Научная статья на тему 'Ценностные приоритеты студенческой молодежи в условиях становления гражданского общества'

Ценностные приоритеты студенческой молодежи в условиях становления гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
351
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / НРАВСТВЕННЫЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / CITIZENSHIP / CIVIC ACTIVITY / CIVIC EDUCATION / PATRIOTISM / MORAL / ECONOMIC AND SPIRITUAL VALUES / RUSSIAN EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дулина Галина Сергеевна, Захарова Анна Николаевна

В статье рассматривается проблема гражданского воспитания в условиях российского образовательного пространства. На основе эмпирического исследования анализируется система приоритетов студенческой молодежи в политической и идеологической сфере, роль в ней нравственно-патриотических и экономических ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дулина Галина Сергеевна, Захарова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE PRIORITIES OF STUDENT YOUTH IN CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY

The article discusses the problem of civic education in the context of current educational space in Russia. The system of priorities of students in the political and ideological sphere and the role of moral-patriotic and economic values are analyzed on the basis of the empirical study results.

Текст научной работы на тему «Ценностные приоритеты студенческой молодежи в условиях становления гражданского общества»

УДК 159.922.4

ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

VALUE PRIORITIES OF STUDENT YOUTH IN CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY

Г. С. Дулина, А. Н. Захарова

G. S. Dulina, A. N. Zakharova

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова»,

г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматривается проблема гражданского воспитания в условиях российского образовательного пространства. На основе эмпирического исследования анализируется система приоритетов студенческой молодежи в политической и идеологической сфере, роль в ней нравственно-патриотических и экономических ценностей.

Abstract. The article discusses the problem of civic education in the context of current educational space in Russia. The system of priorities of students in the political and ideological sphere and the role of moral-patriotic and economic values are analyzed on the basis of the empirical study results.

Ключевые слова: гражданственность, гражданская активность, гражданское воспитание, патриотизм, нравственные, экономические и духовные ценности, российское образовательное пространство.

Keywords: citizenship, civic activity, civic education, patriotism, moral, economic and spiritual values, Russian educational space.

Актуальность исследуемой проблемы. В ежегодном Послании Федеральному собранию Президент РФ В. В. Путин отметил: «В Конституции общенародная

ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики» [5]. В выступлении было подчеркнуто, что в настоящее время в российском обществе идет становление гражданской активности; граждане России начинают соотносить свою собственную жизнь, свою работу с заботами об окружающих, с устремлениями всего народа и интересами государства.

Проблема гражданского воспитания в настоящее время чрезвычайно актуальна для российского образования. Образовательные учреждения, помимо обучающей функции, должны выполнять и воспитательную функцию, формируя активного и полезного для общества гражданина. Для будущего страны важно не только то, насколько профессионально-компетентными будут специалисты, но и какими будут их ценностные приоритеты, гражданская и духовно-нравственная позиция. Образовательные учреждения должны быть ориентированы на создание условий для становления гражданственности в образовательном пространстве.

Таким образом, актуальность рассматриваемой темы обусловлена возросшей значимостью становления в России гражданского общества, являющегося фундаментом свободы личности, удовлетворения ее интересов и потребностей. Особый интерес исследователей к проблемам формирования гражданственности, гражданской активности определяется также сложностью и противоречивостью современной социально-политической и социально-экономической ситуации, в которой происходит становление российской молодежи. Современные исследователи проблем образования и воспитания отмечают, что сегодня гражданский облик учащихся во многом весьма противоречив. Многие ученые в настоящее время указывают на снижение социальной и гражданской активности молодежи, происходящий кризис и разрушение ценностных приоритетов, традиционно присущих населению России. Наблюдается глубокое противоречие, вызванное несоответствием новых социально-политических и социально-экономических требований российского общества качествам личности молодежи, формируемым социальными и образовательными институтами.

Материал и методика исследований. В исследовании применялись следующие методы: анализ научных источников, анкетирование, методы описательной статистики.

Для изучения мировоззрения, личностных установок, общественногосударственной направленности респондентов была использована методика определения ценностей и антиценностей личности [1].

Результаты исследований и их обсуждение. Анализ научных источников показал, что феномен гражданского общества рассматривается как тип социальной интеграции на основе солидарности независимых личностей, связанных коллективными обязательствами с другими индивидами, как особое пространство бытования гражданских добродетелей - доверия, уважения к другому индивиду, равенства, справедливости, лежащих в основе норм социальных взаимодействий, как гражданские практики, в которых реализуется обеспеченная правовой санкцией государства публичная роль гражданина - гражданская активность [4].

Гражданская активность - это особое личностное качество, которое в своей целостности, обусловленной системными связями содержательных и сущностных характеристик, включает все показатели гражданственности, гражданской позиции, определяемые особенностями социальной природы человека, формируемого в просоциальной деятельности. Гражданская активность во многом определяет отношение человека к себе, к другим людям, обществу и государству [6].

