Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ "САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ" У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ "САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ" У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ваганова Н.А.

В статье рассматривается самостоятельность ребенка дошкольного возраста, как одно из важнейших качеств личности, для которого характерны умения ставить перед собой определенные цели и задачи, умения добиваться их достижения собственными силами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ "САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ" У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Н.А. Ваганова

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

«САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ» У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается самостоятельность ребенка дошкольного возраста, как одно из важнейших качеств личности, для которого характерны умения ставить перед собой определенные цели и задачи, умения добиваться их достижения собственными силами.

Ключевые слова: самостоятельность, самостоятельная деятельность, качества личности, самопознание, саморазвитие.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса.

Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность, приобретающая в условиях современной и перспективной социально-экономической ситуации особый вес. Развитие этого качества приводит к развитию личности дошкольника в целом.

Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В.Д., Ос-ницкого А.К., Теплюк С., Марковой Т.А., К.П. Кузовковой, СЛ. Рубинштейна, Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, Т. Гуськовой, И.С. Кона, А.А. Люблинской, Е. О. Смирновой [5, с. 57].

Для начала стоит отметить, что подразумевается под самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста. «Ученые - психологи (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.) рассматривают самостоятельность как: волевая черта личности, способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи (самостоятельное принятие решения, достижения цели, самоконтроль, ответственность за свои поступки, способ организации человеком своей деятельности)».

«Савенков А.И. трактует понятие самостоятельность также как личностное свойство, которое предполагает: во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; во-вторых, ответственность за свои поступки и их последствия; в-третьих, внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно [1, 6].

«Такие известные психологи как Леонтьев А.С., Божович Л.И., Рубинштейн С.А. объясняют, что на пороге дошкольного возраста ребенок переживает «кризис трех лет». Он начинает себя сравнивать с взрослым и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Желание быть самостоятельным выражается не только в предлагаемых взрослым формах, но и в упорном стремлении поступить так, а не иначе. Ребенок чувствует себя источником своей воли. Ощущение себя источником воли - важный момент в развитии самопостижения» [2, 18].

До определенного момента все действия детей примитивны: мячик катают, веником машут, в коробку что-нибудь кладут. Эти подражательные операции называют действиями «в логике предмета». Ребенок не особенно задумывается, зачем он машет веником, - он просто воспроизводит знакомое действие, не догадываясь, что в нем есть особый смысл: после его завершения должен быть определенный результат - чистый пол. Вот когда ребенок поставит своею целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется

© Н.А. Ваганова, 2022.

Научный руководитель: Молчанов Сергей Григорьевич - д.п.н., профессор, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия.

за веник, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности, действовал «в логике цели».

Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают «приступы» детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации.

Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому - в остальном инициативу надо поддерживать.

Конечно же, у маленьких детей самостоятельность выражается в другом. Это и способность чем-то заниматься без помощи взрослых, и владение элементарными навыками самообслуживания. То есть самостоятельность такого рода, которую психологи называют бытовой. Но именно она является фундаментом таких качеств в будущем, как ответственность, умение принимать решение, забота о других. Детки, родители которых упустили первые этапы бытовой самостоятельности, заметны в начальной школьной жизни - они выглядят потерянными, не могут начать работу и завершить или решить мелкие школьные проблемы.

Поэтому ваша задача не упустить все важные этапы в развитии самостоятельности. Уже в 1 -2 года у ребёнка появляются первые признаки самостоятельных действий. Каждая мама отмечает такой период, когда малыш то и дело заявляет: «Я сам!» И здесь главное поддержать этот посыл. Порой для этого необходимо собрать всю волю в кулак. Например, ребёнок хочет кушать или одеваться без вашей помощи, дайте ему возможность сделать это самостоятельно! Конечно, вы можете одеть малыша быстрее или накормить его, не испачкав одежду и всё вокруг, но это дорога в другую сторону. Помогать следует только в том случае, если ребёнок просит о помощи.

Ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий всех результат. Носитель этого знания - взрослый, поэтому каждое самостоятельно задуманное и осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить, а это - целое искусство. С появлением первых ростков самостоятельности ребенок становится очень чувствительным к своим правам на ее проявление - столь же остро он реагирует и на оценку своих действий.

Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его «взрослых» инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с вашими надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось.

Малыш так старался полить все цветы в доме, что не прошел мимо сирени на обоях. Жаль, конечно, испорченных обоев и разбухшего паркета, но удержитесь от брани и объясните ему, что бумажные цветы не поливают. Выслушивая ваши доводы, он со временем усвоит все понятия «нормативного», «общепринятого».

Если ваш малыш в 3 года успешно овладел самостоятельными предметными действиями, это еще не значит, что он будет успешно учиться в школе, если только не предпримет специальных усилий для этого. «Пробелы» в самостоятельности ребенка на любом из предыдущих этапов ее развития чреваты «цепной реакцией» - минусами в последующем.

«Часто самостоятельность ребенка застревает на дошкольном уровне. Его постоянно нужно контролировать в учебе, насильно усаживать за уроки и стимулировать интерес к ним. Правда, это не так сильно сказывается на общем его психическом статусе, как, скажем, умственное или речевое развитие» [4, 75].

«Таким образом, авторы отмечают, что самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений» [3, 51].

Библиографический список

1.Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 1977.

2.Выпускная квалификационная работа «Методическое обеспечение социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста» студентка Мацера Мария Александровна. 2021 г.

3.Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников [Текст] / учебно-методическое пособие под ред. О. В. Дыбиной ; Москва : 2010. - 40 с. - ISBN 978-5-86775-651-2

4.Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П., Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», Малое предприятие «Новая школа», 1993.

5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн ; СП : 1998г.-203 с. - ISBN 78-5-45901141-8

ВАГАНОВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА - магистрант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.