Научная статья на тему 'Формирование соматической культуры - основа педагогики здоровьесберсжения'

Формирование соматической культуры - основа педагогики здоровьесберсжения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Игорь Васильевич

Соматическое воспитание область целенаправленной педагогической деятельности, ориентированной не только на сохранение, формирование и укрепление здоровья, но и на позитивную мотивацию к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование соматической культуры - основа педагогики здоровьесберсжения»

РАЗДЕЛ X

ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 378.05

И. В. Иванов

ФОРМИРОВАНИЕ СОМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - ОСНОВА ПЕДАГОГИКИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Соматическое воспитание - область целенаправленной педагогической деятельности, ориентированной не только на сохранение, формирование и укрепление здоровья, но и на позитивную мотивацию к здоровому образу жизни.

Определяющим в обеспечении реализации здоровьесберегающего образа жизни, является адекватное поведение человека в различных ситуациях. В связи с этим необходимо в практике работы различных образовательных учреждений активно применять научно обоснованные критерии донозоло-гической диагностики состояний организма, с целью создания практических знаний правильного реагирования и применении способов профилактики в вопросах адаптации в процессе жизнедеятельности.

Современное общество приходит к выводу о необходимости овладения не только научными знаниями, но и новым мировоззрением и мышлением, способностью целесообразно использовать процессы жизнедеятельности.

Современные требования к образованию актуализируют задачи модернизации системы непрерывного образования личности в процессе онтогенеза, и остро ставят вопрос сохранения и поддержания здоровья всех участников образовательного процесса. Одним из основных факторов, способствующим активному саморазвитию личности является наличие здорового «телесного» состояния человека, неразрывной взаимосвязи тела и духа человека,

Основными факторами формирования и развития человека являются среда, двигательная деятельность, воспитание, наследственность. На большое значение двигательной деятельности в формировании и развитии человека указывали многие прогрессивные деятели науки - И. М. Сеченов, И. П. Павлов и др. Они же утверждали, что физическое и психическое в человеке выступают в единстве и во взаимосвязи, поэтому соответствующая организация двигательной деятельности может стать фактором формирования личности в целом.

В моделях соматического воспитания вводится разграничение двух понятий. Одно из них характеризует элемент культуры, который связан с телесностью человека, включенной в процесс социализации. Для обозначе-

ния этого элемента культуры использовался термин «физическая (телесная, соматическая) культура». Второе понятие выделяет элемент культуры, связанный с определенными формами двигательной активности человека, которые используются для сохранения и укрепления здоровья, физического совершенствования, отдыха, формирования эстетической и нравственной культуры, культуры общения человека и т. д. Для обозначения этого элемента культуры использовался традиционный термин (занятия физическими упражнениями - физкультурой). На основе анализа работ, посвященных физической кулыуре, было показано, что два указанных элемента культуры авторы постоянно смешивают, недостаточно четко отличают друг от друга.

Значительный интерес представляет анализ моделей физического воспитания, связанных с особенностями различных социокультурных систем, в которые они включены, и на основе этого прослеживание их эволюции на тех или иных этапах социально-экономической и культурной эволюции общества. Определенной иллюстрацией этого может служить анализ историко-культурных типов отношения к телу - от аскетизма до гедонизма, включая их теоретические основания и практическую деятельность, а также влияние современных тенденций социального развития на реабилитацию телесности как общественной и индивидуальной ценности.

В первую очередь, речь идет о переходе от системы физкультурного образования, которая ориентирована на формирование лишь определенных физических качеств, двигательных умений и навыков к системе соматического воспитания, дающей человеку глубокие знания о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья, а также формирующей у него потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, в активных занятиях физическими упражнениями и спортом. Иначе, в качестве главной ставится задача формирования здорового образа жизни и соматической культуры.

Соматическая культура человека предполагает такую систему знаний, убеждений и действий, которая направлена на оздоровление его индивидуального стиля жизни через повышение преобразовательной, творческой активности личности. Соматическая культура человека - это его потребность и способность гармонизировать и оптимизировать процесс взаимодействия в человеке его тела, души и духа, активности личности и организма. Соматическая культура каждого человека является одной из форм социальной профилактики, субъективным фактором здорового образа жизни, и потому ее формирование должно быть конечной целью соматического воспитания.

