Научная статья на тему 'Формирование институциональной инфраструктуры агропродовольственного рынка пригородной зоны мегаполиса: особенности, направления развития'

Формирование институциональной инфраструктуры агропродовольственного рынка пригородной зоны мегаполиса: особенности, направления развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ПРИГОРОДНАЯ ЗОНА / ВНУТРЕННЯЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / INFRASTRUCTURE / AGROFOOD MARKET / SUBURBAN AREA / DOMESTIC FOOD AID

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Задворнева Е.П., Зинич А.В., Евдохина О.С.

Введение. В статье изложены перспективы развития конкурентных преимуществ оптово-распределительных центров как необходимых объектов инфраструктуры агропродовольственного комплекса пригородной зоны мегаполиса, его роль в формировании современной институциональной среды пригородного АПК. Материалы и методы. Обоснованы причинно-следственные связи необходимости формирования и функционирования институциональной среды агропродовольственного комплекса пригородной зоны, создания механизма внутренней продовольственной помощи нуждающимся слоям населения. При проведении исследований использовались монографический, статистический, графический, экспертный метод. Результаты. Авторским коллективом обоснованы предложения по созданию институциональной среды функционирования предприятий и организаций, входящих в систему внутренней продовольственной помощи населению. Обсуждение и заключение. Предложен механизм развития институтов инфраструктуры агропродовольственного комплекса мегаполиса, основанный на оценке возможностей ресурсного потенциала продовольственного рынка пригородной зоны; даны рекомендации по формированию современных институтов развития, обеспечивающих продовольствием население мегаполиса в условиях сложившихся ограничений на господдержку сельского хозяйства после вхождения Республики Казахстан в ВТО; предлагается в рамках проектного подхода создать механизм управления инфраструктурным обеспечением агропродовольственного рынка пригородной зоны мегаполиса, основанный на взаимодействии агентов в системе экономических отношений, органов исполнительной власти мегаполиса, администраций районных территориальных образований, бизнес-структур и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL INFRASTRUCTURE FORMATION OF THE AGRO-FOOD MARKET IN THE METROPOLIS SUBURBAN AREAS: CHARACTERISTICS, DEVELOPMENT DIRECTIONS

Introduction. The article describes the prospects for competitive advantages’ development of wholesale and distribution centers as the necessary agro-food complex infrastructure in the metropolis suburban area. Moreover, agro-food complex’s role in the formation of the modern institutional environment of suburban agriculture is also discussed. Materials and methods. The causal relations of the need for the formation and functioning of the agrofood complex institutional environment in the suburban area, the creation of the internal food mechanism to the needy segments of the population are substantiated. The authors use monographic, statistical, graphic and expert methods in the research. Results. The authors justify the suggestions to create an institutional environment for the functioning of enterprises and organizations, which are included in the system of internal food aid to the population. Discussion and conclusions. As a result, the mechanism for the infrastructure development of the metropolis agro-food complex, based on the resource potential assessment of the food market in the suburban area, is presented. In addition, the recommendations on the development of modern institutions that provide food to the population of the metropolis in the current restrictions of state agriculture support after the accession of Kazakhstan to the WTO are made. Moreover, the creation of the mechanism for managing the infrastructure provision of the agro-food market in the metropolis suburban area, based on the interaction of agents in the system of economic relations, the Executive authorities of the metropolis, district administrations of territorial entities, business structures and science is proposed.

Текст научной работы на тему «Формирование институциональной инфраструктуры агропродовольственного рынка пригородной зоны мегаполиса: особенности, направления развития»

УДК 338.49:338.436.33:911.375.635(045)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА ПРИГОРОДНОЙ ЗОНЫ МЕГАПОЛИСА: ОСОБЕННОСТИ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

АННОТАЦИЯ

Введение. В статье изложены перспективы развития конкурентных преимуществ опто-во-распределительных центров как необходимых объектов инфраструктуры агропродоволь-ственного комплекса пригородной зоны мегаполиса, его роль в формировании современной институциональной среды пригородного АПК.

Материалы и методы. Обоснованы причинно-следственные связи необходимости формирования и функционирования институциональной среды агропродовольственного комплекса пригородной зоны, создания механизма внутренней продовольственной помощи нуждающимся слоям населения. При проведении исследований использовались монографический, статистический, графический, экспертный метод.

Результаты. Авторским коллективом обоснованы предложения по созданию институциональной среды функционирования предприятий и организаций, входящих в систему внутренней продовольственной помощи населению.

Обсуждение и заключение. Предложен механизм развития институтов инфраструктуры агропродовольственного комплекса мегаполиса, основанный на оценке возможностей ресурсного потенциала продовольственного рынка пригородной зоны; даны рекомендации по формированию современных институтов развития, обеспечивающих продовольствием население мегаполиса в условиях сложившихся ограничений на господдержку сельского хозяйства после вхождения Республики Казахстан в ВТО; предлагается в рамках проектного подхода создать механизм управления инфраструктурным обеспечением агропродовольственного рынка пригородной зоны мегаполиса, основанный на взаимодействии агентов в системе экономических отношений, органов исполнительной власти мегаполиса, администраций районных территориальных образований, бизнес-структур и науки.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инфраструктура, агропродовольственный рынок, пригородная зона, внутренняя продовольственная помощь.

