Научная статья на тему 'Формирование системы улучшения качества рабочей силы через систему социального партнерства в развитии трудового потенциала Юга России (ЮФО)'

Формирование системы улучшения качества рабочей силы через систему социального партнерства в развитии трудового потенциала Юга России (ЮФО) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы улучшения качества рабочей силы через систему социального партнерства в развитии трудового потенциала Юга России (ЮФО)»

Современное управление и вышеуказанные процессы очень сложно, а порой и невозможно, практически реализовать без серьезной информационной поддержки и современных адекватных информационных технологий.

Возможность оперативного получения информации на высшем управленческом уровне является одним из инновационных компонентов сбалансированной системы показателей. Новые технологии помогут сделать информационный процесс более эффективным, если перейти от дискретной информации на уровне событий (квартальный, годовой отчеты) к непрерывному информационному процессу. Компьютерная информационноаналитическая система может предоставить соответствующие индикаторы уже на ранних этапах движения к долговременным целям.

Катрич М. А. , к. эк. н., доц. СКАГС,

Соков В. Ю. зав. отделом социально — трудовых отношений Федерации профсоюзов Ростовской области, член исполкома Центрального Совета профсоюзов работников инновационных и малых предприятий РФ

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАЗВИТИИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЮГА РОССИИ (ЮФО)

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что повышение качества и результативности государственного управления в России выступает как важная составная часть решения стратегической задачи 21 века - многократного повышения экономической и социальной эффективности процесса воспроизводства и защищенности квалифицированного трудового потенциала.

На Саммите тысячелетия ООН 2000 года мировые политические лидеры призвали сообщество наций к принятию целенаправленных и скоординированных действий, направленных на сокращение и, в конечном итоге, искоренение крайней бедности.

117 глав государств и правительств, собравшихся на встречу, заявили, что «Мы признаем, что люди планеты разными способами заявляют о насущной необходимости решения глубоких социальных проблем, особенно проблем бедности, безработицы и социальной изоляции, затрагивающих каждую страну. Наша задача состоит в том, чтобы устранить не только их коренные и структурные причины, но и их тревожные последствия для того, чтобы жизнь людей стала менее неопределенной и более безопасной». 1

В последние десятилетия 20 века разрыв в эффективности хозяйствования между Россией и развитыми странами Запада постоянно увеличивался, так как в 90-х годах уровень эффективности в материальном секторе стал снижаться абсолютно. Указанные тенденции, как обозначил Президент

Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, резолюция 55/2, принята Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2000 г.

РФ Путин В.В. в очередном послании Федеральному собранию, представляют главную угрозу национальной безопасности России.

К обострению социальной напряженности в обществе и преступности среди молодежи ведет безработица, низкий уровень жизни, коммерциализация здравоохранения, культуры, образования, нарушение конституционных прав на бесплатное и общедоступное его получение, отсутствие гарантий на трудоустройство в соответствии с полученной квалификацией.

Правительство России приняло среднесрочную программу действий, которая ставит своей целью достижение во второй половине текущего десятилетия ежегодного прироста ВВП в 6 процентов. Программа логичная, вполне профессиональная. Ну, кто будет возражать против снижения налогового бремени, переноса центра тяжести с сырьевых отраслей на высокотехнологичный сектор, создания конкурентной среды, ослабления многоуровневого административного диктата, парализующего предпринимательскую активность.

Власть постепенно осознает, что перед Россией вырисовывается весьма реальная перспектива через десятилетие-другое превратиться в мировое интеллектуальное и технологическое захолустье. За прошедшие 1012 лет, по ряду оценок, до 2/3 научно-исследовательского потенциала страны было либо полностью, либо почти полностью разрушено. Лучшая и наиболее перспективная часть исследователей эмигрировала за рубеж или перешла в другие сферы деятельности, преимущественно в бизнес или, так называемое предпринимательство.

Расходы на фундаментальную науку, НИОКР и образование были сокращены более чем на порядок. Во многих областях научно-технического прогресса прежние лидирующие позиции страны утрачены, похоже, уже безвозвратно, в других ее возможности находятся, что называется, «при по-

1

следнем издыхании» .

И даже если уже сегодня будет предпринято что-то радикальное для исправления сложившегося положения, вряд ли можно ожидать каких-то ощутимых изменений раньше, чем через два-три поколения. Корни катастрофы уходят в откровенно безответственную политику российского руководства начала - середины 90-х годов.