В начале XX века официальная педагогика рассматривала физическое воспитание как средство для подготовки к военным действиям. Лишь в частных школах реализовывались прогрессивные идеи отечественных ученых-педагогов. Объем обязательных занятий составлял 4-6 ч в неделю. В качестве основных средств физического воспитания детей были подвижные игры,

элементы отдельных видов спорта, несложный ручной труд. Программы требовали врачебного и педагогического контроля процесса физического воспитания учащихся. На каждого ученика заводилась медицинская карта, где фиксировались показатели физического состояния и развития здоровья. Уже тогда ставился вопрос об индивидуализации нагрузок в процессе физического воспитания детей. К примеру, были предложения брать за основу не возраст, а индивидуальные данные физического развития ребенка. Осуществлялось деление на антропометрические группы физического развития, для каждой составлялась программа физических упражнений с учетом выявленных отклонений. Предлаг алось оценку по физическому воспитанию выставлять не баллами, а производить антропометрическими измерениями.

Становление физического воспитания в Советский период происходило с формирования государственных органов управления, которыми были: Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной армии (Всевобуч), в составе которого имелся отдел физического развития и спорта. Многие виды физического воспитания (в частности игровые), попадали под «буржуазную» идеологию и преследовались социалистической моралью. Как следствие официальная педагогика стала частью идеологии тоталитарного режима. Методологией провозглашалась философия марксизма-ленинизма. Вместо концепций биогенетической, со-циогенетической, культурно-исторической была выдвинута одна - советская педагогическая теория. Основными педагогическими категориями были воспитание, образование и обучение. Такое понятие как развитие, жестко пресекалось. Указывалось на искоренение «лженаучных» взглядов о том, что способности детей обусловлены биологическими, социальными и наследственными факторами, тем самым противоречило марксизму и принижало роль школы в воспитании социалистического сознания. Многими советскими педагогами были сделаны выводы, ведущие к отказу от изучения возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

В последние десятилетия главные усилия науки о физической культуре и спорте направлены преимущественно на развитие спорта высших достижений. Там, где необходимо было продемонстрировать всему мировому сообществу превосходство нашей системы воспитания и образования. Физкультурно-оздоровительная работа выпала из сферы активного научного сопровождения. Систематические занятия спортом преподносились как средство укрепления здоровья. Декларируемые положения о массовости материально не подкрепляются. Главной причиной усиления внимания спорту высших достижений являлось противоборство идеологических систем, демонстрация превосходства государственного устройства. Спортивная направленность глубоко проникла во все составляющие системы физического воспитания в стране. На ее принципах строилась школьная программа. Система работы по приему норм ГТО в общем образовании сводилась к одноразо-

вым сдачам нормативов. Ведущим принципом подготовки в Вузах был спортивный принцип.

Противоречие физической культуры и спорта является основной проблемой эдоровьесберегшощего направления обучения в России. Это противоречие диктует крайнюю необходимость в разделении управленческих позиций в министерстве физической культуры и спорта, физическая культура отдельно, а спорт отдельно. На данном этапе необходимо научное обоснование проблемы непрерывного здоровьесберегающего образования.

Главным заблуждением в организации физкультурного движения в России является создание единой нормативной основы, ко торая предполагает оценивать, сравнивать и прог нозировать уровень физической подготовленности населения с идеалами и таким образом не позволяет формировать потребность в здоровом образе жизни.

Урок физической культуры на современном этапе образовательной деятельности, основанный на нормативно-оценочной базе, является по своей сути беспощадным к организму ребенка. Учитывая отсутствие практической подготовки к выполнению этих нормативов, уроки физического воспитания психологически способствуют устойчивому отторжению от регулярных занятий физической культурой. Возникновение негативных эмоций, в связи с возникающими затруднениями индивидуального характера при выполнении этих нормативных показателей, формирует психологическое неприятие физического воспитания.

Современные методы работы в физкультурном образовании разделяются на два направления. Первое - собственно когнитивные методы (чаще всего декларируемые), направленные на формирование теоретических основ физической культуры. Второе - методы двигательной активности (как правило, сводятся к приему обезличенных контрольных нормативов). Попытки связать воедино эти два направления приводят к простому суммированию, т. е. в программу просто вводятся требуемые стандарты. В последнее время сюда же интегрируются разнообразные разработки духовно-патриотического направления. Но практика показывает, что при этом желаемых результатов не достигается, так как в соответствующих условиях традиционного подхода в нашей системе образования (отношение, оценка и т. д.) они просто невозможны.

Простое увеличение количества часов, улучшение материально-технической базы не заменит необходимости внедрения в массовых образовательных учреждениях научно-практических наработок, исследующих связи двигательного и психического развития. Принципиальным в этой ситуации будет кардинальное изменение отношения к формированию соматического сознания. В массовой системе образования на соматическое здоровье ребенка обращается внимание только при явных нарушениях двигательной функции или общего ослабленного состояния. Телесные напряжения (необходи-

мость поддержания позы за партой, ограничение двигательной деятельности) во время учебного процесса, плюс чрезмерная нагрузка, переходят в неконтролируемые уровни саморегуляции, после которых трудно включиться в учебный процесс. Необходим комплексный подход к развитию, в котором необходимо учитывать индивидуальные особенности двигательных функций каждого человека.

