории информации. принимает только адекватную себе информацию. То есть принимает только те сигналы, какие и сама может выдавать. Часть сигналов воспринимается более осознанно. Но и выдаются эти же сигналы тоже более осознанно. Например, человек, который не замечает, каким тоном он говорит, не обращает внимания и на тон других людей.
Структура психики человека определяет способы его работы с информацией. которые служат базисом для формирования способностей, профессиональных склонностей, творческих интересов и многое другое.
Соционика, разработавшая аппарат для анализа взаимодействия человека с миром, позволяет классифицировать и систематизировать людей по способам восприятия информации.
Вслед за Юнгом, соционика изучает 16 типов информационных структур и
Рис. 1. Классификация технологий обучения
Рис. 2. Субъектно-объектная модель обучения Таблица 1
Типы информационного метаболизма (ТИМ)
Основополагающие признаки Название и обозначение типа
Экстраверты Рациональные Логики Интуиты Логико-интуитивный экстраверт
Сенсорики Логико-сенсорный экстраверт
Этики Интуиты Этико-интуитивный экстраверт
Сенсорики Этико-сенсорный экстраверт
Иррационал ьные Интуиты Логики Интуитивно-логический экстраверт
Этики Интуитивно-этический экстраверт
Сенсорики Логики Сенсорно-логический экстраверт
Этики Сенсорно-этический экстраверт
Интроверты Рациональные Логики Интуиты Логико-интуитивный интроверт
Сенсорики Логико-сенсорный интроверт
Этики Интуиты Этико-интуитивный интроверт
Сенсорики Этико-сенсорный интроверт
Иррационал ьные Интуиты Логики Интуитивно-логический интроверт
Этики Интуитивно-этический интроверт
Сенсорики Логики Сенсорно-логический интроверт
Этики Сенсорно-этический интроверт
это сводит бесконечное количество индивидуальных подходов к обучению конкретному числу программ (см. табл. 1).
К тому же они имеют ряд пересекающихся свойств, что позволяет объединять их в те или иные группы, исходя из конкретной задачи обработки информации. И именно это открывает возможности для личностно ориентированной педагогики.
Именно это дает основание объединить учеников в группы, например, по предпочтительным видам деятельности, по стилям общения или по стимулам к деятельности и т. д. Каждая из таких фупп представлена всего в четырех вариантах, они называются рейнинскими по имени математика Г. Рейнина, который впервые рассчитал их теоретически.
Люди, объединенные в такие группы, имеют обший стиль восприятия информации. Его легко учесть и проводить обучение на понятном для всех без исключения языке. А уж четыре варианта подачи материала для каждого предмета совсем не сверхзадача для педагогики. Нужно только четко представлять, как подбираются обучаемые в эти группы, и какая организация материала будет органичной в каждой из них. Но на этот вопрос соционика отвечает точно и подробно. Значит, со-ционически грамотному педагогу окажется по силам учет особенностей каждого при обучении всех.
Реализация данного подхода позволяет минимизировать обратную связь и оптимизировать процесс самоуправления учебными траекториями.
Для демонстрации изменений в организации учебного процесса с применением электронных методов обучения рассмотрим типовой пример его организации с применением кейсовой технологии (рис. 3). В качестве продукта используем линейку программных продуктов TestBOX.
Предлагаемая маршрутная карта организации учебного процесса с применением электронных учебных материалов.
1. В центре образовательных информационных технологий (ЦОИТ) устанавливается на утвержденный курс зашита от копирования, устанавливаются сроки эксплуатации. Настраивается проект для библиотеки.
2. Библиотека выдает кейсы и курсы студентам на электронных носителях (CD- disk, флэш память).
Экономика, Статистика и Информатика
63
№2, 2008
3. Студент устанавливает курс на своем домашнем компьютере, делает первый запуск. Для приведения курса в рабочее состояние необходимо считать код запроса на активацию, без кода активации курс работать не будет, записывает на носитель код запроса на активацию и принести его в библиотеку.
4. Библиотека загружает необходимый проект курса вместе с запросом на активацию и выдает студенту ответный код активации.
