1 (238) - 2014_УГРОЗЫ ИБЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 338.1
ФОРМИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ ЗАКАВКАЗСКОЙ КОНТОРЫ «КРЕДИТ-БЮРО» И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗАКАВКАЗСКИХ РЕСПУБЛИКАХ СССР В 1920-1930-Е ГОДЫ
К. В. КИМ,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры производственного менеджмента E-mail: [email protected] Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, г. Владивосток
В статье анализируется деятельность службы «Кредит-Бюро» в системе экономической безопасности СССР в 1920-1930-е гг. Отмечено, что следует использовать имеющийся исторический опыт, практику и методы институтов и служб экономической и предпринимательской безопасности для достижения эффективности в современной экономической деятельности в России.
Ключевые слова: экономическая безопасность, Кредит-Бюро, исторический опыт, предпринимательская разведка, вид экономической деятельности, глобализация, интеграция, мировой финансовый кризис, угроза терроризма.
Продолжающийся процесс глобализации и интеграции национальных экономик в мировое хозяйство, политика регионализма, мировой финансовый кризис, реальные угрозы терроризма и экстремизма в международном масштабе, локальные войны и вооруженные конфликты, пиратство на море, воровство и мошенничество, финансовые преступления, коррупция в государственных структурах власти дестабилизируют социальную, политическую и экономическую обстановку в России, как в центре, так и в регионах.
Все эти объективные и субъективные явления современного мира ставят задачу перед государс-
твом по поиску путей и методов совершенствования эффективности обеспечения безопасности страны по всем направлениям. Правительство должно содействовать и создавать условия для интенсивного исследования, модернизации и применения на практике наиболее эффективных и оптимальных методов обеспечения комплексной предпринимательской безопасности для хозяйствующих субъектов рынка как на национальном, так и на мировом уровне.
Развал СССР в начале 1990-х гг., образование независимых государств в рамках СНГ, переход к рыночным отношениям предопределили задачу эффективного обеспечения экономической и предпринимательской безопасности на национальном и международном уровнях. Актуальность изучения практики предпринимательской безопасности в дореволюционной России, СССР и в других странах мира становится приоритетным направлением в странах СНГ. Это связано с созданием Таможенного союза между Республикой Беларусь, Казахстаном и Россией с перспективой дальнейшего его расширения на постсоветском пространстве с соседними государствами ближнего и дальнего зарубежья.
Следует использовать имеющийся исторический опыт, практику и методы институтов и служб экономической и предпринимательской
- 39
безопасности (в первую очередь России) для их модернизации и достижения эффективности в своей деятельности. В этой связи весьма актуальной с точки зрения изучения и применения опыта и практики в обеспечении предпринимательской безопасности для национальных хозяйств может представлять деятельность службы «Кредит-Бюро» в системе экономической безопасности СССР в 1920-1930-е гг.
Закавказье в начале ХХ в. представляло аграрную окраину Российской империи. Вместе с тем здесь получил развитие нефтяной сектор в Азербайджане, развивалось традиционное овцеводство, оружейное дело, виноградарство, виноделие, торговля и др. В 1920-1930-е гг. в Закавказье развивается добывающая, перерабатывающая и обрабатывающая сферы, промышленное производство, транспорт, энергетика, машиностроение, текстильный сектор, торговля, валютно-биржевая торговля. Интенсивно развивается экспортно ориентированная продукция, добыча нефти, марганца и других природных ресурсов, которые находят большой спрос на мировых рынках. Экономика Закавказья интегрируется в мировое хозяйство. Иностранный капитал заинтересован инвестировать свой капитал в добывающие секторы: нефтяной, марганцевый, строительство промышленных предприятий. Создаются концессионные предприятия с привлечением иностранного капитала.
С переходом к нэпу в 1921 г. в рыночные отношения были вовлечены государственные, кооперативные и частные субъекты хозяйственной деятельности из индустриального, аграрного секторов народного хозяйства, а также сферы услуг. Становление рыночных отношений в СССР стало предпосылкой для формирования рынка услуг экономической и предпринимательской безопасности. Назрела потребность в создании государством специального рыночного механизма по обеспечению безопасности народного хозяйства страны в условиях конкуренции на национальном и мировом рынках.
Таким ответом на вызовы времени, наиболее эффективным механизмом по обеспечению предпринимательской безопасности в первые годы нэпа по сравнению с другими институтами предпринимательской безопасности стало Первое Российское Товарищество по выдаче справок о кредитоспособности «Кредит-Бюро» как частная контора. Затем институт «Кредит-Бюро» был реорганизован советскими органами власти в
Объединение справочных институтов по выдаче справок о кредитоспособности «Кредит-Бюро», а впоследствии еще раз переформирован в службу «Государственное акционерное общество по выдаче справок о кредитоспособности «Кредит-Бюро». Служба «Кредит-Бюро» функционировала до 15 января 1931 г. Она была упразднена как «ненужный механизм» в условиях ликвидации рыночных отношений по завершению периода нэпа с переходом к административно-командной экономике. Однако система, методы, опыт и практика службы «Кредит-Бюро» оказались востребованы и в дальнейшем были использованы в целях государственного управления для совершенствования работы служб ГПУ, О1ПУ, НКВД и КГБ в сфере экономической безопасности.
Структура службы «Кредит-Бюро» была сформирована высшими советскими органами власти по аналогии с другими службами как специальная секретная служба финансово-экономической разведки и безопасности СССР в 1920-1930-е гг. До настоящего времени функционирование и развитие службы «Кредит-Бюро» оставались неизвестной сферой по причине секретности и недоступности ее материалов для исследователей.
В современных условиях развития рыночных отношений опыт и практика службы предпринимательской разведки «Кредит-Бюро» в различных секторах народного хозяйства оказались востребованы для современных структур предпринимательской безопасности. Они могут составлять методологическую базу для модернизации и достижения эффективности в противодействии финансово-экономическим преступлениям, предотвращении коррупции, взяточничества, хищения, лжепредпринимательства, мошенничества, казнокрадства, преднамеренного банкротства предприятий и др.
Исходя из традиционных культурно-нравственных и религиозных особенностей Закавказского региона, актуальными представляются опыт и практика службы «Кредит-Бюро» для специальных служб экономической и предпринимательской безопасности для стран ближнего зарубежья Закавказья.
Следует подчеркнуть, что настоящая работа основана на архивных материалах, которые были введены в научный оборот впервые.
Основные архивные материалы по изучению опыта и практики становления и развития службы предпринимательской безопасности Закавказской конторы «Кредит-Бюро» сосредоточены в Россий-
ском государственном архиве экономики в фонде 7624, опись 1, дело 37, а также в Нижегородском государственном областном архиве в фонде 379, опись 1, дело 18.
