Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БССР В 1943-1980-Е ГОДЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БССР В 1943-1980-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НКГБ / МГБ / КГБ / СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Краско Г.Г.

Освобождение территории Белорусской ССР от немецко-фашистских захватчиков, изменение обстановки, вызванное внешними и внутренними факторами, обусловило интенсивный поиск механизмов адаптации государственных органов к новым условиям. Значительное внимание уделялось формированию системы органов государственной безопасности, способных квалифицировано решать задачи по выявлению, предупреждению и пресечению внешних и внутренних угроз безопасности. Отмечается, что она строилась в соответствии с введенным в 1938 году областным административно-территориальным делением БССР. Основными функциональными элементами этой системы являлись центральный аппарат ведомства (наркомат, министерство, комитет), дислоцировавшийся в г. Минске, и управления по областям, которые располагались в областных центрах и в рамках своей компетенции выполняли разведывательные, контрразведывательные и иные задачи, возложенные на органы государственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SYSTEM OF THE STATE SECURITY BODIES IN THE BSSR IN 1943-1980S

The long period of occupation of the BSSR during the Great Patriotic War, the development of the domestic political and international situation in the post-war period determined the adaptation of the state and its institutions to the current changes. Considerable attention was paid to the formation of state security agencies capable of successfully detecting, preventing and suppressing external and internal security threats. In the 1943-1980s the system of the state security bodies in the BSSR was formed in accordance with the administrative division of the republic. To the greatest extent such organization of the activities of the state security agencies provided them with efficiency their integration into the Soviet state mechanism, as well as the with which counterintelligence and other tasks were solved.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БССР В 1943-1980-Е ГОДЫ»

УДК 351.746.1:323.28

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БССР

В 1943-1980-е ГОДЫ

канд. ист. наук Г.Г. КРАСКО (Институт национальной безопасности Республики Беларусь, Минск)

Освобождение территории Белорусской ССР от немецко-фашистских захватчиков, изменение обстановки, вызванное внешними и внутренними факторами, обусловило интенсивный поиск механизмов адаптации государственных органов к новым условиям. Значительное внимание уделялось формированию системы органов государственной безопасности, способных квалифицировано решать задачи по выявлению, предупреждению и пресечению внешних и внутренних угроз безопасности. Отмечается, что она строилась в соответствии с введенным в 1938 году областным административно-территориальным делением БССР. Основными функциональными элементами этой системы являлись центральный аппарат ведомства (наркомат, министерство, комитет), дислоцировавшийся в г. Минске, и управления по областям, которые располагались в областных центрах и в рамках своей компетенции выполняли разведывательные, контрразведывательные и иные задачи, возложенные на органы государственной безопасности.

Ключевые слова: органы государственной безопасности, НКГБ, МГБ, КГБ, система, управление.

Послевоенный период в истории органов государственной безопасности БССР характеризуется поиском оптимальной модели организации и деятельности разведки и контрразведки, а также механизмов адаптации этого специфического государственного института к изменяющейся обстановке. Вместе с тем даже отдельные аспекты этой проблемы представлены только в научно-популярных изданиях КГБ Республики Беларусь и некоторых областных управлениях ведомства [1-3]. Научное изучение процесса формирования системы органов государственной безопасности БССР в послевоенный период фактически не проводилось.

В соответствии со складывавшейся обстановкой и вытекавшими из нее задачами 14 апреля 1943 г. был образован Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) СССР, в систему которого входили народные комиссариаты в союзных и автономных республиках. В краях и областях образовывались управления НКГБ [4, с. 622-623]. В мае - сентябре 1943 г. НКГБ СССР были проведены организационные мероприятия по образованию НКГБ БССР: назначен руководитель (Л. Цанава), для руководства и координации оперативной работой на оккупированной территории на базе функционировавших с января 1942 г. оперативно-чекистских групп были организованы областные оперативно-чекистские центры. В октябре 1943 г. после освобождения части территории БССР был образован центральный аппарат республиканского НКГБ и созданы на базе областных оперативно-чекистских центров подпольные управления НКГБ Витебской, Гомельской, Минской, Могилевской и Полесской областей. В структуру каждого управления НКГБ по областям входили линейные подразделения, которые соответствовали направлениям оперативно-служебной деятельности, и аппараты государственной безопасности в каждом из районов областей.

