УДК 947.084.51.6:351.74(571.6)"192" Шабельникова Наталья Алексеевна
доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России
Бакшутов Сергей Николаевич
аспирант кафедры истории и архивоведения Дальневосточного федерального университета
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАДРОВ МИЛИЦИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ В 1920-Е ГГ.
Аннотация:
В статье рассматривается исторический опыт формирования системы профессиональной подготовки кадрового состава дальневосточной милиции в 1920-е гг. Анализируются условия, особенности и закономерности становления милицейского обучения. Представлена общая характеристика и обобщены основные формы и методы профессиональной подготовки сотрудников милиции. Сделан вывод о том, что 1920-е гг. на Дальнем Востоке была создана система подготовки кадров милиции и уголовного розыска, которая в рассматриваемый период еще не получила законченного развития.
Ключевые слова:
Дальний Восток, Россия, милиция, исторический опыт, ликвидация неграмотности, самообразование, профессиональная подготовка, кадры милиции и уголовного розыска, школы-резервы, школы милиции.
Shabelnikova Natalia Alekseyevna
D.Phil. in History, Professor, Humanity Studies Department, Vladivostok branch of Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Bakshutov Sergei Nikolayevich
PhD student, History and Archive Science Department, Far Eastern Federal University
DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF MILITIA VOCATIONAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FAR EAST IN THE 1920-S
Summary:
The article deals with the historical experience of development of the militia vocational education system in the Russian Far East in the 1920-s. Conditions, features and patterns of militia officers' training formation are analyzed. The authors describe in general and summarize the main forms and methods of professional training of militia officers. It is concluded that in the 1920-s in the Far East there was a system of militia and criminal investigation officers' training that hadn't been developed fully during the period under consideration.
Keywords:
Far East, Russia, militia, historical experience, illiteracy elimination, self-education, professional training, militia and criminal investigation officers, schools of reserve, militia schools.
В начале 1920-х гг., в период нарастания социально-политической напряженности и экономических противоречий в стране, преступность приобрела значительные размеры. На этом фоне обозначился разрыв между уровнем подготовки кадров милиции и профессионализмом преступного мира, наиболее остро стала ощущаться нехватка квалифицированных специалистов.
Проблема подготовки специалистов и создания новых органов охраны правопорядка решалась в кратчайшие сроки, в отсутствие какого-либо опыта и условиях слабого материального и финансового обеспечения. Переход от Гражданской войны к мирному строительству на Дальнем Востоке обусловил необходимость качественного улучшения государственного аппарата.
Обучение командных кадров милиции затруднялось тем, что сотрудники органов милиции - выходцы из рабочих и крестьян - имели низкую общеобразовательную подготовку. 80,3 % лиц начальствующего состава имели низшее образование или научились грамоте самостоятельно, 19,2 % - среднее и лишь 1,6 % - высшее образование. Особое внимание требовалось уделить специальной профессиональной подготовке, так как 97,7 % командного состава милиции в целом по стране не имели специального образования [1, л. 23]. Даже в аппарате Главмилиции НКВД РСФСР в начале 1920-х гг. работали 4,2 % лиц с высшим образованием, 50 % - со средним, остальные были малограмотными [2, с. 21].
Учитывая классовый принцип комплектования кадров, в милиции не приветствовалась деятельность старых специалистов, а пришедшие в ее ряды в первые годы советской власти рабочие и крестьяне не имели профессиональных навыков и специальных знаний. Проблему подготовки кадров милиции предлагалось решить путем создания развитой сети школ и курсов.
Основы системы подготовки кадров были заложены на Дальнем Востоке еще в период существования ДВР. С образованием ДВР, а затем объединением под ее флагом всех областей Даль-
него Востока и созданием централизованного аппарата власти задача подготовки милицейских кадров решалась в двух направлениях: во-первых, путем распространения знаний и опыта через инструктирование, во-вторых, через организацию специального курсового и школьного обучения.
Инструктирование проводилось Главным управлением милиции ДВР, а с сентября 1921 г. (в связи с преобразованием) - главными правительственными и областными инспекторами [3, с. 60]. Наряду с инструктированием как одним из наиболее распространенных способов подготовки работников к практической деятельности в дальневосточной милиции стало вводиться специальное стационарное обучение. Для подготовки командного состава милиции (не только наружной службы, но и уголовного розыска) в городе Чите были организованы Центрально-милицейские инструкторские курсы. Через месяц на базе этих курсов открылась Центральная милицейская инструкторская школа. Первый выпуск Дальневосточной Центральной милицейской инструкторской школы состоялся 13 ноября 1922 г. [4, с. 34].
