УДК 37.014.3: 004.9
Формирование социального интеллекта в условиях современного образования
Т. В. Попова
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
Обосновывается необходимость в условиях все увеличивающегося размера виртуальной реальности и развития интеллектуальной машинной среды формировать у учащихся новые интеллектуальные и коммуникативные навыки в форме социального интеллекта как способности к адаптации в информационном обществе и к эффективному и адекватному социальному взаимодействию. Утверждается, что это ставит перед образовательной системой задачи разработки методов обучения сосуществованию и сотрудничеству индивидуального, социального и машинного интеллектов, развития креативности, коммуникативно-личностного потенциала и когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности, которые необходимо считать важнейшими показателями профессионализма.
Ключевые слова: информационные технологии; виртуальность; мышление; социальный интеллект; образование; информационная перегрузка; нелогичная креативность; коммуникация.
Умение успешно решать задачи на общение и способность к качественной коммуникации на всем протяжении истории человечества были одними из ключевых характеристик личности. Существование индивида в обществе зависит не только от его интеллектуальных способностей, но и в значительной мере от его возможностей устанавливать и поддерживать контакты с людьми, правильно понимать транслируемые ими эмоции и информацию, что обусловливает особую важность таких видов интеллекта, как эмоциональный (EQ) и социальный (SQ). Социальный интеллект как способность к адаптации в обществе и эффективному и адекватному социальному взаимодействию может считаться важнейшим показателем профессионализма, поэтому его формирование необходимо признать одной из главных образовательных задач.
© Попова Т. В.
Особое значение это приобретает в современном мире, когда информационные технологии проникают во все сферы жизни и даже социализация личности все в большей степени происходит виртуально, а образовательная система сталкивается с новыми вызовами, требующими кардинального изменения ее целей и задач. Представляется, что список формируемых образованием в современных условиях качеств, навыков и умений личности должен быть значительно расширен.
Например, необходим навык быстрого решения поставленных задач, что связано с беспрецедентно высокими темпами изменения современной социокультурной ситуации. Использование мультимедийных и виртуальных технологий в образовательном процессе дает возможность учащимся воспринимать информацию в десятки раз
быстрее, при этом эффективность их восприятия не уменьшается, а может и повышаться до 80 % [1, с. 156]. Но одного этого недостаточно для успешного и скорейшего анализа и проверки информации и получения требуемого результата. Уже сегодня молодые люди при принятии решений не стремятся использовать всю имеющуюся информацию, а находят ключевые моменты, позволяющие понять, как поступить. Это можно оценить как положительное явление. Когда скорость изменений окружающей обстановки увеличивается в десятки раз, возрастает значимость быстроты реакции — рефлексирующая личность оказывается менее продуктивной, чем интуитивная, способная быстро, не вдумываясь, находить алгоритм действия в заданных условиях. Конечно, есть опасность постепенной утраты способности к аналитическому мышлению и решению сложных задач, особенно в условиях многочисленных языков транслирования и социокультурных контекстов. Но использование виртуальных тренажеров в образовательном процессе позволяет значительно снизить эту угрозу и в кратчайшие сроки получить навык применения стандартизированных способов решения проблем для экономии усилий и времени.
Этот пример — вдохновляющий, понятный для системы образования и, главное, реализуемый. Технологии помогают формировать аналитическое мышление и способность быстро принимать необходимые решения. Но вызов современности гораздо более сложен и масштабен. Современные машины всё делают лучше людей. Они даже научились решать задачи, которые раньше считались прерогативой человеческого разума — такие, где требуются знания, стратегия и даже элементы творческого подхода. Например,
в январе 2017 г. газета Southern Metropolis Daily (г. Гуанчжоу, Китай) опубликовала статью из 300 знаков, автором которой является робот по имени Сяо Нань, разработанный в Китае. Китайские СМИ утверждают, что он способен анализировать большие объемы данных, писать на их основе статьи различной тематики и длины и делать это значительно быстрее, чем штатные сотрудники [2].
Преобразовывать информацию в рациональные решения машины умеют и со временем будут делать это намного лучше людей. Так что обучение человека анализу информации скорее должно исполнять другую, более специфическую роль: способствовать выработке у него понятийного мышления, дающего ориентацию в окружающей действительности, а не решать утилитарные задачи. Естественно-физиологические ограничения, так называемый человеческий фактор, не позволят нам стать более конкурентоспособными в сравнении с машинами.
