Т.В. Пархоменко
ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ - СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП И ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Аннотация
Представлены аспекты экономического развития логистических систем в электроэнергетических комплексах стран мира, определены направления развития электроэнергетического хозяйства России, выявлены диспропорции в развитии логистической системы электросетевого хозяйства, на основании чего представлен ряд экономических преобразований логистической системы электросетевого хозяйства.
Annotation
Aspects of economic development of logistical systems in electro power complexes of the countries of the world are presented, directions of development of an electro power economy of Russia are defined, disproportions in development of logistical system of an electro network economy on the basis of what a number of economic transformations of logistical system of an electro network economy is presented are revealed.
Ключевые слова
Энергетическая логистика; диспропорции развития; формирование процесса логистической реорганизации; электроэнергетический комплекс.
Keywords
Power logistics; disproportions of development; formation of process of logistical reorganizations; an electro power complex.
В соответствии с данными федеральной статистики российская электроэнергетика ежегодно несет
потери, что во многом обусловлено нестабильным развитием электроэнергетического хозяйства, неэффек-
2012 № 1 Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
тивностью системы мониторинга потерь, и нуждается в применении логистического менеджмента.
Завышенный уровень диспропорций в данной отрасли складывается из множества пока еще не решенных проблем энергетической логистики, возникающих в процессе развития и модернизации российской экономики на современном этапе. Они могут быть представлены следующим образом:
- относительно невысокий потенциал и уровень инвестиций, как следствие, низкий индекс инвестиционной привлекательности;
- высокий уровень износа основных фондов, ситуация усложняется и низким уровнем их возобновляемости, а также неубедительными показателями технико-экономической модернизации;
- традиционная динамика роста тарифов на электроэнергию;
- высокий уровень потерь в электросетях и соответственно низкий уровень энергосбережения.
На протяжении последних десятилетий воздействие технико-
экономической модернизации электроэнергетики на общие социальноэкономические показатели хозяйственного комплекса Российской Федерации поддерживается на высоком уровне.
Некоторые страны (Япония,
Южная Корея) в условиях весьма ограниченных сырьевых ресурсов
сумели совершить «экономическое чудо» именно благодаря усовершен-
ствованию структуры промышленности, поднятию ее до более высокого уровня развития. В частности, в Японии на первый план в 70-80 годы ХХ века были выдвинуты наукоемкие отрасли,
отличающиеся сравнительно меньшим расходом топлива и энергии при снижении доли энергоемких
производств тяжелой, химической и добывающей промышленности.
Опережающими темпами развивались (и развиваются) сейчас те производства,
конечная продукция которых
характеризовалась высоким удельным весом добавленной стоимости: безотходные технологии и
оборудование по защите среды от загрязнения; технические средства
обработки информации; гибкие
производственные системы, управляя-емые ЭВМ; новые типы
промышленных роботов. Среди приоритетных отраслей значилась и энергетика, но больше направленная на разработку альтернативных нефти источников энергии, таких, как:
ядерная, геотермальная, солнечная, термоядерная. Параллельно с этим в других отраслях экономики
разрабатывались и внедрялись различные энергосберегающие
технологии. При этом страна создала климат самого дешевого кредита среди развитых стран [1, с. 34-35;105-106]. Во многом такая экономическая политика помогла Японии без особых потерь выбраться из жесточайшего
энергетического кризиса 70-х годов и остаться в тройке лидеров мировой экономики.
Россию, конечно, по большинству социально-экономических параметров трудно сравнивать с Японией.