Началом становления службы Закавказской конторы «Кредит-Бюро» послужило циркулярное письмо народного комиссара внутренней торговли СССР А. М. Лежавы и председателя Особой комиссии службы «Кредит-Бюро» А. Я. Розенштейна, направленное 29 сентября 1924 г. народному комиссару внутренней торговли Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (ЗСФСР) в город Тифлис. В циркулярном письме подчеркивалось: «Особой коллегией службы «Кредит-Бюро», находящейся в ведении Наркомвнуторга СССР, получены через Всесоюзный Совет Съездов представителей биржевой торговли сведения о том, что Тифлисская валютно-товарная биржа, отказавшись от приобретения акций Акционерного общества «Кредит-Бюро», мотивирует это тем, что в ближайшее время Наркомвнуторг ЗСФСР предполагает учредить Закавказское Кредит-Бюро самостоятельно. Такая постановка вопроса нарушает цельность значения справочной организации всесоюзного масштаба, какой в данном случае является служба «Кредит-Бюро». В ближайшее время Правление «Кредит-Бюро» в полном контакте с местными органами, регулирующими торговлю, намерено открыть целый ряд филиалов: в Минске, Ташкенте, Екатеринбурге, а также в Тифлисе» [2].
Далее в циркулярном письме подчеркивалось: «Кредит-Бюро, имея достаточный опыт в справочном деле, находит, что единство методов работы и руководства в справочном деле является вещью более необходимой, чем в любом учреждении общесоюзного значения, ибо работа по собиранию сведений о кредитоспособности весьма специфична и требует особой сноровки. Следует отметить, что на территории Украинской Республики существуют две конторы службы «Кредит-Бюро», работающие в полном контакте с местным Наркомвнуторгом и подчинены в своей работе Центру, где хранятся Главный архив всех сведений о кредитоспособности органов торговли всесоюзного масштаба. Полагаем, что условия самостоятельного выступления Закавказского Наркомвнуторга создадут организационную неразбериху в справочном деле и распылят все средства, главный смысл которых заключается в их централизации. Принимая во внимание все вышесказанное, считаем, что Тифлисской валютно-
товарной бирже следует пересмотреть свое решение и войти пайщиком в Акционерное общество «Кредит-Бюро» [2].
Для ознакомления с уставом Акционерного общества «Кредит-Бюро» в Наркомвнуторг ЗСФСР 14 ноября 1924 г. было отправлено сообщение Правлением службы «Кредит-Бюро» за подписью технического директора Дуглача и управляющего делами Михельсона, в котором говорилось: «В дополнение к нашему письму за № 5771 от 12 ноября препровождаем при сем проект устава Акционерного общества «Кредит-Бюро», который в настоящее время находится в конечной стадии утверждения» [3].
Организационные мероприятия по созданию службы Закавказского «Кредит-Бюро» и структурное подчинение ее центральной конторе «Кредит-Бюро» в городе Москве были изложены председателем Правления Акционерного общества «Кредит-Бюро» Розенштейном и техническим директором Дуглачом, а затем телеграммой отправлены в город Тифлис Наркомвнуторгу закавказских республик 31 декабря 1924 г. В телеграмме сообщалось: «1) упомянутая контора будет именоваться «Заккредитбюро». Представительство Акционерного общества «Кредит-Бюро» СССР, является во внутренних наших взаимоотношениях областной нашей конторой; 2) Заккредитбюро ведет работу в масштабе ЗСФСР, открывая в республиканских центрах, по мере выяснившейся надобности, соответствующие филиалы, по предварительному согласованию с правлением; 3) свою структуру и методы работы Заккредитбюро проводит по директивам и указаниям Правления Акционерного общества «Кредит-Бюро» СССР; 4) Заккредитбюро, являясь составной частью Акционерного общества «Кредит-Бюро» СССР, работает на средства последнего, подотчетно ему в финансовом отношении, а также в оперативном, в осуществление чего предоставляет в установленные сроки соответствующую отчетность; 5) Заккредитбюро работает в тесном контакте с Наркомвнуторгом ЗСФСР. Изложенные условия не откажите подтвердить спешной почтой, после чего наши взаимоотношения мы будем считать оформленными» [4].
Организационное оформление службы «Заккре-дитбюро» как представительства Акционерного общества «Кредит-Бюро» СССР было завершено 4 июня 1925 г. В протоколе заседаний правления «Кредит-Бюро» за 1925 г. место расположения
Заккредитбюро как представительства Акционерного общества «Кредит-Бюро» определено в г. Тифлисе. В документе управляющий Заккредитбюро И. Окуджава сообщал в Правление «Кредит-Бюро» в Москву следующее: «С 18 мая 1924 г. согласно предписанию НКВТ я приступил к исполнению обязанностей управляющего в Закавказской краевой конторе... При предварительном ознакомлении с делами выяснил, что по целому ряду вопросов организационного характера, чрезмерно существующих, мне необходимо договориться лично с Вами. Полагаю, что получение директив от Вас в письменной форме вряд ли может заложить взаимный обмен мнений, какой возможен только при личном свидании. Ввиду этого прошу Вашего разрешения выехать в Москву для личной беседы» [5].
Таким образом, организационное оформление службы предпринимательской разведки «Заккре-дитбюро» протекало противоречиво. Республиканские органы власти стремились к созданию самостоятельной службы экономической и предпринимательской безопасности без прямого подчинения центральной конторе службы «Кредит-Бюро» в г. Москве как всесоюзного центра по управлению системой предпринимательской безопасности. Однако ведение самостоятельной деятельности в сфере экономической безопасности в отдельно взятой республике не могло соответствовать эффективной работе всей разветвленной службы «Кредит-Бюро», которая охватывала не только все экономические регионы СССР, но и многие зарубежные страны. Поэтому Правление «Кредит-Бюро» предприняло ряд шагов по решению этой проблемы. Правление обратилось к руководству ЗСФСР с аргументацией, доказывающей, что работа службы «Кредит-Бюро» весьма специфична в отличие от других специальных структур и ведомств в системе государственной безопасности СССР. Она требует единого организационно-управленческого, методического, информационного (центральной архивной службы) оперативного центра для эффективной работы и координации всей системы экономической и предпринимательской безопасности СССР. Без единого организационно-управленческого центра эта деятельность не может оперативно предоставлять своим клиентам конфиденциальную информацию о предпринимательской кредитоспособности юридических и физических лиц из различных секторов рыночной экономики как в масштабах всей страны, так и деловых партнеров за границей.
Все организационные усилия и мероприятия НКВТ СССР и Правления «Кредит-Бюро» по созданию единого центра управления службой «Кредит-Бюро» положительно отразились на решении этой важной проблемы. Руководство ЗСФСР согласилось с высказанными доводами, было принято решение о слиянии Заккредитбюро с центральным Правлением «Кредит-Бюро» в Москве для координации своей деятельность в области экономической и предпринимательской безопасности. Таким образом, завершился первый этап организационного оформления службы предпринимательской разведки «Заккре-дитбюро» в Закавказье к середине 1920-х гг.
