Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВОСПИТАННИКОВ ЦССВ В УСЛОВИЯХ ИХ АДАПТАЦИИ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВОСПИТАННИКОВ ЦССВ В УСЛОВИЯХ ИХ АДАПТАЦИИ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

429
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПЕТЕНЦИЙ / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / СЕМЬЯ / ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ / ВОСПИТАНИЕ / СИРОТЫ / РОДИТЕЛИ / ДЕТИ / SOCIAL COMPETENCES / THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCES / A FOSTER FAMILY / A FAMILY / THE CENTER FOR THE PROMOTION OF FAMILY EDUCATION / UPBRINGING / ORPHANS / PARENTS / CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Феоктистова Марта Алексеевна, Щербина Анна Ивановна

В статье рассматривается тема формирования социальных компетенций у воспитанников центров содействия семейному воспитанию. Также поднимаются вопросы адаптации детей-сирот в замещающих семьях. Целью работы являются исследования формирования социальных компетенций у воспитанников и выпускников Центров содействия семейному воспитанию, а так же детей из замещающих семей. Предполагалось, что полноценное формирование социальных компетенций у детей-сирот затруднено без поддержки замещающей семьи. Решались задачи: исследовать понятие социальных компетенций и особенности их формирования; определить отличия социальных компетенций у детей из замещающих семей и воспитанников Центров содействия семейному воспитанию; сформировать социальные компетенции у ребенка. Методы формирования социальных, личностных и иных компетенций весьма разнообразны. Их важно подбирать, обращая внимание на возраст, психологическое и физиологическое состояние ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Феоктистова Марта Алексеевна, Щербина Анна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL COMPETENCIES AMONG PUPILS OF THE CVS IN THE CONDITIONS OF THEIR ADAPTATION IN FOSTER FAMILIES

The article raises the topic of the formation of social competencies among pupils of centers for the promotion of family education. The issues of adaptation of orphans in foster families are also considered. The aim of the work is to study the formation of social competencies in pupils and graduates of the Centers for the Promotion of Family Education, as well as children from foster families. It was assumed that the full-fledged formation of social competencies in orphans is difficult without the support of a foster family. The tasks were solved: to study the concept of social competences and the peculiarities of their formation; to determine the differences in social competencies among children from foster families and pupils of the Centers for the Promotion of Family Education; to form social competences in a child. Methods for the formation of social, personal and other competencies are very diverse. It is important to select them, paying attention to the age, psychological and physiological state of the child.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВОСПИТАННИКОВ ЦССВ В УСЛОВИЯХ ИХ АДАПТАЦИИ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ»

Теория и методика обучения и воспитания Methods of training and education

Научная статья

УДК 37.042

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-56-65

Феоктистова Марта Алексеевна

Московский педагогический государственный университет

г. Москва, Россия ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7376-7438 e-mail: [email protected]; г. Москва, Россия

Щербина Анна Ивановна

Московский педагогический государственный университет. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7667-973X e-mail: [email protected] г. Москва, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВОСПИТАННИКОВ ЦССВ В УСЛОВИЯХ ИХ АДАПТАЦИИ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

Аннотация: В статье рассматривается тема формирования социальных компетенций у воспитанников центров содействия семейному воспитанию. Также поднимаются вопросы адаптации детей-сирот в замещающих семьях. Целью работы являются исследования формирования социальных компетенций у воспитанников и выпускников Центров содействия семейному воспитанию, а так же детей из замещающих семей. Предполагалось, что полноценное формирование социальных компетенций у детей-сирот затруднено без поддержки замещающей семьи. Решались задачи: исследовать понятие социальных компетенций и особенности их формирования; определить отличия социальных компетенций у детей из замещающих семей и воспитанников Центров содействия семейному воспитанию; сформировать социальные компетенции у ребенка. Методы формирования социальных, личностных и иных компетенций весьма разнообразны. Их важно подбирать, обращая внимание на возраст, психологическое и физиологическое состояние ребенка.

Ключевые слова: социальные компетенции, формирование социальный компетенций, замещающая семья, семья, Центр содействия семейному воспитанию, воспитание, сироты, родители, дети.

