Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЯ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плэмэдялэ Вера Игоревна

Статья посвящена изучению средств формирования нематериальных ценностей у подростков в возрасте от 14 до 18 лет. В этой связи особое внимание уделено рассмотрению содержания понятия «ценность» и особенностям его интерпретации научными деятелями в области философии, психологии и педагогики. Устанавливается роль педагога, окружающей среды и семьи в процессе формирования аксиологических приоритетов у подростков. При этом их влияние на духовно-нравственную сферу детей осуществляется как по отдельности, так и комплексно - со стороны единой и последовательной системы воспитания. Отмечается, что изобразительное искусство располагает высокоэффективными средствами для воздействия на ценностную картину мира подростков. В частности, автор подчеркивает актуальность использования в системе дополнительного образования современных медийных инструментов, Интернета и социальных сетей, предоставляющих подросткам возможность самореализации и самосовершенствования. Утверждается, что привлечение средств технологического прогресса к организации занятий изобразительным искусством значительно повышает их эффективность и способствует достижению творческих и воспитательных целей и задач, в том числе - по формированию системы духовно-нравственных ценностей подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плэмэдялэ Вера Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A SYSTEM OF VALUES AS THE BASIS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF TEENAGERS

The paper analyzes the means of forming intangible values among adolescents at the age of 14 to 18 years. In this regard, special attention is paid to the content of the concept of “value” and the peculiarities of its interpretation by scientists in the field of philosophy, psychology and pedagogy. The role of the teacher, the environment, and the family in the formation of axiological priorities in adolescents is established. At the same time, their influence on the spiritual and moral sphere of children is carried out both separately and comprehensively from the perspective of a single and consistent system of education. It is noted that fine arts have highly effective means for influencing teenagers’ picture of the world of values. In particular, the author emphasizes the relevance of using modern media tools, the Internet and social networks in the system of additional education, which provide teenagers with the opportunity for self-realization and self-improvement. It is argued that the use of technological progress in the organization of fine arts significantly increases their effectiveness and contributes to the achievement of creative and educational goals and objectives, including the formation of a system of adolescents’ spiritual and moral values.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ»

УДК 37.034-053.6

Plemedyale Vera Igorevna

Postgraduate Student, Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University

Плэмэдялэ Вера Игоревна

аспирант Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация:

Статья посвящена изучению средств формирования нематериальных ценностей у подростков в возрасте от 14 до 18 лет. В этой связи особое внимание уделено рассмотрению содержания понятия «ценность» и особенностям его интерпретации научными деятелями в области философии, психологии и педагогики. Устанавливается роль педагога, окружающей среды и семьи в процессе формирования аксиологических приоритетов у подростков. При этом их влияние на духовно-нравственную сферу детей осуществляется как по отдельности, так и комплексно - со стороны единой и последовательной системы воспитания. Отмечается, что изобразительное искусство располагает высокоэффективными средствами для воздействия на ценностную картину мира подростков. В частности, автор подчеркивает актуальность использования в системе дополнительного образования современных медийных инструментов, интернета и социальных сетей, предоставляющих подросткам возможность самореализации и самосовершенствования. Утверждается, что привлечение средств технологического прогресса к организации занятий изобразительным искусством значительно повышает их эффективность и способствует достижению творческих и воспитательных целей и задач, в том числе - по формированию системы духовно-нравственных ценностей подростков.

Ключевые слова:

воспитание, культура, духовно-нравственное воспитание, ценности, нравственность, изобразительное искусство, педагогика, психология, семья

FORMATION OF A SYSTEM OF VALUES AS THE BASIS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF TEENAGERS

Summary:

The paper analyzes the means of forming intangible values among adolescents at the age of 14 to 18 years. In this regard, special attention is paid to the content of the concept of "value" and the peculiarities of its interpretation by scientists in the field of philosophy, psychology and pedagogy. The role of the teacher, the environment, and the family in the formation of axiological priorities in adolescents is established. At the same time, their influence on the spiritual and moral sphere of children is carried out both separately and comprehensively from the perspective of a single and consistent system of education. It is noted that fine arts have highly effective means for influencing teenagers' picture of the world of values. In particular, the author emphasizes the relevance of using modern media tools, the Internet and social networks in the system of additional education, which provide teenagers with the opportunity for self-realization and self-improvement. It is argued that the use of technological progress in the organization of fine arts significantly increases their effectiveness and contributes to the achievement of creative and educational goals and objectives, including the formation of a system of adolescents' spiritual and moral values.

