УДК 37. 037-053. 067/37. 011. 3
ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИУМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. ЯКОВЛЕВ
Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
Введение. Система физического воспитания в Российской Федерации и Республике Беларусь отражает процессы построения и практической реализации физкультурно-спортивной деятельности, так как в этой плоскости лежит прерогатива получения индивидуально запрограммированных двигательных действий и формирование телесно-двигательных характеристик человека, что проявляется в виде тренировочных эффектов.
На постсоветском пространстве осуществляется целенаправленное влияние на «окультуривание» тела как в интересах личности, так и общества, при этом исключительная роль отводится наукам о физической культуре и спорте, где немаловажную роль играет философия, которая фиксирует живые состояния в структуре движений, посредством феноменологической редукции [1, С. 31-37; 2, С. 73 - 144; 3, С. 2 - 6].
Теоретическое обоснование новой парадигмы функционирования физкультурно-спортивной деятельности в образовательном пространстве социальных институтов затрагивает осмысление категорий «объект» (образовательной или учебной деятельности) и «субъект» (формирование навыков, умений, знаний, реализующих соответствующие методики, психотехники, педагогические технологии). Это разработка и практическая реализация дифференцированной методики воспитания специальных физических качеств с преимущественным применением круговой тренировки, современных фитнес-программ, физкультурно-оздоровительных технологий здоровьесбере-жения и здоровьесохранения (с учетом уровня физического развития и физической подготовленности, соматотипа, вариантов биологического развития) различных групп населения [4, 208 с.; 5, С. 3 - 8; 6, Ч. 1.- 448 с.; Ч.2. - 448 с.].
В педагогическом плане научные изыскания проходили по-разному и решали задачи, связанные с понятием «ключевые компетенции», с обоснованиями их разграничения, классификации.
Следовательно, в условиях функционирования социальных институтов наиболее отчетливо видна проблема телесности в физкультурно-спортивной деятельности, которая не только актуальна, но может быть отнесена в исследовательском плане к теории и методике физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.
Такая трактовка проблемы («тела» и «телесности») в плане решения исследовательских задач может решаться на уровне систематизации концептуальных нормативных и технологических основ учебно-воспитательной и учебно-тренировочной, досуговой деятельности в пространстве социальных институтов современного общества [7, 321 с.; 8, 320 с.; 9, 368 с.].
Исследование проведено в период 2001-2016 гг. и условно может быть разделено на четыре этапа.
На первом этапе (2001-2009 гг.) основные усилия были сосредоточены на определении педагогической структуры и организации физкультурно-спортивной деятельности различных групп населения.
На втором этапе (2009-2012 гг.) формировались собственные подходы к индивидуализации учебно-воспитательного процесса и учебно-тренировочной деятельности в образовательном пространстве социальных институтов.
На третьем этапе (2012 - 2013 гг.) окончательно сформулированы концептуальные основы инновационной педагогической системы, отражающей процессы индивидуализации индивида под воздействием занятий физкультурно-спортивной деятельностью в условиях функционирования образовательных учреждений Республики Беларусь и Российской Федерации.
На четвертом этапе исследования (2013 - 2016гг.) осуществлялись логический анализ и систематизация полученных в ходе исследования данных с последующей их интерпретацией, формулировкой выводов и практических рекомендаций.
Методика и объекты исследования. Объект исследования - процесс функционирования физ-культурно-спортивной деятельности (дошкольников, школьников и студентов) в образовательном пространстве Республики Беларусь и Российской Федерации.
Предмет исследования - физкультурно-спортивная деятельность в контексте характеристик и функций телесно-ориентированной двигательной деятельности.
Цель исследования - разработка научной целостной личностно-ориентированной концепции и теоретических положений, базирующихся на модульных телесно-оздоровительных технологиях, позволяющих существенно повысить самомотивацию, физическое развитие и физическую подготовленность и т.п. в парадигме современного воспитательно-образовательного процесса по физическому воспитанию в социуме Республики Беларусь и Российской Федерации.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что стратегия и тактика формирования телесноориен-тированной культуры личности как педагогического проекта адаптивного сценария для саморазвития, самореализации и самооценки индивидуального физического развития и физической подготовленности, осуществляемая в образовательном пространстве в условиях социума Республики Беларусь и Российской Федерации, будет более эффективной и обеспечит новый уровень здоровья на основе развивающего физического воспитания детей дошкольного возраста, школьников и студенческой молодежи различных соматических типов и возраста.