Для цитирования: Феоктистова М.А., Щербина А.И. Формирование социальных компетенций у воспитанников ЦССВ в условиях их адаптации в замещающих семьях. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. № 5. C. 56-65 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-56-65

Original article

Marta A. Feoktistova

Moscow State Pedagogical University Moscow, Russia, ORCID iD: https://orcid.org/0000-0001-7376-7438 e-mail: [email protected]

Anna I. Scherbina

Moscow State Pedagogical University Moscow, Russia, ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-7667-973X e-mail: [email protected]

FORMATION OF SOCIAL COMPETENCIES AMONG PUPILS OF THE CVS IN THE CONDITIONS OF THEIR ADAPTATION IN FOSTER FAMILIES

Abstract. The article raises the topic of the formation of social competencies among pupils of centers for the promotion of family education. The issues of adaptation of orphans in foster families are also considered. The aim of the work is to study the formation of social competencies in pupils and graduates of the Centers for the Promotion of Family Education, as well as children from foster families. It was assumed that the full-fledged formation of social competencies in orphans is difficult without the support of a foster family. The tasks were solved: to study the concept of social competences and the peculiarities of their formation; to determine the differences in social competencies among children from foster families and pupils of the Centers for the Promotion of Family Education; to form social competences in a child. Methods for the formation of social, personal and other competencies are very diverse. It is important to select them, paying attention to the age, psychological and physiological state of the child.

Keywords: Social competences, the formation of social competences, a foster family, a family, the Center for the Promotion of Family Education, upbringing, orphans, parents, children.

For citation: Feoktistova M.A., Scherbina A.I. Formation of social competencies among pupils of the CVS in the conditions of their adaptation in foster families. Pedagogy: history, prospects. 2020. Volume 3. No. 5. P. 56-65 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-56-65 (In Russ.)

Введение.

Социальное напряжение в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с людьми [1]. В современной России существует проблема социального сиротства, которая подразумевает под собой, что ребенок, находящийся на попечении государства имеет родителей, которые лишены родительских прав; находятся в местах лишения свободы; родители признаны недееспособными. Социальные сироты, помещенные в специализированные учреждения, могут не иметь элементарных социальных навыков, так как могли быть изъяты из неблагополучных условий проживания. И в таком случае перед специалистами Центра Содействия Семейному Воспитанию и Центра Поддержки Семьи и Детства (далее - ЦПСиД) должна стоять ответственная задача - привить хотя бы минимальные социальные навыки для нахождения в обществе.

К данной работе должны подключаться психологи, педагоги, социальные работники, которые будут помогать ребенку в адаптации. Проблема данной темы стоит остро, ведь не всегда дети попадают в специализированные центры из семей, дети могут быть отказниками из родильных отделений. И в таком случае, их рост, воспитание, социализация, адаптация, обучение ложится на плечи работников данных учреждений. Также стоит учитывать, что ребенок, которого усыновили, может не иметь всех нужных ему социальных компетенций, для адаптации в замещающей семье в связи, с чем могут возникнуть конфликты и разного рода недопонимания в детско-родительских отношениях.

Целью работы является исследование процеса формирования социальных компетенций у воспитанников и выпускников Центров содействия семейному воспитанию, а так же детей из замещающих семей.

Объектом исследования выступают социальные компетенции в замещающих семьях.

Предметом - формирование социальных компетенций детей и подростков в замещающих семьях или Центрах содействия семейному воспитанию.

Гипотеза исследования - полноценное формирование социальных компетенций у детей-сирот затруднено без поддержки замещающей семьи.

Были поставлены задачи:

1) исследовать понятие социальных компетенций и особенности их формирования;

2) выявить отличительные особенности социальных компетенций у детей из замещающих семей и воспитанников Центров содействия семейному воспитанию;

3) создать условия успешного формирования компетенций в замещающих семьях.

Методическая база: научные статьи по смежным темам работы.

Вопросы развития социальных компетенций волновали большое количество авторов. И.В. Габелая в статье «Показатели социальной компетентности у подростков» [2], пишет о том, что для подростка важны социальные компетенции по причине потребности в его в самоутверждении, самоопределении. Так же мы можем рассматривать социальные компетенции, как способ преодоления тяжелых жизненных ситуаций и кризисов. Как, например, в статье «Социальная компетентность подростка как способ преодоления кризисной ситуации» М.Ю. Михай-линой [3] Она рассматривает подростковый кризисный возраст и проводит параллель с понятиями «адаптация», «социализация», «компетенция», которые являются важными в данной период развития подрастающего человека. Так же ряд

авторов рассматривают формирование социальных компетенций, как результат обучения в образовательных организациях, либо как результат пребывания в специализированных детских учреждениях для детей-сирот. Так, Соболева Г.П. в своей статье «Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома», пишет о том, что данная тема является мало изученной, но в тоже время самой проблемной, в чем нельзя с ней не согласиться. Соболева пишет о том, что в детских-домах должен осуществляться компетентностный подход к каждому воспитаннику, что бы в дальнейшем у него не было трудностей в учебе, профессиональной сфера и жизни в обществе [4].

