Научная статья на тему 'Формирование системы целей проекта логистической организации потокодвижения в реальном секторе экономики'

Формирование системы целей проекта логистической организации потокодвижения в реальном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОТОКОДВИЖЕНИЯ / ИЕРАРХИЯ СИСТЕМЫ ЦЕЛЕЙ ПРОЕКТА / ТРЕБОВАНИЯ / LOGISTICAL ORGANIZATION OF FLOWS' MOVEMENT / LOGISTICAL SYSTEM / HIERARCHY OF THE SYSTEM OF PROJECT GOALS / REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костоглодов Дмитрий Дмитриевич, Осовцев Виктор Анисимович

В статье описана процедура формирования системы целей проекта логистической организации потокодвижения, которая позволяет синхронизировать работу звеньев логистической цепи производственно-коммерческого предприятия в заданном проектом временном интервале

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the procedure of formation of the system of goals for the project of logistical organization of flows' movement that provides the opportunity to synchronize the work of parts of the logistics chain of the production and commercial enterprise within the time interval specified in the project

Текст научной работы на тему «Формирование системы целей проекта логистической организации потокодвижения в реальном секторе экономики»

РАЗДЕЛ 3. МАРКЕТИНГ, ЛОГИСТИКА И ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ

Д.Д. Костоглодов, В.А. Осовцев

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕЛЕЙ ПРОЕКТА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОТОКОДВИЖЕНИЯ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье описана процедура формирования системы целей проекта логистической организации потокодвижения, которая позволяет синхронизировать работу звеньев логистической цепи производственно-коммерческого предприятия в заданном проектом временном интервале.

Annotation

The article describes the procedure of formation of the system of goals for the project of logistical organization of flows’ movement that provides the opportunity to synchronize the work of parts of the logistics chain of the production and commercial enterprise within the time interval specified in the project.

Ключевые слова

Логистическая система, логистическая организация потокодвижения, иерархия системы целей проекта, требования.

Key words

Logistical system, logistical organization of flows’ movement, hierarchy of the system of project goals, requirements.

Выбор цели является важнейшим этапом человеческой деятельности. В личном плане выбор цели может осуществлять неосознанно и бессистемно, а вот при планировании фирмой тех или иных социально-экономических мероприятий он обязательно требует научного и технико-экономического обоснования.

Согласно методологии системного исследования, «наряду и даже задолго до создания самой по себе технической системы складывается и живет по своим законам другая неразрывно связанная с ней система - система по созданию системы» [9, с.13], которую условно можно назвать проектом логистической организации потокодвижения в реальном секторе экономики. Логично считать, что такой «проект-система»

должен разрабатываться в полном соответствии с заявленными целями, которые в свою очередь при использовании запланированных ресурсов должны быть достижимы в течение определенного проектом промежутка времени. При этом достижение целей проекта должно являться только в виде востребованного рынком продукта.

В этой связи исследуется такое понятие, как целеполагание, которое «возникает тогда, когда человек формирует субъективную модель желаемого или должного, рассматривая ее как процесс создания системы целей, соотнесения их между собой и выбора предпочтительных» [10, с.537].

Как показывает анализ, по-прежнему справедливо высказанное более полувека назад утверждение извест-

ного в мире специалиста в области системотехники А.Холла, что «в настоящее время нет единой стройной науки целеполагания, но некоторая полезная теория существует» [11, с.224].

Действительно, проблема выбора «правильных» целей так или иначе про-изводна от иерархии ценностей (шкалы приоритетов), существующих как в обществе в целом, так и у лиц, принимающих управленческие решения (ЛПР). Следовательно, зависимость

целеполагания от многоемкого и трудноизмеримого «критерия успеха», полученного на основе указанной «шкалы приоритетов», хочется того или нет, всегда будет находиться в фарватере философских и мировоззренческих проблем, среди которых человек еще не научился безошибочно определять адекватную существующим и, тем более, скрытым до определенной поры потребностям целевую функцию.

