История
History
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.046.019.201902.125-136
УДК 94 (470.42)
А. И. Лушин1, И. В. Калинин2
1 Северо-Западный институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
(Санкт-Петербург, Россия), e-mail: [email protected]
2 Северо-Западный институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
(Санкт-Петербург, Россия), e-mail: [email protected]
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРИОД ХРУЩЕСКОЙ «ОТТЕПЕЛИ»
Введение. Эпоха хрущевской «оттепели» является переломным моментом в истории развития органов государственной безопасности. Происходят разрыв идейной связи между чекистскими методамиработы1 и вновь образованными Комитетом государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР, переосмысление структуры, целей и задач ведомства в соответствии с новой политикой правящей власти. Методы исследования. С целью исследования реформаторских веяний в органах государственной безопасности 1953-1964 гг были использованыт. метод историзма, позволяющий рассмотреть институт органов государственной безопасности в контексте определенно-исторических условий его существования, а также элементыг сравнительно-исторического метода, создающего общее представление о задачах и целях ведомства с начала его существования в РСФСР и до конца рассматриваемого в статье периода. Результаты и обсуждение. Анализ общедоступных источников имеющейся научной литературыг позволил очертить границыг модернизационныых процессов в органах государственной безопасности периода хрущевской «оттепели»». Фактический переход наследника ВЧК -ОГПУ - НКВД - НКГБ - МГБ из подчинения государственной к партийной власти определил дальнейшее развитие КГБ. Целиком и полностью подчиненное партийному аппарату ведомство трансформировалось в зависимости от интересов находившейся у власти политической номенклатурыОднако отсутствие конкретной полиики и явное недоверие Н С. Хрущева к органам государственной безопасности привело к неоднозначным результатам в отношении эффектив-ностиработыг КГБ, призванного обеспечить защиту страны,. К негативным последствиям быгли отнесеныт. «родовая травма»» КГБ после XX съезда КПСС, обличающая нарушение законности вчерашними чекистами, во многом ослабившая морально-психологический климат внутри системы, и превращение комитета, призванного защищать государство и его граждан от внутренних и внешних угроз, в партийный придаток с условием неприкосновенности партийных служащих, что привело к снижению законности Позитивныге итоги трансформации органов государственной безопасности заключались в частичной либерализации установленной системы, смягчении методов работыг КГБ, переориентации на защиту государства от внешних врагов, создании правового фундамента деятельности ведомства и продвижении его положительного имиджа.
© Лушин А. И., Калинин И. В., 2019
Ключевые слова: хрущевская «оттепель», органы государственной безопасности, Комитет государственной безопасности, трансформация КГБ.
Для цитирования: Лушин А. И., Калинин И. В. Трансформация органов государственной безопасности в период хрущевской «оттепели» // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2019. - Т. 19, № 2. - С. 125-136. DOI: 10.15507/2078-9823.046.019.201902.125-136
Aleksandr I. Lushin1, Ivan V. Kalinin2
1 North-West Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and
Public Administration under the President of the Russian Federation (St. Petersburg, Russia), e-mail: lushinai@ mail.ru
2 North-West Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and
Public Administration under the President of the Russian Federation, (St. Petersburg, Russia), e-mail: [email protected]
TRANSFORMATION OF STATE SECuRITY AGENCIES IN THE PERIOD OF THE KHRuSHCHEV'S Thaw
Introduction. The epoch of Khrushchev's "thaw" is a turning point in the history of the development of state security agencies. There is a break in the ideological connection between Cheka agency's methods of work and the newly formed State Security Committee under the USSR Council of Ministers, a rethinking of the structure, goals and objectives of the department in accordance with the new policy of the ruling authorities. Research methods. In order to study the reform trends in the state security bodies of1953-1964, in the article the method of historicism was used. It allows to consider the institute of state security bodies in the context of the definitely historical conditions of its existence. Besides the elements of the comparative historical method was used for creating a general idea of the tasks and goals of the department from the beginning of its existence in the RSFSR and until the end of period. Results and discussion. The analysis of publicly available sources of scientific literature has allowed to delineate the boundaries of modernization processes in the state security agencies of the Khrushchev "thaw'' period. The actual transition of the heir to the VChK - OGPU- NKVD - NKGB - MGB from subordination of the state to the party power determined the further development of the KGB. Entirely subordinate to the party apparatus, the department was transformed depending on the interests of the political bureaucracy in power However, the absence of a specific policy and the obvious distrust of N S. Khrushchev to the state security authorities led to mixed results in regarding the effectiveness of the KGB, designed to ensure the protection of the country. The negative consequences included "the birth trauma'' of the KGB after the 20th Congress of the CPSU, denouncing the violation of legality by the past KGB, weakening the moral and psychological climate inside the system and turning the Committee, designed to protect the state and its citizens from internal and external threats, into a party appendage with the inviolability of party employees, which led to a decrease in the rule of law. The positive results of the transformation of the state security bodies consisted in partial liberalization of the established system, softening the methods of the KGB, reorienting to protect the state from external enemies, creating the legal basis of the department's activities and promoting its positive image.
