Научная статья на тему 'Формирование soft skills будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации'

Формирование soft skills будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
навыки / надпрофессиональные навыки / образование / уголовно-исполнительная система / образовательные организации / учения / образовательная деятельность / межинститутские учения / skills / over-professional skills / education / penitentiary system / educational organizations / exercises / educational activities / inter-institutional exercises

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Ерина Ксения Александровна

В статье рассматриваются вопросы сущности и содержания soft skills обучающихся образовательных организаций ФСИН России, а также роли возможной реализации межинститутских онлайн-учений в целях их формирования. Предметом статьи выступил механизм управления процессами образовательной деятельности в образовательных организациях ФСИН России. Цель исследования – раскрыть значимость формирования soft skills обучающихся образовательных организаций ФСИН России для осуществления последующей служебной деятельности, предложить и обосновать возможность реализации инструментов управления трансформацией образовательной деятельности ведомства путем организации межинститутских онлайн-учений. Методологическую основу исследования составили методы анализа и синтеза, сравнительный метод познания, методы обработки статистической информации. В результате проведенной работы раскрыты подходы к сущности образовательной деятельности ФСИН России с позиций формирования экономического и социального блага, обоснован авторский взгляд на значение soft skills как категории, одновременно включающей свойства этих благ. Проанализированы статистические данные по отдельным показателям soft skills выпускников 2019–2021 годов в аспекте мотивации к службе и стремления к профессиональному совершенствованию и служебному росту. Автором раскрыта типология soft skills, перечислены конкретные задачи организационно-правового, социально-психологического обеспечения и планирования деятельности будущего сотрудника, в которой soft skills имеют наибольшее проявление. Предложена и аргументирована возможность проведения межинститутских учений в дистанционном формате как инструмента формирования soft skills выпускников. Данные решения положительно отразятся как на эффективности подготовки кадров для нужд уголовно-исполнительной системы, так и на имидже образовательных организаций ФСИН России. Сделаны выводы о значимости трансформации подходов к организации образовательной деятельности ФСИН России посредствам внедрения инструментов формирования soft skills будущих сотрудников ведомства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Ерина Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of soft skills of future employees of the penal system of the Russian Federation

The article deals with the essence and content of soft skills of students of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, as well as the role of the possible implementation of inter-institutional online exercises in order to form them. The subject of the article is the mechanism for managing the processes of educational activities in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The purpose of the study is to reveal the importance of the formation of soft skills of students of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia for the implementation of subsequent official activities, to propose and justify the possibility of implementing tools for managing the transformation of the educational activities of the department by organizing inter-institutional online exercises. The methodological basis of the study was the methods of analysis and synthesis, the comparative method of cognition, methods of processing statistical information. As a result of the work carried out, approaches to the essence of the educational activities of the Federal Penitentiary Service of Russia from the standpoint of the formation of economic and social benefits are revealed, the author's position of the value of soft skills as a category that simultaneously includes the properties of these benefits is substantiated. Statistical data on individual indicators of soft skills of 2019–2021 graduates are analyzed in terms of motivation for service and the desire for professional improvement and career growth. The author reveals the typology of soft skills, lists the specific tasks of organizational, legal, socio-psychological support and planning of the activities of a future employee, in which soft skills are most pronounced. The possibility of conducting inter-institutional exercises in a remote format as a tool for the formation of soft skills of graduates is proposed and argued. These decisions will have a positive impact both on the effectiveness of personnel training for the needs of the penitentiary system, and on the image of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. Conclusions are drawn about the importance of transforming approaches to the organization of educational activities of the Federal Penitentiary Service of Russia through the introduction of tools for the formation of soft skills for future employees of the department.