Сформированность социальных ориентиров у граждан - важное условие регулирования общественных отношений. Так же государство задумывается о том, что компетенции должны формироваться с самого детства у молодого поколения. Поэтому в 2013 году был подписан Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Речь в стандарте идет о формировании компетенций в детских дошкольных образовательных учреждениях. В нем прописаны программы дошкольного образования, которые направлены на развитие всех стадий дошкольного детства, на разнообразное развитие детей, с учетом их возрастных, психологических и физиологических особенностей в данном периоде [5].

Компетенции, которые дошкольник получает в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) основаны на том, что через несколько лет ребенок перейдет в другую категорию детей - младших дошкольников, где ему понадобятся знания, которые он получил.

Одним из направлений, прописанных во ФГОС ДО, является социально-коммуникативное взаимодействие, подразумевающее под собой усвоение норм и ценностей, принятых в данном обществе. Компетенции, прививаемые в ДОУ:

- взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности и научение саморегуляции собственных действий;

- развитие социального интеллекта, сопереживания, формирование готовности к общим делам со сверстниками;

- формирование положительных установок к различным видам труда и творчества; сформированность безопасного поведения в социуме, быту, природе.

На стадии дошкольного возраста во время пребывания в ДОУ формируются не все компетенции нужные ребенку для полноценной жизни в обществе, компетенции могут закладываться и в семье. Однако государство позаботилось и о дальнейшем формировании. В 2009 году был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который ставит своей главной задачей личностное развитие обучающегося. Стандарт нацелен на формирование универсальных учебных действий у ребенка:

1) уважительного отношения к старшим людям, сверстникам и младшим детям;

2) на развитие духовно-нравственного воспитания;

3) патриотизма;

4) основ гражданской идентичности;

5) готовность и способность обучающегося к саморазвитию [5, 6].

Важно разобраться, как разные авторы понимают понятие «социальной компетенции». Социальная компетенция - это умение избирать социальные ори-

ентиры и соответствующим образом организовывать свое поведение, так считает Е.В. Коблянская [7]. Первым кто, обратил свой взор к проблеме социальных компетенций, показывает автор, был В.Э. Уайт, он рассматривает социальную компетентность, как определённую способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающей средой. В нашей работе мы будем ориентироваться на оба понятия социальных компетенций. По своему содержанию социальная компетенция помогает индивиду принимать верные решения и достигать поставленных целей, благодаря своим внутренним ресурсам.

В условиях Центров содействия семейному воспитанию формированием социальных компетенций занимается большой спектр специалистов, куда входят педагоги, воспитатели, психологи. Однако, многие выпускники данных учреждений не готовы к самостоятельной жизни вне стен Центров содействия семейному воспитанию, по причине отсутствия социальных компетенций. Выпускник не может найти своего место в обществе, для него всё сложно, и не изведано. Причиной сложной адаптации к взрослой жизни в обществе, становится не знание, не сфор-мированность социальных компетенций, которые нужны для комфортного существования в социуме. Чем же отличаются дети, вышедшие из центров содействия семейному воспитанию? У этих детей часто можно встретить устойчивое чувство иждивенчества, незнание экономической стороны жизни (на что, куда, зачем тратить деньги?), трудности даже в совершенно как, казалось бы, простом общении для них могут быть нормой. Воспитанники зачастую достаточно медленно самоопределяются в жизни, у них может быть понижена самооценка. Всё это ведет к тяжелым последствиям, таким как правонарушения, что бы хоть чем-то занять себя в обществе. Но в целом нам стоит помнить, что любой Центр Содействия Семейному Воспитанию работает именно на устройство детей в замещающие семьи.

