Научная статья на тему 'Формирование системы страхования вкладов в Российской Федерации'

Формирование системы страхования вкладов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы страхования вкладов в Российской Федерации»

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российская банковская система все более активно развивается как финансовый посредник, перераспределяющий временно свободные денежные ресурсы между секторами экономики. При этом на современном этапе она во многом зависит от экономического поведения населения. Если посмотреть «Агрегированный балансовый отчет 30 крупнейших банков РФ», то можно увидеть, что средства клиентов в пассивах банков составляют 61,32%, в том числе средства на счетах физических лиц 36,16%. (Рассчитано на основе данных Банка России («Вестник Банка России»),

Повышение доверия населения к национальной валюте и достаточно высокий уровень доходов способствует росту объема рублевых вкладов физических лиц. Только за I кв. 2004 г. их объем возрос на 14,8%, превысив на 2,5 процентного пункта соответствующий показатель 2003 г. При этом подавляющее большинство вкладчиков, хранящих свои сбережения в банках в национальной валюте, отдают предпочтение срочным депозитам. Их доля в структуре рублевой денежной массы на 01.04.2004 г. составила почти 30%, заметно увеличившись как по сравнению с аналогичным показателем на начало текущего года (27,5%), так и по сравнению с показателем на 01.04.2003 года (27,1 %). («Вестник Банка России» от 09.06.2004 года № 33 (757)).

Одним из главных инструментов регулирования механизма привлечения средств населения во вклады в банковскую систему является система страхования вкладов, которая введена во многих странах мира.

Поданным МВФ, в настоящее время страхование депозитов населения осуществляется в более чем 70 странах, в том числе в США («Федеральная корпорация страхования депозитов», 1934 г.), Швейцарии («Швейцарская банковская ассоциация», 1984 г.), Канаде («Канадская корпорация страхования депозитов», 1967 г.), Великобритании («Фонд защиты вкладов (федеральный)», 1982 г.) и других

КВ. ШЕВЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор

О.А. ЛЕВИЦКАЯ, научный сотрудник, Кубанский государственный университет

странах. Директива Европейского парламента и Совета «О системах гарантирования депозитов» от 16 мая 1994 г. предписывает всем странам-участ-ницам Европейского союза создание таких систем.

Первым опытом Российской Федерации в этой области было принятое 5 октября 1999 г. Агентством по реструктуризации кредитных организаций Положение об обеспечении возврата вкладов граждан в банках, находящихся под управлением Государственной корпорации «АРКО».

Агентство по реструктуризации кредитных организаций являлось государственной корпорацией, созданной на основании закона № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций», для реструктуризации кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства.

Кредитная организация могла перейти под управление Агентства в случае, если достаточность ее капитала, рассчитанная в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», не превышала 2 %, она не удовлетворяла требованиям отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняла обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации.

5 октября 1999 г. Агентством было принято Положение об обеспечении возврата вкладов граждан в банках, находящихся под управлением Агентства (в 2000 г. система страхования была введена в 5 банках, находящихся под управлением Агентства: АКБ-«Вятка-банк», АКБ «Кузбассугольбанк», АБ «Евразия», МБ «Петр Первый», ПК«АвтоВАЗбанк»),

Согласно принятому Агентством Положению, в случае отзыва у реструктурируемого банка- участника системы лицензии на осуществление банковских оперший АРКО брало на себя обязанность

выплатить каждому вкладчику данного банка определенную денежную сумму (возмещение по вкладу). Размер возмещения зависел от суммы вклада:

• по вкладам, размер которых не более 20-крат-ного минимального размера оплаты труда (МРОТ),- 100% суммы вклада;

• по вкладам, размер которых более 20-кратного размера М РОТ, но не выше 250- кратного размера - 20-кратный размер МРОТ плюс 90% суммы вклада, превышающий 20-кратный размер МРОТ;

• по вкладам, размер которых более 250-кратно-го размера МРОТ — 20-кратный МРОТ плюс 90% 230-кратного размера МРОТ плюс 50% суммы вклада, превышающей 250-кратный размер МРОТ, но в совокупности не более 1000-кратного размера М РОТ. Сумма вклада в иностранной валюте должна была быть пересчитана в рублевом эквиваленте по курсу Банка России надень отзыва лицензии. Возмещение по вкладам должно было быть выплачено не позднее одного месяца со дня обращения вкладчика.

