Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ДИХОТОМИЯ ВЫБОРА ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ'

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ДИХОТОМИЯ ВЫБОРА ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ / ДИХОТОМИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЦЕННОСТЕЙ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковров В.В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с актуализацией процесса нравственного воспитания детей и молодежи в период модернизации отечественной системы образования; подчеркивается, что данная проблема приобретает особую значимость в условиях глобальной трансформации практически всех сфер жизнедеятельно- сти человека, динамики социокультурных процессов, влияющих на систему нравственных ценностей взрослеющего человека и его референтного окружения. В статье обсуждаются методологические подходы к пониманию проблемы диалектики нравственных ценностей, целей, содержания и технологий процесса воспитания в широкой образовательной практике, обосновываются подходы повышения результативности нравственного воспитания в образовательной организации, минимизации социальных рисков и угроз, деструктивно влияющих на ценностно-нормативную сферу духовно-нравственного в культуре и в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MORAL VALUES IN SOCIAL REALITY: THE DICHOTOMY OF CHOICE OF TRAINING AIMS IN CONTEMPORARY EDUCATIONAL PRACTICE

The article presents issues, which are related to the updating the process of moral training of the children and the youth in the period of modernization of the national education system; it is emphasized that this issue is assuming the special importance in the conditions of global transformation of all life sphere, virtually, in the dynamics of socio-cultural processes, which are affecting on the moral values system of maturing human and its referent surroundings. This article discusses methodological approaches to the understanding of the issue of the dialectics of moral values, aims, contents and technologies of training process in the broader educational practice; there are substantiated approaches of enhancing the efficiency of moral training in an education institution, approaches of minimization of social risks and threats, which are destructively influencing on value-normative sphere of spiritual and moral in culture and education.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ДИХОТОМИЯ ВЫБОРА ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ»



УДК 37.034

Ковров В.В.,

кандидат педагогических наук, доцент, директор Центра научных исследований Московского института

государственного управления и права

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ДИХОТОМИЯ ВЫБОРА ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ1

В статье рассматриваются вопросы, связанные с актуализацией процесса нравственного воспитания детей и молодежи в период модернизации отечественной системы образования; подчеркивается, что данная проблема приобретает особую значимость в условиях глобальной трансформации практически всех сфер жизнедеятельности человека, динамики социокультурных процессов, влияющих на систему нравственных ценностей взрослеющего человека и его референтного окружения.

В статье обсуждаются методологические подходы к пониманию проблемы диалектики нравственных ценностей, целей, содержания и технологий процесса воспитания в широкой образовательной практике, обосновываются подходы повышения результативности нравственного воспитания в образовательной организации, минимизации социальных рисков и угроз, деструктивно влияющих на ценностно-нормативную сферу духовно-нравственного в культуре и в образовании.

Ключевые слова: образование личности, воспитание человека, нравственное воспитание, нравственные нормы и ценности, дихотомия нравственных целей и ценностей, развитие личности.

Kovrov V.,

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Director of the Center of Scientific Research of the Moscow Institute of Public

Administration and Law

THE MORAL VALUES IN SOCIAL REALITY: THE DICHOTOMY OF CHOICE OF TRAINING AIMS IN CONTEMPORARY EDUCATIONAL PRACTICE

The article presents issues, which are related to the updating the process of moral training of the children and the youth in the period of modernization of the national education system; it is emphasized that this issue is assuming the special importance in the conditions of global transformation of all life sphere, virtually, in the dynamics of socio-cultural processes, which are affecting on the moral values system of maturing human and its referent surroundings.