Безусловно, дети, находящиеся в данных учреждениях, учатся общаться с ровесниками, с взрослыми, с детьми, более младшего, и старшего возраста. Но они не принимают участия в уходе и присмотре, готовки, уборки и соответственно навыки, получаемые в данных учреждениях, уже становятся ниже, чем при жизни в семье.

Для формирования социальных компетенций важно работать над формированием у воспитанников личностных ценностей, это совокупность культивируемых в культуре данного общества представлений об обычаях, традициях способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.

Для работы с детьми работники должны опираться на федеральные законы, методические рекомендации и различные концепции, предложенные государством. Основным документом, по которому работают Центры Содействия Семейному Воспитанию, является, с 2014 года Постановление Правительства РФ № 481. С него начались кардинальные перемены в российских детских домах, школах-интернатах и домах ребенка. Впрочем, и их скоро не стало: на смену пришли центры содействия семейному воспитанию. Вместо постоянно меняющихся воспитателей - «социальные мамы», вместо общих спален - уютные «квартиры». Но самое главное, на что нацелены современные Центы содействия Семейному Воспитанию и ЦПСиД, это на устройство детей в приёмные или возврат в кровные семьи. Для более успешной адаптации и социализации ребенка в обществе [8].

На наш взгляд выпускник Центра, если он не был помещен в замещающую семью, должен обладать:

1) коммуникативной компетентностью - это умение выражать правильно свои мысли, доносить их до другого человека и налаживать контакты с другими людьми;

2) социальная предприимчивостью - это социальная активность человека, умением отстоять свои взгляды и ценности пред другими людьми, не прибегая к насильственным и ненормативным методам;

3) общей правовой и экономической грамотностью - это скорее характерно для подросткового возраста, но не менее важно для успешной адаптации обществе;

4) способностью нести ответственность за свои поступки;

5) умением разбираться в социальных ролях и межличностных отношениях.

В современной России большое внимание уделяется устройству ребенка в

семью, как важнейший институт социализации, и именно замещающие семьи могут помочь в социализации и развитии ребенка. Семья в жизни ребенка играет огромную роль, так как в семье есть любовь, забота, поддержка, которая очень важна при развитии ребенка, как личности. Именно взаимодействия родителей и ребенка оказывают влияние на его дальнейшую жизнь. Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых лет коренными изменениями ее эмоционально-психологических функций [9, с. 18 - 24.]

Приходя в замещающую семью, ребенок проходит тяжелый путь адаптации, привыкания к новым «родителям». У ребенка может появиться страх того, что его вернут обратно и родители должны проявить всю свою любовь, уважение к ребенку, что бы ребенок начал им доверять.

Говоря о замещающей семье, мы имеем в виду, что это та семья, которая взяла на попечение ребенка, оставшегося без попечения родителей, сюда относятся, такие формы устройства, как: усыновление, опека, приемная или патронат-ная семья. И многие семьи сталкиваются с проблемами воспитания, обучения, отсутствия навыков самообслуживания у приемных детей.

Стоит упомянуть о том, что и сами замещающие родители, должны обладать компетенциями, которые помогут в адаптации, социализации и воспитании ребенка из Центров содействия семейному воспитанию.

Где же получить социальные компетенции родителям?

Родители перед тем, как стать семьей, для ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны пройти ШПР (Школу приемных родителей) [10].

Можно встретить случаи, когда несформированность родительских компетенций или несформированность социальных компетенций или и того и другого вместе ведет к конфликтам в детско-родительских отношениях. Родители, принявшие ребенка, должны быть готовы к тому, что они становятся профессиональными родителями-воспитателями, и воспитание должно быть в первую очередь направлено, на реанимацию его психофизиологического состояния, у семьи должны быть ресурсы для обучения, воспитания и поддержки ребенка.

Родители в воспитании ребенка могут опираться на различные методические рекомендации и пособия для педагогов, для формирования социальных компетенций и лучшего взаимодействия с детьми. Опираясь на статью «Формирование личностных компетенций учащихся» составитель А.Н. Кузнецова. Направления, которые авторы затронули в данном пособии:

1) духовно-нравственное развитие в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения личности;

2) осознание и принятие личностью традиций, ценностей, особых культурно-исторической, социальной и духовной жизни родины (город, деревня);

3) принятие ценностей и духовных традиций многонационального народа РФ;

4) развитие гражданской идентичности и гражданского и патриотического воспитания [11].