5. Студент загружает на домашнем компьютере код активации и приводит курс в рабочее состояние.
6. Работая с электронным курсом студент может отправить по E-mail или принести на любом носителе файлы результатов тестирования преподавателю.
7. Преподаватель может по результатам тестирования сделать отчет об успеваемости.
8. Студент после окончания семестра возвращает CD диск в библиотеку. На который снова записываются новые курсы на следующий семестр.
Одним из типичных примеров решения методологических проблем управления и самоуправления образовательным процессом является следующее применение соционики.
Электронное обучение разбивается на два этапа: разработка материалов и применение их в учебном процессе.
При разработке необходимы следующие этапы работ:
1) определение своего социотипа, понятие и принятие своих особенностей. Наилучшим решением является преподавание предмета двумя дуальными преподавателями;
2) определение цели и содержания каждого раздела;
3) подготовка материалов с учетом соционического подхода (4 варианта нод квадры);
4) организация материалов с учетом соционической методики разработки материалов;
5) техническая реализация.
При применении данного решения необходимыми являются следующие этапы работ:
1) типирование и анализ студенческих групп (повышение управляемости, обучаемости, взаимопомощи, нацеленности);
2) применение методик работы с электронными материалами под свой
СОЦИОТИП;
3) использование на семинарах и практиках интертипности;
4) применение системы мониторинга знаний в ЭУМ;
5) увеличение доли практ ических занятий и уменьшение теоретической.
Рассматривая подготовку и обработку учебных материалов необходимо учитывать требования соционики и подготавливать материалы с учетом каждой из четырех квадр.
Организация построения материалов под ТИМ будет идти в четырех вариантах по каждому разделу. При организации и разработке тестов тоже необходимо учитывать особенности ТИМа. Переходя к технической реализации электронных учебных материалов необходимо обратить внимание на организацию навигации но материалам и варианты представления материалов.
Типовое решение состава электронных учебных материалов выг лядит следующим образом.
1. Введение в соционику.
2. Типирование методом тестирования.
3. Обратная связь, информация о социотипе.
4. Рекомендации по работе с материалами для каждого социотипа
5. Изучение материалов с учетом своего социотипа.
Установка на курсы защиты.
настройка под учебный процесс
t
ж
курсы с настойками
Утвержденный курс
Выдача и запись курсов и кейсов
2
-
Курсы на CD диске без
кода -
ативац|и
Код активации
Запуск электронного курса на компьютере студента
3
Файл результатов
тестирования
—-
Чистый CD диск
CD диск со старыми курсами
код запроса
на актийацин'1
f Получение
Указанна руководства
Проверка тестов из курсов
Отчет о текущей
успеваимости
Получение и стирание диска
—
-Г
ЦОИТ библиотека Студент Преподаватель [ ]
Рис. 3. Пример организации учебного процесса на технологии ТеэИЗОХ
№2, 2008 64
Пример реализации данного типового решения электронного учебного материала с использованием социони-ческой подложки на платформе TestBOX по курсу «Бухгалтерский учет-представлен на рис. 4.
Другим вариантом реализации является уникальное скриптовое решение -TestBOX Scripted Question (рис. 5). Дан-
ный инструмент позволяет разрабатывать учебные материалы любой структуры и сложности с поддержкой скрип-тового языка ЯС^Равса!.
