Научная статья на тему 'Формирование системы внутренней продовольственной помощи незащищенным слоям населения Омской области'

Формирование системы внутренней продовольственной помощи незащищенным слоям населения Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / НЕЗАЩИЩЕННЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / СОЦИАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / АДРЕСНАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / ПРОДУКТОВЫЕ ЦЕПОЧКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / МАЛОИМУЩЕЕ НАСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стукач В.Ф., Старовойтова Н.П., Асташова Е.А., Евдохина О.С.

В статье рассмотрена и обоснована необходимость создания системы внутренней продовольственной помощи, основанной на реализации сектора АПК Омской области. Определены направления оказания продовольственной помощи нуждающимся слоям: адресная продовольственная помощь нуждающимся слоям населения, социальное питание в бюджетных учреждениях Омской области. Дана характеристика агропродовольственного рынка с позиции трансформации институтов региональной инфраструктуры и необходимости формирования оптимальной институциональной среды. Проведен анализ сложившейся в регионе системы внутренней продовольственной помощи населению, определена численность незащищенных категорий населения и их потребность в продовольственной помощи, анализ системы распределения продовольствия, значение и доля отечественного и местного производства продуктов питания в продовольственном обеспечении в Омской области учреждений, организующих различные формы социального питания. Вскрыты проблемы в вопросах поставки продовольствия для организаций системы социального питания местными товаропроизводителями, а также влияние на них конкурсной системы поставок пищевых продуктов, которая организована в регионе в соответствии с федеральным законом. Исследованы возможности создания и сформирована схема организации централизованного производственно-логистического центра, целью которого является создание контура канала распределения агропромышленного производства, в том числе и производство продуктов питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы внутренней продовольственной помощи незащищенным слоям населения Омской области»

Формирование системы внутренней продовольственной помощи незащищенным слоям населения Омской области

00

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

Стукач Виктор Федорович,

доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента и маркетинга, ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», vic.econ@mail.ru

Старовойтова Наталья Петровна,

кандидат экономических наук, директор департамента кадровой и социальной политики, АТПП «ГРУППА «ОША», st_natali@osha.ru, 08.00.05

Асташова Екатерина Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и маркетинга, ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», ea.astashova@omgau.org

Евдохина Ольга Семеновна,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и маркетинга, ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», evdohina75@mail.ru,

В статье рассмотрена и обоснована необходимость создания системы внутренней продовольственной помощи, основанной на реализации сектора АПК Омской области. Определены направления оказания продовольственной помощи нуждающимся слоям: адресная продовольственная помощь нуждающимся слоям населения, социальное питание в бюджетных учреждениях Омской области. Дана характеристика аг-ропродовольственного рынка с позиции трансформации институтов региональной инфраструктуры и необходимости формирования оптимальной институциональной среды. Проведен анализ сложившейся в регионе системы внутренней продовольственной помощи населению, определена численность незащищенных категорий населения и их потребность в продовольственной помощи, анализ системы распределения продовольствия, значение и доля отечественного и местного производства продуктов питания в продовольственном обеспечении в Омской области учреждений, организующих различные формы социального питания. Вскрыты проблемы в вопросах поставки продовольствия для организаций системы социального питания местными товаропроизводителями, а также влияние на них конкурсной системы поставок пищевых продуктов, которая организована в регионе в соответствии с федеральным законом. Исследованы возможности создания и сформирована схема организации централизованного производственно-логистического центра, целью которого является создание контура канала распределения агропромышленного производства, в том числе и производство продуктов питания. Ключевые слова: внутренняя продовольственная помощь, незащищенные категории населения, производственно-логистический центр, социальное питание, адресная продовольственная помощь, продуктовые цепочки, региональная инфраструктура, продукты питания, малоимущее население.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Правительства Омской области в рамках научного проекта № 18-410550027: «Фундаментальные процессы формирования системы обеспечения незащищенных слоев населения экологически чистым питанием с использованием выведенных из сельскохозяйственного оборота земель в рамках реализации стратегии развития Омской области».

Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации в области социального обеспечения является повышение доступности качественного и разнообразного продовольствия для населения. Для решения данной задачи формируется система распределения внутренней продовольственной помощи (далее ВПП). Нормами ВТО снимаются ограничения на государственную поддержку местных товаропроизводителей, предприятий по переработке продукции для нужд внутренней продовольственной помощи. Финансирование сельскохозяйственных предприятий, в соответствии с требованиями соглашений ВТО, трансформируется в поддержу отдельных категорий населения [1, 2].

В рамках социальной политики Омской области важное значение приобретает необходимость решения вопросов по обеспечению нуждающихся слоев населения полноценным, здоровым питанием, которое также должно быть качественным и безопасным, по предотвращению снижения жизненного уровня населения. В этих условиях возникает необходимость формирование системы внутренней продовольственной помощи в рамках субъекта федерации, в том числе и на основании региональной продукции (в том числе продукции АПК сектора Омской области). Создание этой системы послужит основой продовольственной безопасности на региональном уровне [3].

Рынок сельскохозяйственной продукции, сформированным в рамках регионе недостаточно развит, что является причиной трансформации институтов инфраструктуры регионального рынка и создание оптимальной институциональной среды, которая являлась причиной развития системы внутренней продовольственной помощи.

Для решения этой стратегически важной для региона задачи авторами проекта проведен анализ сложившейся в регионе системы внутренней продовольственной помощи населению, определена численность незащищенных категорий населения и их потребность в продовольственной помощи. На следующем этапе проведен анализ системы распределения продовольствия, исследованы возможности создания производственно-логистического центра.

Система оказания продовольственной помощи нуждающимся слоям населения реализуется по следующим направлениям: адресная продовольственная помощь нуждающимся слоям населения, социальное питание в бюджетных учреждениях Омской области.

Адресная продовольственная помощь оказывается в виде продуктовых наборов отдельным категориям граждан, таки как беременные женщины, кормящие матери и дети в возрасте до трех лет.

Системой социального питания охвачены следующие категории граждан: школьники, из многодетных, а также из малоимущих семей; лица, находящиеся в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания; дети в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, воспитанники школ-интернатов, детских домов [4].

Для того, чтобы объективно определить масштабы помощи населению, а соответственно, о потребностях в продукции региональных производителей в рамках программ социального питания, произведен расчет потенциальных потребителей внутренней продовольственной помощи в регионе (таблица 1).

Указанные данные позволяют сформировать заключение о том, что потенциальных потребителей внутренней продовольственной помощи, которые могут быть охвачены системой социального питания в 2014-2017 гг. насчитывалось в среднем около 768 тыс. чел., что составляет 38,5 % населения Омской области. При этом фактическая численность получателей социального питания за исследуемый период составляет около 370 тыс. чел. ежегодно, что более чем на половину меньше численности потенциальных потребителей ВВП. В структуре потребителей социального питания наибольший удельный вес приходиться на последующие категории:

- обучающиеся в дневных и вечерних общеобразовательных организациях - 28%;

- находящиеся в учреждениях здравоохранения на лечении - 27,5%.

Таблица 1

Структура потенциальных потребителей внутренней продовольственной помощи, в разрезе категорий населения*

Составлено авторами на основе данных Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области

Категория потребителей Численность потребителей в Омской области,

внутреннем тыс чел.

продовольственной помощи 20141. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Адресная фодоеольетвенная помощь

Малоимущее население сдо

нежными доходами ниже 235,1 237,4 284.8 286,0

величины прожиточного

минимума

Беременные и кормящие

женщины, дети в возрасте до 8,2 8,2 9,9 9,9

грех лет

Итого 243,3 245,6 294,7 296,1)

Социальное питание

Инвалиды и лица пожилого

возраста, находящиеся в 47,8 47.8 46,9 47,3

специальных го су ч реален и ях

Дети, посещающие

дошкольные образовательные

организации 92,0 102,6 104,2 105.4

Дети, обучающиеся и

обще образовател ьных организациях (дневные и вечерние) 201.0 205,7 209,6 213,4

Студенты, обучающиеся по

программе ередпе- 36,0 37,5 41,5 4,2

С1 гениального образования

Студенты образовательных

организаций высшего 88,7 88.7 83,0 80,5

образования

Граждане, находящиеся на

печении в учреждениях 198,2 201,3 207.4 208,5

здравоохранения

Дети, находящиеся в оздоровительных лагерях 104,5 99,6 67.8 62,4

Итого 76 Я,2 783,2 760,4 759,7

Адресную продовольственную помощь получили 12 тыс. человек, что составляет 4 % от потенциально нуждающегося населения.