Таким образом, на основании фактов незначительного спада
электроэнергетической и топливной промышленности, увеличения их доли в ВВП, не стоит строить радужные перспективы на будущее, ибо комплексные показатели достаточно четко обозначили технологическую отсталость промышленности и сельского хозяйства, продолжение сырьевой направленности и даже
усиление «теневого» сектора экономики страны, а также высокий удельный вес просроченной задолженности и бартера, опережающий рост цен на продукцию ТЭКа. Так, по данным Госкомстата, только за последние 5 лет индекс сдвига роста доли бартера в структуре продаж
составил в электроэнергетике 10,5, тогда как в целом по народному хозяйству - 3,56. При этом индекс цен за тот же период в электроэнергетике и топливной промышленности рос в 1,5 раза быстрее, чем на железнодорожные грузовые перевозки, в 3,6 раза быстрее, чем на продукцию промышленного машиностроения, и почти в 10 (!) раз быстрее, чем на гражданскую продукцию. Такая тарифная политика, безусловно, не могла не вызвать «кризис неплатежей», который, по существу, скрывает субсидирование ТЭКомпотребителей.
Следует подчеркнуть, что расчеты производственного сектора за энергоносители в бартерной форме также скрывают субсидии, маскируя при этом отрицательную добавленную стоимость, так как цены на товары в этом случае практически всегда завышаются по сравнению с их рыночными эквивалентами. Кроме того, за счет задолженности по налогам и отчислениям во внебюджетные фонды энергетический сектор значительную часть издержек перекладывает на систему государственных финансов, то есть на население страны.
Тем не менее напрямую обвинять во всех бедах российской экономики ее топливно-энергетические, железнодорожные, нефтяные и другие империи, видимо, не стоит. В этом отношении экономическая история ряда развитых стран дает нам некоторые уроки. Например, в той же Японии после окончания Второй мировой войны американскими властями в рамках мероприятий по перестройке системы управления экономикой были распущены во многом похожие на российских крупнейших монополистов - «Мицуибуссан», «Мицубиси Седзи» и прочие компании «дзайбацу». С тех пор усилия японских правящих кругов и крупного бизнеса были направлены на усиление картелизации и монополизации экономической деятельности. Японские монополии с
помощью государства достаточно быстро справились с последствиями антимонополистических мер оккупационных властей. Уже в первой половине 50-х годов ХХ века большая часть корпораций снова возродилась под прежними названиями. К настоящему времени японская экономика вновь стала высоко-монополизированной. В ней доминирует несколько ведущих монополистических групп, таких, как «Мицубиси», «Мицуи», «Сумитомо», «Дайити-Канге», «Санва», «Фуе».
Таким образом, прием использования крупнейших монополий в качестве громоотводов «ненародной» экономической политики государства - не нов, но поощрение государством картелирования и монополизации «по-японски» не превращает экономику в структурно и функционально перекошенный механизм противопо-ложно направленных сил, а наоборот, способствует лучшему согласованию разнонаправленных действий с целью поступательного развития страны. Видимо, в этом и состоит один из секретов «японского парадокса», о котором уже несколько десятилетий говорят и спорят многие ученые различной специализации. И такой подход объединения мелких, средних и крупных фигур российского бизнеса под единым социальнополитическим флагом оказался бы не лишним при реформировании национальной электроэнергетики. Правда, для этого необходимо сделать так, чтобы малый размер одного субъекта не вызывал желания более крупного его проглотить, как это часто происходит в настоящее время. С точки зрения логистики на этот счет пока существует лишь один вариант - поиск компромисса между всеми участниками логистической системы.
Рассматривая ОЭС с точки зрения совершенной по своей сути технологии производства и распределения электроэнергии, ее можно принять на первый
взгляд за эталон функциионирования некоторой гипотетической логистической системы (ЛС). Вызвано это тем, что в электроэнергетике особенно ярко проявляются многие системные принципы, взятые на вооружение современной логистикой: системность, функциональность, иерархичность, сопряженность материальных и информационных потоков между различными функциональными подразделениями с элементами жесткой формализации всех без исключения производственнотехнологических и управленческих
процессов.
