Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИВНОСТЬ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИВНОСТЬ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИВНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / КРИТЕРИИ МАТЕРИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васельцова И.А., Манукян А.Г., Ананьев Л.Б.

Стремительно меняющиеся условия развития социальной, образовательной, профессиональной сфер жизнедеятельности актуализируют проблему психологической, социальной адаптации и самореализации студенческой молодежи. Влияние социально-экономических трансформаций, происходящих в российском обществе, смена концептуальных основ современного образования и воспитания; высокая наукоемкость и технологичность производства обуславливают реструктуризацию базовых ценностей и вызывают необходимость изучения актуальных ценностных установок, когнитивных, психологических и личностных характеристик студентов, определяющих духовно-нравственные, рефлексивные, поведенческие доминанты сознания. С целью изучения факторов, оказывающих влияние на процессы адаптации, уверенности, успешности и самореализации студенческой молодежи было проведено пилотажное исследование на базах Самарского государственного университета путей сообщения, Самарского государственного университета, Самарского государстве того технического университета. Выборочную совокупность составили 235 респондентов. Изучаемые показатели распределялись по трем группам. К первой группе отнесли индивидуально-типологические показатели. Вторая группа включала показатели, характеризующие уровень физического развития. Третья являлась обобщенным критерием, отражающим качество жизни. На основании полученных результатов можно заключить, что в условиях высоких социальных рисков современного общества в качестве негативных причин, влияющих на эффективную адаптацию, самореализацию и развитие личности современной студенческой молодежи можно выделить, в первую очередь, противоречия между имеющимися и приобретаемыми знаниями, обуславливающие наличие когнитивного диссонанса; защитную реакцию (протестность) на определенные элементы традиционной системы обучения (авторитаризм, обучение по четко заявленным образцам и др.); негативное влияние ситуационных факторов и отсутствие черт характера и умений им противостоять. Усугубляют создавшееся положение отсутствие четко сформированной идейной платформы, изолированность ценностных позиций и их переоценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васельцова И.А., Манукян А.Г., Ананьев Л.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ADAPTABILITY AND SELF-REALIZATION OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF SOCIAL RISKS OF MODERN SOCIETY

Rapidly changing conditions for the development of social, educational, professional spheres of life actualize the problem of psychological, social adaptation and self-realization of students. The influence of socio-economic transformations taking place in Russian society, the change of the conceptual foundations of modem education and upbringing; high knowledge intensity and technological efficiency of production cause the restructuring of basic values and cause the need to study the current value attitudes, cognitive, psychological and personal characteristics of students that determine the spiritual and moral, reflexive, behavioral dominants of consciousness. In order to study the factors influencing the processes of adaptation, confidence, success and self-realization of students, a pilot study was conducted at the bases of the Samara State University of Railways, Samara State University, Samara State Technical University. The sample consisted of 235 respondents. The studied indicators were divided into three groups. Individual typological indicators were assigned to the first group. The second group included indicators characterizing the level of physical development. The third was a generalized criterion reflecting the quality of life. Based on the results obtained, it can be concluded that in the conditions of high social risks of modem society, as negative reasons affecting the effective adaptation, self-realization and personality development of modern students, it is possible to identify, first of all, contradictions between existing and acquired knowledge, causing the presence of cognitive dissonance; defensive reaction (protest) to certain elements of traditional training systems (authoritarianism, training according to clearly stated patterns, etc.); the negative impact of situational factors and the lack of character traits and skills to resist them. The current situation is aggravated by the lack of a well-formed ideological platform, the isolation of value positions and their reassessment.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИВНОСТЬ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

Психологические науки

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИВНОСТЬ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Ирина Александровна Васельцова, кандидат педагогических наук, доцент, Артур Гран-

тович Манукян, старший преподаватель, Лев Борисович Ананьев, старший преподаватель, Самарский государственный университет путей сообщения, Самара

