УДК 711 DOI: 10.24412/1816-1863-2024-2-59-65 ^
а
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ §
п
ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ МАССОВОГО СПОРТА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КОТОНУ, БЕНИН
Н. В. Данилина, д-р техн. наук, кафедра «Градостроительство», Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, [email protected], г. Москва, Россия,
Консака Татча Пьер, аспирант, кафедра «Градостроительство», Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, [email protected], г. Москва, Россия
В последние годы концепция развития спортивных городов приобрела популярность и стала заметной тенденцией. Городские общественные пространства сыграли важную роль как подходящие места для неформальных спортивных мероприятий в городах. Политики и ученые пришли л к выводу, что эстетически приятное и хорошо спроектированное общественное пространство может стимулировать и увеличивать участие в занятиях спортом. Этот систематический обзор направлен на выявление факторов (природно-экологические, национальные и социально-демографические, градостроительные и экономические), влияющих на формирование общественных _ пространств спортивных городов, доступных для всех. Некоторые факторы м огут способствовать О
е
0
1 X
тз
о
03
О п
Г) X
X н
занятиям спортом и физической активности, тогда как другие могут выступать в качестве барьеров и оказывать негативное влияние на участников и инфраструктуры. В этой статье дается определение термина «спортивные инфраструктуры» и излагаются основные факторы, виляющие н на формирование спортивной инфраструктуры для массового спорта. ы
In recent years, the concept of developing sport cities has gained popularity and has become a noticeable ^ trend. Urban public spaces have played an important role as suitable locations for informal sporting ac- H tivities in cities. Policymakers and researchers have come to the conclusion that aesthetically pleasing and к well-designed public space can stimulate and increase participation in sport. This systematic review aims о to identify the factors (natural-ecological, national and socio-demographic, urban planning and economic) that influence the formation of public spaces of sport cities that are accessible to all. Some factors can facilitate participation in sport and physical activity, while others can act as barriers and have a negative impact on participants and infrastructures. This article defines the term "sport infrastructures" and outlines the main factors influencing the formation of sports infrastructures for mass sport.
Ключевые слова: спортивные инфраструктуры, массовый спорт, природно-экологические факторы, национальные и социально-демографические факторы, градостроительные и экономические факторы.
Keywords: sports infrastructures, mass sport, natural-ecological factors, national and socio-demographic factors, urban planning and economic factors.
Введение
С каждым годом в городах наблюдается рост доли населения, которые занимаются спортом на открытом воздухе. Современные исследователи подчеркивают положительное влияние спорта на здоровье и благополучие, а также роль спорта в содействии социальной сплоченности. Он становится неотъемлемой частью жизни населения.
Наличие инфраструктуры массовых видов спорта в городской среде становится необходимым условием для поддержания данной тенденции.
Таким образом, города становятся местом проведения массовых видов спорта для всех.
Идея «спортивного города» приобрела популярность в последние годы как абстрактное понятие, часто используемое одним из двух способов: для обозначения определенной области в городе как спортивного города или для брендинга всего города как «спортивного».
Спортивная инфраструктура (СИ) — это спортивные залы, бассейны, фитнес-центры, стадионы, площадки и многие другие объекты, предназначенные для активных занятий спортом.
Значение городских общественных пространств для занятий спортом и физической активности возросло, и общественные пространства в настоящее время используются в качестве площадок для за-
59
m
О
IX
X с
X X
ш ^
ш и о
X
X
s ^
и
ш и
о ^
m
О ¡^
S X
о
о
m
I-
U
ш
IX
о
I-
и о а
о ^
нятии и организации различных спортивных мероприятий и мероприятий, включая индивидуальные и неорганизованные виды спорта, такие как бег, езда на велосипеде и паркур. Использование общественных пространств для занятий спортом также может стать мощным инструментом для создания более устойчивого города [6].
Существует ряд факторов, определяющих формирование «спортивных городов» и стимулирующих население к участию в спорте [4, 5]. В мировой практике выделяют:
• пространственные факторы — местоположение, доступность, связь с общественным пространством, расстояние и близость, видимость и открытость;
• организационные и программные факторы — сочетание программ, развитие спортивных площадок и сооружений, техническое обслуживание, политика и целевая группа;
• факторы окружающей среды — качество спортивных площадок, доступность, природные пространства, адаптация и привлечение пространств.
