Дискуссионная трибуна. Обсуждаем концепцию и стратегию
развития РФ 2020
Возможная модель социально-экономического развития России
на период до 2020/2030 гг.
Г.П. Журавлева
В статье изложены основы перспективной модели социально-экономического развития России. При формировании этой модели избраны инновационный путь развития и системная модернизация экономики. Определяющим вектором социально-экономического развития мира и России является качество жизни. Предложен вариант основного механизма реализации новой, альтернативной модели экономики России на перспективу до 2020/2030 гг.: баланс (взаимодействие) государства, рынка (бизнеса) и гражданского общества.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие России, модель развития России, модель 2020/2030, модернизация.
Целью разработки новой модели экономики России является определение вектора, принципов, путей и способов обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе (2011-2020/2030 гг.) целенаправленного и более быстрого социально-экономического развития страны, укрепление ее позиций в мировом сообществе, восстановление статуса мощной экономической державы с учетом тех глубоких изменений, которые произошли в мире.
Социально-экономическое развитие - это многомерный процесс, включающий глубокие изменения в технической, экономической, социальной и политической сферах, ведущий к радикальным изменениям в социальных структурах, поведении людей, общественных институтах, сокращению неравенства, искоренению безработицы на основе эффективного экономического роста.
Ожидаемая волна технологических изменений выдвигает на первый план новые факторы развития (информатику, науку, знания, инновации, нанотехнологии, биотехнологии, творчество, человеческий потенциал и т.д.) и снижает влияние традиционных факторов. Определяющим фактором экономического развития становится человек.
Качество жизни - вектор социально-экономического развития России
В связи с этим первостепенной, главной целью долгосрочного социально-экономического развития России правильнее было бы считать улучшение качества жизни российского народа. Эта цель гораздо шире «устойчивого повышения благосостояния граждан», как записано в принятом документе «Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года». Благосостояние народа на протяжении всей человеческой исто-
рии играло и играет исключительно важную роль, являясь своеобразным «зеркалом» развития государства, степени совершенства экономического и политического устройства страны, а также мерой его успешности в направлении достижения прекрасной жизни (Аристотель).
Сегодня мир чрезвычайно усложнился, ему уже свойственны «всесторонняя двойственность» и противоречивость: открытость и изолированность; идентичность, самобытность и многообразие мира; жесткость и гибкость; креативность и консерватизм; плановая и рыночная модели экономики; экономический рост, социальная справедливость и т.д.
Основное противоречие настоящей цивилизации, по словам М. Кас-тельса, - это экстраординальный разрыв между нашей технологической переразвитостью и нашей социальной недоразвитостью. Если раньше было возможно однолинейное (в одном направлении) развитие, то сегодня этого недостаточно. Необходимы переплетение, взаимосвязь и взаимопроникновение на первый взгляд несовместимых, противоречивых процессов и явлений. Не так все просто.
Например, очевидно, что рост благосостояния народа зависит от экономического роста в стране. Отсюда некоторые ученые объявляют экономический рост главной целью (вектором) социально-экономического развития. Но, во-первых, сегодня, как известно, экономический рост имеет границы -он не безграничен; во-вторых, «много» - это еще не означает «хорошо»; большая, мощная экономика - не всегда богатая экономика; в-третьих, возникшая в условиях глобализации новая тенденция социально-экономического развития выдвигает на первый план не столько проблемы экономического роста (как в прошлом веке), сколько социальные проблемы. А основу социальных проблем в современном усложненном мире, характеризуемом чрезмерной дифференциацией в уровне доходов различных слоев населения, может составлять более сложный, чем благосостояние, интегральный показатель - качество жизни. Он и определяет вектор социально-экономического развития мира и России на перспективу.
Качество жизни - это совокупность характеристик, отражающих условия жизни человека. Оно зависит от уровня благосостояния человека (уровня его доходов, доставшееся по наследству собственности и т.д.), уровня его культуры, а также от уровня социально-экономического развития страны в целом, в которой проживает человек.
Иными словами, качество жизни - это система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, полноту удовлетворения всего комплекса их потребностей и интересов.