В связи с этим появляется новая образовательная задача — усовершенствовать процесс принятия решений личностью при помощи ее способности эффективно использовать преимущества машины, т. е. совместно с умными компьютерами работать над решением. И использовать всевозможных электронных помощников в максимальной степени. Формирование именно такого рода умений позволит учащимся справляться со стрессом, связанным с информационным изобилием и вызванными им информационными перегрузками.
Принципиально важной задачей образования в сегодняшней и будущей действительности становится необходимость использования возможностей, которые дает развитие информационных технологий, для увеличения доли креативных способностей личности. Это
необходимо, так как, на наш взгляд, способность к творчеству есть базовое определяющее человеческое качество. Кроме того, способность мыслить парадоксально рождает в нас невозможную в рациональном просчитанном машинном мире нелогичную креативность, и это столь важное преимущество, что образование должно не игнорировать его, а, наоборот, суметь сформировать навык сознательного и контролируемого выхода за пределы рациональности без отказа от рациональной картины мира. И поскольку мы обладаем сложными эмоциями, это выглядит как задача развития и умелого использования интуитивного мышления и эмоционального интеллекта личности (EQ), среди прочего для стимуляции мыслительных процессов.
Все сказанное выше иллюстрирует тот факт, что образовательная система устаревает критически быстрыми темпами, инерционно сохраняя те основания индустриальной эпохи, когда человек из «венца творения» превратился в придаток машины, а индивидуализм и творчество сменились господством безличных экономических, технологических и политических структур над человеческой личностью. Сегодня образование по-прежнему формирует человека как часть социальной машины, сложность которой приводит к необходимости упрощения людей, живущих в техногенном обществе и выполняющих строго отведенные им функции. Особенно наглядно это проявляется в сфере мышления, где индивидуальный интеллект может уступать место различным формам подличностного (человек — элемент социальной машины, винтик) или надличностного (совокупного социального интеллекта, обладающего свойством менять качество в зависимости от типа своей организации) мышления. Сегодня же, когда мы имеем машины с интеллектом,
превосходящим обе эти формы, сохранение подобного положения в образовательной системе катастрофично. Выход видится только в разработке методов обучения совместному сосуществованию и сотрудничеству индивидуального, социального и машинного интеллектов и, главное, в необходимости сосредоточиться на развитии специфических человеческих качеств и особенностей, формирующихся в социальной среде, которая в свою очередь испытывает серьезную трансформацию под влиянием современных информационно-коммуникативных технологий. Именно поэтому развитие коммуникативно-личностного потенциала как важнейшего элемента социального интеллекта личности должно стать одной из главных образовательных задач. В данном случае социальный интеллект выступает на личностном уровне (social quotient, SQ) и характеризуется как особая категория умственных способностей, дополняющая и практический, и формально-логический интеллект человека. Социальный интеллект обеспечивает умение строить отношения с другими людьми, способность к эффективному социальному взаимодействию. Его значимость обусловлена не только тем, что общение и взаимодействие с социумом составляют важнейшую и преобладающую часть человеческой жизни, но и тем, что именно в социальной среде рождается возможность творческого развития, именно она выступает источником и местом реализации креативных задатков личности. Таким образом, при выработке образовательной стратегии необходимо уделить должное внимание развитию социального интеллекта как когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности.
Сегодня, когда человек постоянно имеет дело с мультимедийными гипертекстами и элементами искусственного
интеллекта, становятся очевидны революционные изменения в характере коммуникативной культуры, к которым должна адаптироваться система образования. Освоение мультимедийных и сетевых вариантов коммуникации — неотъемлемая часть современного социального интеллекта. Насущным становится увеличение элементов коммуникативного образования в рамках существующих дисциплин и незамедлительное внедрение в образовательный процесс курсов, связанных с информационными процессами в обществе. Более того, коммуникативные способности и навыки уже стали базовым условием профессиональной пригодности современного преподавателя, однако это осознается и активно продвигается пока только в сфере гуманитарного образования. «Умение инициировать и осуществлять взаимное восхождение в ходе разворачивания коммуникативных практик общения со студентами вуза, — подчеркивает ректор РГГУ Е. Н. Ивахненко, — являет собой суть компетенции гуманитария-профессионала» [3, с. 9].
