Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ БОКСА С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОБЛЕМНО-СИТУАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ БОКСА С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОБЛЕМНО-СИТУАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНО-СИТУАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СПОРТИВНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ "БОКС" / ФИЗИЧЕСКИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шейдер А.Д., Игошкин А.Н., Бережник Ю.Ю.

Современные социально-экономические условия, цифровизация и наукоемкость основных сфер жизнедеятельности усложняют требования к современному специалисту, актуализируя проблему развития социально значимых качеств студентов технических вузов, позволяющих снизить уровень влияния образовательных и профессиональных рисков. Статистические данные показывают устойчивую тенденцию к снижению уровня здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи. Внедрение цифрового контента в образовательные программы существенно расширяет рамки традиционной системы обучения, но вместе с тем несет в себе ряд негативных моментов. Высокий уровень гиподинамии, замещение вербального общения на цифру, знак и образ порождают ситуацию развития тревожности и стресса, нервно-психической и эмоциональной напряженности, угроз здоровью студенческой молодежи. На основе изучения опыта профессиональной подготовки, спортивных традиций вузов Самарской области, выявления мнений и интересов обучающихся, установлено, что высоким развивающим потенциалом в формировании физических, социально-психологических качеств, свойств внимания и стрессоустойчивости обладают спортивные единоборства, в частности бокс. Основу апробируемой методики составили ситуационно-проблемные задачи, направленные на развитие способностей к предугадыванию ситуации (антиципации), быстрому анализу ситуации в условиях высокой эмоциональной напряженности, оперативности и стабильности в деятельности, самостоятельности в выборе наиболее правильного критерия для разрешения проблемной ситуации. Результаты формирующего эксперимента показали положительную динамику по всем диагностируемым показателям (объем, распределение и переключение внимания, психологическая работоспособность и устойчивость, волевые, коммуникативные, лидерские качества), что подтверждает эффективность разработанной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шейдер А.Д., Игошкин А.Н., Бережник Ю.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF STUDENTS OF TECHNICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS BY MEANS OF BOXING WITH ELEMENTS OF PROBLEM-SITUATIONAL LEARNING

Modem socio-economic conditions, digitalization and science intensity of the main areas of life complicate the requirements for a modern specialist, actualizing the problem of developing socially significant qualities of students of technical universities, which make it possible to reduce the level of influence of educational and professional risks. Statistical data show a steady downward trend in the health and physical fitness of student youth. The introduction of digital content in educational programs significantly expands the scope of the traditional education system, but at the same time carries a number of negative aspects. A high level of physical inactivity, the replacement of verbal communication with a number, a sign and an image give rise to a situation of anxiety and stress, neuropsychic and emotional tension, and threats to the health of student youth. Based on the study of the experience of professional training, sports traditions of universities in the Samara region, identifying the opinions and interests of students, it has been established that martial arts, in particular boxing, have a high development potential in the formation of physical, sociopsychological qualities, properties of attention and stress resistance. The basis of the tested methodology was situational and problematic tasks aimed at developing the ability to predict the situation (anticipation), quickly analyze the situation in conditions of high emotional tension, efficiency and stability in activities, independence in choosing the most correct criterion for resolving a problem situation. The results of the formative experiment showed positive dynamics in all diagnosed indicators (volume, distribution and switching of attention, psychological performance and stability, strong-willed, communicative, leadership qualities), which confirms the effectiveness of the developed methodology.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ БОКСА С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОБЛЕМНО-СИТУАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ»

5. Личностно-ориентированный характер, при котором отправной точкой организации профессионально-этической подготовки выступает личность курсанта. А служба, учеба, быт, досуг и т. д. служат средством.

6. Ограничение доступности для внешней среды вследствие особенностей решаемых курсантами учебно-служебных задач.