Аннотация

Стремительно меняющиеся условия развития социальной, образовательной, профессиональной сфер жизнедеятельности актуализируют проблему психологической, социальной адаптации и самореализации студенческой молодежи. Влияние социально-экономических трансформаций, происходящих в российском обществе, смена концептуальных основ современного образования и воспитания; высокая наукоемкость и технологичность производства обуславливают реструктуризацию базовых ценностей и вызывают необходимость изучения актуальных ценностных установок, когнитивных, психологических и личностных характеристик студентов, определяющих духовно-нравственные, рефлексивные, поведенческие доминанты сознания. С целью изучения факторов, оказывающих влияние на процессы адаптации, уверенности, успешности и самореализации студенческой молодежи было проведено пилотажное исследование на базах Самарского государственного университета путей сообщения, Самарского государственного университета, Самарского государственного технического университета. Выборочную совокупность составили 235 респондентов. Изучаемые показатели распределялись по трем группам. К первой группе отнесли индивидуально-типологические показатели. Вторая группа включала показатели, характеризующие уровень физического развития. Третья являлась обобщенным критерием, отражающим качество жизни. На основании полученных результатов можно заключить, что в условиях высоких социальных рисков современного общества в качестве негативных причин, влияющих на эффективную адаптацию, самореализацию и развитие личности современной студенческой молодежи можно выделить, в первую очередь, противоречия между имеющимися и приобретаемыми знаниями, обуславливающие наличие когнитивного диссонанса; защитную реакцию (протестность) на определенные элементы традиционной системы обучения (авторитаризм, обучение по четко заявленным образцам и др.); негативное влияние ситуационных факторов и отсутствие черт характера и умений им противостоять. Усугубляют создавшееся положение отсутствие четко сформированной идейной платформы, изолированность ценностных позиций и их переоценка.

Ключевые слова: психологическая адаптивность, самореализация студенческой молодежи, личностные характеристики, показатели физического развития, критерии материального благополучия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.08.p408-411

PSYCHOLOGICAL ADAPTABILITY AND SELF-REALIZATION OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF SOCIAL RISKS OF MODERN SOCIETY

Irina Aleksandrovna Vaseltsova, candidate of pedagogical sciences, docent, Artur Grantovich

Manukyan, senior teacher, Lev Borisovich Ananyev, senior teacher, Samara State University

of Railway Engineering

Abstract

Rapidly changing conditions for the development of social, educational, professional spheres of life actualize the problem of psychological, social adaptation and self-realization of students. The influence of socio-economic transformations taking place in Russian society, the change of the conceptual foundations of modern education and upbringing; high knowledge intensity and technological efficiency of production cause the restructuring of basic values and cause the need to study the current value attitudes, cognitive, psychological and personal characteristics of students that determine the spiritual and moral, reflexive,

behavioral dominants of consciousness. In order to study the factors influencing the processes of adaptation, confidence, success and self-realization of students, a pilot study was conducted at the bases of the Samara State University of Railways, Samara State University, Samara State Technical University. The sample consisted of 235 respondents. The studied indicators were divided into three groups. Individual typological indicators were assigned to the first group. The second group included indicators characterizing the level of physical development. The third was a generalized criterion reflecting the quality of life. Based on the results obtained, it can be concluded that in the conditions of high social risks of modern society, as negative reasons affecting the effective adaptation, self-realization and personality development of modern students, it is possible to identify, first of all, contradictions between existing and acquired knowledge, causing the presence of cognitive dissonance; defensive reaction (protest) to certain elements of traditional training systems (authoritarianism, training according to clearly stated patterns, etc.); the negative impact of situational factors and the lack of character traits and skills to resist them. The current situation is aggravated by the lack of a well-formed ideological platform, the isolation of value positions and their reassessment.

Keywords: psychological adaptability, self-realization of students, personal characteristics, indicators of physical development, criteria of material well-being.