Keywords:

education, culture, spiritual and moral education, values, morality, fine arts, pedagogy, psychology, family

На сегодняшний день образовательный процесс в средней школе предполагает не только знаниевую, интеллектуальную подготовку обучающихся, их физическое и эстетическое развитие, но и духовно-нравственное воспитание. Необходимость комплексного воздействия на детей предусмотрена действующей редакцией закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором одной из основных задач общеобразовательного учебного заведения, помимо интеллектуального, физического воспитания детей, названа и задача их «духовно-нравственного развития». Однако на практике сложно понять, где заканчивается обучающая деятельность педагога и начинается реализация им принципов именно духовно-нравственного воспитания детей.

В условиях стремительно развивающегося окружающего мира, который диктует нам новые правила воспитания подростков в школе и даже семье, актуальность изучения темы формирования их духовно-нравственной сферы очевидна. «Реализация современных задач воспитания предполагает координацию традиционных и современных форм существования культуры и искусства, опору на этнические, общекультурные, духовные интересы человека» [1, с. 214]. А потому роль педагога и семьи в настоящих условиях состоит в поддержке подростка при адаптации к условиям взрослого мира и в оказании ему помощи не только в определении своего места в

жизни, усвоении ключевых принципов взаимодействия с другими людьми в обществе, определении путей карьерного и личностного роста, но и в сохранении традиционных ценностей, которые и есть основа духовности и человечности.

Несложно судить о роли ценностей в жизни человека, ведь на протяжении всего существования человечества именно они служили основным жизненным ориентиром для людей и являлись основной составляющей частью ядра их духовной культуры. Сохраняемые в поколениях ценности выступали и выступают сейчас именно в качестве духовной опоры для человека в моменты жизненных трудностей и испытаний. Они помогают упорядочить действительность в сознании каждого, внести смысл и ясность в поступки человека и соотнести их с неким идеалом морально-нравственного поведения, чтобы возможно было скорректировать собственное в ту или иную сторону.

И сегодня «наряду с вопросами эстетического воспитания и художественного образования молодежи остро встал вопрос формирования духовно-нравственных, патриотических качеств подрастающего поколения, создание условий гармоничного развития личности» [2, с. 448].

Необходимости развития у подростков духовной и нравственной культуры посвящено множество исследований в области психологии и педагогики. Ученые пытаются найти ответы на насущные вопросы: какова специфика ценностных ориентаций сегодняшних подростков, какие ценности существенны для них, а какие теряют свою актуальность, а также ради чего живут сегодня подростки.

На сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях обычной стала практика диагностики и мониторинга психологического, психоэмоционального и физического состояния учащихся. Особенно важна эта работа применительно к детям, находящимся в возрасте, предшествующем подростковому. В этой связи основную нагрузку несут классные руководители и учителя начальной школы, принципиально необходимо также взаимодействие школьного психолога с детьми, переходящими в 5-й класс и т. д.

Как показывают данные опросов, за последние 5 лет уровень тревожности у подростков вырос, а оценка ими собственных интеллектуальных и творческих способностей снизилась. Это говорит о неуверенности детей в своих силах и возможностях, что пагубно сказывается на их желании включиться в любую сферу интеллектуального труда.

Отчасти факт повышения тревожности в подростковом возрасте можно объяснить увеличением объема информации, предназначенной для усвоения, тем более что она обновляется каждый день. Кроме того, не следует забывать, что пубертатный период - время, когда у детей просыпается интерес к серьезным темам, которые ранее были недоступны для их восприятия: подростки узнают о религиозном и политическом разнообразии общества, знакомятся с философскими и социальными проблемами. Постепенно процесс просто восприятия новой информации трансформируется в желание порассуждать о нравственных и духовных идеалах человечества, о будущем. Таким образом у подростка появляется первое осознанное представление о мире и своем месте в нем.

Уровень развития мыслительных способностей в пубертатном периоде позволяет анализировать абстрактные идеи, искать и исправлять ошибки в собственной и чужой деятельности, а также дает возможность замечать более сложные логические противоречия суждений [3, с. 110]. В то же время начинается становление мировоззрения и мироощущения подростка, интеллектуализация процессов его восприятия и памяти, совершенствуется устная и письменная речь, формируется взрослая логика мышления.

В возрасте 14-18 лет развитие воображения тесно связано с повышением общего интеллектуального уровня сознания. Более того, происходит частичное объединение воображения с теоретическим мышлением. Этот процесс стимулирует потребность в самовыражении, потому именно подростковый возраст обычно характеризуется активной творческой деятельностью: увлечением пением, танцами, рисованием, фотографией, самовыражением в стихотворчестве. При этом важно понимать, что не все подростки стремятся к получению объективной оценки достигнутого ими творческого результата, в большинстве случаев они всего лишь желают использовать возможности своего воображения, реализуя в творчестве мечты и чувства, переполняющие их, перенося в сферу художественного самовыражения личную жизненную позицию, свое творческое «я» или разрешая внутренний конфликт, который в силу неопытности или незрелости личности пока не удается устранить путем рационального анализа.