© Е.П. Задворнева, *А.В. Зинич, О.С. Евдохина

Е.П. Задворнева1, *А.В. Зинич2, О.С. Евдохина2

^Казахский агротехнический университет им.С.Сейфуллина

Республика Казахстан, г. Астана

2ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск, Россия *av.zinich@omgau.org

(2

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

INSTITUTIONAL INFRASTRUCTURE FORMATION OF THE AGRO-FOOD MARKET IN THE METROPOLIS SUBURBAN AREAS: CHARACTERISTICS, DEVELOPMENT DIRECTIONS

ABSTRACT

Introduction. The article describes the prospects for competitive advantages' development of wholesale and distribution centers as the necessary agro-food complex infrastructure in the metropolis suburban area. Moreover, agro-food complex's role in the formation of the modern institutional environment of suburban agriculture is also discussed.

Materials and methods. The causal relations of the need for the formation and functioning of the agro-food complex institutional environment in the suburban area, the creation of the internal food mechanism to the needy segments of the population are substantiated. The authors use monographic, statistical, graphic and expert methods in the research.

Results. The authors justify the suggestions to create an institutional environment for the functioning of enterprises and organizations, which are included in the system of internal food aid to the population. Discussion and conclusions. ^s a result, the mechanism for the infrastructure development of the metropolis agro-food complex, based on the resource potential assessment of the food market in the suburban area, is presented. In addition, the recommendations on the development of modern institutions that provide food to the population of the metropolis in the current restrictions of state agriculture support after the accession of Kazakhstan to the WTO are made. Moreover, the creation of the mechanism for managing the infrastructure provision of the agro-food market in the metropolis suburban area, based on the interaction of agents in the system of economic relations, the Executive authorities of the metropolis, district administrations of territorial entities, business structures and science is proposed.

KEYWORDS: infrastructure, agro-food market, suburban area, domestic food aid.

© E.P. Zadvorneva, *A.V. Zinich, O. S. Evdokhina

E.P. Zadvorneva1, *A.V. Zinich, O. S. Evdokhina

1Kazakh Agrotechnical University named after S. Seifullin 2 Omsk State Agricultural University, Omsk, Russia *av.zinich@omgau.org

Content is available under the license Creative Commons Attribution 4.0 License.

ВВЕДЕНИЕ

В процессе модернизации экономики Республики Казахстан формируется система организаций, обеспечивающая взаимодействие между производством, распределением, обращением и потреблением, создающая институциональную среду агропродовольственного комплекса, обслуживающую деятельность агентов рыночной экономики, обеспечивающая сокращение трансакционных издержек во всех фазах воспроизводственного процесса.

В связи с этим существует объективная необходимость формирования благоприятной институциональной среды для всех игроков агропродовольственного рынка, институтов развития инфраструктуры, ориентированных на повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, обеспечение продовольственной безопасности населения, а также создания института распределения внутренней продовольственной помощи. Создание и функционирование инфраструктуры агропродовольственного комплекса пригородного хозяйства мегаполисов как многофункциональной системы с учетом специфики современного этапа развития казахстанской экономики исследованы недостаточно.

Инфраструктура агропродовольственного комплекса мегаполиса призвана обеспечить существование системы, в которой взаимодействуют субъекты рыночных отношений. Она влияет на эффективность процессов производства, распределения, обмена и потребления и должна соответствовать уровню развития производительных сил в обществе на каждом этапе его развития. Агропродоволь-ственный комплекс мегаполиса - это главное звено в обеспечении физической доступности продовольствия населению, который представлен нами в двух аспектах: с одной стороны, агропродовольственный комплекс встроен в систему агропродовольственного сектора, с другой - сам состоит из элементов, главным из которых является агропродовольственный рынок.

Всеми экономическими школами признается, что инфраструктура является «... основным компонентом любой системы как материальная основа бизнес-процессов» [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]. К сторонникам определения инфраструктуры как материальной основы функционирования экономики можно отнести Носову С.С, Лившиц В.Н, Красовского В.П. и др.; инфраструктуры как общенациональной услуге функционирующим бизнес-структурам - Розенштейн-Родана П., Янгсона А., Зингера Х.,

Стаханова В.Н. Чернявского И.Ф., Бронштейна Я.Т. и др.; инфраструктуры как обеспечивающей подсистемы экономики, включающей материальную, институциональную, персональную компоненты, - Иохимсена Р., Новикова Д.Т., Новоселова А.С. Целям нашего исследования в большей степени применим подход профессора Стукача В.Ф., который определяет инфраструктуру как систему, находящуюся в постоянном взаимодействии с другими системами экономики региона, соединена с ними прямыми и обратными связями, подвергнумыми изменениям во времени и пространстве [9,10].