This article discusses methodological approaches to the understanding of the issue of the dialectics of moral values, aims, contents and technologies of training process in the broader educational practice; there are substantiated approaches of enhancing the efficiency of moral training in an education institution, approaches of minimization of social risks and threats, which are destructively influencing on value-normative sphere of spiritual and moral in culture and education. Keywords: personality formation, human training, moral training, moral norms and values, dichotomy of moral aims and values, personality development

В современной действительности жизнедеятельность людей понимается в контексте глобальных кризисных явлений, обусловленных феноменологией влияния факторов самых различных сфер «культурно-исторической палитры мира» XXI столетия: антропологической, экологической, экономической, социально-политической. Системно проявля-

1 Публикация статьи осуществлена в рамках гранта Президента РФ от 01.04.2015 №266/79-1 «Риски формирования

ющийся кризис, с позиции гуманитарного научного знания, поставил человечество на грань выживания. По сути, системно изменившийся по всем параметрам современный социум поставил перед научным сообществом ключевую методологическую задачу ос-

российской идентичности в современной образовательной практике (на материале изучения жизнедеятельности учащихся в образовательных организациях Автономной Республики Крым)».

мысления рисков и угроз существующей реальности, поиск ответов на вопрос: что же собой представляет современный человек и его жизненное пространство в условиях актуализации противоречий его развития, воспитания и успешной социализации.

В отечественной исторической традиции эта миссия осуществлялась различными социальными институтами, в первую очередь семьей и школой, реализующими процесс «воспитания личности», цель которого определялась в «наставлении ребенка на путь», в предоставлении ученику целостного знания о мире. Сущность воспитания опредмечивалась посредством организации коллективно-творческой совместной деятельности детей и взрослых (просоци-альной по целям и содержанию), в процессе которой взрослеющий ребенок приобретал опыт «социальных проб и ошибок», осваивал нормативность добра и зла, долга и ответственности, совести и чести, порядочности и достоинства, товарищества и дружбы.

Отечественная общеобразовательная школа была основана, как пишет С. Кара-Мурза, на «университетской» культуре в противовес «мозаичной» культуре и давала общий, целостный, дисциплинарный свод знаний, несмотря на то, что школы довольно сильно различались между собой по стартовым условиям, например, сельская школа по ресурсам значительно отличалась от городской (и тем более - столичной), однако тип образования, культурные ценности у всех были классически «университетскими»; «школа провинции» давала ученикам то же самое ядро культуры и ту же картину Вселенной, что и ученикам лучших столичных школ [4].

В 70-е гг. ХХ в. известный американский психолог, профессор Корнелльского университета Ури Бронфенбреннер провел исследование, построенное на сопоставлении двух систем воспитания детей - в Советском Союзе и Соединенных Штатах Америки, результаты которого были отражены в его книге «Два мира детства. Дети в США и СССР» [2]. Эта работа вызвала большой интерес не только потому, что она включала фундаментальный анализ материалов советских и американских работ в области образования, но и содержала многочисленные факты образовательной практики из личных наблюдений автора.

У. Бронфенбреннер отмечал, что, в отличие от американской школы, в советской школе огромное значение придается не только обучению, но и воспитанию. Воспитание, которое предлагала наша отечественная школа, было принципиально ориентировано на парадигму нравственности в жизнедеятельности ученических коллективов, в «событийность» детско-взрослого школьного сообщества. Ценность «развивающего воспитания в открытой социальной среде» была положена в основу личностного развития ученика в целостном педагогическом процессе [2].

Образование, ориентированное на воспитание, - это процесс творчества и сотворчества педагогов, психологов, учеников и их родителей, всей педагогической общественности, всего социума, заинтересованного в его эффективности и результативности. Это процесс преодоления безликости, обращение к личности ученика, к его потребностям, принятие его личных целей. Учет самобытности личности, своеобразия возрастных этапов, особенностей социального и культурного контекстов жизни, сложностей и неоднозначностей внутреннего мира воспитанника - это лишь некоторые психолого-педагогические условия, необходимые для полноценной жизни и реализации творческих сил каждого воспитанника и связанные с нравственным воспитанием и личностным становлением взрослеющего человека, с развитием инновационных процессов в образовательном учреждении [5; 7].

