Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УЧЁТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УЧЁТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
упрощенная система бухгалтерского учета / субъекты малого предпринимательства / малое предприятие / микропредприятие / креативные индустрии / simplified accounting system / small businesses / small business / micro-enterprise / creative industries

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грекова Вита Анатольевна

В работе приобрели развитие научно-методические основы формирования системы учетного обеспечения малых предприятий креативных индустрий. Данное исследование подтвердило, что подавляющее большинство субъектов отрасли творческих креативных индустрий относятся к микроили малому бизнесу. На развитие данного вида бизнеса нужны средства из внешних источников в форме привлечения финансирования от частных инвесторов, банков и специальных фондов, которые прямо пропорциональны инвестиционной привлекательности организации. Формирование системы учётного обеспечения на малых предприятиях сферы креативных индустрий является основой повышения инвестиционной привлекательности и упрощения ведения бухгалтерского учета организацией. В статье получило развитие определение «малых предприятий сферы креативных индустрий». Дана оценка действующим упрощенным способам ведения бухгалтерского учета, выявлены проблемы в их ведении и даны рекомендации по применению малыми предприятиями креативных индустрий. Обоснована необходимость пересмотра существующих и разработки новых упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, которые станут основой в учете малых предприятий креативных индустрий для повышения их инвестиционной привлекательности. Целью исследования является развитие научно-методических основ формирования системы учетного обеспечения малых предприятий креативных индустрий. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи: изучить существующие определения малых предприятий и ввести определение «малого предприятия сферы креативных индустрий», выявить проблемы системы учётного обеспечения на малых предприятиях сферы креативных индустрий и предложить пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEM OFACCOUNTING SUPPORT FOR SMALL ENTERPRISES INTHE FIELD OF CREATIVE INDUSTRIES FORMATION

The scientific and methodological foundations for the formation of a system of accounting support for small enterprises of creative industries have been developed in the work. This study confirmed that the vast majority of the subjects of the creative creative industries belong to micro or small businesses. The development of this type of business requires funds from external sources in the form of attracting financing from private investors, banks and special funds, which are directly proportional to the investment attractiveness of the organization. The formation of an accounting system for small enterprises in the field of creative industries is the basis for increasing investment attractiveness and simplifying accounting by an organization. The article develops the definition of «small enterprises in the field of creative industries». The assessment of the current simplified accounting methods is given, problems in their management are identified and recommendations on the use of creative industries by small enterprises are given. The necessity of reviewing existing and developing new simplified accounting methods, which will become the basis for accounting for small enterprises of creative industries to increase their investment attractiveness, is substantiated. The purpose of the study is to develop scientific and methodological foundations for the formation of a system of accounting support for small enterprises of creative industries. To achieve this goal, the following tasks are formulated: to study the existing definitions of small enterprises and introduce the definition of «small enterprise in the field of creative industries», identify the problems of the accounting system at small enterprises in the field of creative industries and propose ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УЧЁТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ»

УДК 657.9

Грекова Вита Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры учета, анализа и аудита, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Grekova Vita Anatolievna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of Accounting, analysis and audit Department, Institute of Economics and Management, VI. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УЧЁТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ

A SYSTEM OFACCOUNTING SUPPORT FOR SMALL ENTERPRISES IN THE FIELD OF CREATIVE INDUSTRIES FORMATION

В работе приобрели развитие научно-методические основы формирования системы учетного обеспечения малых предприятий креативных индустрий. Данное исследование подтвердило, что подавляющее большинство субъектов отрасли творческих креативных индустрий относятся к микро- или малому бизнесу На развитие данного вида бизнеса нужны средства из внешних источников в форме привлечения финансирования от частных инвесторов, банков и специальных фондов, которые прямо пропорциональны инвестиционной привлекательности организации. Формирование системы учётного обеспечения на малых предприятиях сферы креативных индустрий является основой повышения инвестиционной привлекательности и упрощения ведения бухгалтерского учета организацией.

В статье получило развитие определение «малых предприятий сферы креативных индустрий». Дана оценка действующим упрощенным способам ведения бухгалтерского учета, выявлены проблемы в их ведении и даны рекомендации по применению малыми предприятиями креативных индустрий. Обоснована необходимость пересмотра существующих и разработки новых упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, которые станут основой в учете малых предприятий креативных индустрий для повышения их инвестиционной привлекательности.

Целью исследования является развитие научно-методических основ формирования системы учетного обеспечения малых предприятий креативных индустрий. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи: изучить существующие определения малых предприятий и ввести определение «малого предприятия сферы креативных индустрий», выявить проблемы системы учётного обеспечения на малых предприятиях сферы креативных индустрий и предложить пути их решения.

Ключевые слова: упрощенная система бухгалтерского учета, субъекты малого предпринимательства, малое предприятие, микропредприятие, креативные индустрии.