Keywords: the Khrushchev's thaw, state security agencies, Committee for State Security (KGB), transformation of KGB.
For citation: Lushin A. I., Kalinin I. V. Transformation of State Security Agencies in the Period of the Khrushchev's Thaw. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2019; 19(2): 125-136. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.046.019.201902.125-136
JS гуманитарии : актуальные проблемы № 22пю
гуманитарной науки и образования ' " '
Введение
Процесс перехода страны из одного качественного состояния в другое, неразрывно связан с изменениями его базовых институтов власти, подчиняющихся новой политической догме. Период с 1953 по 1964 г. является сложной и противоречивой эпохой преобразований, показывающей необходимость смягчения тоталитарного режима и ликвидации последствий массовых нарушений норм права и законности сталинского периода [5, с. 257]. В данном контексте глубокой реформации подвергаются общество, его экономика и структура власти, а на первый план выдвигается необходимость реорганизации органов государственной безопасности, обеспечивающих защиту нового политического режима и выступающих ключевым инструментом в борьбе за единоличную власть.
Эпоха хрущевской «оттепели», старт которой дали «наследники» Сталина Л. П. Берия и Г. М. Маленков, является переломным моментом в истории развития отечественных органов государственной безопасности. Происходят разрыв идейной связи между ВЧК - ОГПУ - НКВД - НКГБ - МГБ и вновь образованным Комитетом государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР, переосмысление структуры, целей и задач ведомства в соответствии с новой политикой правящей власти. Такая трансформация КГБ в значительной степени повлияла и на становление современных спецслужб, что также обусловливает высокую значимость изучения ключевых тенденций реорганизации органов государственной безопасности во времена «оттепели».
В данном контексте стоит отметить, что закрытый характер большинства документов, отражающих особенности деятельности отечественных органов безопасности, а также бесспорная противоречивость итогов 1953-1964 гг. не позволяют дать однозначную оценку происходящим в отечественных специальных службах изменениям, предо-
ставляя возможность взглянуть лишь на уже рассекреченную и общедоступную часть истории одного из наиболее влиятельных ведомств СССР.
Методы
В ходе исследования использовались метод историзма, позволяющий рассмотреть институт органов государственной безопасности в контексте определенно-исторических условий их существования, а также элементы сравнительно-исторического метода с целью общего представления о задачах и целях, стоящих перед ведомством до рассматриваемого в статье периода - 19531964 гг. - и после него.
Теоретической основой работы послужил источниковый и правовой анализ документов, указывающих на фундаментальную модернизацию органов государственной безопасности в период хрущевской «оттепели», их структурную и идейную трансформацию.
Результаты
Смена лидера на посту главы государства не всегда означает коренные изменения социально-политического и экономического строя в стране, однако непоколебимость жесткого тоталитарного режима, установленного И. В. Сталиным, дала сбой сразу после смерти «вождя всех народов».
Отсутствие преемника И. В. Сталина разделило его ближайшее окружение в борьбе за власть [16, с. 1333]. В день смерти вождя, 5 марта 1953 г., состоялось заседание Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, где было вынесено решение о «коллективном правлении» -должность Председателя Совета министров, а значит, первого человека в правительстве и в партии, была отдана Г. М. Маленкову. Л. П. Берия возглавил Министерство внутренних дел и Министерство государственной безопасности, объединенные 15 марта 1953 г. Законом «О преобразовании министерств», принятым Верховным Советом СССР и МВД СССР; В. М. Молотов - Министерство иностранных дел; Н. С. Хрущев,
сложив обязанности первого секретаря Московского комитета Коммунистической партии Советского Союза, стал одним из секретарей ЦК КПСС. 14 марта 1953 г. Г. М. Маленков был вынужден уступить Н. С. Хрущеву должность первого секретаря ЦК КПСС [13, с. 129].
В рядах «коллективного руководства» Г. М. Маленков, Н. С. Хрущев и Л. П. Берия стали явными лидерами в борьбе за единоличную власть в стране, со значительным перевесом сил на первом этапе в сторону последнего. Дальнейшее социально-политическое развитие страны во многом определялось закулисной борьбой за первенство в гонке за власть, в первую очередь партийного и государственного аппаратов. Фактически смерть И. В. Сталина ознаменовала старт новой эпохи нашей страны - хрущевской «оттепели», характеризующейся кардинальными изменениями как во всех сферах жизнедеятельности населения, так и в новом видении институтов власти, в том числе органов государственной безопасности [17, с. 12].
