Научная статья на тему 'HARD, SOFT, DIGITAL SKILLS: ВЗАИМОСВЯЗИ И РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

HARD, SOFT, DIGITAL SKILLS: ВЗАИМОСВЯЗИ И РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / БУДУЩИЙ СОТРУДНИК / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЖЕСТКИЕ НАВЫКИ / МЯГКИЕ НАВЫКИ / ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бодрова Елена Викторовна

Автор проводит анализ ФГОС 3++, сравнивая его с современной педагогической концепцией: hard, soft, digital skills. Компетенции, предписанные федеральными государственными образовательными стандартами (жесткие компетенции) невозможно формировать и развивать в отрыве от мягких (soft skills) и цифровых (digital skills) навыков. Перед образовательными организациями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации стоит задача разработки новых методов и технологий обучения, обеспечивающих симбиоз формирования компетенций, необходимых для служебной деятельности и повседневной жизни сотрудника пенитенциарной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARD, SOFT, DIGITAL SKILLS: RELATIONSHIPS AND DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF TRAINING EMPLOYEES OF THE CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The author analyzes the federal state educational standard 3 ++, comparing it with the modern pedagogical concept: hard, soft, digital skills. The competencies prescribed by federal state educational standards ("hard" competencies) cannot be formed and developed in isolation from soft skills and digital skills. Educational organizations of the penitentiary system of the Russian Federation are faced with the task of developing new methods and technologies of training that ensure the symbiosis of the formation of competencies necessary for the official activity and everyday life of a penal system employee.

Текст научной работы на тему «HARD, SOFT, DIGITAL SKILLS: ВЗАИМОСВЯЗИ И РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2020_10_161

HARD, SOFT, DIGITAL SKILLS: ВЗАИМОСВЯЗИ И РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БОДРОВА Елена Викторовна,

старший преподаватель-методист группы методического обеспечения учебного процесса учебного отдела Университета ФСИН России. E-mail: oag.bodrova@mail.ru

Краткая аннотация: Автор проводит анализ ФГОС 3++, сравнивая его с современной педагогической концепцией: hard, soft, digital skills. Компетенции, предписанные федеральными государственными образовательными стандартами (жесткие компетенции) невозможно формировать и развивать в отрыве от мягких (soft skills) и цифровых (digital skills) навыков. Перед образовательными организациями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации стоит задача разработки новых методов и технологий обучения, обеспечивающих симбиоз формирования компетенций, необходимых для служебной деятельности и повседневной жизни сотрудника пенитенциарной системы.

Abstract: The author analyzes the federal state educational standard 3 ++ comparing it with the modern pedagogical concept: hard, soft, digital skills. The competencies prescribed by federal state educational standards ("hard" competencies) cannot be formed and developed in isolation from soft skills and digital skills. Educational organizations of the penitentiary system of the Russian Federation are faced with the task of developing new methods and technologies of training that ensure the symbiosis of the formation of competencies necessary for the official activity and everyday life of a penal system employee.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, будущий сотрудник, компетенция, жесткие навыки, мягкие навыки, цифровые навыки.

Keywords: penal enforcement system, future employee, competence, hard skills, soft skills, digital skills.

Реформирование уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС), внедрение компетентност-ного подхода в образовательных организациях ФСИН России, а также переход системы высшего образования на государственный образовательный профессиональный стандарт 3++ (далее -ФГОС 3++) положительно влияют на систему подготовки высококвалифицированных кадров для пенитенциарной системы, тем самым выполняются указания президента Российской Федерации В. В. Путина, который отметил, что ФСИН необходимо обеспечить соблюдение законности в местах лишения свободы, в том числе путем жесткого отбора и повышения качества подготовки сотрудников [14]. При этом заместитель Директора ФСИН России А. А. Рудый акцентирует внимание на обеспечение качественной подготовки кадров, способных к выполнению служебных задач на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы[12].

В. А. Унтеров отмечает, что уровень подготовки сотрудников УИС за последние годы существенно повысился [7]. При этом А. В. Поляков отмечает, что профессиональная компетентность определяется интегральной характеристикой деловых и личностных качеств специалиста, которая отражает уровень его знаний, умений и навыков, опыта, необходимого для осуществления определенной профессиональной деятельности [5]. Анализируя современные ФГОС 3++, в частности ФГОС ВО 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28.08.2020 № 1131 [8], можно отметить в нем частичное отражение современной мировой педагогической концепции skills (появление универсальных компетенций, отмена профессиональных специализированных компетенций).