7. Специфичность форм выражения в служебно-профессиональном общении, выраженная особенностями и ролью профессионального языка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилюк А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств : дис. ... д-ра пед. наук / Данилюк Александр Ярославович.-Ростов-на-Дону, 2001.-37 с.-

2. Мануйлов Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании / Ю. С. Мануйлов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика.-2008.-№ 4 (14).-С. 21-27.

3. Пугачев А.В. Проблемы формирования отдельных качеств преподавателя в правовом образовательном пространстве / А.В. Пугачев // Философия образования.-2015.-№ 2.- С. 58-65.

4. Ромах, О.В, Военная культура в культуре социума / О.В. Ромах, Л.Г. Ларкин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.- 2014.-№ 11 (часть 1).-С. 92-95.

5. Харланова, Е.М. Субъектно-средовой подход как теоретико-методологическая стратегия исследования развития социальной активности будущих специалистов / Е.М. Харланов // Мир науки, культуры, образования.-2009.-№ 6 (18).-С. 134-137.

REFERENCES

1. Danilyuk, A.Ya. (2001), The Theoretical and Methodological Foundations of the Design of Integral Humanitarian Educational Spaces, dissertation, Rostov-on-Don.

2. Manuylov, Yu.S. (2008), "Conceptual Foundations of the Environmental Approach in Education", Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, Vol. 4, No. 14, pp. 21-27.

3. Pugachev, А. V. (2015), "Problems of Formation of Some Qualities of the Teacher in the Legal Educational Space", Philosophy of Education, Vol. 2, pp. 58-65.

4. Ramah, O.V. and Larkin, L.G. (2014), "Military Culture in the Culture of Society", International Journal of Applied and Fundamental Research, Vol. 11, No. 1, pp. 92-95.

5. Kharlanova, E.M. (2009), "Subjective-Environmental Approach as Theoretical and Methodological Strategy of Research into Social Activity Development with Future Specialists", World of Science, Culture, Education, Vol. 6, No. 18, pp. 134-137.

Контактная информация: tgsha2006@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 12.04.2023

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ БОКСА С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОБЛЕМНО-СИТУАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Алексей Дмитриевич Шейдер, доцент, Самарский государственный технический университет, Самара; Александр Николаевич Игошкин, старший преподаватель, Юлия Юрьевна Бережник, старший преподаватель, Самарский государственный университет путей сообщения, Самара

Аннотация

Современные социально-экономические условия, цифровизация и наукоемкость основных сфер жизнедеятельности усложняют требования к современному специалисту, актуализируя проблему развития социально значимых качеств студентов технических вузов, позволяющих снизить

уровень влияния образовательных и профессиональных рисков. Статистические данные показывают устойчивую тенденцию к снижению уровня здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи. Внедрение цифрового контента в образовательные программы существенно расширяет рамки традиционной системы обучения, но вместе с тем несет в себе ряд негативных моментов. Высокий уровень гиподинамии, замещение вербального общения на цифру, знак и образ порождают ситуацию развития тревожности и стресса, нервно-психической и эмоциональной напряженности, угроз здоровью студенческой молодежи. На основе изучения опыта профессиональной подготовки, спортивных традиций вузов Самарской области, выявления мнений и интересов обучающихся, установлено, что высоким развивающим потенциалом в формировании физических, социально-психологических качеств, свойств внимания и стрессоустойчивости обладают спортивные единоборства, в частности бокс. Основу апробируемой методики составили ситуационно-проблемные задачи, направленные на развитие способностей к предугадыванию ситуации (антиципации), быстрому анализу ситуации в условиях высокой эмоциональной напряженности, оперативности и стабильности в деятельности, самостоятельности в выборе наиболее правильного критерия для разрешения проблемной ситуации. Результаты формирующего эксперимента показали положительную динамику по всем диагностируемым показателям (объем, распределение и переключение внимания, психологическая работоспособность и устойчивость, волевые, коммуникативные, лидерские качества), что подтверждает эффективность разработанной методики.