Учитывая специфику современных процессов в развитии казахстанской экономики и понимая необходимость разработки инфраструктурных проектов, авторы ставят следующую цель: определить перспективы развития конкурентных преимуществ оптово-распреде-лительных центров как необходимых объектов инфраструктуры агропродовольственного комплекса пригородной зоны мегаполиса, их роль в формировании современной институциональной среды пригородного АПК. Для достижения поставленной цели авторами решены следующие задачи: проанализированы тенденции развития пригородного АПК города Астаны, выявлен потенциал предприятий оптово-розничной торговли, предложен механизм реализации внутренней продовольственной помощи (ВПП) нуждающимся слоям населения посредством создания оптово-рас-пределительных центров (ОРЦ).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Продовольственный рынок Астаны является крупной в Казахстане локальной системой обращения продовольственных товаров. Развитие агропродовольственного рынка в таком мегаполисе, как Астана, обусловлено следующими специфическими факторами. Во-первых, Астана с 1998 года является столицей государства, вторым по величине после Алматы городом с наибольшей концентрацией потребителей продовольствия. Число постоянно проживающих в Астане жителей в 2017 г. составило 952, 5 тыс. человек, а с учетом гостей столицы численность потребителей продовольствия оценивается в 1 240 тыс. человек, что составляет 6,9 % от всего населения Казахстана. Следует принять во внимание, что численность населения Астаны вместе с пригородной зоной возросла за последние 10 лет в 1,7 раза, а за 20 лет - в 2,6 раза (таблица 1).

Таблица 1

ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АСТАНЫ И ЕЕ ПРИГОРОДНЫХ РАЙОНОВ И ПРОГНОЗ НА ПЕРСПЕКТИВУ

Table 1

Population dynamics in Astana and its suburban areas and future forecast

Год Численность населения, чел.

Районы пригородной зоны г. Астана Всего

2000 135 034 381 000 482 236

2001 130 061 446 200 543 987

2002 124 954 493 100 586 971

2003 124 837 501 998 596 177

2004 125 881 510 533 605 937

2005 125 778 529 335 624 742

2006 125 929 550 438 646 1 40

2007 127 440 574 448 671 853

2008 127 835 602 684 700 616

2009 144 307 605 254 721 131

2010 143 702 649 139 764 672

2011 143 380 697 129 812 662

2012 143 855 742 918 859 220

2013 144 425 778 198 895 101

2014 145 399 814 934 933 834

2015 148 262 872 665 993 917

2016 147 385 934 258 1 081 643

2017 145 784 952 492 1 098 276

***

2020 154 375 969 131 1 099 146

***

2030 169 825 1 256 941 1 406 506

Уравнение тренда M^a+bt y = 1 545t + 121 930 y = 28 781t + 364 730 y = 3 0736t + 453 690

*составлено и рассчитано авторами

Таблица 2

ПОТРЕБЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ С ДОХОДАМИ ВЫШЕ И

НИЖЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА, 2016 г.

Table 2

Consumption of basic food by the population with incomes above and below the subsistence minimum, 2016

Продукты питания Потребление (кг) населением с доходами Соотношение потребле-оия пмидуктов питания населением с доходами ниже ПМ к пот^боению с доходами выше Юм, %

выше ПМ ниже ПМ

Астана Пригородная зона Астана Пригородная нона Астана Пригородная зона

ллебопродукты и крупяные изделия 106 132 71 88 67,0 66,4

Мясо и мясопродукты 70 71 22 32 31,0 45,8

Рыба 7 10 2 2 33,3 27,0

Молочные продукты 251 264 179 126 71,3 46,7

Яйцо* 172 170 83 50 48,3 20,6

Масла и жиры1 16 23 11 7 69,2 31,6

Фрукты 59 49 29 13 49,0 26,8

Овощи од 73 42 30 58,о 51,0

Картофель 43 48 34 26 и7,8 5и,Ч

Сахар 31 40 17 рО 5и,8 51,5

* Шт.

Хлеб и мучные Алкоголь и изделия

Рисунок-Объемрозничной торговлипоотдельным продовольственнымтоварамвАстане,всреднемза 2012-2016 гг.

Figure-Retail tradevolumetoseparatefoodproductsin Astana,averagecalculationsfrom2012 to 2016 Источник: составлено авторами на основе статистических данных

Рост населения Астаны будет продолжаться и в дальнейшем, а это говорит о средне-и долгосрочной перспективах емкости агропродовольственного рынка. Увеличение населения мегаполиса связано, прежде всего, с миграционными процессами.

Во-вторых, функционирование агропродовольственного рынка Астаны и ее пригородной зоны, а также инфраструктуры, зависит в значительной мере от особенностей уровня жизни проживающего здесь населения. Он характеризуется, с одной стороны, высоким уровнем среднедушевых денежных доходов и потребительских расходов, с другой - наличием в Астане большого количества населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В настоящее время не все категории населения Астаны имеют возможности для экономического доступа к продовольствию (таблица 2).

Люди с наименьшими доходами не только потребляют в два раза меньше продуктов питания, но и покупают более дешевые, обладающие недостаточной энергетической ценностью продукты. Неравенство в потреблении измеряется с помощью коэффициента вариации энергетической ценности потребленных продуктов питания [11, 12]

Изменения, происходящие в экономике города с момента переноса столицы из Алматы в Астану, тесно связаны с развитием внутренней торговли. Оборот розничной торговли продовольствия в 2016 г. составил 223,2 млрд тг. (40,6 млрд руб.), что в сопоставимых ценах на 18,8% больше, чем в 2012 г. Объем розничной торговли по отдельным продовольственным товарам за 2012-2016 гг. показан на рисунке .