Гарантированию подлежали вклады, размещенные на банковских счетах, за исключением:

• средств на банковских счетах индивидуальных предпринимателей;

• счетов, открытых на предъявителя;

• средств, переданных банкам на доверительное управление.

Для выплаты обязательств по вкладам был сформирован денежный резерв в размере 500 млн руб. Пополнение резерва происходило за счет взносов бан-ков-участников системы. Взнос банков предусматривался в размере 0,01 % балансовых остатков за год.

(В соответствии со статьей A.B. Турбанова «АРКО: система обеспечения возврата вкладов в реструктурируемых банках», «Деньги и кредит», 9/2003).

Государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» была ликви-шрована на основании Федерального закона от S.07.2004 № 87-ФЗ «О признании утратившими силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке :! 1 квидации государственной корпорации «Агентство > к • реструктуризации кредитных организаций».

Следующим этапом стало создание всеобщей -■пстемы страхования вкладов: 23 декабря 2003 г. иступил в силу закон № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», определивший основные механизмы за-

щиты сбережений населения. Указанный закон устанавливает правовые, финансовые и организационные вопросы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Агентство по страхованию вкладов), порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками РФ, Агентством, Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию физических лиц в банках.

В соответствии с законом, участие в системе страхования является обязательным для всех банков РФ, которые привлекают вклады населения.

Постановка банка на учет в системе страхования вкладов будет осуществляться Агентством по страхованию вкладов путем внесения банка в реестр на основании выдачи ему разрешения Банка России. Данная информация подлежит опубликованию Агентством в «Вестнике Банка России» и «Российской газете».

Размер возмещения по вкладам каждому вкладчику устанавливается исходя из суммы обязательств по вкладам банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед этим вкладчиком. (Под «страховым случаем» понимается: 1) отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций; 2) введение Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации моратория на удовлетворение требований кредиторов банка).

Возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100 % суммы вкладов в банке, в отношении которого наступил страховой случай, но не более 100 000 руб. Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышает 100 000 руб., возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам. Размер возмещения рассчитывается исходя из размера остатка вклада в банке на конец дня наступления страхового случая. При этом по вкладам в иностранной валюте также выплачивается возмещение, размер которого рассчитывается в валюте Российской Федерации по курсу, установленному Банком России надень наступления страхового случая.

Выплата средств вкладчикам производится в течение 3 дней со дня предъявления вкладчиком документов, предусмотренных указанным законом, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового

случая. Выплата возмещения по вкладам может производиться как наличными денежными средствами, так и путем перечисления денежных средств на счет в банке, указанный вкладчиком.

Страхованию не подлежат следующие денежные средства:

1) размещенные на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью;

2) размещенные физическими лицами во вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательными сертификатами и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;

3) переданные физическими лицами банкам в доверительное управление;

4) размещенные во вклады в находящихся за пределами территории РФ филиалов банков РФ.

Возмещение по вкладам выплачивается Агентством из фонда обязательного страхования вкладов, который формируется за счет:

1) страховых взносов, уплачиваемых банками;

2) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;

3) денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

4) средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;

5) доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

6) первоначального имущественного взноса Российской Федерации в размере 3 млрд руб. (ст. 50 закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»).

Уплата страховых взносов осуществляется банками в валюте Российской Федерации. Расчетным периодом в этом случае принят календарный квартал года. Ставка страховых взносов не может превышать 0,15% расчетной базы за последний расчетный период.

К сведению, в США норматив отчислений составляет 0,254% для банков и 0,259% для сберегательных ассоциаций, в Канаде — до 0,33%, в Японии - 0,048+0,036%.

Расчетная база для исчисления страховых взносов определяется как средняя хронологическая за расчетный период ежедневных балансовых остатков

на счетах по учету вкладов, за исключением денежных средств, которые не подлежат страхованию.

Расчет страховых взносов осуществляется по следующей формуле:

,, Ы/2 + Ь2 + ЬЗ+ ... +1п/2

ьй =- >

(я-1)

где Ьё — расчетная база за расчетный период; Ы — сумма остатков денежных средств на счетах по учету вкладов по состоянию на первое число расчетного периода; Ьп — сумма остатков денежных средств на счетах по учету вкладов по состоянию на первое число квартала, следующего за отчетным периодом; п — число календарных дней в расчетном периоде (с первого числа расчетного периода по первое число квартала, следующего за отчетным периодом, включительно). Сумма страхового взноса, подлежащая уплате в фонд обязательного страхования, определяется по следующей формуле:

где Я — сумма страхового взноса в фонд страхования вкладов за расчетный период; Ьй — расчетная база за расчетный период; Р — ставка страховых взносов в процентах. Банки, в отношении которых введен запрет Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов, обязаны разместить в доступном для клиентов месте информацию о прекращении права заключать с физическими лицами новые договоры банковского вклада или договоры банковского счета, а также информацию о запрете зачисления дополнительных денежных средств во вклады и (или) на счета, открытые в банке до дня получения указанного предписания.