Развитие системы спортивной инфраструктуры в городах Африки, обладаю-
щих жарким климатом и специфическим устройством городов и городской жизни, представляет собой исследовательскую задачу.
Целью исследования было выявить системы факторов, влияющих на формирование спортивной инфраструктуры для массового спорта с учетом специфики городов Африки на примере города Котону, Бенин.
Материалы
Котону является экономической столицей и крупнейшим городом Бенина с населением более 1,2 млн человек. Он расположен на юго-востоке Республики Бенин и граничит на севере с озером Нокуэ, на юге с Атлантическим океаном, на востоке с коммуной Семэ — Поджи и на западе с коммуной Абомей — Калави (рис. 1).
В административном отношении город Котону состоит из 13 округов, разделенных на 144 района. Восточные районы соединены с западной частью тремя мостами.
В качестве исследуемых видов спорта для города Котону были выбраны: боевые
60
6° 23 '
6° 20
Benin dans [Afrique de Qest]
!°21 ' 43200
43500
43800
44100 2°29'
44400
....................xPOs&L
.....12 ЩШ
10 12 Kilometres
2°21 10
43200 43500
Limite
d Arrondissement
— Chemin de fer
— Route bittumee Sources: Fond IGN. 2015 Voie pavee ^ Conoeption: AGBANI Bienvenu Sourou Rue
: Numero d Arrondissement Plan d'eau
43800
1er Arrondissement 2eme Arrondissement 3eme Arrondissement 4eme Arrondissement 5eme Arrondissement
44100
6eme Arrondissement 7eme Arrondissement 8eme Arrondissement 9eme Arrondissement 0eme Arrondissement
2°29 '
11eme Arrondissement 12eme Arrondissement 13eme Arrondissement
Рис. 1. Географическое положение города Котону и административные округа Котону
искусства, легкая атлетика, бокс, баскетбол, велоспорт, танцы, фитнес, футбол, гандбол, хоккей, дзюдо, мини-футбол, плавание, регби, теннис, настольный теннис и волейбол, ходьба, прыжки, стрельба из лука.
В настоящее время власти города Котону предлагают жителям ограниченный доступ к спортивной инфраструктуре, в основном в спортивных центрах. Инфраструктура открытых общественных пространств развита недостаточно и не удовлетворяет потребностей жителей.
Методы
Статья основана на анализе существующего состояния со спортивной инфраструктурой массового спорта, размещенного на открытом воздухе. В исследовании использован метод пространственного анализа существующего размещения спортивной инфраструктуры в городе:
• натурные обследования городской среды и
• исследования картографических и документальных источников.
Результаты и обсуждение
В результате исследования проанализированы основные факторы, определяющие формирование трансформируемых спортивных инфраструктуры, и установлены наиболее значимые из них: природ-но-экологические, национальные и социально-демографические, градостроительные и экономические.
Природно-экологический фактор. При-родно-экологические факторы оказывают значительное влияние на проектирование спортивной инфраструктуры в городах Африки. Местные климатические и природные условия оказывают значительное влияние на выбор места, строительство и эксплуатацию объектов спортивной инфраструктуры.
Выделим основные характеристики, определяющие специфику размещения объектов спорта на открытых пространствах в городах Африки на примере города Котону, Бенин:
• Роза ветров. На открытых пространствах спортивных сооружений ветер оказывает как положительное воздействие — естественная вентиляция, так и отрицатель-
ное, потоки воздуха влияют на двигательные навыки спортсменов. В жарком климате Бенина ветры переносят массы горячего воздуха, содержащего пыль, особенно в засушливый сезон. Зеленые охранные зоны и деревья лучше всего снижают температуру и скорость воздушных масс, очищают воздух и обеспечивают тень зрителям и служебным зонам. Защититься от нежелательных ветров можно с помощью деревьев, посаженных по направлению преобладающих в Бенине ветров, образующих защитную полосу шириной от 3 м до 10 м.