Финансово-кредитная система в период нэпа была представлена государственными, кооперативными, частными, смешанными и специализированными банками. Главным банком страны являлся Государственный банк СССР. К числу главных отраслевых кредитных учреждений страны относились Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства СССР, Центральный сельскохозяйственный банк СССР, сельскохозяйственные банки союзных республик, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства СССР, государственные трудовые сберегательные кассы. Кооперативные банки были представлены следующими учреждениями: Всероссийским кооперативным банком (Всекобанк), Московским народным банком, Московским народным банком «Лимитед в Лондоне», Украинским банком, кредитными товариществами, кредитными кооперативами, ссудо-сберегательными товариществами, кассами взаимопомощи. К частным финансово-кредитным организациям относились: Дальневосточный коммерческий банк, Российский коммерческий банк, Среднеазиатский коммерческий банк, общества взаимного кредита. Специализированными банковскими институтами были Банк для внешней торговли СССР, Руспербанк -банк для внешней торговли с Персией, Аркос -Американо-Российский банк и др. [7].
На финансовом рынке банковские учреждения предоставляли своим клиентам услуги долгосрочного и краткосрочного кредитования, а также осуществляли выдачу ссуд. Хозяйствующим субъектам рыночных отношений в период нэпа было весьма важно иметь достоверную деловую информацию о кредитоспособности банковских и финансовых учреждений, с которыми предстояло заключать договоры о сотрудничестве как заемщиков, так и
кредиторов; совершать многочисленные банковские операции на российском и зарубежных рынках; участвовать в экспортно-импортных операциях; привлекать для сотрудничества зарубежные деловые круги Запада и производить взаиморасчеты через корреспондентские счета российских и заграничных банков.
Для обеспечения собственной предпринимательской безопасности потенциальные клиенты банков обращались к услугам службы «Кредит-Бюро». Отметим, что сотрудники службы «Кредит-Бюро» использовали специальные методы сбора, обработки, анализа и производства достоверной и конфиденциальной финансово-экономической информации о банках в справках о кредитоспособности. Эта информация использовалась ее обладателями для сотрудничества или прекращения деловых отношений с банком.
Сведения о кредитоспособности банков и финансовых учреждений закавказских республик в период нэпа сохранились в деле «Артели, коммуны, банки, сберкассы, бюро, дома крестьянина, гостиницы», в материалах архивного фонда «Акционерное общество «Кредит-Бюро»: закавказская контора» за 1922-1931 гг. В архивных документах сосредоточена информация о деятельности сотрудников оперативно-агентурной службы «Кредит-Бюро» (решершеров и корреспондентов) для производства справок о кредитоспособности по заказам клиентов для оценки финансово-экономического положения обследуемого банковского или финансового объекта на текущий момент.
Важная деловая информация о кредитоспособности хозяйствующих субъектах рынка в период нэпа была сосредоточена в центральных, республиканских, отраслевых банках и финансово-кредитных институтах и в их отделениях. Сведения о кредитных и ссудных операциях банков в различных секторах народного хозяйства Закавказья из государственного, кооперативного и частного были представлены в справках о кредитоспособности. Поэтому сведения в справках о кредитоспособности службы «Кредит-Бюро» имели большое значение для делового мира в развитии предпринимательских отношений в масштабах страны, республики, отдельного экономического региона и с заграницей.
Так, например, Закавказская контора «Кредит-Бюро» приняла заказ клиента о подготовке справки на Сельскохозяйственный банк ССР Армении в марте 1926 г., который находился по адресу: Эри-
вань, ул. Нальандяна, 4. Решершером под кодовым номером Р. И. М. 2. была подготовлена справка о кредитоспособности на запрос из г. Тифлиса 19 марта 1926 г. В ней содержалась следующая информация: «Означенный банк работает на основании нормального устава сельскохозяйственных банков, но устав банка еще не утвержден ввиду возбужденного ходатайства перед Заксовнаркомом о некоторых изменениях, предоставляющих более широкие права, чем указано в нормальном уставе. Банк финансируется Заксельбанком и пользуется кредитом в Госбанке. Дебиторами банка кроме сельскохозяйственных товариществ являются Арменторг, Закводхоз, Шелководственная ст. НКЗ, Эриванский Исполком, Табачное т-во «Папирос» и несколько артелей производственного типа. Кредиты, предоставленные Армсельбанку, не использованы. Из использованного кредита 100 000 руб. были выданы Айкопу и Арменторгу для закупки у крестьян сельскохозяйственных продуктов. Из баланса Банка можно отметить сравнительно значительную сумму в иностранной валюте, товарно-ссудные операции и на значительную сумму протестованных векселей и посреднических ссуд. Товарно-ссудные операции за 6 мес. отчетного года дали 32 000 руб. прибыли, а всего прибыли за этот период Банк имел 76 000 руб. Армсельбанк считается прочным учреждением, деятельность его развивается, и операции его растут. Аккуратность в платежах полная. Считается вполне кредитоспособным. Правление Банка состоит из председателя - Сафразбекян, члены: - Атабекян и Гедоян» [8].
Следующий источник информации из г. Тифлиса подготовил справку о кредитоспособности уже 1 сентября 1926 г. Решершер под кодовым номером Р. 66.М. 4. предоставил следующие сведения клиенту: «Указанное предприятие существует с апреля 1924 г. и ставит своей целью содействие восстановлению, развитию и укреплению сельского хозяйства и сельскохозяйственной промышленности ССР Армения. Деятельность его, по сведениям, протекает успешно и развивается. Имущественное положение Армсельбанка после перегруппировки баланса на 1 июля 1926 г. по номиналу представлялось в следующем виде: по активу - 3 839 000 руб.; по пассиву -3 839 000 руб. Собственные средства составили 1 463 000 руб. - 38 %, задолженность банкам -561 000 руб. - 15 %, вклады - 101 000 руб. - 3 %, прочие пассивы - 1 694 000 руб. - 44 %. Банк финансируется Заксельбанком и пользуется кредитом
в отделениях центральных банков в общей сумме до 160 000 руб. Состоит в деловых отношениях с рядом госорганизаций. В осведомленных кругах постановку дела считаю правильной. Председатель правления - Сафразбекян и члены - А. П. Гедоян и Т. И. Карапетян» [7].
Хозяйствующих субъектов рынка интересовали финансово-экономическое состояние, кредитоспособность и деловой имидж Коммунального банка ССР Армения. Справка о кредитоспособности на банк была подготовлена 30 июня 1926 г. в Закавказской конторе «Кредит-Бюро» решершером Р. 66.М. 4.