Улучшение качества жизни - это увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья. Компонентами качества жизни являются и образ жизни, и уровень жизни (благосостояние), и окружающая среда, и уровень культуры, и личная и национальная безопасность, и наличие политических и экономических свобод,
и удовлетворенность не только своей личной жизнью, но и положением в стране и в мире, которое отражается на самочувствии людей. Поэтому качество жизни чрезвычайно широкое, многоаспектное и многогранное понятие, несравненно более широкое, чем уровень жизни и уровень благосостояния. Оно охватывает все сферы общества: трудовую жизнь, сферу развития способностей, семейную жизнь, быт и поддержание здоровья, жизнь нетрудоспособных, досуг, жизнь в экстремальных экономических ситуациях, заботу о будущем и т.д.
Качество жизни зависит как от уровня социально-экономического развития страны, так и от самого человека, ибо и небогатый человек может обеспечить своим трудом более высокое качество жизни за счет чистоты, порядка, рационального ведения домашнего хозяйства, постоянного повышения своей квалификации, знаний, умения выгодно продать свою рабочую силу. Следовательно, качество жизни имеет две стороны - объективную и субъективную.
Каждое сообщество разрабатывает это понятие самостоятельно, исходя из своих взглядов. Во многих странах идея качества жизни объявлена национальной идеей. Для России эта проблема настолько актуальна, что могла бы быть также объявленной в качестве национальной идеи хотя бы на период социально-экономического развития РФ до 2020/2030 гг.
В концепцию качества жизни, принятую в постиндустриальном обществе, включены такие потребности людей, как охрана окружающей среды, забота о безопасности производства и продукции, поддержание ресурсного потенциала страны.
Для российских граждан, конечно, небезразлично возвращение России в число мировых экономических держав, ибо это повышает удовлетворенность населения своим положением в стране и мире, что способствует и росту качества его жизни. Не всем, конечно, это понравится, ибо под Россией некоторые до сих пор понимают империю, отождествляя понятия «империя» и «держава». А это заблуждение. Между этими понятиями есть общее - независимые государства. Но сущность их различна.
Империя (от лат. трвгшш - власть, приказ) - это обширное независимое государство, образовавшееся путем включения в свой состав территорий других государств, где высшая государственная власть принадлежит чаще всего одному лицу (монарху, императору, цезарю, царю, королю и т.д.). Держава - это качественно другая государственность, антитеза империи, стремящейся всецело контролировать мир, навязывая порядок, который удобен только одному из субъектов экономических отношений, организуя и поддерживая зависимость всех от себя. Россия не стремится к этому.
В Толковом словаре В.И. Даля дается следующее пояснение термину «держава» - содержание, уход, забота, крепость, прочность, сила, надежность и т.д. Отсюда мировая держава - это государственность, способная обеспечить миропорядок во благо достижения своих высших целей развития,
но не в ущерб и не за счет разрушения суверенитета других государств и ущемления их национальных интересов. При этом конкретные формы и механизмы державной экономической политики опираются на принцип гармонии интересов каждого человека, каждой общественной группы, каждой нации с национальными экономическими интересами суверенного государства с учетом глобальных интересов человечества. Желание россиян восстановить статус РФ как великой державы нисколько не ущемляет национальных интересов других народов, ничем не угрожает миру и не свидетельствует ни в коем случае о приписываемой ему агрессивности.
Существуют два подхода к познанию качества жизни: интегральный и частный. Интегральный подход использует объективные оценки на основе официальных статистических данных и субъективные оценки на основе мнения населения (разного рода опросы).
Оценка качества жизни базируется на системе показателей, объективно отражающих социально-экономическую ситуацию:
• здоровье населения;
• индивидуальное развитие путем обучения;
• занятость и качество трудовой жизни;
• времяпрепровождение и досуг;
• возможность приобретения товара и услуг;
• личная безопасность, справедливость и гуманность правовых органов;
• социальные возможности и социальная активность.
Особую группу показателей качества жизни составляют показатели, характеризующие уровень жизни:
• синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.), а также среднедушевые денежные доходы, среднемесячная зарплата, средний размер пенсий, прожиточный минимум, покупательная способность, потребительские расходы за год;
• натуральные показатели (обеспеченность жильем, личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.);
• показатели пропорций и структуры распределения благосостояния (по доходным группам, концентрации и дифференциации доходов, потребления, основные показатели развития образования, здравоохранения, культуры и отдыха, доля теневой экономики и многое другое).
Таким образом, качество жизни населения - это комплексная характеристика социально-экономических, политических, культурных, идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.
