Научная статья на тему 'Формирование социальных компетенций как условие профилактики интернет-зависимости у студентов'

Формирование социальных компетенций как условие профилактики интернет-зависимости у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
268
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЩЕНИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дубровина Л. А., Галкина П. Н., Хорева С. А.

В статье рассматривается проблема возникновения интернет-зависимости у студентов, раскрываются психологические механизмы её возникновения, выявляется связь социальных компетенций со склонностью к аддиктивному поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование социальных компетенций как условие профилактики интернет-зависимости у студентов»

42

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

5. Райтаровский В.В. Преподавание грамматики в современном испанском языке: монография. - М.; Леон (Испания): Международный Университет в Москве, 2010.

6. Фадеева С.А., Юсупов В.О. Идея коммуникативной лингвистики в коммуникативной методике // РЯШ. - 2000. - № 4.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНТОВ

© Дубровина Л.А.* *, Галкина П.Н.*, Хорева С.А.*

Владимирский государственный университет имени А.Г. Столетова и Н.Г. Столетова, г. Владимир

В статье рассматривается проблема возникновения интернет-зависимости у студентов, раскрываются психологические механизмы её возникновения, выявляется связь социальных компетенций со склонностью к аддиктивному поведению.

Ключевые слова аддитивное поведение, интернет-зависимость, межличностная зависимость, компетенции в общении, компетентностный подход, субъектность, профилактика интернет-зависимости.

В современном мире востребованы активные, энергичные, инициативные личности, с другой стороны, молодые люди находятся в таких социальнопсихологических условиях, которые препятствуют достижению вышеупомянутой цели. Обучение в вузе во многом базируется на Интернет-ресурсах. Молодые люди большую часть времени проводят в виртуальном пространстве, непосредственное живое общение становится непривычной роскошью. Начинает формироваться один из видов социальной аддикции - интернетзависимость.

Интернет-зависимость - это вид аддиктивного поведения, который проявляется в навязчивом желании подключиться к интернету и болезненной неспособности прервать работу в сети. Человек погружается в виртуальный мир: забывает про друзей, свои обязанности. Реальность отступает на второй план. Так формируется Интернет-зависимость - Всемирная организация здравоохранения причислила Интернет-зависимость к категории патологических пристрастий. По мнению многих специалистов, «интернетомания» приводит почти к разрушению личности.

* Доцент кафедры Социальной педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

* Студент 2 курса отделения Социальной педагогики и психологии ГумИ ВлГУ.

* Студент 2 курса отделения Социальной педагогики и психологии ГумИ ВлГУ.

Педагогические науки

43

Феномен интернет-зависимости привлекает сейчас внимание исследователей сети, учёных, средства массовой информации. Исследования последних лет свидетельствует о сверхувлечённости молодёжи Интернетом, нередко о злоупотреблении им, а в ряде случаев и явной зависимости от виртуальной среды [4]. Термин «интернет-зависимость» ввёл нью-йоркский психиатр Иван Голдберг в 1995 г. под этим выражением понимается не медицинская проблема наподобие алкогольной или наркотической зависимости, а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь. Психологами интернет-зависимость определяется, как навязчивое желание выйти в Интернет [4]. Интернет-зависимость стала социальной проблемой, вызывающей обеспокоенность общественности и выступающей предметом специальных исследований. Чувство одиночества, не являясь единственной причиной ее возникновения, оказывается одним из ее факторов. В то же время многие рассматривают интернет как инструмент преодоления чувства одиночества. Во-первых, человек может легко найти в Интернете собеседника в любое время суток семь дней в неделю для непосредственного общении. Существуют различные типологии одиночества. Они возникли, как попытки определить природу дефицита социальных отношений или выделить характеристики социального положения личности, обуславливающие ее одиночество. Одна из такого рода типологий принадлежит Р. Вейсу [5]. Подверженные компьютерной зависимости люди теряют социальные навыки, и им вернуться в реальный мир становится все сложнее. Он пугает, отталкивает, его правила сложно понять и это образует замкнутый круг.