Помещение ребенка в семью, это не только положительные моменты, влияющие на его развитие и связанные с социализацией, воспитанием, но и риски, того, как ребенок сможет адаптироваться к новой семье. На адаптацию ребенка влияет его возраст. В статье «Влияние стилей детско-родительских отношений в полных и неполных семьях на формирование социально-психологической компетенции дошкольника» (Кинах Ю.С., Родермель Т.А., Мамкина Т.М), авторы говорят о том, что в возрасте с трех до семи лет у ребенка формируются основные понятия о мире, отношения к себе в этом мире. Из этого, мы можем сделать вывод, что с ребенком дошкольного возраста родители будут справляться лучше, чем с детьми старшего школьного возраста. Авторы отмечают, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование основных социальных навыков. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социально-психологической компетентности ребенка, определяя траектории развития и адаптации в меняющемся социуме. В этом возрасте социальная компетентность рассматривается, как некая социализация ребенка в обществе [12].

Для формирования у ребенка в замещающей семье важных социальных компетенций, в самой семье должна быть доброжелательная эмоциональная среда. Стоит обратить внимание на вспоминающие факторы, которые помогут развиваться ребенку в замещающей семье:

- эмоциональная привязка - ребенок должен не просто привыкнуть к родителям, он сам должен считать их своей семье и опорой;

- родители должны быть и требовательны, но давать ребенку делать выбор самому (или помогать ему в этом);

- обязательно нужно обращать внимание на личностно-психологические особенности ребенка;

- так же в любой семье должна присутствовать эмоциональная сфера, то есть любовь, похвала, сопереживание, радость от общения друг с другом.

Хочется добавить, что эмоциональная среда является одним из основных факторов развития личности ребенка, которая влияет:

1) на адаптацию в замещающей семье;

2) на личностное развитие на данный момент нахождения в семьи;

3) на развитие личности и сохранение положительных личностных установок в будущем.

Подводя итоги моей работы, хочу отметить, что формирование социальных компетенций у ребенка, важно для него самого в будущем, ведь социальные компетенции заложат некие шаблоны поведения, которые он сможет использовать на разных стадиях своей жизни. Многие привитые навыки, которыми он будет пользоваться чаще, сохранятся уже у взрослого человека на протяжении всей жизни.

Методы формирования социальных, личностных и иных компетенций весьма разнообразны, и каждый метод формирования нужно подбирать, обращая внимание на возраст, психологическое и физиологическое состояние ребенка.

Именно поэтому, так важно формировать социальные компетенции не только у домашних детей, но и у детей находящихся в условиях центров содействия семейному воспитанию, для лучшей адаптации их к взрослой жизни в будущем.

Полное формирование социальных компетенций происходит только внутри замещающей или кровной семьи. В условиях специализированных учрежде-

ний, развитие социальных компетенций у детей и подростков возможно, но в меньшем объеме.

Только после успешной адаптации ребенка в замещающей семье, можно говорить о формировании у ребенка социальных компетенций важных в дальнейшей жизни. Формирование социальных компетенций может проходить как в форме игр, так и в форме различных поручений.

Таким образом, семья должна научить ребенка коммуникативной компетенции для адекватного и доброжелательного общения в обществе. Также важным компонентом, является самостоятельность ребенка. Рассматривая статью С.А. Сорокиной «Развитие самостоятельности через формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста», мы можем выделить важные компетенции при формировании самостоятельности детей. Автор пишет о таких важных личностных проявлениях ребенка в дошкольном учреждении, как:

- умение определять бытовые вещи;

- желание ребенка помогать в хозяйственно-бытовых делах;

- ориентироваться на взрослых;

- проявлять настойчивость;

родители же в раннем возрасте, должны научить детей:

- поощрять самостоятельность;

- поощрять помощь сверстникам;

- следить за своим внешним видом;

- учить навыкам самообслуживания.

В обучении ребенка самостоятельности и культурно-гигиеническим навыкам нередко помогают игрушки, стишки, потешки, загадки [13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Социальная работа: теория и практика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е.Н. Приступа [и др.]; под редакцией Е.Н. Приступы. -Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 306 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). - ISBN 978-5-534-02693-1. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. -URL: https://urait.ru/bcode/432928

2. Габелая И.В. Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология»// Показатели социальной компетентности у подростков. 2013. том 6. № 3. - 116 - 119 с.

