Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ СО СТРУКТУРОЙ ЛИЧНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ СО СТРУКТУРОЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
389
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ / ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СВОИХ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Межман Игорь Францевич, Межман Светлана Степановна

В данной статье изучены такие понятия как система жизненных ценностей и структура личности человека. Необходимость в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из самых важных потребностей личности. В юношестве эта потребность ощущается особенно остро.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A SYSTEM OF LIFE VALUES IN ACCORDANCE WITH THE STRUCTURE OF THE PERSONALITY

This article examines such concepts as the system of life values and the structure of a person's personality. The need to define personal values, priorities and the meaning of life arises in every person. This is one of the most important needs of the individual. In adolescence, this need is felt especially acutely.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ СО СТРУКТУРОЙ ЛИЧНОСТИ»

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ СО СТРУКТУРОЙ ЛИЧНОСТИ

FORMATION OF A SYSTEM OF LIFE VALUES IN ACCORDANCE WITH THE STRUCTURE OF THE PERSONALITY

Межман Игорь Францевич

кандидат биологических наук, доцент заведующий кафедрой физического воспитания Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

г. Самара, Россия Mezhman Igor Frantsevich Ph. B., associate professor head of the department of physical education Volga State University of Telecommunications and Informatics

Samara, Russia

Межман Светлана Степановна

преподаватель кафедра физического воспитания Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

г. Самара, Россия Mezhman Svetlana Stepanovna

lecturer of physical education Volga State University of Telecommunications and Informatics

Samara, Russia

Аннотация. В данной статье изучены такие понятия как система жизненных цен -ностей и структура личности человека. Необходимость в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из самых важных потребностей личности. В юношестве эта потребность ощущается особенно остро.

Abstract. This article examines such concepts as the system of life values and the structure of a person's personality. The need to define personal values, priorities and the meaning of life arises in every person. This is one of the most important needs of the individual. In adolescence, this need is felt especially acutely.

Ключевые слова: жизненные ценности, личность, формирование жизненных ценностей личности, влияние на формирование своих жизненных ценностей.

Keywords: life values, personality, the formation of personality life values, influence on the formation of their life values.

Одной из актуальных проблем не только психологии и педагогики, но и философии, культурологии, социологии, истории и многих других наук была и остается проблема «Система жизненных ценностей личности».

Анализируя подходы ученых к понятию «личность», я выдел несколько основных пунктов, которые, с моей точки зрения, максимально раскрывают сущность этого явления.

В качестве такого основания подчеркну тот факт, что:

человек - человеческая личность как субъект отношений и сознательной деятельности;

личность - устойчивая система социально значимых свойств, характери-зующих человека как члена общества или сообщества;

идентичность - социально активная личность. Другими словами, человек в нашем понимании - это личность, активно и осознанно проявляющая себя во взаимоотношениях с окружающим миром и людьми, которые его окружают.

Однако, согласно Б. Ф. Ломову, личность является продуктом общества, в котором живет человек и с которым он активно взаимодействует. Это общество, оно оказывает прямое и зачастую весомое влияние на развитие личности, формирование ее системы жизненных ценностей, моральных и этических принципов [4]. Но разве общество, окружающая среда положительно влияют на человека? Если бы так было всегда, мы бы не говорили о том, что наше общество переживает моральный кризис, что люди во многом лишены человеческого и находятся на грани социаль-ной катастрофы. В подтверждение этого вывода сошлемся на работу Г. Г. Вино-граденко, в которой отмечается, что характерной чертой современного этапа разви-тия нашего общества является обострение кризиса нравственного и духовного раз-вития не только общества в целом, но и каждого участника индивидуально [2].

Осознание этой проблемы актуализирует поиск средств и способов эффективного воздействия не только на процесс развития личности в обществе, но и на трансформацию самого общества, переориентацию на духовность, нравственность, человечность и ценностную культуру взаимодействия.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает решение этой проблемы в части обеспечения оптимальных условий для развития жизненных ценностей личности на базовом уровне онтогенеза, то есть в раннем и дошкольном детстве, когда основы личности и людей, чувствительных к развитию социальный опыт, с которым он стал-кивается, общаясь с окружающим миром.

Особая роль в формировании духовности и нравственности человека на ран-нем этапе развития принадлежит семье. Семья это самая близкая к людям в этом возрасте - главное связующее звено между ребенком и миром, в котором он живет, обществом, с которым ребенок взаимодействует. Имея непосредственные возможности для включения ребенка в домашнее хозяйство и даже в социальную деятельность взрослых, семья является проводником тех моральных, духовных, этических, ценностных убеждений и взглядов, которые будут продолжать определять образ жизни и мышление личности, как сегодня, так и в дальнейшем. Почему же это очень редко в наше время?

Ответ на этот вопрос прост:

Во-первых, этому способствовало разрушение основ семейных традиций и се-

а-« «_»

мейного воспитания. В первую очередь это касается нивелирования многовековой эволюции в истории России иерархии семейных отношений и традиций образа жизни семьи. Здесь можно говорить если не о полном разрушении, то о существенном нарушении межпоколенческих отношений: современное молодое поколение часто перестает уважать старших, уважительно относится к ним, но беспрекословное

послушание и послушание родителям практически уходит в прошлое. На смену его активному противостоянию, противостоянию между опытным и молодым поколениями, нельзя считать положительное влияние на духовно-нравственное развитие молодежи.