Освобождение БССР от немецко-фашистских оккупантов, изменение административно -территориального деления БССР обусловили дальнейшее развитие органов государственной безопасности. В соответствии с постановлениями Президиума Верховного Совета БССР от 20 сентября 1944 г. об образовании новых административно-территориальных единиц - Бобруйской, Гродненской и Полоцкой областей, а также переносе областного центра из г. Вилейка в г. Молодечно и переименовании области из Вилейской в Молодечненскую приказом НКГБ СССР от 5 октября 1944 г. были образованы соответствующие управления НКГБ по этим областям. Воссоздание системы органов государственной безопасности завершилось в июне - октябре 1944 г. с освобождением БССР от немецко-фашистских захватчиков и последующим изменением административно-территориального деления республики [5-7].

Победа в войне, переход к мирной жизни, необходимость противодействия в новых условиях разведывательной и иной деятельности иностранных специальных служб, направленной на причинение ущерба интересам советского государства, повлекли за собой изменения в организации работы органов государственной безопасности. В марте 1946 г., в связи с преобразованием народных комиссариатов в министерства, НКГБ был переименован в МГБ - Министерство государственной безопасности СССР [8, с. 634-635]. В соответствии с приказом НКГБ СССР от 22 марта 1946 г. и указом Президиума Вер-

ховного Совета БССР от 26 марта 1946 г. НКГБ БССР также переименовали в Министерство государственной безопасности [9, с. 53-54].

Реорганизация 1946 года не сводилась к смене названия спецслужбы. МГБ предстояло решать задачи по обеспечению государственной безопасности в условиях мирного времени. Для того чтобы противостоять разведывательным органам США, Великобритании и других государств спецслужбе было необходимо повысить качество разведывательной и контрразведывательной работы. Новые штаты МГБ БССР были объявлены приказом министра государственной безопасности СССР от 4 октября 1946 г. Необходимые изменения произошли и в управлениях МГБ по областям. В целом они носили типовой характер, однако имелись и отдельные особенности, вызванные спецификой различных регионов республики. В условиях начавшейся холодной войны, активизации информационно-пропагандистской деятельности иностранных спецслужб и организаций усилилась работа по нейтрализации угроз, которые могли негативным образом повлиять на внутриполитическую ситуацию в СССР.

К негативным последствиям в развитии системы советских органов государственной безопасности привела попытка кардинального реформирования внешней разведки в 1947 году. Так, постановлением Совета Министров СССР от 30 мая 1947 г. разведывательные подразделения выделялись из органов государственной безопасности, а для ведения разведывательной деятельности создавалось самостоятельное ведомство - Комитет информации при Совете Министров СССР. Разрыв традиционных для советской спецслужбы связей разведки и контрразведки, разведок внешнеполитической и военной стал причиной провала этой инициативы. Созданное самостоятельное ведомство внешней разведки оказалось недостаточно работоспособным. В процессе поиска путей выхода из сложившейся ситуации Комитет информации в 1949 году был передан в подчинение Министерства иностранных дел СССР, а военная разведка -в Министерство вооруженных сил. Понижение статуса разведывательных подразделений не привело к повышению качества их работы. В итоге 1 ноября 1951 г. политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о возврате внешнеполитической разведки в МГБ. Реорганизация структуры МГБ БССР и его органов на местах проводилась в зависимости от изменения обстановки и характера задач, которые ставились перед органами государственной безопасности. Важным событием в истории органов государственной безопасности первых послевоенных лет стала передача во ведение МГБ Главного управления пограничных войск и Главного управления милиции из системы органов внутренних дел (во исполнение постановления Совета Министров СССР от 13 октября 1949 г.). Как отмечает В.И. Лазарев, фактически в вопросах организации работы была воспроизведена ситуация начала 1930-х годов, когда органы внутренних дел и пограничники входили в состав ОГПУ СССР [10, с. 7-8].

По нашему мнению, данные решения, принятые в рамках затянувшегося процесса перераспределения сил и компетенций между МВД и МГБ, сложно оценить однозначно. В частности, наряду с улучшением работы по линии милиции, структура ведомства стала еще более громоздкой, а компетенция -менее четкой. На решение не относившихся собственно к сфере обеспечения государственной безопасности задач по линии охраны общественного порядка, уголовного розыска и т.д. отвлекались ресурсы спецслужбы. В свою очередь, решение о передаче пограничных войск в МГБ в тех конкретных исторических условиях представляется правильным: это позволило повысить качество оперативной работы в приграничье, обеспечило должное взаимодействие компетентных подразделений и позволило исключить узковедомственный подход к решению исключительно важных для любой страны вопросов охраны государственной границы.