Сегодня в мире произошла значительная трансформация практически всех сфер жизни человека. Динамика социокультурных процессов поставила его перед дихотомией выбора нравственных ценностей (ориентиров), поиском ответа на вопрос: как быть, чтобы быть, и не просто быть, а быть на должном уровне? Человеку приходится выбирать «между тем, что есть правильно (нравственно), и тем, что легко». И сегодня все в большей степени проявляющийся «кризис нравственности» обусловлен ситуативной прагматикой, стремлением человека к достижению личных эгоистических устремлений быстрым и легким способом.

Переформатирование отечественного ценностного культурно-образовательного пространства привело к возрастанию количества людей с ярко выраженными эмоциональными проблемами, живущими в состоянии перманентного эмоционального дискомфорта. Беспокойство вызывает значительное увеличение количества детей, подростков и молодежи, находящихся в состоянии аффективной напряженности и беспомощности. Это вызвано наличием постоянного чувства незащищенности и отсутствием опоры со стороны близкого окружения. Наблюдается рост явлений одиночества, отвержения, тревожности. Отмечается их недостаточная социальная компетентность, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. Но самое главное - в настоящее время все в большей степени на первый план у представителей молодого поколения выдвигаются волевые и соматические ценностные ориентации. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций [10].

Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших научных проблем - философских, психологических, педагогиче-

ских. Это объясняется той ролью, которую играют ценности в развитии человека и общества. Д.А. Леонтьев отмечает: ценности (как норма) выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой социальной группы, культуры, нации, для человечества в целом [3, с. 27-54]. С методологических позиций гуманитарного знания (философии, культурологии, социальной психологии) разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису личности и общества, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей.

Необходимость пристального внимания к проблеме морально-нравственного воспитания, развития нравственного сознания человека приобретает в последние годы все большую актуальность. Не случайно, выступая на молодежном форуме на Селигере 31 июля 2012 г., Президент В.В. Путин отметил: «Нет ничего более важного в обществе, чем морально-нравственные принципы, на которых оно основано. Ничего. Все остальное вторично. Человечество просто ничего другого не изобрело, кроме нравственных и моральных ценностей, изложенных в основных мировых религиях...».

С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» следующим образом раскрыл фундаментальную взаимосвязь психологической науки и нравственности: «Человек (субъект, личность) и его психика формируются и развиваются в процессе и в результате (изначально практической) деятельности - игровой, учебной, трудовой и т.д., т.е. социальной по своей сути. Тем самым человек включается во все более сложную систему отношений с другими людьми. Когда моральное содержание таких отношений приобретает ведущее значение, деятельность выступает в новом качестве - как поведение (в нравственном, а не в бихевиористском смысле слова)» [9].

По мнению С.Л. Рубинштейна, можно выделить два основных способа существования человека и, соответственно, два типа отношения к жизни: первый - жизнь без рефлексии, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Здесь нравственность - это естественное состояние человека, неведение зла. Второй способ связан с появлением рефлексии. Именно здесь начинается либо путь к душевному опустошению, нравственному скептицизму или к моральной неустойчивости, либо к построению нравственной человеческой жизни на новой сознательной основе [9].

Воспитывая «человеческое в человеке», мы неизбежно обращаемся к сфере ценностей, которые могут быть общечеловеческими и личными. Общечеловеческие ценности - это идеалы, имеющие одинаковый для всех смысл, которыми человек руководствуется в своих поступках и отношениях с людьми. Личные ценности представляют смысл только для самого человека.

Кроме того, систему ценностей можно представить в виде дихотомии: это ценности, которые являются традиционными, и ценности, сложившиеся под влиянием современных негативных общественных тенденций (антиценности).

Чтобы понять тектонический культурный сдвиг в сторону антиценностей, который произошел в нашей стране, необходимо обратиться к теории, называемой «окно Овертона» и разработанной в середине 1990-х гг. Джозефом П. Овертоном. В его концепции представлено так называемое «окно (возможности)» - реакции социума на различные, широко обсуждаемые в обществе идеи. В соответствии с этой идеей на концах некоего континуума находятся экстремальные полярные действия или решения по какой-либо проблеме.

