Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ПРЕДПОСЫЛКА К ПОНИЖЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ПРЕДПОСЫЛКА К ПОНИЖЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАРАЧАЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / ФИНАНСОВАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ РАЙОНА / ЭКОНОМИКА / МУНИЦИПАЛИТЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боташева А.Д., Бадахова И.Т.

Данная статья посвящена вопросу увеличения социально-экономического потенциала муниципального района. В данном случае социально-экономический потенциал рассматривается в качестве фактора, тщательная работа с которым способна сформировать одну из предпосылок к последующей независимости района. В статье данный тезис рассмотрен на примере Карачаевского муниципального района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Боташева А.Д., Бадахова И.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIO-ECONOMIC POTENTIAL AS A PREREQUISITE FOR REDUCING THE FINANCIAL DEPENDENCE OF THE MUNICIPAL DISTRICT

This article is devoted to the issue of increasing the socio-economic potential of the municipal district. In this case, the socio-economic potential is considered as a factor, careful work with which can form one of the prerequisites for the subsequent independence of the district. In the article, this thesis is considered on the example of the Karachay municipal district.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ПРЕДПОСЫЛКА К ПОНИЖЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»

УДК 351(075.8)

Боташева А.Д. студент магистратуры 3 курса Факультет «ГМУ и политологии» Бадахова И. Т., к. и. н. доцент кафедры ГМУ и политологии

ГМУ ОЗО Карачаево-Черкесский государственный университет

имени У.Д. Алиева Россия, г. Карачаевск

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ПРЕДПОСЫЛКА К ПОНИЖЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Аннотация: Данная статья посвящена вопросу увеличения социально -экономического потенциала муниципального района. В данном случае социально-экономический потенциал рассматривается в качестве фактора, тщательная работа с которым способна сформировать одну из предпосылок к последующей независимости района. В статье данный тезис рассмотрен на примере Карачаевского муниципального района.

Ключевые слова: социально-экономический потенциал, Карачаевский муниципальный район, финансовая независимость района, экономика, муниципалитет.

Botasheva A.D. 3rd year Master's student Badakhova I. T., Ph. D.

Associate Professor of the Department of State Medical University and

Political Science Karachay-Cherkess State University named after U. D. Aliyev Russia, Karachayevsk

FORMATION OF SOCIO-ECONOMIC POTENTIAL AS A PREREQUISITE FOR REDUCING THE FINANCIAL DEPENDENCE

OF THE MUNICIPAL DISTRICT

Annotation: This article is devoted to the issue of increasing the socioeconomic potential of the municipal district. In this case, the socio-economic potential is considered as a factor, careful work with which can form one of the prerequisites for the subsequent independence of the district. In the article, this thesis is considered on the example of the Karachay municipal district.

Keywords: socio-economic potential, Karachay municipal district, financial independence of the district, economy, municipality.

Региональное развитие и независимость непосредственно зависят от развития, входящих в состав региона, территорий (муниципальных образований). Эффективное использование, экономических, природных, демографических, экологических и духовно-нравственных возможностей и преимуществ сельских территорий способно обеспечить устойчивость их развития, повысить уровень и качество жизни сельского населения. Понятие «развитие территорий» относится к многогранным, поскольку включает в себя различные сферы жизнедеятельности населения.

Объектом управления на уровнях государства, федерального округа, региона и муниципального образования является улучшение качества жизни в сельской местности, поддержка диверсификации сельской экономики, что непосредственно отражает уровень развития муниципальных образований.20

Каждая территория имеет свои собственные особенности развития, проблемы и ресурсные возможности для их разрешения. Приоритеты развития территорий на муниципальном уровне управления должны быть сформулированы так, чтобы их достижение было направлено на реализацию целей долгосрочного развития. В первую очередь, каждая территория стремиться снизить финансовую независимость за счет планирования применения собственных ресурсов.21

Вопрос о снижении финансовой зависимости регионов и муниципальных районов волнует исследователей уже достаточно давно. На сегодняшний день, по большей части, доход муниципального образования формируется за счет налогообложения населения. Соответственно, только налогообложения не хватит для установления определенной независимости. Однако на сегодняшний день учеными-экономистами и социологами было определено понятие «социально-экономический потенциал», который включил в себя ряд факторов, активно влияющих на положение муниципального образования и региона. Рассмотрим определение данного понятия.

Социально-экономический потенциал муниципального образования -это совокупная способность имеющихся трудовых, материально-технических, финансовых, природных и иных ресурсов обеспечить максимальный объем производства товаров и услуг в данных условиях в целях полного удовлетворения индивидуальных и коллективных

20 Актуальные направления и методы анализа экономических систем, коллективная монография, под ред. М.В. Грачевой, М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2020. — 308 с.

21 Закирова, З.И. Социально - экономическое развитие муниципального образования [Текст] / З.И. Закирова // «Экономика и социум» — №5 (48) - 2018. - С. 24-28.

потребностей общества и создания условий для дальнейшего ускоренного развития экономики муниципального образования.

Процесс формирования социально -экономического потенциала - это задача статистической службы. Чем полнее и подробнее будут отражены и

зафиксированы, тем надежнее будет план действий, основанных на этих

22

данных. 22

Перед статистической службой каждого муниципального образования, как и перед Росстатом, стоит задача разработки методики статистической оценки этого потенциала и его составляющих: трудового, материально-технического, природного и др., а также предоставления на этой основе исчерпывающей и достоверной информации об их объеме, факторах роста и эффективности использования.