Чтобы еще раз убедиться в правомерности этого вывода, достаточно сравнить методологию постановки целей в биологии с методологией выбора системы целей проекта логистической организации потокодвижения. Прин-

ципиальная разница состоит в том, что в биологии на основе последних достижений генетики резко возрастает возможность строгого научного обоснования того, что может получиться при том или ином наборе хромосом и на этой основе ставить вполне определенные цели и задачи достижения запланированного результата. В логистике же подобная возможность научного обоснования необходимости, а также достижимости или недостижимости поставленной цели пока крайне ограниченна. Здесь нацеливание на конечный результат, который бы соответствовал количеству и качеству «исходного материала», причем с учетом множества ограничительных условий окружающей среды и неопределенных «факторов влияния», где вероятностные факторы представ-

ляют всего лишь самый простой случай неопределенности [2, с.21], не имеет строгого смыслового содержания.

Как следствие существующей реальности подавляющее большинство логистических систем в реальном секторе экономики создается стихийно, без учета сопряжения экономических интересов, деловой, социальной и психологической совместимости будущих «центров ответственности», что создает в работе дополнительную почву для появления конфликтных ситуаций и не способствует повышению результативности вложения инвестиций в проекты логистической организации потокодви-жения.

Тем не менее ученые и специалисты в области логистики, как правило, относят все товаропроводящие системы к классу целенаправленных систем, хотя «традиционно эти системы специально не проектируются, а возникают как результат деятельности отдельных элементов различных предприятий или же подразделений одного предприятия» [3, c.87]. Очевидно, что без переосмысления накопленного зарубежного и отечественного опыта и осознания необходимости приобретения нового уровня организации и качества управления на основе принципов логистики пока преждевременно относить любую систему, которую именуют логистической, к классу четко выстроенных целенаправленных систем. «Системность как основной признак логистики автоматически не трансформируется в логистические системы, так как процесс их создания и функционирования требует целенаправленных усилий всех участников логистических цепей, нередко немалых затрат материальных и финансовых ресурсов» [4, с.101].

Принимая во внимание указанные обстоятельства, возникающие в процессе формирования системы целей проекта логистической организации потоко-движения, в первую очередь рекомен-

дуется учитывать циклический характер процедуры целевой структуризации. Она должна брать свое начало от категории цели, которая, по мнению Р.Акофа и М.Сасиени, независимо от характера организации потокодвижения может быть двух видов - стабилизации и развития. При этом если «цели стабилизации направлены на сохранение и поддержание либо имеющих ценность ресурсов (денег, времени, энергии, оборудования и рабочей силы), либо состояний, то цели развития направлены на приобретение ресурсов, которыми организация или ее руководители не обладают, или достижение состояния, к которому они стремятся» [1, с.41].

Здесь также уместно вспомнить о двух концепциях развития, одна из которых рассматривает развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, а другая

- как единство противоположностей. «Первая концепция оставляет в тени самодвижение, источник развития; вторая концепция, наоборот, раскрывает движущую силу развития, самодвижения» [5, с.209]. Надо заметить, что некоторые практические аспекты логистической организации реального сектора национальной экономики на основе принципов саморазвития и самоуправления освещены в монографии [6].

Выбрав одну из данных общецелевых альтернатив, необходимо выразить стратегическую направленность цели соответствующей целевой функцией или через максимизацию выходов, или через минимизацию входов, или через максимизацию разности между выходом и входом в систему. К сожалению, сделать это на первоначальных этапах целевой структуризации маловероятно, поскольку первое представление о цели обычно бывает смутным, расплывчатым. Более того, как утверждают Л.Б.Миротин и Ы.Э.Ташбаев, «в начале пути определить цель функционирования системы просто невозможно. Нужно определить законы функционирова-

ния системы, правила ее поведения в процессе движения к планируемому состоянию, ибо не цель, а возможность достижения цели является смыслом функционирования системы» [7, с.212].

Между тем в определенной мере возможность достижения поставленной цели в логистике может быть проанализирована с помощью алгоритма, который в общих чертах можно описать словесно.

