Научная статья на тему 'Формирование социального государства в условиях инновационного развития России'

Формирование социального государства в условиях инновационного развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
634
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА БЛАГОСОСТОЯНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATION DEVELOPMENT / WELFARE ECONOMY / SOCIAL WELFARE STATE / SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манахова И. Б.

В статье рассматриваются основные теоретические подходы к исследованию формирования экономики благосостояния, исследуется взаимосвязь инновационного развития и социального государства, анализируются основные модели социально-экономического развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF SOCIAL WELFARE STATE UNDER THE CONDITIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN RUSSIA

The author reviews major theoretical approaches to forming of welfare economy and studies the interdependence between innovative development and social welfare state, she also analyses major models of social-economic development in Russia.

Текст научной работы на тему «Формирование социального государства в условиях инновационного развития России»

УДК 330.3

И.В. Манахова

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

В статье рассматриваются основные теоретические подходы к исследованию формирования экономики благосостояния, исследуется взаимосвязь инновационного развития и социального государства, анализируются основные модели социально-экономического развития России.

Ключевые слова: инновационное развитие, экономика благосостояния, социальное государство, социально-экономическое развитие.

I.V. Manakhova

FORMING OF SOCIAL WELFARE STATE UNDER THE CONDITIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN RUSSIA

The author reviews major theoretical approaches to forming of welfare economy and studies the interdependence between innovative development and social welfare state, she also analyses major models of social-economic development in Russia.

The key words: innovation development, welfare economy, social welfare state, social-economic development.

Основой роста мировой экономики в последние полвека стал научно-технический прогресс, на который приходится до 90% роста валового продукта. Доля интеллектуальной ренты, т.е. сверхприбыли, которая образуется за счет внедрения новой техники, на рынке современной наукоемкой продукции достигает половины цены. Поэтому те, кто умеет создавать новые технологии, получают сверхприбыль. Те, кто не умеют, вынуждены оплачивать ее другим за счет продажи сырьевых ресурсов и дешевого труда, финансируя экономический рост других стран.

В ведущих странах мира интеллектуальная рента уже превратилась в фундаментальный источник социально-экономического развития. На Западе резко растет спрос на наукоемкую продукцию, увеличивается ее доля в ВВП. США производит более трети наукоемкой продукции. В России вклад научно-технического прогресса в формирование национального дохода упал до 5%. За последнее десятилетие Россия снизила и без того невысокую долю в мировом наукоемком секторе в 8 раз. Отставание от США увеличилось в 40 раз. Важная характеристика состояния наукоемкого сектора - это доля расходов в ВВП на научные исследования и разработки. В США, Японии и Германии они приближаются к 3% ВВП, во Франции и Великобритании - на уровне 2 -2,5%, в Росси это доли процентов. Поэтому на мировых рынках резко снизилась конкурентоспособность отечественной наукоемкой продукции.

Кардинальное изменение ситуации связано с формированием инновационного типа экономики России, где особое внимание уделяется развитию новых институтов, созданию современной инфраструктуры, внедрению инноваций на всех уровнях хозяйствования, вложению инвестиций в человеческий капитал, выделению в качестве приоритетов знаний и высококвалифицированного интеллектуального труда, создающего наибольшую добавленную стоимость. Инновационность становится важнейшей характеристикой современной экономики, императивом ближайшего будущего человеческой деятельности в любой сфере.

Прослеживается определенная закономерность: по мере достижения инновационных сдвигов в экономике растет благосостояние общества, которое становится самостоятельным фактором развития производительных сил. Определенное равновесие между производительным и потребительным потенциалом общества является источником социально-экономического прогресса.

Экономическая теория благосостояния базируется на двух основных принципах - распределения и потребления: 1) динамичный подход - через распределение в процессе экономического роста; 2) статичный подход - через распределение результатов экономического роста. Реализация основных положений, заложенных в теории благосостояния, дала возможность при сохранении основ рыночной экономики создать новую парадигму социального развития, а именно - социальное государство.

Социальное государство - это феномен современной цивилизации. «Социальное государство - особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается достаточный уровень социальной защиты всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей гармонизации отношений государственных институтов и общества» [1, с. 363].

Социализация является одной из ключевых составляющих мировой экономической трансформации. Многие ее ценности стали общественным идеалом, они все более полно воплощаются в качестве нравственных принципов жизни современного общества. Это идеи справедливости, благосостояния, социальной защиты и социальных гарантий. Воплощение социалистической идеи в ХХ в. шло альтернативными путями: революционно, соотносясь с определенной ступенью общественно-экономического развития, как это было в СССР, или эволюционно, постепенно воплощаясь в жизнь, как это происходит в развитых странах мира.