Преобразования, произошедшие в советских органах государственной безопасности в начале 1950-х годов, по мнению А.И. Пожарова, следует рассматривать и как новую партийно-государственную линию, которая должна была по замыслу И.В. Сталина переориентировать деятельность советских спецслужб на еще более репрессивный курс [11, с. 112-113]. Письмо Сталину от следователя по особо важным делам следственной части МГБ СССР подполковника М.Д. Рюмина о сокрытии на Лубянке данных о вражеском заговоре врачей-сионистов положило начало глубоким переменам в советских органах государственной безопасности [12]. Закрытое письмо ЦК ВКП(б) «О неблагополучном положении дел в министерстве государственной безопасности СССР» от 13 июля 1951 г. в адрес первичных партийных организаций констатировали наличие серьезных проблем в деятельности Министерства государственной безопасности СССР: нарушение сроков ведения следствия и иных норм действующего законодательства, сокрытие от партийного руководства получаемых сведений и положения дел в МГБ, обман партии со стороны министра государственной безопасности СССР генерал-полковника В.С. Абакумова [13, с. 660-663]. Последовавший арест министра и ряда высокопоставленных сотрудников ведомства положил начало масштабным чисткам в органах государственной безопасности.

В 1952 году реформирование органов государственной безопасности приобрело еще больший размах. В сентябре 1952 года штаты МГБ СССР и его местных органов по указанию партийного руководства подверглись сокращению еще примерно на 25%. По решению политического руководства снизилось денежное довольствие значительной части работников МГБ СССР [11, с. 116].

Происходившие в СССР после смерти И.В. Сталина процессы привели к новым переменам в системе органов государственной безопасности. Уже 5 марта 1953 года Совет Министров и Президиум Верховного Совета СССР в совместном постановлении признали необходимым осуществить некоторые мероприятия по улучшению партийного и хозяйственного руководства страной. Согласно этому постановлению большая часть министерств объединялась в более крупные ведомства. В рамках этой кампании политическое руководство страны упразднило прежнюю спецслужбу, приняв решение об объединении органов государственной безопасности и внутренних дел в единое Министерство внутренних дел, главой которого был назначен Л.П. Берия. В БССР решение об объединении МГБ и МВД было утверждено 17 апреля 1953 г. указом Президиума Верховного Совета БССР [14].

В результате реорганизации, проведенной в 1953 году, были упразднены самостоятельные розыскные подразделения органов государственной безопасности. По мнению некоторых исследователей, слияние министерств было вызвано стремлением Л.П. Берии сосредоточить в своих руках основные рычаги по управлению правоохранительными органами с целью борьбы за власть. Однако факты свидетельствуют о том, что Берия при желании мог бы обойтись и без подобной реорганизации. Все оперативные подразделения милиции, а также подразделения пограничных и внутренних войск уже с конца 1940-х годов входили в состав МГБ СССР [10, с. 9-10].

На наш взгляд, для принятия решения об объединении ведомств не было объективных причин. По своей сути данная реорганизация была направлена на усиление личного контроля отдельных представителей советской элиты за внутриполитической ситуацией в стране. При этом политическими лидерами в значительной степени игнорировались требования реальной обстановки и необходимость противодействия внешним угрозам безопасности государства.

Вместе с тем с начала 1950-х гг. спецслужбы иностранных государств стали активно использовать легальные возможности по сбору информации, объектом их разведывательного интереса становились предприятия и научно-исследовательские институты, в интересах разведки использовались новейшие достижения науки и техники. В результате дальнейшего развития внутриполитической ситуации в СССР, с учетом изложенных факторов, а также снижения качества оперативной работы единого МВД по линии обеспечения государственной безопасности структура объединенного ведомства была признана громоздкой и не способной обеспечить необходимую оперативность в работе [15, с. 353]. В рамках административно-территориальной реформы постановлением Президиума Верховного Совета БССР от 8 января 1954 г. были упразднены Барановичская, Бобруйская, Пинская, Полесская и Полоцкая области, что привело к трансформации системы органов государственной безопасности и перераспределению подчиненности подразделений управлений МВД в соответствии с новым административно-территориальным делением Белорусской ССР [16].