На сегодняшний день нет комплексной программы на уровне Правительства РФ по перестройке российской экономики из преимущественно примитивно-сырьевой в «экономику знаний» и концепции развития высокотехнологичных, инновационных отраслей.2 В США соотношение расходов на науку между государственными и частными источниками финансирования наблюдается в пропорции примерно 50:50. На наш взгляд, российский бизнес пока еще слишком анархичен, своекорыстен и слаб, и вряд ли было бы реалистично надеяться на то, что удастся пробудить в первом поколении наших предпринимателей чувство социальной ответственности перед обществом. Государство же и сегодня продолжает не выполнять закрепленную в Конституции норму в 4 процента рас-

НИОКР - научно - исследовательские, опытно - конструкторские разработки Шмелев Н. Авансы и долги рыночной России // Российская бизнес-газета.2003. 04.11.

ходов на науку от всех бюджетных расходов, обещая приблизиться к ней лишь

1

где-то в следующем десятилетии.

Вопрос воспроизводства квалифицированного трудового потенциала в стране обсуждается на разных уровнях властной вертикали.

Однако на фоне частых, не всегда продуманных, изменений органов управления, предпринимаемых правительственными структурами иногда упускается главное, а именно:

• Отсутствует стратегический подход в воспроизводстве человеческого интеллектуального потенциала территорий;

• Многие спонтанные преобразования не дают положительного эффекта, об этом свидетельствуют продолжающееся снижение жизненного уровня населения и обострение социальной напряженности;

• Процесс изменений форм, методов и структур управления отражает общие тенденции реализации технологических и научных инноваций;

• Однако темпы и скорости этих изменений различны, что приводит к возникновению противоречия между уровнями развития производственных и управленческих отношений, своевременное приведение этих отношений в соответствие - объективная необходимость.

• Данное противоречие может разрешаться путем управленческого кризиса, порождающего застой экономического развития, или целенаправленно с помощью сознательного обновления управления, основанного на особенностях эволюции экономических и управленческих отношений, их взаимосвязи с процессами развития науки, техники и технологий производства.

По данным Ростовского областного комитета государственной статистики, в связи с развитием экономики в Ростовской области возрастает спрос на квалифицированные кадры. Потребность в них за 1999 - 2002 годы, по результатам мониторинга 342 крупных и средних предприятий области по вопросу организации внутрифирменной подготовки кадров, увеличилась в 1,5 раза.

Численность работников, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации ежегодно возрастает.

В результате обучения на наблюдаемых предприятиях увеличилось на 45,7% количество рабочих, получивших более высокий разряд. Отмечается повышение квалификации персонала в соответствии с образованием.2

На сегодняшний день важно предвидеть и прогнозировать предстоящие перемены в социально - экономическом развитии российского района, города, региона. На уровне муниципальных образования необходимо прогнозировать и планировать приоритетные направления структурных преобразований в ведущих отраслях экономики территории, демографические изменения, реформирование системы профессиональной подготовки кадров.

Система обучения трудовых ресурсов не может существовать вне связи с производством; корпорации мирового уровня «Дженерал Моторс», «Сони», «Грюндвиг» вкладывают в систему подготовки и переподготовки кадров до 20% ФОТ, а российские предприятия -от 0,05% до 0,1%.

2 По материалам Департамента федеральной государственной службы занятости населе-

ния по Ростовской области

Необходимо регулировать воспроизводство трудового потенциала территориального образования, составлять прогнозы конъюнктуры регионального рынка труда и формировать тенденции его развития, учитывать градообразующую функцию того или иного предприятия, особенно в малых городах и

1

поселках.

На сегодняшний день в России активизировались субъекты рынка труда - работодатели и наемные работники, а также их легитимные представители - профсоюзы, увеличилась интенсивность перераспределения рабочей

2

силы между отраслями производства и отдельными предприятиями.

Наряду с традиционными, в кадровой и социальной политике, складываются и принципиально новые методологические подходы, означающие переход:

• От наказания нарушителей трудовых прав граждан - к повседневной профилактической работе, повышению в этом деле роли руководителей и производителей работ;

• От разобщенности действий работников - к солидарным осознанным действиям - к работе «в команде», совместная заинтересованная деятельность профсоюзов, работодателей и кадровых служб в целях повышения эффективности производства, к экономическому соперничеству как прообразу социалистического соревнования;

• От эпизодических, порой затухающих, обучающих действий по профессиональным, правовым вопросам и охране труда в отношении отдельных категорий работников к непрерывному, качественному обучению всего персонала;

• От надзора и конфронтации - к сотрудничеству в режиме социального партнерства собственников, администрации и профсоюзов (как легитимных представителей наемных работников).

Эти подходы требуют от управленцев и организаций выделения стратегических ориентиров, реализация которых в последующие годы будет способствовать развитию системы общественно - государственного управления социально-трудовыми процессами в регионе.