В основе социализации - общеэкономическое противоречие между производством и потреблением. Чем больше общество тратит труда и продукта на производство, тем меньше его остается для потребления. В современных условиях происходит социальная переориентация производства, гуманизация труда и жизни, смягчение социальной дифференциации. В выравнивании доходов в пользу наиболее уязвимых слоев населения велика роль государства. Формируется особый тип социально-трансфертного государства, социальные расходы которого растут как в абсолютном, так и относительном выражении.

Потребление в современном понимании не является узкоутилитарным, вещным. Вложения в потребительскую сферу - это инвестиции в развитие человека, в реализацию его творческого, инновационного потенциала. Гуманистический, а не технократический подход к человеку как ресурсу требует увеличения определенных инвестиций. Прежде всего это ассигнования общества в образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, расширение территориальной мобильности, доступ к информации. Под инновациями в аспекте избранной темы понимается творческий потенциал человека как основа развития общества в ближайшей перспективе. Творческий труд превращается в один из основных факторов социально-экономического прогресса.

Современные развитые государства представляют собой «общество благосостояния», или «общество двух третей». Большинство жителей развитых стран достигло иной, чем прежде, структуры и уровня потребления, который позволяет им перейти к более продуктивной производительной деятельности - к различным формам творческого труда. Экономика развитых стран имеет действительные достижения, воспринимаемые «двумя третями» как социальная справедливость, но без отрицания базовых устоев этой экономической системы. Такой результат приносит более тесная интеграция частных и общественных начал, свойственная современной смешанной экономике. Можно предположить, что форма современной смешанной экономики - один из способов эволюционного разрешения противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения.

Социализация экономики вступает в противоречие с традиционным рыночным хозяйством в его классическом понимании по ряду существенных признаков. Во-первых, по основе - взаимодействию равноправных форм собственности, во-вторых, по результату -созданию частных и общественных благ в-третьих, по механизму распределения и перераспределения национального богатства - не только через саморегулирование рынка, но и через государственное принуждение на основе финансовых инструментов. Появляются признаки самоотрицания некоторых существенных свойств товарного производства. Известно, что в ходе капиталистической эволюции на базе товарного производства неуклонно возрастает сознательное регулирование экономики со стороны государства, общественных организаций и крупных корпораций. Ныне от 35% до 55% ВВП в развитых странах перераспределяется государством. Развитие рынка происходит под контролем многочисленных норм и стандартов экологического, социального, гуманитарного пла-

на. Налицо процессы обобществления, развивающиеся в современных формах.

По пути социализации идет современная Россия, которая, согласно конституционной норме1, является демократическим правовым и социальным государством. Политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция закрепляет многообразные права каждого гражданина. Это право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера, право на защиту от безработицы, на государственную защиту материнства и детства, гарантию социального обеспечения. В число конституционных прав входит право на жилище, а также на охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду; право на образование, свободу творчества, доступ к культурным ценностям. Эти права и государственные гарантии можно считать критериями социального государства.

В период реформирования произошло экономическое и политическое ослабление государства. Ослаблением государства в условиях развития рыночной экономики в значительной степени объясняется нарушение принципа социальной справедливости. Эта политика имела «социальную цену»: имущественную дифференциацию, замену прежде бесплатных услуг платными или долевым участием, отсутствие гарантий занятости.

В ряде научных публикаций, посвященных роли социальных процессов в становлении новой экономической системы, позиции либералов-неоклассиков и го-сударственников-дирижистов резко отличаются. В соответствии с радикально-либералистской позицией выделение средств на оплату труда, пенсии и пособия, развитие социальной инфраструктуры рассматриваются в качестве вынужденных затрат. Их нельзя избежать, но надлежит по возможности ограничивать. Государственники последовательно выступают за усиление роли государства в решении социальных проблем, реализуя социал-демократическую доктрину [3].

Каждая из теоретических позиций определяется альтернативой «экономическая эффективность - социальная справедливость», что также можно считать современной формой общеэкономического противоречия между производством и потреблением. Поэтому следует рассматривать не только взаимоотрицание, но и взаимодействие этих двух процессов в двухэлементной системе национальной экономики.

Если встать на позиции либералов-неоклассиков, то рыночное регулирование является максимально эффективной хозяйственной системой. Экономическая эффективность достигается в рамках рыночной системы при минимальном вмешательстве государства в перераспределительные процессы, поскольку они снижают действие рыночных стимулов. Социальная справедливость состоит в выравнивании доходов путем перераспределения для смягчения чрезмерной дифференциации.