Ключевые слова: проблемно-ситуативное обучение, спортивная специализация «Бокс», физические, психологические социально-значимые качества студенческой молодежи.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p475-478

FORMATION OF SOCIALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF STUDENTS OF TECHNICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS BY MEANS OF BOXING WITH ELEMENTS OF PROBLEM-SITUATIONAL LEARNING

Aleksey Dmitrievich Sheider, the docent, Samara Polytech Flagship University; Alexander Ni-kolaevich Igoshkin, the senior teacher, Yulia Yurievna Berezhnik, the senior teacher, Samara State University of Communications, Samara

Abstract

Modem socio-economic conditions, digitalization and science intensity of the main areas of life complicate the requirements for a modern specialist, actualizing the problem of developing socially significant qualities of students of technical universities, which make it possible to reduce the level of influence of educational and professional risks. Statistical data show a steady downward trend in the health and physical fitness of student youth. The introduction of digital content in educational programs significantly expands the scope of the traditional education system, but at the same time carries a number of negative aspects. A high level of physical inactivity, the replacement of verbal communication with a number, a sign and an image give rise to a situation of anxiety and stress, neuropsychic and emotional tension, and threats to the health of student youth. Based on the study of the experience of professional training, sports traditions of universities in the Samara region, identifying the opinions and interests of students, it has been established that martial arts, in particular boxing, have a high development potential in the formation of physical, socio-psychological qualities, properties of attention and stress resistance. The basis of the tested methodology was situational and problematic tasks aimed at developing the ability to predict the situation (anticipation), quickly analyze the situation in conditions of high emotional tension, efficiency and stability in activities, independence in choosing the most correct criterion for resolving a problem situation. The results of the formative experiment showed positive dynamics in all diagnosed indicators (volume, distribution and switching of attention, psychological performance and stability, strong-willed, communicative, leadership qualities), which confirms the effectiveness of the developed methodology.

Keywords: problem-situational training, sports specialization "Boxing", physical, psychological socially significant qualities of students.

ВВЕДЕНИЕ

Стремительные изменения социально-экономических условий функционирования современного общества, цифровизация и наукоемкость современного производства

предъявляю высокие требования не только к физической подготовленности будущего специалиста, но и к его психологической и эмоциональной устойчивости как в стандартных условиях решения профессиональных задач, так и в условиях, характеризующихся высокой экстремальностью [4].

Анализ данных медицинских осмотров студентов вузов Самарской области и данные прикладных исследований показывает устойчивую тенденцию снижения уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся. Внедрение цифрового контента в образовательные программы существенно расширяет рамки и обогащает формы и средства традиционной системы обучения, но вместе с тем несет в себе ряд негативных моментов. Дистанционные формы обучения усугубляют ситуацию высокой гиподинамии, а снижение практики вербального, диалогического общения приводит срывам коммуникаций, снижению навыков конструктивного и группового общения, развитию состояний тревожности и стресса, нервно-психической и эмоциональной напряженности, возникновению угроз здоровью. Это в свою очередь оказывает существенное влияние на качество усвоения и освоения учебного материала, в том числе и дисциплин (модулей) «Физическая культура и спорт» [1].

Актуализируется проблема развития физических и психологических качеств; самостоятельности и активности в освоении различных видов физкультурно-спортивной деятельности, устойчивости в формировании фонда двигательных умений и навыков, способностей к адекватной реакции на экстремальные воздействия, возникающие в повседневной и профессиональной деятельности.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ опыта профессиональной подготовки в технических вузах доказывает, что основным средством, обладающим высоким развивающим потенциалом, являются элективные дисциплины по физической культуре и спорту, предоставляющие студентам свободу выбора форм спортивной специализации [2, 3]. На основе изучения спортивных традиций в Самарском государственном техническом университете (СамГТУ) и Самарском государственном университете путей сообщения (СамГУПС), выявления мнений и интересов обучающихся установлено, что одно из ведущих мест занимают спортивные единоборства, в частности бокс.

