КУЗЬМЕНКО В.В., ЖОГЛИНА Е.В.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕГИОНА
Трансформации экономической и социальной структуры российского общества привели к тому, что значительная часть проблем, стоящих на федеральном уровне, перешла на уровень регионов. Результатом структурного реформирования стало образование в стране большого числа проблемных, депрессивных и отсталых регионов, которые не могут в полной мере использовать свой экономический потенциал, величина которого характеризует уровень развития производительных сил и производственных отношений, определяет конкурентоспособность и экономическую безопасность региона.
Особенно трудная обстановка складывается в нашей стране в тех депрессивных регионах, которые к моменту начала рыночных реформ имели недостаточно диверсифицированную отраслевую структуру экономики; слабый научно-технический потенциал; низкую интенсивность хозяйственной деятельности; низкий уровень развития социальной сферы.
Экономическое саморазвитие является одной из характеристик региона как целостной хозяйственной системы. В условиях административно-командной системы управления стремление правительства повысить эффективность национальной экономики входило в противоречие с целью выравнивания уровня жизни в регионах.
В настоящее время экономические реформы в системе народнохозяйственного комплекса России не могли не затронуть проблему экономического развития регионов. Имея в качестве своей основы переход от чисто административных методов управления экономическим развитием к рыночным, демократическим формам воздействия на хозяйственные процессы, регионы приобрели статус реальных объектов экономики, формирующих собственную социально-экономическую политику развития территории.
В этих условиях изменяются механизмы управления развитием территорий и связанные с этим инвестиционные, производственные, рыночные и социальные процессы в рассматриваемых административно-хозяйственных границах. Таким образом, управление экономическим потенциалом регионов является центральным звеном современных хозяйственных процессов.
Эффективность управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности. Однако управление экономическим потенциалом региона имеет свои специфические экономические характеристики. Здесь в качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности функционирования управляемого объекта, то есть региона.
Важным критерием эффективности управления экономическим потенциалом территории служит показатель ВРП на душу населения, определяемый как отношение ВРП к численности населения с учетом уровня покупательной способности. ВРП является интегральным показателем состояния экономики региона, отражающим уровень экономической активности территорий.
Сведения о динамике темпов роста вышеуказанного показателя по Ставропольскому краю и Российской федерации отражают следующее. В течение 1999-2005 гг. его значения нестабильны, но характеризуют в целом повышение уровня результативности функционирования воспроизвод-ственного комплекса. ВРП в расчёте на душу населения по Ставропольскому краю за период 1999-2004 гг. был в 1,9-2,1 раза ниже аналогичного показателя по РФ. В 2005 г. указанное соотношение достигло величины 2,3, что свидетельствует об увеличении разрыва между совокупной результативностью функционирования воспроизводственного комплекса исследуемого региона и страны в целом.
Оценивая текущую социально-экономическую динамику развития страны, следует отметить, что темпы роста объемов ВРП несколько отстают от темпов роста его среднедушевых показателей. Здесь имеет место некоторое противоречие, так как общеизвестен факт сокра-
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
щения численности населения в России. С учетом имеющих место демографических проблем наша страна выглядит в некотором смысле более привлекательно в удельном измерении производства, распределения, потребления товаров и услуг.
Демографические проблемы Ставропольского края менее остры, чем в среднем по стране. В этой связи темпы роста его среднедушевых показателей объемов ВРП ниже среднероссийского уровня в течение всего рассматриваемого периода. Если наблюдающиеся миграционные процессы на территорию края будут усиливаться, то динамика производства ВРП в расчете на душу населения может оказаться в ближайшие годы отрицательной.
Анализ текущего состояния экономического потенциала территории может быть проведён с использованием традиционной системы статистических характеристик. Наибольшей информативностью она обладает лишь в сравнительном представлении и позволяет позиционировать исследуемый регион относительно других субъектов - аналогов Южного федерального округа.