Результаты и их обсуждение. Недостаточность современных глубоких психолого-педагогических исследований в данной области научной проблематики актуализирует необходимость обращения к рассмотрению вопросов понимания «тела и телесного» применительно к теории и методике физического воспитания во втором десятилетии XXI в.
Однако в силу структурного разобщения социальных сфер возникает противоречие между общими задачами научного сообщества в сохранении и воспроизводстве единого интеллектуального потенциала общества и узконаправленными задачами в различных общественных сферах (в сфере физической культуры и спорта) [10, С. 273 - 281].
В теории явно недостаточно уделено внимания тем вопросам, которые имеют важные методологические и теоретические предпосылки исследования. Системообразующими являются научные исследования культуры управления, о чем свидетельствует и практика физкультурно-спортивной деятельности (оказание физкультурно-спортивных услуг населению, спортивные соревнования, производственные совещания, пропаганда здорового образа жизни и т. д.).
Анализ теоретических источников и данные научных исследований автора о фактическом состоянии физической культуры свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность представляет сложное, социально важное явление действительности, которое в настоящее время претерпевает качественные структурные изменения [9, 368 с.; 10, С. 273 - 281].
В этой связи управление физкультурно-спортивной деятельностью специфично тем, что касается людей, поэтому наряду с решением технических вопросов значимую роль имеет поведение человека, его взаимоотношения как по вертикали, так и по горизонтали (доля экономики физкуль-турно-спортивной деятельности в национальном продукте развитых стран составляет от одного до двух процентов, в мировой торговле - 2,5%).
В этой связи возникают вопросы обоснования развития культуры как повышения уровня и качества управления физкультурно-спортивной деятельностью и подготовки ее специалистов в контексте новых представлений о «теле» и «телесности» человека.
Достижение этой цели предполагает последовательное решение следующих задач:
- изучить эвристическую ценность единого методологического подхода к основанию бытия человека в физической культуре на основе сопряжения психоаналитического, религиозно-мистического и философского дискурсов системе понятий сущности и специфики культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью;
- разработать и адаптировать управленческую модель взаимодействия субъектов управления физкультурно-спортивной деятельностью в системе многоуровневого образования (направленность нормативно-правовой документации и методическое обеспечение в практике управления физкультурно-спортивной деятельностью);
- разработать программу развития физической культуры личности и апробировать методику, программу обеспечения культуры управления в практике учебной, воспитательной и соревновательной деятельности современной системы многоуровневого образования.
Физкультурно-спортивная деятельность, рассматриваемая с позиции интегративного принципа, предстает как дискурсивное поле для проявления единой культурной традиции, в которой системообразующим фактором является духовно-телесный статус человека, эксплицируемый через
принцип единства. Идеальная образовательная система должна создавать определенные условия, которые помогут минимизировать негативные факторы, влияющие на состояние здоровья молодежи, совершенствование культуры общения с опорой на жизнеутверждающие, созидающие ценности для раскрытия своего творческого и духовного потенциала.
Автором приводится схема специально-методологического теоретического исследования телесности (рис.1).
мировоззренческие категории (бытие, мир, самосознание, духовный аспект человеческого
существования)_
Тело (целостный опыт бытия человека в мире)
Три аспекта телесности: (тело, его внешние и внутренние параметры); («выходит» за рамки тела человека и реализуется в межчеловеческих связях и отношениях); (осознание единства
человеческого рода и его телесной организации)_
Связь тела и мира (фундаментальное отношение, формирующее мировоззрение, мироощущение и мировосприятие человека)
Онтология человеческой телесности - обращение к специфике телесного присутствия человека в мире (способность преодолевать пределы антропометрической заданности, его поверхностное положение по отношению к миру и другим системам (обществу, государству), где тело выступает гарантом автономного существования, как система в системе)
Рисунок 1- Схема специально-методологического теоретического исследования телесности
Следует отметить, что численность населения Республики Беларусь и состояние здоровья подростков - это своего рода индикатор медико-демографического благополучия этой страны на ближайшие годы. По сути, это концентрация прозрения П. Сорокина, выраженная в тезисе: «Личность, общество и культура как неразрывная триада». Три составляющие человеческого мира не выводятся одна из другой и не сводятся друг к другу, в этом смысле они паритетны, в то же время они неразрывно взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга (Н.И. Лапин, 2006) [9, 368 с.].
Без учета динамических процессов, происходящих в образовании, как индикатора общества невозможно добиться выполнения двойной функции: обеспечивать профессиональный уровень населения как ценность современной культуры и развивать интеллектуальные, физические способности, чтобы успешно действовать в условиях современного обществе (единство разума и материи, по П. Тейару де Шардену) [9, 368 с.].
