Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЛИНГА В РЕОРГАНИЗУЮЩИХСЯ КОРПОРАЦИЯХ'

ФОРМИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЛИНГА В РЕОРГАНИЗУЮЩИХСЯ КОРПОРАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ХОЛДИНГ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ БИЗНЕС-СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркина А.Ю.

В статье освещаются вопросы выбора наиболее оптимальной струк-туры финансово-экономической службы холдинга, включая реорганизую-щиеся корпорации. Рассматривается роль службы контроллинга, ее основ-ные функции и задачи, особенности взаимодействия с финансово-экономическими службами управляющей компании, дивизионов и финан-совыми руководителями холдинга. Статья содержит сравнительный анализ особенностей дивизиональной и функциональной финансовой структуры, вопросы регламентации процессов документооборота, касается практиче-ских вопросов, связанных с функционированием отдела контроллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЛИНГА В РЕОРГАНИЗУЮЩИХСЯ КОРПОРАЦИЯХ»

ФОРМИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЛИНГА В РЕОРГАНИЗУЮЩИХСЯ КОРПОРАЦИЯХ

CONTROLLING SERVICE FORMATION IN CORPORATIONS UNDER RESTRUCTURING

А.Ю. МАРКИНА, аспирант

кафедра «Экономика»

«МАТИ» - РГТУ имени К.Э. Циолковского

A.Y. MARKINA, postgraduate student

«Economy» department

«МАТЬ» - RSTU named after KE. Tsiolkovsky

Аннотация

В статье освещаются вопросы выбора наиболее оптимальной структуры финансово-экономической службы холдинга, включая реорганизующиеся корпорации. Рассматривается роль службы контроллинга, ее основные функции и задачи, особенности взаимодействия с финансово-экономическими службами управляющей компании, дивизионов и финансовыми руководителями холдинга. Статья содержит сравнительный анализ особенностей дивизиональной и функциональной финансовой структуры, вопросы регламентации процессов документооборота, касается практических вопросов, связанных с функционированием отдела контроллинга.

Abstract

The article deals with the choice of optimal financial and economic service structure for a holding company, including corporations under restructuring. It also considers the role of controlling service, its main functions and tasks, peculiarities of its cooperation with financial and economic services of a management company, divisions and chief financial officers of a holding company. The article contains comparative analysis of divisional and functional financial structures, issues on regulation of documentation procedure and touches upon practical questions of controlling department operation.

Ключевые слова: контроллинг, финансово-экономическая служба, холдинг, интегрированная бизнес-структура.

Key words: controlling, financial and economic service, holding company, integrated business structure.

Вслед за зарубежными коллегами в отечественной бизнес-среде все более распространенным и перспективным направлением достижения и поддержания высоких темпов роста является реструктуризация бизнеса. Она рассматривается как инструмент, позволяющий сделать понятную и юридически закрепленную конструкцию бизнес-структуры, сочетающую в себе потенциал роста конкурентоспособности. Процесс реструктуризации, под которым мы будем понимать какие-либо структурные изменения в корпорации, возможны на основе ст. 51 части 1 ГК РФ - государственная регистрация юридических лиц и ст. 57 части 1 ГК РФ - реорганизация бизнеса, а также за счет установления договорных отношений, которые на сегодняшний день в отечественной практике получили наименьшее распространение, что, по мнению экспертов в области права, является результатом «реального состояния института судебных гарантий защиты попранных прав и законных интересов инвесторов» [1].

Можно отметить, что в целях интеграции активов и завоевания дополнительной ниши на рынке, наиболее распространенными инструментами являются присоединение и слияние организаций, в то время как выделение и разделение чаще применяются для осуществления перераспределения активов, реструктуризации долговой нагрузки предприятия, либо при решении конфликтных ситуаций, возникших между собственниками бизнеса. Наибольшее число сделок по консолидации бизнеса в России за период с 2004 по 2007 гг. отмечено в таких отраслях, как нефтегазовая отрасль, добыча полезных ископаемых, химическая промышленность, машиностроение, пищевая промышленность, торговля, услуги и финансы [2].