Баланс государства, рынка и гражданского общества
Основным механизмом реализации новой, альтернативной модерну модели экономики России на перспективу до 2020/2030 гг. может быть только взаимодействие (баланс) государства, рынка (бизнеса) и гражданского общества.
Достижение приоритетной цели неоэкономики в современном усложненном мире невозможно при участии только государства или только рынка (бизнеса). Сегодня общепризнанна целесообразность смешанной экономики, где сосуществуют и государство, и рынок. Так, лауреат Нобелевской премии Вас. Леонтьев образно сравнивал экономику с парусным кораблем, когда у компаса, за штурвалом - государство, а ветер, надувающий паруса, - предпринимательство (рынок). Для развития экономики, по его словам, нужно вмешательство государства в той мере, в какой это поощряет цивилизованный рынок [1]. Акад. В. Л. Макаров убедительно доказывает эффективность использования в новой модели экономики планового и рыночного механизмов [2, с. 19].
По нашему мнению, новая модель экономики должна опираться на гармонию (баланс или равновесие) трех важнейших институтов (или механизмов) социально-экономического развития - государства, рынка и гражданского общества, способных увеличить возможности развития и использования человеческой личности как главного фактора развития неоэкономики.
Необходимость такой гармонии обусловлена тем, что в действительности ни государство как орган принуждения (авторитарность), ни рынок, обеспечивающий добровольно-принудительное соглашение сторон под воздействием конкуренции ради получения прибыли, не способны предложить эффективное демократическое решение новых проблем формирующейся в условиях глобализации неоэкономики. По существу, демократичным, способным контролировать и государство, и бизнес (рынок), может быть только гражданское общество как добровольная общественная кооперация.
Гражданское общество
Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Гражданское общество - это совокупность неполитических отношений и социальных образований, объединенных специфическими интересами. К гражданскому обществу относятся: общественные, правозащитные, благотворительные, женские организации; общественные группы; профсоюзы; общественные движения; бизнес-организации; молодежные, образовательные, научные и профессиональные ассоциации и т.д.
Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами по интересам и т.д. Здесь преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи - конкуренция и солидарность - между юридически свободными и равноправными партнерами.
Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Такая личность превыше всего ставит свою свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.
В отличие от первоначальных представлений о гражданском обществе, основанных на абсолютизации частных интересов (частных собственников), современная концепция гражданского общества в неоэкономике должна быть основана на признании необходимости обеспечения оптимального, гармоничного сочетания частных и общественных интересов.
Основами гражданского общества в экономической сфере являются многоукладная экономика, разнообразные формы собственности, регулируемые рыночные отношения; в политической сфере - децентрализация властных полномочий, политический плюрализм, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, верховенство закона и равенство всех перед ним; в духовной сфере - отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести, цивилизованность, высокая духовность и нравственность.
Главная цель функционирования гражданского общества - удовлетворение материальных и духовных потребностей человека и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что необходимо при улучшении качества жизни. Государство при этом неизбежно приобретает характер социального государства.
Социальное государство
Современное социальное государство - это институт, направленный на организацию нормальной жизни и развитие всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами.
Необходимо отметить, что социальное государство не утрачивает полностью своих карательно-репрессивных функций, но применяет их в крайнем случае, в отношении узкого круга лиц, нарушающих права и свободы граждан, а также против государств-агрессоров и деспотических режимов, нарушающих права и свободы собственных народов.
В экономической политике социального государства требуется сочетание мер государственного регулирования, поощрения конкуренции и развития личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния. Этим самым обеспечивает возможность гармонии государства, рынка и гражданского общества.
Становление социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный. Характерными признаками и условиями существования социального государства являются:
• демократическая организация государственной власти;
• высокий нравственный уровень граждан и, прежде всего, должностных лиц государства;
• социально ориентированная структура экономики, существование различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных отраслях хозяйства;
• правовое развитие государства;
• существование гражданского общества;
• ярко выраженная социальная направленность политики государства;
• наличие у государства приоритетной цели: улучшение качества жизни для всех членов общества, утверждение в обществе социальной справедливости, достойных условий существования, социальной защищенности и равных стартовых возможностей для самореализации личности;
• наличие развитого социального законодательства.