Непршпие социума в виртуальность

t _ I

Утрата соц. навыков Привыкание

Он считает, что существуют фактически два эмоциональных состояния, которые люди, переживающие их, склонны расценивать как «одиночество». Это состояния эмоциональной и социальной изоляции. Социальное одиночество выражается в глубоком переживании человеком отсутствия доступного круга общения и удовлетворяющих его социальных связей. Эмоциональное (психологическое) одиночество Вейс рассматривает как переживание отсутствия тесной эмоциональной привязанности, неспособности найти душевный отклик, встретить понимание со стороны других людей. Другими словами, эмоциональное одиночество является результатом недостатка психологической привязанности индивида к близким людям, отсутствие друзей. Результаты исследований, проводимые со студентами ДВФУ (г. Владивосток) в 2010 г показывают, что 14,4 % респондентов испытывают эмоциональное одиночество и 44,9 % - социальное одиночество [5].

44

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения различных социологических и социально-психологических концепций существует ряд факторов, вероятно обусловливающих появление и развитие интернет-зависимого поведения: социальная дезорганизация, слабая социальная интеграция, низкий самоконтроль, социальная тревога, низкая самооценка, депрессия, расстройства влечений, злоупотребление психоактивными веществами...

Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это основная причина, объясняющая пристрастие к Интернету. Согласно данным последних исследований, уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях.

Чрезмерная межличностная зависимость представляет собой специфическое психологическое состояние, в основе которого лежит сильная потребность в эмоциональной близости, любви, ригидное стремление к получению помощи и поддержки на фоне постоянного ощущения себя беспомощным и слабым независимо от конкретной ситуации (О.П. Макушина, 2006). Кроме того, неудовлетворённость межличностными отношениями может спровоцировать развитие химических зависимостей. Феномен межличностной зависимости недостаточно изучен, в том числе у лиц старшего подросткового возраста. Опросники межличностной зависимости широко используются в зарубежной психологии, они имеют высокую валидность и надежность шкал методики. Однако в отечественной психологии подобной методики, нацеленной на диагностику зависимости в межличностных отношениях, пока не создано.

Интернет-зависимость является одним из видов аддиктивного поведения. Психологические механизмы возникновения его описаны в теории Ц.П. Короленко и Т.А. Донских (1992 г.). Авторы предлагают следующее определение аддиктивного поведения: «Это замещающее поведение, в котором эмоциональные отношения с людьми заменяются суррогатными вещами или активностями, формируется болезненная привязанность к ним. Состояние привязанности к предмету или участие в активности начинает управлять жизнью человека, появляется аддикция как стиль жизни. Аддиктивный подход зарождается в глубине психики, характеризуется установлением эмоциональных отношений, связей, но не с людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Происходит проекция эмоций на предметные суррогаты. Для аддикта типична гедонистическая установка в жизни, немедленно получить удовольствие любой ценой. Мышление подчинено эмоциям («мышление по желанию»), оно оправдывает стремление к эмоциональному возбуждению. Объекты аддиктивной привязанности могут меняться (алкоголь, азартные игры, наркотики и др.), но механизм сохраняется. Это может создать иллюзию исчезновения проблемы» [1, с. 35]. Аддиктивное поведение рассматривается как стремление человека уйти от повседневности ме-

Педагогические науки

45

тодом трансформации собственного эмоционального состояния. Отношения с окружающим миром строятся по психологическому механизму болезненной привязанности, проекции собственных эмоций на предметы, явления, активности, которые сами по себе не являются ни наркотиками, ни психостимуляторами. Изменение настроения по аддиктивному механизму может быть достигнуто разными способами: алкоголь, азартные игры (компьютерные игры), секс, длительное погружение в какую-либо деятельность. Нередко даже пища становится средством эмоционального возбуждения. Возникает иллюзия внутреннего благополучия. Предметы заменяют живых людей. Люди воспринимаются как объекты для манипуляций, что, в свою очередь, порождает негативное отношение окружающих к аддиктам.

Как отмечают Т Донских и Ц. Короленко, объекты аддикции могут меняться, аддиктивный механизм сохраняется. Поэтому, нередко, избавляясь от одной зависимости человек «впадает» в другую (по тому же механизму). Ад-дикция - это процесс, который имеет начало, развитие и завершение. Российские психологи выделяют следующие этапы развития аддиктивного поведения:

1. Начало отклонения. На этом этапе происходит субъективное открытие: переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде настроения, риска и фиксация в сознании связи этого настроения с определенным объектом или активностью. На этом этапе значима интенсивность переживания эмоций.

