Научная статья на тему 'Формирование системы контроля курса “английский для академических целей” (на примере студентов III—v курсов механико-математического факультета МГУ)'

Формирование системы контроля курса “английский для академических целей” (на примере студентов III—v курсов механико-математического факультета МГУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ / АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ / МАКРОУМЕНИЯ / МИКРОУМЕНИЯ / ENGLISH FOR ACADEMIC PURPOSES (EAP) / ENGLISH FOR SPECIFIC ACADEMIC PURPOSES (ESAP) / ASSESSMENT SYSTEM / MACROSKILLS / MICROSKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свириденко Ольга Юрьевна

В связи с увеличением мобильности студентов, аспирантов и ученых возрастает потребность в создании курсов английского языка для академических целей. В данной статье рассматриваются ключевые (или макро) умения, которыми в рамках курса должны овладеть студенты, их разделение на микроумения, а также способы контроля сформированности данных умений и подходы к системе контроля курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of the System of Control of the Course “English for Academic Purposes” (Case Study of 3 rd and 4 th year Students of the Faculty of Mechanics and Mathematics at Moscow State University)

Due to increasing academic mobility, the demand for EAP courses is also increasing. The article provides the core (or macro) skills for the course elaborated for the students of the faculty of Mechanics and Mathematics, their division into microskills, and describes means of assessment and approaches to assessment system employed.

Текст научной работы на тему «Формирование системы контроля курса “английский для академических целей” (на примере студентов III—v курсов механико-математического факультета МГУ)»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 1

ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.Ю. Свириденко

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КУРСА

"АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ"

(на примере студентов III—V курсов механико-математического

факультета МГУ)

В связи с увеличением мобильности студентов, аспирантов и ученых возрастает потребность в создании курсов английского языка для академических целей. В данной статье рассматриваются ключевые (или макро) умения, которыми в рамках курса должны овладеть студенты, их разделение на микроумения, а также способы контроля сформированности данных умений и подходы к системе контроля курса.

Ключевые слова: английский для академических целей, английский для специальных академических целей, система контроля, макроумения, микроумения.

Due to increasing academic mobility, the demand for EAP courses is also increasing. The article provides the core (or macro) skills for the course elaborated for the students of the faculty of Mechanics and Mathematics, their division into microskills, and describes means of assessment and approaches to assessment system employed.

Key words: English for Academic Purposes (EAP), English for Specific Academic Purposes (ESAP), assessment system, macroskills, microskills.

В связи с появлением в методике понятия "английский для академических целей", т.е. подхода к преподаванию английского языка, в основе которого лежит идея формирования умений и навыков общения на иностранном языке в ситуациях, с которыми сталкиваются студенты и аспиранты при обучении в высших учебных заведениях и при ведении научно-исследовательской работы за рубежом, возникла необходимость создать соответствующие курсы.

Во многих отечественных вузах обучение "языку для специальных целей" входит в программу курса английского языка, однако для некоторых студентов старших курсов и многих магистрантов

Свириденко Ольга Юрьевна — преподаватель кафедры английского языка механико-математического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, аспирант кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-915-457-64-86, e-mail: olga-sviri88@yandex.ru

и аспирантов общение на темы выбранной специальности фактически сводится к общению на темы получения образования в определенной области. В этом случае возникает необходимость формирования системы контроля курса английского языка для специальных академических целей (ESAP).

Система контроля является важной составляющей любого курса, поскольку она содержит формулировку задач курса, способ проверить их выполнение и возможность при необходимости скорректировать курс. Широко использовавшаяся в отечественных вузах система контроля курса "язык для специальных целей", состоящая из письменного перевода или перевода с листа текста со словарем с иностранного языка на родной, пересказа этого текста на иностранном языке, ответов на вопросы по тексту и сдачи так называемого "лексического минимума" — списка терминов специальности, — не позволяет проверить сформированность умений и навыков общения на иностранном языке в ряде ситуаций, в которых сейчас оказываются студенты или аспиранты, получающие высшее образование или ведущие научно-исследовательскую деятельность.

Разрабатываемый автором курс академического английского опирается на примерную программу дисциплины "Иностранный язык"1, построенную по модульному принципу, и ставит своей целью обучение студентов иноязычному общению в следующих ситуациях:

• обучение в высших учебных заведениях и аспирантуре;

• общение в рамках семинаров и консультаций;

• написание различных научно-исследовательских работ;

• выполнение различных письменных работ, включая эссе, экзаменационные и дипломные работы;

• формальное общение, включая работу с документами, необходимыми для учебы, и защиту диссертационной работы2.

Курс состоит из 4 модулей (каждый модуль составляет 6 кредитов, или 216 академических часов) и рассчитан на 4 семестра. Предполагается, что он станет частью обязательного курса английского языка для студентов механико-математического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

На данный момент наиболее полно разработан последний, заключительный модуль программы, для прохождения которого студентам понадобятся приобретенные в рамках предыдущих модулей знания. По согласованию с руководством кафедры английского

1 Примерная программа дисциплины "Иностранный язык". М., 2009.

