Научная статья на тему 'Формирование системы ценообразования на промышленном предприятии'

Формирование системы ценообразования на промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы ценообразования на промышленном предприятии»

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ С.А. Воротников, ассистент Воронежская государственная технологическая академия

В условиях рыночных отношений ранее функционирующая система ценообразования не может дать гарантии абсолютной точности. Здесь помощь менеджеру может оказать система производственного учёта «контроллинг», которая с успехом применяется на Западе, и сейчас все больше отечественных предприятий стремятся у себя внедрить эту систему.

Контроллинг представляет собой ориентированную на достижение целей интегрированную систему информационно - аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия, в т.ч. и ценообразования.

Процесс ценообразования по системе контроллинг предполагает разграничение затрат организации на постоянные и переменные в разрезе видов продукции, поставщиков, комплексов, заказов, сегментов рынка и прочее.

При расчете затрат по системе контроллинг выделяются три группы затрат:

1. Прямые производственные затраты (зависят от объема деятельности и пропорциональны ему);

2. Организационные расходы, которые нельзя отнести к конкретным видам продукции, но можно учитывать по видам продукции, сегментам рынка, подразделениям;

3. Организационные расходы, которые являются условно-постоянными, не распределяемыми ни по видам продукции, ни по видам деятельности.

Рассчитываются суммы покрытия издержек, которые представляют собой превышение валового оборота над прямыми затратами и служат для того, чтобы сократить или устранить риск убытков в величине затрат на организацию производства и получить прибыль.

Как известно, цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под взаимодействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело - затраты на производство продукции, издержки производства. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, применяемой техники, организации производства и дру-

гих факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов для снижения затрат.

Однако предприятие не может функционировать без четкой ценовой политики, а также серьезного анализа и управления объемами производства, качеством продукции и затратами.

Если вопрос стоит так: какую цену необходимо установить, чтобы покрыть затраты и получить хорошую прибыль, то это значит, что у предприятия нет своей политики цен, и соответственно не может быть и речи о какой-то стратегии ее реализации.

На практике очень часты конфликтные ситуации между руководителями финансовых и маркетинговых служб предприятия. Маркетологи пытаются отстоять интересы покупателей, желающих получить товар "не дороже того, чего он стоит", аргументируя это тем, что только в таком случае предприятие может добиться своих коммерческих целей. Финансисты же, напротив, требуют, чтобы предприятие продавало свою продукцию по ценам, покрывающим ее затраты и приносящим прибыль. Примирить эти интересы была бы способна созданная на предприятии служба контроллинга. Основная задача контроллера в данной ситуации в том, чтобы добиться от финансистов и бухгалтеров умения управлять затратами, снижая их до минимума, обеспечивающего получение нужного уровня качества, а также определения зависимостей между затратами и объемами продаж, чтобы можно было на основе этих зависимостей более четко поставить задачи для маркетологов.

В то же время от специалистов по маркетингу требуются умения выбирать продукты (услуги), а также сегменты рынка, которые могут стать основой коммерческой политики предприятия при имеющихся у нее конкурентных преимуществах.

Каждое принимаемое решение, касающееся цены, издержек производства, объема и структуры реализации продукции, в конечном счете сказывается на финансовом результате предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности, т.е. определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы. Необходимым условием проведения такого анализа является разделение затрат на постоянные и переменные.

Постоянные затраты не зависят от объема производства, исчисляются равными долями за равный

промежуток времени, являются относительно постоянными и не меняются при изменении объема производства. Однако постоянные затраты, рассчитанные на единицу продукции, при изменении объема производства изменяются в сторону увеличения или уменьшения. К ним можно отнести арендную плату, амортизацию и др.

Переменные затраты зависят от объема производства и меняются прямо пропорционально изменению объема производства. Переменные затраты, рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину. К ним относятся затраты сырья и основных материалов, расходы на оплату труда производственных рабочих и др.

Кроме того, существуют смешанные затраты, которые содержат как постоянные, так и переменные компоненты. Часть этих затрат изменяется при изменении объема производства, а другая - не зависит от объема производства и остается фиксированной в течение отчетного периода.

Безубыточность реализации продукции рассчитывается для всей продукции в целом и для каждого ее отдельного вида. Для определения точки безубыточности рассчитывают сумму и коэффициент покрытия.

Суммой покрытия называется разница между выручкой от реализации и всей суммой переменных затрат. Сумму покрытия можно рассчитать и по-другому - как сумму постоянных затрат и прибыли. Для расчета суммы покрытия из выручки необходимо вычесть все прямые затраты, а также часть накладных расходов, которые относятся к категории переменных затрат.

Расчет суммы покрытия позволяет определить, сколько средств зарабатывает предприятие, производя и реализуя свою продукцию, с тем чтобы окупить постоянные издержки и получить прибыль.