Для данного исследования особый интерес представляет то, что в процессе развития гражданской активности образование компонентов «гражданская активность - гражданская пассивность» выступает целостным системным образованием, сохраняющим свою интегративность при существенных возрастных, социокультурных и типологических изменениях качественных и количественных характеристик, составляющих это образование компонентов [6].

Важнейшей в психолого-педагогической деятельности по организации гражданского воспитания является организация целенаправленного взаимодействия молодежи с окружающей социальной средой и социальной действительностью. Процесс гражданского воспитания предполагает в качестве ценностных приоритетов достижение на личностном уровне реальных образцов одобряемого обществом поведения, духовно-нравственных норм, толерантности в межэтнических, межконфессиональных, межличностных отношениях.

Учеными подчеркивается, что гражданское образование принципиально отличается от процесса политического воспитания: если последнее осуществляется при любом политическом режиме, то реализация целей гражданского образования оказывается ограниченной, а чаще всего вообще невозможной в условиях авторитаризма и тоталитаризма. Основная цель гражданского образования заключается в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. При этом представления о содержательной стороне гражданственности могут наполняться и иным содержанием и варьироваться по ходу развития государства и общества [7].

В данной работе мы опираемся на определение гражданственности как многозначного, исторически и социокультурно обусловленного, развивающегося личностного качества, в основе которого лежит определенная система гражданских отношений к государству, обществу, другим людям, к себе как гражданину, к гражданским правам и обязанностям, а также направленность как совокупность доминирующих отношений [2].

В качестве основных параметров гражданственности личности А. М. Князевым [3] выделяются:

- признание и принятие существующих гражданских норм и ценностей (символов, долга, обязанностей, верности слову, порядочности, преданности социальным институтам, саморуководства социальными принципами в поведении и отношениях, законопос-лушания);

- проявление в поведении и жизнедеятельности личности гражданских качеств, наличие переживаний, чувств в связи с гражданскими интересами;

- наличие устойчивой гражданской позиции;

- устойчивая мотивация реализовывать гражданские права и выполнять гражданские обязанности, занимать активную гражданскую позицию;

- способность влиять своими действиями на достижение разумного баланса интересов общества и государства;

- сформированная система отношений личности к гражданскому обществу и государству, гражданской символике и государственной власти.

Таким образом, анализ научных источников позволил выявить в структуре гражданственности существенную роль таких ценностных приоритетов, как свобода, равенство, уважение к государственной власти, патриотизм, стремление к миру, долг, порядочность, справедливость, дисциплинированность, чувство собственного достоинства, а также ряда других, проявляющихся в отношении к государству, обществу, другим людям, к себе как гражданину.

Цель нашего исследования - изучение особенностей ценностных приоритетов студенческой молодежи с разной степенью гражданской активности.

Нами была использована методика, разработанная в рамках комплексного междисциплинарного исследования в проекте «Томская инициатива», проведенного в 2001 г. для получения более полной картины всех ценностных предпочтений россиян на данном историческом этапе. На основе глубокого изучения научной и публицистической литературы, посвященной ценностям России и российского общества, авторами проекта был сформирован список из 39 базовых ценностей и 29 антиценностей. Под базовыми ценно-

стями понимаются основные жизненные смыслы, которыми индивиды, включенные в различные формы социальной активности, руководствуются в своей повседневной жизни, смыслы, которые в значительной степени определяют отношение индивидов к окружающей их действительности и детерминируют основные модели социального поведения. Антиценности включают все то, что наиболее неприемлемо, отвергаемо, раздражает или угрожает, что осуждается обществом и культурой [1].

Наше внимание данная методика привлекла тем, что в ней отражен широкий спектр ценностей, значимых как для личности, так и для общества, индивидуальных и общественно значимых, духовных, нравственных и экономических, прагматических, находящих выражение в системе гражданских отношений к государству, обществу, другим людям, к себе как гражданину.

В исследовании, проведенном нами на базе Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, приняли участие 290 студентов в возрасте от 18 до 23 лет.

Респондентам предлагалось выбрать из списка положительных базовых ценностей сначала ценности, наиболее значимые лично для себя, а затем наиболее важные для страны.

Исследование позволило выявить, что наиболее значимыми лично для себя для большинства респондентов (выбрали более чем 50 % студентов) являются такие ценности, как здоровье, любовь, семья, дружба, образование, успех, уважение к родителям, безопасность, достаток (ценности здесь и далее указываются по убыванию). Часть респондентов (от 30 до 50 %) отметили, что лично для себя значимыми считают независимость, доверие, мир, порядочность, справедливость, профессионализм. Менее всего значимыми (указали менее чем 10 %) являются равенство, долг, согласие, законность, надежда, убеждения, удовольствие, могущество, сотрудничество, известность.