2 Hyland K. English for Academic Purposes: an Advanced Resource Book. Routledge, 2006. P. 1.

языка механико-математического факультета было решено организовать факультативный курс "Английский язык для академических целей" для студентов III—V курсов и аспирантов с целью опробовать новую программу на практике перед ее включением в состав обязательного курса. В качестве целевой аудитории выбраны студенты, овладевшие некоторыми академическими умениями на английском языке в рамках обязательного курса английского языка на механико-математическом факультете и получившие оценку "хорошо" или "отлично" за экзамен. Поскольку курс предполагает обучение общению на темы специальности, при разработке учебных и контрольных заданий по возможности максимально используются тексты соответствующей тематики (в данном случае — математики или механики).

Система контроля разработанного курса:

• отражает задачи курса;

• объективна;

• позволяет проверить умение студентов работать с информацией

так же, как и носители языка;

• позволяет максимально рационально использовать отведенное

на курс время;

• прозрачна.

С целью максимально полной оценки умений и навыков, заявленных в задачах курса, предлагается таблица, в которой приведены учебные ситуации, соответствующие реальным ситуациям общения (умение общаться в таких ситуациях отнесем к макроумениям), микроумения (составляющие макроумений), требуемые для адекватного общения и осуществления научной либо учебной деятельности, а также примеры заданий для контроля — именно они использовались в рамках курса.

Объективность оценки обеспечивается за счет использования тестовой системы контроля. Использованные в данном курсе типы тестовых заданий указаны в таблице — это задания на множественный выбор (multiple choice), множественное соответствие (multiple matching), расстановку элементов текста в правильном порядке (scrambled sentences/paragraphs). Для заданий открытого типа объективность достигается за счет четкого указания параметров и критериев оценки.

С целью сместить акцент на формирование у студентов умения работать с информацией так же, как это делают носители языка в аналогичных ситуациях общения, из итогового контроля было решено исключить лексико-грамматическую часть и использовать только задания, предполагающие обработку информации из раз-

Таблица

Макро- и микроакадемические умения и их контроль на всех уровнях речевой деятельности

Макроумения и учебные ситуации Микроумения Контроль сформированности

Аудирование: участие в семинаре в качестве слушателя, общение с научным руководителем, коллегами в процессе подготовки доклада для семинара/ конференции • восприятие на слух основных идей сообщения, их запись; • направленное аудирование (с целью услышать запрашиваемую информацию) • прослушать сообщение, отметить утверждения верно/ неверно/в тексте не сказано; • прослушать сообщение, выделить ключевые слова и примеры, приведенные автором в поддержку своей позиции; • сформулировать основные идеи самостоятельно; • ответить на вопросы по тексту аудирования (вопросы должны касаться как смысла высказывания, так и фактической информации — цифр, дат)

Чтение: изучение различных источников информации и использование различных видов чтения при подготовке к написанию научной статьи / текста доклада • освоение просмотрового, поискового чтения, чтения с детальным пониманием текста; • умение выделять главное и второстепенное; • умение синтезировать информацию из нескольких текстов; • умение работать с поисковыми системами • прочитать отдельные предложения и составить из них абзац (абзац был взят из студенческой работы, посвященной теории решений, и представлял собой определение ключевого понятия работы); • прочитать текст, выделить ключевые мысли; • прочитать текст, расставить абзацы в нужном порядке/ вставить "вырванные" из теста предложения на место; • прочитать текст, ответить на вопросы, выбирая из нескольких вариантов ответа, или ответить на вопросы типа верно/неверно/в тексте не сказано, аргументировать свой выбор; • пересказать своими словами содержание основных идей; • прочитать небольшой текст, перевести с английского языка на русский

Продолжение табл.

Макроумения и учебные ситуации Микроумения Контроль сформированности

Письмо: подготовка к написанию научной статьи и ее тезисов, оформление библиографических ссылок, обучение правилам переписки • планирование; • написание черновика, проверка; • написание заголовка / названия работы / ключевого предложения; • сужение / расширение темы, перифраз; • умение перефразировать и сокращать текст, опуская второстепенные идеи и не искажая смысла главных; • логическое структурирование информации; • корректное использование и правильное оформление цитат, ссылок, сносок, библиографии; • правильное использование в тексте информации, подтверждающей тезисы; • соблюдение лексических и грамматических норм • прослушать / прочитать текст, составить план, оформить основную идею в виде предложения; • прослушать / прочитать текст, сформулировать проблему текста в одном абзаце; • написать план текста; • прочитать уже написанные вступление / заключение / заголовок / тезисы. Найти в каждом из них элементы и фразы / словосочетания / слова, присущие данной части работы3; • написать свой заголовок / тезисы работы (с целью последующего обсуждения в парах); • написать письмо-запрос информации своему другу — студенту университета, в котором вам предстоит проходить стажировку; • написать письмо в редакцию журнала, куда вы бы хотели направить статью для публикации4; • написать статью по выбранной теме в рамках изучаемой специальности к выступлению на конференции

3 McCormack J., Slaght J. English for Academic Study: Extended Writing and Research Skills. University of Press, 2009.

4ArmerT. Cambridge English for Scientists. Cambridge, 2011.