«Бестелесная» педагогика не может обеспечить реальное человеческое существование, невозможно обходиться развитием только физической сферы. Как отмечал А. Н. Леонтьев, «психика не просто «проявляется» в движении, в известном смысле движение формирует психику». Ведь именно движение осуществляет ту практическую связь человека с окружающим предметным миром, которая лежит в основе психических процессов. Движение, соединяя человека с предметным миром, обогащает чувствительное отражение его человеком. Движение повинуется при этом управляющим им ощущениям, зависит от них. Но для этого сами ощущения должны повиноваться предмету, поверяться предметом, а это происходи т в практическом сближении с ним посредством движения».

Предметом соматического воспитания является телесное здоровье человека и его резервы, их оценка, развитие и укрепление функциональных возможностей. В отличие, например, от гигиены, изучающей среду обитания и условия жизнедеятельности человека. Прежде всего, имеется в виду разработка конкретных медико-биологических механизмов формирования и поддержания индивидуального здоровья и выявления возможностей управления ими; методик диагностики здоровья (валеометрия); продуктивного использования оздоровительных технологий и определения направлений и методик валеологического образования и способов вовлечения личности в процесс собственного здравоохранения, это составляющие педагогического предмета (медицинская, биологическая, физиологическая, экологическая, геронтологическая и т. д.) и направленность на учащегося.

Основную социокультурную функцию в здоровъесберегающем образовании человека должно играть соматическое воспитание, формирующее здоровый образ жизни.

В соматическом, воспитании, мы считаем необходимо отказаться от всякой идеи обучения конкретной технике движений. Основная цель преподавателей должна заключаться в изыскании и улучшении естественных (приобретенных прошлым двигательным опытом) качеств обучающихся для того, чтобы повысить отдачу организма и сделать работу более экономной и разумной. Однако в процессе обучения не следует проходить мимо слабых мест, и поэтому, преследуя цель воспитания таких качеств, как умение расслабляться, равновесие, координация движений и ловкость вообще, необходимо тренировать занимающихся стартовать или отталкиваться с менее развитой ноги, в метаниях метать слабой рукой, ударные действия

выполнять слабой ногой, рукой. Наша роль сводится к тому, чтобы дать почувствовать, не изменяя слишком сильно собственной манеры бега, различные темпы, начиная с быстрой ходьбы, и вплоть до самого быстрого бега, для каждого занимающегося.

Обучение здоровью необходимо строить по специально разработанной комплексной программе. Достичь этого, давая отрывочные знания в рамках некоторых учебных дисциплин, не представляется возможным, поэтому необходимо реализовать здоровьеформирующие курсы по выбору для учащихся. Для целостного восприятия основ ЗОЖ, необходимы практические знания о гигиене и правилах безопасного поведения; сюда относятся и умение принимать ответственные решения, и способность «заглядывать в будущее», понимая последствия своих действий, особенно тех, чьи негативные результаты проявляются позже. Учащиеся должны понимать, что их здоровье непосредственно связано со здоровьем окружающих, поэтому они должны делиться своими знаниями, полученными умениями и навыками с друзьями. родственниками, младшими братьями и сестрами.

Здоровьесберегающие аспекты содержания образования могут строиться на принципах:

1. Целостности - с выделением отдельного предмета, в котором должны быть представлены основные направления педагогики здоровья с обоснованным соотношением конкретного и общего, теоретического и практического.

И. Интеграции содержания, свойственной валеологии, она может быть как внутрипредметной (изучение влияния окружающей среды на здоровье человека, медицинские знания по оказанию первой помощи и др.), так и межпредметной (дисциплины естественно-математического и гуманитарного циклов) для понимания причинно-следственных связей, процессов, явлений.

Ш.Краеведческий принцип, где возможно использование разнообразного материала по этнопедагогике и этновалеологии здоровьесберегающего и гигиенического характера.

IV. Важнейшим принципом валеологизации содержания общеобразовательных предметов является принцип гуманизации курсов, «очеловечивания» предметов. Принцип гуманизации предусматривает существенное увеличение в содержании предметов всесторонних знаний из таких наук как валео-логия, гигиена, психология, социология, антропология, этнопедагогика, демография, биология и др., имеющих валеологическую значимость.

