Научная статья на тему 'Формирование системы советских органов и учреждений партийно-государственной пропаганды и агитации в начале 20-х гг'

Формирование системы советских органов и учреждений партийно-государственной пропаганды и агитации в начале 20-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1416
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ / ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РАБОТА / АГИТПУНКТЫ / АГИТПРОПОТДЕЛ / ПОЛИТИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ГЛАВПОЛИТПРОСВЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Страшников П. А.

В статье на основе опубликованных источников проанализирован сложный процесс формирования системы советских агитационно-пропагандистских органов и учреждений в начале 20-х гг., схематично освещен процесс сращивания партийных и государственных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы советских органов и учреждений партийно-государственной пропаганды и агитации в начале 20-х гг»

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОПАГАНДЫ И АГИТАЦИИ В НАЧАЛЕ

20-Х ГГ.

СТРАШНИКОВ П.А.

аспирант Алтайской государственной академии образования

им. В.М.Шукшина

Аннотация: В статье на основе опубликованных источников проанализирован сложный процесс формирования системы советских агитационно-пропагандистских органов и учреждений в начале 20-х гг., схематично освещен процесс сращивания партийных и государственных органов.

Ключевые слова: идеологическое воздействие, партийно-государственный аппарат, пропагандистская работа, агитпункты, агитпропотдел, политикопросветительская работа, главполитпросвет

Abstract: In this article, based on published sources, analyze the complex process of the formation of the Soviet agitation and propaganda agencies and institutions in the early 20's. Schematically highlighted the splicing process of the party and government.

Keywords: ideological influence, the party-state apparatus, advocacy, propaganda station, agitpropotdelom, political-educational work Glavpolitprosvet

Для выполнения задач массированного идеологического воздействия на население уже в первоначальный период советской власти начал формироваться специальный партийно-государственный аппарат, или система органов, профессионально занимавшихся агитационно-пропагандистской деятельностью, охватывавших все стороны человеческой жизни, формировавших единый взгляд на мир. Требовались разнообразные эффективные механизмы распространения в народе идеологических формул и установок, выступающих в качестве призмы, через которую должен восприниматься окружающий мир.

Пропагандистская работа, в том числе «на местах», и до революции составляла сильную сторону большевиков. Известный революционер Н.И.Суханов так характеризовал их деятельность в 1917 г.: «Они были в массах, у станков повседневно, постоянно. Десятки больших и малых ораторов выступали в Петербурге на заводах и в казармах каждый божий день. Они стали своими, потому что всегда были тут - руководя и в мелочах, и в важном, всей жизнью завода и казармы. Они стали единственной надеждой хотя бы потому, что, будучи своими, были щедры на посулы и на сладкие, хоть и незатейливые сказки» [1].

Тем не менее, до 1921 г. в составе ЦК РКП (б) отсутствовал специализированный отдел агитации и пропаганды, вся работа была сосредоточена в Секретариате и Секретном отделе (переименованным с 12 сентября 1921 г. в Бюро секретариата ЦК). На местах агитационно-пропагандистской деятельностью занимались различные ведомства, которые не согласовывали между собой проведение агитационно-пропагандистских мероприятий.

Постановлением Совета Обороны от 13 мая 1920 г. в городах были созданы агитпункты, основной задачей которых было разъяснение смысла советской власти [2]. В Положении, утвержденном Оргбюро ЦК 27 ноября 1921 г, говорилось, что посредством агитпропотдела Центральный комитет партии «организует, объединяет и руководит всей устной и печатной агитационной и пропагандистской работой РКП».[3] Наряду с этим был образован отдел по работе в деревне, занимавшийся организацией почти пол-

ного спектра агитационно-пропагандистской деятельности в сельской местности, кроме того сформировался отдел по работе среди женщин, который взял на себя массовополитическую работу среди соответствующей части населения.

В июне 1920 г. в структуре ЦК РКП (б) был создан отдел агитационнопропагандистской работы во главе с Р.П. Катаняном. В 1922 - 1923 гг. секретарем ЦК, курирующим в том числе агитпропотдел был В.В. Куйбышев. Этот отдел координировал работу ряда ведомств - Госиздата, Центропечати, Политуправления Красной Армии (ПУР). Стратегические и тактические директивы этот отдел получал от высших партийных органов или непосредственно от лидеров партии. Таким образом, на наш взгляд, уже в этот период отчетливо намечалось постепенное сращивание партийных и государственных органов.

Агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП (б) в 1920 - 1923 гг. возглавляли Л.С. Сосновский, А.С. Бубнов, С.И. Сырцов. В состав коллегии агитпропа входили представители отделов ЦК, Наркомпроса, Политуправления РККА, ЦК Коммунистического союза молодежи. Отдел имел подотделы: агитационный, пропагандистский, печати, издательский и нацменьшинств. Ему подчинялись агитпропотделы при губернских и уездных комитетах партии. Их оперативная деятельность включала в себя подбор идеологических кадров, составление и рассылку руководящих циркуляров партийным организациям, проведение съездов работников печати и культурно-просветительских учреждений, анализ деятельности редакций газет. Особенно важная роль отводилась подотделам пропаганды. Они занимались постановкой устной и печатной пропаганды, созданием сети партийных учебных заведений, осуществляли контроль за состоянием преподавания политграмоты во всех учебных заведениях.

Как указывает М.Г. Шульман, «уже в 20-м году стали заметны признаки кризиса, необходимо было срочно принимать меры по упорядочению агитационно-пропагандисткой работы и формированию института квалифицированных агитаторов» [4]. 27 сентября 1920 г. ВЦИК постановил: «Для объединения всей политикопросветительской работы республики и наиболее планомерного и согласованного применения посвященных этой работе личных сил и материальных ресурсов учредить при Наркомпросе Главполитпросвет» [5]. 12 ноября этого же года о создании данного органа был издан декрет СНК за подписью В.И. Ленина. Агитационно-пропагандисткая деятельность сосредоточилась во внешкольном отделе, ставшим основным звеном создаваемой агитационно-пропагандистской структуры которым бессменно на протяжении десяти лет руководила Н.К.Крупская.

Декрет начинался со следующей характеристики основной задачи Главполитпросвета - «объединение всей политико-просветительной работы и сосредоточение ее на обслуживание политического и экономического строительства страны» [6]. В своем выступлении на Всероссийском совещании политпросветов в ноябре 1920 г. В.И. Ленин прежде всего акцентирует внимание на стратегической задачи - «пропитать пролетариат коммунистическим духом, подчинить его себе, освободить его от буржуазного обмана, заинтересовать их тем, что делают коммунисты» [7]. Печатным органом Главполитпросвета по инициативе вождя революции стал журнал «Коммунистическое просвещение», выходивший с 1920 по 1930 год.

Целью этого органа было ведение политико-воспитальной и культурнопросветительной работы среди населения. Система политпросветов имела свою сеть клубов, библиотек, изб-читален, советско-партийных школ, агитпунктов, школ политграмоты, пунктов по ликвидации безграмотности, красных уголков. Первоначально Главполитпросвету были подчинены также и политорганы армии и флота. На ответственные должности в политпросветах на всех уровнях назначались, как правило, члены РКП (б).

Исходя из декрета в состав системы Главполитпросвета вошли следующие подразделения: Политико-просвтительный отдел Народного комиссариата просвещения, Центральное управление агитационнык пунктов (Центрагит), Российское телеграфное агенство (РОСТА), Университет им. Свердлова, Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, Агитационно-инструкторские поезда, пароходы и все другие средства подвижной агитации. Внутри Главполитпросвета были сформирован

/ U с» с» с»

отделы (агитационный, пропагандисткий, общий, художественный, учебнопрограммный, бюро национальных меньшинств), эти структуры делились на 45 подотделов и секций. На местах создавались губернские, областные, уездные и волостные по-литпросветы [8].

Уже в марте 1921 г. на X съезде РКП (б) было принято специальное постановление «О главполитпросвете и агитационно-пропагандистских задачах партии». Начиная с 1921 г, из функций политпросветов фактически изъяли агитационнопропагандистскую работу, оставив только культурную направленность. В 1922 г. Н.К.Крупская, характеризуя деятельность политпросветов отмечала, что они «самостоятельной агитационной работы не ведут и агиткампаний не разрабатывают» [9]. По существу это означало, что руководящая роль в области агитации и пропаганды окончательно перешла к Агитпропу, который по Положению от 27 ноября 1921 г., являлся органом, «с помощью которого ЦК РКП организует, объединяет и руководит всей устной, печатной, агитационной и пропагандисткой работой РКП» [10].