Первый этап целевой структуризации лучше всего проводить на основе так называемого начального целевого «паспорта» проекта организации пото-кодвижения. Он позволит несколько целенаправленнее вести отбор исходных данных, полученных в результате маркетинговых исследований, изысканий собственных и привлеченных ресурсов, изучений научно-технических достижений и открытий, возможных изменений иерархии ценностей, то есть всего того, что может оказать существенное влияние на трансформацию целей. Далее с помощью экспертных и других оценок следует сосредоточить внимание на поиске элементов определенности в неопределенной ситуации, благодаря чему можно несколько уяснить задачу. Если охваченные обзором внешние условия и возможности реализации намеченного пути не указывают на необходимость изменения условий решения «уясненной» задачи, то можно приступить к уточнению формулировки первоначальной идеи организации потокодви-жения на логистических принципах. После многократного анализа последствий реализации этой идеи, поиска альтернативы и уточнения исходных данных она может «переформатироваться» в основную цель. Но этим процесс выбора основной цели не ограничивается. Она периодически должна подвергаться сравнительному анализу и коррекции.

При общем позитивном результате необходимо определить многоуровне-

вую систему требований к функциональным подсистемам, дать им комплексную оценку с учетом альтернативных вариантов и необходимой по обстоятельствам корректировки. После этого составляется бюджет для достижения общей цели, который принимается к исполнению только по результатам оценки и соответствующей корректировки, затем начинается разработка проекта логистической организации потокодвиже-ния.

Выбранная таким образом основная цель способна указать на действия для ее достижения, направить в нужное русло развития (стабилизации) и постепенно обосновать комплекс конкретных требований как к системе в целом, так и к выходным характеристикам каждой из ее подсистем и элементов. Как говорит А.Холл, «гораздо важнее выбрать «правильные цели», чем «правильную систему». Выбрать не ту цель - значит решить не ту задачу; выбрать не ту систему - значит просто выбрать неоптимальную систему» [11, с.115].

Поскольку основная цель определяет выбор той или иной стратегии организации потокодвижения, ее формулировка, с одной стороны, не должна быть ограничена конкретными рамками путей достижения цели, а с другой - не становиться лозунгом, затрудняющим количественно-качественный анализ

планируемых и достигнутых результатов. По данному случаю наиболее авторитетные «операционисты» говорят: «Фраза "бороться за прибыль" содержит не больше смысла, чем фраза "бороться за добродетель", если мы не раскрываем в явном виде, что подразумевается под добродетелью» [1, с.510].

Потому содержание основной цели должно включать как минимум два пункта требований к выходным харак-

теристикам проектируемой логистической цепи, которые становятся формальным, но не носящим категорического характера эквивалентом провозглашенного лозунга:

• создание реального конкурентного преимущества объекта проектирования;

• экономическая и социальная целесообразность проектируемых мероприятий.

Необходимо отметить, что выбор в качестве основной цели экономической и социальной целесообразности, а не достижение оптимума является вполне логичным шагом, так как «система может быть эффективной, но не оптимальной» [7, с.474-476].

Для более полного раскрытия содержания указанных этапов достижения поставленной проектировщиком цели рекомендуется использовать совокупность системного и маркетингового подхода [8, с.69], которая способна увеличить вероятность появления синергетического эффекта (табл.1) (см. ниже).

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно констатировать, что основная цель - это желаемое состояние системы, достигаемое в результате исполнения списков требований к системе в целом и ее отдельным подсистемам, которые должны быть согласованы между собой.

С этих позиций можно описать один из вариантов системы целей проекта микрологистической системы гипотетического производственно-

коммерческого предприятия.

По этому варианту процедуру целевой структуризации предлагается начинать с разбивки основной цели на две подцели первого уровня в виде требований к службам снабжения и продаж.

Таблица 1. Совокупность системного и маркетингового подхода при проектировании логистической системы

Системный подход Маркетинговый подход

Этапы Основное содержание Этапы Основное содержание

Цель Конкурентоспособность Миссия Конкурентоспособность

Требования Экономическая и социальная целесообразность Цель Удовлетворение явных и латентных потребностей

Декомпозиция Технологическая сопряженность элементов системы Проблема Соблюдение баланса «возможности-потребности»

Критерии Функциональность подсистем и прибыльность системы в целом Стратегия Формирование и развитие интегрированной цепи поставок

Синтез Синергетический эффект Тактика Маркетинг-микс плюс сопряжение экономических интересов субъектов