Кадровая политика, как основополагающая часть возникновения трудовых взаимоотношений, предполагает соответственное и взаимовыгодное соотношение сторон трудового договора как составляющей части социальной политики общественно-трудовых отношений между работодателем и наемным работником.

Объективно оценивать возникающие противоречия, уметь преодолевать их с помощью различных методов и инструментов, для целенаправленного воздействия государственных органов управления и профсоюзных организаций на развитие занятости населения и улучшение конъюнктуры

Постановлением Главы Администрации (Губернатора) области № 326 от 19.08.98 г. приняты мероприятия по содействию предприятиям в развитии персонала на производстве до 2005 года. Аналогичные мероприятия реализуются в городах и районах области.

2 Работа по найму в 20 веке стала основным источником дохода для большинства насе-

ления Земли. Наемные работники превратились в самую многочисленную образованную и социально активную общественную группу. За последние 100 лет их доля в совокупном национальном доходе мирового сообщества увеличилась с 30 % до 60%, а в развитых странах - до 80%.

рынка труда территориальных образований. Сама система государственного и муниципального управления не может и не должна оставаться длительное время неизмененной, поскольку постоянно меняется объект ее воздействия и его окружающая среда. Чтобы своевременно преодолевать нежелательные негативные тенденции в сфере занятости и кадровой политики, необходимо оперативно менять структуру, методы и инструментарий управленческой деятельности, систематически повышать профессионализм кадров.

В цепи стратегических задач, стоящих перед муниципальным управлением - улучшение качества жизни местного населения, перевод хозяйственной системы на более высокую инновационную ступень развития, обеспечение социально незащищенных граждан местной общины1.

Государственная политика занятости населения и развитие регионального рынка труда на Юге России.

Отраслевое и профессиональное изменение занятости будет происходить за счет проведения активной инвестиционной политики, направленной на развитие и модернизацию производств, обеспечивающих выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции и рост производительности труда, с одной стороны, и развития малого и среднего предпринимательства, строительной индустрии и обслуживающих отраслей экономики области.

Масштабы общей безработицы, а также неэффективной занятости населения обусловлены значительными размерами морального и физического износа оборудования, низкими качественными характеристиками рабочих мест, низкой ценой труда, наличием теневого бизнеса. К концу 2006г. общая численность безработных, рассчитанная в соответствии с методологией МОТ, составит 11,0% от экономически активного населения. В прогнозируемом периоде на рабочие места ежегодно будут претендовать свыше 500 тыс. человек2 (только по Ростовской области).

В преодолении этого дисбаланса состоит задача совместных действий Южного Федерального Округа, Представительства Федерации Независимых Профсоюзов России в ЮФО и Союза Работодателей ЮФО.

Структура безработных регионального рынка труда ЮФО будет состоять из следующих категорий:

• Незанятое население, желающее возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва и впервые ищущие работу (35% от рынка труда);

• Лица, меняющие работу по собственному желанию (27%);

• Выпускники профессиональных учебных заведений (7%);

• Работники, высвобождаемые с предприятий и организаций (6%);

• Военнослужащие, вышедшие в отставку и уволившиеся с военной службы (нет данных).3

1

В развитых странах уже с конца 60-х годов инвестиции в человека, прежде всего в его образование, превышают инвестиции в машины и оборудование.

2 Областная целевая программа содействия занятости населения Ростовской области на 2004-2006 гг.

3 Областная целевая программа содействия занятости населения Ростовской области на 2004-2006 гг.

В условиях повышения требований работодателей к наемным работникам, особой проблемой становится адаптация к требованиям современного рынка труда инвалидов, других слабо защищенных категорий населения, а также молодежи. Ежегодно поиском работы будут заняты около 40% выпускников профессиональных учебных заведений. Актуальность для проведения эффективной политики занятости будет определять реформирование системы образования и адаптация к спросу на рынке труда. В условиях превышения предложения рабочей силы над спросом на нее, сохранится профессионально - квалификационный и национально - территориальный дисбаланс спроса и предложения на территории Юга России (ЮФО), причины которого заключаются в следующем:

• недостаток профессиональных кадров, адекватных требованиям рынка;

• массовое высвобождение высокопрофессиональных работников «узкой», мало востребованной специализации, инженерно-технической интеллигенции;

• сложившиеся исторически национально - территориальные, отраслевые специализации регионов ЮФО;

• низкая мобильность рабочей силы (привязанность к месту жительства, национальному обитанию);

• использование дешевой иностранной рабочей силы в сопредельных Республик, Краев и Областей;

• национальные, этнические особенности, обычаи, исторически обособленные отношения граждан России на территории Северного Кавказа;

• языковые барьеры;

• тендерная политика, связанная с этническими и религиозными обычаями;

• «переток» рабочей силы за счет работников из числа «вынужденных переселенцев»;

• использование детского дешевого малоквалифицированного труда;

• рост количества работников из числа дезадаптированных граждан (бомжей);

• низкая цена труда, уровень предлагаемой заработной платы.