Оптово-розничный оборот столицы Казахстана обеспечивают только частные организации [13]. В составе торговых предприятий Астаны функционирует 25 различных рынков и ярмарочных комплексов [14]. Несмотря на большое количество торговых мест и высокую степень реализации товаров, указанные торговые предприятия Астаны удовлетворяют потребности участников рынка не более чем на 35% [15]. При этом существует проблема несанкционированной торговли скоропортящимися продуктами питания на стихийных рынках. Широко распространены магазины, осуществляющие торговлю продовольственными товарами - 120 сетей. Однако торговых площадей все ещё недостаточно. Розничная сеть пригородных районов мегаполиса пред-

ставлена продовольственными магазинами и специализированными организациями. Несмотря на то что в каждом населенном пункте или округе есть хотя бы один продовольственный магазин, в целом по пригороду этот сегмент продовольственного рынка недостаточно развит. Как правило, в этих магазинах набор продуктов питания ограничен, и жителям удаленных поселков приходится периодически пополнять свои запасы продовольствия, выезжая в районные центры или в Астану.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Многие российские ученые внесли вклад в изучение агропродовольственного комплекса, продовольственной безопасности населения [16,17,18,19,20,21,22,23,24]. Обобщая, продовольственная безопасность будет считаться обеспеченной, если:

- на рынке города и пригородной зоны присутствуют продукты питания в объемах, достаточных для обеспечения ими населения не ниже рекомендуемых норм их потребления;

- денежные доходы и система социальной защиты, в т.ч. система внутренней продовольственной помощи нуждающимся слоям населения, позволяют приобретать основные виды продовольствия в соответствии с рекомендуемыми нормами потребления;

- обеспечено качество продукции;

- снижена зависимость агропродовольственного рынка от импорта.

Выполнение всех этих задач зависит от того, насколько верно определены основные направления дальнейшего развития агропродовольственного комплекса пригородной зоны мегаполиса, населению которого ежедневно требуется 3 тыс. т продовольствия, или более 1 млн т в год.

На наш взгляд, здесь необходимо усилить основные взаимосвязанные направления развития инфраструктуры агропродовольствен-ного комплекса пригородной зоны мегаполиса:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-совершенствование имеющихся звеньев;

-формирование отсутствующих звеньев;

-развитие институциональной инфраструктуры.

Поставкой сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Астану, а также его хранением, промышленной переработкой, реализацией занимается продовольственный комплекс города, предприятия и организации которого имеют соответствующую материальную базу. Взаимодействие всех участников агропродовольственного комплекса Астанин-ской агломерации определено самой систе-

ТаблицаЗ

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ СХП ПРИГОРОДНОЙ ЗОНЫ НА 01.01.2018 г., В СРЕДНЕМ

Table 3

Logistics costs of SKHP suburban areas on 01.01.2018, average calculations

Статьи бухгалтерского учета Затраты на логистику Доля в общем объеме себестоимости реализованной продукции, %

Сырье Оплата посреднику 6,9

Электроэнергия Электроэнергия на перемещение 0,5

Затраты на реализацию Транспортировка 3,5

Складирование и хранение 2,5

Административные Проверка продукции 1,1

Обслуживание платежей 1,5

Другие виды 2,0

Итого 18,0

мой продовольственного обеспечения населения. Инфраструктура агропродовольственного рынка представлена складскими комплексами, базами, хранилищами, хладокомбинатами, таможенными терминалами.

Уделяя внимание второму направлению развития инфраструктуры АПК, следует отметить, что сегодня вообще отсутствуют в оптовом звене Астаны такие элементы, как оптово-распределительный центр, производственно-логистический центр, мультимодаль-ный индустриально-логистический парк.

В рамках развития институциональной инфраструктуры агропродовольственного комплекса пригородной зоны Астаны существует острая необходимость своевременного создания механизма внутренней продовольственной помощи (ВПП) нуждающимся слоям населения. Важнейший инфраструктурный проект в рамках программы ВПП - это создание опто-во-распределительных центров (ОРЦ). В целях расширения возможностей по сбыту сельскохозяйственной и переработанной продукции необходимо создание оптово-распредели-тельных центров (ОРЦ) для формирования крупных партий продовольствия и распределения их на рынке Астаны. Аналогов ОРЦ в Казахстане в настоящее время пока не имеется. Мировая практика предусматривает реализацию такого рода проектов на долгосрочной основе до 40 лет. Наиболее приемлемым для Казахстана, как и для России, признан опыт работы оптовой торговли продуктами питания Испании. В 60-е годы прошлого века была со-