Приказом Главного управления рабоче-крестьянской милиции Дальнего Востока 2 декабря 1922 г. Центральная инструкторско-милицейская школа народной милиции ДВР была переименована в Центральную милицейскую школу комсостава Дальнего Востока [5, л. 64]. Школа готовила работников милиции следующих категорий: помощников начальников районов и отделений, старших милиционеров, с мая 1923 г. - агентов 1 -го разряда уголовного розыска. В 1922-1923 гг. через курсовую и школьную подготовку Центральной милицейской инструкторской школы Дальнего Востока прошло около одной трети всего состава республиканской милиции и почти половина оперативно-начальствующего состава [6, с. 37].
Кроме того, профессиональная подготовка осуществлялась путем создания школ-резервов, курсовой системы и специализированных школ милиции. Профессиональная и правовая подготовка рядового и младшего начальствующего состава милиции и уголовного розыска осуществлялась через курсовую систему подготовки кадров.
Программа и курсы занятий разрабатывались Управлением РКМ Дальнего Востока и утверждались Дальревкомом по представлению отдела управления Дальревкома. В 1923-1926 гг. в губерниях Дальнего Востока функционировала сеть различных краткосрочных курсов продолжительностью от двух до четырех месяцев, на которых повышали квалификацию около 150 человек [7, л. 193].
Повышению уровня профессиональной подготовки личного состава милиции способствовало принятие коллегией НКВД РСФСР в августе 1928 г. постановления «Об обязательном прохождении поступающими на службу в милицию предварительного месячного курса обучения и испытания». В циркуляре НКВД РСФСР от 14 июня 1929 г. был не только обобщен опыт работы подобных курсов, но и даны подробные рекомендации по совершенствованию системы обучения.
Основной формой профессиональной подготовки милицейских кадров в первой половине 1920-х гг. были школы-резервы, которые содержались за счет местного бюджета. Трех-четырех-месячный срок обучения в данных школах позволял за один год осуществлять 2-3 выпуска. В течение 1923-1924 гг. школы-резервы были организованы в Приморской, Забайкальской и Амурской губерниях [8].
Существенным недостатком обучения являлось то, что школы в целом ряде губерний не имели прочной материальной базы, не были обеспечены квалифицированным педагогическим составом. Краткосрочность обучения в школах-резервах, заменивших в целом ряде губерний губернские школы, не обеспечивала должную подготовку. Серьезным недостатком учебы в этих школах была несистематичность обучения. Курсантов слишком часто использовали для несения постовой службы и оказания иной помощи милиции. Нередко слушатели отвлекались от учебы сразу на несколько дней. Занятия срывались, переносились на другие дни. Преподавателями были в основном практические работники. Оперативная обстановка часто не давала им возможности провести занятия в запланированное время [9, с. 88].
Кроме школ-резервов профессиональная и правовая подготовка младшего начальствующего состава осуществлялась в специальных губернских школах, содержавшихся за счет средств местного бюджета. Однако целый ряд объективных условий, главным образом последствия экономической разрухи, не позволили развернуть школьную работу на должном уровне. Перевод милиции на местные средства не только не улучшил работу по подготовке работников милиции и уголовного розыска, но, напротив, в связи с дефицитом местного бюджета ухудшил ситуацию.
В связи с возникшими трудностями Народный комиссариат просвещения, Народный военный комиссариат, Народный комиссариат юстиции обратили самое серьезное внимание на переподготовку работников, усиление и углубление школьной работы, дальнейшее развитие системы перехода от краткосрочного обучения к созданию школ с долгосрочным обучением.
При наборе курсантов строго соблюдался классовый принцип комплектования. Приоритетное право поступления отдавалось рабочему классу. От лиц, принятых в школу, бралась подписка в том, что по окончании обучения они обязуются прослужить в рядах милиции не менее
двух лет. Принятые в школу курсанты после прохождения мандатной и медицинских комиссий, вступительных экзаменов размещались в общежитиях. На весь период обучения курсанты сохраняли право на получение оклада и обеспечивались вещевым довольствием.