The scientific and methodological foundations for the formation of a system of accounting support for small enterprises of creative industries have been developed in the work. This study confirmed that the vast majority of the subjects of the creative creative industries belong to micro or small businesses. The development of this type of business requires funds from external sources in the form of attracting financing from private investors, banks and special funds, which are directly proportional to the investment attractiveness of the organization. The formation of an accounting system for small enterprises in the field of creative industries is the basis for increasing investment attractiveness and simplifying accounting by an organization.

The article develops the definition of «small enterprises in the field of creative industries». The assessment of the current simplified accounting methods is given, problems in their management are identified and recommendations on the use of creative industries by small enterprises are given. The necessity of reviewing existing and developing new simplified accounting methods, which will become the basis for accounting for small enterprises of creative industries to increase their investment attractiveness, is substantiated.

The purpose of the study is to develop scientific and methodological foundations for the formation of a system of accounting support for small enterprises of creative industries. To achieve this goal, the following tasks are formulated: to study the existing definitions of small enterprises and introduce the definition of «small enterprise in the field of creative industries», identify the problems of the accounting system at small enterprises in the field of creative industries and propose ways to solve them. Keywords: simplified accounting system, small businesses, small business, micro-enterprise, creative industries.

103

ВВЕДЕНИЕ

В условиях мировых кризисов 2000х годов и кризисов, вызванных пандемией коронавируса, а так же глобальной геополитической нестабильности, многие страны и регионы ведут поиск новых источников экономического роста. В настоящее время креативные индустрии являются одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики и международной торговли, который сформировался на макроуровне совсем недавно.

Именно сейчас социально-экономическое и культурное развитие в мировом масштабе неразрывно связано с развитием креативных технологий и индустрий, которые связывают творческую составляющую с современными технологиями. Творческие индустрии представляет собой довольно эффективную модель экономического роста. Сегодня только по актуализированным данным некоторых национальных экономик капитализация творческих индустрий приближается к $2,3 трлн. В некоторых странах вклад креативных индустрий в их экономику довольно весомый и достигает десяти процентов ВВП страны. Развитие креативных индустрий в разрезе национальных экономик очень важно для возрождения культурных и духовных ценностей, развития творческого потенциала народонаселения этих стран, и соответственно положительно влияют на качество жизни граждан и устойчивость развития общества в целом. В России развитием данного сегмента экономики начали заниматься на 20 лет позже, чем в Англии, Германии, Китае и некоторых других странах.

Грани креативных индустрий пока не очерчены между разными секторами российской экономики, а значит и не отражаются в данных Федеральной службы государственной статистики, так как отсутствует нормативно-законодательная база и всевозможные механизмы поддержки и развития творческих индустрий. Соответственно, и существующие налоговые режимы не учитывают специфику креативных индустрий. Это способствует возникновению барьеров в получении государственной поддержки для продукции, находящейся на стыке отраслей, творчества и технологий. Даже в подготовке специалистов высшими учебными заведениями для данной отрасли экономики возникают проблемы, так как не всегда учитываются особые требования к компетенциям в области управления творческими компаниями и проектами, недостаточно внедряются инновационные методики развития креативного мышления и межличностного взаимодействия членов команды, работающей над созданием инновационного продукта. Между тем устранение этих сложностей позволило бы внести существенный вклад в национальную экономику. Очевидно, что формализованный сектор креативных индустрий с четкими формами, правилами, субъектами и объектами даст рывок в развитии малого бизнеса в данной сфере экономической деятельности.

В основе деятельности в сфере креативных индустрий лежит предпринимательская активность, а также иная деятельность, способствующая созданию экономических ценностей. Субъектами такой деятельности являются физические лица (художники, архитекторы, дизайнеры, писатели, режиссеры, исполнители и т. д.), субъекты коммерческой деятельности — индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, а также некоммерческие организации, способствующие созданию продуктов в сфере творческих индустрий или реализующие отдельные проекты как на коммерческой, так и на некоммерческой основе.

Для того, чтобы физические лица стали частью творческих индустрий (субъектами рынка / экономической деятельности), необходимо определить их экономический статус. Во-первых, создаваемые ими продукты (произведения, проекты, программы, фонограммы, исполнение и прочее) должны выводиться на рынок, получать денежную оценку, становиться частью товарно-денежных отношений. Во-вторых, такие лица становятся полноценными участниками рынка, в том числе налогоплательщиками. В зависимости от видов деятельности и годового оборота физическое лицо может иметь статус самозанятого или индивидуального предпринимателя.

Подавляющее большинство субъектов отрасли творческих индустрий относятся к микро- или малому бизнесу

Потребность руководства любой компании, относящейся как к малому бизнесу, так и к крупному предпринимательству, в получении своевременной, полной и достоверной информации для принятия эффективных управленческих решений делает современный бухгалтерский учет более востребованным и пластичным, способным отвечать любым запрашиваемым требованиям. Развитие информационных технологий и постоянные вносимые в законодательство изменения подталки-

104

вают российский бизнес к необходимости гибкой и своевременной трансформации своей финансово-управленческой структуры под влиянием внешних и внутренних факторов. Взаимоотношение инвесторов, финансовых компаний и частного сектора—одна из актуальных форм взаимодействия в современном бизнесе. При этом круг заинтересованных получателей релевантной информации немного шире привычного, следовательно, и необходимость в совершенствовании учетных данных в целях обеспечения пользователей корректной информацией для принятия качественных и рациональных управленческих решений повышается.