Реорганизация, нацеленная на консолидацию активов, может иметь всесторонний характер. Это может быть, как интеграция предприятий одной отрасли, так и объединение предприятий, находящихся в различных областях деятельности. Соответственно требуются и различные подходы к созданию юридической конструкции интегрированной структуры. Для однородного бизнеса наиболее характерно полное слияние и/или присоединение реорганизуемого общества к основному юридическому лицу, в результате которых образуется филиальная сеть, где взаимодействия между центральным офисом и филиалами регулируется законодательством РФ. К достоинствам такой структуры с точки зрения финансового аппарата можно отнести единую методологическую базу для всех филиалов, представительств и иных подразделений, независимо от их местонахождения и выделения на отдельный баланс [3].

Все значительно сложнее с вертикально-интегрированными и диверсифицированными бизнес-структурами, т.е. структурами, охватывающими предприятия различных областей, объединение которых приводит к резкому ухудшению эффективности управления. Это связанно, во-первых, с самостоятельностью и ответственностью разнородных предприятий, во-вторых, с ростом рисков от деятельности каждого из них, в том числе и на-

логовых. Поэтому в данном случае интеграция бизнеса основывается на создании комбинированной структуры, т.е. некоторые предприятия сливаются и присоединяются, другие же становятся дочерними, зависимыми, либо аффилированными, и таким образом остаются юридически самостоятельными, но хозяйственно-зависимыми. В центральном же элементе этой конструкции - в холдинговой компании - закрепляются и определяются юридические и хозяйственные интересы, права и обязанности. Такая форма объединения бизнеса позволяет концентрировать не только 100% акций (доли) разных фирм, но и контролировать предприятия, не являющиеся ее стопроцентной собственностью.

Преимуществом такой формы объединения является возможность гибко изменять структуру группы в зависимости от конкретных условий, перемещать активы внутри группы в целях уменьшения совокупного налогового бремени и концентрирования ресурсов на стратегических направлениях.

Такие объединения, с одной стороны, являются наиболее инвестиционно привлекательными, т.к. поглощающая организация может приобрести действенный контроль, приобретая лишь 20% голосующих акций другого предприятия. Но, с другой стороны, являясь реакцией на нечеткость, нестабильность и противоречивость законодательства, налоговой системы и других элементов хозяйственной среды, такие объединения носят непрозрачный характер, что является главным препятствием на пути притока «внешних» капиталовложений, потому что инвесторы не склонны вкладывать деньги в те коммерческие структуры, где они не способны контролировать использование средств.

Данная проблема является настолько острой и насущной для отечественных собственников и руководителей, что заставляет их предпринимать существенные шаги по совершенствованию конструкции бизнеса. При этом анализ трудностей, с которыми зачастую сталкивается средний и крупный бизнес холдингового типа [4-6]:

• сложность контроля и управления финансовыми потоками холдинга;

• индивидуальность и несопоставимость данных (информации, отчетов), поступающих из дочерних предприятий;

• затруднения в консолидации отчетности;

• консолидация данных с большим опозданием;

• сложность управления интегрированной структурой в целом.

позволяет сделать вывод об острой необходимости совершенствования финансово-экономической системы, соответствующей особенностям конструкции интегрированной структуры.

Здесь необходимо особое внимание уделить составу финансово-экономической службы (ФЭС), а также ее месту и виду в общей организа-

ционной структуре объединения. Необходимо определиться с тем, какую основу будет иметь ФЭС: дивизиональную, либо функциональную.

На сегодняшний день дивизиональная финансовая структура является наиболее распространенной в российских холдингах. Она предполагает передачу определенных элементов финансового управления в рамки финансово-экономических служб дивизионов, в частности: разработка бюджетов для отделов дочерних компаний, ведения учета финансово-хозяйственной деятельности и отражение результатов в отчетах. Схематический пример дивизиональной структуры представлен на рис. 1.

В задачи финансовово-экономических служб управляющей компании входит разработка финансовой политики, основанной на требованиях финансового директора холдинга к параметрам дальнейшего развития, соответствующих стратегическим целям корпорации. На основании этих требований отдел контроллинга устанавливает нормативы на доходную и расходную части бюджета доходов и расходов по холдингу в целом, а также на требуемые значения активов и пассивов в управленческом балансе. Данные параметры развития предоставляются в ПЭО УК, который их распределяет и отражает в планах развития (БДР, баланс, БДДС) каждого дивизиона. Разработанные бюджеты предоставляются в отдел контроллинга УК, где их проверяют на соответствие установленным нормативам и методологии формирования и утверждают. Утвержденные бюджеты передаются на исполнение в отделы контроллинга каждого дивизиона, которые распределяют необходимые планы и информацию среди финансово-экономических служб дивизиона.