История специальных служб СССР началась вскоре после Октябрьской революции, когда утопические идеи В. И. Ленина о всеобщем вооружении народа и стремительном подавлении контрреволюционных настроений без создания специальных органов потеряли актуальность. 20 декабря 1917 г. Совет народных комиссаров принял решение о создании Всероссийской Чрезвычайной комиссии (ВЧК), председателем которой стал Ф. Э. Дзержинский. Основными задачами ВЧК выступили выявление и пресечение любого рода действий, направленных против революционных элементов [10, с. 59-60]. При этом широкий спектр прав и полномочий Чрезвычайной комиссии позволял применять
1 Постановление ЦИК СССР «Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел» от 10 июля 1934 года [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL: М1р://%'%гмг.соши11ап1 ra/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc&base=ESU&n=44959#08069949551868263.
2 О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик - в Советы Министров союзных и автономных Республик : закон от 15 марта 1946 года // Ведомости Верховного Совета СССР : сб. - 1946. - № 10.
его сотрудникам жестокие меры против инакомыслящих, например, лишать продовольственных карточек, конфисковать личное имущество и многое другое [14, с. 12].
В феврале 1922 г. функции ВЧК были переданы Государственному политическому управлению при Народном комиссариате внутренних дел, а 15 ноября 1923 г. создано Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), координирующее усилия республик в борьбе с бандитизмом, шпионажем, антиреволюционными настроениями [10, с. 67]. 10 июля 1934 г. ОГПУ сменил общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел, призванный обеспечить общественную и государственную безопас-ность1. 15 марта 1946 г., в связи с принятием Закона «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик - в Советы Министров союзных и автономных Республик», выделенный ранее, в апреле 1943 г., из структуры НКВД Народный комиссариат государственной безопасности, выполняющий функции разведки, контрразведки, правительственной охраны, политической полиции (подавления инакомыслия и оппозиционных настроений среди населения страны) и др., был возведен в статус Министерства государственно безопасности2.
Различные модификации органов государственной безопасности 1917-1953 гг. оставили в системе один неизменный элемент - жесткую карательную функцию, направленную прежде всего против сограждан, в значительной степени укрепившийся во время правления И. В. Сталина. По инициативе вождя был сокращен срок следственных процедур, фактически упразднены институты
Гуманитарий : актуальные проблемы
гума^гарной науки и образования ' " '
прокуратуры и адвокатуры; в ходе рассмотрения уголовных дел ужесточены меры наказания за уголовные преступления, в частности по делам о государственных преступлениях. 1 декабря 1934 г. в свет вышло Постановление ЦИК СССР «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик»3, определяющее отмену обжалования наказания и помилование за террористические акции против работников советской власти, немедленное исполнение наивысшего наказания. Таким образом формировалосьправовая база репрессивного механизма. Апогеем репрессивной деятельности стал изданный Генеральным комиссаром НКВД СССР Н. И. Ежовым приказ № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и антисоветских элементов»4. В результате операции по репрессированию антисоветских элементов около 500 тыс. чел. по стране были репрессированы, большая часть отправлена для отбывания наказания в учреждения системы Главного управления лагерей (ГУЛАГ) [12, с. 63].
Реорганизация органов государственной безопасности, эффективность работы которых была подтверждена результатами их деятельности в годы Великой Отечественной войны [17], стала естественным и даже необходимым явлением в послевоенный период, и особенно в связи с трансформацией социально-экономической системы, установленного И. В. Сталиным режима. Серьезное отклонение деятельности органов государственной безопасности в сторону нарушения норм права и законности, с одной стороны, и потребность в народной и элитарной поддержке - с другой показали необходимость смягчения устоявшейся си-
стемы в соответствии с политической и экономической концепцией послесталинского периода [7].
Примечательно, что перемены положительного свойства начались именно с реформ главы объединенного ведомства МВД и МГБ - Л. П. Берии, который, несмотря на сохранившийся в истории образ репрессионера, крайне жестокого, беспринципного и властного человека, задал тон ряду реформ, в значительной степени смягчающих тоталитарность устоявшегося режима. Его «программа либерализации» была стремительной и однозначной и затрагивала все ключевые сферы общественной жизни. Изменение ведомства, находившегося в его непосредственном подчинении, превращение МВД из репрессивного органа в правоохранительную структуру, отвечающую за защиту прав граждан, стало одной из приоритетных задач [9, с. 286].
Уже 17 марта 1953 г. вступивший в новый ранг Л. П. Берия предоставил Г. М. Маленкову проект постановления, содержащий решения о реорганизации Министерства внутренних дел. Согласно указанному проекту, за МВД оставался лишь оперативный аппарат, надзорные функций за силовыми органами передавались Министерству юстиции, а строительные учреждения системы ГУЛАГа - в соответствующие строительные министерства. Должность первого заместителя председателя Совета министров СССР позволяла Лаврентию Павловичу стремительно воплощать в жизнь намеченные планы, и 18 марта 1953 г. первые шаги по реорганизации МВД были успешно выполнены [11, с. 153].