Рассмотрим процесс формирования социально-экономического потенциала на примере Карачаевского муниципального района. В исследовании, в качестве показателей развития муниципального образования выбраны: динамика численности населения, уровень безработицы, миграционный отток населения, средняя заработная плата.

Таблица 1 - Динамика численности населения Карачаевского муниципального

23

района.23

Год 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Количество населения 30 328 30 376 30 376 31 060 31 984 32 247 32 003 31 855 31 956 31 697

Отклонение (чел.) - 48 0 684 924 263 -244 -148 101 -259

Рассмотрим основные демографические показатели на начало 2020 года в рамках Карачаевского муниципального района.

Предварительная оценка численности постоянного населения Карачаевского муниципального района по состоянию на 1 января 2020 года составляет 31697 человек.

Число родившихся составило 330 детей, умерших 233 человек. Естественный прирост населения района сложился в количестве 97 человек.

Число прибывших в район составило 437 человек, а число выбывших составило 554 человека. Миграционный прирост составил - (минус) 117 человек.

22 Экономическая политика и ресурсный потенциал региона [Электронный ресурс]: сб. статей II всерос. науч.- практ. конф. - Брянск: Брян. гос. инженерно-технол. ун-т, 2019. - 142 с.

23 Официальный сайт Карачаевского муниципального района. Режим доступа: карачаевский-район.рф

Таблица 2 - Динамика средней заработной платы в Карачаевском муниципальном районе за 2017-2019 г._

Год 2017 2018 2019 Отклонение за рассматриваемый период, руб. Отклонение за рассматриваемый период, в %

Сумма, руб. 25686,3 27983,5 32944,9 7258,6 28,3%

Таким образом, согласно данным таблицы 2 можно сделать вывод, что в целом показатель средней заработной платы имеет положительную динамику. Однако если рассматривать данный показатель в рамках Российской Федерации, то согласно данным Росстат, средняя заработная плата в России на 2019 год (на начало года) составила 42263 руб. Соответственно, если сравнивать данный показатель в рамках страны, то получается, что он почти на 25% ниже среднего показателя Российской Федерации.

Данные Управления ГСЗН КЧР к мониторингу социально-экономического положения муниципальных районов и городских округов КЧР по состоянию на 01 сентября 2020 года говорят о том, что уровень безработицы в Карачаевском муниципальном районе составляет 14,0%. Данное значение получено путем соотношения численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения.

Для сравнения: средний уровень безработицы в Российской Федерации на 2020 год составил на аналогичную дату 5,7%. Соответственно, показатель уровня безработицы в Карачаевском муниципальном районе очень высокий, его моно назвать критическим.

Стоит упомянуть, что и на уровень преступности непосредственно оказывают влияние сферы жизнедеятельности сельских территорий, а именно экономика, политика, культура, социальная сфера, морально-психологическая среда. 24Анализ динамики уровня преступности на территории Карачаевского муниципального района позволяет сделать вывод о необходимости более динамичного развития названных сфер жизнедеятельности. При этом повышение уровня преступности, как показателя развития сельских территорий, негативно воздействует на перечисленные выше сферы жизнедеятельности.25

Однако, применив комплекс мер по повышению и более полному формированию социально-экономического потенциала, есть возможность добиться достижения достаточно высоких результатов, следствием которых

24 Леванова, Т.А. Основные подходы к формированию эффективной системы управления социально -экономическим развитием муниципальных образований [Текст] / Т.А. Леванова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. № 4. С. 63-69.

25 Василенко, Ж.А. Анализ системы стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровней [Текст] / Ж.А. Василенко // Экономика и социум — №11(42) - 2017. - С. 57-59

будет повышение финансовой независимости муниципального образования.

- повысить процент по использованию внутренних незадействованных в экономических процессах ресурсов,

- снизить высочайший показатель безработицы путем организации рабочих мест на введенных в эксплуатацию предприятиях и сельско -хозяйственных комплексах,

- снизить отток населения из-за нехватки рабочих мест, таким образом, улучшится демографический показатель.

Создание новых рабочих мест на базе не используемых на данный момент помещений для предприятий способно снизить показатель уровня безработицы почти в два раза. Что, в свою очередь:

- повысит уровень конкурентоспособности Карачаевского муниципального района в рамках региона,

- повлияет на уровень конкурентоспособности региона в рамках федеративных показателей,

- привлечет дополнительные инвестиции, инвесторам интересны более благополучные муниципальные образования,

- повысит качество жизни населения за счет снижения уровня безработицы.

Таким образом, исследование показало прямую зависимость между социально-экономическим потенциалом Карачаевского муниципального района и ослаблением финансовой зависимости.

Использованные источники:

1. Актуальные направления и методы анализа экономических систем, коллективная монография, под ред. М.В. Грачевой, М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2020. — 308 с.

2. Василенко, Ж.А. Анализ системы стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровней [Текст] / Ж.А. Василенко // Экономика и социум — №11(42) - 2017. - С. 57-59

3. Закирова, З.И. Социально - экономическое развитие муниципального образования [Текст] / З.И. Закирова // «Экономика и социум» — №5 (48) -2018. - С. 24-28.

4. Леванова, Т.А. Основные подходы к формированию эффективной системы управления социально - экономическим развитием муниципальных образований [Текст] / Т.А. Леванова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. №

4. С. 63-69.

5. Официальный сайт Карачаевского муниципального района. Режим доступа: карачаевский-район.рф

6. Экономическая политика и ресурсный потенциал региона [Электронный ресурс]: сб. статей II всерос. науч.- практ. конф. - Брянск: Брян. гос. инженерно-технол. ун-т, 2019. - 142 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.