Таким образом, представляется актуальным и своевременным исследование вопросов формирования системы учетного обеспечения малых предприятий креативных индустрий. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью исследования является развитие научно-методических основ формирования системы учетного обеспечения малых предприятий креативных индустрий. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи: изучить существующие определения малых предприятий и ввести определение «малого предприятия сферы креативных индустрий», выявить проблемы системы учётного обеспечения на малых предприятиях сферы креативных индустрий и предложить пути их решения. МЕТОДЫ

В процессе исследования были использованы следующие общенаучные методы: гносеологического анализа (для развития определения «малых предприятий сферы креативных индустрий»); анализа, индукции, дедукции (для проведения исследований действующих упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и их влияния на формирование показателей бухгалтерского финансовой отчетности); системного подхода (для исследования процессов и явлений влияния действующих упрощенных способов ведения бухгалтерского учета на инвестиционную привлекательность организации). РЕЗУЛЬТАТЫ

Современный термин креативные индустрии (creative industries) впервые был введен в оборот в 2000 году журналистом американского делового журнала Businessweek [1]. В 2001 г вышла в свет работа «The creative economy: How people make money from ideas» англичанина John Howkins, в которой он дал определение креативным индустриям как виду экономической деятельности, связанному с созданием или использованием знаний и информации [2].

В связи с тем, что креативные индустрии как бы размыты между отдельными секторами российской экономики и не отражаются в данных Росстата, так как отсутствует нормативно-законодательная база и всевозможные механизмы поддержки и развития творческих индустрий, на государственном уровне представители правительства Российской Федерации 20.09.2021 утвердили «Концепцию развития творческих индустрий до 2030 года», где под творческими (креативные) индустриями понимаются сферы деятельности, значимая часть добавленной стоимости в которых формируется за счёт творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность. В числе таких индустрий — кинематография, архитектура, изобразительное и театральное искусство, мода, дизайн, реклама [12].

Кроме того, на данный момент принят в I чтении законопроект о развитии креативных индустрий в России. В данном проекте Федерального закона «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» под креативными индустриями понимается экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и (или) реализацией креативных продуктов, обладающих уникальностью и экономической ценностью [13].

Проанализировав все вышесказанное, можно обобщить, что креативные индустрии — это такая отрасль экономики, которая основана на творческом потенциале людей. Следовательно, к креативной экономике относятся такие индустрии как: индустрия моды, киноиндустрия производства фильмов и киноиндустрия проката, индустрия туризма, рекламная индустрия, книгоиздательская индустрия, индустрия IT-технологий, прочее. В данном понятии важно отличать сферу деятельности от индустрии. Так, например, сфера деятельности человека — занятие изобразительным искусством. Пока продукт деятельности не стал товаром, говорить об индустрии нельзя. Но вот уже галерейный бизнес можно с полным правом отнести к креативной индустрии.

105

В обобщенном виде структурирование видов креативных индустрий с распределением кодов видов экономической деятельности можно представить в следующем виде (рис. 1 ).

АРХИТЕКТУРА 41.1 Разработка строительных проектов 71.11 Деятельность в области архитектуры

ДИЗАИН 74.1 Деятельность, специализированная в области дизайна

ЗВУКОЗАПИСЬ 59.2 Деятельность в области звукозаписи и издания музыкальных произведений

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 58.1 Издание книг, периодических публикаций и другие виды издательской деятель -ности

74.3 Деятельность по письменному и устному переводу

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ИСКУССТВА 90.0 Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений

ИТ И ВИДЕО-ИГРЫ 58.2 Издание программного обеспечения 62.0 Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги 63.11 Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность

ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЕ

60.1 Деятельность в области радиовещания

60.2 Деятельность в области телевизионного вещания

63.91 Деятельность информационных агентств

МУЗЕИ, БИБЛИОТЕКИ, АРХИВЫ 91.011 Деятельность библиотек и архивов 91.02 Деятель но сть музеев_

ФОТОГРАФИЯ 74.2 Деятельность в области фотографии

ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА 23.41 Производство хозяйственных и декоративных керамических изделий

31.02 Производство кухонной мебели

32.99.5 Производство зажигалок и прочих курительных принадлежностей

32.99.6 Производство изделий для праздников, карнавалов или прочих изделий для увеселения

32.99.7 Производство приборов, аппаратуры и моделей, предназначенных для демонстрационных целей

32.99.8 Производство изделий народных художественных промыслов

95.24 Ремонт мебели и предметов домашнего обихода

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО 90.03 Деятельность в области художественного творчества

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО 32.1 Производство ювелирных изделий, бижутерии и подобных товаров 95.25 Ремонт часов и ювелирных изделий_

ОБРАЗОВАНИЕ В КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЯХ 85.41.2 Образование в области культуры