Постановление Президиума ЦИК СССР «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик» от 1 декабря 1934 года [Электронный ресурс] // 100 главных документов российской истории. - URL: http://doc.histrf.ru/20/postanovleme-prezidiuma-tsik-sssr-ot-1-dekabrya-1934-goda.
Оперативный приказ НКВД СССР «Об операции по репрессированию бышших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов» от 30 июля 1937 года № 00447 [Электронный ресурс] // Memorial. -URL: http://old.memo.ru/history/document/0447.htm.
Ранее, всего через три дня после вступления в должность министра внутренних дел, 9 марта 1953 г., Л. П. Берия распорядился отпустить из ГУЛАГа большую группу политических деятелей. За четыре месяца в должности министра внутренних дел страны ему удалось реабилитировать немалое количество граждан, репрессированных в период правления И. В. Сталина [2].
Еще одним либерально-реформаторским направлением стала широкая амнистия осужденных за преступления небольшой тяжести, не представляющие собой серьезной социальной опасности для общественного порядка, о чем 24 марта глава МВД написал в записке членам Президиума Центрального Комитета. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии» от 27 марта 1953 г. данная инициатива была принята. На свободу вышло около миллиона человек5.
Л. П. Берия ратовал за снижение произвола в правоохранительных органах, всем своим видом и действиями доказывая необходимость выдвижения прав человека на первый план. В целях смягчения устоявшейся карательной системы Л.П. Берия 4 апреля 1953 г. издал указ о прекращении каких-либо пыток и телесных наказаний подследственных и заключенных, отразив это положение в приказе № 0068 «О запрещении применения к арестованным каких-либо мер принуждения и физического воздей-ствия»6. Он также выступил с предложением об отмене права особых совещаний объединенных МГБ и МВД самостоятельно (без участия судебных органов) выносить жестокие приговоры о применении высшей меры наказания.
Большое внимание было уделено выявлению сфальсифицированных дел и ликвидации их последствий. Под руководством министра внутренних дел СССР были созданы и активно функционировали следственные группы, занимающиеся проверкой и пересмотром сомнительных дел. Уже в апреле были собраны доказательства о фальсификации огромного количества дел бывшим руководителем МГБ Игнатьевым. Шла борьба с культом личности Сталина [2].
Активная деятельность Л. П. Берии, обладающего наиболее мощными силовыми рычагами власти, стала одной из причин решительных контрдействий со стороны партийно-политической и армейской элиты, и без того испытывающих страх перед ним. Вследствие хорошо спланированной операции по устранению министра внутренних дел 26 июня 1953 г. был произведен его арест, и уже в конце декабря того же года Берия был осужден и расстрелян [4, с. 50].
Укрупненная Л. П. Берией структура МВД после его расстрела казалась могучей машиной, представляющей опасность для партийно-политической элиты СССР, опасающейся, что такие серьезные рычаги власти, оказавшись в одних руках, потенциально могут породить нового диктатора. Было принято решение о выделении Комитета государственной безопасности из структуры Министерства внутренних дел. 4 февраля 1954 г. вышло соответствующее постановление об организации КГБ при Совете министров СССР7.
5 Постановление Президиума ЦК КПСС «Об амнистии» от 27 марта 1953 года // Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы : в 3 т. - Т. 1. - С. 15 [Электронный ресурс] // Исторические материалы. - URL: http://istmat.info/node/57746.
6 Приказ Министра внутренних дел Союза ССР «О запрещении применения к арестованным каких-либо мер принуждения и физического воздействия» от 4 апреля 1953 года № 0068 [Электронный ресурс] // Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации. - URL: http://unikdoc.rusarchives.ru.
7 Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления. Т. 2 : Постановления. 1954-1958 / гл. ред. А. А. Фурсенко. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. - С. 19-20.
Л'ХСХ ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы
гуманитарной науки и образования ' " '
Таким образом, устранение Л. П. Берии привело к новому витку изменений в истории органов безопасности - второму в период только начавшейся «оттепели». Позиционирование КГБ в качестве ведомства государственного аппарата со временем превратилось в быль. Н. С. Хрущев рассматривал правоохранительные органы в неразрывном симбиозе с партией, подчеркивая, что обеспечение государственной безопасности является одним из ключевых направлений партийной деятельности. Соответственно, вектор развития структурной перестройки и ключевых направлений деятельности задавал ЦК КПСС [7].