В справке о кредитоспособности содержалась следующая информация клиенту: «Указанный банк организовался в мае 1924 г. Участниками его являются: Эриванский, Эчмиадзинский и Ленина-канский Уисполкомы. Основной капитал определен в сумме 1 000 000 руб. В своем распоряжении банк имеет отделение в Ленинакане. Деятельность организации протекает успешно и развивается; отмечают оживленную работу торгового отдела. Имущественное положение Комбанка Армении по номиналу после перегруппировки баланса на 1 июня с. г. представлялось в следующем виде. По активу: имущество - 29 000 руб., денежные средства -258 000 руб., товары и материалы - 99 000 руб., учетные операции - 1 237 000 руб., целевые ссуды -791 000 руб., товарно-ссудные операции - 95 000 руб., корреспонденты - 196 000 руб., прочие активы -242 000 руб. Итого - 2 947 000 руб. По пассиву: капиталы - 132 000 руб., прибыль - 61 000 руб., вклады и текущие счета - 643 000 руб., задолженность банкам - 368 000 руб., корреспонденты - 445 000 руб., прочие пассивы - 298 000 руб. Итого - 2 947 000 руб. Следовательно, свои средства составляют 1 193 000 руб., или 40,5 %, вклады - 643 000 руб., или 21,8 %, задолженность банкам - 368 000 руб., или 12,5 %, корреспонденты - 445 000 руб., или 15,1 %, прочие пассивы - 298 000 руб., или 10,15 %. Банк состоит в деловых сношениях с целым рядом торгово-промышленных и кредитных предприятий в разных городах СССР. Пользуется кредитом по переучету векселей в одном из Эриванских отделений центральных банков в размере 200 000 руб., использованным на 11/6 - с. г. до 69 000 руб. В соответствующих кругах отзывы о нем благоприятные. Председатель правления - И. Саакян и члены -А. Констатян и Л. Григорьян. Руководителей дела считают опытными и дельными работниками. Обязательства подписывают Саакян и Григорьян» [8].
Одним из важных региональных банков для восстановления и развития сельского хозяйства Закавказья был Закавказский сельскохозяйственный банк «Заксельбанк» в г. Тифлисе, на ул. Кецховели. Службой Закавказской конторы «Кредит-Бюро» была подготовлена справка о кредитоспособности 16 апреля 1927 г. решершером под кодовым номером Р. 66.М. С. для клиента об организации, управлении, уставном капитале, акционерах банка, кредитных и ссудных операциях, партнерах, состоянии баланса, финансовом положении, деловом имидже «Заксельбанка» и др. В справке содержались следующие конфиденциальные сведения: «Заксельбанк фактически открыл свои действия 3 апреля 1924 г. и в настоящее время объединяет собой 7 республиканских банков, насчитывающих свыше 300 сельскохозяйственных кредитных товариществ и около 140 000 членов. Уставный капитал его определен в сумме 3 000 000 руб., разделенных на 30 000 акций по 100 руб. каждая. Акционерами банка являются: Центросельбанк, имеющий 6 766 акций, ЗакНКФ - 6 717, Наркомзем Грузии - 3 851, Азербайджана - 3 493, Армении - 1 612, Грузсельбанк -1 926, Абсельбанк - 1 746, Армсельбанк - 806, Центральный сельскохозяйственный союз Грузии -963, Азербайджана - 873, Армении - 803. Итого 29 616 акций на сумму 2 961,6 тыс. руб. Деятельность Заксельбанка протекает успешно и постепенно развивается. За 1925/1926 опер. год им было выдано на целевые нужды сельского хозяйства долгосрочных ссуд - 1 336,1 тыс. руб., и краткосрочных -6 500,86 тыс. руб. При этом наиболее рентабельные культуры кредитовались банком на довольно значительные суммы, так, например, табаководство -1 344,4 тыс. руб., виноделие и винокурение -1 235,2 тыс. руб., молочное дело - 547,08 тыс. руб., а также было отпущено на рабочий скот - 684,8 тыс. руб., сельскохозяйственные машины и инвентарь -599,61 тыс. руб., тракторы и двигатели - 314, 7 тыс. руб. Помимо означенных кредитов, выдано по текущим счетам и срочным ссудам (под векселя, под товары и товарные документы) на шелководство -989 459 руб., виноделие - 81 620 руб., чайное дело -45 000 руб. Из специальных средств особого назначения (полученных от ЦСХБ, НКФ СССР и ЗакНКФ и по ссудам долгосрочным и краткосрочным) - на табаководство - 732 600, племенной скот - 29 410 руб., рабочий скот - 10 590 руб. и овцеводство -8 070 руб. В общем в истекшем операционном году было открыто и оправдано кредитов (кроме бюджет-
ных средств, отпущенных Заксельбанку) в форме долгосрочных ссуд и направленных по республикам в сумме 2 603 000 руб. - 9 883 700 руб.; при этом спроектированный план целевых ссуд в 8 000 000 руб. выполнен на 98 %. Отмечают большую и удачно проделанную работу банка в области финансирования конных операций, для каковых целей им было выдано свыше 3 000 000 руб., из коих Заксельбанк привлек по гарантийным кредитам 2 200 000 руб., позаимствовал в Госбанке - 380 000 руб., а остальные 500-600 тыс. руб. выделил на короткий срок из привлеченных средств. Чистая прибыль банка за отчетный год выразилась в сумме 184 148 руб. Имущественное положение Заксельбанка после перегруппировки баланса по номиналу на 1 марта с. г. представляется в следующем виде: по активу (в тыс. руб.): имущество - 14,0; денежные средства -639 000; ценности - 220,0; акции и паи - 1 137,0; векселя и сомнительные долги - 16,0; учетные операции -728,0; товарно-ссудные операции - 201,0; целевые ссуды - 10 762 04; расходы бывших лет - 25,0; прочие активы - 201,0. Итого - 13 943,0 тыс. руб. По пассиву: капиталы - 3 976,0 руб. Прибыль за 1925/1926 опер. год - 184,0 руб.; задолженность банкам - 7 150,0 руб; сторонние средства целевого назначения - 2 032,0 руб.; вклады и текущие счета - 601,0 руб. Итого -13 943,0 руб. Следовательно, собственные средства составляли 4 144,0, или 29,8 %; задолженность банкам - 7 150,0, или 51,3 %; вклады и текущие счета -601,0, или 4,3 %; Сторонние средства целевого назначения - 2 032,0, или 14,6 %. Баланс организации на 1/4 с. г. сведен в сумме 16 792 000 руб. Для кредитования хозяйств, приобретения тракторов, машин, рабскота и т. д. Центральным сельскохозяйственным банком организации открыт кредит в размере 1 182 000 руб. По сведениям, Заксельбанк вошел в соглашение с Электросельстроем по вопросу кредитования электрических установок в сельском хозяйстве, для каковых целей Банк отпускает долгосрочные ссуды, сроком на 5 лет, в размере 40 % производственных планов и сметных предположений, а остальные субсидируются Электросельстроем и заказчиками в равных долях, а также достигнуто соглашение с Сельхозимпортом на доставку последним в текущем операционном году разных сельскохозяйственных машин и орудий. В осведомленных кругах постановку дела Заксельбанка считают правильной, а достигнутые им результаты в области организации и развития системы сельскохозяйственного кредита значительными.