Социальная перестройка - очень тонкий и сложный процесс, так как он является переходным этапом от детских увлечений к более взрослым интересам. Однако подросший ребенок еще не способен к рациональному рассуждению или разрешению сложных ситуаций. В пубертатном периоде у детей появляется много личных проблем, связанных с самореализацией в среде

сверстников или в каком-либо значимом виде деятельности. Так, например. важным для подростков является вхождение в состав определенной группы ровесников, объединённых общими интересами, целями, и статус в ней. Процесс определения своей социальной роли в классе или другом значимом коллективе, дома в кругу семьи, в компании друзей и даже во взаимодействии с учителем или тьютором сопровождается выраженной эмоциональной нестабильностью подростка. В этом случае многие прибегают к помощи воображения, с помощью которого они создают для себя зону эмоционального комфорта. «У мальчиков пик такой нестабильности приходится на 11-13 лет, у девочек - на 13-15. В старшем подростковом возрасте, предположительно с 16 лет, когда физиологический всплеск развития прекращается, социальная жизнь приобретает стабильность, настроение становится более устойчивым, эмоциональные реакции - более дифференцированными, хотя могут сохраняться их непредсказуемость и неадекватность» [4, с. 111].

Подростковый возраст, несмотря на всю сложность протекающих в организме и сознании ребенка процессов, - очень правильное время для воспитания нравственных ценностей, которые тесно связаны со стремлением совершать добрые поступки в отношении других людей, быть более терпимым к своим и чужим ошибкам; с развитием способности прощать и раскаиваться, уважать мнение и мировосприятие окружающих, выполнять адекватный и объективный самоанализ. Таким образом, уже в подростковом возрасте ценности становятся основой для формирования важнейших свойств личности, помогают в поиске своего места в окружающем мире, в оценке поступков своих и других людей, в усвоении и трансляции этических и нравственных норм, которые ребенок выбирает для себя как жизнеобразующие.

В гуманитарных науках нет единого общепринятого определения термина «ценности». Так, российский философ В.К. Шохин трактует данное понятие как одну из «универсалий философии, означающую в самом общем виде невербализуемые, "атомарные" составляющие наиболее глубинного слоя интернациональной структуры личности - в единстве предметов ее устремлений (аспект будущего), особого переживания-обладания (аспект настоящего), - которые конституируют ее внутренний мир как уникально-субъективное бытие» [5, с. 297]. В свою очередь доктор философских наук С.Ф. Анисимов понимает под ценностями «внутренний стержень культуры, объединяющее звено всех отраслей духовного производства во всех напряжениях, свойственных творческому процессу, и ни в одном из них он не воплощается до конца, полностью» [6, с. 169]. Зарубежный философ Дж.Э. Мур определяет интересующее нас понятие как неэмпирическое, но объективно существующее свойство предмета, постигаемое в интуиции.

Таким образом, ценность сложно трактовать однозначно, что нашло свое выражение в многочисленных дефинициях ученых. С нашей точки зрения, это нечто неосязаемое, то, что невозможно купить или заменить, но то, что дает уверенность в правильности выбора своего жизненного пути, удерживает от злых умыслов и бессовестных поступков. Ценность - понятие нематериальное, нельзя определить стоимость дружбы, семьи, любви, здоровья или образованности, ибо цена и ценность - совсем разные вещи.

О.Г. Дробницкий отмечал, что существуют «два вида ценностей: предметные, несущие корыстную пользу для некоего объекта, и духовные, характеризующиеся нормативными сторонами явлений общественного сознания, такими как представления о смысле жизни, добре и зле, справедливости, предназначении человека. Иначе говоря, духовные ценности связаны со смыслом поведения, а предметные - с целью» [7, с. 53].

Рассматривая данную проблему, В.А. Сухомлинский писал, что «со стремления согласовывать свои поступки с человеческим достоинством начинается долг» [8, с. 158]. Это морально-нравственное понятие является средоточием нравственности во всех ее проявлениях: перед другим человеком, обществом, семьей, коллегами по работе, товарищами по учебе. В.А. Сухомлинский отмечал: «Чувство долга - это не узы, связывающие человека. Это подлинная человеческая свобода. Верность долгу возвышает человека» [9, с. 158].

