Научная статья на тему 'Деятельность предпринимательской разведки службы «Кредит-Бюро» в российском концессионном экономическом районе Китайской Чанчуньской железной дороги в период НЭПа'

Деятельность предпринимательской разведки службы «Кредит-Бюро» в российском концессионном экономическом районе Китайской Чанчуньской железной дороги в период НЭПа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ РАЗВЕДКА / СЛУЖБА / СТРУКТУРА / РЫНОК / ИНФРАСТРУКТУРА / РЕСУРС БЕЗОПАСНОСТИ / РЕШЕРШЕР / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / БАНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ким К. В.

В статье исследуется проблема обеспечения экономической безопасности в период НЭПа в концессионном районе Китайской Чанчуньской железной дороги (КЧЖД) на территории Китая. Анализируется опыт Дальневосточной конторы государственной службы по выдаче справок о кредитоспособности «Кредит-Бюро». Сведения, содержащиеся в справках о кредитоспособности, давали возможность коммерческим структурам оптимально выстраивать свою тактику в предпринимательской деятельности. Соответствующим службам и в настоящее время целесообразно использовать методы службы «Кредит-Бюро».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность предпринимательской разведки службы «Кредит-Бюро» в российском концессионном экономическом районе Китайской Чанчуньской железной дороги в период НЭПа»

10 (103) - 2011

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

УДК 330.3

деятельность предпринимательской разведки службы «кредит-бюро» в российском концессионном экономическом районе китайской чанчуньской железной дороги в период нэпа

К. В. КИМ,

кандидат исторических наук,

профессор кафедры экономики производства

E-mail: Kimik13@mail. ru

дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет

В статье исследуется проблема обеспечения экономической безопасности в период НЭПа в концессионном районе Китайской Чанчуньской железной дороги (КЧЖД) на территории Китая. Анализируется опыт Дальневосточной конторы государственной службы по выдаче справок о кредитоспособности «Кредит-Бюро». Сведения, содержащиеся в справках о кредитоспособности, давали возможность коммерческим структурам оптимально выстраивать свою тактику в предпринимательской деятельности. Соответствующим службам и в настоящее время целесообразно использовать методы службы «Кредит-Бюро».

Ключевые слова: новая экономическая политика, экономическая безопасность, экономическая и предпринимательская разведка, служба, структура, рынок, инфраструктура, ресурс безопасности, решершер, финансово-экономическая информация, банки.

Необходимо констатировать, что современный Китай движется к мировому экономическому лидерству благодаря стабильности, росту промышленного производства, сельского хозяйства и предоставляемых услуг.

В основе такого стремительного развития лежит политика модернизации производства и экономических реформ, проводимая в рамках принятого правительством Китая в 1995 г. постановления ЦК

и Госсовета «О необходимости быстрого развития науки и техники» [4, с. 204].

Между тем экономический рост Китая может обострить проблему национальной экономической безопасности России, в частности приграничных региональных рынков Дальнего Востока, направленных на сотрудничество с восточными странами. Обеспечение экономической и предпринимательской безопасности России, ее динамичной интеграции в мировую экономику и плодотворное взаимодействие со странами Восточной Азии является приоритетным направлением развития государства. Поэтому необходимо активизировать усилия России, Китая и других заинтересованных стран в создании механизма эффективной борьбы с экономическими преступлениями против коррупции, контрабанды, незаконного оборота наркотиков, мошенничества, лжепредпринимательства, организованной международной преступной деятельности.

Исторически Дальний Восток тесно интегрирован в экономику стран Восточной Азии. Поэтому в период НЭПа государство стало уделять особое внимание политике интеграции страны в мировую экономику. В начальный период НЭПа руководителями краев, областей, экономистами и учеными Дальнего Востока был разработан план

мероприятий для обеспечения экономической безопасности региона. Предлагалось «во-первых, усилить внимание центра в отношении дальневосточной окраины, предпринять практические шаги по разработке естественных богатств; во-вторых, не ожидая притока иностранного капитала, приступить к созданию специального фонда Советского Дальнего Востока, на базе которого организовать предприятия чисто государственные, которые бы стали оплотом против иностранного капитала; в-третьих, проявить инициативу по созданию смешанных акционерных обществ с иностранным капиталом в области использования лесных ресурсов, добычи золота, в рыбно-консервном деле» [1, с. 1]. При условии реализации в жизнь этих рекомендаций государство могло бы эффективно обеспечивать экономическую безопасность региона. Однако советское государство рассматривало Дальний Восток исключительно как военный форпост.

