Научная статья на тему 'Формирование социокультурной компетентности студентов колледжа: уровневый подход'

Формирование социокультурной компетентности студентов колледжа: уровневый подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / COMPETENCE / COMPETENCY / SOCIO-CULTURAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закутняя Татьяна Викторовна

В статье раскрыт уровневый подход к формированию социокультурной компетентности студентов педагогического колледжа, охарактеризованы уровни развития социокультурной компетентности студентов в условиях учебного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закутняя Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the socio-cultural competence of college students: the layered approach

The article discloses the layered approach to the development of socio-cultural competence of pedagogical college students, describes the levels of development of students’ socio-cultural competence in the learning process

Текст научной работы на тему «Формирование социокультурной компетентности студентов колледжа: уровневый подход»

Т. В. Закутняя

(г. Гатчина, Ленинградская обл.)

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА: УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД

В статье раскрыт уровневый подход к формированию социокультурной компетентности студентов педагогического колледжа, охарактеризованы уровни развития социокультурной компетентности студентов в условиях учебного процесса

Педагогическое образование является составной частью системы образования России и поэтому решает актуальную задачу кадрового обеспечения. Будущие педагоги сегодня призваны стать носителями идей обновления образования на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта. Успех модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации [7 и др.]. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования на основе социального и культурного взаимодействия, возрастающие требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока - все это требует повышения профессиональнопедагогической компетентности как готовности будущего учителя к выполнению профессиональной деятельности [1, 2].

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости воспитания образованных, нравственных, предприимчивых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны [3].

Формирование компетентного специалиста «осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом, а также посредством активной позиции студента в социальной, политической и культурной жизни. Все это в комплексе формирует и развивает личность будущего педагога таким образом, чтобы она обладала способами само-

развития и самосовершенствования» [7]. Это обеспечивает педагогу эффективное функционирование как социального субъекта, ориентированного на сохранение и приумножение культурного потенциала своей страны.

В нашей работе компетенция рассматривается как заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли, а компетентность - мера соответствия этому требованию, интегративное качество личности, включенность человека в деятельность, способность эффективно решать учебные и жизненные задачи, возникшие в реальных ситуациях [1, 2, 4, 5].

Существенно в условиях педагогического коллежа усиление социальной и общекультурной роли подготовки студентов. В соответствии с этим актуальным в профессиональном образовании становится развитие социокультурной компетентности студентов, которая рассматривается как становление интегративных качеств личности на основе осмысления и усвоения индивидуумом форм и проявлений социально-культурной жизни, приобретения собственного социального опыта путем «врастания» в культуру и формирования индивидуального «поля» культуры, развития новых личностно-психических качеств и свойств (самооценка, самопознание, ответственность за принятие решений, корпоративность и др.].

Социокультурная компетентность студентов как метапредметный результат достигается в открытой образовательной среде колледжа, обеспечивающей многообразие альтернативных путей становления индивида, комплексное и целостное отражение в его образовании тенденций развития современной культуры, высокую степень интеграции в

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (34] 2013

101

общественные процессы в роли полноправного партнера [8, с. 204].

Формирование данной компетентности студентов может быть реализовано на основе уровневой организации учебного процесса, которая предполагает поэтапное сопровождение персонифицированных образовательных маршрутов, интегративных форм обучения, проектной деятельности социокультурной направленности.

Уровневая организация учебного процесса основывается на методологических подходах - социологическом (личность как продукт и объект социальных отношений], персонифицированном (как проявление уникальности человека], культурологическом и реализует следующие профессионально ориентированные принципы обучения студентов педагогического колледжа - социальной активности и успешности, открытости и незавершенности, профессионально-личностной свободы обучаемого, креативности. С учетом этого мы выделяем уровни формирования социокультурной компетентности.

Нормативно-базовый уровень формирования социокультурной компетентности студентов характеризуется наличием базовой составляющей - сформированности знаний, умений, навыков, опыта учебно-познавательной деятельности, элементарных коммуникативных умений (общение, участие в диалоге, работа в группе], отдельных проявлений культуротворческой деятельности (ИЗО, краеведение, туризм, художественное творчество]. Социокультурное развитие для этой группы студентов в основном ограничено выполнением отдельных поручений по реферативному анализу и экспертизе художественных произведений, участием в социальных проектах готового типа, предложенного им со стороны преподавателя.

Для студентов продуктивно-поискового уровня характерно получение реального продукта деятельности, к которому предъявляется требование, связанное с выходом в профессиональную, социально-воспитательную сферу (проектирование интегративного урока, занятия внеурочной деятельностью], наличие информационной составляющей на уровне усвоения стандарта образования. Затруднения вызывают социально-мировоззренческая и коммуникативная деятельность, связанная: а] с организацией группового общения, б] разработкой проектов по обсу-

ждению технологий создания и описания интеллектуального продукта, социальному воспитанию (навыки коммуникации, делового общения, участие в самоуправлении, самоорганизации]. Развитие социокультурной компетентности для этого уровня связывается с ограниченным участием в культуротворческих мероприятиях, основанных на музейной педагогике, социальном проектировании, сетевом взаимодействии.