Текст научной работы на тему «Формирование soft skills будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»

УДК 338.24, 331.108

DOI: 10.51522/2307-0382-2023-256-9-58-64

КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ЕРИНА

преподаватель кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики юридического факультета ВЮИ ФСИН России, майор внутренней службы И erina.k.a@33.fsin.gov.ru, https://orcid.org/0009-0000-0126-2772

Владимир

Формирование soft skills будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы сущности и содержания soft skills обучающихся образовательных организаций ФСИН России, а также роли возможной реализации межинститутских онлайн-учений в целях их формирования. Предметом статьи выступил механизм управления процессами образовательной деятельности в образовательных организациях ФСИН России. Цель исследования - раскрыть значимость формирования soft skills обучающихся образовательных организаций ФСИН России для осуществления последующей служебной деятельности, предложить и обосновать возможность реализации инструментов управления трансформацией образовательной деятельности ведомства путем организации межинститутских онлайн-учений. Методологическую основу исследования составили методы анализа и синтеза, сравнительный метод познания, методы обработки статистической информации. В результате проведенной работы раскрыты подходы к сущности образовательной деятельности ФСИН России с позиций формирования экономического и социального блага, обоснован авторский взгляд на значение soft skills как категории, одновременно включающей свойства этих благ. Проанализированы статистические данные по отдельным показателям soft skills выпускников 2019-2021 годов в аспекте мотивации к службе и стремления к профессиональному совершенствованию и служебному росту. Автором раскрыта типология soft skills, перечислены конкретные задачи организационно-правового, социально-психологического обеспечения и планирования деятельности будущего сотрудника, в которой soft skills имеют наибольшее проявление. Предложена и аргументирована возможность проведения межинститутских учений в дистанционном формате как инструмента формирования soft skills выпускников. Данные решения положительно отразятся как на эффективности подготовки кадров для нужд уголовно-исполнительной системы, так и на имидже образовательных организаций ФСИН России. Сделаны выводы о значимости трансформации подходов к организации образовательной деятельности ФСИН России посредствам внедрения инструментов формирования soft skills будущих сотрудников ведомства.

Ключевые слова: навыки, надпрофессиональные навыки, образование, уголовно-исполнительная система, образовательные организации, учения, образовательная деятельность, межинститутские учения

Для цитирования

Ерина К. А. Формирование soft skills будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 9. С. 58-64. https://www.doi. org/10.51522/2307-0382-2023-256-9-58-64.

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика (экономические науки)

© Ерина К. А., 2023

KSENIYA A. ERINA

Lecturer of Department of Criminal Procedure Law and criminology of the Faculty of Law of VLI of the FPS of Russia, Major of the Internal Service erina.k.a@33.fsin.gov.ru, https://orcid.org/0009-0000-0126-2772 Vladimir

Formation of soft skills of future employees of the penal system of the Russian Federation

Abstract. The article deals with the essence and content of soft skills of students of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, as well as the role of the possible implementation of inter-institutional online exercises in order to form them. The subject of the article is the mechanism for managing the processes of educational activities in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The purpose of the study is to reveal the importance of the formation of soft skills of students of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia for the implementation of subsequent official activities, to propose and justify the possibility of implementing tools for managing the transformation of the educational activities of the department by organizing inter-institutional online exercises. The methodological basis of the study was the methods of analysis and synthesis, the comparative method of cognition, methods of processing statistical information. As a result of the work carried out, approaches to the essence of the educational activities of the Federal Penitentiary Service of Russia from the standpoint of the formation of economic and social benefits are revealed, the author's position of the value of soft skills as a category that simultaneously includes the properties of these benefits is substantiated. Statistical data on individual indicators of soft skills of 2019-2021 graduates are analyzed in terms of motivation for service and the desire for professional improvement and career growth. The author reveals the typology of soft skills, lists the specific tasks of organizational, legal, socio-psychological support and planning of the activities of a future employee, in which soft skills are most pronounced. The possibility of conducting inter-institutional exercises in a remote format as a tool for the formation of soft skills of graduates is proposed and argued. These decisions will have a positive impact both on the effectiveness of personnel training for the needs of the penitentiary system, and on the image of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. Conclusions are drawn about the importance of transforming approaches to the organization of educational activities of the Federal Penitentiary Service of Russia through the introduction of tools for the formation of soft skills for future employees of the department.