Под средней величиной покрытия понимают разницу между ценой товара и средними переменными издержками. Средняя величина покрытия отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Коэффициентом покрытия называется доля суммы покрытия в выручке от реализации или (для отдельного товара) доля средней величины покрытия в цене товара.

Расчет точки безубыточности позволяет предприятию решить следующие задачи:

1. Поскольку будущий объем продаж и цена товара в значительной степени зависят от рынка, его емкости, покупательной способности потребителей, эластичности спроса, производитель должен быть уверен в том, что его затраты окупятся и принесут прибыль в будущем. Если объем спроса, позволяющий окупить затраты и получить прибыль, не может

быть достигнут, то всегда об этом лучше знать до начала производства и осуществления инвестиций.

2. Поскольку выручка зависит от двух компонентов - цены товара и количества, может быть рассчитано необходимое изменение каждого из них в том случае, если другой компонент изменится. Например, предприятие вынуждено снизить цену продукции, чтобы сохранить позиции в конкурентной борьбе. Тогда придется увеличить объем продаж, чтобы сохранить размер получаемой ранее прибыли.

Если предприятие получает выручку больше той, которая соответствует точке безубыточности, оно работает с прибылью. Эта прибыль тем больше, чем больше разница между фактической выручкой и выручкой, соответствующей точке безубыточности. Сравнивая эти два значения выручки, можно оценить, насколько предприятие может допустить снижение выручки без опасения оказаться в убытке.

Конфликты между финансистами и маркетологами по вопросу о политике цен обычно возникают на тех предприятиях, где руководство не сделало четкого выбора между альтернативными подходами к ценообразованию: затратным и ценностным.

Затратный подход к ценообразованию исторически самый старый и, на первый взгляд, самый надежный. В его основе лежит такая реальная категория, как затраты предприятия на производство и реализацию продукции, подтвержденные первичными документами бухгалтерии. На самом деле этот подход имеет принципиально неустранимый дефект. Во многих случаях величину удельных затрат на единицу продукции, которая, собственно, и должна быть основой цены при этом подходе, невозможно определить до того, как цена будет установлена.

При рыночной организации сбыта продукции уровень цены определяет возможный объем продаж и соответственно, возможный масштаб производства. Между тем и экономическая теория, и бухгалтерский учет признают, что от масштаба производства прямо зависит величина затрат на производство единицы продукции. При росте объемов выпуска снижается сумма постоянных затрат, приходящихся на одно изделие, и соответственно величина средних затрат на его выпуск.

Следовательно, разумный менеджер не должен вставать на путь пассивного ценообразования, когда установление цен происходит строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов.

Наиболее разумный подход - активное ценообразование, когда через управление ценами достигается нужная величина продаж и соответствующая ей величина средних затрат, что выводит предприятие на желаемый уровень прибыльности.

Рассмотрим взаимосвязь формирования себесто- калькулирования затрат промышленного предприя-имости и рентабельности продукции на примере тия.

Данные о структуре полной себестоимости продукции в текущем периоде, %

№ Показатели Значение показателя

В 1 - 3 кв. текущего года По плану на 4 кв. текущего года

СМД 17Н СМД 18Н СМД 21 СМД 17Н СМД 18Н СМД 21

1 Сырье и основные материалы 24 30,5 24 24 30,5 22

2 Покупные и комплектующие полуфабрикаты 8 8 11 8 8 11

3 Топливо и энергия на технологические цели 4 3 5 4 3 5

4 Возвратные отходы 5 4 5 5 4 5

5 Основная заработная плата 15 14 16 15 14 16

6 Дополнительная заработная плата 1,5 1,4 1,6 1,5 1,4 1,6

7 Отчисления на соц. страхование 6,2 5,8 6,6 6,2 5,8 6,6

8 Возмещение износа специнструментов и устройств целевого назначения 4,3 3,8 4,8 4,3 3,8 4,8

9 РСЭО 10 9 12 10 9 12

10 ОПР 14 12 10 14 12 10

11 ОХР 8 8 8 8 8 8

12 Потери от брака 2 1,5 1 2 1,5 1

13 Прочие производственные расходы 2,5 4 3 1,4 4 3

14 Внепроизводственные расходы 5,5 3 4 5,6 3 4

15 Полная себестоимость 100 100 100 100 100 100

16 Рентабельность изделия 22 26 28 24 26 29

Рассмотренные данные позволяют сделать вывод об эффективности применения метода безубыточности, который является важным инструментом управленческого учета, что позволяет проводить гибкую ценовую политику.

Литература

1. Введение в теорию контроллинга / В.Р. Окороков, А.А. Ветров, Ю.А. Соколов. СПб.: СПбГТУ, 2000. 249 с.

2. Дайле А. Практика контроллинга: Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 2003. 336 с.

3. Данилочкина Н.Г. Контроллинг на предприятиях авиастроительного производства. Самара, 2000. 206 с.

4. Контроллинг в бизнесе: Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский и др. 2-е изд., М.: Финансы и статистика, 2002. 256 с.

5. www.gaap.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.