Законом также определен порядок возмещения средств по вкладам физических лиц в банках, в капитале которых участвует Банк России.

Так, в кредитных организациях, в уставном капитале которых участвует Банк России, по договорам банковского вклада или договорам банковского счета, заключенным до 1 октября 2004 г., если в указанные договоры не вносились какие-либо изменения и дополнения после 30 сентября 2004 г., обеспечивается субсидиарной ответственностью Российской Федерации по требованиям вкладчика к банку в порядке, предусмотренном ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, до 1 января 2007 г.

Все страховые взносы таких кредитных организаций, уплачиваемые ими в страховой фонд, учитываются на отдельном счете в Банке России и не

могут быть использованы для финансирования выплаты возмещения по вкладам, за исключением возмещения по вкладам в кредитных организациях, перечисливших данные страховые взносы.

Однако, как показывает мировая практика, принятый законом порядок расчета страховых взносов, предусматривающий взыскание единого процента, независимо от финансового состояния банка, может привести к возникновению ситуации, которую в СШАв 80-90 гг. назвали «моральный риск».

«Моральный риск» заключался в том, что созданная система страхования вкладов предусматривает одинаковый процент отчислений для банков, независимо от степени их надежности. Банки, зная, что в любом случае государство выполнит свои обязательства перед вкладчиками, проводили более рискованные операции. Компенсация рисков одних банков происходила за счет государства, а также за счет других банков, более надежных.

В 1991 г. в США был принят закон, в соответствии с которым отчисления банков в фонд страхования напрямую зависели от степени риска: чем более рискованная политика у банка, тем более высокий процент страховых взносов он обязан уплачивать в фонд страхования.

Закон, принятый в РФ, по мнению авторов, не учитывает этой особенности, что может вызвать в скором будущем большое количество банкротств банков, которые захотят проводить операции с высокой степенью доходности и, соответственно, высокой степенью риска.

Кроме того, закон определяет порядок выплаты денежных средств по вкладам в случае наступления страхового случая, но перечисленные в законе виды страховых случаев (отзыв у банка лицензии и введение моратория на удовлетворение кредиторов) не включают в себя такие, как деноминация или обесценение вкладов, от которых вкладчики так и остаются незастрахованными.

Такая ситуация сложилась в России в первой половине 90-х годов. В этом случае проблема обесценения вкладов граждан была признана общегосударственной, о чем свидетельствует действующее законодательство. Так, Федеральный закон от 10.05.1995 № 73-Ф3 «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» признал денежные средства населения, помещенные во вклады в Сбербанк России в периоддо 20 июня 1991 г., внутренним государственным долгом.

10 мая 1995 г. вступил в силу Указ Президента Российской Федерации «О мерах по предварительной компенсации вкладов отдельных категорий

граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992-1995 г.: «В целях социальной поддержки граждан старших возрастов для начала реализации положений Федерального Закона «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» постановляю:

1. Провести с 10 июня 1996 г. предварительную компенсацию вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года...».

В соответствии с этим Указом, компенсации подлежали вклады граждан, родившихся в 1916 г. и ранее.

В настоящее время компенсация выплачивается до сих пор. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от09.07.2004 № 343 «О выплате в 2004 г. отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации и вкладам (взносам) в организациях государственного страхования (ОАО «Российская государственная страховая компания» и обществах системы Росгосстраха)» расширена категория вкладчиков, которые могут получить компенсацию по своим вкладам:

• граждане по 1947 г. рождения включительно;

• инвалиды I группы;

• инвалиды II группы по 1955 г. рождения включительно;

• родители, а также опекуны детей-инвалидов;

• родители, а также опекуны инвалидов с детства;

• родители, сыновья которых проходили военную службу по призыву и погибли (умерли) в период прохождения службы в мирное время. Также предварительная компенсация выплачивается по целевым вкладам на детей, а также по вкладам на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предварительной компенсации подлежит 1 тыс. руб. (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 г.) с каждого вклада, превышающего эту сумму, или полностью весь вклад, если размер не превышает 1 тыс. руб. При этом размер предварительной компенсации зависит от срока хранения вклада. В зависимости от даты закрытия вклада, ему присваиваются поправочные коэффициенты:

1 - по вкладам, действующим в настоящее время, а также по вкладам, действовавшим в 1992-2004 гг. и закрытым в 1996-2004 гг.;

0,9 - по вкладам, действовавшим в 1992-1994 гг. и закрытым в 1995 г.;

Таблица

Остаток денежных средств на 20.06.1991 г. (в деноминированных рублях) Размер предварительной компенсации Компенсация на оплату ритуальных услуг в случае смерти владельца в 2001-2004 гг. Обший объем денежных средств, положенных вкладчику (наследникам вкладчика) (2+3) Коэффициент компенсации

1 2 3 4 5

1 000 1 000 б 000 7 000 1 7

2 000 2 000 6 000 В 000 1 4

3 000 3 000 6 000 9 000 1 3

4 000 4 000 6 000 10 000 1:2,5

10 000 10 000 6 000 16 000 1:1,6

0,8 - по вкладам, действовавшим в 1992-1993 гг. и закрытым в 1994 г.;

0,7 — по вкладам, действовавшим в 1992 г. и закрытым в 1993 г.;

0.6.- по вкладам, закрытым в 1992 г.

Кроме того, гражданам Российской Федерации по 1934 г. рождения включительно и инвалидам I группы (в том числе наследникам первой очереди, относящимся к указанным категориям граждан), выплачивается компенсация в размере остатка вкладов (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 г.).

Например, в подразделении Сберегательного банка РФ у владельца гарантированных сбережений 1930 г. рождения по состоянию на 20 июня 1991 г. на счете по действующему вкладу было 5 000 руб. В соответствии с Постановлением в случае, если:

1. Ему ранее не выплачивалась предварительная компенсация, ему положена компенсация в размере 5 000 руб. (5000*1=5000).

2. Вкладчик ранее получал предварительную компенсацию в размере 2 тыс. руб., то ему выплатят 3000 руб. (5000* 1 -2000=3000).

3. Счет был закрыт в 1993 г., ему положено 3500 руб. (5000*0,7=3500).

4. Счет был закрыт в 1993 г., и вкладчик ранее получал предварительную компенсацию в размере 2 000 руб., ему положено 1500 руб. (5000*0,7-2000=1500).

Кроме предварительной компенсации вкладов наследникам владельцев гарантированных сбережений, вклады которых по состоянию на 20 июня 1991 г. хранились в Сберегательном банке РФ, выплачивается компенсация на оплату ритуальных услуг в случае смерти в 2001-2004 гг. В соответствии с Постановлением, компенсация выплачивается:

• в размере 6 000 руб., если сумма вкладов умершего вкладчика равна или превышает 400 руб. (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 г.);

• в размере, равном сумме вкладов, умноженной на коэффициент 15, если сумма вкладов меньше 400 руб. (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 г.).

Таким образом, государством была предусмотрена шкала гарантирования вкладов. Коэффициент компенсации вклада зависит от его остатка: чем меньше остаток вклада был на 20 июня 1991 г., тем более высокий коэффициент по нему выплачивается.

Например, в подразделении Сберегательного банка РФ у владельца гарантированных сбережений 1930 г. рождения по состоянию на 20 июня 1991 г. на счете по действующему вкладу хранились денежные средства (см. табл.).

Подводя итог изложенному выше, можно сказать, что закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», конечно же, увеличит приток временно свободных денежных средств населения в кредитные организации. Однако, разработанная система гарантирования вкладов (компенсация 100% остатка вклада, если он не превышает 100 000 руб.) не определяет характер компенсации остатка вклада, превышающего 100 000 руб. Такой порядок может вызвать ситуацию, при которой владельцы денежных средств не будут доверять одному банку больше 100 000 руб., что может вызвать отток вкладов с большими остатками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, имеющийся у населения трагический опыт обесценения денежных средств и отсутствие в настоящее время правового регулирования компенсации вкладов в случае повторного возникновения ситуации 1991 г. (в соответствии с законом № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации») государство гарантирует вклады в кредитных организациях, в уставном капитале которых участвует Банк России, открытые до 1 октября 2004 г., правда, только до 1 января 2007 г. Соответственно, возникает вопрос о гарантировании сохранности денежных средств за пределами этого срока, что требует, по мнению авторов, принятия соответствующих нормативных актов с учетом имеющегося у Российской Федерации опыта в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.