Keywords: skills, over-professional skills, education, penitentiary system, educational organizations, exercises, educational activities, inter-institutional exercises

For citation

Erina K. A. Formation of soft skills of future employees of the penitentiary system of the Russian Federation // Vedomosti of the Penal System. 2023. № 9. P. 58-64. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-256-9-58-64.

5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences) 5.2.3 Regional and sectoral economics (economic sciences)

Современное образование в России должно отвечать вызовам настоящего и будущего. Инновационные технологии и кластеры, мобильность и интернет-коммуникация, экосистема и стартап - термины, характеризующие новый уровень развития сферы образования, ее корреляцию и взаимодействие с иными отраслями государственной политики и управления: экономикой и финансами, администрированием, трудовыми отношениями и занятостью населения, производственным сектором и промышленностью, обеспечением национальной безопасности и обороны, правоохранительной деятельностью.

В указанных условиях особое значение приобретают вопросы исследования ведомственного образования, традиционный вектор которого позволяет ежегодно готовить квалифицированные кадры для правоохранительных структур, а стратегия развития должна обеспечивать потребности общества и государства в условиях реформирования, цифровой трансформации, суверенизации внутригосударственных процессов, вхождения новых регионов в национальный механизм управления образовательной деятельностью.

Систему ведомственного образования следует исследовать, по мнению автора, с двух взаимосвязанных позиций формирования социального и экономического блага. Сущность каждой из них во многом определяется предметом исследования наук, прикладная значимость которых равноценно важна и актуальна в изучении вопросов сферы образовательной деятельности.

Дуалистический подход к сущности образовательной деятельности ФСИН России представлен в таблице 1.

С учетом изложенного в контексте проводимого автором исследования особого внимания заслуживает анализ вопросов soft skills как категории, сопряженно включающей не только педагогические и социально-экономические свойства исследования, но и отвечающей актуальной повестке развития системы ведомственного образования.

Процесс формирования компетенций, то есть конкретных умений и навыков, лежит в предметном поле сразу нескольких наук: педагогики, теории управления, экономики, социологии. По мнению некоторых авторов, soft

skills в научных исследованиях имеют интерпретацию гибких навыков [1], надпрофесси-ональных навыков [2], компетенций будущего [3] и тому подобного. Раскрывая роль указанных навыков, их следует отождествлять со следующими свойствами:

- гибкость навыков, которая характерна для сферы межкоммуникационного взаимодействия, личностного роста, саморазвития;

- надпрофессиональность навыков, используемая в контексте средств достижения профессионального успеха, продвижения по карьерной лестнице (службе);

- компетенции будущего в аспекте сочетания потребности к непрерывному развитию интеллектуальных способностей с модернизацией и внедрением инноваций в свою профессиональную деятельность.

Кроме того, ежегодно на основании методических рекомендаций по внутренней оценке качества образования в образовательных организациях высшего образования ФСИН России территориальными органами предоставляется информация в виде отзывов руководителей, отражающая уровень и оценку подготовки выпускников со стороны руководства подразделений (учреждений, органов), в которых они проходят службу.

В контексте внутренней оценки качества образования показатели мотивации к службе и карьерному росту выпускников образовательных организаций ФСИН России непосредственно отражают уровень сформиро-ванности надпрофессиональных навыков.

Рассмотрим указанный показатель на примере ВЮИ ФСИН России. В адрес института в 2020 году поступили отзывы на 142 выпускников 2019 года, в 2021-м - на 167 выпускников 2020 года, в 2022-м - на 120 выпускников 2021 года.

Динамика рассматриваемых данных, сформированных на основании отзывов руководителей, поступивших из территориальных органов ФСИН России в 2020-2022 годах, представлена на рисунке 1.