Наиболее значимыми для страны, по мнению большинства респондентов (указали от 70 до 45 %), являются следующие ценности: безопасность, законность, мир, развитие, Родина, внимание к людям, могущество, стабильность. Меньшим количеством респондентов (в диапазоне от 40 до 20 %) были выбраны такие значимые для страны ценности, как образование, независимость, труд, власть, природа, сотрудничество, справедливость, достаток, профессионализм, равенство, свобода, успех. Наименее всего значимыми (практически полностью проигнорированы) для страны ценностями являются надежда, уважение к родителям, известность, смысл жизни, творчество, убеждения, удовольствие.

На следующем этапе - при изучении антиценностей - респондентам предлагались два задания: выбрать наиболее неприемлемые, отвергаемые, раздражающие лично респондента антиценности и выбрать антиценности, наиболее неприемлемые, отвергаемые, опасные для страны.

Наиболее неприемлемыми лично для себя для большинства респондентов являются такие антиценности, как наркомания и алкоголизм, война, беззаконие, безответственность, порабощение, жестокость, обман, агрессия, взяточничество, болезни, бедность, разврат, безработица, зависть, месть. Менее всего неприемлемыми являются (отметили менее чем 10 % респондентов) святотатство, неудача, вырождение, разобщенность.

Наиболее неприемлемыми для страны, по мнению большинства респондентов (от 78 до 35 %), являются следующие антиценности: безработица, беззаконие, наркомания и алкоголизм, взяточничество, война, бедность, обман, непрофессионализм, агрессия, разврат.

Незначимыми для страны в восприятии студентов являются следующие антиценности (отмечены менее чем 10 % респондентами): зависть, хамство, неудача, одиночество.

На следующем этапе исследования, используя разработанную на основе анализа научных источников анкету, мы выделили две группы респондентов: группу молодежи с более развитой гражданской активной позицией (первая группа) и группу более пассивной в этом отношении молодежи (вторая группа). Молодежь с более сформированной гражданской позицией регулярно принимала участие в мероприятиях по формированию и становлению гражданской активности, организованных государственными и образовательными учреждениями. Представители этой группы также отличались более высокой электоральной активностью. Так, в эту группу вошли сторонники демократического антифашистского движения «Наши».

В качестве наиболее значимых для себя лично ценностей представители обеих групп выбрали такие ценности, как любовь, семья, дружба. Среди наиболее значимых для страны ценностей все респонденты выделили безопасность, мир. Граждански активная молодежь выше ценит могущество, справедливость, независимость. Также для нее значимым фактором является личный успех. Представители же второй группы в качестве наиболее значимых для страны ценностей чаще указывали законность, развитие.

Общей отвергаемой антиценностью для каждой из выборок стали наркомания и алкоголизм.

Резюме. Были изучены особенности ценностных приоритетов граждански активных студентов и студентов, пассивных в проявлении гражданской позиции, в условиях образовательного пространства высшей школы. Исследована система приоритетов молодежи в политической и идеологической сфере, рассмотрена роль в ней нравственнопатриотических и экономических ценностей. В целом базовые ценности студенческой молодежи не противоречат традиционным ценностям российского общества. Выявлено, что для студенческой молодежи наиболее приоритетными являются такие ценности, как стабильность, сотрудничество, власть, законность, доверие, труд, милосердие, согласие, играющие большую роль во взаимодействии государства и общества и составляющие неотъемлемую часть в формировании гражданской позиции как в образовательном пространстве, так и в обществе. Таким образом, необходимо усилить психологопедагогическую работу в образовательных учреждениях, ориентированную на гражданское воспитание молодежи, привлечение обучающихся к общественно-полезной деятельности, формирование у них духовно-нравственной культуры, гражданской активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Базовые ценности россиян. Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / отв. ред. А. В. Рябов, Е. Ш. Курбангалеева. - М. : Дом интеллектуальной книги, 2003. - 448 с.

2. Князев, А. М. Акмеолого-педагогическая концепция воспитания гражданственности в системе российского образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 19.00.13 / А. М. Князев. - М., 2008. - 25 с.

3. Князев, А. М. Гражданственность личности / А. М. Князев. - М. : Академия ФПС России, 2003. - 100 с.

4. Патрушев, С. В. Гражданская активность: институциональный подход. Перспективы исследования [Электронный ресурс] / С. В. Патрушев. - Режим доступа: http://www.civisbook.ru/files/File/Patrushev_2009_6.pdf.

5. Послание Федеральному собранию Президента РФ В. В. Путина, 2012 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://президент.рф/

6. Семенюк, Л. М. Психология гражданской активности: особенности, условия развития : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05 / Л. М. Семенюк. - М., 2007. - 74 с.

7. Трунова, Т. А. Трансформация идеалов гражданственности и механизмов ее формирования в российской политической культуре : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 / Т. А. Трунова. - Пермь, 2009. - 31 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.