• Осадки. Город Котону расположен на прибрежной полосе между озером Нокуэ и Атлантическим океаном с преобладающим тропическим климатом с чередованием двух сезонов дождей (с апреля по июль и с сентября по ноябрь) и д вух засушливых сезонов (с декабря по март и август) [1]. В сезон дождей спортивная инфраструктура, расположенная на открытом воздухе, подвергается проливным дождям, которые, в одной стороны, делают ее недоступной для населения на значительный период времени и, с другой стороны, способствуют ее быстрому разрушению.
• Водные объекты. Жаркий климат города Котону позволяет заниматься спортом на открытых спортивных сооружениях в любое время в года. Это делает возможным развитие водных видов спорта как на существующих объектах, таких как бассейн, пруд, так и перспективное строительство новых, которые одновременно позволят компенсировать жаркий климат и увлажнить воздух.
• Озеленение. Озеленение является необходимым элементом обустройства спортивной инфраструктуры для снижения температуры окружающей среды на 1,5—2,5 °С. Для этого применяются такие мероприятия, как организация парковых зон, малых архитектурных форм озелененных пространств, оборудование затеняющими навесами.
• Национальный и социально-демографический фактор. В проектировании физ-культурно-спортивных инфраструктур, национальные и социально-демографические факторы являются одними из наиболее важных моментов, которые необходимо учитывать.
• Религиозный состав. Общество имеет различный этнический религиозный со-
тз а ш
о г>
-I
тз
о
-I
а>
О-
Г> -I 03
о
п
а л
X
ТЗ
О
03 ^
а
с
а>
О-
Г> ^
X н
а
г> а>
а> т т
у
-I
о
03
61
О
IX
X с
X
X
ф
^
ф
и о
X
X ^
и
ф
и
о ^
т
О
СР
X
X
о
о
т
I-
и
Ф
IX
о
СР
I-
и о а о
62
став: христианство — 53 %; ислам — 23,9 %; народные верования — 18,1 %; нерелигиозные и атеисты — 5 % [1]. Влияние социальных аспектов на архитектурное проектирование спортивных объектов в Бенине должно определяться с учетом демографического компонента и дифференциации населения страны по возрастному и социальному признаку. Достижение оптимального уровня интенсивности эксплуатации объекта решается за счет организации среды, соответствующей потребностям разных групп населения и на каждом этапе развития общества. Например, важным является отношения к женскому населению. Участие женщин и девочек также бросает вызов стереотипам и социальным ролям, обычно связанным с ними. Таким образом, актуальным является вопрос о их вовлечении в занятия спортом.
• Возрастные группы. Каждая возрастная группа имеет специфику интересов к спорту и физической культуре, поэтому разделение населения на возрастные группы облегчает процесс определения потребностей и соответствующей функциональной структуры физкультурно-спор-тивных сооружений. Средний возраст в Бенине составляет 17,6 лет. По состоянию на начало 2023 года, население Бенина имело следующее распределение по возрасту:
■ 44,7 % — процент населения в возрасте до 15 лет;
■ 52,6 % — процент населения в возрасте от 15 до 64 лет;
■ 2,7 % — процент населения 65+.
Большое количество молодежи диктует необходимость организации большого количества спортивной инфраструктуры, подходящей для каждой из групп.
• Миграция. Миграция населения по территории страны привела к формированию социально-демографической карты населения, отличающейся от предыдущей. Стабильное развитие мигрировавших сообществ в регионе в течение длительного времени обусловило возникновение новых локальных социальных и культурных традиций, которые могут соответствовать или противоречить традициям сообщества-резидента. Безусловно, миграция населения внутри Бенина и особенно в городе Котону — один из факторов, обуславливающих научный поиск струк-
туры сети физкультурно-спортивных объектов в бенинских городах для цели удовлетворения традиционных потребностей, отвечающих сложившимся социально-спортивным традициям, и новых требований, возникших в результате изменения социально-экономической и демографической ситуации.