Наряду с высоким и достаточным уровнем мотивации к службе и желания профессионального совершенствования еще большую степень актуальности приобретает рассмотрение вопроса значимости и роли указанных навыков, типологии их структуры, обозначения средств их формирования в условиях реали-

Таблица 1

Подходы к сущности образовательной деятельности ФСИН России

Категория сущности подхода Сфера образования как предмет педагогической науки (социальное благо) Сфера образовательной деятельности как предмет экономической науки (экономическое благо)

Цель образования Организация единства процесса обучения и воспитания по формированию интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации Обеспечение эффективности механизма управления процессами образовательной деятельности ФСИН России

Результат образования Подготовка высококвалифицированных, компетентных кадров для уголовно-исполнительной системы Российской Федерации Обеспечение конкурентоспособности профильного образования

Содержание образования Комплекс действий (процессов, решений), направленных на формирование у обучающихся достаточного уровня компетенций, то есть знаний, умений, навыков, а также ценностных ориентиров и морально-нравственных установок поведения,способностей творческого мышления и необходимости непрерывного саморазвития Совокупность социально-экономических отношений по производству, потреблению и реализации продуктов образовательной деятельности

Субъекты деятельности Профессорско-преподавательский состав образовательной организации ФСИН России - Образовательная организация ФСИН России - Управление кадров ФСИН России - Минобрнауки России

Объект образования Обучающийся (группа, курс обучающихся) Образовательный продукт как результат совместной деятельности работников и сотрудников образовательных организаций ФСИН России по созданию образовательных программ

Свойства образования Отсутствие материальных свойств образования, то есть результата создания объекта, а лишь его качественное (профессиональное) изменение Продукту образовательной деятельности свойственны как элементы группы материальных свойств продукта (образовательные программы и документы, регламентирующие ее реализацию, ресурсы электронной образовательной среды, материально-техническая база, результаты научной и исследовательской деятельности, планово-отчетная документация, регулирующая организационно-административное, финансовое, кадровое обеспечение деятельности образовательной организации), так и элементы группы нематериальных свойств продукта (квалификация профессорско-преподавательского состава, онлайн- и офлайн-коммуникация образовательной организации, мероприятия пропагандистской, воспитательной, культурной и спортивно-массовой работы, интернет-контент образовательной организации)

Ресурсы Средства образовательной деятельности определены квалификацией лиц, их реализующих, а также уровнем и эффективностью использования современных образовательных технологий Ресурсы определяются факторами производства и развития сферы образования, в частности уровнем государственной финансовой поддержки

зации основной профессиональной образовательной программы в вузах ФСИН России.

Отметим, что среди специалистов нет единого понимания вопроса о типологии soft skills. Типичной, на наш взгляд, выступает классификация, включающая четыре основные группы гибких навыков [4]:

1. Навыки взаимодействия в коллективе (умение работать в команде, переговорные компетенции, межотраслевая коммуникация, развитие и мотивация других, коммуникабельность).

2. Личностные навыки (инициативность, обучаемость, креативность, критическое мышление).

3. Навыки планирования (тайм-менеджмент, постановка задач, делегирование).

4. Навыки жизнестойкости (стрессоустой-чивость, работа в режиме неопределенности и в условиях быстрой смены задач, восприятие критики и обратной связи).

Адаптируя указанную типологию к деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, отметим, в решении каких задач надпрофессиональные навыки играют большую роль:

1. Организационно-правовое обеспечение деятельности сотрудника:

- эффективное управление взаимодействием между структурными подразделениями учреждения (органа) на основе стратегического управления и планирования, форми-

рования программ развития и координации механизма управления;

- минимизация принципа жесткого администрирования, повышение уровня личной ответственности, заинтересованности, результативности принимаемых решений;

- инициативность предложений о принятии решений на уровне служб, отделений, отделов, структурных подразделений, а также общественных формирований;

- формирование внутренних установок на необходимость непрерывного совершенствования правого обеспечения службы (выработка положений, формирование предложений по изменению локальных актов и тому подобное).

2. Социопсихологическое обеспечение деятельности сотрудника:

- формирование миссии ведомства* как элемента культуры сотрудника, обеспечивающего внутреннюю и внешнюю коммуникацию, положительный имидж уголовно-исполнительной системы Российской Федерации;

- совершенствование системы культуры онлайн-коммуникации, обеспечивающей служебный процесс, развитие эмоционального интеллекта;

- воспитание целеустремленности к непрерывному повышению своего культурного уровня, образования, эрудированности, физического развития;

- освоение системы самопрезентации и креативности, развития навыков сочетания

лидерства и взаимопомощи в коллективе, рефлексии;

- формирование способностей к быстрому переключению внимания, мобилизации внутренних ресурсов и адаптации к изменениям в ритме служебной деятельности, нововведениям.