Во-вторых, резко изменились, и не в лучшую сторону, моральные представления о браке и семье. В современном мире практически перестают существовать и быть выражением любви, верности, духовного единства отношений между супругами, что объективно приводит к катастрофическому количеству разводов. По статистике, распадается более 40 % браков. Ценность семьи и брака у молодежи практически отсутствует. Утрачено и традиционное понятие отцовства. Воспитание детей воспринимается многими как тяжелое и нежелательное бремя. Следствием этих изменений сознания людей становится либо рождение «нежелательных», незапланированных детей, которые часто живут с родителями, либо социальные сироты становятся уличными детьми, либо от таких детей родители просто избавляются, прерывая беременность, тем самым посягая на жизнь, хотя и не рожденных детей. В результате мы активно говорим о демографической катастрофе, падении рождаемости. Но никакие социальные программы, которых на данный момент довольно много, изменить ситуацию не смогли. Утрачено значение детства как важного периода в жизни человеческого общества, и как объективное следствие дети перестают быть ценными для родителей. И даже до свадьбы люди стремятся не к рождению ребенка. Стремление многих современных людей сосредоточено не на достижении успехов в сфере воспитания детей, а на успехах в реализации культо-вого жизненного плана материального благополучия. Но кто не является родителем своей заботы, внимания, безоговорочной любви к ребенку, поможет ему понять, что ему нужно, ценно и значимо для них.

В-третьих, еще одно кризисное явление, характерное для современной семьи, это множество разнообразных проблем детства. Уравнивание старых духовно-нравственных канонов и норм поведения объективно приводит к существенным нарушениям в области поведенческих проявлений детей: у них не сформирована система моральных норм и моделей поведения; а дети не могут и не хотят согласовывать свое поведение с системой правил и моральных норм, существующей в нашем обществе. Хуже всего, то, что часто это приводит не только к деформации духовности, нравственности ребенка, многочисленным отклонениям в развитии его эмоциональной и поведенческой сфер, но и к отклонениям в интеллектуальном развитии, вплоть до органических, очень серьезных патологий. В-четвертых, нарушаются традиции воспитания в семье. Не желая прислушиваться к советам старшего поколения, рекомендациям бабушек и дедушек, имеющих опыт воспитания собственных детей, молодые родители проявляют удивительную фантазию в вопросе воспитания детей. Самое печальное - что это сказывается на духовном и нравственном развитии малышей. Не имея представления о законах, особенностях, механизмах воспитания духовности, нравственности ребенка и прибегая к морализаторству, упрекам, нотациям, вместо того чтобы показывать ребенку пример духовности и нравственности в собственных отношениях, семья часто становится просто не в состоянии осуществить этот эффективный процесс. Учреждения народного образо-

вания, например, дошкольные образовательные организации, невозможно в корне изменить ситуацию и восста-новить традиционные ценности семьи и воспитания в семье детей. Не в состоянии решить эту проблему и социокультурное простран-ство, СМИ. Как отмечает Е. Л. Мальгин [5], медийные темы просветительского характера, в первую очередь - проблемы воспитания детей в семье, поднимаются редко и бессистемно. Прежде всего, с моей точки зрения, необходимо сказать об организации целенаправленной работы по формированию мотивации отцовства у тех, кто может и должен физиологически быть родителями. Мы верим, что только настойчивые усилия, направленные на всестороннее воспитание абсолютной любви к ребенку, позволят двигаться в направлении решения этих проблем.

Не менее важна организация целенаправленной и систематической помощи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей тем семьям, в которых они уже есть. Истоком формирования ценностей в жизни считают естественные потребности человека, индивидуальные психические предрасположенности и культурные обычаи. В детстве ребенок все ценности принимает сквозь призму личных потребностей и отношений с другими людьми. Это могут быть друзья, преподаватели, родители, игрушки, развлечения и так далее. В данный период жизни эмоциональные взаимоотношения играют важную роль в процессе сформирования личности. По мере взросления человек все больше внимания обращает на самого себя. Теперь основным критерием самооценки является не столько близость и хорошие отношения с другими людьми, сколько соответствие собственных мыслей и поступков определенным идеалам. Человек хочет найти свое место в жизни и хочет достичь внутренней определенности. На этом этапе жизни на первом плане находятся жизненные ценности, связанные с социальными отношениями. Человеку хочется приобрести ценные знания, уважение других людей и семейное благополучие. Деньги в таком случае становятся инструментом само реализации и в сознании психически целостного человека воспринимаются как средство, а не цель.