РЕКЛАМА И ПИАР 70.21 Деятельность в сфере связей с общественностью

73.1 Деятельность рекламная_

КИНО И АНИМАЦИЯ 59.1 Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ_

Рис. 1. Виды креативных индустрий соотнесенные с КВЭД (Составлено на основе [3, 15])

106

По данным Росстата Российской Федерации на конец 2022 г. на долю малого бизнеса в общем объеме оборота продукции и услуг, производимых организациями по всей стране, приходится порядка 21% ВВП страны. В то время как в странах с развитой экономикой доля компаний малого бизнеса в ВВП достигает 55 %. Роль малого бизнеса сложно переоценить. Он намного быстрее, чем средний и, тем более крупный, приспосабливается к постоянно меняющимся условиям рынка. Такое отставание в развитии национального малого бизнеса обусловило необходимость принятия в 2007 году Федерального Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г №2 209-ФЗ [5].

Для малых предприятий Федеральной налоговой службой в сотрудничестве с Корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства создан и с 1 августа 2016 г появился в бесплатном доступе Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно данным вышеуказанного реестра в Российской Федерации на 01.12.2023 г было зарегистрировано 6 329 036 малых предприятий, из них 6 114 610 микропредприятия. Большая часть коммерческих организаций Российской Федерации согласно критериям отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства (ч. 1 ст. 4 Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г №2 209-ФЗ) относятся к субъектам малого предпринимательства (далее СМП) [14].

Как уже отмечалось выше, подавляющее большинство субъектов отрасли творческих креативных индустрий относятся к микро- или малому бизнесу

Нормативно-законодательного определения понятия малого предприятия в России нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих сотрудников у экономического субъекта. Исходя из данных критериев, различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны.

Критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектам малого предпринимательства в Российской Федерации представлены на рисунке 2.

Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство [4].

В экономической энциклопедии [7] дано определение малому предприятию как предприятию, соответствующему законодательно установленным критериям численности занятых работников (различается в разных сферах экономики), реже — обороту, и получающее налоговые льготы, льготы по кредитам и другие виды государственной поддержки. Большой финансовый словарь [8] определяет малое предприятие как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, отличительными признаками которого являются ограничения, касающиеся численности работающих сотрудников или объема хозяйственной деятельности. Следует заметить, что данные определения далеко не полные.

Так, Федеральный Закон от 24.07.2007 №2 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон №2 209-ФЗ) дает определение понятию «субъекты малого и среднего предпринимательства», под которым следует понимать хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям [5]. Из данного определения можно сделать вывод о том, что к малым предприятиям в Российской Федерации относятся не только юридические лица, а так же и индивидуальные предприниматели. Кроме того, отмечено, что есть определенные условия (критерии), которым должен соответствовать хозяйствующий субъект, чтобы считаться малым предприятием.

На основе вышеизложенного в работе предложено определение «малых предприятий сферы креативных индустрий», к которым следует относить юридические лица и индивидуальных предпринимателей, экономическая деятельность которых непосредственно связанная с созданием, продвижением и (или) реализацией креативных продуктов, и которые соответствуют законодательно установленным критериям численности занятых работников, объема хозяйственной деятельности и прочим законодательно установленным ограничениям. В свою очередь, к креатив-

107

Критерии отнесения экономических субъектов к СМП (должны выполняться следующие условия)

[I

Для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств

Для производственных кооперативов, потребительских кооперативов. _крестьянских (фермерских) хозяйств, И11_

Должно выполняться хотя бы одно из следующих требований

1. Суммарная доля участия в уставном

РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных

1 + ^ Т / * ^.Ч' I Т ■ Ч V I 11У1 ьг Т V I ЧЛ '" А ■ V' 1'1 4 , ^ * * —- .

' оргашгзации (ооьединении I, благотворительных и иных фондов капитале ООО или владение голо- —с-1-—---с-1-

сующими акциями АО акционерами иностранных юридических лиц и (ил и) юридических лиц, не являющихся СМП

до 25%

до 49%

О

00

2. Акши АО. обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного инновационного сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;

3. Деятельность организации заключается з практическом внедрении результатов интеллектуальной деятельности, исключительные нрава некоторые принадлежат их учредителям (участникам)- бюджетным, автономным научным учреждениям;

4. Организация получила статус участника проекта по ФЗ от 2S.CM.20I 0 г. М244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

5. Учредителями (участниками) организации являются юридические лица, включенные в утв. Правительствам РФ перечень юридических лиц, предоставляющих господдержку инновационной деятельности в формах, установленных ФЗ от 23.08.1996 г. №1 27-ФЗ «О науке и государстве» пой НТП».

Среднесписочная та с ленное тт. работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения: ло 15 человек — микропредприятие; до 100 человек — малое предприятие.__

Обший доход по всем вилам деятельности за предшествующий календарный год (по налоговой декларации), не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ: для микро предприятий — 120 млн. руб.; для малых-800 млн. руб.

Рис. 2. Критерии отнесения экономических субъектов к субъектам малого предпринимательства в Российской Федерации (Сгруппировано

на основе [5; 6])

ным продуктам относится продукция, услуги, работы, стоимость которых в основной степени обусловлена использованием результатов интеллектуальной деятельности.