Следует отметить, что науки о человеке отражают традиционные биомеханические «подходы» к физической активности человека, но оставляют без внимания многомерность действующей личности (на уровне когнитивном, эмоциональном, моторно-поведенческом).
Разработка стратегических направлений развития образовательных учреждений в контексте
коммуникации между людьми, специфика телесных контактов_
Формирование стратегических направлений развития образовательных учреждений Тело - элемент социальных процессов, социальности, проводник всевозможных связей и отношений
Тело - целостный опыт бытия человека в мире_
Социальный признак телесности как обеспечение постоянства социальных связей_
Тело - важнейший элемент сохранения, обновления и воспроизводства социального опыта, ценностей и смыслов
Формирование индивидуальной, личностной сферы самореализации в культуре образовательного учреждения_
Человеческая телесность - смыслопорождающая инвариантная структура, интегрирующая опыт, целостность его бытия личности в культуре образовательного учреждения Реконструкция онтоантропологических оснований теоретического мышления как исторических, изменяющихся бытийных характеристик личности_
Источник конкурентоспособности и успеха личности (социально-философский анализ проблемы телесности в качестве основы воспроизводства и трансляции социокультурных ценностей, идеалов, продуктивных форм деятельности)
Рисунок 2 - Схема общеметодологического исследования в образовательной среде
Необходимость исследования эволюционно-исторических этапов преобразования понятийных представлений о «теле» и «телесности» человека (физкультурно-спортивная деятельность: проблема телесности и пластики движений) обусловлена региональными особенностями и культурой Запада и Востока, не должны ограничиваться одной медициной, а могут быть интегральными, формируясь также на основе экологии, биологии, психологии и других наук, что нашло отражение в схеме (рис. 2).
В проведенных исследованиях определено, что развитие культуры здорового стиля жизни и воспитание физической культуры личности осуществляется на ситуативном, репродуктивном и творческом уровнях.
Результаты и их обсуждение. При оценке физического здоровья школьников, студентов выявлено, что систематические занятия физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельностью позволили значительно улучшить показатели по сравнению с констатирующим этапом эксперимента: число детей, имевших уровень здоровья «ниже среднего», уменьшилось в 3,5 раза в ЭГ-1 и в 2,5 раза в ЭГ-2; уровень «выше среднего» на формирующем этапе имеют в 2,9 раза больше в ЭГ-1 и в 2,5 раза больше в ЭГ-2. Почти на треть сократилось количество дней, пропущенных по болезни в течение учебного года: в ЭГ-1 (с 4,6 до 3,0%); в ЭГ-2 (с 4,7 до 3,1%).
Оздоровительная концепция предполагает совпадение приоритетных социальных интересов и активное взаимодействие в замкнутой системе: «Человек - врач - общество - государство».
Изложенный автором инновационный подход, направленный на воспитание физической культуры личности, требует кардинальных изменений в организационно-управленческих структурах учебных заведений, необходим более высокий профессиональный статус учителей физической культуры, тренеров-преподавателей ДЮСШ, социальных педагогов (постоянное обновление научно-методической документации, обеспечивающих процесс дидактических нововведений, педагогических технологий).
Одной из главных проблем физического воспитания и современного многоуровневого образования на территории постсоветского пространства является проблема педагогической рефлексии «телесности» как особого типа целостности человека, имеющей бытие и пространственные измерения в системе физического воспитания (процесс функционирования физкультурно-спортивной деятельности.
Выводы. Современные интеграционные процессы направлены на поиск путей эффективной деятельности образовательных учреждений, имеющих в своей основополагающей работе сохранение и укрепление здоровья, что позволит укрепить психическое (полноценное развитие высших психических функций человека), психологическое (развитие личности, индивидуума, которые включают: интерес человека к жизни, свобода мысли, инициативность, увлеченность делом, активность, самостоятельность, ответственность, способность к риску, вера в себя, уважение других и т.д.), физическое (физическая работоспособность, толерантность к физическим нагрузкам, общая выносливость и двигательная активность), соматическое (наличие нарушений функций одного или нескольких органов или систем) и репродуктивное (состояние полного физического, умственного и социального благополучия; способность воспроизводить потомство) здоровье будущей нации.
Поэтому целью здоровьесберегающих технологий является разработка и реализация такой образовательной системы, в которой на основании мониторинга здоровья можно перестраивать педагогическую деятельность для сохранения, укрепления и развития здоровья на всех этапах онтогенеза. Все вышеизложенное убедительно свидетельствует о необходимости научного поиска на основе педагогических, онтокинезиологических и физиологических исследований, углубленного изучения и понимания сущностных характеристик физической культуры.