• Пространственный фактор. Пространственный фактор отвечает за назначение видов инфраструктуры и их размещение в пространственной структуре города. По данным Всемирной организации здравоохранения, условия жизни в городской среде являются ключевыми для здоровья и благополучия его жителей. Мировой опыт указывает на наличие связи между искусственной средой — архитектурно-пространственным окружением, здоровьем и благополучием и интенсивностью физической активности. Отсутствие открытых пространств надлежащего качества и наличия зеленых насаждений в городских кварталах является серьезным ограничением для благополучия жителей, поскольку оно не способствует популяризации здорового образа жизни, включая проведение времени на свежем воздухе, прогулки, игры и т. д.
• Виды спортивной инфраструктуры. Для Африканского континента и для Бенина, в частности, самым популярным видом спорта является футбол. В м еньшей степени другим популярным командным видом спорта являются волейбол, баскетбол. Кроме того, популярность набирают и индивидуальные виды спорта, такие как воркаут, бег, велосипеды. Таким образом, состав спортивной инфраструктуры обладает разнообразием как пространственных объектов — площадок различного назначения, так и связующих линейных элементов. Пространственная модель системы, предлагаемая авторами для реализации, представлена на рисунке 2.
Выбор места размещения спортивного сооружения определяет уровень обслуживания. Уровни обслуживания в соответствии с нормами делятся на четыре. В данном исследовании принимается четырехуровневая система, сформированная по градостроительному признаку:
■ общегородские спортивные инфраструктуры;
■ межрайонные спортивные инфраструктуры;
- Границы города
Микрорайонный уровень
Районный уровень
1500 м
а о
Городской уровень Межрайонный уровень
Границы города
икрорайонный уровень
Районный уровень
О О
Городской уровень Межрайонный уровень
ТЗ
а
Ш
О Г> -I
тз
о
-I
а>
О-
Г> -I 03
о
п
а л
X
ТЗ
О
03 ^
о
п
а>
О-
Г> ^
X н
О
Г)
а>
а> т т
у
-I
о
03
Рис. 2. Пространственная модель системы спортивной инфраструктуры
■ районные спортивные инфраструктуры;
■ микрорайонные спортивные инфраструктуры.
• Размещение спортивной инфраструктуры. Для городов Африки, ярким примером которых является город Котону, характерен заметный уровень урбанизации с высокой плотностью застройки.
В городе Котону остро стоит проблема неравномерного распределения спортивной инфраструктуры в составе городских территорий. Существенно различающиеся планировочные условия развития сети спортивных инфраструктуры в отдельных зонах города, среди которых следует выделить центральную зону, представляющую
собой, как правило, плотно застроенное, исторически сложившееся ядро города, с высокой стоимостью городских земель и отсутствием резервов территории. Размеры этого ядра в крупнейших городах таковы, что в ряде случаев невозможно разместить необходимые спортивные сооружения (при сохранении установленных радиусов обслуживания) на примыкающей свободной территории, как это практикуется в городах меньших размеров [9]. По результатам натурных обследований в качестве потенциальных зон для размещения спортивной инфраструктуры являются: ■ жилые зоны с большой концентрацией населения, в том числе молодого возраста;
63
m
О
IX
X с
X X
CD С CD U D X
X
s ^
и
CD U
D ^
m
О
CP
S
X
D
О m
I-
U
CD
IX
О CP
I-
u о a D CP
■ общественные зеленые пространства, которые предлагают комфортные условия для занятий спортом.
Существующие исследования свидетельствуют о высоком отклике жителей на наличие легкодоступных, озелененных открытых площадок. В таких условиях люди, как правило, проводят больше времени на свежем воздухе, что положительно сказывается на продолжительности жизни, здоровье и общем благополучии.
Доступ к открытым зеленым пространствам в жилых микрорайонах, в том числе открытым спортивными площадкам, особенно важен для определенных групп пользователей, таких как пожилые люди, дети, матери с младенцами и люди с ограниченными возможностями.