По результатам деятельности отдел формирования управленческой отчетности, казначейство, ПЭО в установленные отделом контроллинга УК сроки предоставляют отчеты в отдел контроллинга своего дивизиона, где их проверяют и передают в службу контроллинга управляющей компании. Здесь происходит консолидация отчетов всех дивизионов, сопоставление ее с намеченными планами, выявление отклонений, составление замечаний и рекомендаций, необходимая информация предоставляется в отделы контроллинга дивизионов и финансовому директору холдинга.

Однако анализ отечественной практики показал определенные недостатки данной системы:

• возможность дублирования функций в дивизионах и управляющей компании;

• несопоставимость финансовой отчетности, поступающей из различных дивизионов;

• неуправляемость финансовых подразделений дивизионов;

• сложность обеспечения рабочего процесса всех руководителей финансовых подразделений, базирующегося на положениях единой учетной политики и прочих регламентирующих документах холдинга в усло-

Разрао отка рз-гламгнтоЕ взаии о действия отделов УКн Доч ерннх компаний с фннанс обо -е&ономнче-скнмн службами Холдинга

виях территориальной удаленности, делает финансовый аппарат, основанный на дивизиональной системе, более уязвимым.

В связи с этим, рядом экспертов, финансовой, налоговой и юридической областей, отмечаются достоинства по созданию объединений, основывающихся на функциональной основе, предполагающей консолидацию финансовых подразделений объединения в единый департамент, выведенный в отдельное юридическое лицо, которое будет оказывать услуги всем «дочкам» холдинговой структуры по ведению финансовой, плановой, бухгалтерской и прочих финансовых функций.

Функциональная структура предполагает выделение таких бизнес-единиц, как: производственные, закупочные, сбытовые, транспортные, собственников активов, а также вспомогательные, включающие услуги сборки, упаковки, фасовки и пр. Среди отдельной бизнес-единицы необходимо выделить и единый учетно-расчетный центр, в который должны входить такие службы, как казначейство, ПЭО, отдел формирования управленческой отчетности, бухгалтерия, а также отдел контроллинга. В данном случае отделу контроллинга опять же неуклонно отдаются функции методолога ФЭС и советника финансового руководителя Холдинга. При этом курирование этого ЕУРЦ должно осуществляться финансовым директором холдинга, направляя деятельность в сторону достижения стратегических целей всей корпорации. Описанная структура в общем виде представлена на рис. 2, детализированная финансово-экономическая структура управления на примере одного дивизиона представлена на рис. 3.

Как видно из рис. 2, финансовый директор холдинга предоставляет параметры развития руководителю отдела контроллинга, который, в свою очередь, распределяет нормативы для каждого дивизиона контроллерам дочерних компаний. При этом можно отметить, что если финансово-хозяйственный оборот дочерней компании небольшой, то один контроллер может отвечать за несколько организаций.

В функции руководителя отдела контроллинга ЕРЦ и его заместителей входит разработка методики формирования и заполнения отчетов как в целях управленческого учета, так в целях бухгалтерского и налогового, формирование управленческой, бухгалтерской и налоговой учетной политики, разработка регламента взаимодействия отделов дивизионов с финансово-экономическими службами УРЦ.

Финансовый директор дивизиона, в свою очередь, может принимать участие в разработке планов, но не может оказывать влияние на утверждение нормативов, регламенты заполнения отчетов, планов и документооборот ЕРЦ с отделами дивизиона.

Финансовая структура, выстроенная представленным способом, позволяет убрать давление со стороны руководства дивизионов на финансовые подразделения, в частности на бухгалтерию и казначейство, за счет че-

го появляется возможность более «безболезненного» перехода к единой методологии финансовой системы.

Управляющая компа-

Финансовый директор Холдинга

Дочерняя компания 1

Финансовый директор

Бухгалтерский и налоговый

Управленческий учет

Казначейство

Отдел формирования отчетности по международным стандартам

Предоставление

консолидированной

информации

Контроллер «дочки 1»

Бухгалтерский и налоговый

Управленческий учет

Руководитель

отдела контроллинга

Казначейство

I----

Контроллер «дочки 2»

Отдел формирования отчетности по международным стандартам

Дочерняя компания 2

Финансовый директор

Рис. 2. Единый учетно-расчетный центр в интегрированной бизнес-структуре

холдингового типа.