2. Становление аддиктивного ритма. Ритм коррелирует с жизненными затруднениями, фрустрациями и определяется порогом непереносимости этих затруднений: чем ниже порог - тем ритм быстрее. Человек пробует два пути разрешения проблемых ситуаций: естественный и искусственный (аддиктивный), отдавая предпочтение последнему. Ситуации, вызывающие аддиктивную реализацию, становятся более разнообразными.

3. Формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности. Аддиктивное поведение вытесняет прежнее «Я», постоянная внутренняя борьба с сами собой, внутренний конфликт. К людям проявляется нетерпимость, агрессивность, максимализм независимо от возраста. В возникающей социальной изоляции обвиняются окружающие.

4. Полное доминирование аддиктивного поведения. На этом этапе возникает отчуждение от общества, усиливается изоляция. Возникает внутренняя борьба между страхом оказаться одному и желанием этого.

5. Катастрофа. На этом этапе постоянными становятся такие состояния как подавленность, апатия, депрессивность Полный эмоциональный разрыв с близкими людьми. Человек не может справиться с большим количеством накопившихся стрессов. Возможны попытки суицида.

46

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выделяются личностные особенности людей, склонных к аддиктивно-му поведению. Во-первых, это люди со сниженной способностью переносить трудности повседневной жизни, низкой социальной адаптацией. Во-вторых, эмоционально нестабильные люди: склонные к частым перепадам настроения, высокой тревожностью. В-третьих, люди, страдающие комплексом неполноценности, неуверенные в себе люди. В-четвертых, эти люди слишком зависимы от оценки окружающих (что связано с предыдущей особенностью), не умеющие самостоятельно принимать решение, проявлять гибкость и креативность в поведении.

Эмпирическое исследование проводилось на отделении социальной психологии и педагогики Владимирского государственного университета, в группах ППД-114 и СП-114. В исследовании принимало участие 29 человек, из них 4 - юноши и 25 - девушки. Вначале был проведён опросник «Диагностика аддикций» (ОДА-2010), составитель А.В. Смирнов.

Таблица 1

Уровень интернет-зависимости у групп ППД-114 и СП-114

№ Уровень зависимости Количество испытуемых

1 Низкий (1-4 стенов) 5 (17 %)

2 Средний (5 стенов) 8 (28 %)

3 Высокий (6-10 стенов) 16 (55 %)

Рис. 1. Уровень интернет-зависимости у групп ППД-114 и СП-114

Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что 16 человек (55 %) имеют высокие показатели по опроснику, у них сильная интернет-зависимость, которая оказывает влияние на их жизнь и является причиной некоторых проблем. У 8 человек (28 %) выявлены начальные признаки интернет-

Педагогические науки

47

зависимости, они много времени проводят в Интернете и в силах себя контролировать. И у 5 человек (17 %) выявлены низкие показатели по опроснику диагностики аддикций «ОДА-2010», они не имеют интернет-зависимости.

Затем со студентами был проведён опросник, определяющий межличностную зависимость, адаптированный О.П.Макушиной. Итоговое значение зависимости в опроснике определяется через такие шкалы, как эмоциональная опора на других, неуверенность в себе и стремление к автономии, и подсчитывается путем сложения первых двух шкал и вычитания из них третьей. Интерпретация итогового значения зависимости позволило выявить, что в данной выборке степень социальной зависимости колеблется от среднего к высокому, с преобладанием средней степени, что соответствует норме.

Шкала дисфункционального отделения выявляет обратную сторону чрезмерной зависимости. Феномен дисфункционального отделения характеризуется неспособностью человека развивать социальные связи, устанавливать тесные отношения привязанности. Более половины испытуемых (65 %) показали средний уровень дисфункционального отделения. Все высокие результаты относятся к девушкам. У юношей преобладает средний уровень дисфункции. В основе дисфункционального отделения лежит бессознательный страх перед близкими отношениями, которые ассоциируются с поглощением, потерей себя, растворением в другом человеке, а также ранний детский опыт, сформировавший у ребенка убеждение в преимуществе независимости и самодостаточности в сравнении с близостью и привязанностью.