Тема skills появилась в отечественной науке несколько лет назад и все активнее внедряется в бизнес-образовании, в образовательных организациях высшего образования в этом направлении предпринимаются только первые шаги, а в ведомственных образовательных организациях концепция skills офици-

ально не озвучивается. Определенного устоявшегося термина для этой концепции нет.

В большинстве англо-русских словарей skill переводится как «умение, ловкость, навык, мастерство». Под skills мы понимаем систему образования, которая вкладывает знания, развивает навыки как профессиональные, так и социальные, при этом учитывает индивидуальные особенности каждого обучающегося.

В качестве рабочих определений в этой статье примем следующие:

Hard skills («твердые» или «жесткие» навыки в переводе с английского) - это технические способности или наборы умений и навыков, необходимые для конкретной работы, которые легко определить количественно и которые можно наглядно продемонстрировать. Изучением и анализом «жестких» компетенций в разное время занимались исследователи: О. В. Баринова, Н. В. Жадько, М. А. Чуркина, А. М. Новиков, М. А. Чошанов, О. Л. Чуланова, А. Н. Мирошниченко.

Soft skills («гибкие» или «мягкие» навыки в переводе с английского) - это комплекс неспециализированных, универсальных социальных/волевых компетенций, важных надпрофессио-нальных навыков, необходимых для успешного участия в рабочем процессе и высокой производительности. Они не связаны с конкретной предметной областью. Изучением мягких компетенций занимались Н. И. Гендина, Т. И. Ильина, A. B. Карпов, Н. М. Лебедева, Т. А. Ратанова, Л. А. Регуш, А. Н. Татарко, Н. Ф. Шляхта.

Digital skills («цифровые» или «электронные» навыки в переводе с английского) - навыки использования цифровых ресурсов в профессиональной деятельности и повседневной жизни человека. Е. В. Васильева, В. Н. Пуляева, О. Л. Чуланова, В. А. Юдина занимались изучением цифровых компетенций.

Современное общество предъявляет новые особые требования к высококвалифицированному специалисту, в том числе к сотруднику УИС: если раньше отдавался приоритет исключительно жестким, частично мягким компетенциям, то сейчас обще-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 10(190)

ству необходим синтез всех трех skills: hard, soft, digital. Служба в УИС имеет свои специфические особенности: это работа в закрытой социальной системе в большинстве своем с преступниками, девиантами, попирающими нормы общечеловеческой морали, нередко беспринципными и т.д. Согласно ФГОС ВО 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» в рамках освоения программы специалитета выпускники готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: правотворческий, правоприменительный, правоохранительный, профилактический.

Hard skills предметны, четко регламентированы, им можно научить (общепрофессиональные и профессиональные компетенции ФГОС ВО 40.05.02. «Правоохранительная деятельность»). Кроме того, в российской системе образования выработана система формирования жестких навыков, она адаптировалась к ним.

Мягкие компетенции были всегда. Исследования в этой области начались примерно в 1960-е годы в США, в конце 90-х эта концепция нашла свое отражение в военном деле, когда армия США начала разрабатывать научно обоснованный подход к подготовке военнослужащих. В ходе разработки исследователи выявили важность для военнослужащих не только профессиональных навыков (hard skills), но и универсальных компетенций (soft skills), которые не поддаются планомерному обучению. Сейчас интерес к мягким компетенциям и потребность в них стали ещё сильнее. Технологии развиваются так стремительно, что полученные нами знания очень быстро устаревают. Поэтому ценным становится не тот сотрудник, который когда-то много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия, находить нестандартные решения, умеет работать в команде и применять все это в служебной практике.

Мягких навыков много, причём среди них есть такие, которые почти (или совсем) не связаны между собой. Условно все soft skills можно разделить на несколько групп:

Коммуникативные навыки: это умение договариваться с другими людьми, работать в команде, аргументировать свою позицию. Сюда же относятся лидерские качества и эмоциональный интеллект — способность понимать чужие чувства и контролировать свои.

Навыки самоорганизации. Например, умение эффективно организовать свою работу и грамотно распоряжаться временем, управление собственным развитием; планирование и це-леполагание; тайм-менеджмент.