здана «Mercasa» - предприятие оптовой торговли государственной формы собственности. В Японии, США, Франции, Германии и других странах с развитой экономикой осуществляется государственное регулирование деятельности предприятий оптовой торговли с функцией распределения. Деятельность поставщиков продовольствия лицензируется строго Министерством сельского хозяйства, а деятельность оптовых покупателей - местными органами государственной власти. В большинстве стран ОРЦ, созданные как товаропроводящие объекты инфраструктуры для реализации скоропортящейся продукции, решают не только экономические проблемы, но и проблемы социального (социальные сегменты ОРЦ) и политического (экспортные сегменты ОРЦ) характера. Показателен опыт таких стран, как Польша и Россия. Во многих областях России уже действуют пилотные проекты по созданию и функционированию ОРЦ и ПЛЦ [25]. Продовольствие требует такой товаропроводящей сети, которая обеспечивает быстрый, качественный режим транспортировки и доставки до потребителя. Следует отметить, что ОРЦ И ПЛЦ упорядочивают технологическую цепочку движения продовольствия от товаропроизводителя до потребителя, обеспечивают равные условия поставщикам продовольствия для сбыта продукции, при этом они поддерживают конкурентную среду [25]. В то же время существуют проблемы дальнейшего развития ОРЦ, связанные с глобализацией экономических отношений на мировом рынке, например объ-

единением зарубежных торговых компаний между собой.

Создание ОРЦ в Казахстане должно стать одним из приоритетных направлений аграрной политики, так как решение проблемы сбыта продукции и формирования современных хозяйственных связей между товаропроизводителями и потребителями является важнейшей задачей в государстве. Отличительной особенностью ОРЦ кроме торговли является использование современных ИКТ при формировании заявок потребителя, обработке, комплектации заказа и доставок продукции потребителю с минимальными издержками. По данным экспертных оценок, рынок логистических услуг в Казахстане не развит. По исследованиям АО «Казагромаркетинг», из-за отсутствия конкуренции в этой сфере логистические услуги в Казахстане в 1,3 раза дороже, чем в России и в 2,9 раз дороже, чем в странах Евросоюза. Доля логистических затрат сельхозтоваропроизводителей пригородной зоны Астаны показана в таблице 3.

Доля логистических издержек СХП в себестоимости реализованной продукции может достигать 20%.

Таким образом, при реализации стратегии ОРЦ и подходов с внедрением информационных технологий и инструментов ГЧП, можно решить две главные задачи: обеспечить продовольственную безопасность, стабилизировать цены на продукты питания, снизить логистические и транзакционные издержки СХП. Это условие достижимо путем строительства соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей свободный доступ предприятий и организаций, что значительно сократит издержки. Поставки посредством создания ОРЦ решит проблему качества поставляемых товаров в учреждения социального питания и доступность госзаказа для производителей Астаны и пригорода. Если население увеличит потребление продуктов пригородного АПК, сельское хозяйство может значительно внести свой вклад в устойчивое развитие Астаны и ее пригородной зоны.

ОБСУЖДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ состояния и динамики инфраструктуры агропродовольственного комплекса Астаны и пригородной зоны показал, что не решены общесистемные проблемы развития материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства как одного из основного звена инфраструктуры. Институты инфраструктуры продовольственного рынка

мегаполиса и пригородной зоны недостаточно развиты в сфере хранения, складского хозяйства, консалтинга и в других направлениях. В системе потребительских рынков ослаблена роль оптового звена, существует большое число посредников, а следовательно, увеличиваются розничные цены на основные продукты питания. Нами были проанализированы продуктовые цепочки товародвижения мяса и молока на агропродовольственном рынке Астаны. Выявлено, что действующие торговые каналы приводят к бесконтрольному удорожанию продовольственной продукции, так как каждый посредник увеличивает цену продуктов питания в среднем на 20%. Для расширения возможностей прямого взаимодействия местных сельхозпроизводителей и потребителей предлагаются альтернативные формы торговли.

В целях расширения возможностей по сбыту сельскохозяйственной и переработанной продукции, для формирования крупных партий продовольствия, распределения их на рынке Астаны и для экспорта необходимо создание оптово-распределительных центров. ОРЦ может стать важнейшим инфраструктурным объектом в рамках программы ВПП. Создание ОРЦ возможно и в структуре многофункционального индустриально-логистического парка. Предполагается следующий экономический эффект от реализации проекта создания ОРЦ: цены на продукты питания снизятся минимум на 15%, потери при транспортировке и хранении продтоваров - минимум на 20%, за счет оптимизации цепочки товародвижения доходы СХТП возрастут в среднем на 10%.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алтухов А.И., Дрокин В.В., Журавлев А.С. От стратегии обеспечения продовольственной независимости к стратегии повышения конкурентоспособности агропродовольственного комплекса // Экономика региона. 2016. Т. 12, № 3. С. 852-864. http://economyofregion. ru/Data/Issues/ER2016/September_2016/ ERSeptember2016_852_864.pdf

2. Andrea Bonfiglio Chiodo, E. A Regional Impact Analysis of European Policies in Rural Areas. URL:http://ecsocman. http://hse.ru/ data/135/673/1219/87EAAE_Bonfiglio_Chiodo. pdf.

3. Антонюк В.С., Данилова И.В., Митель-ман С.А., Буликеева А.Ж. Управление социальной инфраструктурой регионов в системе инструментов повышения качества жизни населения регионов // Экономика региона.