Ученые, которые исследуют проблему ценностей, согласны друг с другом в том, что ценность имеет положительную значимость для человека и общества в целом.

Сформировать у человека надежную систему ценностей, которые станут его «моральным компасом» и помогут поддерживать душевное равновесие, - задача духовно-нравственного воспитания. Для области педагогики данная проблема не является новой - суть ее довольно подробно была описана в трудах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Но современность требует от нас переосмысления педагогических задач, с тем чтобы адаптировать их к новым реалиям формирования духовно-нравственных ценностей подростков. Именно с целью направленного воспитания детской личности, привития ей нравственных и мировоззренческих ценностей, которыми ребенок будет руководствоваться в течение всей жизни, с 1 сентября 2012 г. в учебную программу всех регионов России для учащихся 4 и 5-х классов был введен курс «Основы

религиозных культур и духовной этики», первоначально именуемый «Основы духовно-нравственной культуры народов».

Однако при всех достоинствах школьной системы воспитания первичное и основополагающее влияние на аксиологические приоритеты подростка оказывает семья. В чем заключается непосредственная роль родителей в самоопределении ребенка, вступившего в пубертатный период? Она очень важна. С.П. Акутина считает, что в семейном воспитании нет ничего незначительного или второстепенного: «Существенное влияние на формирование личности оказывают уклад семейной жизни, традиции и условия семейного воспитания, которые в совокупности создают для ребенка ту среду, включаясь в которую, он впервые раскрывает свои социально полезные качества. Семья выступает ведущим звеном целостного педагогического процесса по воспитанию семейных духовно-нравственных ценностей детей» [10, с. 23].

Важной задачей родителей становится организация по-настоящему интересного досуга ребенка, чтобы он не был предоставлен сам себе. Это могут быть спортивные секции, кружки дополнительного образования эстетической или математической направленности, книжные клубы - любой вид деятельности, который увлечет подростка и побудит его проводить время с пользой для личностного развития.

Каникулы или выходные тоже не должны являться исключением: может быть запланировано посещение театра, музея и других культурных объектов, выражающих «особенность, загадочность русского общества, его овеществленное сознание, природа зарождения русской души, то зерно, из которого прорастает русский характер» [11]. При этом инициатором приобщения подростка к сфере прекрасного, транслирующей в общество примеры вечных ценностей, может быть как семья, так и школа, реализующая духовно-нравственное воспитание в рамках внеклассных мероприятий.

Дополнительное образование детей и подростков является еще одной областью, демонстрирующей целый набор эффективных способов воздействия на систему ценностей обучающихся.

В первую очередь следует отметить, что подобная деятельность предполагает организацию учебно-воспитательного процесса с меньшим количеством детей, так как дифференциация интересов ведет к перераспределению подростков между направлениями творческого самовыражения. Исходя из опыта, приобретенного в общеобразовательной школе, мы можем утверждать, что работа с детьми в малых группах (10-12 человек) на дополнительных занятиях по изобразительному искусству оказалась более продуктивной в части выполнения практического творческого задания, чем аналогичная деятельность с целым классом (около 30 человек) в условиях стандартного урока. Аналогично обстоит дело и с воспитательным воздействием на подростков в ходе такого занятия: есть возможность сразу оценить реакцию того или иного ребенка на ситуацию формирования конкретной духовно-нравственной ценности, скорректировать ее средствами творческого самовыражения или направить энергию обучающегося на контролируемое, но самостоятельное преодоление им возникшей проблемы.

Помимо сказанного сфера дополнительного образования привлекательна для подростков тем, что не имеет такой жесткой регламентации, как учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе, но в то же время не ограничивает и их стремление к самовыражению. Так, отсутствие зависимости количества часов, отведенных на изучение и освоение определенной темы, от задач, которые ставит преподаватель перед учащимися на определенный период; устранение психологического дискомфорта от возможности получения неудовлетворительной оценки; внимание к способностям и интересам учащихся делает систему дополнительного образования территорией свободы для детей и подростков, что для последних личностно важно. На дополнительные занятия дети идут, безусловно, за совершенствованием навыков и углублением знаний, но и по причине желания самовыражения и общения с единомышленниками, разделяющими их интересы. Комфортная психологическая атмосфера позволяет личности ребенка раскрыться, а творческий процесс стимулирует усвоение духовно-нравственных ценностей.

В условиях пандемии план дополнительного образования, как и весь учебный процесс, претерпел глобальные изменения, что повлекло за собой неизбежные вопросы о трудностях, преимуществах и недостатках дистанционного обучения, новых возможностях в сфере образования и даже о перспективе перехода на удаленную работу полностью.