Х съезд определил, что заведующий агитотделом губкома должен быть, как правило, членом губкома. При этом совместительство на постах главы агитотдела и политпросвета было допустимо лишь при полном недостатке сил. Однако с ноября 1921 г. ЦК рекомендовал практику совмещения должностей на губернском и уездном уровнях заведующего агитпропотделом и политпросветом в одном лице уже как постоянную. Через полгода XI съезд партии подтвердил, что находит целесообразной личную унию в руководящем составе агитпропов и политпросветов [11].

Таким образом, в начале 1920-х годов в Советской России в целом была создана единая централизованная система партийных и подчиненных им государственных агитационно-пропагандистских органов, охватывающих все уровни управления. Главной организационной чертой советского агитпропа была четкая централизация всей системы агитационно-пропагандистских органов. Соответственно была строго централизована и вся методическая работа. Резолюция XII съезда РКП (б) предписывала: «Необходимо согласовать под единым партийным руководством программно-методическую работу всех руководящих коммунистическим просвещением органов партии, Наркомпроса, Красной Армии, профсоюзов и РКСМ, в центре и на местах, образовав для этого специальную научно-методическую комиссию при агитпропе ЦК» [12].

Для стиля работы аппарата данной системы был характерен ряд специфических черт. Прежде всего, к ним следует отнести стремление вышестоящих органов максимально регламентировать работу нижестоящих. Результатом этого было появление в недрах канцелярий огромного количества циркуляров, инструкций, предписаний и других подобных документов. Количество руководящих циркуляров постоянно росло. Другой чертой стиля работы аппарата было все большее усложнение системы отчетности, а также использование армейских методов работы: дисциплина, плановость, ударность, унификация. В письме ЦК от 19 февраля 1921 г. губкомам предписывалось помимо копий протоколов и отчетов ежемесячно представлять сведения о проделанной агитпро-пработе, в виде писем подробно разработанной формы [13].

Итак, в начале 1920-х годов в Советской России был создан специальный партийно-государственный аппарат идеологической обработки населения, уже к 1922 г. главную роль в нем играл Агитпропотдел ЦК РКП (б). Идеология большевиков носила по-

настоящему всеобъемлющий характер, власть просвещала массы с помощью газет, агитплакатов, литературы, кино, радио. На местах они мели сотни отделений, пунктов и подотделов, в которых работало огромно количество штатных и внештатных сотрудников. Профессиональные агитаторы шли на заводы и фабрики, работали в сельской местности и всегда были рядом с народом. Главной цель агитации и пропаганды - формирование у широких масс соответствующей картины мира, частично отражающей реальность, частично мифологизированной, но главное - отвечающей конкретным, меняющимся время от времени целям режима.

Информационные источники:

1. Суханов Н.Н. Записки о революции. М., 1992. Т. 3. С. 214.

2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч.1. М., 1953. С.96.

3. Пропаганда и агитация в решениях и документах ВКП (б). М., 1947. С.64.

4. Шульман М.Г. Партийно-государственная агитация и пропаганда первых лет советской власти: октябрь 1917-1920 г.: по материалам Калужской и Тульской губерний: дис. канд. ист. наук. Калуга, 2004. С.75.

5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч.1. М., 1953. С.128.

6. Декреты советской власти. Т. 10. М., 1980. С.133.

7. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - Т.1 - М.: 1958. - С.404.

8. ЦПА ИМЛ, ф. 19, оп. 1, ед. хр. 399, л. 83

9. Крупская Н.К. Итоги и перспективы работы политпросветов // Педагогические сочинения. -Т. 7 - М.: 1959. - С.118-119.

10. Шульман М.Г. Указ.соч. С. 136-137.

11. Гурьев А.И. Как заклялся агитпроп. - М., 2011. - С.194.

12. Двенадцатый съезд РКП (б). Стенографический отчет. - М.: 1968. - С.709.

13. Известия ЦК РКП (б). - 1921. - №27. - С.5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.