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, привели к мощной переоценке ценностей у обучающейся молодежи. В связи с этим актуальным становится изучение мотивационных, когнитивных, психологических и личностных характеристик студентов, определяющих инструментальное содержание психологической и социальной адаптации и самореализации к современным высоко рискогенным условиям жизни, учебной и будущей профессиональной деятельности [1, 3].

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью изучения факторов, оказывающих влияние на процессы адаптации, уверенности, успешности и самореализации студенческой молодежи было проведено пилотажное исследование на базах Самарского государственного университета путей сообщения, Самарского государственного университета, Самарского государственного технического университета. Оценивались двадцать три показателя. Шкала оценивания от 0 до 7. Выборочную совокупность составили 235 студентов, из них 42% девушки, 58% юноши. Более 80,6% респондентов обучаются на бюджетной основе и 19,4% соответственно с полной компенсацией затрат на обучение.

Изучаемые показатели распределялись по трем группам. К первой группе отнесли индивидуально-типологические показатели: личностные качества и способности студентов, определяющие их готовность к социализации, образовательной и профессиональной деятельности. Вторая группа включала показатели, характеризующие уровень физического развития. Третья являлась обобщенным критерием, отражающим качество жизни: условия проживания, материальный достаток в семье, абсолютные ценности, межличностные коммуникации. Исследования проводились посредством анкетного опросника «Google Форма».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования показали, что, по мнению респондентов успешность процесса самореализации определяют правильный выбор профессии (ранняя профессиональная ориентация) - 74,8%; активная жизненная позиция - 61,2%; способности к самостоятельному пополнению необходимых знаний - 58,2%; наличие лидерских способностей и волевых усилий в процессе достижения поставленных целей - 40,6%; наличие высшего образования - 33,9%.

Во второй группе доминирующие позиции заняли показатели, определяющие красоту и гармоничность телосложения (внешняя привлекательность), уровень физического развития - 69,3%.

Среди предложенных показателей в третьей группе среди наиболее значимых были указаны: хорошо материально обеспеченная стартовая позиция - 89,6%; условия,

созданные работодателем для быстрой социальной и профессиональной адаптации (наличие социальных гарантий, льготных ипотечных программ для молодых специалистов и различных корпоративных мероприятий творческой и физкультурной направленности) -58,4%; возможность участия в инновационной деятельности предприятия - 40,1%.

Показательно, что для современной студенческой молодежи необходимым фактором успеха и самореализации является материальное благополучие (наличие личных и семейных финансов); возможность устроиться на высокооплачиваемую работу; достигнуть достойного уровня материального благополучия. Около 50% респондентов указывают как реальную и крайне необходимую цель приобретение отдельного жилья. И только вторыми по значимости в рейтинге показателей отмечаются правильный выбор собственного пути и профессии; возможность совершать поступки в соответствии со своими убеждениями; своевременно получать информацию, консультации по профессионально значимым вопросам.

В полной мере удовлетворены качеством обучения в вузе и условиями реализации учебного процесса, общественной, творческой и спортивной составляющими - 58,2%; частичную удовлетворенность отметили - 38,6%; негативно относятся только - 3,2% обучающихся.

В перечне вопросов, очерчивающих возможности самореализации и социальной адаптации особую тревогу, вызывает утверждение респондентов, что в условиях развития современного общества только 5,4% «не имеют причин для беспокойства или наличия высокой тревожности». Несмотря на то, что практически каждый опрошенный студент ссылается на перечень разнообразных барьеров, в результате проведенного исследования не выявлено обобщенных негативных причин или проблем для всей выборочной совокупности. В списке тормозящих факторов студенты указывают:

- необходимость совмещать учебу и работу;

- недостаточно комфортные условия проживания в общежитии;

- сложность перехода от школьных к вузовским формам обучения;

- проблемы, связанные с вхождением в новое социальное сообщество;

- недостаточность знаний для дальнейшего профессионального становления;

- эффективное дальнейшее трудоустройство; уровень заработной платы; возможности карьерного роста и др.;

- проблемы во взаимоотношениях с родителями и друзьями;

- осмысление причин неразделенной любви.