Все проблемы находятся где-то вдоль этого стратегического континуума, который в общих чертах может быть обрисован или подразделен на следующие секторы (шаги): Немыслимое, Радикальное, Приемлемое, Разумное, Популярное, Политика. Идеи могут постепенно становиться более или менее приемлемыми. При этом следует учесть, что эти идеи или определенные ценности могут подменяться или маскироваться с помощью эвфемизмов, для того чтобы стать приемлемыми в глазах общества. Так, «жадность» можно назвать «экономностью» или «бережливостью», «отказ от рождения детей» - «социально ответственным поведением», «предательство идеалов» - «прагматизмом», «конформизм» - «здравым смыслом» и т.д.

При этом все, что требуется от большинства людей, которые считают ту или иную проблему недопустимой, - это бездействие. Люди, которые считали некоторые вещи недопустимыми, тем не менее молчаливо принимали изменения в культуре и нравственности, не обращая внимания на серьезные риски и угрозы традиционным общественным ценностям, способствуя, таким образом, своим молчаливым непротивлением разрушению системы традиционных ценностей [8].

Нам представляется, что современные, глобальные по своей сути и значению цивилизационные вызовы в социальной сфере в определенной степени проявляются как риски и конкретные угрозы. В сфере нравственного (допустимого в культуре и в образовании) в качестве ценностно-нормативного заявляются следующие принципы.

1. Плюрализация стилей жизни; возможности личности в выборе различных вариантов самопроявления, которые зависят от ее внутреннего мира (ценностной сферы), а также от уровня благосостояния и демократичности условий жизни.

2. Ориентация на жизненный успех - направленность на достижение высоких результатов на жиз-

ненном пути, завоевание вершин карьерного роста, получение высокого социального статуса, популярности, славы. Ориентация на успех обусловлена сменой общественных ценностей.

3. Консьюмеризация, т.е. ориентация на потребление (одна из центральных тенденций современного общества), исповедование такой иерархии ценностей, где наивысшие позиции занимает потребление. Причем последнее становится регулятором поведения личности не только в этой сфере, но и в других формах общественного бытия, во многом делая личность примитивной, обесценивая другие аспекты человеческого бытия.

4. Гедонизация жизни, которая проявляется в стремлении получать от жизни удовольствие, направлять усилия на достижение комфорта, развлечений, беззаботного существования.

5. Либерализация жизни (в контексте повседневной жизни), означающая ослабление ограничений для личности во всех сферах жизни, снятие табу и запретов на определенные формы поведения.

6. Информатизация жизни, увеличение насыщенности, интенсивности коммуникационных связей личности, резкое возрастание разнообразной информации, зачастую несущее негативные аспекты.

7. Публизация жизни, т.е. перемещение жизни из закрытого частного режима в открытый для общественности, коллектива режим [7].

В то же время существуют так называемые «вечные» или «универсальные» ценности, которые являются значимыми во все времена, при любом типе общественных отношений. К ним относят любовь, дружбу, любовь к родителям, к Родине, доброту, справедливость, щедрость, честность, добросовестность, трудолюбие и т.д. Базовым «вечным» ценностям России как общинной цивилизации противостоят следующие принципиально иные ценности или антиценности (называем вещи своими именами, избегая эвфемизмов), ведущие к разрушению иерархии традиционных ценностей, к нравственной энтропии и духовному распаду:

• коллективизм, общинность, соборность - индивидуализм, автономность, самодекларирование;

• любовь к людям, всечеловечность, сердечность, душевность - себялюбие;

• патриотизм (где родился - там и пригодился, любовь к малой родине, любовь к Родине) - мобильность, космополитизм (модель «неокочевника», «космополита», сформулированная Ж. Аттали), т.е. человека без «корней» в родной культуре, в родном языке, в национальной истории, готового свободно передвигаться по земному шару вслед за свободно перемещающимся капиталом;