Указанное ранее отставание в развитии национального малого бизнеса обусловило необходимость разработки и принятия в 2016 году «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (далее — Стратегия) [9].

Цель данной Стратегии может быть достигнута при совокупности многих факторов, одним из которых должна стать цепочка принятия эффективных управленческих решений, способствующих долгосрочному функционированию экономического субъекта. Несомненно, решения такого рода могут быть приняты только на основе качественного информационного обеспечения, основной из составляющих которого является бухгалтерская (финансовая) отчетность. Эта информация нужна широкому кругу пользователей, как для принятия разнообразных управленческих решений, так при оценке финансового положения компании при принятии решения о выдаче кредита финансово-кредитными учреждениями и прочих решений.

В этой связи, наличие понятных рекомендаций по формированию системы учетного обеспечения малых предприятий, непротиворечащих положениям по бухгалтерскому учету и формам бухгалтерской финансовой отчетности, представляет архиважный интерес для малых предприятий креативных индустрий Российской Федерации.

Выбор элементов учетной политики малыми предприятиями креативных индустрий прежде всего должен зависеть от реализуемой организацией стратегии, которая непосредственно связана с ее информационными потребностями. Основной целью малых предприятий креативных индустрий в части ведения ими бухгалтерского учета является информационной обеспечение управленческих решений. Соответственно, учетная политика для целей бухгалтерского учета влияет на информационное обеспечение организации. Как, применяемые организацией элементы учетной политики, влияют на показатели бухгалтерской финансовой отчетности раскрыто в работах М. Ф. Сафонова и И. Н. Калинина [10], Бурсулой Т. [ 11 ] и многих других авторов. В тоже время в работах не раскрыто влияние упрощенных способов ведения бухгалтерского учета (размешенных к применению только микро- и малыми предприятиями) на показатели бухгалтерской финансовой отчетности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данной работе в ходе анализа национальных положений и федеральных стандартов бухгалтерского учета установлена связь упрощенных способов ведения бухгалтерского учета с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности. Было выявлено, что из предложенных законодателем упрощенных способов учета, есть те, которые:

• не влияют на показатели бухгалтерской отчетности либо влияют несущественно и действительно значительно упрощают ведение бухгалтерского учета;

• влияют на показатели бухгалтерской отчетности существенно и значительно упрощают ведение бухгалтерского учета. Эти способы учета влияют на инвестиционную привлекательность организации, иногда отрицательно;

• влияют на показатели бухгалтерской отчетности существенно (в основном отрицательным образом), но незначительно упрощают ведение бухгалтерского учета.

В таблице 1 рассмотрены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для микро- и малых предприятий, которые не влияют либо незначительно влияют на показатели бухгалтерской отчетности и одновременно существенно упрощают труд бухгалтера.

В таблице 2 рассмотрены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, которые существенно влияют на показатели бухгалтерской отчетности и одновременно значительно упрощают труд бухгалтера.

В таблице 3 рассмотрены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, которые существенно влияют на показатели бухгалтерской отчетности, но незначительно упрощают труд бухгалтера.

В результате проведенного анализа, результаты которого отражены в таблицах 1 -3, установлены три группы упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, которые по-разному влияют на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности. Одна из выделенных в работе групп упро-

109

Таблица 1. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, которые не влияют либо несущественно влияют на показатели бухгалтерской отчетности и одновременно значительно упрощают бухгалтерский учет *

Упрощенный способ ведения бухгалтерского учета Нормативный акт

Не влияет на показатели бухгалтерской отчетности

1. Ведение бухгалтерского учета по простой системе — без применения двойной записи (только для микропредприятий) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (п 6.1)

Несущественно влияют на показатели бухгалтерской отчетности

2. Включение в себестоимость приобретенных запасов уплаченные или подлежащие уплате при приобретении запасов суммы без учета всех скидок, уступок, вычетов, премий, льгот, предоставляемых организации, вне зависимости от формы их предоставления и приобретенных запасов на условиях отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев без учета сумм денежных средств, которые были бы уплачены организацией при отсутствии указанной отсрочки (рассрочки) ФСБУ 5/2019 «Запасы» (п. 17)

3. Оценивать запасы на отчетную дату по фактической себестоимости ФСБУ 5/2019 «Запасы» (п. 32)

4. Не корректировать первоначальную стоимости ОС в связи с изменением величины оценочного обязательства по демонтажу, утилизации, восстановлению окружающей среды ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (п. 3)

5. Отказаться от проверки ОС на обесценение, т.е. оценивать основные средства по балансовой стоимости на отчетную дату

6. Не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете и отчетности ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (п. 3)

7. Признавать расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» (п. 3)

8. Принимать на учет нематериальные активы при обменных операциях по балансовой стоимости передаваемых активов

9. Не проверять на обесценение капвложения в нематериальные активы

10. Признавать все расходы по займам прочими расходами ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» (п. 7)