Председатель правления - К. Чхенкели и члены: А. Караханян и Ширванский. Заведывает инспекцией С. Мазманов» [14].
Справки о кредитоспособности по заказам клиентов службы «Кредит-Бюро» на интересующие объекты предпринимательской деятельности составлялись систематически. Так, например, 17 декабря 1927 г. в конце операционного года решер-шером Р. 66.М. П. была подготовлена дополнительная информация для клиента на Заксельбанк. В справке о кредитоспособности содержались следующие сведения: «Сообщаем, что на основании постановления Совнаркома ЗСФСР от 26/Х1 - 27 г., основной капитал Заксельбанка с 4 млн руб. увеличен до 5 млн руб. путем выпуска новых акций, по 100 руб. каждая, деятельность последнего протекает по-прежнему успешно. Имущественное положение «Заксельбанка», после перегруппировки баланса на 1/ХП - 27 г., по номиналу, представляется в следующем виде. По активу (в тыс. руб.): имущество -1 740,0; денежные средства - 264,0; ценности - 50,0; дебиторы - 107, 0; учетные операции - 2 243,0; ссуды - 16 757,0. Итого - 21 161,0. По пассиву: капиталы - 4 856,0; займы и задолженности банкам -761,0; вклады - 900,0; сторонние средства - 4 082,0; прочие пассивы - 205,0, прибыль - 357,0. Итого -21 161,0. Следовательно, предприятие располагало средствами: собственными - 5 213,0 руб., или 24,3 %. Сторонними средствами - 4 082,0 руб., или 20,0 %. Займы и задолженности банкам - 10 761,0 руб., или 50 %. Прочие пассивы - 205,0 руб., или 0,9 %. По сведениям, в текущем году кредит организации в Центросельбанке с 9 млн руб. увеличивается до 15 100 000 руб., а в Госбанке с 300 000 руб. до 800 000 руб. Председатель правления - Чхенкели и члены - Караханян и Свечников. Обязательства подписывают два члена правления или один из них, по доверенности. Руководители пользуются хорошей репутацией» [15].
Анализ справки о кредитоспособности показывает, что основной капитал Заксельбанка был сформирован из капитала сельскохозяйственных кредитных товариществ республиканских сельскохозяйственных банков Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (ЗСФСР). Была создана финансово-банковская система кредитования аграрного сектора народного хозяйства закавказских республик. Государственная поддержка Заксельбанка делала его устойчиво кредитоспособным. Это позволяло предпринимателям
из аграрного сектора экономики республики уверенно и безопасно совершать финансово-кредитные и ссудные операции. Активы и пассивы Заксельбанка были положительными, решершерами не было выявлено забалансовых обязательств и сделок. Свои финансовые обязательства банком выполнялись своевременно. Центросельбанк СССР и Госбанк СССР предоставляли дополнительные кредиты, что усиливало финансовые позиции банка. Деловой имидж управленческого аппарата банка был на высоте. Все эти положительные качества Заксельбанка делали его привлекательным для потенциальных и постоянных клиентов банка для совершения с ним деловых финансово-кредитных операций в масштабах Закавказского экономического региона.
В закавказской республике функционировали также республиканские сельскохозяйственные банки для развития аграрного сектора экономики страны. Клиентами банка становились сельскохозяйственные предприятия, организации, учреждения из различных секторов экономики: государственного, кооперативного, частного и домашнего хозяйства. Все они стремились иметь надежные и достоверные сведения о финансово-экономическом положении не только своих потенциальных и постоянных деловых партнеров по предпринимательской деятельности. Большой предпринимательский интерес представляла для них кредитоспособность банковских и финансово-кредитных институтов. Предприниматели различных форм собственности и секторов сельского хозяйства являлись кредиторами или заемщиками денежных и материальных ресурсов для своего дела. Поэтому им была необходима информация о финансовом состоянии банка, с которым можно будет тесно сотрудничать в области финансово-кредитных отношений для обеспечения предпринимательской безопасности. Банку также были необходимы сведения о кредитоспособности новых потенциальных клиентов и о текущем финансово-экономическом состоянии предпринимательской деятельности постоянных клиентов. От положительной или негативной информации о кредитоспособности клиентов зависели объем и размеры кредитной линии. Становились возможными приостановление или прекращение кредитно-ссудных операций с ненадежным клиентом для финансовой безопасности банка.
Так, например, по заказу клиента Закавказской конторой «Кредит-Бюро» была подготовлена справка о кредитоспособности 8 декабря 1927 г.
решершером Р. 66.М. 3. на Сельскохозяйственный банк Грузии «Грузсельбанк», располагавшийся в городе Тифлисе. В справке содержались следующие сведения для клиента: «Указанный сельскохозяйственный банк организовался в марте 1924 г., приняв в апреле того же года весь актив и пассив бывшего Кооперативного банка Грузии, и в настоящее время объединяет собой 154 сельскохозяйственные кредитные товарищества. Помимо этого, в своем распоряжении он имеет отделения в Кутаиси и в Гурджаани. За истекший 1926/1927 операционный год им было выдано разным кооперативным организациям краткосрочных ссуд - 12 645 574 руб. и долгосрочных - 1 707 858 руб., причем для означенных операций Грузсельбанк получил от Заксельбанка около 5 млн руб., остальные же суммы - из своих средств. Для оказания денежной поддержки бедняцким хозяйствам банком было выдано из бюджетных сумм на льготных условиях (сроком на 5-6 лет) 535 000 руб. В настоящее время на основании постановления СНК Грузии им финансируются в широком масштабе винные заготовки, совершаемые через посредничество сельскохозяйственных кредитных товариществ, Всегрузвинсоюзом и «Чача». Для означенных операций Грузсельбанку было обещана в необходимом размере ссуда. По настоящее время им выдано Всегрузинсоюзу и «Чача» 1 285 000 руб., из коих 600 000 руб. - из собственных средств, а остальные получены от Заксельбанка. Имущественное положение Грузсельбанка после перегруппировки баланса на 1/Х-1927 г., по номиналу, представляется в следующем виде. По активу (в тыс. руб.): имущество - 29,0; денежные средства -310 000; паи и акции - 641,0; ценные бумаги - 46,0; товары и материалы (себестоимость) - 14,0; дебиторы - 757,0; векселя протестованные - 106,0; учетные операции - 875,0; сезонные операции -8 860,0; специальные текущие счета - 809,0; просроченные ссуды - 10,0; сомнительные дебиторы - 23,0. Итого - 12 480,0. По пассиву: капиталы - 1 167,0 руб.; задолженность банкам - 9 218,0 руб.; вклады -677,0 руб.; прочие расходы - 1 208,0 руб.; прибыль -210,0 руб. Итого - 12 480,0 руб. Следовательно, собственные средства составляют 597,0 руб., или 4,5 %; задолженность банкам - 9 218,0 руб., или 80 %; прочие пассивы - 1 208,0 руб., или 10 %. По балансу на 1 февраля с. г. собственные средства составляли 1 868,0 руб., или 29,5 %, задолженность банкам - 3 592,0 руб., или 56,8 %; вклады - 317,0 руб., или 5,1 %., прочие пассивы - 549,0 руб., или
8,6 %. Уменьшение собственных средств банка на 1 271,0 руб. по сравнению с балансом на 1 февраля с. г. произошло, главным образом за счет списания убытков сомнительных дебиторов. Ввиду неполучения банком достаточных сумм для финансирования винных заготовок он испытывает стеснение в оборотных средствах. Делом руководит правление с председателем Калатозовым и членами: Менабде и Лорткипанидзе. Калатозов пользуется хорошей репутацией. Обязательства подписывает председатель и один из членов правления» [16].