• сложный красивый образный русский язык, любовь к русскому языку, русской словесности, клас-

сической русской литературе (учителю нравственности), престиж (регулярного домашнего) чтения, поэтических вечеров - чтение бульварной литературы (палп-чтиво, детективы, любовные романы, желтая пресса), повсеместное использование англицизмов, латиницы, сетевого жаргона (сленга), смысловое опустошение языка;

• скромность, сдержанность, достоинство -гордыня, амбициозность, расточительность напоказ, стремление к славе, известности, дешевой популярности любой ценой и любыми средствами, стремление к самоутверждению, демонстративность в поведении, желание и умение выделиться (слыть фриком), привлечь внимание любым способом, преувеличить свои способности (получить 5 минут славы по Энди Уорхолу, строить модель популярности по реалити-шоу «Дом - 2»);

• примат духовности над материальным, нестяжательство, потребительский аскетизм - личная нажива, «монетарные ценности», консьюмеризм (безудержное потребление), удачный бизнес, богатство, материальное процветание и преуспевание;

• добротность, прочность, качество, долговечность, надежность, штучность - новизна, яркость, популярность, одноразовость;

• альтруизм, благотворительность, меценатство, бессребренничество - эгоизм, выгода, прибыль, ростовщичество, тяга к наживе, высмеивание финансовых «лузеров»;

• самоограничение, аскетизм - гедонизм, возведенный в принцип; наслаждение любой ценой (игромания, наркомания, агрессивная сексуальность); эстетика «гламура»;

• высокая отечественная культура - массовая культура, «мыльные» оперы, «пустые» сериалы, бульварная литература, желтая пресса, телевизионные зрелища, порнография и ненормативная лексика;

• жертвенность, преданность идеалам, искренность, открытость - шкурничество, конформизм, ренегатство, предательство идеалов;

• активная социальная позиция, ощущение сопричастности, пассионарность, желание быть сильными и способными самим делать свою жизнь, жизнь своей страны и семьи счастливой - равнодушие («моя хата с краю»), безответственность, слабость, эскапизм;

• социальная справедливость, порядочность - социальное и экономическое неравенство (с экономической и социальной несправедливостью тесно связана моральная); оправдание коррупции, оправдание положения содержанки, цинизм;

• традиционная семья, неприкосновенность семьи - разрушение традиционного гендера, семья с партнерскими свободными отношениями, гражданский брак, гостевой брак; стиль «чайлдфри» (от англ.

сЫИ1тее - свободный от детей) - отсутствие детей и сознательное нежелание когда-либо иметь их, стиль «чайлдхейт» - ненависть к детям как таковым, демонстрирующий презрение к «плодящемуся быдлу»;

• связь поколений в семье, уважение и авторитетность старости, возраста, мудрости - нуклеарная семья (мама, папа, ребенок); отказ от межпоколенных связей; отрицание авторитетов, презрение к старости, культ вечной молодости и молодого тела;

• любовь и верность, всемерное проявление заботы - свободные сексуальные отношения, отсутствие обязательств;

• честный, добросовестный труд (дело, работа),

- мошенничество, биржевые манипуляции, ростовщичество; бездельничество, тунеядство, иждивенчество;

• уважение к человеку труда, труд на производстве, гордость за свой завод, овладение рабочей профессией, практическое мастерство - гордость за принадлежность к «элите» - менеджерам, дизайнерам, юристам и т.д., стремление быть безликим «офисным планктоном», который не строит, а «обустраивает»;

• уважение к человеку науки, профессионализм, формирование экспертного научного сообщества, уважение к процессу научной дискуссии, этика ученого - коррупция, плагиат, «купленные» диссертации, дискредитация науки;

• оптимистическая вера в возможности человеческого рассудка, его способность преодолевать заблуждения, познавать и деятельно переустраивать мир на разумных и справедливых основаниях - вера в магию, колдовство, мистические способы постижения мира.