В 2004-2006гг. ожидается устойчивая потребность экономики в квалифицированных работниках, владеющих несколькими специальностями. Прогнозируется наибольший спрос на рабочих высокой квалификации: водителей - автомобиля, каменщиков, маляров, машинистов различного технологического оборудования, газосварщиков, электромонтеров всех профилей, трактористов - машинистов сельскохозяйственного производства, а также специалистов: агрономов, ветеринарных врачей, зоотехников, инженеров, расширится спрос на специалистов малого и среднего бизнеса, бухгалтеров, механиков, инженеров - строителей, прорабов, инженеров - технологов, юрисконсультантов, врачей различных профилей, среднего медицинского персонала, агентов страховых и коммерческих, специалистов торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения и других. В связи с развивающимся процессом информатизации общества сохранится

1

спрос на специалистов, владеющих компьютерными технологиями.

Превращение мирового сообщества в общество знаний и сервиса, в котором человек является основной производительной силой и в сервисной сфере создается до 80% ВНП, где работает 4/5 всего активного населения развитых стран.

Изменения на рынке труда региона приведут к дальнейшему увеличению востребованности услуг органов службы занятости. По прогнозам экспертов в 2004-2006гг. свыше 30% ищущих работу обратятся в центры занятости населения; трудоустроено будет не менее 435 тыс. граждан.1

Особенное значение эти факторы будут востребованы в условиях нового порядка управления. Реализуя требования июньской 2004 года акции профсоюзов, Федерации Профсоюзов Ростовской Области, отраслевые профсоюзы, члены депутатской группы «Солидарность», членские организации Федерации приняли участие в работе над законопроектом № 122--ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на всех стадиях его рассмотрения.

В целях эффективного регулирования необходимо проводить мониторинг сферы занятости, который наряду с Департаментом ФГСЗН по Ростовской области будут проводить Федерация профсоюзов Ростовской области и в том числе отраслевые профсоюзы. Решая задачу повышения качества услуг, предоставляемых службой занятостью, предполагается более эффективно информировать население и работодателей о положении на региональном рынке труда. Развитие системы предоставления платных услуг Центром занятости населения работодателям по профессиональной подготовке квалифицированных рабочих кадров из числа незанятых граждан и лиц, желающих сменить место работы повысить качество предоставляемых бесплатных услуг граждан и расширить возможности данного Центра. Расширение взаимодействия службы занятости с негосударственными организациями - кадровыми агентствами, оказывающими услуги безработным гражданам, профсоюзными комитетами предприятий позволит скоординировать деятельность этих субъектов рынка труда с целью защиты прав и свобод граждан.

Содействие развитию профессиональной подготовки кадров, улучшения качества рабочей силы через систему

социального партнерства

В конце 20 века в России на новой основе утвердилось такое явление как социальное партнерство - способ регулирования социально-трудовых отношений на основе договорных отношений их участников: институтов власти, профессиональных союзов, объединений работодателей.

Согласно ст. 23 Трудового кодекса РФ социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обес-

1 Областная целевая программа содействия занятости населения Ростовской области на

2004-2006 гг.

печение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

К принципам социального партнерства относятся согласно ст. 24 Трудового кодекса:

• равноправие сторон;

• уважение и учет интересов сторон;

• заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

• соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

• полномочность представителей сторон;

• свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

• добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

• реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

• обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

• контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

• ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

В Трудовом кодексе РФ в ст. 26 установлено, что система социального партнерства включает следующие уровни:

• федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

• региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

• отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

• территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

• уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

В соответствии с ст. 27 Трудового кодекса РФ социальное партнерство осуществляется, прежде всего, в формах:

• коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

• взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства.

Главная задача профсоюзов - в эффективной коллективной защите интересов трудящихся. Они согласны, как и прежде, выполнять функции «школы» обучения, переобучения и переподготовки кадров. Но обучать сегодня профсоюзы намерены не мифическим идеям, а отстаиванию работниками своих прав в социально-экономических условиях трудовых рыночных отношений, где труд является «товаром».

Результатом совместных действий сторон социального партнерства явились «Рекомендации по развитию персонала», которые содержит Ростовское областное трехстороннее Соглашение, 2 отраслевых и 45 территориальных. Обязательства по профессиональной подготовке работников включены в коллективные договоры 63% наблюдаемых предприятий по информации Департамента труда Ростовской области.1

Результатом и формой социального партнерства явилась Областная целевая программа содействия занятости населения Ростовской области на 2004-2006гг.

Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения возложен на Законодательное Собрание Ростовской области, Администрацию Ростовской области, Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области, Координационный комитет содействия занятости населения Ростовской области, Департамент федеральной государственной службы занятости населения Ростовской области, Союз работодателей Ростовской области и Федерацию профсоюзов Ростовской области.

В соответствии с Программой экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006 гг. основными факторами, оказывающими влияние на рынок труда будет дальнейшее развитие и структурные преобразования в ведущих отраслях экономики области. В прогнозируемом периоде в приоритетных отраслях экономики области в рамках федеральных и областных целевых программ предполагается создание около 43 тыс. новых, из них более 1,5 тыс. в малом бизнесе и сохранение 85,8 тыс. рабочих мест; при содействии службы занятости предусматривается оказание информационно-консультационной и финансовой помощи более 6 тыс. граждан, желающих организовать собственное дело.2

Прогноз развития регионального рынка труда позволяет выделить проблемное «поле»:

• скоординировать степень сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

• улучшить качественные характеристики рабочих мест;

• снизить долю неэффективной занятости;

• способствовать росту инвестиций в реальный сектор экономики с целью создания рабочих мест, отвечающих современным требованиям;

• содействовать ускоренному развитию малого бизнеса, особенно в аграрном секторе и смежных с ним отраслях экономики;

• способствовать развитию внутрифирменной подготовки кадров, возрождению института наставничества,

• содействовать опережающему переобучению работников, увольняемых в связи с модернизацией и реорганизацией производства;

• уделить внимание обеспечению занятости в проблемных территориях;

ПРОЕКТ Соглашения между Администрацией Ростовской области, Федерацией профсоюзов и Союзом работодателей на 2005 - 2007 гг.

2 Областная целевая программа содействия занятости населения Ростовской области на

2004-2006 гг.

• способствовать развитию активных программ занятости для трудоустройства граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда.1

Для улучшения функционирования рынка труда, повышения его гибкости, реализации гражданами возможности выбора профессиональной деятельности в соответствии с их интересами и потребностями рынка внимание будет уделяться профессиональной ориентации молодежи, учащихся, выпускников общеобразовательных школ, безработных граждан: в 20042006 гг. услуги по профессиональной ориентации предусматривается оказать около 350 тыс. человек. Важным условием реализации программы эффективной занятости населения является соответствие прогноза развития региональной экономики существующей профессиональноквалификационной подготовки кадров и опережающей коррекции структуры профилей профессионального обучения с учетом перспектив спроса на выпускников на территориальном рынке труда. Предусматривается следующие шаги в направлении улучшении функционирования территориального рынка труда. Необходимым направлением государственного регулирования регионального рынка труда является сохранение мотивации к труду у безработных граждан. В этих целях возможно оказание им материальной поддержки на период поиска подходящей работы, занятость данной категории населения на временных общественно социально-значимых работах. Предусматривается, что ежегодно на таких работах будет занято около 20 тыс. человек безработных граждан, из них 50 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет смогут быть потенциально заняты в свободное от учебы время, что будет способствовать снижению подростковой преступности и безнадзорно-сти.2

Прежняя притягательность образования отнюдь не всегда действует, и мнение, что обучение, кадровая подготовка и повышение квалификации нужны "компьютерному наемному работнику" так же, как они требовались "пролетарию", понимают далеко не все руководители хозяйственных подразделений и комплексов и, к сожалению, некоторые руководители административных учреждений.

Необходимо отметить то важное обстоятельство, что партнеры профсоюзных организаций в лице хозяйственных руководителей в большинстве случаев качественно и принципиально иные, чем несколько лет назад. Профкомам, как правило, приходится сталкиваться либо с "капитализированным" корпусом старых директоров, либо с новой генерацией "рыночных" администраторов, интересы которых порой объективно и значительно расходятся с интересами трудовых коллективов. Тем более что руководитель предприятия нередко фактически является лишь его управляющим, работающим по найму у той или иной компании или частного собственника, и далеко не свободен в самостоятельном принятии тех или иных решений, а тем более в вопросах улучшения профессиональной подготовки или повышения квалификации работников. Сложившаяся практика искусственного банкротства реально действующих предприятий и их распродажа на «металлолом»

1 Областная целевая программа содействия занятости населения Ростовской области на 2004-2006 гг.

2 Областная целевая программа содействия занятости населения Ростовской области на 2004-2006 гг.

и продажа его «за рубеж», к сожалению, стала нормой экономическо-финансовой деятельности новых собственников, не проживающих в данном регионе, и имеющих свои основные финансовые и банковские активы «за рубежом», когда их не беспокоит положение работников, всю свою трудовую жизнь отдавших данному предприятию, а также социально-территориальные проблемы, возникающие в связи с градообразующей функцией данного предприятия (примеров по РО и ЮФО можно привести много).