Так, при более пристальном
рассмотрении обнаруживается, что пока существующие ОЭС нельзя отнести к
ЛС современного типа, если
оперировать не общесистемными, а локальными признаками, характеризующими уровень логистической
организации: по циклам развития, по уровню обобщения логистических процессов, по способу организации
логистики производства и управления запасами, по форме управления
системой, по форме отношений между участниками логистических цепей (ЛЦ). [2, с. 77-78]. Дело в том, что, совершенствуясь по самому высокому циклу развития логистической организации, подразумевающему
интеграцию процессов производства и распределения энергии, и имея самый высокий (четвертый) уровень их обобщения в части центрального
оперативного управления производственным звеном общенациональной энергетики, электрические энергосистемы одновременно не дотягивают даже до второго уровня функционального обобщения, то есть в действительности процессы снабжения электростанций топливом и рядовые покупатели электроэнергии отделены от ЛЦ энергоснабжения, с точки зрения логистики, рыночное пространство электроэнергии оказывается разор-
ванным на отдельные слабосвязанные между собой составляющие. Здесь по-прежнему, начиная от поставок топлива и заканчивая реализацией
электроэнергии, работает «рынок продавца», а не «рынок покупателя», и отсюда наблюдается низкая обратная связь конечных потребителей энергии с производителями.
Между тем данный процесс носит вполне объективный характер. Имеются сведения, что в странах с либерализованным энергорынком
некоторые НПЭ сейчас предлагают целый набор различных услуг, включая электро- и газоснабжение, а там, где позволяют рыночные правила, также и водоснабжение, телекоммуникации. При этом процесс консолидации имеет двусторонний характер. В частности, в Великобритании в 1995 г. имели место приобретения компаниями, занимающимися водоснабжением, (Welsh Water и North West Water) двух энергораспределительных компаний -SWALEC и NORWEB. Слияние
энергетических и газовых компаний связано с тем, что маркетинг электричества во многом схож с маркетингом газа, продажи
электричества и газа, как правило, направлены на одних и тех же потребителей, используют схожую
инфраструктуру и происходят в той же деловой среде (законодательство, защита окружающей среды, регулирование). Например, в США за последние три года произошло 23 таких слияния [3].
К сожалению, в России при ее уникальных запасах топливно-
энергетических ресурсов (ТЭР), последние принято считать конечным продуктом, а не сырьем для электроэнергетики и других отраслей промышленности, сельского и коммунального хозяйства. При высоком спросе на энергоносители в Европе и в других регионах мира внутренние цены на основной вид топ-
лива ТЭС - газ (более 40% от потребляемого в стране и около 70% на ее электростанциях) - постепенно будут приближаться к мировым. Следовательно, отпускные цены на электричество в ближайшие годы также постепенно будут приближаться к «мировым стандартам», хотя в долларовом эквиваленте российский ВВП и средние доходы граждан по-прежнему отстают примерно на величину эквивалентного обмена доллара к рублю. Отсюда надо полагать, что, если не выполнять сдерживающих мероприятий со стороны государственных органов по обузданию затратного механизма формирования тарифов всего ТЭКа, не реформировать и не консолидировать его деятельности в сторону общегосударственных интересов, в силу неконкуренто-способной промыш-
ленности, отсталого сельского хозяйства, слабофинансируемых бюджетных организаций, лежащего ЖКХ и низкой платежеспособности основной массы населения, безусловно, образуется очередная волна «кризиса неплатежей» с ростом социальной напряженности. С другой стороны, при отсутствии конкурентной среды в сфере обращения электроэнергии энергетики не слишком заинтересованы в исследовании и анализе ее потребительских свойств, и, тем более, в осуществлении серьезных мероприятий, направленных на внедрение экономичных режимов как производства, так использования электроэнергии самими потребителями. Доказать последнюю часть вывода достаточно легко.
Трудно полностью согласиться с данным выводом, ибо проведенное теоретическое исследование и логистический анализ существующего положения ЭЭК России указывают на значительные проблемы логистической организации как всей
электроэнергетической отрасли, так и каждой ее составляющей в отдельности. Видимо, пока преждевременно ставить
знак равенства между процессом управления технологией производства и передачи электроэнергии и потоковым бенчмаркингом [4, с. 191], который мог бы стать ориентиром для логистической системы управления.
Тем не менее следует согласиться с идеей использования логистической концепции для модернизации электроэнергетической отрасли. Однако прежде чем приступить к поиску решений различных электроэнергетических и коммерческих проблем на основе логистического подхода, необходимо остановиться на самом понятии «логистическая система электроэнергетики».