В докладной записке, направленной 4 февраля 1954 года в ЦК КПСС из МВД СССР, существующее организационное построение Министерства внутренних дел и его органов было признано громоздким и «не в состоянии обеспечить должного уровня агентурно-оперативной работы». Для улучшения разведывательной и контрразведывательной работы предлагалось «выделить из МВД СССР оперативно-чекистские управления и отделы» [17, с. 15-16]. Предусматривалось, что реорганизация позволит сократить численность оперативных подразделений по линии органов государственной безопасности на 20% [18, с. 686]. Названные обстоятельства привели к принятию политическим руководством Советского Союза решения об очередной реорганизации спецслужбы. Президиум ЦК КПСС одобрил выделение из состава МВД органов государственной безопасности. В постановлении ЦК КПСС от 12 марта 1954 г. «О работе органов государственной безопасности» была дана оценка их деятельности, вскрыты отдельные недостатки и определены мероприятия по дальнейшему совершенствованию. В соответствии с этим постановлением указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1954 г. органы государственной безопасности были вновь выделены в самостоятельное ведомство - Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР (союзно-республиканский орган, действовавший на правах министерства) [15, с. 353]. Аналогичные изменения произошли во всех регионах СССР: были образованы комитеты госбезопасности в союзных и автономных республиках, в краях и областях образовывались управления КГБ.

Де-юре Комитет государственной безопасности при Совете Министров БССР был образован 19 мая 1954 г. в соответствии с указом Президиума Верховного Совета БССР [19].

В связи с масштабным сокращением кадров в органах государственной безопасности приказом Председателя КГБ при Совете Министров СССР от 30 апреля 1954 г. дислоцировавшаяся в г. Могилеве средняя специальная школа КГБ при Совете Министров СССР № 301 была расформирована [20, л. 342-344]. Однако в тоже году, с учетом того, что во Львове Школа № 302 КГБ размещалась в недостаточно приспособленном для учебного процесса и проживания курсантов здании, руководство КГБ приняло решение о ее передислокации в г. Могилев. В рамках реализации этого решения 29 ноября 1954 г. были утверждены новые штаты средней специальной школы № 302 КГБ при Совете Министров СССР [21, л. 59-66, 106-107]. Эта интеграция обеспечила дальнейшее качественное совершенствование, закономерную трансформацию и повышение статуса учебного заведения в системе советских органов государственной безопасности до уровня Высших курсов КГБ при Совете Министров СССР в ноябре 1964 года [22, л. 59-66].

В 1960 году была проведена последняя областная трансформация БССР - указом Президиума Верховного Совета БССР от 20 января 1960 г. была упразднена Молодечненская область, а ее районы распределены между Витебской, Гродненской и Минской областями [23, с. 41]. Логичным итогом реформирования стала реорганизация системы органов государственной безопасности - упразднялось управление КГБ при Совете Министров БССР по Молодечненской области. Это реформирование совпало с очередным сокращением штатной численности органов государственной безопасности, проведенным, не смотря на сделанные в 1959 году в докладе внеочередному XXI съезду КПСС Н. Хрущевым заявления о том, что «надо укреплять органы государственной безопасности, острие которых прежде всего направлено против агентуры, засылаемой империалистическими государствами. Наши враги затрачивают огромные средства на подрывную работу против социалистических стран. Как же мы можем ликвидировать органы, которые призваны охранять безопасность социалистического государства! Это было бы глупо и преступно» [24, с. 105].

Несмотря на увеличение в 1960 году площади Минской области и рост ее промышленного потенциала, в 1963 году было упразднено управление КГБ по Минской области, а его функции по контрразведывательной работе переданы в одно из подразделений КГБ при Совете Министров БССР, а затем - в самостоятельный в структуре центрального аппарата отдел по Минской области. По нашему мнению, проведенные изменения в организации контрразведывательной работы на территории важнейшей административной-территориальной единицы не отвечали требованиям обстановки и противоречили устоявшимся подходам к управлению органами государственной безопасности. Такая ситуация сохранялась до 1974 года, когда в результате поиска действенных механизмов оптимизации системы органов государственной безопасности было принято решение о воссоздании УКГБ по Минской области [25]. С этого времени система органов государственной безопасности БССР, вплоть до 1991 года не изменялась. Проводившиеся изменения были ограничены структурными реорганизациями в рамках сформированной системы. Преобразование КГБ при Совете Министров БССР в КГБ БССР в 1978 году следует рассматривать как переименование названия ведомства, при котором система органов государственной безопасности не претерпела изменений. На протяжении 1980-х гг. система органов государственной безопасности БССР оставалась стабильной. В рамках общесоюзных тенденций в развитии органов КГБ вносились необходимые изменения в их структуру, которые вместе с тем не носили системного характера.