Дистанционное обучение оказалось правильным выходом из трудной ситуации в сравнении с альтернативным решением поставить на паузу весь учебный процесс, учитывая, что 90 % современных учащихся - уверенные пользователи интернета и цифровой техники. Но насколько эффективен и полезен новый вид обучения и воспитания в сравнении с традиционным?

Сегодня интернет имеет огромное влияние на современных подростков: их привлекает возможность мгновенно продемонстрировать результаты своего труда большому количеству людей, поделиться своими взглядами и идеями, найти единомышленников. Сказанное в полной мере

касается и творческого самовыражения детей: созданный ими продукт становится доступен для ознакомления, критики или похвалы всех желающих в Сети, минуя конкурсный отбор или цензуру. Для этого надо только создать собственную онлайн-страничку и нажать кнопку «Разместить». Возможности интернета позволяют подросткам сразу получить реакцию на свое творчество от зрителя-обывателя или профессионала, что воспитывает в них способность к адекватной реакции на конструктивную или деструктивную критику. Такой опыт может стать мощным толчком к осмыслению ребенком своего «я», к пониманию того, какие мысли и ценности подросток хочет транслировать в общество. Но можно ли полностью отказаться от традиционного вида обучения изобразительному искусству и воспитания? Конечно, нет.

Нельзя заменить живое общение людей виртуальным, человек - социальное существо, а значит творческие и моральные силы он черпает именно при непосредственном и постоянном взаимодействии с обществом. Искусство преображалось и развивалось именно благодаря творческим объединениям: импрессионисты, передвижники, «ослиный хвост», «бубновый валет». Все революционные идеи зарождаются и аккумулируются в творческой атмосфере мастерской, где каждый участник творит и работает в кругу соратников, а не один перед экраном в своей комнате.

Важным моментом обучения изобразительному искусству является непосредственное участие педагога в творческой работе своих подопечных: он курирует создание живой работы, без искажения камерой цвета или перспективы. Кроме того, устное объяснение технологии исполнения той или иной изобразительной техники нередко сопровождается созданием «педагогического рисунка» как визуального дополнения к уроку.

Дистанционный вид обучения должен расширить возможности образования и воспитания, ни в коем случае не исключая традиционного. А это значит, что в современном мире задача педагога и семьи заключается в создании системы ценностей для ребенка для применения их не только в обычной жизни, но и в интернете или социальных сетях, которые уже стали неотъемлемой частью жизни каждого подростка. Чем прочнее ценностная опора, тем больше шансов у ребенка не попасть в конфликтные ситуации с другими людьми, предотвратить возможные ситуации совершения безнравственного поступка. Осмысленное и достойное поведение подростка в соответствии с усвоенными моральными нормами в реальной и виртуальной среде общения должно стать результатом духовно-нравственного воспитания, осуществленного совокупными усилиями родителей и школы.

Сохраняя и развивая традиции, сегодня целесообразно опираться на современные инновационные подходы в педагогике, на гуманизацию образования и одновременно использовать актуальные достижения культуры [12]. В отсутствие адекватного восприятия и понимания значимости базовых ценностей любая сфера жизни человека не будет полновесной. Истина представляется содержащейся в словах Сократа: «Нравственность есть знание, а безнравственность -плод невежества».

Ссылки:

1. Буровкина Л.А., Ноздрачева М.В. Народная культура как комплексная система трудового, духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения // Перспективы развития современной культурно-образовательной среды столичного мегаполиса. М., 2018. С. 214-220.

2. Дубровин В.М. Воспитать воспитателя // Культура и искусство как важнейшая часть единого образовательного пространства столичного мегаполиса. М., 2019. С. 448-454.

3. Астахова Ю.Г., Буслаева Е.Н. Особенности развития личности современных подростков // European Research. 2015. № 10 (11). С. 107-112.

4. Там же. С. 111.

5. Шохин В.К. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты // Альфа и Омега. 1998. № 3. С. 295-315.

6. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М., 1970. 181 с.

7. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов: проблема ценности и марксистская философия. М., 1967. 351 с.

8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. К., 1985. 557 с.

9. Там же. С. 158.

10. Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2010. 49 с.

11. Ловцова И.В., Буровкина Л .А. Сохранение нематериального культурного наследия через реализацию дополнительных общеобразовательных программ в области народных промыслов и ремесел // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 184. С. 107-113. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-184-107-113.

12. Юлдашев М.Б. Духовно-нравственное воспитание современных школьников // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. № 4 (8). С. 4-7.

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.