При сравнении результатов двух проведённых методик было выявлено, что студенты, проявляющие высокий уровень интернет-зависимости, обладают патологической формой межличностной зависимости. Как уже было сказано ранее, патологическая межличностная зависимость может проявляться либо в потере самостоятельности в поведении и общении, «прилипании» к другому человеку, либо в чрезмерной независимости, вплоть до самоизоляции. При этом стоит обратить внимание, что это студенты гуманитарного направления, педагоги и психологи (55 % выборки)!

Мы имеем дело с несформированными социальными компетенциями.

В статье Л.А. Дубровиной о сущности компетентностного подхода отмечается, что в переводе с латинского «компетенция» (competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентность определяется как сочетание умений самостоятельно, ответственно и успешно выполнять определённые трудовые функции. Мерой компетентности служит: эффективность использования своих знаний и навыков; проявление инициативы; умение работать в группе; способность найти конструктивное решение в нестандартной ситуации и т.д. [3].

В психолого-педагогических исследованиях компетентность рассматривается как:

48

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

- степень сформированности общественно -практического опыта субъекта;

- адекватность реализации должностных требований;

- уровень обучаемости специальным и индивидуальным формам активной деятельности.

Трактовки компетентности разнятся в зависимости от специфики деятельности в разных профессиональных областей. Однако базовой характеристикой данного понятия остается степень сформированности у человека единого комплекса знаний, умений, опыта, обеспечивающих выполнение профессиональной деятельности. Этой трактовки придерживаются такие исследователи, как Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров, А.И. Щербаков и др.

С позиций компетентностного подхода вопросы повышения качества российского образования рассматривают В.С. Аванесов, А.Д. Гладун, В.П. Па-насюк, В.М. Соколова, А.И. Субетто и др., внесшие свой вклад в совершенствование и развитие системы управления качеством образования.

Шадриков В.Д., Деркач А.А., Зимняя И.А., Нечаев Н.Н., Хуторской А.В. и др. отмечают, что каждая компетенция представляет собой сложное системное целое, в котором интегрированы ценностно-смысловые ориентации личности, её профессиональная направленность, мотивация, творческие способности, межпредметные знания.

В рамках компетентностного подхода осуществляется аналитическое осмысление профессиональных компетенций: экспликация содержания, классификация, обнаружение корреляций. Профессиональная компетентность выступает как комплекс категориально упорядоченных качеств: специальная, социальная, личностная, индивидуальная компетентность, что соответствует комплексному характеру требований к профессионалу.

Особый интерес, в рамках проводимого исследования, представляет деление компетенций на специальные, относящиеся к конкретной сфере деятельности, и ключевые (базовые) компетенции по решению общих задач для различных областей знаний.

Все ключевые компетенции имеют ряд характерных признаков:

- многофункциональность, позволяющая решать проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни;

- надпредметность и междисциплинарность - это применимость в различных ситуациях, не только в учебном заведении, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.:

- высокая требовательность к интеллектуальному развитию, развитие абстрактного мышления, критичности мышления, саморефлексии, определения собственной позиции, самооценки и др.;

- многомерность, подразумевающая включение в деятельность различных умственных процессов и интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, «ноу-хау», а также здравого смысла.

Педагогические науки

49

В структуре ключевых компетенций представлены пять сфер человеческой деятельности: познавательная; гражданско-общественная; социальнотрудовая; бытовая; культурно-досуговая.