Эти же проблемы экономической безопасности края возникли и на современном этапе рыночных отношений, и стратегические преобразования настолько же необходимы в настоящее время, как и в период НЭПа.

Поскольку ситуация (в которой находится регион в начале XXI в.) схожа с ситуацией во времена НЭПа, рассмотрим, какие были предприняты шаги для обеспечения экономической и предпринимательской безопасности Дальнего Востока в тот исторический период. Необходимо отметить, что государство во время НЭПа уделяло большое внимание проблеме коммерческой безопасности.

В целях обеспечения экономической и предпринимательской безопасности Дальнего Востока в 1925 г. в г. Хабаровске была организована Дальневосточная контора акционерного общества по выдаче справок о кредитоспособности коммерческих предприятий и фирм «Кредит-Бюро». В дальнейшем, 10.03.1928, была открыта Владивостокская контора «Кредит-Бюро». Деятельность службы Дальневосточной конторы «Кредит-Бюро» распространялась на следующие округа Дальнего Востока: Амурский, Владивостокский, Зейский, Камчатский, Николаевский, Сахалинский, Сретенский, Хабаровский — Харбинский, Читинский [5, л. 40].

Дальневосточной конторе «Кредит-Бюро» был подконтролен и российский концессионный район в зоне Китайской Чанчуньской железной дороги, города в зоне отчуждения — Маньчжурия, Харбин, а также и другие районы Китая, где функционировали частные предприятия, кооперативные организации, банки, финансовые учреждения, предприятия, имевшие тесные экономические связи с Советской

70 -

Россией, как с государственными, так и с кооперативными и частными предприятиями [6, л. 50].

Имелись определенные сложности в сборе информации о кредитоспособности того или иного предприятия за рубежом, в частности в зоне отчуждения Китайской Чанчуньской железной дороги.

Дальневосточная контора «Кредит-Бюро» имела свою широкую агентурную сеть по сбору информации и анализу финансово-экономического состояния и кредитоспособности в концессионном районе КЧЖД. Достоверность информации о кредитоспособности субъектов хозяйственной деятельности различных форм собственности, а также предпринимателей Советской России и зоны Китайской Чанчуньской железной дороги была определяющим фактором при предоставлении кредитов, ссуд финансово-кредитными учреждениями, заключении и совершении торговых и посреднических сделок между предпринимателями, осуществлении экспортно-импортных операций с заграничными партнерами.

На основе собранных и проанализированных документов о финансово-экономическом состоянии и кредитоспособности кредитных учреждений, кооперативных предприятий и предприятий других форм собственности, содержащихся в справках о кредитоспособности, подготовленных агентами Дальневосточной конторы «Кредит-Бюро» в зоне КЧЖД и в г. Харбине, можно сделать вывод о том, что для предпринимателей Дальнего Востока и экономической зоны Китайской Чанчуньской железной дороги большую роль играл Дальбанк (как смешанное банковское учреждение), имевший отделения в различных районах Китая и обслуживающий государственный, кооперативный и частный секторы экономики как на территории Советского Дальнего Востока, так и в Китае. Так, по заказу клиента из Москвы, представлявшего интересы Промбанка, была подготовлена справка о кредитоспособности Дальневосточного банка и его отделения в г. Харбине. Служба «Кредит-Бюро» составила справку о кредитоспособности, в которой решершер под кодовым № 1 сообщал: «Дальневосточный акционерный банк основан 7 марта 1922 г. Главными операциями банка являются финансирование экспорта маньчжурского зерна во Владивосток, содержания и эксплуатации Китайской Чанчуньской железной дороги и русских организаций, работающих за границей, а также валютные операции, проводимые в отделениях Китая: в Хайларе, Шанхае, Тянь-Цзине, Калгане, на ст. Маньчжур. Работает с Нейшан Ол Сити Банк в Харбине. На 28 января 1925 г. положение Дальбанка вполне устойчивое, и, по имеющимся данным, банк до настоящего времени неудачных операций не