К середине 1920-х гг. в стране в целом и на Дальнем Востоке в частности был накоплен опыт работы по повышению квалификации работников милиции и уголовного розыска. Оценка этой деятельности была дана в циркуляре Народного комиссариата внутренних дел № 223 от 23 апреля 1925 г. губернским и областным исполкомам [10, л. 25]. В циркуляре, наряду с положительным опытом по повышению квалификации сотрудников органов милиции, отмечались определенные недостатки. В частности, закономерной тенденцией начиная с момента перевода милиции на местные средства был процесс быстрого сокращения милицейских губернских школ и численности курсантов в имеющихся школах.
В целях усиления борьбы с преступностью и совершенствования мер по охране правопорядка во второй половине 1920-х гг. сеть школ милиции была расширена. Создание областных школ освобождало местные органы милиции от расходов по обучению младшего командного состава и предоставляло им более широкие возможности для организации подготовки рядовых милиционеров. За каждой областной школой младшего командного состава закреплялось по 6-10 губерний. Так, Иркутская областная школа комсостава милиции готовила кадры для Бурят-Монгольской и Якутской АССР, Иркутской, Забайкальской, Амурской, Приморской и Камчатской губерний [11, л. 38].
Обучение в школе младшего комсостава длилось один год. Учебный план был построен в соответствии с учебным планом среднего комсостава, однако времени на изучение предметов и практику отводилось значительно меньше. Учебный план делился на четыре цикла: общеобразовательный, правовой, военный (со спортивным уклоном) и специально-милицейский.
Средний командный состав готовился в специальных школах с двухгодичным сроком обучения. Эти школы готовили начальников отделений районных и уездных милиций и их помощников, а также работников уголовного розыска первого разряда.
Поступавшие на учебу в школы милиции должны были иметь служебную аттестацию. Направление на учебу получали прежде всего практические работники милиции, демобилизованные из Красной армии, рекомендованные партийными и профсоюзными организациями. Также на учебу направлялись сотрудники, аттестованные на вышестоящие должности, проходившие ранее обучение в учебных заведениях. Тем самым на Дальнем Востоке с развитием школьной подготовки начинали закладываться основы для становления многоуровневой профессиональной подготовки и обучения кадров в системе НКВД СССР. Основные отличия между Центральной милицейской школой Дальнего Востока и областными школами сводились к следующему: 1) различные наименования; 2) положение о центральной милицейской школе предусматривало подготовку среднего и младшего командного состава милиции, в то время как областные милицейские школы - младшего командного состава милиции; 3) срок обучения в Центральной милицейской школе Дальнего Востока в среднем составлял 6-24 месяца, в губернской милицейской школе - 8-12 месяцев. Различия в учебных планах и программах преподавания были сравнительно небольшими.
Большое значение в процессе повышения квалификации работников милиции и уголовного розыска имели все формы обучения: самоподготовка, школы-резервы, курсовая система и, главное, подготовка кадров в Центральной милицейской школе Дальнего Востока и губернских (областных) школах. Рост уровня специального образования на Дальнем Востоке подтверждают следующие данные: в 1924 г. уровень специального образования личного состава милиции (в % к общему числу) составлял 1,2 %, в 1925 г. - 3,9 %, а в 1926 г. - 5,6 %. Однако по РСФСР уровень специального образования милиции и уголовного розыска в 1926 г. составлял 7,6 %. Таким образом, несмотря на тенденции роста, он был ниже, чем в целом по РСФСР, на 2 % [12; 13, л. 23].
Во второй половине 1920-х гг. происходил процесс дальнейшего совершенствования системы обучения кадров. Так, целевое направление было дополнено конкурсом среди абитуриентов, что, несомненно, способствовало отбору наиболее достойных кандидатов. В 1925-1930 гг. стало обязательным прохождение кандидатов через мандатную комиссию до сдачи вступительных экзаменов. Кроме того, если в 1921-1925 гг. членство в партии абитуриента являлось определенного рода преимуществом, то с 1929 г. оно стало обязательным условием, а для лиц, поступающих на Высшие курсы усовершенствования начальствующего состава, вводился трехлетний партийный стаж [14, с. 127].