Говоря о развитии ценностно-мотивационной сферы в рамках компе-тентностного подхода в образовании, хотелось бы выделить основные, системообразующие компоненты этого подхода. Как уже отмечалось ранее, основа компетентностного подхода - его деятельностный характер, ориентация не только на результат, но и на сам процесс. При деятельностном подходе личность ставится в позицию субъекта. Пригожин А.И. выделяет 2 ведущих признака субъектности личности: 1) свобода выбора; 2) понимание собственной инициативы как основы своего существования [3]. Райчева Е.Ю. отмечает, что системообразующим и регулирующим фактором субъектной активности личности является самосознание, а его результатом - самоотношение, которое может быть раскрыто лишь в контексте реальных предметных и социальных отношений субъектов, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией его как личности [3]. Нравственное самосознание, включающее идеалы личности, является основой развития всей духовно-нравственной сферы личности, системообразующим фактором (по модели В.А. Беляевой). Становление субъектности личности происходит через включение её в различные виды деятельности и отношений, с постепенным расширением масштабов этой деятельности. Духовно-нравственное становление личности происходит при обеспечении учащихся реальной возможностью самим решать проблемы школьной жизни, влиять на положение дел в классе и в школе. Как уже было отмечено, формирование субъектности напрямую связано с самореализацией личности, что является основой духовного развития.

При формировании ценностно-мотивационной сферы личности необходимо включить её три основные сферы: когнитивную, эмоциональную и поведенческую. На уровне когнитивной сферы работа должна затрагивать нравственное просвещение, которое, по мнению Б.Р. Менделя, выполняет следующие основные функции: формирование представлений о нравственных ценностях человеческой жизни и культуры; формирование нравственных понятий, взглядов, суждений, что поможет выйти на более глубинный уровень личности - убеждения. Именно убеждения помогут перейти от произвольной нравственной регуляции своего поведения к непроизвольной, когда моральные мотивы становятся сильнее, чем все остальные побуждения личности.

На уровне эмоционально-волевой сферы необходимо развивать нравственные чувства, переживания и отношения, имеющие личностную окраску, так как именно они дают школьнику удовлетворение от благородного поступка или намерения, вызывают угрызения совести при нарушении нравственных норм. Педагогу необходимо помочь воспитаннику определить объекты чувств, придать им общественно-ценную направленность. Механизмом развития нравственных чувств является эмпатия - способность

50

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

человека эмоционально отзываться на переживания другого. Если человек одинаково реагирует на переживания различных людей в различных ситуациях, то его эмпатия проявляется как устойчивое свойство личности [2]. Эмпатия должна стать одним из ведущих мотивов поведения. Динамика развития эмпатии проявляется в следующем: от реакции на физический ущерб до реакции по поводу чувств другого человека и, наконец, до реакции относительно ситуации в целом. Для развития нравственной волевой регуляции необходимо ставить воспитанника в ситуацию нравственного выбора. Исходить из простых, доступных школьнику ситуаций выбора, не требующих чрезмерного напряжения и волевых усилий, постепенно доводя ситуации до серьёзных, значимых для личности решений, переходя от обыденного до экзистенциального уровня.

На уровне поведенческой сферы работа должна быть сконцентрирована на выработке нравственных привычек поведения, так как они вырабатываются в процессе усвоения всех нравственных норм. Для формирования сложных форм нравственного поведения, таких как проявления коллективизма, гуманизма, необходимо множество нравственных привычек. Привычки бывают простые - элементарные правила общежития, и сложные - такие как потребность в добросовестном выполнении обязанностей и др. Перевод поступков в привычки является проявлением единства и взаимосвязи сознания и поведения. Условием формирования устойчивых форм поведения является педагогически ценная организация мотивации поступка. Привычки вырабатываются последовательно от простейших к более сложным, требующим самоконтроля и самоорганизации [2].

В рамках проблемы формирования компетенций общения у студентов, с учётом результатов проведённого эмпирического исследования, хотелось бы обратить внимание ещё на один очень важный аспект профилактики возникновения межличностной зависимости - развитие эмоциональной сферы, так называемого эмоционального интеллекта.

Андреева И.Н. отмечает, что именно эмоциональный интеллект является основой просоциального поведения, ключевым фактором успеха в общении и деятельности. Понятие эмоционального интеллекта - концепт, введенный учеными американских университетов П. Сэловеем и Дж. Мейером. Они определили его как форму социального интеллекта, включающую способность отслеживать свои и чужие эмоции, различать их между собой и использовать эту информацию для управления своими мыслями и действиями [2]. Понятие социального интеллекта была предложено Э. Торндайком в 1920 г. и определено как способность действовать разумным образом в человеческих отношениях. Было показано, что социальный интеллект достаточно успешно предсказывает некоторые жизненные достижения.