Преимущества такого решения очень весомы:
• универсальность. Создав один раз задание, можно использовать его повторно для решения подобных задач;
■ T»itHOX K»e<t«t «1 '
[UpiMNMIWI 0»«М1|И("
Пробил Kytx Кастро** Onto Cnpear*
ж ♦ + я
m &
ОюшмЦшЛ Cwwi* Hell <афип
Аудио сопровождение курса
" Ж
и
Содержание Страницу Наверх Страницу Вниз
Основные правила организации бухгалтерского учета
*
Организацией бухгалтерского учета называют всю систему учет«ого процесса В нее включается йй» -документирован в с фактов хозяйственной деятель вости и ведение первичного учет/1 Схеме ] • с не пмтпоакп м группировка информации и у^гпил регке^'в (счетах)Схема ) -перечет счетов / Плен счетоа бухгалтерского счете } -способы регистрации информации в регистрах в ихвзалмоскя?ь [ Схеме ] •состав я содержание отчетности [ Схеме ]
Традиционно с полилась с трогая последовательность выаоляеяяя бухгалтерских действий или этапов Основные требования. предъявляемые к ведению бухгалтерского учета, установлены в Федеральном законе от 21 ноября 1996г №129- ФЗ «О буи-аятерасом учет» [ Текст земоне )
- БухгаятерсхяЯ учет имущества, обяжятельств я хозяйственных операций ведется в ьаяюте Российской Федерации - в рублях
- Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособлено от имущества других юридических яиц. находящегося у данной организация
- Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрааи и в качестве юридического лица до реорганизация ял н ликвидации
- Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обя»ательетв я хозяйственных операций путем двойкой :четах бухгалтерского учета, вюроч ей иыхв ее рабочий план счет ов
Рис. 4. Личностно-ориентированные электронные учебные материалы
■ ^ - и ; a j^e.g ъ;» * :а ►
''. сД Rчта— opxirj
Рис. 5. Экранные формы скриптового решения
Загрузка МID-лета ма мобильмов устройство
Организация роботы с тестами
• многовариантность. Исходные данные в задании могут быть заданы для нескольких вариантов, могут быть случайными или удовлетворяющими определенным условиям. Не надо думать об ответе, он просчитается алгоритмом;
• функциональность. Можно описать задачу любой степени сложности, будь то квадратное уравнение или метод оптимизации;
• наглядность. Пользователь может получить подробное пошаговое решение задачи, алгоритм решения;
• большинство распространенных заданий уже реализовано в данной оболочке в виде шаблонов;
Например, сейчас используются следующие распространенные варианты шаблонов:
•
ЦИИ);
тест на одиночный выбор; тест на множественный выбор-, тест на ввод текста с клавиатуры; тест на ввод числа с клавиатуры; тест на ввод теста по маске; тест на соответствие (2 реализа-
Рис. 6. Варианты организации мобильного тестирования
эссе - свободный ответ;
• IееI на последовательность (3 реализации);
тест на область на картинке; теоретический материал; кроссворд;
игра •Подпиши картинку«; пазл (пятнашки); совмещение картинок, но этим список не заканчивается.
Тенденции использования мобильных устройств в повседневной жизни открывают новые возможности их применения при организации учебного процесса. Используя концепцию TestBOX, интеграция мобильной платформы в процесс обучения представлена на рис. 6.
Использование мобильной образовательной среды направлено на поддержку учебного процесса и позволяет дополнить систему обучения, отличительными особенностями которой являются: мобильность образовательного процесса как со стороны обучаемого, так и со стороны обучающего, индивидуализация и возможность получить доступ к необходимой информации в любое время и вне зависимости от местонахождения.
Пример возможной реализации тестирования с использованием мобильной платформы смотреть рис. 7.
Экономика, Статистика и Информатика
№2, 2008
Однако вернемся к преимуществам типового решения, прежде всего это возможность модульного построения учебных материалов с применением типового решения. Данная технология позволяет гибко организовывать учебные курсы из различных материалов (модулей) и интегрировать туда систему контроля качества знаний (тесты). Организуя таким образом материалы мы в рамках одного курса получаем возможность обучения по разным технологиям (от разных производителей), в тоже время в рамках одной учебной программы.
С другой стороны такое модульное построение позволяет разделить обучение по предметным областям и информационным технологиям, что позволит более эффективно организовать обучение.
Рассмотрим реализацию данной технологии обучения, например, возьмем учебный курс по дисциплине информатика. В рамках этого курса изучают офисное программное обеспечение, реализация которого может быть в двух вариантах: это технологии Microsoft Office и Open Office. При таком построении учебного процесса мы охватываем самые распространенные программные продукты применяемые в качестве офисных приложений. Это позволяет данные модули включать в другие курсы. Так, например, в рамках дисциплины автоматизация бухгалтерского учета построенной по модульному принципу можно обучать студентов двум программным продуктам Парус и 1С. Такое обучение позволяет студентам прорешивать одни и те же задания на разных программных продуктах. Более того, модульный принцип построения курсов позволяет воспользоваться данными модулями и в рамках обучения по дисциплине информационные системы в экономике в разделе фактографические системы.