3. Алгоритмизация и техника планирования деятельности сотрудника:

- эффективное и качественное распределение сил и

по специальности по направлению

40.05.02 подготовки

«Правоохранительная 40.03.01

деятельность» «Юриспруденция»

^ Показатели выпускников, обладающих высоким и достаточным уровнем мотивации

к службе (стремлению к работе), % ■ Показатели выпускников, обладающих стремлением к дальнейшему профессиональному совершенствованию и служебному росту, %

Рисунок 1. Динамика показателя «Уровень профессиональной направленности» выпускников ВЮИ ФСИН России 2019-2021 годов

(график составлен на основе опросных листов, поступивших из территориальных органов ФСИН России в адрес ВЮИ ФСИН России в 2020-2022 годах)

* Миссию организации в контексте системы менеджмента и РЯ-коммуникации следует понимать как формулу увеличения доверия населения к пенитенциарной системе, повышения ее престижа.

средств (времени и ресурсов) в зависимости от круга решаемых задач на рабочий день, неделю, месяц, квартал, год;

- внутренняя и внешняя готовность к перепрофилированию деятельности, к решению нестандартных задач;

- активность в управлении принятием решений в условиях многозадачности и ненормированного рабочего дня;

- развитие высокого уровня системного мышления и профессиональной интуиции, минимизация стереотипности, унификации принятия решений.

В указанных условиях осуществление образовательной деятельности служит базисом формирования рассматриваемых навыков. Поэтому учения как отдельный элемент основной профессиональной образовательной программы становятся огромным преимуществом, способствующим выработке навыков принятия эффективных решений при возникновении неопределенных, конфликтных ситуаций (к примеру, ситуации совершения преступления) в условиях складывающейся оперативной обстановки и дефицита информации. Концептуальная модель учений включает одновременное использование активных и интерактивных форм и методов обучения, таких как ролевая игра, тренинг, мозговой штурм, практикум, разбор конкретных ситуаций (кейс-метод). При этом реализация учений, как правило, проводится в условиях, максимально приближенных к реальной служебной деятельности.

Эффективность рассматриваемого средства формирования компетенций, в том числе soft skills, подтверждает проведение в 2022 году на базе каждой образовательной организации ФСИН России учений среди курсантов выпускных курсов: «Итог-2022», «Правопорядок-2022», комплексных межкафедральных и оперативных учений, тактико-специальных учений. Традиционно в рамках учений формируются не только навыки работы со служебной документацией, проведения режимных и розыскных мероприятий, но и способности оперативного реагирования на изменяющуюся обстановку и условия функционирования учреждения. В учениях обязательно участие руководящего состава подразделений территориальных органов ФСИН России.

Кроме того, существенным плюсом является минимизация затрат ресурсов на их проведение посредством использования материально-технической базы вуза, а именно учебных полигонов, учебных рабочих мест, загородной базы.

В этой связи следует поступательно совершенствовать систему формирования soft skills путем возможной трансформации формы проведения учений. Автор предлагает проведение межинститутских учений в дистанционном формате (онлайн). Игровые коллективы составляют обучающиеся разных образовательных организаций, специальностей, направлений подготовки. Таким образом курсанты смогут составить представление, к примеру, об основных направлениях деятельности и функционирования исправительного учреждения (безопасности, охране, тыле, кадрах, воспитательной работе и психологическом обеспечении, специальном учете, кинологическом отделении и других).

Сервис «Яндекс Телемост» как основная платформа дистанционного взаимодействия предоставляет возможности дистанционной онлайн-коммуникации, а облачное хранилище, корпоративная почта или мессенджер позволяют осуществить отправку и хранение как вводных фабул, так и представленных в последующем документов. Формат учений может представлять собой проведение организационных встреч и совещаний игровых коллективов, в рамках которых в электронном виде составляется протокол совещания (к примеру, организационного совещания при начальнике исправительного учреждения).