2015. №3. С. 53-66. http://economyofregion. ru/Data/Issues/ER2015/September_2015/ ERSeptember2015_53_66.pdf

4. Delgado, M., Porter, M., Stern, S. Defini Clusters of Related Industries // Journal of Economic Geography. 2015. № 3. P. 1-38. https:// doi.org/10.1093/jeg/lbv017.

5. Fujita, M. The evolution of spatial economics: from Thunen to the new economic geography / The Japanese Economic Review/ - 2010. - Vol. 61, № 1. - P. 1 - 32.

6. Li, Y., Long, H., Liu, Y. (2015). Spatiotemporal pattern of China's rural development: A rurality index perspective. Journal of Rural Studies, vol. 38, april 01, 2015, рр. 12-26. URL:https://www.scopus.com/record/display. uri?eid=2-s2.0-84922321671&origin=inward&txG id=6fe6483e84c431a381a

7. Полешкина И.О. Оценка эффективности продовольственного обеспечения районов Крайнего Севера России // Экономика региона. 2018. Т. 14, № 3. С. 820-835. http://economyofregion. ru/Data/Issues/ER2018/September_2018/ ERSeptember2018_820_835.pdf

8. Yormirzoev, M., Teuber, R., Baranov, D.S. (2017). Is Tajikistan a Potential Market for Genetically Modified Potatoes? Economy of Region, 2018, 14(1), рр. 216-226 http:// economyofregion.ru/Data/Issues/ER2018/ March_2018/ERMarch2018_216_226.pdf

9. Стукач, В.Ф. Инфраструктура: рыночные институты, социальная сфера села, производство: монография / В.Ф. Стукач, Л.В. Гриша-ева, Е.А. Асташова, В.С. Пецевич [и др.]; под общ. ред. В.Ф. Стукача. Омск: Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2015. 276 с.

10. Stukach, V.F. Organic agriculture on soils of little use is the resource for internal food aid to the population / From the Other Shore: London Journals in Economics, Marketing, Finance, Business and Innovation A Collection of Scientific Papers,London, 2015. P. 23 -29/ DOI: 10.17809/05(2015)-03

11. Stukach V. Adapting to the obligations of WTO members in the sphere of food aid to the population: the creation of specific regional infrastructure in Russia: монография / V. Stukach, N Starovoitova // Munich Personal RePEc Archive. 2017. С. 196.

12. Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности // АПК: экономика, управление. 1997. № 2. С. 3-6.

13. Лошкарева О.В. Современное состояние продовольственной безопасности в Республике Казахстан / О.В. Лошкарева, Г.А. Кожахметова // Успехи современного естествознания. 2015. № 1, ч. 5. С. 831-838.

14. Дарибеков С.С. Оценка продовольственной безопасности Республики Казахстан // Вестник КарГУ. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://articlekz.com/ аШс1е/13044.

15. Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mgov.kz/wp-content/ uploads/2018/iul%27/23.07/gosprogramma%20 ru.pdf

16. Гриценко Г.М., Лукьянов А.Н. Институциональная среда развития регионального АПК: теоретический аспект // Фундаментальные науки. 2014. № 12, ч. 4.С. 794-798.

17. Кайгородцев А.А. Товаропроводящая система АПК как фактор продовольственной безопасности Казахстана // Современный научный вестник. 2006. № 2. С. 28-32.

18. Киреенко Н.В. Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропро-довольственного рынка стран Евразийского экономического союза // Вестник Белорус. гос. экон. ун-та. 2016. № 5 (118). С. 6-17.

19. Котова Л.Г. Продовольственная безопасность страны / Л.Г. Котова, О.Н. Сафонова // Аграрная наука. 2012. № 12. С. 2-4.

20. Крапчина Л.Н. Продовольственная безопасность в условиях глобализации: пути сохранения и повышения / Л.Н. Крапчина, Л.Г. Котова // Продовольственная политика и безопасность. 2014. № 1, т. 1. С. 53-66.

21. Киселев С.В. Тенденции и проблемы развития агропродовольственных рынков в России / С.В.Киселев // Развитие агропродо-вольственного рынка в России: проблемы теории и практики: материалы круглого стола в рамках конф. «Ломоносовские чтения». М.: ТЕИС, 2008. 239 с.

22. Кундиус В.А., Киселева М.А. Агропродо-вольственный комплекс: понятие, сущность и значение в обеспечении продовольственной безопасности России // Вестник Алт. гос. аграр. ун-та. 2004. № 3. С. 40-45.

23. Папело В.Н. Продовольственное самообеспечение регионов и развитие сельских территорий / В.Н. Папело Б.А. Ковтун // АПК: экономика, управление. 2016. № 2. С. 72-80.

24. Косинский П.Д., Бондарева Г. Методика прогнозирования потребления продуктов питания // Экономист.2014. № 8. С. 73-82.

25. Старовойтова Н.П., Стукач В.Ф. Инфраструктура социального питания // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-5.

С.1149-1152.