Справка о кредитоспособности показывает, что уставный капитал Грузсельбанка был сформирован из активов и пассивов Кооперативного банка Грузии, который объединял более 154 сельскохозяйственных кредитных товариществ. Финансовое положение Грузсельсбанка находилось в стесненных обстоятельствах, особенно ощущался недостаток в оборотных средствах. Такое положение могло послужить причиной для оттока клиентов банка до исправления дисбаланса в оборотных средствах.
В период нэпа получила большое развитие система коммунального кредитования городского хозяйства и жилищного строительства через городские коммунальные, региональные, республиканские, всесоюзные банки. Они представляли специализированные банки долгосрочного кредитования во главе с Центральным банком коммунального хозяйства и жилищного строительства СССР. Деятельность республиканских коммунальных банков в коммунально-строительном секторе страны и закавказских республиках в 1920-1930-е гг. показывает опыт и практику их деятельности. Назрела проблема создания таких специализированных кредитных учреждений для развития коммунального хозяйства и жилищного строительства в современной России. Создание коммунальных банков на основе развития и модернизации банковской системы страны позволит более качественно и шире предоставлять свои услуги населению, хозяйствующим субъектам рынка, которые специализируются в этой сфере народного хозяйства. Подтверждением тому является Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, выработанная Правительством РФ и Центральным банком РФ в апреле 2011 г. [1]. В указанной стратегии подчеркивается, что развитие специализированных банков и финансово-кредитных институтов в различных секторах народного хозяйства позволит расширить деятельность банковских и финансовых
рынков. Усиление обращения денежных ресурсов различных секторов экономики и населения позволит создать условия для решения социальных и экономических задач страны.
Важным условием эффективной деятельности коммунальных банков в жилищно-строительном секторе и хозяйствующих субъектов рынка является их финансово-экономическое положение и кредитоспособность для развития деловых отношений с партнерами в предпринимательской деятельности. Поэтому коммунальные банки и предприниматели весьма осторожно подходили к своему будущему кредитору или заемщику, если не было достаточной информации об их кредитоспособности для предоставления кредитов и ссуд или заключения банковских соглашений для обслуживания клиента. Информация о кредитоспособности коммунального банка и предпринимателя для начала деловых отношений в коммунально-строительном секторе была основополагающим условием для развития или прекращения деловых отношений в этой сфере деятельности.
Так, справка о кредитоспособности для клиента службы «Кредит-Бюро» была подготовлена на Коммунальный банк Грузии, располагавшийся по адресу: г. Тифлис, ул. Пушкинская, 3. В конфиденциальном документе от решершера Р. 66.М. К. от 2 октября 1928 г. содержалась следующая информация: «Указанный Банк с 1923 г. по 1 апреля с. г. существовал под наименованием Тифлисского городского банка, а затем, согласно постановлению Объединенного общего собрания учредителей Коммунального банка Грузии и акционеров Тифлисского городского банка, был переименован в Коммунальный банк Грузии и действует на основании Устава, утвержденного Наркомфином Грузии от 28/11 с. г. Учредителями Банка являются: Народный Комиссариат Финансов ССР, Тифлисский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и Высший Совет Народного Хозяйства Грузии. Основной капитал определяется в 5 000 000 руб., разделенных на 100 000 именных акций по 50 руб. каждая, причем 50 % всех акций приходится на долю Тифлисского исполкома, 5 000 акций - на ВСНХ Грузии, а остальные распределяются между уездными исполкомами и местными организациями. Уставный капитал на 12/1Х - с. г. был покрыт до 3 800 000 руб. В своем распоряжении Комбанк имеет 9 отделений, расположенных в Гори, Батуме, Кутаисе, Ново-Сенаках, Сигнахе,
Цхинвали, Сухуме, Ахалцихе и Телаве, и агентство в Ахалкалаки. Деятельность Банка протекает успешно и постепенно развивается. Имущественное положение его после перегруппировки баланса на I/ VIII - с. г., по номиналу, в тыс. руб., представляется в следующем виде. По активу: денежные средства - 243,0; ценные бумаги - 83,0; учет и спец. текущего счета - 3 418,0; тов. ссуд. операции -
3 143.0; целевые ссуды - 6 358,0; ценные бумаги зап. капит. - 128,0; дебиторы - 620,0; имущество -200,0; паи и акции - 618,0; векселя протестованные -18,0. Итого - 14 828,0. По пассиву: капиталы -
4 164,0; задолж. банкам - 3 165,0; вклады и тек. счета - 3 943,0; прочие пассивы - 3 000,0; прибыль -556,0. Итого - 14 828,0. Оборотными средствами предприятие располагало: собственными - 4 084, или 29 %; задолженность банкам - 3 165, или 22 %; вклады и текущие счета - 3 943, или 28 %; прочие пассивы - 3 000,0, или 21 %. Банк имеет кредит по переучету векселей в Госбанке в размере 1 200 000 руб., в Цекобанке - до 500 000 руб. и целевой под обеспечение ссуд, выданных на ремонт домов, - до 600 000 руб.; кредиты на 12ЛХ - с. г. были использованы с превышением на 100 000 руб. Председатель правления - В. Месхи, заместитель его и директор-распорядитель - Р. Думбадзе и члены правления -М. Базилия и А. Каджая. Руководители пользуются хорошей репутацией» [10].