Таким образом, наиболее интенсивно формирование системы органов государственной безопасности БССР происходило в 1943-1954 гг. В исследуемый период система органов государственной безопасности БССР была сформирована в соответствии с административно-территориальным делением республики. Управление деятельностью органов государственной безопасности БССР на республиканском уровне осуществлял центральный аппарат ведомства (наркомат, министерство, комитет). На областном - управления по областям, которые отвечали за решение возложенных на органы государственной безопасности задач на территории административно-территориальных единиц, находившихся в их оперативном обеспечении, и обеспечивали управление низовыми, районными подразделениями. Эта модель организации деятельности органов государственной безопасности в наибольшей степени обеспечивала их интеграцию в советский государственной механизм, а также оперативность решения контрразведывательных и иных задач. Сформированная система органов государственной безопасности БССР позволяла гибко реагировать на изменение обстановки и вносить необходимые коррективы в содержание своей деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Щит и меч Отечества / КГБ Респ. Беларусь, М-во информ. Респ. Беларусь ; под общ. ред. С.Н. Сухоренко. -Минск : Междунар. центр интеграц. информ. : Обществ. пресс-центр Дома прессы, 2006. - 340 с.

2. Незримый рубеж: Управление КГБ по Брестской области / А. М. Суворов (гл. ред.) [и др.]. - Брест : Полиграфика, 2014. - 247 с.

3. На службе Отечеству : Комитет государственной безопасности Республики Беларусь / авт. концепции и текста А.М. Суворов. - Брест : Полиграфика, 2017. - 424 с.

4. Об организации Народного комиссариата государственной безопасности : постановление ЦК ВКП(б), 14 апр. 1943 г. // Лубянка: органы ВЧК - ОГПУ - НКВД - НКГБ - МГБ - МВД - КГБ, 1917-1991 : справочник / Междунар. фонд «Демократия» ; сост. А. И. Кокурин, Н. В. Петров. - М., 2003. - С. 622-623.

5. О выделении города Молодечно в самостоятельную административно-территориальную единицу областного подчинения : Указ Президиума Верховного Совета БССР, 20 сент. 1944 г. // Сборник законов Белорусской ССР и указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, 1938-1955 гг. - Минск, 1956. - С. 109.

6. О перенесении областного центра Вилейской области БССР и переименовании Вилейской области : постановление Президиума Верховного Совета БССР, 20 сент. 1944 г. // Сборник законов Белорусской ССР и указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, 1938-1955 гг. - Минск, 1956. - С. 110.

7. Об образовании Бобруйской, Гродненской и Полоцкой областей в составе Белорусской ССР : постановление Президиума Верховного Совета БССР, 20 сент. 1944 г. // Сборник законов Белорусской ССР и указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, 1938-1955 гг. - Минск, 1956. - С. 110-111.

8. О переименовании органов НКГБ : приказ МГБ СССР, 22 марта 1946 г., № 00107 // Лубянка: органы ВЧК -ОГПУ - НКВД - НКГБ - МГБ - МВД - КГБ, 1917-1991 : справочник / Междунар. фонд «Демократия» ; сост.

A.И. Кокурин, Н. В. Петров. - М., 2003. - С. 634-635.

9. О преобразовании Совета Народных комиссаров Белорусской ССР в Совет Министров Белорусской ССР : Указ Президиума Верховного Совета БССР, 26 марта 1946 г. // Сборник законов Белорусской ССР и указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, 1938-1955 гг. - Минск, 1956. - С. 53-54.

10. Лазарев, В.И. Деятельность органов государственной безопасности СССР в послевоенный период (1945-1954) /

B.И. Лазарев // Исторические чтения на Лубянке, 2001 год / Федер. служба безопасности РФ ; редкол.: А.А. Зданович [и др.]. - М. ; Великий Новгород, 2002. - С. 3-19.

11. Пожаров, А.И. Сталинская реорганизация МГБ СССР в преддверии новых репрессий. 1951-1953 годы / А.И. Пожаров // Исторические чтения на Лубянке, 2001 год / Федер. служба безопасности РФ ; редкол.:

A.А. Зданович [и др.]. - М. ; Великий Новгород, 2002. - С. 111-120.