Первостепенной задачей, поставленной ЦК КПСС, возглавляемым Н. С. Хрущевым партийным аппаратом, опасавшимся органов государственной безопасности, стало устранение последствий деятельности Л. П. Берии и превращение КГБ в эффективный инструмент борьбы против настоящих врагов страны, а не собственных граждан. В соответствии с поставленной задачей были усилены меры по разведывательной и контрразведывательной деятельности, а взятый курс на мирное сосуществование определил главные тенденции - сокращение штатной численности, упрощение структуры, смягчение карательных мер с пропорциональным увеличением профилактической работы8.
Новая структура органа государственной безопасности была представлена 18 марта 1954 г. в приказе председателя комитета И. А. Серова, разделяя КГБ на десять управлений и шесть специальных отделов, деятельность которых наглядно показывала приоритеты того времени: разведка, контрразведка и борьба с антисоветскими и антисоциалистическими настроениями [14] (рисунок). Установленная структура новой власти все еще отличалась громоздкостью
и несогласованностью. Дублирование ряда функций в главных управлениях и управлениях дезориентировало сотрудников, снижая эффективность работы комитета.
Публичное раскрытие многочисленных фактов нарушения законности, совершенных предшественниками КГБ [3, с. 5], и общий курс на усиление защиты прав населения в совокупности с многочисленными жалобами на незаконное осуждение граждан НКВД - НКГБ - МГБ привел к созданию в мае 1954 г. Центральной комиссии по рассмотрению жалоб и ходатайств, осужденных за противостояние революции. Данная комиссия пересматривала приговоры, вынесенные Коллегией ОГПУ и Особыми совещательными органами МВД и МГБ, ранее упраздненными Л. П. Берией. Активную деятельность вели выездные комиссии Президиума Верховного Совета СССР, амнистирующие коммунистов и обычных граждан. Всего смягчения наказания добились 112 210 осужденных.
По итогам работы вышеуказанной комиссии в 1955 г. была создана Комиссия Президиума ЦК КПСС, занимающаяся оценкой деятельности органов государственной безопасности, функционирующих при И. В. Сталине, материалы которой послужили основой для подготовки доклада к легендарному XX съезду КПСС9. Итоги съезда, открытия, сделанные в ходе него, стали нелегким ударом для органов государственной безопасности, доверие к которым было в значительной степени подорвано. ЦК КПСС смог заявить о необходимости тотального контроля над КГБ со стороны партии и тут же подтвердил, что такой контроль уже установлен - восстанавливается социалистическая справедливость и доброе имя незаконно осужденных, ведется четкая политика в отношении кадров для построения
8 Лубянка: Органы ВЧК - ОГПУ - НКВД - НКГБ - МГБ - МВД - КГБ. 1917-1991. Справочник / под ред. акад. А. Н. Яковлева ; авт.-сост.: А. И. Кокурин, Н. В. Петров. - М. : МФД, 2003. - С. 151.
9 О культе личности и его последствиях // Известия ЦК КПСС. - 1989. - № 3. - С. 128-170.
Главные управления Main Departments
Первое Главное управление
(ПГУ, разведка за границей) First Main Directorate (PGU, intelligence abroad)
Второе Главное управление
(ВГУ, контрразведка) Second Main Directorate (VSU, counterintelligence)
Третье Главное управление
(военная контрразведка) Third Main Directorate (m ilitary counterintelligence)
Восьмое Главное управление
(шифровально -дешифровальное) Eighth General Directorate (encryption-decryption)
Управления Departments
4-е управление
(борьба с антисоветским подпольем)
4th
(struggle with the anti-Soviet underground)
5-е управление
(контрразведыв ательная работа на особо важных объектах)
5th
(counterintellige nce work on particularly important obj ects)
6-е управление 7-е управление
(транспортное) (наружное
наблюдение)
6th
(transport) 7th
(surveillance)
9-е управление
(охрана руководителей
партии и правительства)
9th
(protection of party and government leaders)
10-е управление
(управление коменданта Московского Кремля)
10th (management of the Moscow
Kremlin commandant)
Специальные отделы Special Departments
1-й 2-й
обслуживание служба
объектов атомной оперативной
промышленности техники
1st 2nd
maintenance of operational
nuclear facilities equipment service
3-й
изготовление средств тайнописи, экспертизы и др. 3rd production of means of secret
writing, examination, etc.
5-й
изготовление Отдел «с»
средств Правительствен-
опертехники ная связь
5th department «с»
production of government
operational connection
technology
Рисунок
Структура Комитета государственной безопасности 1954 г.
Figure
Structure of the State Security Committee 1954
высокопрофессиональной и высокоморальной структуры10.