Меняется социальный состав общества. Все больший процент трудящихся составляют не производственные работники, а сотрудники торговли, сферы обслуживания и сервиса, а также конторские служащие.

Особо следует отметить отток из образовательных учреждений в связи с расширением негосударственного сектора экономики, приватизацией и акционированием, переходом значительной части работающих на индивидуальную трудовую деятельность, а также в малые, совместные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, холдинговые и транснациональные компании. «Кажущаяся» простота и внешняя доступность продвижения по «административной лестнице», зачастую предлагаемая различными фирмами типа МЛМ - «Методика межличностных продаж» - «Герба-лайф», «Канадская кампания», «Орифлейм» и др., и «видимая» легкость разовых заработков, вызывает нежелание молодых людей тратить время на образование и получение от государства конституционного, гарантированного пакета социальных льгот.

Одним из приоритетных направлений кадровой социальной политики должны стать меры по повышению информированности и правовой грамотности населения и работодателей о конъюнктуре рынка труда, росту качества и объемов, заявляемых работодателями вакансий, создание единого информационного поля, совершенствование автоматизированной информационной системы службы занятости. В перечне программных мероприятий

предусматривается организация и проведение 500 ежегодных ярмарок ва-

1

кансий.

Предлагается комплекс следующих приоритетных направлений, способствующих обеспечению занятости населения:

• Профориентация школьников и получение элементарных (основных) профессий в системе среднего образования;

• Пропаганда всеми сторонами социального партнерства необходимости получения профессионального образования, в том числе «высшего», за счет средств работодателей с последующем (гарантированным) трудоустройством;

• Формирование системы профессионального начального образования с последующим, гарантированным предоставлением рабочих мест;

• Формирование системы подготовки и переподготовки кадров в т.ч. работников угольных отраслей, военнослужащих;

• Оценка квалификационной базы, будущих потребностей, качества систем образования и подготовки специалистов;

1 Областная целевая программа содействия занятости населения Ростовской об-

ласти на 2004-2006 гг.

• Создание новых рабочих мест за счет расширения существующего производства, развития индивидуального предпринимательства, создания предприятий малого бизнеса;

• Предупреждение процесса «массового» высвобождения трудящихся;

• Воссоздание государственных фондов занятости;

• Обучение и подготовка специалистов для осуществления трудовой деятельности в сфере малого бизнеса и предпринимательства;

• Информирование населения о возможности получения постоянной или временной работы, вторичной занятости (приработка), второго высшего образования, переквалификации;

• Сезонная работа для учащейся молодежи в т.ч. сельхозработы, студенческий «сельхозконвейер», стройотряды, розничная торговля в каникулярный период;

• Обеспечение общественных работ, работы «на дому», для малоимущих граждан, престарелых, инвалидов;

• Введение квот для использования иностранной рабочей силы и усиления контроля со стороны правоохранительных органов, органов Прокуратуры, Государственной Трудовой инспекции, Профсоюзов, Администраций всех уровней, обеспечения правоохранительной функции судебных органов.

Для выполнения социальных задач в области регулирования рынка труда необходим системный подход, который должен обеспечить согласованные действия всех субъектов, действующих на этом поле с точки зрения и консолидации финансовых средств по реализации программных мероприятий. Роль профсоюзов в этих вопросах немаловажна, как единственной, самой многочисленной общественной некоммерческой организации сохранившей свою централизованную структуру от решения трудовых, производственных и социальных задач на уровне от рабочего места - до Федерального уровня Правительства РФ и Законотворческой деятельности.

Социальное партнерство на рынке труда способствует повышению эффективности использования рабочей силы, усилению охраны труда, повышению цены труда и повышению ответственности за осуществление социальной кадровой политики, как легитимных представителей работников (в лице Профсоюзов), так и легитимных представителей работодателей (в лице региональных представительств Союза Работодателей всех уровней).

Подготовка и обучение профессиональных

административно-управленческих кадров в муниципальных образованиях и на предприятиях

Особо следует обратить внимание на профессиональную подготовку управленческих кадров всех уровней. Выполняя административно распорядительные функции, и по сути дела, определяя кадровую политику, руководители предприятий, административный аппарат и руководители муниципальных образований зачастую не владеют необходимым объемом знаний и навыков. Отсутствие правовых знаний зачастую приводит к правовому «нигилизму» руководителей, неправомерной оценке принимаемых решений, что усиливает социальную напряженность, как на отдельном предприятии, так и в территориальных образованиях.