Преимущества модульного построения курсов на технологии TestBOX позволяют использовать их при любых формах обучения при этом открывая новые возможности в обучении. Прежде всего это интерактивные варианты обучения, где можно встраивать в электронный учебный курс эмуляцию работы любого программного продукта, что позволяет обучаемому не инсталлировать их на свой компьютер. Примерами данных решений могут быть практические курсы по про-
граммным продуктам Парус, 1С и Галактика, операционной среде Windows и Linux, офисным приложениям Microsoft Office и Open Office и т.д.
Преимущества модульного построения курсов не оканчиваются внедрением передовых методов обучения, они влекут за собой опт имизацию учебного процесса в плане построения учебных программ по дисциплинам. Например, ГОС по учебному курсу Информационных технологии содержит раздел «технологический процесс обработки и защиты данных» с другой стороны практически идентичный раздел имеет и ГОС по учебному курсу Базы данных -реализация защиты в некоторых СУБД, вопросы безопасности доступа, безопасность данных-. Такая оптимизация позволит сбалансировать учебные программы и оптимизировать их.
Наибольший эффект при использовании концепции модульного построения курсов можно получить при подготовке специалиста, так как данный подход позволит решать проблему адаптации требований тарифно-квалификационного справочника под технологические особенности предприятий. Например должностные обязанности инженера программиста из тарифно-квалификационного справочника (ТКС) выглядят так: •Должностные обязанности. На основе анализа математических моделей и алгоритмов решения экономических и других задач разрабатывает программы, обеспечивающие возможность выполне-
Ф1.С1МЛ t-«*W МОПДОСО
СТ*|МнГГСГО »"'V« —/
ФпрмА рглгмышп! »ryvcv л .
МмтГ-.'ПГ-Н',« тч(г —/
кнпрмацпми ' U»Hd Нв OCdfMnWMÜ
ния алгоритма и соответственно поставленной задачи средствами вычислительной техники, проводит их тестирование и отладку. Разрабатывает технологию решения задачи по всем этапам обработки информации. Осуществляет выбор языка программирования для описания алгоритмов и структур данных. Определяет информацию, подлежащую обработке средствами вычистительной техники, ее объемы, структуру, макеты и схемы ввода, обработки, хранения и вывода, методы ее контроля. Выполняет работу по подготовке программ к отладке и проводит отладку. Определяет объем и содержание данных контрольных примеров, обеспечивающих наиболее полную проверку соответствия программ их функциональному назначению. Осуществляет запуск отлаженных программ и ввод исходных данных, определяемых условиями поставленных задач. Проводит корректировку разработанной программы на основе анализа выходных данных. Разрабатывает инструкции по работе с программами, оформляет необходимую техническую документацию. Определяет возможность использования готовых программных продуктов. Осуществляет сопровождение внедренных программ и программных средств. Разрабатывает и внедряет системы автоматической проверки правильности программ, типовые и стандартные программные средства, составляет технологию обработки информации. Выполняет работу по унификации
Фшыъа и>«£»1.>мшдир*ф<0(г> -/
ortu tu чс-^.рсят «ч^ О* вв'
— /
гл« пр* • Г|«.1г*-«•"-•-•»'»• '
—/
Рис. 7. Пример мобильного тестирования на телефоне Motorola V3i
и типизации вычислительных процессов. Принимает участие в создании каталогов и картотек стандартных программ. в разработке форм документов, подлежащих машинной обработке, в проектировании программ, позволяющих расширить область применения вычислительной техники».
Исходя из требований ТКС видно, что «специалист" должен быть очень широко профильным когда как на предприятия требуется узкоспециализированный и высококвалифицированный специалист. Таким образом, главная проблема бизнес ориентированного образования остается открытой.
Одним из вариантов решения такой ситуации является более тесное сотрудничество с предприятиями учебных заведений. которое можно разбить на следующие этапы:
1) мониторинг знаний и выявление проблемных направлений в качестве подготовки персонала;
2) сбор практических вопросов с предприятия;
3) интеграция практических вопросов в учебный процесс и систему ачте-стации персонала для предприятия;
4) интеграция практических вопросов с теоретическими материалами в систему компетентности для предприятия.