REFERENCES

1. Altuhov A.I., Drokin V.V., ZHuravlev A.S. Ot strategii obespecheniya prodovol'stvennoj nezavisimosti k strategii povysheniya konkurentosposobnosti agroprodovol'stvennogo kompleksa [From the strategy of ensuring food independence to the strategy of increase in competitiveness of the agro-food complex]. Ekonomika regiona, 2016, T. 12, no 3, pp. 852-864. http://economyofregion.ru/Data/Issues/ER2016/ September_2016/ERSeptember2016_852_864. pdf

2. Andrea Bonfiglio Chiodo, E. A Regional Impact Analysis of European Policies in Rural Areas. URL: http://ecsocman. http://hse.ru/ data/135/673/1219/87EAAE_Bonfiglio_Chiodo. pdf.

3. Antonyuk V.S., Danilova I.V., Mitel'man S.A., Bulikeeva A.ZH. Upravlenie social'noj infrastrukturoj regionov v sisteme instrumentov povysheniya kachestva zhizni naseleniya regionov [Management of social infrastructure of regions in the system of improvement of life quality for the region population]. Ekonomika regiona, 2015, no 3, pp. 53-66. http://economyofregion. ru/Data/Issues/ER2015/September_2015/ ERSeptember2015_53_66.pdf

4. Delgado, M., Porter, M., Stern, S. Defini Clusters of Related Industries. Journal of Economic Geography. 2015, no 3, pp. 1-38. https://doi.org/10.1093/jeg/lbv017.

5. Fujita, M. The evolution of spatial economics: from Thunen to the new economic geography. The Japanese Economic Review. 2010, Vol. 61, no 1, pp. 1 - 32.

6. Li, Y., Long, H., Liu, Y. (2015). Spatiotemporal pattern of China's rural development: A rurality index perspective. Journal of Rural Studies. vol. 38, april 01, 2015, pp. 12-26. URL:https://www.scopus.com/record/display. uri?eid=2-s2.0-84922321671&origin=inward&txG id=6fe6483e84c431a381a

7. Poleshkina I.O. Ocenka ehffektivnost prodovol'stvennogo obespecheniya rajonov Krajnego Severa Rossii [Assessment of efficienc of food supply of the region of the Far North of Russia]. Ekonomika regiona. 2018, T. 14, no 3. pp. 820-835. http://economyofregion. ru/Data/Issues/ER2018/September_2018/ ERSeptember2018_820_835.pdf

8. Yormirzoev, M., Teuber, R., Baranov, D.S. (2017). Is Tajikistan a Potential Market for Genetically Modified Potatoes? Economy of Region, 2018, 14(1), pp. 216-226. http:// economyofregion.ru/Data/Issues/ER2018/ March_2018/ERMarch2018_216_226.pdf

9. Stukach, V.F. Infrastruktura: rynochnye instituty, social'naya sfera sela, proizvodstvo [Infrastructure: market institutes, the social sphere I have sat down, production]. Omsk, Izd-vo FGBOU VPO OmGAU im. P.A. Stolypina, 2015. 276 p.

10. Stukach, V.F. Organic agriculture on soils of little use is the resource for internal food aid to the population / From the Other Shore: London Journals in Economics, Marketing, Finance, Business and Innovation A Collection of Scientific Papers, London, 2015. P. 23 -29/ DOI: 10.17809/05(2015)-03.

11. Stukach V. Adapting to the obligations of WTO members in the sphere of food aid to the population: the creation of specific regional infrastructure in Russia. Munich Personal RePEc Archive. 2017. 196 p.

12. Rimskaya deklaraciya o vsemirnoj prodovol'stvennoj bezopasnosti [Rome Declaration on the global food security] APK: ekonomika, upravlenie, 1997, no 2, pp. 3-6.

13. Loshkareva O.V. Sovremennoe sostoyanie prodovol'stvennoj bezopasnosti v Respublike Kazahstan [Current state of food security in the Republic of Kazakhstan] Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2015, no 1, p. 5, pp. 831-838.

14. Daribekov S.S. Ocenka prodovol'stvennoj bezopasnosti Respubliki Kazahstan [Assessment of food security of the Republic of Kazakhstan]. Vestnik KarGU, 2016, [Elektronnyj resurs]. Available at: https://articlekz.com/article/13044.

15. Gosudarstvennaya programma razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Respubliki Kazahstan na 2017-2021 gg. [Elektronnyj resurs]. Available at: http://mgov.kz/wp-content/ uploads/2018/iul%27/23.07/gosprogramma%20 ru.pdf

16. Gricenko G.M., Luk'yanov A.N. Institucional'naya sreda razvitiya regional'nogo APK: teoreticheskij aspekt [Institutional environment of development of regional agrarian and industrial complex: theoretical aspect]. Fundamental'nye nauki, 2014, no 12, p. 4, pp. 794-798.

17. Kajgorodcev A.A. Tovaroprovodyashchaya sistema APK kak faktor prodovol'stvennoj bezopasnosti Kazahstana [Commodity distribution system of agrarian and industrial complex as factor of food security of Kazakhstan]. Sovremennyj nauchnyj vestnik, 2006, no 2, pp. 28-32.

18. Kireenko N.V. Razvitie infrastruktury i logisticheskogo obespecheniya

agroprodovol'stvennogo rynka stran Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza [Development of infrastructure and logistic ensuring the agrofood market of the countries of the Eurasian Economic Union]. Vestnik Belorus. gos. ekon. un-ta, 2016, no 5 (118), pp. 6-17.