Ставропольский край занимает лидирующее место в ЮФО только по выработке электроэнергии. В 2005 г. её было произведено здесь на сумму 37803,0 млн руб. Недостаточная развитость промышленного сектора приводит к тому, что лишь около 1/3 её потребляется региональным хозяйственным комплексом и социальной сферой, а остальная часть поставляется в другие субъекты РФ. В этой связи в крае имеются значительные потенциальные возможности по расширению энергоёмких производств, в частности машиностроения и металлообработки, химической и др. В целом объёмы промышленного производства в исследуемом регионе примерно в 2 раза ниже, чем в Ростовской и Воронежской областях, а также в Краснодарском крае.
Динамика индексов основных социально-экономических показателей Ставропольского края представлена в таблице 1. После 1998 г. отмечается ежегодный рост производства промышленной продукции и потребительских товаров. В сельском хозяйстве ситуация несколько иная - определённая стабильность роста производства отмечается лишь в растениеводстве. Животноводческая отрасль не имеет выраженной позитивной динамики, что обусловлено разрушением крупнотоварных ферм и смещением приоритетов в сторону домашних хозяйств.
Таблица 1
Динамика индексов основных социально-экономических показателей
Ставропольского края, %
Показатели 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2006 г.
Продукция промышленности 119,2 106,4 122,8 105,3 112,3 104,1 108,7
Производство потребительских товаров 126,5 113,7 126,0 130,2 126,4 103,3 106,6
Продукция сельского хозяйства в т.ч.: растениеводства животноводства 97,2 102,9 113,9 113,4 88,1 125,7 109,0
94,5 103,1 124,5 118,3 81,0 143,2 112,6
98,8 102,6 101,4 106,5 98,0 98,4 102,4
Основные фонды в экономике 97,4 103,8 108,2 105,8 104,1 105,0 106,3
Инвестиции в основной капитал 101,2 171,6 92,1 103,9 100,4 95,1 105,8
Прибыль в экономике (в действующих ценах) - 142,3 153,4 67,7 83,4 130,7 152,7
По итогам социально-экономического развития Ставропольского края за январь-сентябрь 2007 года отмечается, что наряду с позитивными динамическими показателями край еще отстает от среднероссийского уровня в расчете на одного жителя: на четверть - по уровню совокупных доходов населения, обороту розничной торговли и оказываемых услуг населению, более чем в два раза - по объемам инвестиций в основной капитал. Уровень инфляции в крае в 1,4 раза выше соответствующего периода прошлого года. Индекс потребительских цен в сентябре текущего года, по сравнению с декабрем 2006 года, составил 108,4% против 106,0%
в соответствующем периоде 2006 года. Потребительские товары за девять месяцев 2007 года подорожали на 7,7%, из них продовольственные товары - на 10,1%, непродовольственные -на 5,1%. Тарифы на платные услуги, предоставляемые населению, увеличились на 10,7%, что на 0,5 процентных пункта выше, чем за девять месяцев прошлого года.
В создавшихся условиях целью развития региональных производственных систем является необходимость разработки такой системы управления экономическим потенциалом региона, которая обеспечивала бы создание условий для роста благосостояния граждан, достижение такого уровня управления, который был бы наиболее приемлемым в условиях современных рыночных отношений, характеризующихся повышенной нестабильностью и неоп-ределённостью внешней среды, ужесточением конкуренции, усилением глобализационных процессов, усложнением информационных потоков.
Методологическую основу построения системы управления экономическим потенциалом региона должны составлять принципы, на базе которых разрабатываемая система управления сможет:
- соответствовать характеру и уровню развития общественного производства в регионе и стране;
- оптимизировать комбинацию факторов регионального производства и обеспечивать эффективность их использования во всех фазах общественного воспроизводства;
- интегрировать различные интересы всех экономических агентов, находящихся как вне, так и внутри границ административно-хозяйственных территорий;
- обеспечивать высокую мотивацию работников и их ориентирование на высокоэффективный труд;
- отражать и реализовывать цели развития экономического потенциала региона.
Рассматривая цель управления экономическим потенциалом региона, следует отметить,
что содержание этой цели четко не определено. Различные авторы, в зависимости от избранных методологических посылок, по-разному формулируют эту цель развития. Для одних -это сбалансированное развитие региона, для других - вклад региона в экономику страны, для третьих - уровень и качество жизни населения.