Деятельность Коммунального банка Грузии в течение 1928-1929 гг. постепенно изменялась в сторону целевого кредитования промышленности и электростроительства. Кредитование местной промышленности и жилищного строительства в закавказских республиках сокращается, об этом сообщал решершер в дополнительной информации о кредитоспособности банка своему клиенту. Это было связано с переходом страны к политике индустриализации и электрификации СССР. Службой «Кредит-Бюро» была подготовлена дополнительная справка о кредитоспособности Коммунального банка Грузии. Решершер Р. 66.М. П. в справке от 27 мая 1929 г. из Тифлиса сообщал своему клиенту следующие сведения: «Дополнительно к н/справке от 2.Х. - 28 г. Р. 66. Уставный капитал Коммунального Банка Грузии на 24^ - с. г. был покрыт в общем на сумму 4 805 400 руб. В своем распоряжении он имеет 9 отделений, которые, за исключением Ахал-калакского, работают рентабельно. Деятельность Банка протекает по-прежнему нормально и развивается. Отмечают, однако, сокращение краткосрочных
операций и увеличение целевого кредитования местной промышленности, жилстроительства и т. п., а также сокращение вкладов по текущим счетам с 4 млн руб. до 3 200 000 руб. (в среднем за прошлый и текущий годы). Согласно постановлению СТО и Центрального Коммунального Банка, с УХ - 23 г. банк переходит на кредитование промышленности и электростроительства местного значения, для какой цели ему были переданы все существующие фонды. Имущественное положение Комбанка Грузии после перегруппировки баланса на ШП - с. г., по номиналу, представляется в следующем виде (тыс. руб.) По активу: денежные средства - 437,0; ценные бумаги - 220,0; учетные операции - 4 487,0; товарно-ссудные операции - 1 131,0; имущество -196,0; корреспонденты - 113,0; ком. и клиен. по тов. операциям - 78,0; паи и акции - 618,0; протест. учтенных векселей - 1,0; прочие активы - 9 450,0. Итого - 16 731,0. По пассиву: капиталы - 5 411,0; прибыль - 214,0; вклады и текущие счета - 3 305,0; задолженность банкам - 1 798,0; корреспонденты -1 748,0; прочие пассивы - 4 255,0. Итого - 16 731,0. Собственные средства - 4 810,0, или 30 %; вкл. и текущие счета - 3 305,0, или 20,8 %; задолженность банкам - 1 798,0, или 11,3 %; корреспондентам -1 748,0, или 11,0 %; прочие пассивы - 4 255,0, или 26,8 %. Банк имеет лимит по переучету векселей в госбанке в размере 1 000 000 руб. и в Цекомбанке -1 050 000 руб.; кредиты использованы целиком. В выполнении принятых на себя обязательств до сих пор банк был аккуратен. Председатель совета -Герман А. Мгалоблишвили (он же Зампредсов-наркома Грузии), заместитель его - В. Болквадзе (председатель исполкома), председатель правления Комбанка - В. Аваков, заместитель и директор-распорядитель - Р. Думбадзе и члены правления -Каджая, Хеладзе, Певцов и Василия» [11].
Информация о кредитоспособности центральных и республиканских коммунальных банков интересовала хозяйствующие субъекты рынка прежде всего, но не только она. Большой интерес представляли регулярные сведения о финансово-экономическом положении, деятельности и репутации местных коммунальных банков среди предпринимателей - как потенциальных, так и реальных их клиентов. С другой стороны, и коммунальным банкам были необходимы сведения о состоянии дел предпринимателей, которые являлись клиентами банка - для обеспечения собственной финансовой безопасности. Так, например, служба «Кредит-
Бюро» получила заказ от клиента на производство справки о кредитоспособности от 5 октября 1925 г. на Коммунальный банк г. Батума, по ул. Л. Троцкого. Подробные сведения о кредитоспособности банка были переданы клиенту уже 23 октября 1925 г. из г. Тифлиса. Справку о кредитоспособности банка подготовил решершер под кодовым знаком Р. П. М. С. Так, в справке содержалась следующая информация для клиента: «Названный банк организовался в 1924 г. и является филиалом Тифлисского Комбанка. Деятельность его протекает довольно оживленно и постоянно развивается. По сведениям, оборот банка по продаже комиссионных товаров выражается в сумме около 50 000 руб. в месяц, из которых он получает 3 % комиссии. Имущественное положение по балансу на 1 октября 1925 г. представлялось в следующем виде. По активу: итого -469 910 руб. По пассиву: итого - 469 910 руб. Средства правления составляли 179 897 руб., или 38,4 %; вклады - 115 959 руб., или 24,8 %; задолженность банкам - 20 270 руб., или 4,3 %; прочие пассивы -151 783 руб., или 32,5 %. Банк состоит в деловых отношениях со многими отделениями трестов и целым рядом торговых фирм. Пользуется кредитом в Госбанке. Обязательства свои филиал до сих пор оправдывал аккуратно. Осведомленные круги отзываются о нем положительно, и считают постановку дела правильной. Управляющий банком -Е. Н. Чхатрарашвили, пользующийся репутацией опытного делового работника» [17].
Итак, сведения о кредитоспособности коммунальных банков для потенциальных и реальных клиентов и, в свою очередь, информация о финансово-экономическом положении предпринимателей для банка были необходимы в целях обеспечения собственной финансовой и предпринимательской безопасности в условиях рыночной экономики. Поэтому служба Закавказской конторы «Кредит-Бюро» выполняла важную роль посредника между коммунальными банками и субъектами хозяйственной деятельности в ЗСФСР. Благодаря услугам службы «Кредит-Бюро» предприниматели из различных секторов рыночной экономики способны были обеспечить свою предпринимательскую безопасность и успешно развивать деловые отношения как в своих республиках, так и за их пределами.
Большое внимание для отечественных и зарубежных участников внешнеторговых операций представляли Банк для внешней торговли СССР «Роскомбанк» и его филиалы в республиках и за
границей. В свою очередь, зарубежные банки и предприниматели обращались с запросом в Роско-мбанк для наведения справок о банках и финансово-кредитных учреждениях на территории СССР. Вместе с тем все справки для отечественных и зарубежных деловых кругов о деятельности банков, местонахождении, их финансово-экономическом положении и кредитоспособности передавались соответствующими органами государственной власти оперативным службам «Кредит-Бюро» для полного анализа и принятия соответствующего решения по каждому запросу.
Информация о кредитоспособности и финансово-экономическом положении Роскомбанка и его филиалов в СССР была важна для осуществления экспортно-импортных операций участниками внешнеторговых операций на внешних рынках.