Как известно, теоретической и методологической базой логистики является общая теория систем и теория их управления (кибернетика),
основополагающие принципы и методы системного анализа, некоторые элементы исследования операций (ИСО), различные разделы
системотехники и системологии, которые в совокупности с множеством концептуальных и прикладных аспектов теоретической и практической логистики образуют определенный категорийно-понятийный и расчетный аппарат, способный после адаптации к конкретным условиям эффективно использоваться в различных сферах и областях производственно-
коммерческой деятельности.
Вместе с тем на фоне определенных достижений в области логистики в силу ее комбинаторного характера сама сущность понятия «логистическая система» пока до конца не выявлена.
Как правило, они представляют собой модификацию той или иной точки зрения на сущность логистической системы вообще» [5,
с. 159]. Надо заметить, что обычно при рассмотрении понятия «логистическая система» большинство исследователей делает ссылку на ряд ставших уже классическими определений. Например,
часто приводятся либо весьма абстрактное определение логистической системы из терминологического словаря А. Родникова в виде «адаптивной системы с обратной связью, выполняющей те или иные логистические функции и логистические операции, состоящей, как правило, из нескольких подсистем и имеющей развитые связи с внешней средой» [6, с. 91], либо более
конкретное, но не менее подверженное критике [7, с. 97-98], определение В.Сергеева, представляющего
логистическую систему как «сложную организационно завершенную (структурированную) экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев,
совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями» [8, с. 52].Кроме приведенных определений логистической системы существует множество других, которые в той или иной степени дополняют и развивают системное представление о
логистической системе с
подчеркиванием ее экономической природы, но при этом ни одно из них не может одновременно проявлять свойство универсальности и конкретной специфики, а следовательно, не быть вне соответствующей критики.
Впрочем, любое понятие о ЛС в виде законченной формулировки не может быть исчерпывающим. Не отражая всех промежуточных форм реальности, оно лишь характеризует ЛС в узком диапазоне спектра познания с выбранной исследователем научнопрактической позиции. Видимо, поэтому ученые отказываются от застывших формулировок о сущности электроэнергетической ЛС, обратив особое внимание на полноту логистического анализа
функциони-рования регионального ЭЭК с подробным рассмотрением вопросов классификации экономического потока электроэнергии, логистического менеджмента электросбыта и электроснабжения, причем с попыткой определения совокупности критериев оптимальности хозяйственных связей между субъектами ЭЭК на основе равновесной ситуации, по Паретто, а также на изучение специфики электроэнергетики по отношению к типовому арсеналу управляющих воздействий в других отраслях. Такой подход позволил обозначить основные пути совершенствования логистической деятельности в системе электро-снабжения с раскрытием основных принципов формирования структуры автоматизированной системы коммерческого учета энергоресурсов (АСКУЭ) и этапов ее внедрения.
Таким образом, описав
электроэнергетическую ЛС с информационной стороны, которая позволила в определенной степени ответить на вопрос: что истинно в понятии «электроэнергетическая ЛС», можно перейти к организационной задаче, позволяющей ответить на не менее важный вопрос: какой должна быть логистическая система в конкретных условиях эксплуатации, а затем и к оперативной, способной ответить на вопрос: как действовать и как управлять производственнокоммерческим процессом в рамках созданной электроэнергетической ЛС применительно с региональному электросетевому предприятию.
Безусловно, любая ЛС, а электроэнергетическая в особенности (поскольку является частью
естественной монополии), должна создаваться на основе существующего нормативно-правового поля с учетом перспективы его изменения и развития. Поэтому,нужно обозначить основные положения, вытекающие из
Федерального закона «Об
электроэнергетике» [9]. По данному
закону, электрическая энергия (мощность) как особый товар в рамках ЕЭС РФ в границах заданного экономического пространства
циркулирует с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъектов оптового рынка и действующих на основе правил
оптового рынка, утверждаемых
Правительством РФ.