19. Kotova L.G., Safonova L.G. Prodovol'stvennaya bezopasnost' strany [Food security of the country] Agrarnaya nauka, 2012, no 12, pp. 2-4.

20. Krapchina L.N., Kotova L.G. Prodovol'stvennaya bezopasnost' v usloviyah globalizacii: puti sohraneniya i povysheniya [Food security in the conditions of globalization: ways of preservation and increase]. Prodovol'stvennaya politika i bezopasnost', 2014, no 1, v. 1, pp. 5366.

21. Kiselev S.V. Tendencii i problemy razvitiya agroprodovol'stvennyh rynkov v Rossii [Tendencies and problems of development of the agro-food markets in Russia]. Razvitie agroprodovol'stvennogo rynka v Rossii: problemy teorii i praktiki: materialy «Kruglogo stola» v ramkah konf. «Lomonosovskie chteniya». M.: TEIS, 2008, 239 p.

22. Kundius V.A., Kiseleva M.A. Agroprodovol'stvennyj kompleks: ponyatie, sushchnost' i znachenie v obespechenii prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii [Agrofood complex: concept, essence and value of ensuring food security]. Vestnik Alt. gos. agrar. un-ta, 2004, no 3, pp. 40-45.

23. Papelo V.N., Kovtun B.A. Prodovol'stvennoe samoobespechenie regionov i razvitie sel'skih territorij [Food self-sufficienc of regions and development of rural territories]. APK: ekonomika, upravlenie, 2016, no 2, pp. 72-80.

24. Kosinskij P.D., Bondareva G. Metodika prognozirovaniya potrebleniya produktov pitaniya [Technique of forecasting of consumption of food]. Ekonomist, 2014, no 8, pp. 73-82.

25. Starovojtova N.P., Stukach V.F. Infrastruktura social'nogo pitaniya [Infrastructure of social food]. Fundamental'nye issledovaniya, 2014, no 8-5, pp. 1149-1152.

Поступила 09.11.2018, принята к публикации 21.12.2018.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Прозрачность финансовой деятельности: никто из авторов не имеет финансовой заинтересованности в представленных материалах или методах. Конфликт интересов отсутствует.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Задворнева Евгения Павловна - старший преподаватель кафедры экономики Казахского агротехнического университета им.С.Сейфуллина (010011, Республика Казахстан, г. Астана, пл. Победы, 62).

Зинич Алла Владимировна - канд. экон. наук, доц., ORCID ID: 0000-0003-2265-5633, Scopus Author ID 7191881037, SPIN-код (РИНЦ): 9586-8823, ResearcherID: L-5952-2016. ФГБОУ ВО Омский ГАУ, доц. кафедры менеджмента и маркетинга (г. Омск, Институтская пл., 1. e-mail av.zinich@omgau.org).

Евдохина Ольга Семеновна - канд. экон. наук, доц., ORCID ID: 0000-0002-2967-6130, SPIN-код (РИНЦ): 6130-9558 , ФГБОУ ВО Омский ГАУ, доц. кафедры менеджмента и маркетинга (г. Омск, Институтская пл., 1. e-mail os.evdokhina@omgau.org).

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Zadvorneva Evgenija - Senior Lecturer, Economics Department, Kazakh Agrotechnical University named after S. Seifullin.

Zinich Alla - Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor, Management and Marketing Department, Omsk State Agricultural University, Scopus Author ID: 7191881037, SPIN-Code: 9586-8823, Researcher ID: L-5952-2016, (e-mail av.zinich@ omgau.org, 89136677385).

Evdokhina Olga - Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor, Management and Marketing Department, Omsk State Agricultural University, ORCID ID: 00000002-2967-6130, SPIN-Code: 6130-9558.

ВКЛАД СОАВТОРОВ

Задворнева Е.П. Определены перспективы развития конкурентных преимуществ оптово-распределительных центров как необходимых объектов инфраструктуры агро-продовольственного комплекса пригородной зоны мегаполиса, их роль в формировании современной институциональной среды пригородного АПК, предложен механизм реализации внутренней продовольственной помощи (ВПП) нуждающимся слоям населения посредством создания оптово-распределительных центров (ОРЦ).

Зинич А.В. Выявлен потенциал предприятий оптово-розничной торговли, определены перспективы и возможности создания оптово-распределительных центров.

Евдохина О.С. Проанализированы тенденции развития пригородного АПК города Астаны, определены перспективы и возможности создания оптово-распределительных центров.

AUTHORS CONTRIBUTION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zadvorneva E. The prospects for the development of competitive advantages of the wholesale distribution centers as necessary infrastructure facilities of the metropolis suburban agro-food complex, their role in shaping the modern institutional environment of the suburban

agro-industrial complex are identified. The mechanism for implementing domestic food aid to the needy population through the creation of wholesale distribution centers is proposed.

Zinich A. The potential of the wholesale and retail trade enterprises is identified. The prospects and possibilities for creating wholesale distribution centers are determined.

Evdokhina O. The development trends of Astana suburban agricultural complex are analyzed. The prospects and possibilities for creating wholesale distribution centers are identified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.