Необходима жесткая дифференциация образовательного уровня утверждаемых руководителей на ту или иную должность. Где должны быть установлены жесткие аттестационные принципы, когда утверждаемый кандидат должен обладать основополагающими правовыми и организационными знаниями по утверждаемой должности. Думается, что при утверждении в должности необходимо иметь примерный перечень необходимых знаний и навыков для руководителя утверждаемого уровня. Особенно, это касается руководителей организаций, которые имеют право принимать на работу наемных работников и определять социально - трудовые взаимоотношения. Это касается, как руководителей муниципальных предприятий и учреждений, так и предпринимателей «без образования юридического лица» (ПБОЮЛ).

При подготовке кадров управления в государственных и муниципальных органах, принципиально необходимо предусматривать особые правила, предполагающие большие требования, и в учебных программах предусмотреть обязательный учебный курс по теории и практике социального партнерства и его реализации на территории Ростовской области и Юга России, учитывая теорию и практику современной структуры социально-трудовых взаимоотношений нашего социально - сложного региона. Желательно предусмотреть возможность предварительной аттестации руководящих работников (или лиц претендующих на руководящую должность) перед утверждением его в качестве директора или руководителя производством, либо территориально-административным образованием.

Воспроизводственный цикл трудовых ресурсов по профессионально-возрастным группам

Интенсификация экономической сферы мыслится не за счет количественных показателей, а, прежде всего за счет качественных показателей, как:

• новые технологии, инновации;

• развитие маркетинговой информационной базы;

• организационно-управленческие новшества;

• межотраслевое взаимодействие;

• развитие управленческой и кадровой культуры;

• повышение показателя отдачи управленческого кадрового ресурса;

• совершенствования подготовки и воспроизводства высокопрофессиональной рабочей силы, соответствующей требованиям современной технологии и приоритетам рынка труда;

• вовлечение работника и развитие его заинтересованности в эффективном управлении предприятием в целях максимального получения прибыли и в итоге (для него) получении более высокой заработной платы;

• восстановление в производственном процессе трудового соперничества (соц. соревнование) и его материальное поощрение;

• повышение производительности и качества труда за счет средств и методов на основе социального партнерства между работниками и работодателями при поддержке административных органов власти;

• организация «общественного» взаимодействия между предприятиями -смежниками через систему социального партнерства (с использованием престижа и взаимозаинтересованности профсоюзных организаций, как гарантов единой цели - получении своевременной заработной платы для

работников, в соответствии с заключенными соглашениями или договорами) ;

• «разумное» сочетание труда и отдыха персонала;

• наличие «пакета» социальных гарантий и льгот для «корпоративных» работников, доказавших свою значимость для данного предприятия.

Формирование новой (изменяющейся) модели социальноэкономического развития следует рассматривать как непрерывный процесс нововведений. Пожалуй, возможно, рассматривать инновации как созидательный процесс разрушения старых стереотипов и создание новых качественных форм профессиональной деятельности. Вследствие нововведений идет процесс разрушения старых организационных форм, высвобождаются ресурсы, в том числе кадровые, усиливается мобилизация кадрового потенциала.

Накопившиеся противоречия в сфере труда и занятости, обусловленные недостатками управленческого механизма и системы управления трудом в целом, отставаниями в развитии социальной сферы, возникновением ряда принципиальных проблем в области формирования и использования специалистов требуют серьезной перестройки системы формирования и использования кадрового потенциала, приведения его в соответствие с целями и задачами территориального социально-экономического развития.

В наиболее общем виде управление кадровым потенциалом города и района представляет собой систему взаимосвязанных мер, обеспечивающих направляющее, координирующее и стимулирующее воздействие социума на субъектов хозяйствования, ориентированных на интенсивные факторы использования трудового ресурса. Оно призвано обеспечить рациональную занятость специалистов и эффективное использование их творческого потенциала путем выявления и раскрытия количественных и качественных изменений личностного потенциала в новых условиях, осуществление планомерного формирования профессионально - квалификационной структуры и организации подготовки кадров исходя из обоснованных соотношений между организационно-технической структурой и структурой кадрового потенциала.

С точки зрения развития качества рабочей силы и профессионального обучения трудовых ресурсов необходимо реализовать следующие шаги:

• Провести выборочное обследование потребности предприятий и организаций в квалифицированных кадрах и профессионально - квалификационном разрезе по территориально-отраслевому признаку до 2007г.;

• Разработать отраслевые прогнозы спроса и предложения на рынке труда в профессионально - квалификационном разрезе;

• Согласовать объемы и профили подготовки кадров в образовательных учреждениях на основе среднесрочных и долгосрочных прогнозов развития регионального рынка труда;

• Содействовать развитию системы внутрифирменного обучения персонала через ее организационно - методическое сопровождение;

• Организация профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения, опережающего обучения работников с привлечением средств работодателя при массовом высвобождении трудовых ресурсов;

• Организация обучения безработных граждан основам предпринимательской деятельности для обеспечения само занятости и вторичной занятости;

• Организация работы мобильных центров, консультационных пунктов и выездного обучения для безработных граждан и незанятого населения в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах;

• Повышение качества обучения путем совершенствования и развития инновационных технологий в образовательных программ профессионального обучения граждан в форме дистанционного обучения.