Как было установлено ранее, в электроэнергетической системе
Ростовской области сбыт
электроэнергии в значительной степени (порядка 40%) осуществляется через коммунальную электрическую сеть, которая, по сути, представляет собой передний фронт, перед которым
находится основной поставщик финансовых средств - Потребитель. Поэтому, не отрицая важности решения множества проблем, возникающих при производстве, передаче и
распределении электроэнергии, надо коснуться только тех положений
федерального закона, которые вытекают при решении задачи повышения эффективности сбыта электроэнергии конечным потребителям.
В общее понятие сбыта электроэнергии включаются:
- объекты электросетевого хозяйства в виде линий электропередачи, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов, предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии;
- субъекты оптового рынка - юридические лица, получившие в законном порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ правилами оптового рынка;
- услуги в электроэнергетике -комплекс мер по централизованному
управлению технологическими режимами работ технических устройств электростанций, электрических сетей и энергопринимающего оборудования потребителей электрической энергии, осуществляемых в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих техническим регламентам и иным обязательным требованиям;
- услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами;
- энергосбытовые организации -организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или потребленной электроэнергии;
- потребители электроэнергии с управляемой нагрузкой - категория потребителей электроэнергии, которые в силу режимов работы (потребления электрической энергии) влияют на качество электрической энергии;
- гарантирующий поставщик электроэнергии - коммерческая организация, обязанная заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести энергию;
- зона оптового рынка - территория, которая определяется Правительством РФ и в границах которой происходит формирование равновесной цены оптового рынка в порядке, предусмотренном федеральным законом и правилами оптового рынка;
- розничные рынки электрической энергии - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии;
-система оперативно-диспет-
черского управления в электроэнергетике, включающая в себя комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, потребителей в пределах ЕЭС РФ, ОЭС, территориальных ЭЭС, осуществляемому субъектами оперативно-диспетчерского управления (ОДУ), уполномоченными на осуществление указанных мер в порядке, установленном федеральным законом. Основной целью деятельности системы ОДУ в электроэнергетике является обеспечение надежного энергоснабжения и качества электроэнергии, соответствующих требованиям технических регламентов, с принятием мер для обеспечения исполнения обязательств субъ-ктов электроэнергетики по договорам, заключаемым на оптовом и розничном рынках.
Библиографический список
1. Аванесов А.Н. Япония: поиски решения энергетической проблемы. - М.: Международные отношения, 1986. - 136 с.
2. Осовцев В. А. Системный анализ функционального и топологического пространства логистики. - Ростов н/Д: РГСУ, 2003. - 89 с.
3. http: // www. securities. com .
4.Гиссин В.И. Проблемы формирования логистической системы управления качеством. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2000. -240 с.
5. Белоусов А.Г. Логистика коммерческого посредничества. - Ростов-н/Д: Книга, 2000. - 224 с.
6. Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь. - М.: Экономика, 1995. - 251 с.
7.Стаханов В.Н., Украинцев В.Б. Теоретические основы логистики. Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 160 с.
8. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 608 с.
9.Федеральный закон «Об электроэнергетике» (2003).
Bibliographic list
1.Avanesov A.N. Japan: The search for solutions to energy problems. - Moscow: International Relations, 1986. - 136 p. 2.Osovets V.A. Systems analysis of functional and topological space logistics. Rostov-on-Don: RSCU, 2003. - 89 p.
3.http:// www. securities. com.
4.Gissin V.I. Problems of formation of the logistics management system. - Rostov-on-Don: Rostov State University, 2000. ? 240 s.
5.Belousov, A.G. Logistics of commercial mediation. - Rostov-on-Don:The Book, 2000. ? 224 p.
6.Rodnicov, A.N. Logistics: Terminological dictionary. MA: Economics, 1995. -251 p.
7.Stakhanov V.N., Ukraintschev V.B. Theoretical basis of logistics. Rostov-on-Don: A: Phoenix, 2001. - 160 p.
8.Sergeev, V. Logistics in the business. Tutorial.- Moscow: INFRA-M, 2001. - 608 p.
9. The Federal Law "On Electric Power Industry" (2003