10 (103) - 2011

Страницы истории

имел. Банк все время развивает свою деятельность». [2, л. 65]. Следующая справка о кредитоспособности была оформлена решершером под № 6 от 18.11.1926 для клиента из Москвы. В ней имелись следующие данные о Дальбанке: «Дальневосточный банк учрежден в целях расширения и упрощения экономических связей СССР с Маньчжурией, Китаем и другими сопредельными странами Дальнего Востока. В правлении Дальбанка состоят: председатель — Рол Ник, члены — Агарев А. Ф., Мариато П. А. Правление находится в г. Хабаровске. Отделения — в городах Благовещенске, Вехне-Удинске, Николаевске-на-Амуре, Петропавловске-на-Камчатке, Сретенске, Иркутске, Кобе (Япония); конторы — во Владивостоке, Чите; агентства — в г. Зее, пос. Ларинском; представительства—в городах Москве, Нью-Йорке; Акционерный банк (советско-китайский) — в г. Харбине. Осведомленные финансовые круги относятся к банку с доверием и отзываются о поставленном деле и руководящем персонале в благоприятном смысле. Банк имеет большую клиентуру. Производит свои операции в довольно крупном масштабе. В Госбанке Дальбанк пользуется кредитом в размере 1 500 000 руб.» [2, л. 67]. Далее решершер под № 82 сообщал клиенту: «Акционерный капитал Даль-банка в сумме 3 000 000 руб. был покрыт в 1924 г. на сумму 2 813 950 руб. Оплаченные полностью акции распределены следующим образом: 1) Наркомфин и Госбанк — 2 737 000 руб.; 2) госучреждения — 30 900 руб.; 3) кооперация — 29 850 руб.; 4) частные лица — 16 000 руб. Рост операций Банка и его значение на Дальнем Востоке ставят его в разряд организаций, заслуживающих доверия и кредита» [2, л. 68]. В справке о деятельности и положении Дальбанка в г. Харбине присяжный маклер харбинской биржи сообщал телеграммой от 27.13.1926 в Московскую контору «Кредит-Бюро» следующее: «Местное отделение Дальбанка в Харбине хорошо поставлено среди японских и американских банков. Пользуется доброй славой. Крупно финансирует экспорт, имеет солидную клиентуру. Во главе дела стоят серьезные деловые люди, пользующиеся в местных сферах большим доверием» [3, л. 1].

Таким образом, конфиденциальные справки о кредитоспособности крупнейшего банка Дальнего Востока давали объективную комплексную финансово-экономическую информацию о состоянии банковского дела. Это позволяло обладателям таких сведений выстраивать свою тактику и стратегию по отношению к Дальбанку. Хозяйствующие субъекты рынка имели возможность на основе достоверных сведений, собранных службой «Кредит-Бюро», обеспечить собственную предпринимательскую

безопасность. Это способствовало развитию предпринимательской деятельности, финансово-экономической ответственности субъектов рыночной экономики в период НЭПа.

Кооперативные предприятия в зоне КЧЖД также были объектами изучения Дальневосточной конторой «Кредит-Бюро». Так, Дальневосточной службой «Кредит-Бюро» была подготовлена справка о кредитоспособности кооператива в г. Харбине, отправленная 06.07.1927 клиенту в Москву. Ре-шершер № 82 сообщал следующие интересующие клиента сведения о кооперативе служащих мастеровых и рабочих Китайской Восточной железной дороги: «Численность его членов — 7 363 человек. В кооперативе весьма хорошо развита торгово-посредническая инфраструктура. В собственности у него 19 магазинов и 4 вагона-лавки с торговым оборотом по продаже за 1926 г. в 1 918 000 мексиканских долларов, в 1925 г. товарооборот достигал суммы в 1 556 000 руб. Кооператив оперировал четырьмя видами валюты: мексиканскими долларами, российскими рублями, китайскими дая-нами и золотыми рублями». В целом финансовое состояние кооператива, по информации агента Дальневосточной конторы «Кредит-Бюро», носило неустойчивый характер.

Итак, для обеспечения безопасности кооперативного предпринимательства хозяйствующие субъекты рынка становились клиентами службы «Кредит-Бюро», заказывая справки о кредитоспособности того или иного предприятия. Достоверная финансово-экономическая информация позволяла коммерсантам принимать оптимальные решения для прекращения или продолжения деловых отношений с партнерами в зоне Китайской Чанчунь-ской железной дороги и в ее окрестностях.

Финансовый рынок в районе КЧЖД был представлен акционерными и частными банками и обществами, а также кредитными кооперативными банками. С одной стороны, стабильное финансовое положение и кредитоспособность банков и других финансово-кредитных учреждений были необходимыми условиями для привлечения клиентов и предоставления им кредитов и ссуд на предпринимательскую деятельность. С другой стороны, банки в целях обеспечения своей финансовой безопасности интересовались платежеспособностью своих потенциальных клиентов и финансовым состоянием действительных заемщиков. Достоверную информацию о кредитоспособности кредиторов и заемщиков в районе КЧЖД предоставляла Дальневосточная контора службы «Кредит-Бюро».