ОО

Окончание табл.

Макроумения и учебные ситуации Микроумения Контроль сформированности

Говорение: участие в семинаре в качестве докладчика, общение с научным руководителем, коллегами в процессе подготовки доклада, общение с другими участниками конференции в перерыве между докладами • умение задавать вопросы уточняющего и иного характера в нужном стиле (формальном или неформальном); • умение соглашаться / не соглашаться / аргументировать свою позицию, вежливо прерывать собеседника; • умение реагировать на комментарии; • умение устно передавать цифровую информацию; • умение выступать перед аудиторией (завладеть вниманием, говорить достаточно четко, громко, интонационно выделять главные идеи и поддерживать контакт с аудиторией); • правильные произношение и интонация, лексическая и грамматическая правильность (не допускаются ошибки, искажающие смысл высказывания или нарушающие выбранный стиль общения) • (в роли научного руководителя) высказать свое мнение о работе студента (исполняющий роль студента делает небольшую часть задания, например формулирует тему своего исследования); • (в роли студента) задать интересующие вас вопросы научному руководителю5 (совместно с написанием тезисов/ заголовка работы); • обсудить в группе проблему, содержащуюся в тексте/ в аудиоматериале (в парах либо в группе); • сделать доклад в группе по теме; задание группы — задавать вопросы докладчику; • (студенты получили роли): познакомиться в перерыве с другими докладчиками, выяснить интересующую их информацию6

5 Агтег Т. Ор. ей.

61Ыс1ет.

личных источников и создание своего текста7. В рамках нашего факультативного курса студентам было предложено написать небольшую (1,5—2 листа А4, 12-й кегль, полуторный интервал) статью по теме специальности, оформить библиографические ссылки, выступить с докладом по своей статье и заслушать доклады других студентов, задавая при этом вопросы, как если бы все происходило на конференции. Для выполнения данного задания студентам придется максимально задействовать умения и навыки, сформированные в течение курса, поэтому представилось наиболее логичным выбрать в качестве итогового контроля именно его.

От промежуточного контроля в рамках факультативного курса решено было отказаться по причине его небольшой продолжительности, что позволило посвятить больше времени обучению студентов общению в ситуациях, недостаточно "весомых" для включения их в итоговый контроль, но с которыми они с большой вероятностью столкнутся в рамках учебной или научной деятельности. К таким ситуациям можно отнести, например, общение с коллегами в перерыве между докладами.

Прозрачность системы контроля курса обеспечивается за счет обсуждения с учащимися параметров оценки заданий8. Разумеется, преподаватель должен контролировать обсуждение и выбор параметров, поскольку целью данного задания не является сформировать систему оценивания того или иного типа заданий.

Наш опыт показал, что подобную систему контроля можно использовать в рамках курса академического английского для студентов механико-математического факультета. Акцент в факультативном курсе академического английского был сделан на текущий контроль, что позволило выделить дополнительное время для развития некоторых умений и навыков. Студентам также предлагались аутентичные задания из современных учебников. В рамках полного курса, согласно рекомендациям Примерной программы, будет введена балльно-рейтинговая система оценки студентов9.

Список литературы

Примерная программа дисциплины "Иностранный язык". М., 2009. Armer T. Cambridge English for Scientists. Cambridge, 2011.

7 Wiggins G. The Case for Authentic Assessment // Practical Assessment, Research & Evaluation. 1990. Vol. 2. N 2. URL: http://PAREonline.net/getvn.asp?v=2&n=2 (дата обращения: 15.11.2011).

8 Rice J. Starting at the End: Assessments as a Guide to Classroom Practice and Learner Autonomy. URL: http://aei.uoregon.edu/ProgramsForTeachers/JenniferRIce-Starting%20at%20the%20End.pdf (дата обращения: 14.11.2011).

9 Примерная программа дисциплины "Иностранный язык".

Hyland K. English for Academic Purposes: an Advanced Resource Book. Routledge, 2006.

McCormack J., Slaght J. English for Academic Study: Extended Writing and Research Skills. University of Press, 2009.

Rice J. Starting at the End: Assessments as a Guide to Classroom Practice and Learner Autonomy. URL: http://aei.uoregon.edu/ProgramsForTeachers/ JenniferRIce-Starting%20at%20the%20End.pdf (дата обращения: 14.11.2011).

Wiggins G. The Case for Authentic Assessment // Practical Assessment, Research & Evaluation. 1990. Vol. 2. N 2. URL: http://PAREonline.net/ getvn.asp?v=2&n=2 (дата обращения: 15.11.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.