С октября 1928 г. школы среднего и младшего начсостава милиции были переименованы в школы НКВД административных работников. Позднее (1930) постановлением коллегии НКВД РСФСР оперативное руководство учебными заведениями было возложено на вновь организо-
ванное Управление кадров НКВД РСФСР [15, с. 79]. Однако, несмотря на усиление централизации, контроля за качеством преподавания, в 1920-е гг. кардинально решить проблему профессиональной и служебной подготовки кадров не удалось. Так, по результатам регулярных проверок, производившихся в органах милиции и уголовного розыска, отмечался достаточно низкий профессиональный уровень сотрудников. Из-за слабого материального положения и высокой текучести кадров обученные сотрудники увольнялись из органов, а на обучение вновь принятых требовались новые затраты и время. Так, доля работающих с высшим образованием в органах милиции Дальнего Востока в конце 1920-х гг. составила 0,2 %, со средним - 15,4 %, с низшим -83,7 %, служило неграмотных 0,7 % [16].
Таким образом, в 1920-е гг. на Дальнем Востоке была создана система подготовки кадров милиции и уголовного розыска, которая в рассматриваемый период еще не получила законченного развития. Имело место серьезное несоответствие между материальными возможностями и серьезными задачами по подготовке квалифицированных милицейских кадров. В организационную структуру системы профессионального милицейского обучения входили: школы-резервы -для первоначальной подготовки лиц, принятых на должности милиционеров; губернские (областные), а в дальнейшем межобластные школы - для обучения младшего командного состава, старших и волостных милиционеров, участковых надзирателей; школа среднего комсостава Дальнего Востока - для подготовки руководителей уездных и городских управлений милиции.
Основная закономерность подготовки кадров для дальневосточной милиции заключалась в осуществлении руководства этим процессом партийными и советскими органами. При этом наличествовало строгое соблюдение классового принципа при комплектовании курсов и школ, стремление к сохранению высокой партийной прослойки среди курсантов. Предпринимались значительные усилия для реализации мер по ликвидации неграмотности и повышению профессионального уровня рядового и младшего начальствующего состава милиции и уголовного розыска, которые осуществлялись через курсовую систему подготовки кадров. В процессе становления и развития находилось среднее милицейское образование.
На процессе подготовки кадров значительно сказались трудности восстановительного периода, связанные с преодолением последствий Гражданской войны и интервенции в России, отсутствием опыта организации школ и курсов, недостатком кадров преподавательского состава, слабой материальной базой и трудностями в финансировании учебных учреждений. В этих условиях, для того чтобы выпускать квалифицированные кадры, дальневосточной милиции необходимо было осваивать новые формы учебно-воспитательной работы. В 1920-е гг. была создана основа подготовки кадров милиции и уголовного розыска на Дальнем Востоке, которая получила дальнейшее развитие в последующий период развития страны.
Ссылки:
1. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 48. Д. 70. Л. 23.
2. Российская милиция в документах и фактах. Краткая хроника (октябрь 1917 г. - первая половина 1997 г.). Саратов, 1997.
3. Берляков A.A., Шеронов B.C. Становление и развитие советской милиции на Дальнем Востоке (1917-1926 гг.). Хабаровск, 1985.
4. Николаев П.Ф. Подготовка командных кадров милиции в СССР (1917-1929). Омск, 1969.
5. РГИАДВ (Рос. гос. ист. арх. Дальнего Востока). Ф. 2422. Оп. 1. Д. 1442. Л. 64.
6. Шеронов B.C. Подготовка командных кадров милиции на Дальнем Востоке (1918-1926 гг.) //Актуальные проблемы истории советской милиции : труды. Минск, 1991.
7. РГИАДВ. Ф. 2422. Оп. 1. Д. 1412. Л. 193.
8. Красная Звезда. 1923. 11 июля.
9. Гольдман B.C. Из истории организации школ и курсов милиции РСФСР в 1917-1925 годах // Труды Высшей школы министерства охраны общественного порядка СССР. Вып. 10. М., 1968.
10. РГИАДВ. Ф. 2422. Оп. 1. Д. 1429. Л. 25.
11. Там же. Л. 38.
12. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 88. Д. 13.
13. Там же. Оп. 48. Д. 70. Л. 23.
14. Шамаров В.М. Государственная служба в милиции НКВД РСФСР (становление и развитие правовых и организационных основ). М., 1999.
15. Шамаров В.М. Кадровая работа в милиции НКВД РСФСР (правовые и организационные основы): учеб. пособие. М., 1997.
16. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 69. Д. 13.