Встеологизированный, нравственно иличностно ориентированный учебный материал должен отвечать следующим требованиям: соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям; использовать реальный жизненный опыт студентов; учитывать разнообразные жизненные проблемы, в их «эволюционном» контексте, то есть постепенное усложнение и опреде-

ление психолого-педагогических, нравственно-этических и гигиенических критериев; опираться на практико-ориентированную теорию в области психологии и педагогики здоровья; применять правила безопасного поведения в социуме; развивать оценочные и самооценочные суждения студентов относительно собственной культуры здоровья и гигиенически обоснованного поведения.

Определяя цели здоровьеформируюшего образования, необходимо помнить, что достигнуть максимальной зрелости личности, гармоничного раскрытия и развития всех его потенциалов возможно только при том условии, если во главу будет поставлено обучение «искусству жить», не нанося вред своему здоровью, учитывая все её особенности, проблемы, сложности. Главными «инструментами» и «ориентирами» взрослой жизни современного человека должны стать жизнелюбие, воля, физическое, психическое, репродуктивное здоровье, положительные эмоции и развитый интеллект. Для этого ему нужно изучить свои индивидуальные особенности, уметь организовать, а во взрослой жизни реализовать свой «маршрут» здоровья, жить в соответствии с ним, соотносить себя с объективным миром и находить возможность наилучшим образом, с наименьшими потерями для здоровья входить в него.

Библиографический список

1. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании// Монография/ И. А. Баева. - СПб.:Издательство «Союз», 2002. - 271 стр.

2. Быховская, И. М. Теоретико-методологические основания социокультурного анализа телесности человека // Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. - М.: Сов. спорт, 1996. - С. 8-14.

3. Быховская, И. М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). - М., 1997. - 209 с.

4. Зинченко, В. П. Психология телесности между душой и телом/ В.П.Зинчен-ко, Т.С.Леви. - М.: ACT, 2005. - 731 с.

5. Казначеев, В. П. Введение в проблемы общей валеологии // Валеология. -1996" № 4. - С.74

6. Кривых, С. В., Макареня A.A. Педагогическая антропоэкология. Педагогика жизнедеятельности. - СПб: ИОВ РАО, 2003. - 360 с.

7. Кнастер, М. Мудрость тела / М.Кнастер - М.: Изд-во Эксмо, 2002. -496 с.

8. Лубышева, Л. И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Матер, межд. конф. - СПб НИИФК, 1994,

9. Макареня, А. А., Кривых C.B. Педагогическая антропоэкология. Часть 1. Теоретические основы. - Новокузнецк: ИПК, 2000. - 191 с.

10. Столяров, В. И. Актуальные проблемы истории и философско-социологической теории физической культуры и спорта. - М.: ГЦОЛИФК, 1984. - 103 с,

11. Телль, Л. 3. Валеология.Учение о здоровье, болезни и выздоровлении./ Л.З.Тель, -М.: ООО «Издательство ACT», 2001,-в 3 т.

12. Тищенко, П. Д. Психосоматическая проблема (объективный метод и куль-

турологическая интерпретация) // Телесность человека: междисциплинарное исследование / Отв. ред. В. В. Николаева, П. Д. Тищенко. - М.: Философское общество СССР, 1993,- 166 с.

УДК 796.422.093.35

О. А. Дедовская

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БАРЬЕРИСТОВ С УЧЕТОМ ИХ АНТРОПОМЕТРИЧЕКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПОСИЛЬНОСТИ ФОРМИРУЕМОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО

ДЕЙСТВИЯ

Достижение высоких результатов в спорте невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки, а именно совокупности методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе совокупности следующих основных принципов: всесторонности, постепенности, повторности, специализации, индивидуализации. Данные принципы приобретают свое характерное содержание на этапе начальной спортивной специализации, что обусловлено особенностями возрастного развития юных спортсменов [2; 5].

В спорте как. и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность [1; 3; 5]. Так эффективность тренировочного процесса юных барьеристов может обеспечиваться лишь в том случае, если она основывается на индивидуальных особенностях занимающихся. Игнорирование этих особенностей приводит к возрастной диспропорции между уровнем скоростно-силовых качеств, технической подготовленностью и требованиями, вытекающими из заданных барьерных расстановок (высота и расстояние между ними), даже если они соответствуют ростовым показателям занимающихся, что приводит к формированию нерационального ритма барьерного бега. Данные разногласия существенно осложняют процесс обучения двигательным действиям.

В то же время соревновательная деятельность в барьерном беге сопряжена с множеством «сбивающих» факторов, что предъявляет высокие требования к психологическим особенностям, личности начинающих барьеристов. Наличие на дистанции препятствия (барьера) связано с чувством страха, риском получить травму. Следовательно, при обучении необходимо учитывать готовность юных спортсменов к освоению спортивного упражне-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.