Благодаря широкой географии участников, различиям профильной подготовки обучающиеся смогут «примерить» должностные обязанности, меру ответственности и сложность в принятии управленческих решений, реализации отдельных поручений при соблюдении трех условий: эффективности, качества и своевременности выполнения заданий в условиях онлайн-формата.

В настоящее время апробация межинститутских учений в дистанционном формате (онлайн-учений) не проводилась. Очевидный экономический эффект такой модели учений следует связывать с минимизацией затрат, обусловленной отсутствием необходимости проезда к их месту проведения. Кроме того,

привлечение онлайн находящихся в другом регионе практиков, осуществляющих консультирование и оценку работы игровых коллективов, позволит им даже не покидать служебный кабинет.

Таким образом, оценку роли онлайн-уче-ний в аспекте формирования soft skills выпускников следует рассматривать как с позиции формирования индивидуальных (личных) навыков выпускника, так и с точки зрения трансформации подходов к управлению организацией образовательной деятельности ФСИН России в целом.

Формирование личных soft skills выпускников при проведении межинститутских учений в дистанционном формате (онлайн) позволит развить следующие умения:

- навыки онлайн-коммуникации в части выбора и использования онлайн-сервисов и форм видео-конференц-связи, построения и формата работы в условиях территориальной удаленности, умения составления документов в электронной форме и ведения служебной и деловой переписки;

- навыки эффективности и самостоятельности дистанционного принятия управленческих решений при использовании диджи-тал-сегмента (онлайн-сервисов, мессенджеров и так далее), оперативности планирования действий в практических ситуациях, схожих с решением служебных вопросов;

- навыки самопрезентации, тайм-менеджмента;

- управление самомотивацией и мотивацией к достижению результатов в служебной деятельности;

- навыки руководителя, управленца, профессионала;

- скрытые навыки лидерства, организаторские способности в коллективе, в том числе и среди обучающихся иных образовательных организаций;

- навыки построения системы нетвор-кинга на уровне обучающихся как залог сети взаимодействия будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

С другой стороны, внедрение межинститутских учений в дистанционном формате позволит образовательной организации ФСИН России обеспечить социально-экономическую эффективность разработки и реализации, совершенствования образовательных технологий в рамках освоения обучающимися элементов основной профессиональной образовательной программы, трендовость ведомственного образования, достичь рекламно-информационных целей путем демонстрации результатов учений через интернет-контент, а также повысить уровень трудовой привлекательности выпускников, в том числе для руководства других регионов (субъектов).

1. Воронина О. А., Габова А. Г. К вопросу о целесообразности развития гибких навыков студенческой молодежи как фактора информационной безопасности // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2022. № 1. С. 146-152.

2. МхеидзеЛ. В. Развитие надпрофессиональных компетенций как условие реализации карьерного потенциала молодых специалистов // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 3. С. 185-192.

3. Пахтусова В. В. Компетенции будущего: чему учить госслужащих в современном мире // Вестник Университета Правительства Москвы. 2021. № 4. С. 48-52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Горьковая О. П., Козловский Н. В., Матыкина В. С., Петров А. В. «Soft skills»: в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков современных работников // Общество. Среда. Развитие. 2019. № 4. С. 20-25.

1. Voronina O. A., Gabova A. G. On the issue of the expediency of developing flexible skills of student youth as a factor in information security // Bulletin of the St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 2022. No. 1. P. 146-152.

2. Mkheidze L. V. Development of soft-skills as a condition for realizing the career potential of young specialists // Power and management in the East of Russia. 2020. No. 3. P. 185-192.

3. Pakhtusova V. V. Competences of the future: what to teach civil servants in the modern world // Bulletin of the University of the Government of Moscow. 2021. No. 4. P. 48-52.

4. Gorkovaya O. P., Kozlovsky N. V., Matykina V. S., Petrov A. V. «Soft skills» in search of universal interpretations of "flexible" skills of modern workers // Society. Wednesday. Development. 2019. No. 4. P. 20-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.