Так как первые два этапа выходят за рамки статьи и требуют более детального и длительного рассмотрения, то рассмотрим сразу третий и четвертый этапы электронной реализации систем аттестации и компетенции. Данные разработки невозможно строить без приме-
нения модульной концепции, так как необходима интеграция с учебным процессом. Сложно построить систему компетенции только на практических вопросах с предприятия необходима интеграции теории с учебного процесса.
Следует отметить, что ситуация использования всей мощи электронных методов обучения для повышения квалификации персонала на предприятиях выглядит в настоящий момент мало-реализуемой. по причине открытости информации в учебном заведении и отсутствии инфраструктуры реализации в национальном проекте «Образование«.
Особо хотелось остановиться на переподготовке кадров и это связанно не только с технологическим прогрессом и постоянной необходимостью самосовершенствования. но и с реформами нроходяшими сейчас. Это и муниципальное самоуправление, госзакупки, бюджетный учет и т.д.
Рассмотрим процесс переподготовки кадров, с применением типового решения и дистанционного обучения (рис. 8).
После проплаты курсов, обучаемый получает CD-диск и устанавливает электронный курс на компьютер (на котором будет обучаться). Далее считывает коды активации курса со своего компьютера, привозит данный код на дискете или посылает по E-mail и получает в технической службе код Активации. После активации курс начинает работать. Обучаемый изучает первую тему и проходит первый тест после темы.
Рис. 8. Пример процесса переподготовки кадров
высылает результаты тестирования в техническую службу либо на дискете, либо по E-mail. Результаты тестирования кодируются и могут быть прочитаны только тех службой программой Администратор TestBOX. У обучаемого при дистанционном изучении курса могут возникать вопросы, связанные с практически применением знаний, тогда он может подготовить их письменно и передать в техническую службу. Техническая служба получает результаты тестирования и практические вопросы от обучаемых. Готовит отчет по прохождению тестов, группирует практические вопросы, передавая их преподавателю. Техническая служба допускает к практическим занятиям обучаемого по результатам тестирования. Преподаватель повторяет материал связанный с не отвеченными вопросами в тестах и разбирает практические вопросы. Далее преподаватель допускает к изучению следующей темы или к контрольному тестированию. В случае если обучаемый не проходит контрольного тестирования, то преподаватель и обучаемый получают список неотвеченных вопросов и преподаватель отправляет обучаемого доучивать материал при необходимости проводит дополнительные консультации, допускает к повторному контрольному тестированию. После прохождения контрольного тестирования обучаемый получает аттестат.
Отдельно разберем практическую работу преподавателя в рамках переподготовки (рис. 9).
Преподаватель получает список практических вопросов из тех. службы и отчет по результатам тестирования обучаемых. Далее преподаватель готовит ответы на вопросы как по результатам тестирования так и по практическим вопросам. Проводит практику. Допускает к изучению следующей темы. В случае если дать ответ, на поставленный вопрос обучаемым затруднительно, тогда преподаватель подает список сложных вопросов в тех стужбу и руководству для организации консультаций с администрацией области (предприятия). Преподаватель проводит консультации со специалистами администрации области и случае невозможности получения консультаций передает в тех службу список не решенных вопросов. Взаимодействие с администрацией необходимо по причине незавершенности проводимых ре-
Экономика, Статистика и Информатика 67 №2, 2008
форм, а также интеграции их с местными нормативными документами.
Вернемся к модульным электронным учебным приложениям и их использованию на предприятиях. Электронные системы обучения как механизм реализации управление качеством человеческих ресурсов на предприятии могут быть выполнены в двух вариантах как система аттестации персонала и как система компетентности.
Рассмотрим что могут дать предприятию электронные системы обучения прежде всего это дифференциация персонала с применением - электронных систем аттестации и реализация системы самообразования через - электронные системы компетентности.