В соответствии с изменениями хозяйственной структуры появляется определенное число занятых, в работе которых не будет необходимости в результате структурной или технологической перестройки. Следует предусмотреть возможность привлечения их к работе в сфере обслуживания или на так называемых «общественных» работах. Так же возможны формы социального обеспечения в виде пособий для неработающих - до получения права на пенсию или какие-либо другие формы социального обеспечения. Надо принимать во внимание, что большая часть данных работников относится к тем, кто свою трудовую деятельность начал с низкой квалификацией преимущественно на тяжелой, малоквалифицированной физической работе, следует ожидать, что у части из них возможна частичная утрата трудоспособности, и это следует иметь в виду при планировании их занятости в производстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также, ратифицируя конвенции Международной Организации Труда, следует иметь в виду, что необходимо обеспечить социальную поддержку инвалидам труда, т.е. гражданам, которые в результате разных болезней (в том числе профзаболеваний) имеют 1-2 группу инвалидности.

Определенную долю кадрового потенциала составляют граждане вышедшие на пенсию, но которых не устраивает их достаточный прожиточный минимум.

В Областной целевой программе содействия занятости населения Ростовской области на 2004-2006 гг. предусмотрено направление содействие занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной поддержке. В ряду предусмотренных мер - следующие:

• Принятие постановлений главами муниципальных образований: «О квотировании рабочих мест на предприятиях, в учреждениях, организациях для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите»,

• Предоставление льгот работодателям, трудоустраивающих безработных по квотам.

Однако сегодняшние работодатели, приобретя немалый рыночный опыт, четко представляют и умеют отстаивать свои цели, используя потенциал своих аналитических служб. Если кадровые, научные, общеобразовательные и профсоюзные работники не научатся общаться с ними на достойном уровне, а будут противопоставлять их действиям только эмоции, их попросту никто не услышит. Для этого требуется серьезная подготовка, позволяющая не только грамотно формулировать вопрос, но и предложить пути его решения, исходя из возможностей предприятия и национальной экономической ситуации. Это означает, что предстоит поднять на новый, более

высокий уровень обучение работников кадровых служб, преподавателей общеобразовательных учреждений и профсоюзных кадров и улучшить их информационное обеспечение.

Профессиональные организации трудящихся всего цивилизованного мира, завоевавшие понимание во всех цивилизованных странах мира и имеющие более чем вековую историю (профсоюзам России в 2005 году исполняется 100 лет, профсоюзному движению на Дону, ростовским профсоюзам в 2003 году исполнилось 55 лет) преследуют единственную цель - сохранение социального мира в обществе, недопущение гражданских и национальных взрывов, обеспечение справедливого вознаграждения за осу-

1

ществленный труд и социальную справедливость.

Не преследуя политических амбиций, не желая встать во главе той или иной политической силы, профсоюзы могут в нашем сложном регионе сыграть роль арбитра или связующей стороны, которая объединит простые экономические и чисто человеческие, справедливые требования и чаяния народов Северного Кавказа, чтобы лучше и проще жилось всем простым работникам и работницам, чтобы проще жилось их детям и старикам.

Перемены в экономической сфере и ее ориентация на рыночную экономику будут осуществляться в ожидаемом направлении только при условии, если будут удовлетворяться нужды наших граждан в области социального развития и потребности, возникающие у самих жителей и если используемые формы и методы будут удовлетворять требованиям социальной защиты людей, с одной стороны, и процветанию предприимчивых слоев населения с другой. А в этом и есть задача социальной и кадровой политики нашего региона.

Бабанов А.Б., к.э.н., доц. СКАГС Овакимян М.А., к.э.н., доц. СКАГС

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ И КАДРОВАЯ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

Конституция как основной закон Российской Федерации содержит ряд норм, определяющих место и роль местного самоуправления в системе власти в государстве. Они составляют конституционную основу местного самоуправления.

• В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление;

• Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;

• Права и свободы человека и гражданина определяют деятельность местного самоуправления;

• Через органы местного самоуправления народ осуществляет принадлежащую ему суверенную власть;

По материалам российско-германской научно-практической конференции «Профсоюзы и демократия». Сентябрь 2004 г., Ростов-на-Дону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.