С успешностью деятельности, с субъективным переживанием ее эффективности, связан такой базовый конструкт личности как «самоактуализа-

Педагогические науки

51

ция». Самоактуализация - вершинный уровень психологического развития, который может быть достигнут, когда удовлетворены все базовые и метапотребности и происходит «актуализация» полного потенциала личности [2]. Под самоактуализацией понимают особый вид деятельности человека, направленный на самосовершенствование, развитие своей социальной и индивидуальной компетентности, максимально возможное использование своего потенциала на благо общества и самого себя [1].

Главным социально значимым результатом самоактуализации человека в деятельности является приобретение им специфической способности эффективно решать типичные проблемы, задачи, которые возникают в реальных ситуациях повседневной жизни [1]. Эта способность особенно важна для людей, склонных к аддиктивному поведению, так как именно неумение решать повседневные проблемы зачастую приводит к возникновению зависимостей.

Согласно исследованиям, проведенным А.А. Телегиным, самоактуализация позволяет изменить оценку своих возможностей, развивает заинтересованное отношение к миру, способствует переходу потенциального в актуальное, формирует «ответственно-великодушное», «дружелюбное» поведение, помогает формировать стабильные эмоциональные межличностные отношения. Все это способствует разрешению конфликта между Я-реаль-ным и Я-идеальным [2]. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности способствует развитию творчества личности.

С повышением уровня эмоционального интеллекта увеличивается уровень способности субъекта ценить свои достоинства, уважать себя. С повышением уровней управления эмоциями и понимания эмоций увеличивается степень принятия человеком ценностей, присущих самоактуализирующейся личности.

С повышением уровня осознания эмоций, их распознавания и способности к вербальному описанию связано увеличение чувствительности к собственным потребностям и чувствам, а также развитие способности человека спонтанно и непосредственно выражать свои переживания.

Андреева И.Н. выявила, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают следующими характеристиками: во-первых, они склонны ценить свои положительные свойства и уважать себя за них; во-вторых, способны принимать себя вне зависимости от своих достоинств и недостатков, т.е. не страдают от наличия комплекса неполноценности; в-третьих, независимы и склонны руководствоваться в жизни своими собственными целями, убеждениями, принципами и установками; в-четвертых, обнаруживают тенденцию к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциональных контактов с людьми (что особенно важно для профилактики и коррекции аддиктивного поведения); в-пятых, имеют выраженное стремление к приобретению знаний об окружающем мире, способны к целостному вос-

52

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

приятию мира и людей, склонны воспринимать природу человека в целом как положительную; в-шестых, обладают способностью жить настоящим -переживать настоящий момент жизни во всей его полноте [2].

Таким образом, профилактика возникновения интернет-зависимости у студентов должна строиться на формировании социальных компетенций. Основное внимание необходимо уделять постановке их в субъектную позицию, предполагающую свободу выбора, проявление инициативы, и, в то же время, ответственность за принятое решение. В рамках компетентностного подхода особое внимание необходимо уделять развитию эмоционального интеллекта. В современном рациональном мире часто не хватает искренности, эмоций в отношениях. Как показало эмпирическое исследование, при всей своей информированности студенты недостаточно умеют ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, применять имеющиеся знания для достижения поставленных целей. Социальный, эмоциональный интеллект нацелен на решение данной проблемы.

Список литературы:

1. Дубровина Л.А., Воронина И., Корнейчук Т., Макаров А. Формирование социальных компетенций как профилактика агрессивного и аддитивного поведения подростков // Актуальные вопросы современной науки. - 2014. -№ 38. - С. 78-87.

2. Дубровина Л.А., Городничева А., Григорьева О. Профилактика возникновения межличностной зависимости в старшем подростковом возрасте // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2015. - № 7. - С. 102-112.

3. Дубровина Л.А. Деятельность первых психологических лабораторий в России как модель формирования профессиональных компетенций психологов // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». - 2013. - № 1. - С. 5-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Рассказова Е.И. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки / Г.У Солдатова, Е.И. Рассказова // Психологический журнал. -2013. - Т. 34, № 4. - С. 79-88.

5. Цой Н.А. Феномен Интернет-зависимости и одиночество / Н.А. Цой // Социологические исследования. - 2011. - № 12. - С. 98-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.