Существуют ценности, которые большинство людей считает основными, психологи называют их истинными. В современном мире принято, что состоявшийся человек должен построить карьеру, обзавестись семьей, достичь материальной независимости, чтобы обеспечить комфортное существование себе и близким. Конечно, все это важно, но при условии, что человек приобретает все блага своим трудом, старанием, способностями. Но у каждой ценности есть некая обратная сторона. В психологии этому явлению дано определение - ложные ценности. Например, сейчас принято считать индивида состоявшимся, если он обладает дорогой машиной, телефоном последней марки, возможностью отдыхать за рубежом. Если нет возможности получить такие блага, личность с ложными ориентирами испытывает чувство неудовлетворенности в общечеловеческих ценностях.

Осознание главных жизненных ценностей - важнейшая вещь в нашей жизни. Если же человек проживет долгую и трудную жизнь, а в конце поймет, что такая жизнь была бессмысленной, то менять что-то уже будет поздно. Если же, наоборот, он хорошо будет осознавать, чего хочет от жизни, что для него по истине важно, то каждый день его грамотно построенной жизни будет иметь смысл [1].

Система ценностей человека в современном мире, к большому сожалению,

имеет сходство с Пизанской башней, которая наклонена в сторону материальных ценностей. Большинство людей можно сказать застыли в материальности, будто ледяные глыбы. Материальные ценности можно потрогать, увидеть, купить и все они зависят от того момента времени, в котором находится человек. К примеру, 500 лет тому назад не существовало автомобилей, а значит и ценности в них тоже не было. Это сейчас многие только и думают, как бы заработать на новый телефон, дом, автомобиль. Материалистов сейчас процентов 65% и ежедневно их процент уменьшается.

Духовных людей гораздо меньше. Процентов 35%. Духовным ценностям человек придает значение после 35-40 лет. Приходит мудрость, начинает ценить здоровье, больше проявляет любовь к окружающему его миру, в жизни появляется свобода и творчество. Больше думает о Боге и о жизни в целом. Наступает время внутренней философии. Меньше хочется говорить с кем-то и даже быть в одиночестве. Но многие так уходят в духовность, что забывают про материальную сторону. Большинство величайших людей были бедные. «Для меня не столько важны деньги как творчество и свобода» - так сможет высказаться, только тот человек, жизненные ценности которого направлены только в сторону духовного мира. И это тоже некое несоответствие, который нужно устранять. Чем быстрее, тем лучше [3].

Гармоничными могут быть только духовные материалисты. В их системе ценностей важно и то, таким образом анализируя все выше сказанное можно прийти к выводу о том, что на формирование жизненных ценностей личности влияет множество факторов. Но только сам человек будет определять с какими жизненными ценностями он будет идти по жизни, а какие будут для него незначительными. Структура личности человека сама определит его жизненные ценности и другое. Процесс развития личности должен иметь опору на ценности двух типов. Духовные и материальны ценности - это две крайности одной и той же сущности. Глупо отрицать одно или другое. Нужно соединять, и тогда появится могучая внутренняя сила, которая может творить чудеса. Одно только помогает другому. Они не мешают.

Литература

1. Арсентьев Е. А. Молодежные организации и объединения современной России // Преподавание истории в школе. 2015. № 7. С. 16-24.

2. Винограденко Г. Г. Социализация, интернационализация, идентичность : диалектика взаимосвязи // Вестник Башкирского государственного университета. 2016. Т. 16. № 4. С. 1389-1391.

3. Зубенко Н. Ю. Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи в системе непрерывного образования // Среднее профессиональное образование. 2016. № 7. С. 20-22.

4. Ломов Б. Ф Системность в психологии: избранные психологические труды. Москва : Изд-во Московсого психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2011, 423 с.

5. Мальгин Е. Л. Формирование российской идентичности у студенческой молодежи как основы патриотического воспитания // Среднее профессиональное образование. 2015. № 11. С. 13-15.

References

1. Arsentiev E.A. Molodyeznie organizacii I obedeneniya sovremenoj Rossii [Youth organizations and unification of Russia]. Prepodavanie v schnole - Teaching history in school, 2015, no. 7, pp. 16-24.

2. Vinogradenko G. G. Socializaciya, internacionalizaciya ,identichnost:dialektika vzaimosvvyazi [Socialization, internationalization, identity: dialectics of interconnection]. Vestnik Bash GU - Bulletin of Bash GU, 2016, no. 4, pp. 1389-1391.

3. Zubenko N. Yu. Formirovanie cenostnich orientaciy uchashejsya molodjezhi v sisteme patrioticheskogo vospitaniya [Formation of value orientations of student youth in the system of continuous education]. Sredneje profesionalnoe obrazovanie - Secondary vocational education, 2016, no. 7, pp. 20-22.

4. Lomov B. F. Sistemnost v psichologii: izbrannyie psichologicheskiye trudi [Systema-tization in psychology: selected psychological works]. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute Publ., Voronezh, MODEK Publ., 2011, 423 p.

5. Malgin E. L. Formirovanie rossijskoj identichnosti kak osnovi patrioticheskogo vospitaniya [Formation of Russian identity among students as the basis of patriotic education]. Srednee profesionalnoe obrazovanie - Secondary vocational education, 2015, no. 11, pp. 13-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.