Мышление: системное, структурное, логическое и креативное мышление; поиск и анализ информации; выработка и принятие решений; проектное мышление; тактическое и стратегическое мышление (для руководителей).

Креативные навыки. Способность нестандартно мыслить сейчас нужна не только дизайнерам и представителям про-

чих творческих профессий, но и сотрудникам УИС. Современный мир чрезвычайно изменчив, поэтому каждый из нас всё чаще сталкивается с нестандартными задачами, которые требуют нешаблонного подхода.

Стрессоустойчивость. Серьёзные изменения — это стресс, а когда их много, способность справляться с ними и сохранять работоспособность особенно важна. Мы поддерживаем мнение Л.С. Качкиной, что сотрудники УИС не только осуществляют свою профессиональную деятельность в социуме, но и постоянно взаимодействуют с людьми несоциализированными, дезадаптированными, имеющими криминальные ценности [2]. Без высокой стрессоустойчивости не получится долго и хорошо выполнять свою работу. Здесь важны управление эмоциями, стрессом.

Результаты исследования Организации экономического сотрудничества и развития«Навыки для развития общества. Сила эмоциональных и социальных навыков», проведенные в 2015 году показали, что эмоциональные и коммуникативные качества ученика определяют жизненный успех ничуть не меньше, чем академическая успеваемость [9]. Аналитики World Economic Forum в 2015 году составили прогноз, где определили основные компетенции, которые будут востребованы в 2020 году [10]: умение решать сложные задачи; критическое мышление; креативность; способность управления людьми; навыки координации и взаимодействия; эмоциональный интеллект; суждение и принятие решений; клиентоориентированность; умение вести переговоры и когнитивная гибкость. Следует отметить, что все вышеперечисленные компетенции относятся к soft skills.

Если жестким компетенциям можно просто научить, то мягким компетенциям научить человека сложнее. Способами формирования soft skills могут быть: тренинги, кейс-технологии, ментворкинг, поиск обратной связи, специальные задания (фоновые тренинги) и др. Мы согласны с Е.Н. Лузан, которая отмечает, что к навыкам, которые развиваются путем применения кейс-технологий относятся: умения ставить конкретные цели и пути достижения их, предвидеть возможные последствия предполагаемых решений, коммуникабельность, проницательность [3].

Помимо hard и soft skills немаловажными в современном информатизированном мире стали digital skills - способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий; цифровые навыки -устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ей [1]. Анализируя ФГОС ВО 40.05.02. «Правоохранительная деятельность», можно отметить, что digital skills не нашли в нем отражения. При этом информатизация общества в целом, УИС в частности, обязывает формировать у молодых специалистов digital skills как умение применять технологии в своей работе. Если 5-10 лет назад к этим навыкам

можно было отнести лишь умение работать с компьютером, электронной почтой и Microsoft Office Word, то на современном этапе этого недостаточно. Информатизация в России идет не так быстро, как на Западе.

Одна из главных проблем в УИС - отсутствие навыков и слабый уровень цифровой грамотности. Аудитор Счетной палаты Татьяна Блинова отмечает, что нормативное регулирование в сфере информатизации не позволяет ведомству эффективно решать задачи по внедрению современных информационных технологий. Сегодня в УИС функционирует 41 информационная система и программный продукт. При этом Единая информационная система не создана, а часть применяемых систем используется неэффективно [11]. В настоящее время подготовлен проект Указа президента Российской Федерации, которым предлагается ввести должности заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний, ответственного за цифровую трансформацию (CDTO), предполагается создать самостоятельное структурное подразделение ФСИН России - управление информационных технологий и цифровой трансформации, которое будет обеспечивать цифровую трансформации УИС.

Цифровая трансформация УИС - это комплекс органи-

в структурных подразделениях ФСИН России, органах и учреждениях, оптимизацию их деятель-

с федеральными

органами исполнительной власти путем внедрения цифровых технологий [6]. Начальник ФКУ НИИТ ФСИН России Н. Д. Марченко акцентирует, что создание и поддержка информационного ресурса ФСИН России, разработка и сопровождение автоматизированных систем и баз данных, исследование вопросов эксплуатации технических средств охраны и надзора, техническая защита информации и аттестация рабочих мест - все это служит обеспечению бесперебойного функционирования и повышению эффек-Библиогра фия:

тивности деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, совершенствованию форм и методов работы, принятию обоснованных управленческих решений [4]. Все это подтверждает важность формирования digital skills у сотрудников УИС, ведь именно им будет необходимо работать с программными продуктами.