Не возражая против приведённых формулировок, отметим, что указанные направления в обязательном порядке должны отражать специфику регионального развития, которая обусловлена той ролью и местом, которые определяют функциональные особенности этих территориально-административных образований в жизни общества. Для региональной власти важно то, насколько это управление дает стратегические преимущества региону на внешнем рынке, усиливает его конкурентоспособность, поддерживает общественную значимость и имидж региона.
Следует отметить, что управление экономическим потенциалом региона - это интеграционный процесс, направленный на воспроизводство территорий и включающий регулирование и координацию всех его структурных элементов: природно-ресурсного, производственного, трудового, научного, инвестиционного, рекреационного и внешнеэкономического блоков. Следовательно, объектом управления в данном случае, прежде всего, будет являться административно-пространственная среда жизнедеятельности людей.
Механизм управления экономическим потенциалом представляет собой единую систему, которая состоит из конкретных управленческих функций: планирования, организации, мотивации, координации, учета, анализа и контроля, принятия оперативных решений. Алгоритм формирования этого механизма предполагает следующее:
- во-первых, установление необходимого соответствия между общегосударственным и региональным уровнем целей и программ развития территорий;
- во-вторых, определение рациональной схемы построения и функционирования системы региональных органов власти;
- в-третьих, выявление стратегических целей и соответствующих планов развития предприятий, входящих в состав территориально-производственных комплексов;
- в-четвертых, разработку оптимальной системы управления экономическим потенциалом региона.
Последнее требует достижения высокой степени соответствия между целями и задачами системы, а также выбранной совокупностью объектов управления. Здесь немаловажную роль
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
играет комплекс территориальных особенностей, выражающихся рыночно-институциональной и воспроизводственной спецификой региона, которая зависит от множества факторов, в том числе природно-ресурсного и историко-географического свойства.
В новых условиях хозяйствования в системе управления экономическим потенциалом необходимо выделить менеджмент развитием территории. Этот вид менеджмента направлен на достижение стратегических целей, адаптацию экономики региона к меняющимся условиям внешней среды, обеспечение реализации сравнительных преимуществ региона. В данном случае широко используется SWOT - анализ: определение сильных и слабых сторон региона, а также угроз и возможностей, определяемых внешними факторами.
В отношении Ставропольского края к сильным сторонам можно отнести выгодное географическое положение; благоприятные почвенно-климатические условия для развития сельскохозяйственного производства; значительные запасы нефти, газа, минеральных вод; концентрацию крупнейших на Северном Кавказе мощностей, генерирующих электроэнергию в объемах, превышающих в 3 раза существующую потребность края; развитую сеть транспортных коммуникаций, высокую плотность автомобильных дорог; наличие уникального особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод. К слабым сторонам региона можно отнести: географическую близость к зонам политической нестабильности; недостаточный уровень государственного регулирования миграционных процессов; ухудшение качества сельскохозяйственных земель; высокую степень износа основных фондов; дотационность бюджета Ставропольского края; высокую степень дифференциации уровня доходов населения.
Таким образом, развитие экономики региона определяется, с одной стороны, его собственным экономическим потенциалом, а с другой - способностью региональных институтов власти создать эффективные механизмы управления этим потенциалом и его приумножением.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бильчан В.С. Региональное развитие в условиях рыночных структур. - СПб: Изд. СПб УЭФ., 1993.
2. Ванеева Т. А. Метасистемный подход к оценке уровня развития региона. // Регион: экономика и социология. - 2005. - N 1.
3. Кульман А. Экономические механизмы: Пер. с франц. М.: Прогресс, 1993.
4. Ставропольский край в цифрах: Статистический сборник // Территориальный орган федеральной службы госстатистики по Ставропольскому краю, 2005.
5. Daniels J. D., Radebauqh Lee H. International Business: Environment and Operations. Addison-Wesley Publishing Company. Massachusetts, 1994.
КОНОВ А.А.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
Анализ современных изменений структурных пропорций российской экономики во взаимосвязи с экономическим ростом позволяет выявить наиболее существенные проблемы современного экономического развития страны:
1) постоянная трансформация структуры собственности, не являющейся оптимальной с точки зрения обеспечения устойчивого роста, поскольку определяющее место занимает частная собственность.
2) углубление отраслевой структурной диспропорциональности российской экономики в сторону значительного расширения сырьевых отраслей, что снижает возможности ресурсного обеспечения других отраслей;