Для студентов проблемно-творческого (креативного) уровня необходимо наличие высоких достижений в освоении стандартов образования как базовой основы психологопедагогического сопровождения учебного процесса, освоения информационных технологий в интерактивном режиме. В этом случае студенту предстоит конструировать и прогнозировать качество интеллектуального продукта деятельности, имеющего социальную значимость и области применения в инновационной практике (новые типы упражнений, инновационные типы моделирования уроков, взаимосвязь психологических, дидактических и методических умений в учебном проектировании]. Информационный компонент образования усиливается за счет креативной и личностно-развивающей составляющей.

Культуротворческие и социально-мировоззренческие стороны компетентности находят выход в достаточно высоком уровне учебной, воспитательной и социальной деятельности студентов, как будущих учителей, ориентированных на ценности и социокультурные потребности общества и школы будущего. Как о социальном заказе речь идет о модели российского образования в долгосрочной перспективе («Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики»].

Коммуникативная составляющая социокультурной компетентности этого уровня связана с развитием у студентов умений участвовать в сетевом взаимодействии, коллективном решении творческих задач, требующих объединения усилий разных субъектов социокультурной среды, участия в работе отдельных педагогов, микросообществ, ассоциаций, стремящихся к развитию нового педагогического опыта на основе диалога и полилога. Социальные аспекты деятельности связываются с развитием функций социального педагога, социального психолога, соци-

Таблица

Динамика формирования социокультурной компетентности студентов в условиях уровневого подхода (в процентах)

I уровень II уровень III уровень

Самооценка первичная 87 72 39

Самооценка итоговая 91 81 73

Экспертная оценка первичная 80 63 31

Экспертная оценка итоговая 87 78 64

ального работника, воспитателя и организатора социальных проектов по развитию школы, образовательной среды. Проявление культуротворческого потенциала студентов во многом характеризуется проявлением качества индивидуальности и самостоятельности, инициатив по созданию культуротворческих проектов, имеющих социально-воспитательное значение (экологические маршруты, патриотическое движение, генеалогические исследования, вахты Памяти, театральные постановки, Дни поэзии, творческие вечера].

В ходе предварительного эксперимента был установлен исходный уровень социокультурной компетентности студентов (см. табл.]. По усредненным показателям на нормативно-базовом уровне по самооценке студентов находится 87% студентов, на продук-тивном-поисковом уровне - 72%, на проблемно-творческом уровне - 39%. Экспертная оценка составляет на I уровне - 80%, на II уровне - 63%, на III уровне - 31%. На самом высоком проблемно-творческом уровне показатели достаточно низкие (39%, 31% соответственно].

Педагогическая система, реализуемая в формирующем эксперименте, предусматривала: проектирование блочно-модульного содержания образования, которое позволяет достичь высокого уровня формирования социокультурной компетентности студентов, создание открытой образовательной среды колледжа в условиях социального партнерства и социального взаимодействия; осуществление социокультурной направленности обучения студентов по разным предметам.

При реализации идеи формирования социокультурной компетентности с учетом уровневой готовности социокультурного развития личности студентов были использованы интегративные формы обучения, так как ведущие идеи компетентностного подхода должны включаться в разные образовательные области.

С учетом формирующего эксперимента достигнуты положительные результаты в развитии социокультурной компетентности с точки зрения уровневого подхода (табл.]

Результаты эксперимента позволяют сделать вывод, что формирование социокультурной компетентности студентов в открытой образовательной среде педагогического колледжа в условиях уровневой организации учебного процесса применимо для профессиональной подготовки студентов и достаточно эффективно для дальнейшей их профессиональной социализации.

Получен вывод о том, что сегодня необходимо и возможно подготовить в условиях колледжа учителя универсально образованного, социально компетентного, обладающего высокой культурой, богатым творческим потенциалом, социальным опытом. Компетентный учитель, который сам много знает и умеет, сможет соответствовать тем разнообразным требованиям, которые предъявляют к нему открытые вызовы современного общества. Профессиональная подготовка будущего учителя в современном колледже в содержательно-деятельностном плане должна быть основана на компетентностном подходе и реализации идей формирования социокультурной компетентности студентов.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (34) 2013

103

Литература

1. Акулова О. В. Изменения школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу. - СПб., 2003.

2. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной]. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Президент России : официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/ 2002/04/57884^Мт1 (дата обращения 28.02.2013].

4. Митина Л. М. Психология профессионального развития. -М., 1998.

5. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Оценка качества профессионального образования / под общ. ред. В. И. Байденко, Дж. Ван Зантворта ; Европейский фонд подготовки кадров. - М.: Исслед. центр качества подгот. специалистов, 2001. (Результаты реализации проекта Tacis «Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования» - ДЕЛФИ ; Докл. 5, май 2001].

6. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. - 2-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 317 с.

7. Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога : реф. / Г. И. Баева, Мин-во образования Перм. края ; ГОУ СПО Кунгур. пед. училище. - [б/м], 2007. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bestreferat.ru/ referat-196595.html

8. Современная школа: опыт модернизации : кн. для учителя / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына / под общ. ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 290 с.

--------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.