3. Михайлина М.Ю. Социальная компетентность подростка как способ преодоления кризисной ситуации // Проблемы социальной психологии личности.

4. Соболева Г. П Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/)

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

(https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FG0S.N00_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf)

7. Коблянская Е.В Психологические аспекты социальной компетенции. / Автореферат дисс. - 1995г. - 17 с.

8. Постановление Правительства РФ № 481(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163487/)

9. Игнатович С.С., Игнатович В.К., Игнатович А.В. Взаимодействие семьи и школы как основного воспитательного института в обществе. Педагогика: история, перспективы. 2020.Том. 3. № 4. С. 18 - 24. http://dpo-journal.ru/index.php / pvsz / article/view/127

10. Сайт ШПР - Электронный ресурс -https://changeonelife.ru/2018/05/31/obuchenie-v-shkole-priemny-h-roditelej-shpr/

11. Формирование личностных компетенций учащихся/ сост. Кузнецова Н.А. -Волгоград : Учитель. - 2014. - 156 с.

12. КинахЮ.С., Родермель Т.А., Мамкина Т.М.Влияние стилей детско-родительских отношений в полных и неполных семьях на формирование социально-психологической компетенции дошкольника/ г. Сургут. - 32с.

13. Сорокина С.А Развитие самостоятельности через формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста// Актуальные проблемы экологии и здоровья человека. - Череповец - 2015. - с. 43 - 47.

REFERENCES

1. Social work: theory and practice: textbook and workshop for applied baccalaureate / E.N. Attack [and others]; edited by E.N. Seizures. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. 306 p. (Bachelor. Applied course). - ISBN 978-5-534-02693-1. - Text: electronic. EBS Yurayt [site]. - URL: https://urait.ru/bcode/432928

2. Gabelaya I.V. Bulletin of SUSU. Series "Psychology". Indicators of social competence in adolescents. 2013.Vol. 6.No. 3. 116 - 119 p.

3. Mikhailina M.Yu. Social competence of a teenager as a way to overcome a crisis situation. Problems of social psychology of personality.

4. Soboleva G. P The problem of the formation of social competence and the acquisition of social experience by pupils of an orphanage

5. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "On approval of the federal state educational standard for preschool education." Available at:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/

6. Federal state educational standard for primary general education Available at:https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf

7. Koblenskaya E.V. Psychological aspects of social competence. Abstract dissertation. 1995. 17 p.

8. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 481 Available at:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163487/

9. Ignatovich S.S., Ignatovich V.K., Ignatovich A.V. Interaction between family and school as the main educational institution in society. Pedagogy: history, perspectives. 2020.Vol. 3.No. 4.P. 18 - 24. Available at:http://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/127

10. Site PDS. Available at: https://changeonelife.ru/2018/05/31/obuchenie-v-shkole-priemny-h-roditelej-shpr/

11. Formation of personal competencies of students. comp. Kuznetsova N.A. Volgograd: Teacher. 2014. 156 p.

12. Kinakh Yu.S., Rodermel T.A., Mamkina T.M. Influence of styles of parent-child relationships in complete and incomplete families on the formation of socio-psychological competence of a preschooler. Surgut. 32p.

13. Sorokina SA Development of independence through the formation of cultural and hygienic skills in young children. Actual problems of ecology and human health. Cherepovets. 2015. p. 43 - 47.

Информация об авторах: Феоктистова Марта Алексеевна, студентка 3 курса бакалавриата, Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Институт «Высшая школа образования» ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7376-7438 e-mail: [email protected]; г. Москва, Россия

Щербина Анна Ивановна -канд. пед. наук, доцент, Институт «Высшая школа образования», Московский педагогический государственный университет(МПГУ) ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7667-973X e-mail: [email protected] г. Москва, Россия

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Marta A. Feoktistova, 3rd year undergraduate student, Moscow State Pedagogical University Institute "Higher School of Education" [email protected]; [email protected] Moscow, Russia Moscow, Russia,

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7376-7438

e-mail: [email protected]; [email protected]

Anna I. Scherbina, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Family Education, Institute Higher School of Education, Moscow State Pedagogical University Moscow, Russia, SPIN-kod: 1140-4168

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-7667-973X e-mail: [email protected]

The authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 20.09.2020 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 15.10.2020

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.10.2020

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов./ The authors declare no conflicts of interests

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.