Технологические процессы, отражающие педагогическую деятельность, недостаточно разработаны, физкультурно-спортивная деятельность мало согласуется с закономерностями развития физического потенциала человека, выявленными в процессе его исследования с позиций эволюционного подхода.
Необходимо создание системы объективного и действенного контроля знаний, умений и навыков. Определение уровня развития физических качеств и способностей, морфофункциональных показателей, биомеханических и других систем организма человека, выявление морфологических и генетических маркеров, обеспечивающих эволюционную социокультурную трансформацию его телесно-двигательных способностей.
В оздоровительной физической культуре обучение предполагает наличие определенной систематизации упражнений. Прежде всего, необходимо акцентировать внимание на базовых телесно-ориентированных упражнениях для формирования правильной осанки детей.
Формирование двигательных возможностей человека в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью происходит в соответствии с концепцией моторно-функциональных свойств (или качеств): соматические свойства (длина тела, масса тела, опорно-двигательный аппарат и его характеристики, гибкость); соматомоторные свойства (сила - абсолютная, относительная, быстрота; работоспособность - аэробная относительная, анаэробная абсолютная, в смешанном режиме, восстанавливаемость); психосоматомоторные свойства (реактивность, динамическая и кинематическая координированность; дифференцированность; общая, исполнительская, различительная; моторная стабильность); психомоторные свойства (реактивность, оперативность, смелость, решительность, рискофильность, рассудительность, ситуативная адекватность, таймерность (чувство времени), психоустойчивость, сила воли).
Наиболее перспективным и эффективным является определение изучаемых физических качеств по показателям паспорта здоровья, который позволяет выявить динамику изменения показателей и на этой основе дать четкие рекомендации по изменению содержания процесса физического воспитания.
Литература
1. Акчурин, Б.Г. Телесность как проявление человеческого потенциала [Текст] / Б.Г. Ачкурин. Социально-гуманитарные знания, 2004. - № 2. - С. 31-37.
2. Батищев, Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип [Текст] / Г.С. Батищев // Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969. - С. 73 - 144.
3. Быховская, И.М. «Быть телом - иметь тело - творить тело»: три уровня бытия «хомо сома-тис» и проблемы физической культуры [Текст] / И.М. Быховская // Теория и практика физ. культуры, 1993. - № 7. - С. 2 - 6.
4. Губа, В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта: учебное пособие / В.П. Губа. «Терра-Спорт», 2003. - 208 с.
5. Егоров, А.Г. Гуманизация, гуманитаризация и реалии спортивной субкультуры // Формирование гуманистического мировоззрения студентов [Текст] / А.Г. Егоров // Сб. научных трудов. -Смоленск, 1991. - С. 3 - 8.
6. Столяров, В.И. Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта /. В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова. - М.: Физическая культура, 2005. - Ч. 1.- 448 с; Ч.2. - 448 с.
7. Круткин, В.Л. Онтология человеческой телесности [Текст] / В.Л. Круткин. - Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1998. - 321 с.
8. Никитин, В. Н. Онтология телесности: смыслы, парадоксы, абсурд / В.Н. Никитин. - М.: Когито - Центр, 2006. - 320 с.
9. Яковлев, А.Н. Научно-методические основы физической культуры и спорта в образовательном пространстве высшей школы в контексте новых представлений о спорте как мировой религии нашего времени: монография [Текст] / А.Н. Яковлев. - Смоленск: Филиал ФГОУВПО «РГУТиС», 2009. - 368 с.
10. Яковлев, А.Н. Систематизация ценностей телесности и взаимосвязь тела с объектами культуры и процессом воспитания физической культуры личности (Физическая культура и спорт в системе высшего образования) [Текст] /А.Н. Яковлев, В.В. Маринич. - М.: Издательство «Перо», 2012. -С. 273 - 281.
TECHNOLOGY SPORTS ACTIVITY IN SOCIETY EDUCATIONAL SPACE OF THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE RUSSIAN FEDERATION
A.N. YAKOVLEV Summary
At the present stage of development of multi-level education, the former Soviet Union, the greatest interest is the integration processes aimed at preservation and health promotion (the full development of human higher mental functions), psychological (personality development, individual).
Healthy future of the nation is formed in the aspect of health-technology at all stages of ontogeny: somatic properties; somatomotornye properties; performance; psihosomatomotornye properties; differentiation; psychomotor properties.
The most promising and effective direction in pedagogical activity is the formation of new ideas about the «body» and «physicality» of man.
Статья поступила 13 октября2016 г.