Так, например, службой «Кредит-Бюро» был получен запрос от клиента для производства справки о кредитоспособности и деятельности Тифлисского отделения Роскомбанка. В декабре 1927 г. справка была составлена решершером под номером Р. 66.М. П. и передана клиенту 24 декабря 1927 г. В справке сообщались следующие сведения: «Указанное отделение функционирует с ноября 1924 г. и в деятельности своей подчиняется Правлению Роскомбанка в Москве. Почти с момента организации и до апреля с. г. работа отделения протекала в широком масштабе и весьма успешно, но затем на основании распоряжения правления оно приступило к своей ликвидации, которая впоследствии была приостановлена, и этот вопрос остался пока открытым. Существует мнение, что отделение ликвидировано не будет. В настоящее время оно работает с Закгосторгом, финансируя экспортные операции последнего. Оборот его за 1925/1926 операционный год выразился в сумме 110 841 тыс. руб., из коих на долю учетных операций приходится 7 340 тыс. руб., товарно-ссудных -3 052 000 руб. (по экспорту - 2 951 тыс. руб. и по импорту - 101 тыс. руб.). По внутренним товарным операциям - 640 тыс. руб., а остальные приходятся на долю инкассовых, переводных и других второстепенных операций. Оборот за 1926/1927 операционный год достиг 60 204 тыс. руб., причем из них 4 601 тыс. руб. составляют учетные операции, 6 256 тыс. руб. - товарно-ссудные экспортные операции, 396 тыс. руб. - импортные; остальную сумму составляют переводные, инкассовые и другие операции. Сокращение второстепенных операций
в прошлом операционном году по сравнению с предыдущим годом объясняется тем, что отделение в течение около 7 мес. находилось в состоянии ликвидации; активные же операции остались почти без изменения. 1926/1927 опер. год закончился для отделения чистой прибылью в сумме 288 тыс. руб. Имущественное положение Тифлисского отделения банка после перегруппировки баланса на 23/ХП -1927 г., по номиналу, представляется в следующем виде (в тыс. руб.). По активу: имущество - 2,0; денежные средства - 64,0; дебиторы - 85,0; учетные операции - 1 314,0; ссудные операции - 4 333,0; целевые кредиты - 1 263,0. Итого - 7 061,0. По пассиву: капиталы правления - 6 924,0; прочие пассивы правления - 62,0; прибыль правления - 75,0. Итого -7 061,0. Следовательно, средствами предприятие располагало: собственными (правления) - 6 999,0, или 99,1 %; прочие пассивы - 62,0, или 0,9 %. Заведующий отделением Дмитриенко пользуется хорошей деловой репутацией. Кредитоспособность отделения определяется кредитоспособностью правления Роскомбанка в Москве» [13]. Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на подробные сведения в справке, контора не отвечала за последствия каких бы то ни было решений, принятых клиентом на основании этих сведений.
В начале декабря 1927 г. справочным отделом Акционерного общества «Кредит-Бюро» в Москве был получен запрос из Германии, из Дрезденского банка. Агента справочной службы Дрезденского банка под кодовым номером М. I. интересовали конфиденциальная финансово-экономическая информация о Коммерческом банке в Тифлисе и сведения о его кредитоспособности. Информация, в свою очередь, была заказана клиентами банка из Германии. Справочный отдел службы «Кредит-Бюро» отправил в Дрезденский банк соответствующий ответ 30 декабря 1927 г. за № 7641, в котором сообщались следующие сведения: «По существу Вашего запроса о Коммерческом банке в Тифлисе настоящим сообщаем Вам, что самостоятельного кредитного учреждения под таковым наименованием в настоящее время в г. Тифлисе не имеется. Возможно, что в данном случае Ваш клиент интересуется Тифлисским отделением банка для внешней торговли «Внешторгбанка», ранее именовавшегося Российским коммерческим банком, правление коего находится в г. Москве. Если наше предположение правильно, соблаговолите его подтвердить и мы вышлем Вам справку о правлении Внешторгбанка
(Москва). Акционерное общество «Кредит-Бюро». Справочный отдел. (Окороков)» [12].
Таким образом, служба «Кредит-Бюро» предоставляла своим клиентам сведения о кредитоспособности различных отраслевых банков Закавказской Советской Федеративной СР. В справках о кредитоспособности содержалась информация об организации, деятельности, финансово-экономическом положении, состоянии баланса на время запроса, методах кредитования, сведения об управленческом аппарате, деловом имидже сотрудников и др. Не были исключением и Государственный банк для внешней торговли СССР «Роскомбанк» и его отделения на территории страны и за границей, в том числе и в г. Тифлисе. Отметим, что все эти конфиденциальные сведения способствовали развитию экспортно-импортных операций для хозяйствующих субъектов не только на зарубежном рынке, но и на внутреннем. Полученные справки о кредитоспособности помогали предпринимателям разобраться в системе банковского кредитования во всех секторах народного хозяйства страны, выявить сильные и слабые финансовые позиции банков, выбрать надежную и кредитоспособную кредитную организацию для стабильного и тесного делового сотрудничества.
Как видно из анализа имеющейся информации, услугами службы «Кредит-Бюро» пользовались и зарубежные деловые круги для получения деловой информации о партнерах и их кредитоспособности, разрешения коммерческих споров между предпринимателями, оказания всяческих услуг делового или информационного характера. Примером тому просьба о предоставлении службой «Кредит-Бюро» информации делового характера Дрезденскому банку о предполагаемом коммерческом банке в г. Тбилиси.
Банковская система Закавказской СФСР предоставляла свои банковские и финансовые услуги хозяйствующим субъектам рынка для восстановления народного хозяйства закавказских республик, становления и развития добывающего, перерабатывающего, обрабатывающего секторов, промышленности, сельского хозяйства, торговли, машиностроения, энергетики для перехода к процессу индустриализации страны.
Важными факторами успешной деятельности хозяйствующих субъектов рынка в условиях рыночных отношений были их кредитоспособность и равноправные деловые отношения в предприни-
мательской деятельности. Эту задачу и выполняла служба «Кредит-Бюро» как необходимый механизм обеспечения экономической и предпринимательской безопасности народного хозяйства страны, в том числе и в закавказских республиках СССР.
Список литературы
1. О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года: заявление Правительства РФ от 05.04.2011 № 1472п-П13 и Центрального банка РФ № 01-001/1280.
2. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 7624. Оп. 1. Д. 37. Л. 4.
3. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 1. Д. 37. Л. 30.
4. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 1. Д. 37. Л. 51.
5. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 1. Д. 51а. Л. 202.
6. РГАЭ. Ф. 3986. Оп. 1. Д. 210. Л. 1-6.
7. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 504. Л. 1.
8. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 504. Л. 2.
9. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 504. Л. 10.
10. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 504. Л. 25.
11. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 504. Л. 26.
12. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 504. Л. 30.
13. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 504. Л. 31.
14. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 504. Л. 39, 40.
15. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 504. Л. 41.
16. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 504. Л. 43, 44.
17. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 504. Л. 50.