• Пространственно-планировочная структура города. Пространственно-планировочная структура городов в Бенине имеет свои особенности, что в наибольшей степени проявляется в больших городах, в том числе в Котону. Городская ткань характеризуется высокой плотностью и отсутствием зеленых насаждений. На особенности развития сети спортивных инфраструктуры в сложившихся городах с населением свыше 1 млн жителей влияет ряд сложностей. Сложности заключаются в следующем. Во-первых, город Котону обладает сложной развитой планировочной структурой с большим разнообразием соподчиненных морфологических элементов и многоуровневой системой общественного обслуживания и характерным дефицитом пространств для застройки.
По результатам анализа факторов, влияющих на формирование спортивной инфраструктуры, выделены основные направления ее развития [2, 10]:
— территориальное расположение строительной площадки в структуре города определяет уровень обслуживания спортивной площадки;
— наличие транспортной инфраструктуры обеспечивает доступность спортивной площадки;
— наличие зеленых открытых площадей в городской структуре обеспечивает комфортно-экологическую среду спортивного объекта и его защиту от неблагоприятных внешних факторов, таких как шум, пыль, грязь и др.;
— интеграция спортивных объектов с особенностями ландшафта определяет комфортную среду для развития физической культуры и спорта;
— включение систем альтернативной энергетики в структуру спортивного объекта определяет экологическую безопасность;
— интеграция спортивных объектов в существуюшую инфраструктуру города позволяет достичь более быстрых результатов;
— гармония с общим архитектурным стилем населенного места создает положительные отношения м ежду ч еловеком и спортивной площадкой.
Все перечисленное можно считать основными ключами к активной эксплуатации объекта и стимулированию городского развития территории.
Создание крупных физкультурно-спор-тивных сооружений и комплексов может способствовать развитию городов, если они рассматриваются в рамках более масштабной градостроительной стратегии [8]. К примеру, когда объект становится символом города, как, например, Культурно-спортивный комплекс EYA и Спортивный комплекс (Centre Aere de la Bceao Coto-nou). Чтобы преодолеть изоляцию, развитие спортивного объекта необходимо планировать в виде этапа градостроительного развития территории, с целью повышения его роли в местном сообществе.
При проектировании и строительстве проектировщиками учитывается, что спортивные инфраструктуры имеют значительную нагрузку на сеть инженерно-технического обеспечения. Поэтому в структуру спортивного объекта включаются системы альтернативных источников энергии, которые снижают эту нагрузку [7], это то, чего не хватает физкультурно-спортивным сооружениям в города Котону.
Библиографический список
64
1. Ministry of the Environment, Housing and Town Planning, Benin / Ministère de l'Environnement, de l'Habitat et de l'Urbanisme. — URL: https://www.developmentaid.org/donors/view/202505/ministere-de-lenvironnement-de-lhabitat-et-de-lurbanisme-ministry-of-the-environment-housing-and-tow, дата обращения: 08.02.2024.
2. Зрнзевич Н., Цветкович Р., Зрнзевич Й. Спортивные объекты как важный фактор развития архитектуры города // Вестник БГТУ им. Шухова. — 2017. — № 2. — С. 90—96. р
3. Аль Дарф Бушра. Архитектурное формирование физкультурно-спортивных сооружений в городах О Сирии (города Алеппо): дис. ... канд. арх. наук. — ННГАСУ, 2023. — 28 с. О
4. Валле Д. К., Компьер В. Спорт в городе. Исследование связи между спортом и городским дизай- т ном. — Роттердам, Фонд креативных индустрий, 2013. О
5. Аль-Таеш Н., Уджма-Ваович К. Продвижение спортивной практики в городском общественном т пространстве / Международная конференция по современным проблемам в архитектуре и урба- Л низмею. — 2022. — 5 (1). — С. 355—362. с
6. Бук К. Физическая активность, самоорганизованный спорт и устойчивое развитие городов. — В КоиИед§е по спорту и окружающей среде, 2017. — С. 362—375. О
7. Жестяников Л. В., Мяконьков В. Б., Асылгараева Э. Н. Проектирование спортивных сооружений: п экологические инновации // Строительство и эксплуатация спортивных сооружений. — 2011. — № 9 (67). — С. 18—23.