Социальному государству присущи все традиционные функции, обусловленные природой государства как такового, и, кроме этого, оно выполняет ряд специфических функций:
• поддержка социально незащищенных категорий населения;
• охрана труда и здоровья;
• поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
• сглаживание социального неравенства;
• поощрение благотворительной деятельности;
• финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
• участие в реализации международных экологических, культурных и социальных программ;
• забота о сохранении мира в обществе.
Инновационный путь развития и модернизация
При формировании новой модели социально-экономического развития российской экономики единственно правильным, а не просто необходимым может быть избран лишь инновационный путь развития и связанная с ним системная модернизация экономики. При этом предполагается непрямолинейное использование зарубежного опыта, а также учет национальной специфики, исторического пути развития, психологического, нравственного, человеческого факторов, присущих России.
Существует много моделей инновационного развития в мире. Наиболее значимыми сегодня можно считать модели США, стран ЕС, Китая.
Модель США. Стратегическим приоритетом инновационного развития экономики на длительную перспективу признает осуществление научно-технической политики, включающей поддержку фундаментальных исследований и передачу технологий. Для этого была создана национальная иннова-
ционная система (НИС) - целостная система, эффективно преобразующая новые знания в новые технологии, товары и услуги. В ней особое внимание уделялось интеллектуальной собственности (ИС); преобразованию патентно-лицензионной системы, обеспечивающей на основе государственной монополии прогрессивное развитие техники и технологии и их коммерческое использование в экономике США; поощрению сотрудничества между коммерческими концернами и некоммерческими организациями, включая университеты; созданию Центра передачи технологий, задачей которого являлось выявление коммерчески значимых технологий и их последующей передачи в частный сектор; постоянному совершенствованию законодательства в области передачи технологий; всемерному развитию образования; содействию ускоренному развитию НТП и, прежде всего, фундаментальной науки; обеспечению социальной функции государства через оптимизацию социальных программ.
Модель стран ЕС. Цель - создание к 2010 г. наиболее конкурентоспособной в мире «новой экономики». Приоритетные направления деятельности ЕС: научно-техническое, инновационное и образовательное. Для решения этих задач были разработаны рамочные программы по НИОКР, по конкурентоспособности и инновациям (на 2007-2013 гг.), программа интегрированных действий по непрерывному образованию, «дорожная карета» - план конкретных действий по стимулированию инвестиций в НИОКР.
Целью этих программ объявлялись повышение эффективности государственной поддержки исследований и инноваций, переориентация государственных ресурсов на исследования и инновации, улучшение правил государственной помощи бизнесу, обеспечение необходимыми кадровыми ресурсами, улучшение инновационной среды (охрана ИС, правил конкуренции, финансовых рынков и налоговых систем). К числу наиболее передовых научно-технических направлений были отнесены: построение информационного общества, биотехнология и геномика, нанотехнология и новые материалы, космос и безопасность. В организационном плане сотрудничество стран ЕС предполагает создание центров превосходства, запуск технологических инициатив в виде «платформ», «карт» и т.п., стимулирование фундаментальных исследований, создание условий для предотвращения «утечки умов» и привлечения наиболее квалифицированных исследователей из других стран.
Модель Китая. Объявлена стратегия «подъема страны в опоре на науку и образование». Основные направления развития науки и техники включают: инновационные научные исследования, внедрение высоких технологий и создание высокотехнологичной индустрии; усиление фундаментальных исследований и в качестве особенности данной модели - экономическое и социальное строительство. Здесь очень важны задачи вывода на новую технологичную ступень развития традиционных отраслей, углубление реформ в научно-исследовательской системе, создание национальной инновационной системы с учетом специфики Китая.
Особый интерес в этой модели вызывает программа «Факел», являющаяся, по сути, планом индустриализации наукоемких достижений, создания индустриальных парков, «инкубаторов», обеспечивающих коммерциализацию достижений в области новейших технологий.
Особой спецификой отличаются модели инновационного развития стран Юго-Восточной Азии и модель «догоняющего развития» Японии. Не вдаваясь в подробности исследования этих моделей, можно констатировать образование сегодня трех мощных инновационных центров в мире, а именно: 1) Европейский союз, 2) США и Канада, 3) Азиатский регион.
Модернизация экономики - это процесс изменения экономики соответственно требованиям современности путем внедрения различного рода усовершенствований, достижений прогрессивных сдвигов в экономическом развитии.