В Омской области среднегодовое значение получателей дополнительного льготного питания превышает восемь тысяч человек. Из них 3800 человек получают кисломолочную продукцию, 1900 человек - творог, 2300 человекам выделяется сухая адаптированная смесь. А также 245 беременных и кормящих женщин получают сухую инстантную молочную смесь. Обеспечение полноценным и разнообразным питанием таких категорий граждан как беременные женщины, кормящие матери и дети (до трех лет) осуществляется посредством специальных пунктов питания и организаций торговли, в соответствии с имеющимися медицинскими показаниями.

Одной из форм социальной защиты детей являются различные программы

школьного питания. Данные мониторинга эффективности организации питания, реализуемого Министерством образования Омской области свидетельствуют о том, что за последние три года горячим питанием охвачено 77% обучающихся, при этом в сельской местности данный показатель составляет 93%, а в условиях городских территорий - 60%.

В 2016 году, в условиях дефицита бюджета в Омской области были сохранены такие меры социальной поддержки как гарантии частичной компенсации горячего питания обучающихся в отношении детей из семей, в которых средний доход ниже чем 1,5 значения прожиточного минимума в Омской области.

Субсидирование обеспечением горячих завтраков и обедов обучающихся в системе школьного образования также было продолжено и в 2017 году. В этот же период предоставление субсидий на обеспечение питанием было сохранено

для нуждающихся категорий на основании принципов адресности.

В следующих муниципальных районах Омской области: Исилькульском, Кру-тинском, Любинском, Марьяновском, Москаленском, Нижнеомском, Полтавском, Русско-Полянском, Саргатском, Таврическом, Тевризском, Тюкалинском и Черлакском за счет средств местных бюджетов предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки на организацию горячего питания, обучающимся проживающим в семьях, находящихся в социально опасном положении; посещающим группы продленного дня; находящимся на подвозе; проживающим в пришкольных интернатах.

Реализация Программы внутренней продовольственной помощи требует производства значительного объема продовольствия [5, 6]. Объем поставок продовольствия в государственные учреждения Омской области в рамках организации социального питания представлен в таблице 2.

Объем поставок продовольствия в систему социального питания за 20142017 гг. увеличился почти в два раза. При этом в образовательные организации более чем в 3 раза, в организации здравоохранения на 27,5%, социальной защиты населения - остался на прежнем уровне.

Важным вопросом в организации поставок продовольствия для организаций системы социального питания является доля продукции отечественного и местного производства (таблица 3).

За исследуемый период 2014-2017 гг. доля продукции отечественного производства по всем видам продовольствия, кроме свежих фруктов, составляет около 100%, доля фруктов в среднем составила 69%. Доля продукции местного производства по хлебным продуктам составляет 95-98%, также, на наш взгляд, имеются все возможности полностью обеспечить потребности в молоке и молочных продуктах, картофеле, мясе и мясопродуктах за счет местного производства. В силу природно-климатических особенностей региона остается низкой доля местного производства рыбы и рыбопродуктов и свежих фруктов.

Вопросами поставки продовольствия для организаций социального питания реализуют такие органы исполнительной власти как Министерство образования, здравоохранения, труда и социального развития Омской области [4, 7]. При выборе поставщика продовольствия Министерства руководствуются принципом

О £

Я

3

9

2 е

8

00

сэ

сч

£

Б

ей

2 ©

рационального расходования бюджетных средств, при этом вопросам качественного и безопасного питания не уделяется должного внимания. А также реализуемое в современных условиях социальное питание не ставит целью ориентацию на применение продукции местных сельхозтоваропроизводителей. Поэтому организация поставок продуктов питания местного производства в систему социального питания во всех ведомственным учреждениях составляет не более 65 %. И это при том, что продукция местных производителей более качественная и безопасная, часто предлагается по цене значительно ниже, чем привозная из других регионов. Кроме того, многие добросовестные местные производители продуктов питания не могут самостоятельно по прямым каналам выйти на поставки продукции в учреждения социальной сферы, так как не могут выполнить требования по упаковке, маркировки продукции, не имеют специализированного транспорта, не имеют опыта участия в торгах и заключения государственных контрактов [4, 8].