11. Не учитывать в стоимости капитальных вложений сумму скидок, уступок, вычетов, премий, льгот, предоставляемых организации, вне зависимости от формы их предоставления

12. Не включать в капитальные вложения осуществленные на условиях отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев сумму денежных средств, которая была бы уплачена организацией при отсутствии указанной отсрочки (рассрочки) ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» (п. 4)

13. Отказаться от проверки капитальных вложений на обесценение, т.е. оценивать их по балансовой стоимости на отчетную дату

14. Определять фактические затраты в капитальные вложения (в части оплаты неденежными средствами) в сумме балансовой стоимости передаваемых активов, фактических затрат, понесенных на выполнение работ, оказание услуг, вне зависимости от возможности определения справедливой стоимости как передаваемых, так и приобретаемых имущества, прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, работ, услуг ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» (п. 13)

* Проанализировано автором 110

Таблица2. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, которые существенно влияют на показатели бухгалтерской отчетности и одновременно значительно упрощают бухгалтерский учет *

Упрощенный способ ведения бухгалтерского учета Законодательный акт Примечание

1 2 3

1. Отражение последствий изменгния учетной политики перспективно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (п. 15.1) Можно использовать для повышения инвестиционной привлекательности организации

2. Признание выручки по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) и расходы после осуществления погашения задолженности ПБУ 9/99 «Доходы организации» (п. 12), ПБУ 10/99 «Расходы организации» (п. 18) Признание доходов и расходов по факту отгрузки точнее отражает результаты работы предприятия

3. Упрощенный порядок формирования бухгалтерской отчетности ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (п. 3) Чем больше детализация показателей бухгалтерской отчетности, тем больше возможности для анализа и тем выше инвестиционная привлекательность организации

4. Не отражать в бухгалтерском учете: - информацию по прекращаемой деятельности; - договора строительного подряда; расчеты по налогу на прибыль ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (п. 3.1), ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (п. 2.1), ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (п. 2)

5. Осуществлять последующую оцгнку всех финансовых вложений в порядке, по которому их текущая рыночная стоимость не определяется. Не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (п. 19)

6. Исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год без ретроспективного пересчета ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (п. 9)

7. Арендатор может не признавать предмет аренды в качестве права пользования активом и не признавать обязательство по аренде ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (п. 11)

111

Продолжение таблицы 2

1 2 3

8. Арендатор может рассчитывать фактическую стоимость права пользования активом исходя из величины первоначальной оценки обязательства по аренде и затрат арендатора в связи с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (п. 13)

9. Арендатор может первоначально оценивать обязательство по аренде как сумму номинальных величин будущих арендных платежей на дату оценки ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (п. 14)

10. Арендодатель может классифицировать все объекты учета аренды в качестве объектов учета операционной аренды ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (п. 28)

* Проанализировано автором

Таблица3. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, которые существенно влияют на показатели бухгалтерской отчетности, но незначительно упрощают бухгалтерский учет *

Упрощенный способ ведения бухгалтерского учета Законодательный акт Примечание

1 2 3

1. Не применение норм ФСБУ 5/2019 «Запасы» (только для микропредприятий) ФСБУ 5/2019 «Запасы» (п. 2) Снижает инвестиционную привлекательность организации. Занижает сумму по разделу «Оборотные активы» и «Капитал и резервы» бухгалтерского Баланса. Завышает себестоимость и расходы, а соответственно занижает чистую прибыль (растет убыток) в Отчете о финансовых р езультатах

2. Формировать первоначальную стоимость ОС в упрощенном порядке ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (п. 3) Снижает инвестиционную привлекательность организации. Занижает сумму по разделу «Внеоборотные активы» и «Капитал и резервы» бухгалтерского Баланса. Завышает себестоимость и расходы, а соответственно занижает чистую прибыль (растет убыток) в Отчете о финансовых р езультатах

3. Учитывать капитальные вложения, связанные с нематериальным активом по стоимости, указанной в документах поставщика (правообладателя) ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» (п. 3)

4. Списывать расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществл ения ПБУ 17/02 «Учет расходов на НИОКР» (п 14)

5. Включать в сумму фактических затрат при признании капитальных вложений только суммы уплаченные или подлежащие уплате организацией поставщику (продавцу, подрядчику, правообладателю) ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» (п. 4)

112

Продолжение таблицы 3

1 2 3

6. Признавать затраты на приобретение, создание, улучшение объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» (п. 4)

* Проанализировано автором

щенных способов учёта не только практически не упрощает ведение бухгалтерского учета, но и существенно занижает показатели бухгалтерской отчетности, приводя к снижению инвестиционной привлекательности малого предприятия. ВЫВОДЫ

В работе решено актуальное научное задание, которое состоит в развитии научно-методических основ формирования системы учетного обеспечения малых предприятий креативных индустрий.

Получило развитие определение «малых предприятий сферы креативных индустрий», к которым предложено относить юридические лица и индивидуальных предпринимателей, экономическая деятельность которых непосредственно связанная с созданием, продвижением и (или) реализацией креативных продуктов, и которые соответствуют законодательно установленным критериям численности занятых работников, объема хозяйственной деятельности и прочим законодательно установленным ограничениям.