В настоящее время в рамках реализации дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» образовательных программ по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» нет ни одной универсальной или общепрофессиональной компетенции, отражающей смысл информатизации и цифровизации УИС (digital skills). При этом специалисты Московской школы управления «Сколково» и Агентства стратегических инициатив провели исследования по развитию юриспруденции, и ее направлений в будущем. Эксперты пришли к мнению, что к 2030 году в сфере юриспруденции перспективными окажутся новые профессии, такие как: сетевой юрист, виртуальный адвокат, киберследовитель и медиаполицейский. Безусловно, это связано с тем, что технологии стремительно входят в нашу жизнь, все больше административных услуг переводится в онлайн-режим, а онлайн-формат любого сервиса стал наиболее удобным для большинства граждан [13]. В настоящее время жесткие, мягкие и цифровые лишь частично находят отражение в образовательных стандартах. Их формирование и развитие сложное и неравномерное. Если опыт формирования жестких компетенций в образовательных организациях ФСИН России имеется и выстроен на качественно высоком уровне, то формированию мягких и цифровых компетенций профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций ФСИН России еще нужно учиться, разрабатывая новые методы и технологии обучения, обеспечивающие симбиоз формируемых компетенций для подготовки высококвалифицированных кадров для УИС.

10. 11. 12.

13.

14.

Калинюк, Ю. В., Лукашевич, О. Д., Филичев С. А. Hard, soft, digital, green skills: взаимосвязи и развитие в процессе профессиональной подготовки / Материалы международной научно-методической конференции «Современные тенденции развития непрерывного образования: вызовы цифровой экономики» / Ю.В. Калинюк, О.Д. Лукашевич, С.А. Филичев - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2020. - С. 175-177. Качкина, Л. С. Социально-психологическая компетентность сотрудников и особенности ее формирования // Медицина и образование в Сибири / Л.С. Качкина. - 2008. - № 6. [Электронный ресурс]. URL. http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=322 (дата обращения 20.09.2020).

Лузан, Е. Н. Кейс как образовательная технология // Вестник Брянского государственного университета / Е.Н. Лузан [Электронный ресурс]. URL. https://cyberleninka.ru/article/n/keys-kak-obrazovatelnaya-tehnologiya (дата обращения 02.10.2020).

Марченко, Д. Н. Приветственное слово // Информационные технологии в УИС / Д.Н. Марченко. - 2019. - № 1. [Электронный ресурс]. URL. http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=322 (дата обращения 02.09.2020).

Поляков, А. В. Профессиональная социализация молодых сотрудников исправительных учреждений: компетентностный подход // Мир науки. Педагогика и психология / А.В. Поляков. - 2019. - № 1. - С. 68. ISSN: 2658-6282.

Проект нормативного правового акта «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL. https://regulation.gov.ru/projects#npa=100599 (дата обращения 02.10.2020).

Унтеров, В. А., Еремеева, Е. Ю. Особенности подготовки кадров для пенитенциарной системы в США // Вестник Самарского юридического института / В.А. Унтеров, Е.Ю. Еремеева. - 2019. - № 5 (36). - С. 144-148. ISSN: 2307-6852.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL. http://ivo.garantru/#/document/70291362/paragraph/1/highlightM>3-273:1 (дата обращения 19.09.2020).

Skills for Social Progress. The Power of Social and Emotional Skills. [Электронный ресурс]. URL. https://dx.doi.org/10.1787/9789264226159-en (дата обращения 24.09.2020).

WORLD ECONOMIC FORUM, 2015 [Электронный ресурс]. URL. http://www3.weforum.org/docs/WEF_GAC_Trade_II_2015.pdf (дата обращения 15.09.2020). https://ach.gov.ru/news/informatizaciya-fsin-dvizhenie-bez-strategii-razvitiya-34414.

http://ktovobrnauke.ru/2014/1/anatoliy-rudyy-zadacha-sistemy-vedomstvennogo-profobrazovaniya-obespechit-kachestvennuyu-podgotovku-kadrov-sposobnyh-k-

vypolneniyu-sluzhebnyh-zadach-na-sovremennom-etape-razvitiya-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemy.html.

http://loyer.com.ua/ru/yurisprudentsiya-budushhego-4-perspektivnyh-yuridicheskie-professii/.

https://tass.ru/obschestvo/7084309.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.