Социал-демократическая доктрина трактует экономическую эффективность шире - как меру приближе-

1 Ключевые понятия, определяющие РФ как социальное государство, содержатся в ст. 37 - 43 Конституции Российской Федерации.

ния экономики к задаче свободного развития человека, высвобождения его творческого потенциала. Социальная справедливость - такая система отношений, в частности размещения ресурсов (по принципу равного доступа) и распределения доходов, которая обеспечивает реализацию инновационного потенциала человека. Ответ на теоретический вопрос о ключевом звене, позволяющем соединить социальную справедливость и экономическую эффективность, так чтобы первая была условием роста второй, предложил А. В. Бузгалин: «...только «дорогая» рабочая сила заставляет экономику ...добиваться прироста производства и улучшения качества за счет научно-технического прогресса, а не снижения (относительного или абсолютного) "цены труда"» [5, с. 242].

Развитие страны - это не только рост производства и потребления, а прежде всего развитие человека, граждан и их сообществ. Развитие предполагает не перераспределение ресурсов, а их умножение посред -ством выработки новых способов употребления наличного материала в деятельности, новых технологий. Поэтому богатство и благосостояние являются не начальными условиями, а побочными продуктами, очередной превращенной формой развития [2, с.184].

Стратегия развития предполагает некий позитивный образ будущего. Модели, к которым стремятся все быстро развивающиеся страны, во многом схожи:

- возможность достижения высокого благососто -яния;

- гарантия для каждого свобод и прав человека;

- социальная защита, доступность образования (профессиональной подготовки);

- наработка интеллектуального и технологического потенциала, обеспечивающего дальнейшее экономическое движение;

- экологически здоровая среда обитания.

Все такие общества являются открытыми, а в технократическом смысле - постиндустриальными или информационными. Богатство Запада обеспечивает -ся на современном этапе не только частной собственностью, капиталом, рынком, но и их соединением с колоссальными ресурсами самых разнообразных и общедоступных знаний, с информационными технологиями. Современная информационная революция связана с изобретением интеллектуальных технологий, основанных на гигантских скоростях обработки информации. Она дает колоссальное увеличение циркулирующей в обществе информации, что позволяет эффективно решать экономические, социальные, культурные политические и другие проблемы.

Однако именно по этим технологиям Россия сегодня отстает от ведущих стран Запада и США. Дефицит информации предопределяет его отсталость. Поэтому построение информационного общества - общества высоких технологий, или общества, основанного на знаниях (экономика знаний), - есть важнейшая задача современного этапа развития. Современные информационные технологии в условиях эффективного открытого общества открывают доступ практически ко всем материальным и духовным благам подавляющему большинству населения, умножают интеллектуальный ресурс, а следовательно, и все другие ресурсы, способствуя развитию. Информационное общество - сред-

ство достижения общества национального благополучия, понимаемое как достаток, комфорт, духовное и интеллектуальное богатство, психологическое и физическое здоровье, свобода, справедливость, защищенность. Без информационных технологий нельзя поднять экономику, повысить уровень образования и квалификации населения, создать современную кредит -но-финансовую систему, наладить рациональное уп -равление общественными процессами, равно как и улучшить быт россиян.

В модели общественного устройства следует соединить такие элементы, как защита прав человека, равные возможности для самореализации, инициатива и предприимчивость в сочетании с социальной защи -той тех, кто не может о себе позаботиться. Это должно быть общество, основанное на высоких технологиях, информированное, построенное на знаниях, общество высокой культуры, считающее достоинство человека величайшей ценностью. В таком обществе принципы нравственности должны дополняться высоким профессиональным уровнем специалистов, а экономические, материальное благополучие должно создавать оптимальные условия для духовно-культурного многообразия, обеспечивать самореализацию каждого человека.

Внутренняя политика должна основываться на максимально возможном общественном согласии. Между группами интересов могут быть и есть противоречия, но необходимо находить компромиссы при достижении понимания о неизбежности сосуществования. Разрыв между богатыми и бедными вдет к подрыву самой основы существования государства, тем более если в качестве цели провозглашается создание социального и демократического общества. Российские финансовые и промышленные группировки должны быть заинтересованы в более равномерном распределении материальных средств в обществе как необходимом условии укрепления государства и внутриполитической стабильности. Такое распределение возможно, во-первых, в результате развития социально ориентированной экономики, во-вторых, за счет создания и расширения среднего слоя, что предполагает прежде всего развитие среднего и малого предпринимательства.