Большую роль в финансировании частного

- 71

сектора экономики в зоне КЧЖД играло Дальневосточное общество взаимного кредита в г. Харбине. По заказу клиента из Москвы, решершером № 5 службы «Кредит-Бюро» была подготовлена справка о кредитоспособности, отправленная 21.08.1926. В справке о кредитоспособности содержались следующие данные: «Общий капитал Дальневосточного общества взаимного кредита к 1 января 1926 г. составил 1 25 112 йен, кредитная линия была открыта под обеспечение клиентских векселей до 200 000 руб., численность членов-клиентов в обществе на 1 января 1926 г. составила 586 человек». В общем заключении о финансово-кредитном состоянии Дальневосточного общества взаимного кредита агент «Кредит-Бюро» констатировал: «Несмотря на то, что местный рынок переживает финансовый кризис, при поддержке со стороны местных кредитных учреждений Общество смогло в достаточной мере удовлетворить требования клиентуры в кредите». Однако «кредитование Общества взаимного кредита считают нужным производить с осторожностью», — отмечалось в справке о кредитоспособности Дальневосточной конторы «Кредит-Бюро», подготовленной для своих клиентов, которые предполагали открыть кредитную линию Дальневосточному обществу взаимного кредита в г. Харбине» [7, л. 137—145,148,150].

Итак, на финансовом рынке в районе Китайской Чанчуньской железной дороги действовали банки и финансово-кредитные учреждения различных форм собственности. Владельцы справок о кредитоспособности от службы «Кредит-Бюро» имели такое неоспоримое преимущество перед другими участниками рынка, как возможность принимать оптимальные деловые решения. Поскольку они были способны реально оценивать риски, то могли быть уверены в своей финансово-экономической безопасности.

Во многом благодаря этому частное и кооперативное предпринимательство получило серьезное развитие в российском концессионном районе КЧЖД и в г. Харбине. Коммерческая деятельность предприятий и банков была направлена в основном на развитие экспортно-импортных операций с Центральной Россией и областями и губерниями Дальнего Востока, на увеличение объема поставок потребительских товаров из Китая, других стран Восточной, Юго-Восточной Азии. В этой экономической зоне г. Харбин был центром торговых операций России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) до революции 1917 г. Прерванные экономические связи после октября 1917 г. возобновились в годы НЭПа. Поэтому Советское государство, проводя активную экспортно-импортную политику на Даль-

72 -

нем Востоке, старалось укрепить свои политические и экономические позиции в особой экономической зоне КЧЖД как концессионном объекте дореволюционной России и эффективно использовать ее для продвижения своей внешнеторговой политики в условиях НЭПа, посредством кооперативно-частной экономики, которая имела наработанные еще в начале ХХ в., в период Дальневосточной Республики, торгово-экономические и финансовые связи.

Успех и финансово-экономическая эффективность внешнеторговых отношений Советской России со странами Восточной и Юго-Восточной Азии во многом зависели от объективной деловой информации о кредитоспособности партнеров. Поэтому вопрос обеспечения финансово-экономической безопасности как для российских, так и для зарубежных партнеров имел важное значение в условиях рыночных отношений периода НЭПа. Посредническую роль в обеспечении финансово-экономической безопасности субъектов хозяйственной деятельности в экономике Советской России и СССР выполняло государственное акционерное общество по выдаче справок о кредитоспособности «Кредит-Бюро», предоставлявшее аналитическую информацию о предприятиях. Дальневосточная контора службы распространяла свою деятельность и на особую экономическую зону Китайской Чан-чуньской железной дороги, имевшей экономический статус концессионного объекта дореволюционной, а затем Советской России и СССР.

Потребность в обеспечении экономической безопасности России, в частности Дальнего Востока, в начале XXI в. в период расширения коммерческой деятельности не только на внутреннем, но и на внешнем рынке приобретает все большую актуальность. Использование опыта организации финансовой разведки, государственной службы «Кредит-Бюро» может стать гарантом экономической стабильности организаций всех форм собственности на современном этапе рыночных реформ.

Список литературы

1. Доссер З. Приморская губерния как возможный рынок для советской промышленности // Экономическая жизнь Дальнего Востока. 1923. № 1.

2. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 7624. Оп. 4. Д. 67.

3. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 71.

4. Селищев А. С., Селищев Н. А. Китайская экономика в ХХ1 веке. СПб. : Питер. 2004.

5. Центральный государственный архив Нижегородской области (ЦГАНО) Ф. 379. Оп. 1. Д. 18.

6. ЦГАНО. Ф. 379.Оп. 1. Д. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.