Гипотетическая позиция исследования заключается в следующем: если содержание учебно-тренировочного процесса будет моделировать экстремальные ситуации спортивного (характер взаимодействия соревнующихся, характер распределения усилий на протяжении поединка, характер мышечной деятельности) и профессионального взаимодействия (операции, необходимые для реализации операторской деятельности, возможные нестандартные ситуации (сбои в приеме, передачи или переработки информации; концентрации объеме качеств внимания; принятии решений в условиях краткосрочных лимитов времени и личной ответственности) на основе применения ситуационных задачно-проблемных методов то можно целенаправленно влиять на развитие психомоторных качеств (скоростно-силовых, координационных, реакции на движущийся объект), свойств внимания, социально-психологических качеств (волевых, коммуникативных, лидерских), психологической устойчивости.

Основу проектируемой методики составили ситуационно-проблемные задачи, направленные на развитие способностей к предугадыванию ситуации (антиципации), быстрому анализу ситуации в условиях высокой эмоциональной напряженности, оперативности и стабильности в деятельности, самостоятельности в выборе наиболее правильного критерия для разрешения проблемной ситуации. Использовались упражнения с партнером в перчатках по определенному заданию (условный двусторонний бой), выбор действий произвольный, но с ограниченным выбором боевых средств. Вольный бой в стандартных условиях, с ознакомлением перед боем заданий от тренера по ведению боя. Каждый из партнеров не знает о задании другого. После окончания боя проводится личный

анализ качества выполнения заданий и их групповое обсуждение. Спарринги в затрудненных условиях, в ринге находятся три боксера и двое ведут бой против одного. Разбор ошибок делается в перерывах между раундами, для того чтобы обучающийся мог принимать самостоятельные решения при выполнении поставленных задач. Выполнение ситуативных заданий строго регламентировалось по времени, а также условиями разрешенных действий (программой задачи). Заранее оговаривались «меры наказания» за неправильное выполнение двигательной задачи, выполнение неразрешенных приемов, потерю контроля, скованность и неестественность в движениях. Меры наказания представлены в виде выполнения дополнительных общеразвивающих упражнений и упражнений, направленных на развитие специальной координации.

Экспериментальная работа проходила в два этапа (констатирующий и формирующий эксперименты). Выборочную совокупность составили 40 человек (2 группы по двадцать человек в каждой), студенты Самарского государственного технического университета, спортивная специализация «Бокс», второй год обучения. Выбор данной совокупности обусловлен тем, что учебная работа во второй год обучения наряду с совершенствованием основных и специальных физических качеств и освоением новых средств боя включает подготовку к соревнованиям и собственно соревновательную деятельность. Что повышает эмоциональную и психологическую насыщенность занятий.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Обучение в контрольной группе проводилось в рамках традиционной методики физической и технико-тактической подготовки. В экспериментальной группе дополнительно в программу вводились ситуационно-проблемные задачи.

Измерялись показатели, характеризующие устойчивость, объем и переключение внимания; общую психическую работоспособность в условиях помех и утомляемость, развитие волевых, лидерских качеств. Использовались тесты «Корректурная проба» и «Красно-черная таблица Шульте-Платонова», метод экспертных оценок. В констатирующем эксперименте исходный уровень развития исследуемых качеств в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах не имел существенных различий. Срез после проведения формирующего эксперимента показал положительную динамику в обеих группах, но в КГ показатели находятся в рамках «удовлетворительно - хорошо», а в ЭГ уровень сформиро-ванности соответствует границам «хорошо - отлично» (таблица). По индивидуальным показателям повышение психологической работоспособности в условиях сбивающих факторов в ЭГ отмечено у 55,7% студентов, а у некоторых обучающихся прирост продуктивности по сравнению с исходной достигает 15-35%.