Конкурсная система поставок пищевых продуктов, которая организована в соответствии с Федеральным законом № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» привела к тому, что в учреждения социальной сферы поступает значительного количество агропродукции низкого качества, потому что как правило, государственные контракты на поставку продуктов питания для обеспечения социально незащищенных групп населения заключаются в с организациями, предлагающим минимальную цену. Поэтому, необходимо формирование производственно-сбытовых цепочек поставок продуктов питания для отечественных (в том числе региональных) пищевых производств, в том числе объединенных посредством институциональной формы агропромышленных кластеров или производственно-логистических центров (рисунок 1) [4, 9], целью которых является формирование эффективной системы агропромышленного производства и распределения.

Для развития логистической инфраструктуры на территории Омской области необходимо создать индустриальный производственно-логистический комплекс для производства социального питания [10, 11].

Таким образом, формирование программы развития системы внутренней

Таблица 2

Поставки продовольствия в различные учреждения для организации социального питания в Омской области*

Составлено авторами на основе данных Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области

Наименования продуктов Объём поставок, тонн в год

питания 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Социальное питание

Итого 14211« 15800 28100 2801)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общеобразовател ьные орга muai ¡пи

Всего 5900 6600 18200 18500

Хлеб и хлебобулочные 900 1100 2200 2300

изделии

Макаронные изделия 200 200 300 300

Крупы 300 400 800 800

Картофел!. 900 1000 3100 3200

Овощи и бахчевые 800 900 3200 3300

Фрукты свежие 300 400 1300 1300

Мясо и мясопродукты 900 900 1500 1500

Рыба и рыбопродукты 200 200 700 600

Молоко и молочные 1300 1400 5100 5200

продукты

Организации здравоохранения

Всего 5100 5700 6600 6500

Хлеб и хлебобулочные 800 900 1200 1200

изделия

Макаронные изделия 100 200 100 100

Крупы 200 300 400 400

Картофель 800 900 1300 1300

Овощи и бахчевые 700 800 1100 1200

Фрукты свежие 200 300 100 200

Мясо и мясопродукты 800 900 600 500

Рыба и рыбопродукты 100 100 200 200

Молоко и молочные 1200 1300 1600 1400

продукты

Организации социальной защиты населения

Всего 3100 3500 3300 3000

Хлебные продукты 600 600 400 400

Макароны 0 100 100 0

Крупы 100 100 100 100

Картофель 500 600 500 600

Овощи и бахчеиые 600 600 600 600

Фрукты свежие 500 500 300 300

Мясо и мясопродукты 200 300 500 300

Рыба и рыбопродукты 100 100 100 100

Молоко и молочные 600 700 700 600

продукты

продовольственной помощи согласуется как в поддержкой региональных аг-ропроизводителей и производителей пищевых продуктов, но и формированием экономических механизмов производственной и логистической инфраструктуры. Для обеспечения потребностей населения в качественном продовольствии необходимо формировать инфраструктуру: продовольственного рынка, торговли и общественного питания, рыночной информации; сформировать маркетинго-логистическую систему взаимодействия предприятий всех звеньев продовольственной цепочки.