• стабильность, уверенность в завтрашнем дне

- адаптация (необходимость приспосабливаться к кратковременным стратегиям каждодневного выживания, быть «изменяющимся человеком в изменяющемся мире»);

• романтика, ассоциирующаяся с постижением, жаждой нового, жаждой перемен, с походами, приключениями и испытаниями, подвигами и героизмом

- цинизм, прагматизм, суета повседневности, мелочность, пошлость, мещанство, жажда «красивой» жизни, обывательское отношение к миру;

• трудолюбие, преодоление трудностей, коллективные и индивидуальные усилия - гедонизм, комфорт, благополучие;

• ответственное, укладывающееся в социально безопасные рамки поведение - ничем не ограниченная личная свобода;

• дружба народов, понимание, «симфонизм» культур - политкорректность, толерантность, мозаичный мультикультурализм;

• всемирная отзывчивость, сочувствие, сострадание и сорадование - озлобление, нетерпимость (при прямо противоположной риторике), стремление

злорадствовать и радоваться чужой беде, чужому несчастью, чужим ошибкам, чужому падению;

• жажда правды, выступления против лжи, поиски истины, борьба за справедливость, разграничение добра и зла - нравственный и культурный релятивизм в стиле «все оттенки серого», относительность всего и вся;

• мир, добрососедство, милосердие, взаимопомощь, человеколюбие, защищенность, безопасность, ненасилие - агрессивность, жесткость, жестокость, насилие, человеконенавистничество, пренебрежение людьми и т.д.

В результате, в зависимости от доминантных ценностных нормативов, определяющих сущность той или иной воспитательной парадигмы в широкой образовательной практике, мы можем получить:

1) личность, обладающую чувством собственного достоинства, проектирующую и строящую новое позитивное (справедливое) настоящее и будущее человечества или «добропорядочного гражданина, работника и потребителя», обладающего конкурентоспособностью на отечественном и мировом рынке труда;

2) личность, обладающую целостным представлением о мире, о добре и зле или личность, обладающую массой отрывочных знаний по принципу «мозаичной культуры» и т.д.

Система ценностей играет определяющую роль в жизни общества, она выступает в качестве объединяющего, сплачивающего начала. Ценности охватывают все сферы жизни и деятельности человека и общества, а система ценностей определяет основные принципы взаимоотношений индивида и общества. Зачастую истинные ценности перестают являться абсолютными мотиваторами каждодневного поведения, но они окончательно не исчезают. Система истинных ценностей ждет актуализации, переключения на активный режим функционирования для своего дальнейшего развития. И сегодня по-прежнему актуальным является (и должно вызывать озабоченность государства и общества) деградация воспитательного компонента и примитивизация духовно-нравственного воспитания в широкой образовательной практике. Это особо значимо в период модернизации российского образования, когда при обновлении содержания и организации образовательного процесса должны быть значительно актуализированы его воспитательные функции [7, с. 145-153].

Однако приходится констатировать, что при организации образовательного процесса происходит девальвация ценности воспитания (как специально организуемого процесса), заметна минимизация (примитивизация) нравственно-нормативного в содержании и педагогических технологиях, что снижает воспитательную и социализирующую функции образования. К этому добавим, что фиксируемые бюро-

кратизация и избыточное администрирование, авторитарность в управлении воспитательным процессом в различных по типу образовательных организациях (учреждениях) не позволяют создать необходимые психолого-педагогические условия для нравственного становления и развития личности молодого человека [1, с. 109-113; 5, с. 85-92].

Совершенно очевидным является то, что современные вызовы нравственному становлению и развитию молодежи нужно защищать от агрессивной пропаганды вседозволенности и насилия, примитивизма

и цинизма, учить достойно жить в меняющемся социуме, создавая «островки безопасности» в различных образовательных средах и проектировать в них дружественную социальную среду. С другой стороны, необходимым является активное использование в массовой образовательной практике технологий критического мышления, способствующих личностному самоопределению и развитию культуры рефлексии взрослеющего человека, формированию собственных взглядов и позиций, основанных на нравственном и ненасильственном взаимодействии с окружающими его людьми.