Так же в работе разработаны теоретические и практические рекомендаций по формированию системы учётного обеспечения на малых предприятиях сферы креативных индустрий в части использования в бухгалтерском учете упрощенных способов, которые не снижают инвестиционной привлекательности организации и в тоже время существенно упрощают процесс учета. Таким образом, назрела необходимость пересмотра существующих и разработки новых упрощенных способов ведения бухгалтерского учета на законодательном уровне, которые будут подспорьем в учете малых предприятий креативных индустрий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. The creative economy / Bloomberg Businessweek. — 2000. — № 00_35. — Access Mode: www.businessweek.com/2000/00_35/b3696002.htm (date of the application: 22-27.10.2023).

2. Howkins John. The creative economy : How people make money from ideas / John Howkins. — London [etc.] : Allen Lane : Penguin press, 2001. — XVIII, 263 p.; ISBN 0-713-99403-7.

3. Боос В.О. Креативные специализации российских городов : Научный дайджест. Спецвыпуск / В.О. Боос, М.А. Гершман, Е.С. Куценко. — М.: НИУ ВШЭ, 2022. — 43 c.

4. Экономика предприятия : Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В. Я. Горфинкель, О. В. Антонова, А. И. Базилевич [и др.]. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 663 с. — ISBN 978-5-238-02371-7. — EDN XGADFA.

5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 12.12.2023) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: правовой сайт. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 22-27.10.2023).

6. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 [Электронный ресурс] // Гарант : информационно-правовое обеспечение. — Режим доступа: base.garant.ru/71370186/ (дата обращения: 22-27.10.2023).

7. Глобальная экономика : Энциклопедия / Т. Ф. Рябова, В. Н. Иванова, Е. В. Минаева [и др.]. — Москва : Издательство «Финансы и статистика», 2011. — 920 с. — ISBN 978-5-279-03498-7. — EDN RYRYMZ.

8. Факов, В. Я. Большой финансовый словарь = New Financial Dictionary : в 2 т. / В. Я. Факов ; В. Я. Факов. — Изд. 2-е, доп.. — Москва : Междунар. отношения, 2011. — 867 с. — ISBN 978-5-7133-1386-9. — EDN QVCZNH.

9. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р. [Электронный ресурс] // Гарант : информационно-правовое обеспечение. — Режим доступа: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71318202/ (дата обращения: 22-27.10.2023).

113

10. Сафонова М. Ф. Учетная политика как важнейший источник информации для аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности строительных организаций / М. Ф. Сафонова, И. Н. Калинина // ЕГИ. — 2020. — № 4 (30). — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/uchetnaya-politika-kak-vazhneyshiy-istochnik-informatsii-dlya-audita-buhgalterskoy-finansovoy-otchetnosti-stroitelnyh-organizatsiy. (дата обращения: 22-27.10.2023).

11. Бурсулая Т. Д. Влияние учетной политики на финансовые результаты организации / Т. Д. Бурсулая // Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит : ООО «Корн-Аудит«. — 2020. — Режим доступа: www.audit-it.ru/articles/ account/basis/a82/1015675.html (дата обращения: 22-27.10.2023).

12. Об утверждении «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 г. № 2613-р. — Режим доступа: government.ru/docs/ all/136723/ (дата обращения: 22-27.10.2023).

13. О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации: Законопроект № 474016-8. — Режим доступа: sozd.duma.gov.ru/bill/474016-8 (дата обращения: 22-27.10.2023).

14. Грекова, В. А. Пути совершенствования упрощенных способов ведения бухгалтерского учета /

B. А. Грекова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2019. — № 1(46). — С. 204-209. — EDN ZEKELR.

15. Творческие (креативные) индустрии. Справочник / Т. В. Абанкина, В. О. Боос, С. В. Бредихин, В. В. Власова и другие // Президентский фонд культурных инициатив; ООО «Культурные стратегии». — 2022. — 220 с.

16. Ипполитов, С. С. Малый бизнес в творческой индустрии: оценка вклада в экономику / С. С. Ипполитов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2022. — № 2(106). —

C. 143-153. — DOI 10.24412/1997-0803-2022-2106-143-153. — EDN DTFMOY

17. Мальцева, Е. С. Креативная индустрия в российской экономике / Е. С. Мальцева // Бизнес и дизайн ревю. — 2021. — № 1(21). — С. 1. — EDN GMVMOI.

SPISOKLITERATURY

1. The creative economy // Bloomberg Businessweek. — 2000. — № 00_35. — Access Mode: www.businessweek.com/2000/00_35/b3696002.htm (date of the application: 22-27.10.2023).

2. Howkins John. The creative economy : How people make money from ideas / John Howkins. — London [etc.]: Allen Lane : Penguin press, 2001. — XVIII, 263 p.; ISBN 0-713-99403-7.