При формировании функциональной структуры особое внимание необходимо уделить организации обмена учетной информации с «дочками». Для чего необходимо создать распорядительный документ, который будет регулировать вопросы документооборота между УРЦ и «дочками» холдинга, при этом особое внимание требует фиксирование сроков предоставления информации и ее состав, а также назначению ответственного лица, курирующего весь процесс документооборота, в противном случае, будут регулярные задержи при сборе информации УРЦ, что повлечет за собой значительные сложности в формировании оперативной отчетности службой управленческого учета, и задержки в бухгалтерской службе, что может вызвать штрафные санкции со стороны налоговых и прочих контролирующих органов.

Таким образом, к достоинствам функциональной финансово-экономической структуры холдинга можно отнести:

• освобождение времени финансовых руководителей дивизионов на решение стратегических целей: управление прибыльностью, стоимостью компании и пр.;

• повышение финансовой дисциплины;

Управляющая компания

Дочерняя компания

Финансовый директор Холдинга

Предоставление требований к параметрам развития Холдинга

Финансовый директор «дочки»

Пр едоставление

консолидированной

информации

Разработка регламентов взаимодействия отделов дивизионов с финансово-экономическими службами ЕРЦ

ОТДЕЛ КОНТРОЛЛИНГА

Контроллер Дивизиона

Задачи:

• Проверка бюджетов и отчетов на соответствие методологической базе.

• Проверка бюджетов на соблюдение установленных нормативов.

Предоставление материалов, необходимых для осуществления функций контрол лера

Предоставление данных по дивизиону

Руководитель отдела контроллинга с заместителями:

Задачи:

• Разработка учетной политики и методологии для финансово-экономических структур холдинга.

• Свод данных по холдингу об отсутствии несанкционированных платежей.

• Составление консолидированной управленческой отчетности.

• Разработка регламентов взаимодействия отделов дивизионов с финансово-

экономическими службами ЕРЦ

Разработка плана счетов и форм отчетов, создание методологии заполнения отчетов

Казначейство

Предоставление отчета о движении денежных средств УК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработка единой учетной политики в целях БУ и НУ

Предоставление бухгалтерской и налоговой отчетностей по дивизиону

Бухгалтерия «дочки»

—I— I I I

Представление информации внешним пользователям

Предоставление отчетов по исполнению бюджетов всеми отделами дивизиона

Разработка форм бюджетов,

установление

нормативов,

создание

методологии

формирования

бюджетов

Предоставление управленческой отчетности по дивизиону

ПЭО

Разработка плана счетов и форм отчетов, учетной политики в целях УУ, создание методологии заполнения отчетов

Управленческий учет

Рис. 3. Пример взаимодействия единого учетно-расчетного центра холдинга

с дочерней компанией.

• применение единои управленческой методологии и налоговой политики, позволяющей существенно минимизировать налоговые риски;

• укрепление стандартов организации, приводящих к росту ее репутации;

• снижение издержек на содержание финансово-экономической службы.

Подводя итоги проведенному анализу функциональной и дивизио-нальной структуры ФЭС холдинга, хочется отметить тот факт, что выделение и работа службы контроллинга является важным элементом интегрированной бизнес-структуры, как на этапе ее формирования, так и в процессе совершенствования системы управления. Отдел контроллинга позволяет наладить единую систему учета и отчетности путем выполнения задач по разработке и утверждению распорядительных документов, регламентирующих деятельность финансово-экономических служб, обеспечивая информационную поддержку менеджменту за счет предоставления качественной и своевременной консолидированной отчетности. Налаженная система управления холдингом и внедрение аналогичных методик учета на поглощаемом предприятии позволяет значительно легче проводить работу по приведению структуры управления реструктуризирующихся организаций к единому знаменателю и в кротчайшие сроки наладить координацию всех участников финансово-экономической системы холдинга, обеспечивая максимально прозрачную структуру управления.

Библиографический список

1. Осипенко О. Российские холдинги: экономика, управление, право. Проблемы конструирования холдинговых структур // Слияния и поглощения. 2007. № 10 (56). С. 50.

2. Журнал «Слияния и поглощения», http://ma-journal.ru/statma/.

3. П. 9 ПБУ 1/08 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 44.

4. Крамаренко В. Реорганизация подразумевает огромный объем кропотливой работы // Финансовый директор. 2008. № 1. С. 69-71.

5. Дмитриев К. Реструктуризация бизнеса // Финансовый директор. 2004. № 9.

6. Христенко Л. Этапы реорганизации компании // Финансовый директор. 2005. № 12.

Контактная информация

Тел.: (495) 417-87-35

E-mail: post@mati.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.