В подтверждение этому в 1957 г. И. А. Серов докладывал партийному аппарату об итогах проведенной в КГБ проверки кадров, не внушающих политического доверия, являющихся нарушителями закона, аморальными и безграмотными личностями. Всего было уволено около 18 тыс. чел. В то же вре-
мя значительно возрос качественный состав служащих КГБ - примерно 80 % сотрудников имели законченное высшее и среднее образование и анкетными данными и поведением в быту олицетворяли высокоморальные принципы социалистической законности [15].
Несмотря на верховенство права и конституционные гарантии граждан на равенство перед законом, необдуманным во-
10 Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы : в 3 т. - Т. 2. Февраль 1956 - начало 1980-х годов. - М. : Международный фонд «Демократия», 2003. - С. 135.
ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы
гуманитарной науки и образования ' " '
люнтаристским решением Н. С. Хрущев запретил правоохранительным органам заниматься разработкой партийной номенклатуры. Таким образом, советские и партийные служащие стали лицами отчасти неприкосновенными, что развязало руки большому количеству недобросовестных членов правящего партийного класса, породив беспрецедентный рост коррупции и положив начало организованной преступности, остановить которую не могли ни КГБ, ни другие правоохранительные органы [16]. Соответственно роль права, вопреки политическим установкам, оказалась в значительной степени принижена.
Последняя крупная реорганизация в органах государственной безопасности, после которой наступила определенная стабильность, произошла вследствие смены руководства КГБ. Сменивший И. А. Серова в 1958 г. А. Н. Шелепин основной своей целью, согласно поручению Н. С. Хрущева, считал реорганизацию КГБ в соответствии с решениями XX съезда КПСС - обеспечение социалистической законности и ускорение процесса десталинизации. Особой политикой ведомства стала условная открытость деятельности КГБ, тесное взаимодействие органов государственной безопасности с населением для скорейшего выявления антисоветских настроений.
Новый председатель КГБ при Совете министров СССР провел очередное масштабное сокращение штата, выстроил новую структуру комитета, оставив по сути лишь два основных направления - разведку и контрразведку, определил переориентацию КГБ на внешние дела, отодвинув внутренние на задний план с учетом «исключительно благоприятной внутренней обстановкой в стране», а также дал старт развитию законодательной базы органов государственной безопасности [6, с. 152].
Фундаментальные принципы формирования КГБ, по мнению А. И. Пожарова, надолго стали основой для работы ведомства. «Положение о Комитете государственной безопасности при Совете министров СССР и его органах на местах», утвержденное ЦК КПСС в 1959 г., оставалось основополагающим документом, определяющим методы работы ведомственной структуры до 1990-х гг. [9, с. 33].
При Н. А. Шелепине был окончательно устанавлен тотальный контроль партии над органами государственной безопасности. Направления деятельности, отдельные операции, ведомственные акты проходили обязательное утверждение в ЦК КПСС. Партия и КГБ активно практиковали совместное проведение профилактической работы соблюдения социалистической законности среди граждан страны.
В процессе трансформации КГБ В. Е. Семичастный, пришедший на смену Н. А. Шелепину и возглавивший комитет в ноябре 1961 г., был всецело ориентирован на создание положительного имиджа ведомства. По его указанию авторитетные советские СМИ печатали интервью с анонимным офицером КГБ, рассказывающим о полной смене сталинского кадрового состава и, соответственно, политической догмы внутри структуры. Был выпущен ряд печатных изданий о героических поступках сотрудников государственной безопасности, их самоотверженности и преданности советскому народу11.
Обсуждение
Проводимые в период хрущевской «оттепели» преобразования в органах государственной безопасности, с одной стороны, были направлены на преодоление жесткого репрессивного сталинского наследия, обеспечение законности и смягчение методов работы ведомства с целью поддержки выстроенной партией политики и оптимизации
Семичастный, Владимир Ефимович - краткая биография. Материалы по русской истории [Электронный ресурс] // Русская историческая библиотека. - URL: http://rushist.com/index.php/russia/3687-semichastnyj-vladimir-efimovich-kratkaya-biografiya.
деятельности КГБ для эффективного обеспечения безопасности советского государства, с другой - препятствовали их нормальному функционированию. Служащие комитета отмечали сложность работы в условиях постоянных перемен, которые не только затрудняли повседневную деятельность аппарата, но и порой необоснованно перечеркивали прошлые успехи органов советских государственной безопасности и создавали помехи для достижения новых высоких результатов в работе специальных служб. Постоянные чистки и реорганизации подрывали морально-психологическое настроение в рядах сотрудников КГБ, вызывая чувства неуверенности и бессмысленности проводимой ими работы, направленной на защиту государственной безопасности [7].
Заключение
Исследование истории развития КГБ имеет исключительно важное значение для понимания современных проблем функционирования системы органов безопасности России. Обращение к эпохе хрущевской «оттепели» - периоду переосмысления политики прошлых лет (десталинизации), коренному изменению взглядов на решение ряда общегосударственных вопросов - дает понимание идейных основ развития ведомства, итогов реформаторских решений.