9. Авдотьин JI. Н., Лежава И. Г., Смоляр И. М. Градостроительное проектирование: учеб. для ву-
10. Дэвис Л. Не на моем заднем дворе! Расположение спортивных стадионов и рынок недвижи-
FORMATION OF SPORTS INFRASTRUCTURE SYSTEM FOR MASS SPORTS ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF COTONOU, BENIN
Чапин Т. С. Спортивные сооружения как катализаторы городской реконструкции: Camden Yards ТЗ в Балтиморе и Gateway в Кливленде // Журнал Американской ассоциации планирования. — 2004. — §
Т. 70. - № 2. - С. 193-209. g
г>
зов. — М.: Стройиздат, 1989. — 432 с. л
О-
Г>
мости // Area Journal. — 2005. — Т. 3. — P. 268—276. и
X н
- Г)
N. V. Danilina, Doctor of Technical Sciences, Department of Urban Planning, National y
Research, Moscow State University of Civil Engineering, [email protected], Moscow, Russia, k
Konsaka Tatcha Pierre, Ph. D. student, Department of Urban Planning, National Research, 0 Moscow State University of Civil Engineering, [email protected], Moscow, Russia
03
References
1. Ministry of the Environment, Housing and Town Planning, Benin / Minist'@ere de l'Environnement, de l'Habitat et de l'Urbanisme. — URL: https://www.developmentaid.org/donors/view/202505/ministere-de-lenvironnement-de-lhabitat-et-de-lurbanisme-ministry-of-the-environment-housing-and-tow, access date: 08.02.2024.
2. Zrnzevich N., Cvetkovich R., Zrnzevich J. Sportivnye ob 'ekty kak vazhnyj faktor razvitiya arhitektury goroda [Sports facilities as an important factor in the development of city architecture]. Bulletin of BSTU named after S. I. Shukhov. 2017. No. 2. P. 90—96.
3. Al Darf Bushra Arhitekturnoe formirovanie fizkul'turno-sportivnyh sooruzhenij v gorodah Sirii (goroda Aleppo): diss. kand.arh.nauk [Architectural formation of physical education and sports facilities in the cities of Syria (the city of Aleppo)]. NNGASU, 2023. 28 p. [in Russian].
4. Valle D. K., Komp'er V. Sport v gorode. Issledovanie svyazi mezhdu sportom i gorodskim dizajnom Rotterdam [Sport in the City. Research on the relation between sport and urban design]. Fond kreativnyh industry, 2013 [in Russian].
5. Al'-Taesh N., Udzhma-Vaovich K. Prodvizhenie sportivnojpraktiki v gorodskom obshchestvennomprostran-stve [Promoting Sport Practice in Urban Public Space]. Mezhdunarodnaya konferenciya po sovremennym problemam v arhitekture i urbanizmeyu. 2022. 5 (1). P. 355—362 [in Russian].
6. Бук К. Физическая активность, самоорганизованный спорт и устойчивое развитие городов. — Routledge по спорту и окружающей среде, 2017. — С. 362—375.
7. Zhestyanikov L. V., Myakon'kov V. B., Asylgaraeva E. N. Proektirovanie sportivnyh sooruzhenij: ekolog-icheskie innovacii [Design of sports facilities: environmental innovations]. Construction and operation of sports facilities. 2011. 9 (67). P. 18—23. [in Russian].
8. Chapin T. S. Sportivnye sooruzheniya kak katalizatory gorodskoj rekonstrukcii: Camden Yards v Baltimore i Gateway v Klivlende [Sports facilities as urban redevelopment catalysts: Baltimore's Camden Yards and Cleveland's Gateway]. Journal of The American Planning Association. 2004. Vol. 70. No. 2. P. 193—209.
9. Avdot'in JI. N., Lezhava I. G., Smolyar I. M. Gradostroitel'noeproektirovanie: ucheb. dlya vuzov [Urban development design: textbook for universities]. M.: Stroyizdat. 1989. 432 p. [in Russian].
10. Devis L. Ne na moem zadnem dvore! Raspolozhenie sportivnyh stadionov i rynok nedvizhimosti [Not in my Back Yard! Sports Stadia Location and the Property Market]. Area Journal. 2005. T. 3. P. 268—276.
65