Обучение должно быть нацелено на освоение правил общения, умения кодировать и декодировать информацию, адекватно оценивать коммуникативную ситуацию, на развитие эмпатии как эмоциональной составляющей процесса коммуникации. На сегодняшний день в этом отношении имеются существенные трудности. Так, в процессе общения с использованием информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий значительно увеличивается роль зрительной информации, в основном текстовой, и уменьшается количество воспринимаемой невербальной информации. Представление о субъекте в реальной среде значительно отличается от восприятия этого же человека в интернет-пространстве
(на страницах социальных сетей). Во-первых, происходит количественное уменьшение деталей воспринимаемого образа, во-вторых, восприятие вне личного контакта становится более нейтральным в силу того, что формируется образ, более обобщенный и домысливаемый самой воспринимающей личностью на основе ее стереотипов, т. е. еще более отличающийся от реального. Это обедняет межличностное общение, актуализирует проблему понимания субъектов общения, и можно говорить о снижении уровня эмпатии при подобных контактах, тогда как требуется, наоборот, ее всемерное увеличение. Кроме того, в киберпространстве меньше возможностей оценить характер и уровень мышления собеседника. Одновременно для успешной коммуникации появляется необходимость освоения специфики культуры, языка, традиций и норм соответствующей «сетевой деревни».
Наиболее эффективным форматом обучения сегодня является больше похожий на индивидуальный тренинг. Его роль — мотивировать, формировать идеалы, ценности, навыки через личные практические действия в смоделированных условиях. Для того чтобы успешно формировать социальный интеллект через коммуникативное воздействие, преподавателю нужно стать носителем определенного стиля жизни, фактически «лидером мнений» в сетевом сообществе, выявлять потенциально интересные для аудитории темы, быть авторитетом, чье мнение влияет на поведенческие установки обучающихся.
Обретение коммуникативных навыков возможно только в ситуации совместной деятельности учащихся, совместного выполнения ими какого-то дела. Это означает, что у них должна быть возможность выбирать и исследовать интересующие их явления, в процессе
обретая знания и навыки конструктивного взаимодействия. Поощрение или взыскание должно зависеть от полученного (или нет) результата.
Задача преподавателя — помогать получать знания и навыки через личные практические действия в смоделированных условиях. Он должен выступать в роли консультанта, пробуждая у учащихся желание и давая возможность самостоятельной деятельности креативного характера.
Поскольку наилучший способ формирования коммуникативных навыков — личный пример и совместные действия обучающего и обучающегося, возникает необходимость не уменьшать — как это происходит сегодня в российском образовании, — а, наоборот, расширять живое общение как неустранимый элемент получения качественного образования и выработки социального интеллекта, особенно сегодня, когда область виртуального все более расширяется. Коммуникативное образование невозможно без личностного общения и вне коллектива
обучающихся, следовательно, в условиях все возрастающего количества сетевых контактов важно на личном примере учить коммуникации, в том числе и в виртуальной среде.
Литература
1. Гагарина Л. Г. Видеоконтент как средство повышения качества обучения студентов // Практика внедрения интерактивных технологий в учебный процесс НИУ МИЭТ. Научно-практическая конференция преподавателей: тезисы докладов. М.: МИЭТ, 2016. С. 156—157.
2. Indicator.Ru перевел первую статью китайского робота-журналиста // Индикатор: информационно-сервисный портал: [Электронный ресурс] / Гл. ред. Н. Ю. Подорванюк. 2017. 19 января. URL: https://indicator.ru/news/2017/01/19/ vyshla-pervaya-statya-kitajskogo-robota-zhurnalista/ (дата обращения: 04.09.2017).
3. Ивахненко Е. Н. Гуманитарное образование в России в коммуникативном и культурно-охранительном измерениях // Поиск. Альтернативы. Выбор. 2016. № 2 (2). С. 4—17.
Попова Татьяна Владимировна — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, государства и права (ИРГиП) МИЭТ. E-mail: ms.popova.tatiana@mail.ru
Статья поступила 29 июня 2017 г.