Согласование Соответствие цели «конкурентоспособность объекта» Согласо- вание Соответствие цели «удовлетворение потребностей»

Основными критериями эффективной работы службы снабжения на первом уровне целей можно считать: рациональную организацию закупок сырья, материалов и комплектующих, формирование надежной сети поставщиков и рациональное использование складских помещений, а службы продаж: оптимизацию распределения выходного материального потока с ритмичной отгрузкой готовой продукции при надежном сервисном обслуживании потребителей. Нужно полагать, что реализация комплекса данных требований в совокупности с комплексом соответствующих маркетинговых мероприятий обеспечит фирменный стиль предприятия и эффективность его функционирования. Каждая из отмеченных служб на втором уровне целей в качестве объекта управления имеет либо входной, либо выходной материальный поток, к которому также необходимо предъявить комплекс взаимосвязанных между собой требований пространственновременного, количественно-

качественного и ценового характера.

На этом же, то есть втором, уровне целей одновременно формулируется группа требований к обеспечивающим подсистемам. Здесь требования, предъявляемые к выходным характеристикам

подсистем, объединяются в отдельные группы для решения близких задач при использовании финансовых, информационных, трудовых, технологических, энергетических и правовых ресурсов. Всего «набирается» 6 групп, деятельность которых связана с преимущественным использованием одного из видов указанных ресурсов. К большинству из них можно предъявлять общие требования пространственно-временного, количественно-качественного и ценового характера. Однако к финансовой подсистеме следует предъявлять дополнительные требования, например, к форме оплаты за сырье и готовую продукцию; к информационной - к степени достоверности информации; к трудовой - к уровню образования, профессионализма и мотивации персонала; к технологической - к степени технологического сопряжения проектируемых логистических операций; к правовой - к соблюдению таможенного, трудового и международного права, налогового, гражданского, уголовного и других кодексов.

Третий уровень целей для эффективного управления материальными потоками со стороны служб снабжения и продаж в основном определяется набором требований товароведческого ха-

рактера в виде: надежности упаковки, технологичности хранения и экологичности товара, удобства выполнения погрузочно-разгрузочных работ, надежности товара при эксплуатации, эргономичности, эстетичности и безопасности.

Этот же уровень последовательно включает в себя выполнение ряда конкретных требований к механизму обеспечения вышеуказанных групп ресурсов. В частности, требования по финансово-кредитному механизму касаются условий кредитования, времени оформления счетов, надежности предоставления финансово-кредитных услуг, процедуре страхования рисков. По информационному обеспечению речь может идти о требованиях к полноте программных средств, к структуре базы данных для разных уровней управления, к уровню автоматизации, учета и контроля выполнения управленческих решений. По лицам, принимающим эти решения, основные требования предъявляются к уровню их профессиональной подготовки и опыту работы в указанной области, к личностностным качествам, к приверженности корпоративным целям и политике предприятия.

В группе требований, касающихся основных фондов логистического назначения, целесообразно указывать перечень основных регламентируемых величин для подъемно-транспортных средств, упаковочно-фасовочного оборудования, средств оперативной связи, тары и упаковки. По энергетической подсистеме набор требований может регламентировать различные параметры для теплового, электрического, водяного и канализационного оборудования. И, наконец, к нормативно-правовому обеспечению логично предъявлять требования в виде наличия проработанных должностных инструкций и операционных указаний на каждом рабочем месте, к обеспечению всесторонней экспертной оценки различных подзаконных актов, а главное - к качеству юридическо-

го сопровождения логистических процессов, связанных с передачей прав собственности на товары и услуги в межфункциональных пространствах проектируемой логистической цепи.

Как показывает практика, в случае выполнения системы подобных требований вероятность синхронизированной работы звеньев логистической цепи производственно-коммерческого предприятия в заданном проектом временном интервале значительно возрастает. Однако сама по себе иерархия системы целей проекта без решения круга проблем, обусловленных недостатками существующих методов проектирования потокодвижения на логистических принципах, не дает достаточных гарантий для получения запланированного результата, что указывает на необходимость усиления исследований в этом направлении.