Формирование среднего класса является важнейшей задачей как с политической точки зрения (средний класс - опора любого демократического общества), так и с экономической (среднее и малое предпринимательство обеспечивает устойчивое развитие экономики , основанной на здоровой конкуренции). Льготное налогообложение - одно из важнейших средств поощрения развития малого и среднего бизнеса. Необходимо создание таких условий, при которых материальное благополучие зависело бы от личных усилий каждого трудоспособного гражданина.

В нашей стране сформулированы принципы стратегии среднесрочного и долгосрочного экономического развития до 2020 г., предложены три сценарных модели социально-экономического развития: инерционный, энерго-сырьевой и инновационный (таблица). В соответствии с ними можно проследить пути развития социального государства, те важнейшие социальные проблемы, которые в перспективе предстоит решать нашей стране.

Основные характеристики моделей социально-экономического развития*

Инерционный Энер го-сырьевой Инновационный

Социальное развитие Стагнация социальной сфер ы. Сохранение высокого уровня дифференциации по доходам. Доля среднего класса ме -нее трети Частичная модернизация социальной сферы. Усиление дифференциации по доходам, низкая доступность социальных услуг. Доля среднего класса менее половины Рост инвестиций в человека и НИОКР. Снижение дифференциации. Доля среднего класса превысит половину населения

Региональный аспект Сохранение региональной дифференциации Рост регионального неравен -ства при формировании новых энерго -сырьевых кластеров на Урале, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Сокращение регионального неравенства. Формирование новых центров инновационного развития, в том числе в Поволжье, на Урале и в Сибири

ВВП (2020 г. к 2007 г.) 1,8 раза 2,0 раза 2,3 раза

Доля инвестиций в экономику знаний и высоких технологий в 2020 г. 13,8% 14,8% 16,5%

Доля сектора экономики знаний и высоких технологий в ВВП в 2020 г. 13,3% 16,9% 17,2%

Производительность труда (2020 г. к 2007 г.) 1,9 раза 2,2 раза 2,5 раза

Реальные располагаемые денежные доходы населения (2020 г. к 2007 г.) 1,9 раза 2,3 раза 2,6 раза

Бедность (к 2020 г.) 7,9% 6,7% 6,2%

Средний класс (к 2020 г.) 28% 47% более половины населения

•Составлено по материалам: www.economy.gov.ru

Переход к инновационному типу развития потребует разработки и освоения новых методов, средств мышления и деятельности, развертывания соответствующих программ - исследовательских и образовательных. За разработкой национальной модели развития России должно следовать формирование региональных и отраслевых программ развития. Экономика благосостояния должна основываться на такой модели социально-ориентированной экономики, которая задает целевые ориентиры в экономической и социальной сферах, объясняет их оптимальное сочетание с учетом условий инновационного развития.

Уровень дохода и качество жизни россиян к 2020 г, согласно данным таблицы, достигнет тех показателей, которые наблюдаются сегодня в развитых странах. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность высококачественных услуг образования и здравоохранения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и высокий уровень экологической безопасности.

К 2020 г. намечается довести долю среднего класса до 60%. В этих целях необходимо преодолеть имеющую место доходно-имущественную дифференциацию общества. Существует резкая дифференциация доходов в региональном и отраслевом аспектах. По итогам 2007 г коэффициент дифференциации доходов, т.е. соотношение между высокообеспеченными и низкообеспеченными группами населения, составляет 15,3 раз [4, с. 113] при предельно допустимом значении 1:10. Но дифференциация доходов постепенно снижается. Так, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 1/3 до 1/8. Тем не менее все еще значительны масштабы бедности. Сохраняется причина бедности - заниженность заработной платы. Россия - единственная в Европе страна, где минимум за-

работной платы ниже прожиточного минимума. Должна безотлагательно решаться задача повышения цены рабочей силы для перехода к расширенному типу ее воспроизводства, к высвобождению творческого, инновационного потенциала работника.

Предусматриваются принципиальные меры, предотвращающие депопуляцию населения РФ. Актуальные проблемы - снижение высокого процента смертности, особенно среди мужчин трудоспособного возраста, а также стимулирование рождаемости. Причины негативных демографических процессов связаны с материальным неблагополучием семей, недофинансированием здравоохранения в годы реформ. Среди важнейших направлений долгосрочной социальной стратегии -финансирование мероприятий по увеличению занятости населения, по социальной поддержке безработных. В среднесрочной перспективе выделяются значительные средства на вывод из кризиса жилищно-коммунального хозяйства.