Для самооценки личностных качеств были предложены 14 разно полярных характеристик: целеустремленность - отсутствие воли и дисциплинированности в достижении поставленных целей; дисциплинированность (четкое планирование своей жизнедеятельности) - прокрастинация (откладывание важных дел на потом); высокая социальная активность - эгоизм; лидерство - пессимизм, не верее в свои силы; творческая активность - прагматизм; вера в идеалы, романтизм - рационализм; патриотизм, активная гражданская позиция - коллаборационизм.

На основе полученных результатов можно констатировать, что в восприятии респондентов в структуре качественных личностных характеристик образ современного студента не имеет четких контуров, структура его диффузна и мозаична. Вместе с тем при оценке наиболее характерных черт современного студента были выделены: целеустремленность, творческая активность, лидерство, активная гражданская позиция. Необходимо подчеркнуть, что около 40% опрошенных в качестве доминирующей черты указали эгоизм. Далее по значимости выделены прокрастинация, неверие в собственные силы (пессимизм), прагматизм.

ВЫВОДЫ

На основании полученных результатов можно заключить, что в условиях высоких социальных рисков современного общества в качестве негативных причин, влияющих на

эффективную адаптацию, самореализацию и развитие личности можно выделить, в первую очередь, противоречия между имеющимися и приобретаемыми знаниями, обуславливающие наличие когнитивного диссонанса; защитную реакцию (протестность) на определенные элементы традиционной системы обучения (авторитаризм, обучение по четко заявленным образцам и др.); негативное влияние ситуационных факторов и отсутствие черт характера и умений им противостоять. Усугубляют создавшееся положение отсутствие четко сформированной идейной платформы, изолированность ценностных позиций и их переоценка [2].

Следовательно, для преодоления духовно-нравственных и когнитивных барьеров в образовательно-воспитательной среде вуза необходимо создать условия, максимально содействующие формированию ценностно-мотивационной сферы обучающихся, которая позволит обеспечить необходимую степень соотнесения студентами нравственны, этических, культурных ценностей с различными жизненными ситуациями; развитию рефлексивных способностей, доминант сознания и поведения, направленных на самореализацию и самоактуализацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васельцова И.А. Исследование личностных характеристик студентов транспортного вуза, определяющих эффективность адаптационных процессов в усложняющихся условиях профес-сионнальной деятельности / И.А. Васельцова, А.Н. Игошкин, Ю.Ю. Бережник // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2022. - Т. 24, № 85. -С. 17-22.

2. Васельцова И.А. Социально-педагогическая адаптация студентов первых курсов к образовательной среде вуза / И.А. Васельцова, А.Н. Игошкин, Ю.Ю. Бережник // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2023. - № 5 (219). - С. 107-110.

3. Волкова Л.М. Формирование социального здоровья студентов через потенциал физической культуры / Л.М. Волкова, В.В. Евсеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 10 (176). С. 65-69.

REFERENCES

1. Vaseltsova, I.A., Igoshkin, A.N. and Berezhnik, Yu.Yu. (2022), "The study of personal characteristics of students of a transport university that determine the effectiveness of adaptation processes in the increasingly complex conditions of professional activity", Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medical and biological sciences, Vol. 24, No. 85, pp. 17-22.

2. Vaseltsova, I.A., Igoshkin, A.N. and Berezhnik Yu.Yu. (2023), "Socio-pedagogical adaptation of first-year students to the educational environment of the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (219). pp. 107-110.

3. Volkova, L.M. and Evseev, V.V. (2019), "Formation of students' social health through the potential of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (176), pp. 65-69.

Контактная информация: samgups_fis@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.06.2023

УДК 159.9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

Мария Борисовна Кувшинникова, кандидат психологических наук, ассистент, Самарский государственный медицинский университет, Самара

Аннотация

В данной статье представлено исследование социально-психологических факторов риска зависимого поведения у студентов. По результатам собственного исследования среди обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.