С одной стороны, именно в этот отрезок времени произошла в значительной степени ликвидация репрессивно-карательного чекистского наследия, внесены либе-рализированные коррективы в идеологию специальных служб, встающих на защиту государства и его граждан, произошло становление правовой базы КГБ, проявилась четкая тенденция к укреплению законности в его деятельности.
С другой - полное подчинение органов государственной безопасности партии, позиционирование КГБ в качестве инструмента, выполняющего волю правящей власти, с недоверием относящейся к ведомству, в значительной мере снизило авторитет комитета. Перманентные реорганизации и верховенство политических предпочтений над законностью и правом в значительной мере осложнили работу КГБ, обеспечивающего стабильность Союза ССР.
Таким образом, очевидно, что становление органов государственной безопасности в 1953-1964 гг. происходило в полном соответствии с партийной политикой, обеспечивая соблюдение ее интересов. Отсутствие четкой программы реформирования органов государственной безопасности не позволило достичь КГБ пика эффективности.
Библиографический список
1. Балашов А. И., Рудаков Г. П. История Великой Отечественной войны (1941-1945): Исторический обзор. - СПб. : Питер, 2005. - 464 с.
2. Берия С. Мой отец - нарком Берия. - М. : Алгоритм, 2013. - 580 с.
3. Бондарь В. А. Министерство государственной безопасности СССР в первые послевоенные годы // Документ. Архив. История. Современность. - 2013. - № 13. - С. 3-11.
4. Курицына Е. В. Развитие организационной структуры советской милиции в 1953-1964 гг. // Известия ПГПУ - 2008. - № 6 (10). - С. 50-53.
5. Мулюков Ш. М. Хрущевская «оттепель» как попытка власти либерализовать общество в рамках традиционной политической системы // Социальная политика и социология. -2009. - № 1 (43). - С. 255-259.
6. Петров Н. В. КГБ и XX съезд КПСС (1954-1960 гг.) // Россия и современный мир. - 2016. -№ 2 (91). - С. 136-154.
7. Пожаров А. И. КПСС и органы Госбезопасности СССР (1953-1964 годы) // Отечественные архивы. - 1997. - № 8 (91) [Электронный ресурс] // Militaruarticle. - URL: http://militaryarticle. ru/obozrevatel/1997-obozrevatel.
WA. ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы т № . ....
гуманитарной науки и образования ' " '
8. Пожаров А. И. Противоречия и споры в историографии деятельности советских органов госбезопасности в период 1953-1964 гг. // Диалог со временем. - 2010. - № 32. - С. 279-307.
9. Пожаров А. И. Современная источниковая база по истории советских спецслужб 19501960-х гг. // Отечественные архивы. - 2009. - № 5. - С. 29-36.
10. Рассказов Л. П. ВЧК - ГПУ - ОГПУ - НКВД в механизме формирования и функционирования политической системы советского общества (1917-1941 гг.): дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01. - СПб., 1994. - 587 с.
11. Рубцов Ю. В. Маршалы Сталина. - М. : Вече, 2013. - 336 с.
12. Сануков К. Н. Приказ № 00447: репрессии по лимиту // Марийский юридический вестник. -2005. - С. 57-63.
13. Устинкин С., Белоус В., Гинзбург Б. Власть и общество в период Хрущевской «оттепели» (1953-1964 гг.) // Отечественный опыт. - 2012. - № 5. - С. 129-133.
14. Шаталов Е. А., Дубровский О. Н. Органы ВЧК в системе аппарата принуждения советского государства: понятие, задачи и функции // Актуальные проблемы российского права. -2015. - № 9 (58). - С. 9-14.
15. Хлобустов О. Иван Серов - Председатель КГБ и автор «Записок из чемодана» [Электронный ресурс] // Чекист.ги. URL: http://www.chekist.ru/article/4915.
16. Loewenstein K. E. Re-Emergence of Public Opinion in the Soviet Union: Khrushchev and Responses to the Secret Speech // Europe-Asia Studies. - 2006. - Vol. 58, № 8. - Р. 1329-1345.
17. Stillman E. O. The Beginning of the «Thaw» 1953-1955 // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. - 1958. - Vol. 317. - Р. 12-21.
References
1. BalashovA. I., Rudakov G. P. History of the Great Patriotic War (1941-1945): Historical Overview. SPb., 2005: 464 p. (In Russ.).
2. Beria S. My Father is Commissar Beria. Moscow, 2013, 580 p. (In Russ.).
3. Bondar' V. A. USSR Ministry of State Security in the Early Postwar Years. Document. Archive. Story. Modernity. 2013; No.13: 3-11. (In Russ.).