12. Заявление М.Д. Рюмина на имя И.В. Сталина о недостатках в работе министра госбезопасности

B.С. Абакумова, 2 июля 1951 г. // Лубянка: органы ВЧК - ОГПУ - НКВД - НКГБ - МГБ - МВД - КГБ, 1917-1991 : справочник / Междунар. фонд «Демократия» ; сост. А.И. Кокурин, Н.В. Петров. - М., 2003. - С. 658-660.

13. О неблагополучном положении дел в Министерстве государственной безопасности СССР : закрытое письмо ЦК ВКП(б), 13 июля 1951 г. // Лубянка: органы ВЧК - ОГПУ - НКВД - НКГБ - МГБ - МВД - КГБ, 1917-1991 : справочник / Междунар. фонд «Демократия» ; сост. А.И. Кокурин, Н.В. Петров. - М., 2003. - С. 660-663.

14. Об объединении Министерства государственной безопасности Белорусской ССР и Министерства внутренних дел Белорусской ССР в одно министерство - Министерство внутренних дел Белорусской ССР : Указ Президиума Верховного Совета БССР, 17 апр. 1953 г. // Сборник законов Белорусской ССР и указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, 1938-1955 гг. - Минск, 1956. - С. 59.

15. Воронцов, С.А. Спецслужбы России : учебник / С.А. Воронцов. - 3-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 443 с.

16. Об упразднении Барановичской, Бобруйской, Пинской, Полесской и Полоцкой областей Белорусской ССР : постановление Президиума Верховного Совета БССР, 8 янв. 1954 г. // Сборник законов Белорусской ССР и указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, 1938-1955 гг. - Минск, 1956. - С. 125-126.

17. Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседания. Стенограммы. Постановления : в 3 т. / гл. ред. А.А. Фурсенко, отв. сост. В.Ю. Афиани. - М. : РОССПЭН, 2003. - Т. 1 : Черновые протокольные записи заседания. Стенограммы. - 1344 с.

18. Письмо С.Н. Круглова в Президиум ЦК КПСС о выделении органов государственной безопасности из МВД // Лубянка: органы ВЧК - ОГПУ - НКВД - НКГБ - МГБ - МВД - КГБ, 1917-1991 : справочник / Междунар. фонд «Демократия» ; сост. А.И. Кокурин, Н.В. Петров. - М., 2003. - С. 684-687.

19. Об образовании Комитета государственной безопасности при Совете Министров Белорусской ССР : Указ Президиума Верховного Совета Белорус. ССР, 19 мая 1954 г. // Сборник законов Белорусской ССР и указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, 1938-1955 гг. - Минск, 1956. - С. 66.

20. Центральный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ЦА ФСБ). - Ф. 66. Оп.1 Д. 1615.

21. ЦА ФСБ. - Ф. 66. Оп.1 Д. 1623.

22. ЦА ФСБ. - Ф. 66. Оп.1 Д. 2213.

23. Елизаров, С.А. Трансформация областного деления БССР (1944-1960 гг.) / С.А. Елизаров // Ученые записки УО «ВГУ им. П. М. Машерова» : сб. науч. трудов. - Витебск, 2013. - Т. 15. - С. 35-43.

24. Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза, 27 января - 5 февраля 1959 г. : стеногр. отчет : в 2 т. - М. : Красный пролетарий, 1959. - Т.1. - 592 с.

25. Управление КГБ по г. Минску и Минской области [Электронный ресурс] // Комитета государственной безопасности Республики Беларусь. - Режим доступа: http://kgb.by/ru/ukgb-minsk-ru/. - Дата доступа: 14.04.2018.

Поступила 07.03.2018

FORMATION OF THE SYSTEM OF THE STATE SECURITY BODIES IN THE BSSR IN 1943-1980s

H. KRASKO

The long period of occupation of the BSSR during the Great Patriotic War, the development of the domestic political and international situation in the post-war period determined the adaptation of the state and its institutions to the current changes. Considerable attention was paid to the formation of state security agencies capable of successfully detecting, preventing and suppressing external and internal security threats. In the 1943-1980s the system of the state security bodies in the BSSR was formed in accordance with the administrative division of the republic. To the greatest extent such organization of the activities of the state security agencies provided them with efficiency their integration into the Soviet state mechanism, as well as the with which counterin-telligence and other tasks were solved.

Keywords: state security bodies, NKGB, MGB, KGB, system, management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.