Библиографический список

1.Акоф, Р. Л. Основы исследования операций [Текст] / Р.Л.Акоф, М. Сасиени; пер. с англ. под ред. И.А.Ушакова. - М.: Мир, 1971. - 534 с.

2.Вентцель, Е.С. Исследование операций [Текст] / Е.С.Вентцель. - М.: Знание, 1976. - 208 с.

3.Гаджинский, А.М. Логистика [Текст]: учебник / А.М.Гаджинский. - 2-е изд. -М.: Маркетинг, 1999. - 228 с.

4.Дремов, М.В. Организация газообес-печения региона [Текст]: учебное пособие / М.В.Дремов, Д.В.Стаханов. - Рос-тов-н/Д: Рост. гос.ун-т, 2000. - 144 с.

5.Дружинин, Р.В. Проблемы системоло-

гии [Текст] / Р. В. Дружинин,

Д.С.Конторов. - М.: Советское радио, 1976. - 295 с.

6.Логистические системы предприятий: теория, методология, практика: Монография [Текст] / В. А. Осовцев и [др.]; под ред. А.У.Альбекова и Д.Д.Костоглодова.

- Ростов-н/Д: Рост.гос.экон.ун-т «РИНХ», 2004. - 220 с.

7.Миротин, Л.Б. Системный анализ в

логистике [Текст]: учебник /

Л.Б.Миротин, Ы.Э.Ташбаев. - М.: Изд-во «Экзамен», 2002. - 480 с.

8.0совцев, В.А. Проектирование систем логистической поддержки в реальном секторе экономики: теория и методология: Монография [Текст] / В.А.Осовцев Ростов-н/Д: Рост.гос.экон.ун-т «РИНХ», 2006.-278 с.

9.Проблемы методологии системного исследования [Текст] / под ред. И.В.Блауберг [и др.]. - М.: Мысль, 1970. -455 с.

Ю.Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учебное пособие /

Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Логос, 1995.-646 с.

11. Холл, А. Д. Опыт методологии для системотехники [Текст] / А. Д. Холл; пер с англ. под ред. Г.Н.Поварова. - М.: Сов. радио, 1975. -448 с.

Bibliographic list

1. Ackoff R.L. Fundamentals of Operations Research [Text] / R.L. Ackoff, M. Sasieni; translation from English edited by I.A. Ushakov. - М.: Mir, 1971. - p. 534

2.Ventsel, E.S. Operations Research [Text] /E.S.Ventsel. - М.: Znanie, 1976. - p. 208

3.Gadzhinsky, A.M. Logistics [Text]: manual / A.M.Gadzhinsky. - 2nd edition. -М.: Marketing, 1999. - p. 228

4.Dremov, M.V. Organization of gas supply in the region [Text]: textbook/

M.V.Dremov, D.V. Stakhanov. - Rostov-on-Don: Rostov State University, 2000. -p. 144

5.Druzhinin, R.V. Problems of Systemol-ogy [Text] / R.V.Druzhinin, D.S.Kontorov. -M.: Sovetskoe radio, 1976. - p. 295

6.Logistical systems of companies: theory, methodology, practice: Monograph [Text] / V.A. Osovtsev and [others]; edited by A.U.Albekov and D.D. Kostoglodov. -Rostov-on-Don: Rostov State University of Economics “RINH”, 2004. - p. 220

7.Mirotin, L.B. System analysis in logistics

[Text]: manual / L.B.Mirotin,

Y.A.Tashbaev. - M.: Publishing house “Ekzamen”, 2002. - p. 480

8.Osovtsev, V.A. Design of support logistical systems in the real sector of economy: theory and methodology: Monograph

[Text] / V.A.Osovtsev Rostov-on-Don: Rostov State University of Economics “RINH”, 2006. - p. 278 9.Problems of methodology of systemic research [Text] / edited by I.V.Blauberg [etc.], -M.: My si, 1970. - p. 455 lO.Stolyarenko, L.D. Fundamentals of psychology [Text]: textbook /

L.D.Stolyarenko. - Rostov-on-Don: Logos, 1995. - p. 646

11. Hall, A.D. Methodology for Systems Engineering [Text] / A.D.Hall; translation from English edited by G.N. Povarov. - M.: Sov. radio, 1975. - p. 448

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.