4. Kuritsyna E. V. The Development of the Organizational Structure of the Soviet Police in 19531964. Izvestiya PGPU = The Bulletin of PSPU. 2008; 6(10): 50-53. (In Russ.).
5. Mulyukov Sh. M. Khrushchev's "Thaw" as an Attempt by the Authorities to Liberalize Society within the Traditional Political System. Social'naya politika i sociologiya = Social Policy and Sociology. 2009; 1(43): 255-259. (In Russ.).
6. Petrov N. V. KGB and XX Congress of the CPSU (1954-1960). Rossiya i sovremennyj mir = Russia and the Modern World. 2016; 2(91): 136-154. (In Russ.).
7. Pozharov A. I. CPSU and the USSR State Security Bodies (1953-1964). Otechestvennye arhivy = Domestic Archives. 1997; 8(91): 136-154. Available at: http://militaryarticle.ru/obozrevatel/1997-obozrevatel. (In Russ.).
8. Pozharov A. I. Contradictions and Disputes in the Historiography of the Activities of the Soviet State Security Bodies in the Period 1953-1964. Dialog so vremenem = Dialogue with Time. 2010: No. 32: 279-307. (In Russ.).
9. Pozharov A. I. Modern Source Base on the History of the Soviet Intelligence Services of the 1950s - 1960s. Otechestvennye arhivy = Domestic Archives. 2009; 5: 29-36. (In Russ.).
10. Rasskazov L. P. VChK-GPU-OGPU-NKVD in the Mechanism of Formation and Functioning of the Political System of Soviet Society (1917-1941): Dis. dr. juridical sciences: 12.00.01. Saint Petersburg, 1994, 587 p. (In Russ.).
11. Rubtsov Yu. V. Marshals of Stalin. Moscow, 2013, 336 p. (In Russ.).
12. Sanukov K. N. Order No. 00447: Limit Repressions. Marijskij yuridicheskij vestnik = Mariysky Juridical Gazette. 2005: 57-63. (In Russ.).
13. Ustinkin S., Belous V., Ginzburg B. Power and Society in the Period of Khrushchev's "Thaw" (1953-1964). Otechestvennyj opyt = Domestic Experience. 2012; 5: 129-133. (In Russ.).
14. Shatalov E. A., Dubrovsky O. N. The Bodies of the Cheka in the System of Coercion of the Soviet State: the Concept, Tasks and Functions. Aktual'nye problemy rossijskogo prava = Actual Problems of Russian Law. 2015: No.9 (58): 9-14. (In Russ.).
15. Khlobustov O. Ivan Serov - Chairman of the KGB and the Author of "Notes from a Suitcase". Available at: http://www.chekist.ru/article/4915. (In Russ.).
16. Loewenstein K. E. Re-Emergence of Public Opinion in the Soviet Union: Khrushchev and Responses to the Secret Speech // Europe-Asia Studies. - 2006. - Vol. 58, No. 8. - P. 1329-1345.
17. Stillman E.O. The Beginning of the "Thaw" 1953-1955 // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. - 1958. - Vol. 317. - P. 12-21.
Поступила 22. G1. W19.
Сведения об авторах
Лушин Александр Иванович - доктор исторических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления - филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Сфера научных интересов - отечественная история, история оппозиционных движений, история уголовно-исполнительной системы СССР. Автор более 2GG научных и учебно-методических работ. ORCID: https://orcid.org/GGGG-GGG2-3432-9491.
Тел.: +7 812 335-94-94
Е-mail: lushinai@ mail.ru
Калинин Иван Валентинович - аспирант кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления - филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», помощник проректора по международной деятельности Санкт-Петербургского государственного политехнического университета имени Петра Великого. Сфера научных интересов - история органов государственной безопасности. ORCID: https://orcid.org/GGGG-GGG1-8297-1529.
Тел.: +7 812 335-94-94
Е-mail: [email protected]
Submitted ^MUG^.
About the authors
Alexander I. Lushin - Doctor of History, Professor, the Department of State and Municipal Administration, the North-West Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. Research interests: national history, the history of opposition movements, the history of the penal system of the USSR. The author of more than 2GG scientific and educational works. ORCID: https:// orcid.org/GGGG-GGG2-3432-9491
Tel.: +7 812 335-94-94
E-mail: [email protected]
Ivan V. Kalinin - Postgraduate Student, the Department of State and Municipal Administration, the North-West Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Assistant of Vice-Rector for International Activities, St. Petersburg Polytechnic University named after Peter the Great. Research interests: the history of state security. ORCID: https://orcid.org/GGGG-GGG1-8297-1529.
Tel.: +7 812 335-94-94
E-mail: [email protected]
-l'If. ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы № 22niQ
гуманитарной науки и образования ' " '