Для государства (правительства) очень важно одновременно с увеличением финансирования инновационных и социальных программ поднять, как раньше говорили, народные массы на решение задачи модернизации современной российской экономики, необходимо увлечь народ этой идеей, разбудить его энтузиазм. Это возможно при наличии обширной социальной программы, которая не просто объявлена в госбюджете, а именно активно реализуется в жизни, да так, чтобы народ серьезно почувствовал заботу государства о нем.
Для спасения и развития производительных сил нужны коренная реформа распределения доходов и модернизация экономического порядка в России. Никуда не годится существующая сегодня в России анархо-феодальная модель распределения доходов, согласно которой 1% населения (самая богатая децильная группа) получает 30,6% всех открытых денежных доходов; а самая бедная - 1,9%; рядом стоящая, чуть «побогаче» децильная группа - 3,5% (вместе они составляют 20% населения). Все они одинаково платят налоги - 13% с доходов. Между тем в странах, которые ставят в пример, богатые платят не 13, а 50% и более от своих доходов. В результате такой порочной налоговой политики Российское государство и общество теряет очень многое.
Глава корпорации «Роснано» Анатолий Чубайс, представитель либеральной рыночной элиты, утверждает, что модернизация возможна только за счет снижения расходов в социальной сфере, иных источников нет и что будто бы экономическая элита отстала интеллектуально и не готова предложить правительству системные меры перестройки экономики. Это не соответствует действительности.
Современная российская экономика характеризуется ухудшением условий накопления капитала при одновременном нарастании технологического отставания, что никак не соответствует возможностям осуществления модернизации. Если в 1980-х гг. доля промышленных предприятий, ведущих разработку и внедрение нововведений, составляла около 2/3, то в 2002 г. -лишь 9,8%, в то время как в развитых странах - 70%. К настоящему времени инновационная деятельность в РФ снизилась до 1%.
Наращивание инновационного потенциала возможно, как свидетельствует мировая практика, лишь при условии приоритетного развития наукоемких отраслей с высокой долей затрат на НИОКР и государства, и частного бизнеса. К сожалению, в силу неблагоприятного инвестиционного климата, отсутствия должного доверия к правительству российский капитал характеризуется утечкой частного капитала за рубеж. А по расчетам РАН РФ, 1 долл., учитываемый как утечка капитала, снижает объем инвестиций на 10,3 руб., а объем ВВП - на 24,5 руб.
Для осуществления модернизации российской экономики, по оценкам акад. Л.И. Абалкина, необходим прирост инвестиций на 18% ежегодно, объем же инвестиций для воспроизводства основного капитала должен быть увеличен в три раза, в НИОКР - в пять раз. Так что причина не в интеллектуальной отсталости экономической элиты, а в другом - в отсутствии масштабной инвестиционной политики государства во взаимодействии с частным бизнесом, низком темпе экономического роста и чудовищной бедности населения, низком уровне оплаты труда, что делает модернизацию невозможной.
Огромные конкурентные преимущества России в области фундаментальной и теоретической науки, признанные мировой общественностью, позволяют создать новую и единственно возможную, по мнению отдельных ученых (Г.Х. Попов, Е.А. Федоров и др.), модель модернизации в России. В области прикладных наук Запад ушел достаточно далеко по сравнению с Россией, а теоретические науки - это та область, где Россия не только может выиграть конкуренцию, но и в чем-то уже сейчас находится вне конкуренции. Для этого в России желательно создать комплекс теоретических наук, на стыке которых появляются открытия.
Модернизация требует усиления внимания вопросам образования, культуры, средствам массовой информации. При этом необходима интеграция политического, экономического мышления, творческой интеллектуальной деятельности всех слоев общества, преодоление национализма для поиска единства в стране и в мире. Эта перспектива является сегодня интернационалистской.
Таким образом, опираясь на свою собственную модель модернизации, учитывая международный опыт, устраняя препятствия и возможные недостатки модернизации в той или иной отрасли, в различных регионах страны, Россия сможет продвигаться вперед по пути дальнейшего социально-экономического развития.
Литература
1. Леонтьев В. Пора менять крупных воров на мелких лавочников // Комсомольская правда. - 1998. - 2 декабря.
2. Макаров В.Л. Социальный кластеризм. Российский вызов. - М., 2010.