3. Boos VO. Kreativnyye spetsializatsii rossiyskikh gorodov : Nauchnyy daydzhest. Spetsvypusk / VO. Boos, M.A. Gershman, Ye.S. Kutsenko. — M.: NIU VSHE, 2022. — 43 c.

4. Ekonomika predpriyatiya : Uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po ekonomicheskim spetsial'nostyam / V YA. Gorfinkel', O. V Antonova, A. I. Bazilevich [i dr.]. — Moskva : YUNITI-DANA, 2017. — 663 s. — ISBN 978-5-238-02371-7. — EDN XGADFA.

5. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon RF ot 24.07.2007 № 209-FZ (v red. ot 12.12.2023) [Elektronnyy resurs] // Konsul'tantPlyus: pravovoy sayt. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (data obrashcheniya: 22-27.10.2023).

6. O predel'nykh znacheniyakh dokhoda, poluchennogo ot osushchestvleniya predprinimatel'skoy deyatel'nosti, dlya kazhdoy kategorii sub'yektov malogo i srednego predprinimatel'stva: Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 04.04.2016 № 265 [Elektronnyy resurs] // Garant : informatsionno-pravovoye obespecheniye. — Rezhim dostupa: base.garant.ru/71370186/ (data obrashcheniya: 22-27.10.2023).

7. Global'naya ekonomika : Entsiklopediya / T. F. Ryabova, V. N. Ivanova, Ye. V. Minayeva [i dr.]. — Moskva : Izdatel'stvo «Finansy i statistika», 2011. — 920 s. — ISBN 978-5-279-03498-7. — EDN RYRYMZ.

8. Fakov, V Ya. Bol'shoy finansovyy slovar' = New Financial Dictionary : v 2 t. / V Ya. Fakov ; V Ya. Fakov. — Izd. 2-ye, dop.. — Moskva : Mezhdunar. otnosheniya, 2011. — 867 s. — ISBN 978-5-7133-1386-9. — EDN QVCZNH.

9. Strategiya razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda, utv. rasporyazheniyem Pravitel'stva RF ot 2 iyunya 2016 g. № 1083-r. [Elektronnyy resurs] // Garant : informatsionno-pravovoye obespecheniye. — Rezhim dostupa: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71318202/ (data obrashcheniya: 22-27.10.2023).

10. Safonova M. F. Uchetnaya politika kak vazhneyshiy istochnik informatsii dlya audita bukhgalterskoy (finansovoy) otchetnosti stroitel'nykh organizatsiy / M. F. Safonova, I. N. Kalinina // YEGI. — 2020. — № 4 (30). — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/uchetnaya-politika-kak-vazhneyshiy-istochnik-informatsii-dlya-audita-buhgalterskoy-finansovoy-otchetnosti-stroitelnyh-organizatsiy. (data obrashcheniya: 22-27.10.2023).

11. Bursulaya T. D. Vliyaniye uchetnoy politiki na finansovyye rezul'taty organizatsii / T. D. Bursulaya // Bukhgalterskiy uchet. Nalogi. Audit : OOO «Korn-Audit«. — 2020. — Rezhim dostupa: www.audit-it.ru/articles/ account/basis/a82/1015675.html (data obrashcheniya: 22-27.10.2023).

12. Ob utverzhdenii «Kontseptsii razvitiya tvorcheskikh (kreativnykh) industriy i mekhanizmov osushchestvleniya ikh gosudarstvennoy podderzhki v krupnykh i krupneyshikh gorodskikh aglomeratsiyakh do 2030 goda»:

114

Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 20.09.2021 g. №2 2613-r. — Rezhim dostupa: government.ru/ docs/all/136723/ (data obrashcheniya: 22-27.10.2023).

13. O razvitii kreativnykh (tvorcheskikh) industriy v Rossiyskoy Federatsii: Zakonoproyekt № 474016-8. — Rezhim dostupa: sozd.duma.gov.ru/bill/474016-8 (data obrashcheniya: 22-27.10.2023).

14. Grekova, V. A. Puti sovershenstvovaniya uproshchennykh sposobov vedeniya bukhgalterskogo ucheta / V. A. Grekova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — J№ 1(46). — S. 204-209. — EDN ZEKELR.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Tvorcheskiye (kreativnyye) industrii. Spravochnik / T. V Abankina, V. O. Boos, S. V. Bredikhin, V. V Vlasova i drugiye // Prezidentskiy fond kul'turnykh initsiativ; OOO «Kul'turnyye strategii». — 2022. — 220 s.

16. Ippolitov, S. S. Malyy biznes v tvorcheskoy industrii: otsenka vklada v ekonomiku / S. S. Ippolitov // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. — 2022. — № 2(106). — S. 143-153. — DOI 10.24412/1997-0803-2022-2106-143-153. — EDN DTFMOY

17. Mal'tseva, Ye. S. Kreativnaya industriya v rossiyskoy ekonomike / Ye. S. Mal'tseva // Biznes i dizayn revyu. — 2021. — №> 1(21). — S. 1. — EDN GMVMOI.

Статья поступила в редакцию 7 ноября 2023 года Статья одобрена к печати 14 ноября 2023 года

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.