Для дифференциации необходимо оценить результаты и потенциал сотрудников и в соответствии с этими данными предоставлять им возможности продвижения по службе, вознаграждения и развития. При этом нужно вкладывать средства в сотрудников класса А, чтобы удерживать и развивать их; воодушевлять и обучать сотрудников класса В. чтобы они прилагали все усилия; и решительно поступать с сотрудниками класса С -либо помогать им повысить результата, либо снимать их с ключевых позиций. Мы не будем рассматривать сотрудников класса О - менеджеров, которые явно некомпетентны либо неэтично себя ведут, - так как все компании быстро принимают меры против них.
Кого мы имеем в виду иод сотрудниками класса А, В и С? Эти три уровня можно представить как абсолютные понятия: сотрудники класса А задают стандарт высочайшей эффективности, постоянно обеспечивая высокие результаты, вдохновляя и мотивируя других; сотрудники класса В показывают устойчивые средние результаты, соответствуют ожиданиям, но их возможности продвижения по службе могут быть ограничены; сотрудники класса С едва дотягивают до приемлемых результатов. Эти классы можно представить и как относительные понятия: в отдельно взятой компании класс А - лучшие 10-20% сотрудников, класс В - средние 60-70%, а класс С - худшие 10—20%. Но вне зависимости от подхода вы должны установить общее определение, которое можно последовательно применять.
Многим компаниям неудобно с моральной точки зрения распределять людей по классам А, В и С. Для диффе-
ренциации компания должна быть готова признать, что среди множества ее преданных и трудолюбивых сотрудников есть различия но вкладу в общую результативность и воздействию на организацию.
Часто при оценке руководители чувствуют себя неловко: им кажется, что они судят других. Но важно помнить: вы не судите сотрудников, а лишь оцениваете их результаты. Более того, эта оценка не дается раз и навсегда. ведь ее назначение - помогать добиться лучших результатов.
В заключение хотелось коснуться электронных методов обучения, основанных на сетевых технологиях. И основное, что можно выделить здесь, это работа в двух направлениях. Первое -это интернет-обучение (упрощенно это вычитка материалов и интернет т естирование). Второй вариант - это система дистанционной поддержки кейсово-го варианта, когда человек дистанционно может обновить ресурсы в электронных учебных материалах.
Рассматривая первый вариант, имеющий ряд несомненных достоинств следует отметить ряд проблем прежде всего это по-прежнему низкая надежность каналов связи и высокая стоимость для потребителей. Но не только в этом будут заключаться проблем ы связанные с Интернет обучением. Они коснуться и разработки систем аттестации и компетентности для предприятий, что вызвано прежте всего, желанием самого предприятия иметь свою систему с возможностью периодического обмена информацией с вузом. Полагаю, что ставить на вузовский сервер систему аттестации и компетентности персонала невозможно
в связи с желанием предприятия иметь закрытую информацию о своих технологиях в условиях жесткой конкуренции. Конечно, ряд крупных предприятий могут позволить себе установку своего сервера обучения, но как быть с малым и средним бизнесом как основой экономики любого государства?
Второй вариант - более дешевый и более надежный и в плане сохранности информации, так как типовое решение имеет полную защиту от копировании в буфер, печати и может привязываться к компьютеру обучаемого, т.е. не будет работать на другом и может быть ограниченно по срокам эксплуатации и кол-ву запусков. Использование Интернета при таком подходе ограничивается только заменой необходимых ресурсов в уже установленных курсах и возможностью Е-таП отсылки кодированных результатов тестирования, а это не что иное как минимизация трафика потребителя и быстрая адаптация изменений.
Применение Интернет конечно будет развиваться, однако одним из общих вариантов его применения является объединение разработчиков учебного контента и возможность обмена учебными материалами для нахождения наиболее эффективного обучения. http://www.portal.softvea.ru/
Литература
1. Бескова, Л.А., Удалова. ЕА. Уроки соционики, или Сшое главное чему нас не научили в школе. М.: Астрель, 2005.
2. Майклз, Э., Хэндфилд-Джонс. X., Экселрод, Э. Война за таланты М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005.
3. http://www.portal.softvea.ru/
Юнг К. Психологические типы.
СПб.; М.. 1995. С. 608—624.