Литература

1. Алтухов А.И., Дрокин В.В., Журавлев А.С. От стратегии обеспечения продовольственной независимости к стратегии повышения конкурентоспособности агропродовольственного комплекса / / Экономика региона. 2016. Т. 12, № 3. С. 852-864. http://economyofregion.ru/Data/ Issues/ER2016/September_2016/ ERSeptember2016_852_864.pdf

2. Стукач, В.Ф. Инфраструктура: рыночные институты, социальная сфера села, производство: монография / В.Ф. Стукач, Л.В. Гришаева, Е.А. Асташова, В.С. Пецевич [и др.]; под общ. ред. В.Ф. Сту-

Таблица 3

Доля отечественного и местного производства продуктов питания в поставках продуктов питания в учреждения для организации социального питания в Омской области*

Составлено авторами на основе данных Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области

Наименования продуктов питания Доля в поставках продукции отечественного производства, % Доля в поставках продукции местного производства, %

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Хлебные прод\ кты 100.0 100.0 97.7 97.7 97.7 98.0 94.9 94.6

Макароны 100.0 100.0 100 0 100.0 75.3 75.0 63.3 63 9

Крупы 97.0 99 7 99.0 97.1 44.3 50.0 42.2 44.9

Картофель 100.0 100.0 99.8 99.8 85.0 89.7 89.9 89.7

Овощи и бахчевые 93.7 94.3 98 6 98.5 78.3 81.3 78.6 78.1

Фрукты свежие 60.0 70.7 73.4 72.1 0.0 6.0 18.5 18.4

Мясо и мясопродукты 99.3 100.0 99.5 99.3 83.3 86.3 81.3 80.7

Рыба и рыбопродукты 94.7 96.0 98.7 98.5 4.0 22.7 14.1 2.9

Молоко и

молочные 97.0 97.7 100.0 99.9 93.7 94.3 89.9 88.5

продукты

В среднем 93.3 95.3 96.0 96.0 62.7 67.0 63.7 62.3

Рисунок 1 - Схема производственно-логистического центра (составлено авторами)

кача. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2015. 276 с.

3. Stukach, V.F. Organic agriculture on soils of little use is the resource for internal food aid to the population / From the Other Shore: London Journals in Economics, Marketing, Finance, Business and Innovation A Collection of Scientific Papers,London, 2015. P. 23 -29/ DOI: 10.17809/05(2015)-03

4. Старовойтова Н.П. Инфраструктура внутренней продовольственной помощи в регионе: монография / Н.П. Старовойтова, В.Ф. Стукач. - Омск.: ООО «Ютон», 2017. - 221 с.

5. Stukach V. Adapting to the obligations of WTO members in the sphere of food aid to the population: the creation of specific regional infrastructure in Russia: монография / V. Stukach, N Starovoitova // Munich Personal RePEc Archive. - 2017. - С. 196.

6. Кайгородцев А.А.Товаропроводящая система АПК как фактор продоволь-

ственной безопасности Казахстана / А.А. Кайгородцев // Современный научный вестник. 2006. № 2. С. 28-32.

7. Киреенко Н.В. Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка стран Евразийского экономического союза /

H.В. Киреенко // Вестник Белорус. гос. экон. ун-та. -2016. № 5 (118). С. 6-17.

8. Котова Л.Г. Продовольственная безопасность страны / Л.Г. Котова, О.Н. Сафонова // Аграрная наука. 2012. № 12. С. 2-4.

9. Крапчина Л.Н. Продовольственная безопасность в условиях глобализации: пути сохранения и повышения / Л.Н. Крапчина, Л.Г. Котова // Продовольственная политика и безопасность. 2014. № 1, т.

I. С. 53-66.

10. Папело В.Н. Продовольственное самообеспечение регионов и развитие сельских территорий / В.Н. Папело Б.А.

Ковтун // АПК: экономика, управление. 2016. № 2. С. 72-80.

11. Старовойтова Н.П. Инфраструктура социального питания / Н.П. Старовойтова, В.Ф. Стукач // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-5. С. 1149-1152.

Formation of a system of internal food aid to the unprotected segments of the population of the Omsk region

Stukach V.F., Starovoytova N.P., Astashova E.A., Evdokhina O.S.

Omsk state agricultural university of P.A. Stolypin, ATPP «GRUPPA «OSHA»

In article need of creation of a system of the internal food aid which is based on products of agro-industrial complex of the Omsk region is considered and proved. The directions of rendering food aid to the needing layers are defined: address food aid to the needing segments of the population, social food in budgetary institutions of the Omsk region. Characteristic of the agrofood market from a position of transformation of institutes of regional infrastructure and need of formation of the optimum institutional environment is given.