Список литературы

1. Антонова А.В., Ковров В.В. Воспитательная система школы и обеспечение психологической безопасности образовательной среды // Российский научный журнал. - 2013. - № 4 (35).

2. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. - М.: Прогресс, 1976. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-reading.club/bookreader.php/1021155/Bronfenbrenner_-_Dva_mira_detstva._Deti_v_ SShA_i_SSSR.html (дата обращения: 10.02.2016).

3. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. - № 4.

4. Кара-Мурза С.Г. Западная и русская школа: в чем суть нашего выбора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL.:http://rodnayaladoga.ru/index.php/lepta/index.php/component/authorlist/author/7-volgin-i-l (дата обращения: 05.02.2016).

5. Ковров В.В. Актуализация воспитательного компонента в современной образовательной практике // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: сборник материалов V Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2015.

6. Ковров В.В. Духовно-нравственное воспитание как фактор обеспечения психологического здоровья личности современного школьника в безопасной образовательной среде // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - Т. 3. - № 3.

7. Ковров В.В., Оганесян Н.Т. Проблема актуализации традиционных отечественных ценностей в современной образовательной практике // Российский научный журнал. - 2013. - № 7 (38).

8. СоханьЛ.В. Искусство жизнетворчества (Предназначение. Жизнетворчество. Судьба): социологические очерки, социально-психологические эссе, интервью, глоссарий: в 2 т. - Киев, 2010. - Т. 1.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999.

10. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века (доклад на общем собрании РАО). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.raop.ru/content/ Feldshtein_sobr_2012.doc. html (дата обращения: 06.02.2016).

Reference list

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Antonova A., Kovrov V. The training system of schools and the provision of psychological safety of the education environment // Russian scientific journal. 2013. № 4 (35).

2. Bronfenbrenner U. Two Worlds of Childhood: US and USSR. Moscow: Progress, 1976. [Electronic resource]. Access mode: http://www.e-reading.club/bookreader.php/1021155/Bronfenbrenner_-_Dva_mira_detstva._Deti_v_SShA_i_ SSSR.html (Date of access: 10.02.2016).

3. Leont'ev D. Value as the interdisciplinary conception: Experience of multidimensional reconstruction // Issues of philosophy. 1996. № 4.

4. Kara-Murza S. The school of the West and the Russian: What is the essence of our choice [Electronic resource]. Access mode: URL.:http://rodnayaladoga.EN/index.php/lepta/index.php/component/authorlist/author/7-volgin-i-l (Date of access: 05.02.2016).

5. Kovrov V. Updating the training component in contemporary educational practice // Pedagogy and Psychology: Current issues of theory and practice: Proceedings of the V International scientific-practical conference. Cheboksary, 2015.

6. KovrovV. Spiritually-moral training as a factor of ensuring the psychological health of the personality at the contemporary pupil in a safe educational environment // Bulletin of Vyatka State University of Humanities. 2012. Vol. 3. № 3.

7. Kovrov V., Oganesyan N. The issue of actualization of traditional national values in contemporary educational practice // Russian scientific journal. 2013. № 7 (38).

8. Sokhan' L. The art of creative life (Destination. Creative life. Destiny): Sociological sketches, socio-psychological essays, interviews and glossary: In 2 Vol. Kyiv, 2010. Vol. 1.

9. Rubinstein S. Fundamentals of General Psychology. SBR.: Piter Kom, 1999.

10. Feldstein D. Issues of psychological and pedagogical sciences in the spatially-temporal situation of the XXI century (The report at the General Meeting of RAE). [Electronic resource]. Access mode: http://www.raop.ru/content/ Feldshtein_sobr_2012.doc. html (Date of access: 06.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.