Таблица - Показатели психофизического развития студентов

Констатирующий эксперимент

Показатели КГ, Х±т ЭГ, Х±т г

Объем внимания 1312,45±29,1 1327,2±30,2 0,12<0,05

Устойчивость внимания (психологическая работоспособность) 5,4±0,7 5,6±0.9 0,5<0,05

Распределение, переключение внимания 243,1±8,6 244,4±10,2 0,03<0,05

Формирующий эксперимент

Показатели КГ, Х±т ЭГ, Х±т г

Объем внимания 1359,12±32,4 1422,72±39,08 0,04<0,05

Устойчивость внимания (психологическая работоспособность) 4,5±0,7 3,4±0,4 2,02>0,05

Распределение, переключение внимания 240,4±9,4 189,3±10,2 6,04>0,05

Метод экспертных оценок (преподаватель, обучающийся, группа) доказал эффективность разработанной методики в формировании социально значимых качеств: коллективная сплоченность, лидерство, психологическая устойчивость.

ВЫВОДЫ

Полученные исследовательские материалы подтверждают правильность выдвинутой гипотетической позиции и позволяют сделать вывод об эффективности разработанной

методики в формировании психомоторных, личностно-социальных качеств, свойств внимания и психологической устойчивости посредством освоения комплекса специализированных упражнений и решения ситуационно-проблемных задач при прохождении спортивной специализации «Бокс».

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова Л.М. Формирование социального здоровья студентов через потенциал физической культуры /Л.М. Волкова, В.В. Евсеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 65-69.

2. Эффективность использования в системе физического воспитания студентов нетрадиционных средств на примере хатха-йоги / Г.Я. Галимов, В.А. Кузьмин, М.Д. Кудрявцев, Ю.А. Копылов, А.В. Гаськов // Вестник Бурятского государственного университета. Физическая культура и спорт. -2014. - №13. - С. 41-44.

3. Зиновьев Н.А. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов технического вуза / Н.А. Зиновьев, П.Б. Святченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134) - С. - 98-102.

4. Руднева Т.И. Коммуникативная компетентность: фактор готовности к профессиональным рискам / Т.И. Руднева // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2016. - № 3. - С. 76-84.

REFERENCES

1. Volkova, L.M. and Evseev, V.V. (2019), "Formation of social health of students through the potential of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (176), pp. 65- 69.

2. Galimov G.Ya., Kuzmin, V.A., Kudryavtsev, M.D., et al (2014), "The effectiveness of using non-traditional means in the system of physical education of students on the example of hatha yoga", Bulletin of the Buryat State University. Physical Culture and sport, No. 13, pp. 41-44.

3. Zinoviev N.A. and Svyatchenko, P.B. (2016), "Pedagogical conditions for the formation of a healthy lifestyle for students of a technical university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (134), pp. 98- 102.

4. Rudneva, T.I. (2016) "Communicative competence: a factor of readiness for professional risks", T.I. Rudneva , Bulletin of the Tver State University. Series: Pedagogy and psychology, No. 3, pp. 76-84.

Контактная информация: samgups_fis@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2023

УДК 796.89

О ПРОБЛЕМАХ ОБУЧЕНИЯ БРОСКАМ И ИХ ПРИМЕНЕНИЮ СОТРУДНИКАМИ ОВД РОССИИ

Виктор Борисович Шилакин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск; Юрий Валентинович Чехранов, доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Московский университет МВД России

имени В. Я. Кикотя, Москва

Аннотация

В статье отмечается, что броски являются важным средством, позволяющим сотрудникам ОВД в противоборстве с правонарушителем перевести его в положение лежа, в котором возможности правонарушителя к сопротивлению существенно снижаются, что позволяет надежнее применить к нему приемы ограничения свободы его передвижения. При этом роль бросков в действующих нормативных документах по физической подготовке сотрудников ОВД необоснованно занижена, описание техники их демонстрации не соответствует условиям оперативно-служебной деятельности. Методика обучения требует включения в содержание раздела «Боевые приемы борьбы» нормативных документов спортивного компонента, позволяющего обеспечить наличие у сотрудников ОВД умений и навыков применения бросков в условиях сопротивления сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.