The analysis of the system of internal food aid which developed in the region to the population is carried out, the number of the unprotected categories of the population and their need for food aid, the analysis of a system of distribution of food, value and a share of domestic and local production of food in deliveries of food to institutions for the organization of social food in the Omsk region is determined. Problems in questions of delivery of food for the organizations of a system of social food by local producers and also influence on them of the competitive system of supply of foodstuff which is organized in the region according to the federal law are opened.

Possibilities of creation are investigated and the scheme of the production and logistic center intended for creation of the closed chain of agro-industrial production including production of food is offered.

Keywords: internal food aid, unprotected categories of the population, production and logistic center, social food, address food aid, grocery chains, regional infrastructure, food, needy population.

References

1. Altuhov A.I., Drokin V.V., ZHuravlev A.S. Ot

strategii obespecheniya prodovol'stvennoj nezavisimosti k strategii povysheniya konkurentosposobnosti agroprodovol'stvennogo kompleksa [From the strategy of ensuring food independence to the strategy of increase in competitiveness of an agrofood complex]. Ekonomika regiona, 2016, T. 12, no 3, pp. 852-864. http:// economyofregion.ru/Data/Issues/ER2016/ September_201 6/ ERSeptember2016_852_864.pdf

2. Stukach, V.F. Infrastruktura: rynochnye instituty,

social'naya sfera sela, proizvodstvo [Infrastructure: market institutes, the social sphere I have sat down, production]. Omsk, Izd-vo FGBOU VPO OmGAU im. P.A. Stolypina, 2015. 276 p.

3. Stukach, V.F. Organic agriculture on soils of

little use is the resource for internal food aid to the population / From the Other Shore: London Journals in Economics, Marketing, Finance, Business and Innovation A Collection of Scientific Papers, London, 2015. P. 23 -29/ DOI: 10.17809/05(2015)-03

О

3

В

s

ff

2 e

8

4. Starovojtova N.P. Infrastruktura vnutrennej

prodovol'stvennoj pomoshchi v regione [Domestic food aid infrastructure in the region] N.P. Starovojtova, V.F. Stukach. Omsk, OOO «YUton», 2017. 221 p.

5. Stukach V. Adapting to the obligations of WTO

members in the sphere of food aid to the population: the creation of specific regional infrastructure in Russia. Munich Personal RePEc Archive. 2017. 196 p.

6. Kajgorodcev A.A. Tovaroprovodyashchaya sistema

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

APK kak faktor prodovol'stvennoj bezopasnosti Kazahstana [Commodity distribution system of agrarian and industrial complex as factor of food security of Kazakhstan]. Sovremennyj nauchnyj vestnik, 2006, no 2, pp. 28-32.

7. Kireenko N.V. Razvitie infrastruktury i logisticheskogo obespecheniya agroprodovol'stvennogo rynka stran Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza [Development of infrastructure and logistic ensuring the agrofood market of the countries of the Eurasian Economic Union]. Vestnik Belorus. gos. ekon. un-ta, 2016, no 5 (118), pp. 6-17.

8. Kotova L.G., Safonova L.G. Prodovol'stvennaya

bezopasnost' strany [Food security of the country] Agrarnaya nauka, 2012, no 12, pp. 2-4.

9. Krapchina L.N., Kotova L.G. Prodovol'stvennaya

bezopasnost' v usloviyah globalizacii: puti

sohraneniya i povysheniya [Food security in the conditions of globalization: ways of preservation and increase]. Prodovol'stvennaya politika i bezopasnost', 2014, no 1, v. 1, pp. 53-66.

10. Papelo V.N., Kovtun B.A. Prodovol'stvennoe samoobespechenie regionov i razvitie sel'skih territorij [Food self-sufficiency of regions and development of rural territories]. APK: ekonomika, upravlenie, 2016, no 2, pp. 7280.

11. Starovojtova N.P., Stukach V.F. Infrastruktura social'nogo pitaniya [Infrastructure of social food]. Fundamental'nye issledovaniya, 2014, no 8-5, pp. 1149-1152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.