Переход от экспортно-сырьевого к инновационному типу экономического роста связан с формированием и нового механизма социального развития. Одно из внутренних противоречий сложившейся модели роста состоит в том, что значительный, опережающий увеличение ВВП, рост доходов и благосостояния населения во многом опирается на присвоение природной ренты - сверхдоходов от экспорта углеводородов и сырья. Такой рост благосостояния неизбежно сопровождается усилением экономической дифференциации населения, нарушением принципов социальной справедливости, критически важных для российского общества. При этом объективно растут социальные запросы разных социальных групп, в том числе и не участвующих в распределении и присвоении природной ренты. Снятие этого противоречия требует формирования новых механизмов социального раз-

вития, сбалансированных с ресурсными возможностями экономики и ее инновационной эффективностью. Основа такого баланса - соединение предпринимательской свободы, социальной справедливости и националь -ной конкурентоспособности.

1. Государство, общество, личность: проблемы современности / под общ. ред. Р.А. Романова, С.Н. Нижник, М.: Юристъ, 2005.

2. Кортунов С.В. Национальная и международная безопасность: концептуальные основы. М.: Изд дом ГУ-ВШЭ, 2007.

3. Новиков В. Проблемы организации правового, социального и смешанного государства // Экономика и политика. 2006. № 1.

4. Россия в цифрах. 2008: крат стат. сб. / Росстат. М., 2008.

5. Экономика переходного периода / под ред. В.В. Радае-ва, А.В. Бузгалина. М.: Изд-во МГУ, 1995.

УДК 330.111.4:001 н.В. Мирошниченко

СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ «ИННОВАЦИЯ» В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ

В работе рассматриваются актуальные подходы к определению категории «инновация». Автор анализирует различные аспекты данной категории, на основе чего дается определение инновации. Исследуются особенности инноваций как экономического явления с точки зрения жизненного цикла инновации. Представлена классификация инноваций в контексте формирования в России экономики, основанной на знаниях. Особое внимание уделено проблемам соотношения таких понятий, как новшество, новый продукт и инновация.

Ключевые слова: инновация, жизненный цикл инновации, классификация инноваций.

N. V. Miroshnichenko

THE DEFINITION OF «INNOVATION» IN THE FRAMEWORK OF KNOWLEDGE BASED ECONOMY

The article touches upon modern approaches to the definition of «innovation». The author analyses different aspects to the notion of «innovation» and offers a new definition. Innovations as economic notion are considered from the point of view of innovation lifecycle. The author suggests the classification of innovations in the light of development of knowledge based economy in Russia. Special attention is given to the differentiation between «invention», «new product» and «innovation».

The key words: innovation, lifecycle stages of innovation, classification of innovations.

Инновации, или нововведения, - один из важнейших факторов развития современной экономики. Чтобы продлить такие стадии жизненного цикла, как мо -лодость и зрелость, у хозяйствующих субъектов нет другого способа, кроме постоянного обновления. Это требует научной разработки и реализации стратегии инновационного развития. Особую актуальность проблема развития инновационной системы приобретает в связи с формированием экономики, основанной на знаниях.

В начале 2008 г. Д. Медведев выдвинул стратегию развития экономики России на ближайшие четыре года -так называемый план четырех «И»: институты, инфраструктура, инвестиции, инновации. По мнению президента, в целом в России необходимо создать систему внедрения инноваций и изобретений [4].

Современная экономическая литература изобилует такими понятиями, как «инновация», «инновационное производство», «инновационная система». Появились и развиваются такие отрасли знаний, как инновационная экономика, теория инноваций, инновационный менеджмент, инноватика. Однако отметим, что сама категория «инновация» претерпела за последние годы существенные изменения. Поэтому считаем не-

обходимым обратиться к содержанию понятия «инновация» и раскрыть его в контексте экономики знаний. Обратим внимание на то, что термин «инновация» первоначально, еще в XIX в., был связан с изменениями в культуре. В «Толковом словаре» В. Даля слово «новшество» также соотносится с областью культуры: «Введение новизны, новых обычаев, порядков».

Только в начале XX в. термин «инновация» был воспринят экономической наукой. В 1909 г. В. Зомбарт в статье «Капиталистический предприниматель» обосновал концепцию предпринимателя как инноватора. Основная функция предпринимателя состоит в том, чтобы ради извлечения прибыли выпускать на рынок технические новинки, что побуждает его не довольствоваться получением нового, а стремиться распространять это новое как можно шире [1, с. 3].

В 1911 г. Й. Шумпетер предложил более общую концепцию инновационного предпринимательства. Он уделил особое внимание тому, что предприниматель изобретает и реализует новые комбинации факторов производства, которые и являются источником предпринимательской прибыли. В конце 1930-х гг. он ввел различие базовых инноваций и инноваций-следствий. Это стало важным шагом в становлении теории инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.